Харт с одобрением цитирует слова Джорджа Макдональда: «Кто, любящий брата своего, подкрепляемый любовью Христовой и в смутной надежде, что когда-нибудь этому брату можно будет помочь, не встал бы из собрания блаженных и не сошел в мрачные места отчаяния, чтобы сесть рядом с последними, с единственными неискуплеными, с иудами рода человеческого, и не был бы сам более блажен в адских муках, нежели в небесной славе?» (стр. 81). Однако проблема такого рода рассуждения в том, что в нём чисто воображаемый подвиг – нам не поручали сходить со спасательной миссией во ад, да и осуществить мы ничего подобного не можем – вытесняет то, что нам и поручено, и доступно: «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» ( Мар.16:15: 16 ). Вместо того, чтобы мечтать о самоотверженных спасательных экспедициях в ад, лучше сосредоточиться на том, что Церковь реально делала все это время – перехватывала грешников по дороге туда, научая их покаянию и вере. А обещания, что люди смогут покаяться где-то в неопределенно далеком будущем после смерти, этой миссии явно не способствуют. Любовь к заблудшему брату лучше проявить прямо сейчас, а не после смерти, и в реальности, а не в воображении. Перенос претензий на Бога Харт пишет, что Бог традиционного христианского богословия был бы очень плохим Отцом: «Но, возможно, чтобы полностью понять это, нам придется почти заставить себя рассуждать по-детски. Тогда мы сможем по меньшей мере получить некоторое представление о том, чего не следует ожидать от Бога. Например, отец, наказывающий своего ребенка ради какой-либо иной цели, нежели исправление или моральное усовершенствование этого ребенка, и даже в этом последнем случае не идущий на такие меры неохотно, – скверный отец. Тот, кто жестоко избивает своего ребенка или беспричинно причиняет ему любую ненужную боль, – презренный изверг. Тот же, кто оставляет своего ребенка на произвол судьбы, даже если бы эта судьба заключалась в полностью «справедливых» последствиях собственных решений и поступков этого ребенка, – и вовсе лжеотец, то есть вообще не отец, разве только в самом тривиальном биологическом смысле» (стр. 32).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Вячеслав 4 мая 2011, 00:41 II Я в полном смятении, только перед этим я читал – помолись, и злой дух помысла исчезнет в тебе, откроются двери рая и ты охваченный любовью ко всему земному и небесному, войдешь в них. Как следующий отрывок говорит мне, что я глухой, слепой, и неразумный, что со мной надо говорить только притчами и такая простая вещь как молитва не для моего разумения. Теперь сижу и горько плачу я. Максим, раскройте тайну мне, как всего лишь по молясь избавиться от всех грехов моих. Ведь помысел начало греха – нет помысла и нет греха. Может опять Евангелие открыть: (Мар.4:10-14) 10 Когда же остался без народа, окружающие Его, вместе с двенадцатью, спросили Его о притче. 11 И сказал им: вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах; 12 так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся, и прощены будут им грехи. 13 И говорит им: не понимаете этой притчи? Как же вам уразуметь все притчи? Максим, Максим не оставляйте меня, апостолы с Христом ходили, ушами слышали, глазами смотрели и не понимают. Максим научите меня Вашей молитве. Прошу Вас. Андрей 17 апреля 2011, 21:44 Спаси, Господи! Мария 16 апреля 2011, 20:43 Спасибо огромное за содержательный рассказ! Порой и вправду не хватает то ли сил, то ли мудрости, да еще и искушения подстеригают на каждом шагу. Возьму на заметку " Фабрика добрых помыслов " , а также две мудрые притчи. Спасибо еще раз! сестра Татьяна 15 апреля 2011, 22:11 Замечательный рассказ!Спасибо автору и редактору! р.Б.Фотиния 15 апреля 2011, 12:30 Читаю рассказ второй раз (первый - на Православном Творческом Портале, я там все рассказы Ольги Рожнёвой прочла), и вновь живое чувство сопереживания, как будто это со мной происходит. Рассказы и полезные (добру учат) и талантливые. Жду с нетерпением новых! Помогай Вам Господь, Ольга. Леван 15 апреля 2011, 04:22 Спаси Господи за Ваши интересные рассказы, Ольга. Очень трогательные и душевные, дают пищу к размышлениям... Юрий 15 апреля 2011, 02:57

http://pravoslavie.ru/45943.html

