Так же как и преп. Марк, термин «природа» использовал и другой полемист с несторианством – свт. Феодот, епископ Анкирский 306 , активный участник III Вселенского собора, который, по версии И. Кунца, возглавлял как раз ту епархию, в которой преп. Марк и написал сочинение «Против несториан». Акцент на Божестве Христа, как поясняет свт. Кирилл, был сделан полемистами с несторианством для того, чтобы отстоять Единство во Христе 307 . Для защитников православия было важным указать, что именно Бог Слово рождён от Девы, претерпел страдания и был прославлен 308 . Для обозначения человечества во Христе преп. Марк использует слова: «плоть» (σρξ) 309 , тело (σμα) 310 и «человек» (νθρωπος) 311 . Указывает он и на то, что Христос воспринял человека в полноте (τλειος) 312 . В сочинении «Прение схоластика с аввою Марком» преподобный пишет, что Господь соединился с нами и плотью, и духом (μν δι σαρκς κα πνεματος κοινωνσας) 313 . Преп. Марк приводит риторический вопрос несториан, которым они пытались показать абсурдность православного учения: «Бог распинается, или Бог умирает, или алчет, или утруждается?». На это он отвечал, что задающие этот вопрос забывают о Воплощении 314 или же скрывают его 315 . Вопрос, по преп. Марку, должен звучать так: «как это, что Христос умер, пострадал, алкал?» 316 . Но на прямой вопрос «Пострадавший за нас – Бог или нет?» преп. Марк отвечает утвердительно, делая соответствующие уточнения, что пострадал «Бог, но не лишённый человечества» 317 . О Рождестве Христовом, преп. Марк пишет, что рождён был не только Бог (γυμνς Θες) и не простой человек (ψιλς νθρωπος), а Христос, который и то и другое вместе (συναμφτερον) 318 . Может быть, по причине этой терминологической осторожности преп. Марк не использует именования «Богородица», так как в этом слове не уточняется, что Бог родился от Марии по человечеству. Говоря об исповедании апостола Петра ( Мф.16:13–18 ), преподобный, обращаясь к еретику, призывает его исповедать «рождённого от Марии Сына Человеческого как Сына Божия» 319 . А далее задаёт вопрос, о том, Кто такой Сын Человеческий, считая неправильным ответом тот, что Он – единственно Бог Слово, так и то, что Он – простой человек 320 . Здесь нужно учитывать, что в ту эпоху использование слова «Богородица» не было повсеместным, а преподобный писал своё сочинение «О Воплощении» для нужд исключительно местной церкви 321 . Это сильно отличает преп. Марка от других защитников православия, писавших в то время. Для последних защита православия во многом означала защиту именования «Богородица» 322 . |
Говоря иной раз, что в Крещение обретается Христос, в другой – что подается Святой Дух, преп. Марк поясняет, что в Крещении приемлются все Лица Пресвятой Троицы. Подтверждают это слова Христа: «кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14. 23), а также то, что Св. Дух именуется как Духом Божиим, то есть Духом Отца, так и Духом Христовым. Слова апостола Павла, что христиане имеют начало Духа (Рим. 8. 23), преп. Марк разъясняет так, что дары Духа действуют в земной жизни лишь отчасти. Святой Дух не делится и не изменяется, но действует в каждом в той мере, в которой человек способен Его воспринять. Утверждая, что в Крещении обретается Бог, преп. Марк не считал, что происходит это механически:«твердо верующим Дух Святой дается тотчас по Крещении; неверующим ( πιστος ) же и зловерным и по Крещении не дается» . Под неверующим преп. Марк понимает не только тех, кто не верит в Бога, но и тех, кто в жизни не руководствуется этой верой. Верующий, для преп. Марка это тот, кто исполняет Христовы заповеди . Преп. Марк не отрицает действительность Крещения, совершенного над теми, кого он называл неверующими и зловерными. По учению преподобного, все люди в Крещении становятся способными ( δεκτικς ) к принятию действий и даров Святого Духа . В этом учение преп. Марка схоже с тем, о чём писал преп. Максим Исповедник, который реальность таинства Крещения описывает через учение о двойственности рождения от Бога. Первое рождение совершается в таинстве Крещения и подает благодать усыновления в состоянии возможности ( δναμις ), а второе рождение есть приведение этой возможности в состояние осуществления ( νργεια ). Преп. Марк раскрывает учение о дарах, которые даются христианину в таинстве Крещения. Одним из них является сила ( δναμις ) к исполнению заповедей, имея которую, человек может освободиться от власти греха . Заповеди, свобода совершать которые даруется в Крещении, преп. Марк, вслед за ап. Иаковым (Иак. 2. 