Так же как и преп. Марк, термин «природа» использовал и другой полемист с несторианством – свт. Феодот, епископ Анкирский 306 , активный участник III Вселенского собора, который, по версии И. Кунца, возглавлял как раз ту епархию, в которой преп. Марк и написал сочинение «Против несториан». Акцент на Божестве Христа, как поясняет свт. Кирилл, был сделан полемистами с несторианством для того, чтобы отстоять Единство во Христе 307 . Для защитников православия было важным указать, что именно Бог Слово рождён от Девы, претерпел страдания и был прославлен 308 . Для обозначения человечества во Христе преп. Марк использует слова: «плоть» (σρξ) 309 , тело (σμα) 310 и «человек» (νθρωπος) 311 . Указывает он и на то, что Христос воспринял человека в полноте (τλειος) 312 . В сочинении «Прение схоластика с аввою Марком» преподобный пишет, что Господь соединился с нами и плотью, и духом (μν δι σαρκς κα πνεματος κοινωνσας) 313 . Преп. Марк приводит риторический вопрос несториан, которым они пытались показать абсурдность православного учения: «Бог распинается, или Бог умирает, или алчет, или утруждается?». На это он отвечал, что задающие этот вопрос забывают о Воплощении 314 или же скрывают его 315 . Вопрос, по преп. Марку, должен звучать так: «как это, что Христос умер, пострадал, алкал?» 316 . Но на прямой вопрос «Пострадавший за нас – Бог или нет?» преп. Марк отвечает утвердительно, делая соответствующие уточнения, что пострадал «Бог, но не лишённый человечества» 317 . О Рождестве Христовом, преп. Марк пишет, что рождён был не только Бог (γυμνς Θες) и не простой человек (ψιλς νθρωπος), а Христос, который и то и другое вместе (συναμφτερον) 318 . Может быть, по причине этой терминологической осторожности преп. Марк не использует именования «Богородица», так как в этом слове не уточняется, что Бог родился от Марии по человечеству. Говоря об исповедании апостола Петра ( Мф.16:13–18 ), преподобный, обращаясь к еретику, призывает его исповедать «рождённого от Марии Сына Человеческого как Сына Божия» 319 . А далее задаёт вопрос, о том, Кто такой Сын Человеческий, считая неправильным ответом тот, что Он – единственно Бог Слово, так и то, что Он – простой человек 320 . Здесь нужно учитывать, что в ту эпоху использование слова «Богородица» не было повсеместным, а преподобный писал своё сочинение «О Воплощении» для нужд исключительно местной церкви 321 . Это сильно отличает преп. Марка от других защитников православия, писавших в то время. Для последних защита православия во многом означала защиту именования «Богородица» 322 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Podvizhni...

Говоря иной раз, что в Крещение обретается Христос, в другой – что подается Святой Дух, преп. Марк поясняет, что в Крещении приемлются все Лица Пресвятой Троицы. Подтверждают это слова Христа: «кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14. 23), а также то, что Св. Дух именуется как Духом Божиим, то есть Духом Отца, так и Духом Христовым. Слова апостола Павла, что христиане имеют начало Духа (Рим. 8. 23), преп. Марк разъясняет так, что дары Духа действуют в земной жизни лишь отчасти. Святой Дух не делится и не изменяется, но действует в каждом в той мере, в которой человек способен Его воспринять. Утверждая, что в Крещении обретается Бог, преп. Марк не считал, что происходит это механически:«твердо верующим Дух Святой дается тотчас по Крещении; неверующим ( πιστος ) же и зловерным и по Крещении не дается» . Под неверующим преп. Марк понимает не только тех, кто не верит в Бога, но и тех, кто в жизни не руководствуется этой верой. Верующий, для преп. Марка это тот, кто исполняет Христовы заповеди . Преп. Марк не отрицает действительность Крещения, совершенного над теми, кого он называл неверующими и зловерными. По учению преподобного, все люди в Крещении становятся способными ( δεκτικς ) к принятию действий и даров Святого Духа . В этом учение преп. Марка схоже с тем, о чём писал преп. Максим Исповедник, который реальность таинства Крещения описывает через учение о двойственности рождения от Бога. Первое рождение совершается в таинстве Крещения и подает благодать усыновления в состоянии возможности ( δναμις ), а второе рождение есть приведение этой возможности в состояние осуществления ( νργεια ). Преп. Марк раскрывает учение о дарах, которые даются христианину в таинстве Крещения. Одним из них является сила ( δναμις ) к исполнению заповедей, имея которую, человек может освободиться от власти греха . Заповеди, свобода совершать которые даруется в Крещении, преп. Марк, вслед за ап. Иаковым (Иак. 2. 12), именует «законом свободы» ( νμοςλευθερας ), а также «заповедями свободы» ( ντολη λευθερας ) . Свящ. Писание, по словам преп. Марка, дела возрожденного человека называет «делами обновления, свободы и света», тем самым давая понять, что происходят они от благодати, данной в Крещении, а не являются тем способом, с помощью которого  человек самостоятельно истребляет грех , как о том учили мессалиане.