   “Как Исав продал первенство за некую пищу, так многие наследие Царства Небесного, обещанного от Христа, продают за временное сокровище” (Святой Иоанн Златоуст).    “Нет никакой пользы в деньгах, когда бедна душа. Что пользы для богача в обладании всеми благами, когда он не обладает Богом – высочайшим благом” (Блаженный Иероним).    “Блажен богатый, который никогда не теряет из виду богатство благодати” (Святой Иоанн Златоуст).    “Прилепившийся сердцем к богатству земному, не взыскует небесного богатства. Погибнешь, о смертный, если только погибающие собираешь сокровища” (Архиепископ Херсонский).    “Нищ тот богач, который внутри не имеет сокровища душевного хотя бы и всё вне себя имел” (Святой Иоанн Златоуст).    “То истинное богатство, которое, обладая им, потерять не можем” (Блаженный Августин).    “Бог дал тебе богатство с тем, чтобы ты им купил небо” (Святой Иоанн Златоуст).    “Богатство и благотворительность должны быть неразлучны” (Филарет М. Московский).    “Не тот богат, который много имеет, но тот, кто много дает” (Святой Иоанн Златоуст).    “Не богатство заграждает вход в Царство Небесное, но злоупотребление богатством” (протоиерей И.Толмачев).    “Не богатство худая вещь, а худо сребролюбие” (Святой Иоанн Златоуст).    “Бедность Евангельская состоит не в лишении богатства, но в отсутствии привязанности к нему” (Святой Иоанн Златоуст). Цитаты из Библии о богатстве    “Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота” (Притч.22:1).    “Не поможет богатство в день гнева” (Притч.11:4).    “Ищите же прежде Царства Божия и правды Его” (Матф.6:33).     “Как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие!” (Мар.10:24).    “Спешит к богатству завистливый человек, и не думает, что нищета постигнет его” (Притч.28:22).    “Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную” (Гал.6:7-8).    “Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек” (1Иоан.2:16-17).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Но под видом благоразумного спокойствия чаще всего распространяется теперь в обществе легкомыслие и равнодушие в отношении к вере, тот вид душевного настроения, который на языке богословском называется теплохладностью. Не высоко нравственное достоинство этого настроения. Имеется в Священном Писании строгое слово для людей этого склада. Именно, в нем говорится следующее: Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия: знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих ( Откр.3:1416 ). Замечательно, что эта теплохладность в отношении к вере и Церкви наиболее стала обнаруживаться в русском образованном обществе именно тогда, когда к нам, как к членам истинной Церкви Христовой, стали простирать свои руки разные христианские общества, каковы старокатолики, европейские и американские англикане, несториане, копты и другие, ища в Русской Церкви союза с Вселенской Церковью. Достаточно вспомнить последние разительные факты: присоединение к Православной Русской Церкви несторианского епископа Мар Ионы с его многотысячной паствой в 1898 году; недавнее посещение России американским епископом Графтоном в сообществе английского богослова Биркбека и выраженное ими при этом почтение Русской Церкви; образование среди английского духовенства Никейского союза для сближения с Восточной Церковью, а также обнаружившееся в последнее время тяготение к нашей Церкви чехов. В оправдание своей теплохладности ссылаются иногда на обетование Спасителя о том, что Церковь Его врата адова не одолеют ( Мф.16:18 ). Говорят поэтому, что миссионерские усилия отстаивать святую веру – напрасный и малоценный труд. Говорят еще, что усиливающиеся защищать веру и Церковь тем самым обнаруживают слабость своей веры и бессилие Церкви. Мыслящие так упускают из внимания действительные события из жизни Церкви Христовой. Мы спросим их: где теперь такие процветавшие в первые века Христианские Церкви, как Карфагенская, Александрийская и Малоазиатская? От одних из них и следа не осталось, от других существуют слабые остатки – все залито и уничтожено морем магометанства.