12), именует «законом свободы» ( νμοςλευθερας ), а также «заповедями свободы» ( ντολη λευθερας ) . Свящ. Писание, по словам преп. Марка, дела возрожденного человека называет «делами обновления, свободы и света», тем самым давая понять, что происходят они от благодати, данной в Крещении, а не являются тем способом, с помощью которого человек самостоятельно истребляет грех , как о том учили мессалиане. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАРК ПУСТЫННИК [Греч. Μρκος Ερημτης] (Марк Подвижник, Марк Отшельник, Марк Монах, авва Марк) (1-я пол. V в.- после 430), прп. (пам. 5 марта), автор аскетических и догматико-полемических сочинений. Житие Биографические сведения о М. П. скудны и основываются на упоминаниях позднейших авторов. О егип. происхождении М. П. говорит заглавие его сочинений в древнейшей сир. рукописи Lond. Brit. Lib. Add. 12175, датированной 533-534 гг., где М. П. именуется «Египетский». Георгий Амартол (IX в.) трижды упоминает М. П. в своей «Хронике» ( Georg. Mon. Chron. Vol. 1. P. 103-104; Vol. 2. P. 593, 599), называя его учеником свт. Иоанна Златоуста наряду с другими персоналиями, жившими в нач. V в. Никифор Каллист Ксанфопул (нач. XIV в.) в «Церковной истории» ( Niceph. Callist. Hist. eccl. XIV 30//PG. 146. Col. 1157A, 1256CD) также говорит о М. П. как об ученике свт. Иоанна Златоуста и приводит подробности, независимые от сообщения Георгия Амартола и, возможно, восходящие к не сохранившемуся до настоящего времени источнику ( Durand. Introd. 1999. P. 22-23). Сир. писатель Фома Маргский (IX в.) в «Книге глав» сообщает о некоем Макарии, который противостоял ереси мелхиседекитов во время управления Александрийской кафедрой архиеп. Феофилом I († 412) ( Budge E. A. W. The Book of Governors: The Historia Monastica of Thomas, Bischop of Margâ, AD 840. L., 1893. Vol. 1. P. 52-53). Ввиду схожести написания имен Макарий и Марк в сир. консонантном письме, а также наличия в корпусе сочинений М. П. Слова против мелхиседекитов О. Хессе предложил считать данное сообщение касающимся М. П. и относить деятельность преподобного к 385-412 гг. ( Hesse. 1967). Поскольку в сочинениях М. П. присутствует антинесторианская полемика, принято датировать его кончину после 430 г. М. П. в агиографии и гимнографии В некоторых рукописях сочинения М. П. предваряются Житием, в к-ром он отождествляется с егип. аскетом Марком Келлиотом, упоминаемым в «Лавсаике» Палладия , еп. |
Пока там были Петр и Павел, римские христиане не нуждались в писанном Евангелии; когда же апостолов не стало, когда они были мученически умерщвлены, для христианского общества оказалось нужным письменное сохранение устной апостольской проповеди; и вот Марк, по просьбе римских христиан, действительно и написал для них свое Евангелие, в котором изложил то, что Петр проповедывал устно. С этим вполне согласно и вышеприведенное свидетельство Иринея, по которому Марк написал свое Евангелие после смерти Петра и Павла, т. е. в 64 или 65 году по Р. X. Но со свидетельством Иринея стоит, по-видимому, в противоречии вышеупомянутое свидетельство Климента Александрийского , по которому Петр видел Евангелие от Марка и даже утвердил его своим апостольским авторитетом; явно, что оно было написано еще при жизни апостола Петра. Для примирения этого противоречия необходимо допустить, что сначала, еще при жизни апостола Петра, Марк написал не все Евангелие, но лишь отдельные повествования, заимствованные из устной проповеди Петра, которые последний и видел; впоследствии же, когда Петр уже умер, т. е. в 64 или 65 году по Р. X., Марк собрал все эти отдельные свои повествования в одно целое Евангелие, которое и стало известно под его именем. Это предположение подтверждается не только самым содержанием Евангелия от Марка, в котором один образ постоянно сменяется другим, но даже и внешним его строем. В этом отношении особенно обращает на себя внимание конец Евангелия (гл. 16: 9–20), на который отрицательная критика смотрит даже как на дело иной руки, чем все остальное Евангелие. Основание для такого предположения отрицательная критика указывает, во 1-х, в том, что в этом отрывке (гл. 16: 9 – 20) нет особенностей языка всего Евангелия, а напротив встречаются такие выражения, которых Марк никогда не употребляет или же вместо них употребляет другие 133 ; во 2-х, что в этом отрывке есть такие слова, которые могли быть позаимствованы только из других Евангелий, как напр, слово „Магдалина“, которого у Марка нет во всем Евангелии (см., напр., Марк. 15: 40; 16: 1 ), но встречается в Евангелии от Луки (8: 2); и наконец, в 3-х, что весь рассказ, заключающийся в Марк. |