http://bogoslov.ru/article/2554246

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАРК ПУСТЫННИК [Греч. Μρκος Ερημτης] (Марк Подвижник, Марк Отшельник, Марк Монах, авва Марк) (1-я пол. V в.- после 430), прп. (пам. 5 марта), автор аскетических и догматико-полемических сочинений. Житие Биографические сведения о М. П. скудны и основываются на упоминаниях позднейших авторов. О егип. происхождении М. П. говорит заглавие его сочинений в древнейшей сир. рукописи Lond. Brit. Lib. Add. 12175, датированной 533-534 гг., где М. П. именуется «Египетский». Георгий Амартол (IX в.) трижды упоминает М. П. в своей «Хронике» ( Georg. Mon. Chron. Vol. 1. P. 103-104; Vol. 2. P. 593, 599), называя его учеником свт. Иоанна Златоуста наряду с другими персоналиями, жившими в нач. V в. Никифор Каллист Ксанфопул (нач. XIV в.) в «Церковной истории» ( Niceph. Callist. Hist. eccl. XIV 30//PG. 146. Col. 1157A, 1256CD) также говорит о М. П. как об ученике свт. Иоанна Златоуста и приводит подробности, независимые от сообщения Георгия Амартола и, возможно, восходящие к не сохранившемуся до настоящего времени источнику ( Durand. Introd. 1999. P. 22-23). Сир. писатель Фома Маргский (IX в.) в «Книге глав» сообщает о некоем Макарии, который противостоял ереси мелхиседекитов во время управления Александрийской кафедрой архиеп. Феофилом I († 412) ( Budge E. A. W. The Book of Governors: The Historia Monastica of Thomas, Bischop of Margâ, AD 840. L., 1893. Vol. 1. P. 52-53). Ввиду схожести написания имен Макарий и Марк в сир. консонантном письме, а также наличия в корпусе сочинений М. П. Слова против мелхиседекитов О. Хессе предложил считать данное сообщение касающимся М. П. и относить деятельность преподобного к 385-412 гг. ( Hesse. 1967). Поскольку в сочинениях М. П. присутствует антинесторианская полемика, принято датировать его кончину после 430 г. М. П. в агиографии и гимнографии В некоторых рукописях сочинения М. П. предваряются Житием, в к-ром он отождествляется с егип. аскетом Марком Келлиотом, упоминаемым в «Лавсаике» Палладия , еп.