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Ни при наделе крестьян в 61 году, ни впоследствии Л. Н. Толстой не подарил им земли, а подарил ее своим детям вместе с другими огромными имениями и капиталами. За право на одно лишь издание сочинений журналист Маркс предлагал Толстому 200.000 рублей, и он мог бы выкупить Ясную Поляну у. своей семьи одним росчерком пера, – однако он этого не сделал. Теперь призывается весь чтущий Толстого мир выкупить у семьи Толстого землю для несчастных крестьян, которых Толстому очень жаль (см. Новое Время 1908 г. 10 авг. 11642). Как понимать это воззвание Черткова?! Факт красноречиво говорит сам за себя. Нам думается, что друг только в полном затмении мог выразить подобным образом свое усердие к почитаемому им кумиру. Вот к этому именно кумиру почитатели его безусловно должны стать выше своих пристрастий. Просвещенные в мирском смысле люди стараются спокойно относиться ко всяким явлениям в духовной жизни. Но под видом благоразумного спокойствия чаще всего распространяется теперь в обществе легкомыслие и равнодушие в отношении к вере, тот вид душевного настроения, который на языке богословском называется теплохладностью. Не высоко нравственное достоинство этого настроения. Имеется в священном писании строгое слово для людей этого склада. Именно, в нем говорится следующее: «Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия: знаю твои дела: ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» ( Откр. 3:14–16 ). Замечательно, что эта теплохладность в отношении к вере и церкви наиболее стала обнаруживаться в русском образованном обществе именно тогда, когда к нам, как к членам истинной Церкви Христовой, стали простирать свои руки совне разные христианские общества, каковы – старокатолики, европейские и американские англикане, несториане, копты и другие, ища в русской церкви союза со вселенской Церковью . Достаточно вспомнить последние разительные факты: присоединение к православной русской церкви несторианского епископа Мар-Ионы с его многотысячною паствой в 1898 году, недавнее посещение России американским епископом Графтоном в сообществе английского богослова Биркбека и выраженное ими при этом почитание русской церкви, образование среди английского духовенства Никейского союза для сближения с восточной церковью, а также обнаружившееся в последнее время тяготение к нашей церкви чехов.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Мученик Твой, Господи, (имя) своими страданиями приобрел нетленный венец от Тебя, Бога нашего, ибо, имея силу Твою, низложил мучителей, уничтожил и бессильную дерзость демонов. По молитвам его, спаси наши души. Величание Прославляем Тебя, святой мученик (имя), и почитаем многоценные твои страдания, которые ты перенес за Христа. Тропарь мученикам, гл. 1 (24 окт., 29 дек., 9 мар., 1 авг.). Страданиями святых мучеников, перенесенными за Тебя, Господи, умилостивься, молимся, и исцели все наши болезни, как Человеколюбец. Тропарь мученикам, гл. 3 (15 нояб., 31 янв., 28 июля) Христе Боже, Ты, даровавший нам крепкую стену в чудесах святых Твоих мучеников, по молитвам их уничтожь намерения языческих народов, укрепи могущество христиан, как один Благой и Человеколюбец. Тропарь мученикам, гл. 2 (2 нояб., 28 дек.) Страстотерпцы Господни! Блаженна земля, напившаяся вашей крови, и святы поля, принявшие ваше тело, ибо вы в самых капищах победили диавола и проповедали Христа, Которого, как Благого, молите о спасении наших душ, молимся вам. Стихи псалмов Бог нам прибежище и сила, скорый помощник в бедах. Поэтому не убоимся, хотя бы поколебалась земля ( Пс. 45, 2–3 ). Кто уподобится Тебе, Боже? Не премолчи, не безмолвствуй и не оставайся в покое, Боже, ибо вот враги Твои шумят и ненавидящие Тебя подняли голову, против народа Твоего составили коварный умысел и совещаются против хранимых Тобою ( Пс. 82, 2–4 ). Трупы рабов Твоих отдали на сведение птицам небесным, тела святых Твоих-зверям земным; пролили кровь их, как воду ( Пс. 78, 2–3 ). Ибо за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание. Ты сделал нас притчею между народами. Всякий день посрамление мое ( Пс. 43, 23.15–16 ). Переплавил нас, как переплавляют серебро. Мы вошли в огонь и воду, и Ты вывел нас на свободу ( Пс. 65, 10.12 ). Веселитесь о Господе и радуйтесь, праведные ( Пс. 31, 11 ). Ибо Бог в роде праведных ( Пс. 13, 5 ). И достояние их пребудет во век ( Пс. 36, 18 ). Взывают праведные, и Господь слышит их ( Пс. 33, 18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Adamenk...