Горя желанием распространять веру Христову среди язычников, св. Марк в 45 году вместе с апостолами Павлом и Варнавою, своим дядей, путешествует в Малую Азию, но в Памфилии он вынужден был проститься с апостолами и возвратился в Иерусалим (Деян. 13: 13). Евангелист Марк с юных лет становится преданным учеником ап. Петра, является постоянным спутником в его проповеднической деятельности и не расстается со своим учителем до самой его смерти в Риме. С 62-го года по 67-й год св. Марк вместе с ап. Петром находится в Риме. Римские христиане еще при первом их посещении ап. Петром просили его написать им книгу о жизни и учении Спасителя. В ответ на эту просьбу св. Марк изложил все, что слышал от ап. Петра о земной жизни Христа, в письменной форме, очень наглядно и живо. Об этом свидетельствует св. Климент, еп. Александрийский, следующим образом: «В то время, как Апостол Петр благовествовал в Риме, Марк, спутник его,., написал... Евангелие, именуемое Евангелием от Марка». А св. Папий, еп. Иерапольский, говорит: «Марк, истолкователь Апостола Петра, записал слова и деяния Иисусовы с точностью, но не по порядку». Этих свидетельств, восходящих ко второму веку, достаточно, чтобы не усомниться в принадлежности второго Евангелия св. Марку. По всей вероятности, св. Марк писал Евангелие для христиан, обращенных из язычества и мало знакомых с историей и бытом еврейского народа. Поэтому в Евангелии очень мало ссылок на Ветхий Завет, но зато часто объясняются различные иудейские обычаи, описывается география Палестины, объясняются непонятные для римских христиан арамейские выражения. Главная цель Евангелия — утвердить в обращенных язычниках веру в божественность Спасителя и показать им божественную власть Христа, Сына Божия, над всей тварью. Евангелие св. Марка состоит из 16 глав. Оно начинается призывом св. Иоанна Крестителя к покаянию и заканчивается вознесением Господа нашего Иисуса Христа на небо и проповедью св. апостолов. У нас нет данных, чтобы с точностью определить время написания Евангелия от Марка. Во всяком случае, оно было написано позднее арамейского Евангелия ап. Матфея и, по всей вероятности, в пятидесятых годах, когда ап. Петр впервые посетил римских христиан. |
Разделы портала «Азбука веры» Марк Тайсон " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" Марк Тайсон: Просто проснуться каждый день – это чудно. Перекреститься в первый момент осознания – это чудно. Молиться, благодарить Бога за все – это чудно. В.: С молитвой и благодарностью к Богу священник Марк Тайсон просыпается уже 24 года. Ровно столько прошло с того момента, как американец Марк стал православным батюшкой. Католик-музыкант из Вашингтона – никогда и в голову не могло прийти, что однажды он сменит и профессию, и конфессию, оденет рясу и будет проповедовать Христа. Мне лучше сказать и слышать: «Ну, батюшка, Вам творог?» – «Пожалуйста». Лучше: «Ну, батюшка, Вам творог?» – «Да». Я просто… Я люблю аканье тоже, аканье, как: «Мы посетили храм». – «А потом?» Да, я люблю. Эта музыкальность русского языка есть, есть, есть. Он уже шестой раз в России, а до сих пор не может привыкнуть к музыкальности русской речи. Впрочем, неудивительно, что и любовь к России началась с занятий русским. Почти 30 лет назад 24-летний студент Марк Тайсон провел 6 недель в Москве, изучая язык в Институте стали и сплавов, и влюбился в него и столицу безоглядно. Я просто люблю Москву, даже тогда все было интересно. Это был для меня новый мир, но я никогда не мог представить, как новый космос, новая жизнь. Но еще больше поразила юного Марка церковная служба. Всего лишь одна Литургия в Новодевичьем монастыре изменила всю его жизнь. Красивая Литургия! Просто я понял: Господи, помилуй. Я хотел поставить свечку, и я помню, как бабушка, которая работала, подарила мне свечку: «Держи, сынок, – она сказала, – это бесплатно». Я поставил свечку, молился, и что-то внутри начиналось меняться, и это было начало моей духовной жизни. После возвращения на родину, в Вашингтон, Марк стал активным прихожанином Римско-Католической Церкви. Это был серьезный шаг, ведь до поездки в Москву он практически от нее отошел. Его крестили в католичестве сразу после рождения. В церковь он не ходил, о Боге не думал, увлекался музыкой, играл на гитаре, беззаботно проводил время с друзьями. |