http://pravenc.ru/text/2562270.html

Пока там были Петр и Павел, римские христиане не нуждались в писанном Евангелии; когда же апостолов не стало, когда они были мучени­чески умерщвлены, для христианского общества оказалось нужным письменное сохранение устной апостольской проповеди; и вот Марк, по просьбе римских христиан, действительно и написал для них свое Евангелие, в котором изложил то, что Петр проповедывал устно. С этим вполне согласно и вышеприведенное свидетельство Иринея, по которому Марк написал свое Евангелие после смерти Петра и Павла, т. е. в 64 или 65 году по Р. X. Но со свидетельством Иринея стоит, по-видимому, в противоречии вышеупо­мянутое свидетельство Климента Александрийского , по которому Петр видел Евангелие от Марка и даже утвердил его своим апостольским авторитетом; явно, что оно было написано еще при жизни апостола Петра. Для примирения этого противоречия необходимо до­пустить, что сначала, еще при жизни апостола Петра, Марк на­писал не все Евангелие, но лишь отдельные повествования, заимствованные из устной проповеди Петра, которые последний и ви­дел; впоследствии же, когда Петр уже умер, т. е. в 64 или 65 году по Р. X., Марк собрал все эти отдельные свои пове­ствования в одно целое Евангелие, которое и стало известно под его именем. Это предположение подтверждается не только самым содержанием Евангелия от Марка, в котором один образ по­стоянно сменяется другим, но даже и внешним его строем. В этом отношении особенно обращает на себя внимание конец Евангелия (гл. 16: 9–20), на который отрицательная критика смотрит даже как на дело иной руки, чем все остальное Евангелие. Основание для такого предположения отрицательная критика указывает, во 1-х, в том, что в этом отрывке (гл. 16: 9 – 20) нет особенностей языка всего Евангелия, а напротив встречаются такие выражения, которых Марк никогда не употребляет или же вместо них употребляет другие 133 ; во 2-х, что в этом отрывке есть такие слова, которые могли быть позаимствованы только из других Евангелий, как напр, слово „Магдалина“, которого у Марка нет во всем Евангелии (см., напр., Марк. 15: 40; 16: 1 ), но встречается в Евангелии от Луки (8: 2); и наконец, в 3-х, что весь рассказ, заключающийся в Марк.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Горя желанием распространять веру Христову среди язычников, св. Марк в 45 году вместе с апостолами Павлом и Варнавою, своим дядей, путешествует в Малую Азию, но в Памфилии он вынужден был проститься с апостолами и возвратился в Иерусалим (Деян. 13: 13). Евангелист Марк с юных лет становится преданным учеником ап. Петра, является постоянным спутником в его проповеднической деятельности и не расстается со своим учителем до самой его смерти в Риме. С 62-го года по 67-й год св. Марк вместе с ап. Петром находится в Риме. Римские христиане еще при первом их посещении ап. Петром просили его написать им книгу о жизни и учении Спасителя. В ответ на эту просьбу св. Марк изложил все, что слышал от ап. Петра о земной жизни Христа, в письменной форме, очень наглядно и живо. Об этом свидетельствует св. Климент, еп. Александрийский, следующим образом: «В то время, как Апостол Петр благовествовал в Риме, Марк, спутник его,., написал... Евангелие, именуемое Евангелием от Марка». А св. Папий, еп. Иерапольский, говорит: «Марк, истолкователь Апостола Петра, записал слова и деяния Иисусовы с точностью, но не по порядку». Этих свидетельств, восходящих ко второму веку, достаточно, чтобы не усомниться в принадлежности второго Евангелия св. Марку. По всей вероятности, св. Марк писал Евангелие для христиан, обращенных из язычества и мало знакомых с историей и бытом еврейского народа. Поэтому в Евангелии очень мало ссылок на Ветхий Завет, но зато часто объясняются различные иудейские обычаи, описывается география Палестины, объясняются непонятные для римских христиан арамейские