Типична и ее судьба. Закрыта в тридцатых годах. Вначале что-то в ней хранили, затем забросили совсем. Но строили раньше добротно, вот и возвышается она , вроде бы и поверженная, без куполов, крестов, новсе равно стремящаяся в небо .Сколько встречаю такие церкви и всякий раз чувство горечи, стыда, обиды не утихает . Я зашел внутрь .В нескольких местах даже сохранились кусочки росписи .Один фрагмент можно рассмотреть хорошо : к Христу спешат дети . Ручонки раскрыты широко, они протягивают их к Господу , на лицах матерей улыбки . Художник рисовал совсем не еврейских детишек , а своих , русских ( благо, натуры кругом было много). Удивительно, он даже передал, как белокурые детские кудряшки ласкает ветерок. " Приносили к нему детей, чтобы он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих. Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царство Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царства Божия, как дитя, тот не войдет в него. И, обняв их, возложил руки на них и благословил их " ( Мар. 10, 13-16). Признаюсь, когда подошел к мосту, устал изрядно. То ли от жары, то ли от непривычки: ведь это был первый день пути. Так что быстрая и прохладная Жиздра была кстати. К тому же, у меня есть своеобразное хобби: когда-то я решил искупаться во всех известных русских реках. В Жиздре я еще не купался. Компанию мне составили пятеро юных цыган. Душой их общества были Зина и Рада. Цыгане купались на противоположном берегу, довольно далеко от меня, но шумовое оформление было такое, что спустя пять минут я не только знал, как их зовут, что они друг о друге думают, но даже все их недостатки. Особенно помогла мне в этом Рада. На вид ей было около 9-10 лет, старшие братья и сестра решили ее научить плавать. Самое интересное, что сама Рада этого не хотела. Особенно досталось Зине. Честно говоря, я и не подозревал, что русский язык в цыганской интерпретации так сочен. Когда Рада проорала, яростно взбрыкивая всеми конечностями, что ее сестра " старая шлюха " , это чуть не кончилось для юной цыганки плачевно.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

8. Мархешван – Наименование этого месяца происходит от аккадского «Арахсамин». Это не одно слово, а два: «арах» означает месяц (и на иврите (yerah) – «месяц», что выглядит фонетически созвучным), а «самни» – «восьмой», , shmone– «восемь», причем нужно помнить, что «м» и «в» часто чередуются. То есть, просто «восьмой месяц». Лексикографы и грамматисты делят название Мархешван на два слова: «мар» и «хешван». Значение первого слова (таг) – «горький». В некоторых общинах было не принято устраивать в этот месяц свадьбы. В этом месяце нет ни одного праздника, и иногда его даже называли (heshvan mar) – «горький Хешван». Название месяца ассоциировалось с неудачей. По преданию, именно в Мархешван Господь взыскал грех с поколения Потопа, и обрушил воды на всех живущих, сохранив жизнь только праведному Ною и его семье. 15-го Мархешвана Иеровоам устроил праздник, придуманный им самим по собственной прихоти, и тем вызвал гнев Божий. В этом месяце вавилоняне, по приказу Навуходоносора, убили пятерых сыновей на глазах у отца, царя Иудеи Седекии (Цадока). 9. Кислев – В Священном Писании название этого месяца появляется дважды: «Слова Неемии, сына Ахалиина. В месяце Кислеве,в двадцатом году, я находился в Сузах, престольном городе» ( Неем. 1:1 ). «В четвертый год царя Дария было слово Господне к Захарии, в четвертый день девятого месяца, Хаслева» ( Зах. 7:1 ). Перевод названия этого месяца связывали со словом, имеющим те же корневые буквы: (khisla) – «упование», «надежда». 24-го Кислева в 164 г. до Р. Х., иудеями была одержана победа над греко-ассирийской армией Антиоха, и установлен праздник Хануки. А главные добродетели в истории Хануки, по мнению еврейских мудрецов, это «надежда и упование на Бога». 10. Тевет – . Название этого месяца встречается в Библии только один раз: «И взята была Есфирь к царю Артаксерксу, в царский дом его, в десятом месяце, то есть в месяце Тебефе, в седьмой год его царствования» ( Есф. 2:16 ). Толкование названия месяца также связано с именем царицы Есфирь, которая в судьбе Израиля рассматривалась как «величайшее благо»: на иврите «благо» – (tov).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kamenny...