Исидор Пелусиот , 62, 48–49). Если хочешь неосужденно принимать похвалу от людей, сперва возлюби обличение о грехах своих (прп. Марк Подвижник , 69, 14). Источник. Есть обличение по злобе и мщению, и есть другое , по страху Божию и истине (прп. Марк Подвижник , 89, 524). Переставшего грешить и уже кающегося не обличай более. Если же по Богу, как говоришь, хочешь обличать его, то прежде открой перед ним свои грехи (прп. Марк Подвижник , 89, 524). Лучше с благоговением (благожелательно) молиться о ближнем, нежели обличать его во всяком согрешении (прп. Марк Подвижник , 89, 531). Источник. Мужа сильного не обличай в тщеславии, но лучше укажи ему на тяготу будущего бесчестия, ибо этим способом разумный удобнее восприемлет обличение (сам в себе)(прп. Марк Подвижник , 89, 533). Того, кто не состоит в подчинении тебе, не обличай в проступке в лицо, ибо это дело более власти, чем совета(прп. Марк Подвижник , 89, 556). Источник. Не берись обличениями врачевать того, кто хвалится добродетелями, ибо один и тот же не может быть и любителем показности, и любителем истины (прп. Марк Подвижник , 89, 560). Источник. Кто исправляет брата своего в клети своей, тот исцеляет собственный свой порок. А кто обвиняет кого-либо пред собранием, тот увеличивает болезненность собственных своих язв. Кто втайне врачует брата своего, тот явною делает силу любви своей. А кто стыдит брата перед глазами друзей его, тот показывает в себе силу зависти. Друг, обличающий тайно, – мудрый врач, а врачующий перед глазами многих в действительности есть ругатель (прп. Исаак Сирин , 58, 396–397). Источник. Обличение из зависти – ядоносная стрела (прп. Исаак Сирин , 58, 414). Источник. Никого не обличай, не поноси, даже и крайне худых пожизни своей (прп. Исаак Сирин , 58, 415). Источник. Если кто отвергает от себя праведное или неправедное обличение, тот отвергается своего спасения, а кто принимает оное со скорбию или без скорби, тот скоро получит прощение согрешений (прп. Иоанн Лествичник , 57, 40). Источник. ...Никто язв своих не видит так хорошо, как видит их ближний; и потому мы обязаны не себе приписывать исцеление наше, но ближнему, и Богу воздавать благодеяние о здравии (прп. |
25 . Д. Св. апостола и евангелиста Марка. Один от 70-ти апостолов, называвшийся также Иоанном, ученик ап. Петра и спутник ап. Павла, евангелист Марк был родом иудей ( Деян.12:12, 25; 13:5, 13; 15:37, 39 ; Фил.23:2 ; Тим.4:11; Кол.4:10 ) и находился в родственных отношениях с ап. Варнавой (полагают, что он был сын сестры Варнавы). Он был от природы человек впечатлительный и пылкий, стремительный и деятельный. Мать его Мария имела в Иерусалиме свой дом ( Деян.12:12 ), где во множестве собирались верующие. Наименование ап. Петром Марка, «сыном своим» ( 1Пет.5:13 ) дает повод думать, что Марк и в христианство был обращен ап. Петром. Сблизившись с ап. Павлом чрез ап. Варнаву, ап. Марк сопутствовал ему во время его первого апостольского путешествия, как его «помощник» ( Деян.13:5 ), до Пергии в Памфилии, где ап. Марк отделился от него и снова возвратился в Иерусалим ( Деян.13:13 ). Затем он вместе с ап. Варнавой отправился в Кипр ( Деян.15:36–39 ). Впоследствии ап. Марк снова был при ап. Павле ( Кол.4:10 ; Фил.23–24 ; 2Тим.4:11 ). Наконец мы встречаем ап. Марка вместе с ап. Силуаном близ Вавилона при ап. Петре ( 1Петр.5:13 ) и отцы Церкви согласно называют его «истолкователем, изъяснителем или споспешником» ап. Петра. С этим апостолом св. Марк был в Риме, где, под руководством ап. Петра, написал св. Евангелие, потом он был послан в Египет, основал многие церкви в Александрии, был там первым епископом, положил начало британскому огласительному училищу (см. еще ниже, о литургии) и наконец претерпел мученическую смерть. Язычники, возненавидя св. Марка за проповедь о Хрясте, в праздник Сераписа вторглись в церковь , когда он совершал богослужение, схватили его и повлекли в темницу, продержали здесь его ночь, а на утро, обвязав шею его веревками, долго влачили по улицам города по острым камням, от чего он и скончался (около 68 г., по другим – 4 апр. 63 г., по третьим – в 75 г.). Погребен был св. ап. и ев. Марк в Александрии. Память его в Восточной и Западной церквах совершается 25 апр. В IX в., по причине владычества арабов и усиления монофизитов, св. мощи его перенесены были в Венецию, где и теперь почивают в великолепном храме его имени. |