выражения. Главная цель Евангелия — утвердить в обращенных язычниках веру в божественность Спасителя и показать им божественную власть Христа, Сына Божия, над всей тварью. Евангелие св. Марка состоит из 16 глав. Оно начинается призывом св. Иоанна Крестителя к покаянию и заканчивается вознесением Господа нашего Иисуса Христа на небо и проповедью св. апостолов. У нас нет данных, чтобы с точностью определить время написания Евангелия от Марка. Во всяком случае, оно было написано позднее арамейского Евангелия ап. Матфея и, по всей вероятности, в пятидесятых годах, когда ап. Петр впервые посетил римских христиан.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

Разделы портала «Азбука веры» Марк Тайсон " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" Марк Тайсон: Просто проснуться каждый день – это чудно. Перекреститься в первый момент осознания – это чудно. Молиться, благодарить Бога за все – это чудно. В.: С молитвой и благодарностью к Богу священник Марк Тайсон просыпается уже 24 года. Ровно столько прошло с того момента, как американец Марк стал православным батюшкой. Католик-музыкант из Вашингтона – никогда и в голову не могло прийти, что однажды он сменит и профессию, и конфессию, оденет рясу и будет проповедовать Христа. Мне лучше сказать и слышать: «Ну, батюшка, Вам творог?» – «Пожалуйста». Лучше: «Ну, батюшка, Вам творог?» – «Да». Я просто… Я люблю аканье тоже, аканье, как: «Мы посетили храм». – «А потом?» Да, я люблю. Эта музыкальность русского языка есть, есть, есть. Он уже шестой раз в России, а до сих пор не может привыкнуть к музыкальности русской речи. Впрочем, неудивительно, что и любовь к России началась с занятий русским. Почти 30 лет назад 24-летний студент Марк Тайсон провел 6 недель в Москве, изучая язык в Институте стали и сплавов, и влюбился в него и столицу безоглядно. Я просто люблю Москву, даже тогда все было интересно. Это был для меня новый мир, но я никогда не мог представить, как новый космос, новая жизнь. Но еще больше поразила юного Марка церковная служба. Всего лишь одна Литургия в Новодевичьем монастыре изменила всю его жизнь. Красивая Литургия! Просто я понял: Господи, помилуй. Я хотел поставить свечку, и я помню, как бабушка, которая работала, подарила мне свечку: «Держи, сынок, – она сказала, – это бесплатно». Я поставил свечку, молился, и что-то внутри начиналось меняться, и это было начало моей духовной жизни. После возвращения на родину, в Вашингтон, Марк стал активным прихожанином Римско-Католической Церкви. Это был серьезный шаг, ведь до поездки в Москву он практически от нее отошел. Его крестили в католичестве сразу после рождения. В церковь он не ходил, о Боге не думал, увлекался музыкой, играл на гитаре, беззаботно проводил время с друзьями.

http://azbyka.ru/way/kak-katolik-amerika...

Исидор Пелусиот , 62, 48–49). Если хочешь неосужденно принимать похвалу от людей, сперва возлюби обличение о грехах своих (прп. Марк Подвижник , 69, 14). Источник. Есть обличение по злобе и мщению, и есть другое , по страху Божию и истине (прп. Марк Подвижник , 89, 524). Переставшего грешить и уже кающегося не обличай более. Если же по Богу, как говоришь, хочешь обличать его, то прежде открой перед ним свои грехи (прп. Марк Подвижник , 89, 524). Лучше с благоговением (благожелательно) молиться о ближнем, нежели обличать его во всяком согрешении (прп. Марк Подвижник , 89, 531). Источник. Мужа сильного не обличай в тщеславии, но лучше укажи ему на тяготу будущего бесчестия, ибо этим способом разумный удобнее восприемлет обличение (сам в себе)(прп. Марк Подвижник , 89, 533). Того, кто не состоит в подчинении тебе, не обличай в проступке в лицо, ибо это дело более власти, чем совета(прп. Марк Подвижник , 89, 556). Источник. Не берись обличениями врачевать того, кто хвалится добродетелями, ибо один и тот же не может быть и любителем показности, и