Лк.6:29 . Биющему тя в ланиту, подáждь и другýю: и от взимáющаго ти ризу, и срачицу не возбрани. (Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку.) Биющему тя в ланиту (ударившему тебя по щеке) подажд (подставь) и другую. У еванг. Матфея пред этими словами сказано: вы слышали, что сказано древним: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому ( Мф.5:38, 39 ]. Око за око, зуб за зуб (Чит. Исх.21:24 ; Лев.24:20 ; Втор.19:21 ). Этот суровый закон, – пишут св. отцы, – дан был «не для того, чтобы друг у друга вырывать глаза, но чтобы удерживали руки свои от обиды: ибо обидящий боялся подвергнуться тому же, чему подвергает обижаемого». (Злат, и Феофил.) Впрочем, сам же закон и пророки ограничивали действие этого закона запрещением и обличением любомстительности. Так в книге Левит внушается: не ищи крови друга твоего, не мсти, люби другого, как себя ( Лев.19:16, 18 . Еще чит. Пл. Иер.3:27, 30 ).. Этот суровый закон, как и другие подобные, дан был по жестокосердию или грубости евреев. ( Мф. 19:8 ; Мар. 10:5 ) Не будь сего закона, обиженный мог бы отплачивать не равным, а большим злом. Он, конечно, не согласен с высокою христианскою любовию, которую принес Христос – Законодатель нового завета, а потому Господь и отменяет, или, лучше, усовершает этот закон. Он учит: Не противься злому, но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему другую. Не противься злому… т. е. не противься злому действию со стороны недоброго или злого человека, напр, нанесению обиды, не отвечай тем же, не мсти за обиду, но отвечай на нее готовностию принять новую обиду; неправильную притязательность, как учит Господь далее (40 и 41 ст.), удовлетворяй вдвое больше, – словом, побеждай врага великодушием и незлобием. Это – истинно христианский закон! Слова Спасителя: не противься злому направлены прямо против иудейской любомстительности; а потому, без сомнения, ими не запрещаются общественные меры, как равно и частные личные заботы к ограничению зла, ненарушимости правды, вразумлению и наказанию тех, кто делает зло: иначе всюду зло восторжествовало бы, а добродетель была бы подавлена.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Приведем пример. Плутарх рассказывает, как Красс передал Цицерону письмо, предупреждавшее его о злодейских планах Катилины. Вот как об этом сказано в жизнеописании Красса: «Цицерон рассказывает, как Красс, явившись к нему ночью, принес письмо, касавшееся дела Катилины, и уже тогда под­твер­дил, что заговор существует» (Красс 13.3). Здесь мы видим, как письмо приносит один Красс. Но в жизнеописании Цицерона картина выглядит иначе: «Немного спустя, когда приверженцы Катилины в Этрурии уже собирались в отряды, и день, назначенный для выступления, близился, к дому Цицерона среди ночи пришли трое первых и самых влиятельных в Риме людей – Марк Красс, Марк Марцелл и Метелл Сципион. Постучавшись у дверей, они велели привратнику разбудить хозяина и доложить ему о них. Дело было вот в чём. После обеда привратник Красса подал ему письма, доставленные каким-то неизвестным. Все они предназначались разным лицам, и лишь одно, никем не подписанное, самому Крассу. Его только одно Красс и прочел и, так как письмо извещало, что Катилина готовит страшную резню, и советовало тайно покинуть город» (Цицерон 15:1–4). Тут уже трое знатных римлян являются к Цицерону, и упоминается не одно, а несколько писем. Это не путаница со стороны Плутарха – это вполне сознательный литературный прием. В жизнеописании Красса речь идет о Крассе – и автор подчеркивает его роль, оставляя остальных в тени. Мы могли бы счесть это противоречием, исходя из наших современных представлений о том, как пишутся биографии, но для античных жизнеописаний это было общепринято. Трудно не заметить параллели (на что Ликона и обращает внимание) с теми расхождениями, которые мы видим в евангельских повествованиях. У Матфея и Марка ко гробу приходят три женщины: «По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его» ( Мар.16:1 ). У Иоанна повествование сосредоточено на Марии Магдалине: «В первый же [день] недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно, и видит, что камень отвален от гроба» ( Иоан.20:1 ), хотя в следующем стихе появляется множественное число, которое подразумевает присутствие других женщин: «Итак, бежит и приходит к Симону Петру и к другому ученику, которого любил Иисус, и говорит им: унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его» ( Иоан.20:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010