любителем истины (прп. Марк Подвижник , 89, 560). Источник. Кто исправляет брата своего в клети своей, тот исцеляет собственный свой порок. А кто обвиняет кого-либо пред собранием, тот увеличивает болезненность собственных своих язв. Кто втайне врачует брата своего, тот явною делает силу любви своей. А кто стыдит брата перед глазами друзей его, тот показывает в себе силу зависти. Друг, обличающий тайно, – мудрый врач, а врачующий перед глазами многих в действительности есть ругатель (прп. Исаак Сирин , 58, 396–397). Источник. Обличение из зависти – ядоносная стрела (прп. Исаак Сирин , 58, 414). Источник. Никого не обличай, не поноси, даже и крайне худых пожизни своей (прп. Исаак Сирин , 58, 415). Источник. Если кто отвергает от себя праведное или неправедное обличение, тот отвергается своего спасения, а кто принимает оное со скорбию или без скорби, тот скоро получит прощение согрешений (прп. Иоанн Лествичник , 57, 40). Источник. ...Никто язв своих не видит так хорошо, как видит их ближний; и потому мы обязаны не себе приписывать исцеление наше, но ближнему, и Богу воздавать благодеяние о здравии (прп.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

25 . Д. Св. апостола и евангелиста Марка. Один от 70-ти апостолов, называвшийся также Иоанном, ученик ап. Петра и спутник ап. Павла, евангелист Марк был родом иудей ( Деян.12:12, 25; 13:5, 13; 15:37, 39 ; Фил.23:2 ; Тим.4:11; Кол.4:10 ) и находился в родственных отношениях с ап. Варнавой (полагают, что он был сын сестры Варнавы). Он был от природы человек впечатлительный и пылкий, стремительный и деятельный. Мать его Мария имела в Иерусалиме свой дом ( Деян.12:12 ), где во множестве собирались верующие. Наименование ап. Петром Марка, «сыном своим» ( 1Пет.5:13 ) дает повод думать, что Марк и в христианство был обращен ап. Петром. Сблизившись с ап. Павлом чрез ап. Варнаву, ап. Марк сопутствовал ему во время его первого апостольского путешествия, как его «помощник» ( Деян.13:5 ), до Пергии в Памфилии, где ап. Марк отделился от него и снова возвратился в Иерусалим ( Деян.13:13 ). Затем он вместе с ап. Варнавой отправился в Кипр ( Деян.15:36–39 ). Впоследствии ап. Марк снова был при ап. Павле ( Кол.4:10 ; Фил.23–24 ; 2Тим.4:11 ). Наконец мы встречаем ап. Марка вместе с ап. Силуаном близ Вавилона при ап. Петре ( 1Петр.5:13 ) и отцы Церкви согласно называют его «истолкователем, изъяснителем или споспешником» ап. Петра. С этим апостолом св. Марк был в Риме, где, под руководством ап. Петра, написал св. Евангелие, потом он был послан в Египет, основал многие церкви в Александрии, был там первым епископом, положил начало британскому огласительному училищу (см. еще ниже, о литургии) и наконец претерпел мученическую смерть. Язычники, возненавидя св. Марка за проповедь о Хрясте, в праздник Сераписа вторглись в церковь , когда он совершал богослужение, схватили его и повлекли в темницу, продержали здесь его ночь, а на утро, обвязав шею его веревками, долго влачили по улицам города по острым камням, от чего он и скончался (около 68 г., по другим – 4 апр. 63 г., по третьим – в 75 г.). Погребен был св. ап. и ев. Марк в Александрии. Память его в Восточной и Западной церквах совершается 25 апр. В IX в., по причине владычества арабов и усиления монофизитов, св. мощи его перенесены были в Венецию, где и теперь почивают в великолепном храме его имени.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Заметьте важный момент: Евангелие — это не просто биография Иисуса Христа. В то время прекрасно знали, что такое биография. Вы знаете, что древнеримские и греческие писатели увлекались биографиями. И Плутарх в скором времени опубликовал свои «Сравнительные жизнеописания». Но Евангелие — это не биография и не проповедь, и не собрание изречений, и не характеристика личности. Это нечто совершенно новое. Это особый жанр, созданный евангелистами, быть может, именно евангелистом Марком. Марк не был писателем. Он происходил из священнической семьи, жил в Иерусалиме. Когда происходили евангельские события, Марк был юношей, совсем почти мальчиком. А потом дом его матери становится домом апостола Петра и других учеников Христовых. Они туда приходят, они там чувствуют себя спокойно. Мать Марка была матерью первоначальной общины. Потом, когда апостол Павел начинает свою проповедь язычникам, он берет с собой Марка как помощника. Но, испуганный, по–видимому, трудностями пути, или по каким–то другим причинам, Марк оставляет Павла с его спутником Варнавой и возвращается в Иерусалим. Это была даже как бы некая размолвка, потом они примирились, и Марк сопровождал апостола Петра. Вот тут–то и произошло главное. Целый ряд современных историков и специалистов поражаются одной странной особенности Евангелия от Марка. Как писал один современный французский ученый, кажется, что это греческая калька с другого языка, что это добросовестный и буквальный перевод. А не было ли так: Петр рассказывал о том, что с ним было и что он видел, а Марк записал это, — но Петр греческий знал плохо и, конечно, говорил по–арамейски или по–еврейски, а Марк записал по–гречески? Происходило это в Риме. Каждый из вас, кто захотел бы представить себе тот момент в истории человечества, когда Марк впервые сел писать эту книгу, пусть возьмет роман польского писателя Генрика Сенкевича «Куда идешь?». Сенкевич подолгу жил в Риме, прекрасно знал латинскую литературу и историю и воссоздал картину жизни в тот момент, когда христианство впервые заявило о себе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Поскольку многие приходили к святому Максиму из–за совершаемых им чудес и пророчеств, через некоторое время святой Нифон, будучи не в силах выносить это беспокойство, ушел оттуда в пещеру, что находилась напротив кафизмы святого Христофора, где и остался на безмолвие. Позже пришел с его родины некий монах по имени Марк, и просил взять его в послушники, чтобы научиться монашескому житию. Преподобный принял его, но велел построить рядом с его каливой другую, для его брата. Изумившись от слов святого, Марк отвечал:«Отче, разве возможно, чтобы мой брат пришел сюда, он же мирянин и имеет семью?«Тогда с присущим ему великим смиренномудрием святой сказал:«Брат, я выжил из ума, поэтому и не знаю, что говорю Ты же поступай как хочешь». На праздник святого Афанасия преподобный послал Марка по какой–то необходимости Лавру, сказав:«Возвращаясь с праздника, приведи с собой и своего брата, посмотрим на него». Марк же, снова удивившись, отвечал ему теми же самыми словами. Однако, придя в Лавру, он обнаружил, что брат его сидит у дверей. Поняв прозорливость святого, он с радостью обнял брата, хотя и испытывал угрызения совести оттого, что не поверил своему старцу. Позвав брата с собой, Марк привел его к святому и, припав к его ногам, просил прощения за свое неверие. Через некоторое время Марка разбил сильный паралич, он не мог ни ходить, ни пошевелить рукой или ногой. Он попросил святого сжалиться над ним и исцелить, но тот, желая чтобы Марк познал свой грех неверия и преслушания, сказал:«Исцелить тебя, чадо, могут лишь святые чудотворцы и бессребреники, а меня, грешного и недостойного, Бог не слышит». Брат же Марка, из сострадания к нему, очень просил святого простить его. Нифон взял елея из лампадки и помазал тело больного, и — о чудо! — Марк тотчас же исцелился и встал с одра, на котором лежал. Тогда святой сказал ему: «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин. 5: 14). Но Марк снова впал в преслушание. Он просил благословения старца пойти ловить рыбу, но, не получив его, все равно спустился к берегу, чтобы якобы постирать одежду, а на самом деле стал ловить рыбу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=800...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010