Заметьте важный момент: Евангелие — это не просто биография Иисуса Христа. В то время прекрасно знали, что такое биография. Вы знаете, что древнеримские и греческие писатели увлекались биографиями. И Плутарх в скором времени опубликовал свои «Сравнительные жизнеописания». Но Евангелие — это не биография и не проповедь, и не собрание изречений, и не характеристика личности. Это нечто совершенно новое. Это особый жанр, созданный евангелистами, быть может, именно евангелистом Марком. Марк не был писателем. Он происходил из священнической семьи, жил в Иерусалиме. Когда происходили евангельские события, Марк был юношей, совсем почти мальчиком. А потом дом его матери становится домом апостола Петра и других учеников Христовых. Они туда приходят, они там чувствуют себя спокойно. Мать Марка была матерью первоначальной общины. Потом, когда апостол Павел начинает свою проповедь язычникам, он берет с собой Марка как помощника. Но, испуганный, по–видимому, трудностями пути, или по каким–то другим причинам, Марк оставляет Павла с его спутником Варнавой и возвращается в Иерусалим. Это была даже как бы некая размолвка, потом они примирились, и Марк сопровождал апостола Петра. Вот тут–то и произошло главное. Целый ряд современных историков и специалистов поражаются одной странной особенности Евангелия от Марка. Как писал один современный французский ученый, кажется, что это греческая калька с другого языка, что это добросовестный и буквальный перевод. А не было ли так: Петр рассказывал о том, что с ним было и что он видел, а Марк записал это, — но Петр греческий знал плохо и, конечно, говорил по–арамейски или по–еврейски, а Марк записал по–гречески? Происходило это в Риме. Каждый из вас, кто захотел бы представить себе тот момент в истории человечества, когда Марк впервые сел писать эту книгу, пусть возьмет роман польского писателя Генрика Сенкевича «Куда идешь?». Сенкевич подолгу жил в Риме, прекрасно знал латинскую литературу и историю и воссоздал картину жизни в тот момент, когда христианство впервые заявило о себе. |
Поскольку многие приходили к святому Максиму из–за совершаемых им чудес и пророчеств, через некоторое время святой Нифон, будучи не в силах выносить это беспокойство, ушел оттуда в пещеру, что находилась напротив кафизмы святого Христофора, где и остался на безмолвие. Позже пришел с его родины некий монах по имени Марк, и просил взять его в послушники, чтобы научиться монашескому житию. Преподобный принял его, но велел построить рядом с его каливой другую, для его брата. Изумившись от слов святого, Марк отвечал:«Отче, разве возможно, чтобы мой брат пришел сюда, он же мирянин и имеет семью?«Тогда с присущим ему великим смиренномудрием святой сказал:«Брат, я выжил из ума, поэтому и не знаю, что говорю Ты же поступай как хочешь». На праздник святого Афанасия преподобный послал Марка по какой–то необходимости Лавру, сказав:«Возвращаясь с праздника, приведи с собой и своего брата, посмотрим на него». Марк же, снова удивившись, отвечал ему теми же самыми словами. Однако, придя в Лавру, он обнаружил, что брат его сидит у дверей. Поняв прозорливость святого, он с радостью обнял брата, хотя и испытывал угрызения совести оттого, что не поверил своему старцу. Позвав брата с собой, Марк привел его к святому и, припав к его ногам, просил прощения за свое неверие. Через некоторое время Марка разбил сильный паралич, он не мог ни ходить, ни пошевелить рукой или ногой. Он попросил святого сжалиться над ним и исцелить, но тот, желая чтобы Марк познал свой грех неверия и преслушания, сказал:«Исцелить тебя, чадо, могут лишь святые чудотворцы и бессребреники, а меня, грешного и недостойного, Бог не слышит». Брат же Марка, из сострадания к нему, очень просил святого простить его. Нифон взял елея из лампадки и помазал тело больного, и — о чудо! — Марк тотчас же исцелился и встал с одра, на котором лежал. Тогда святой сказал ему: «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин. 5: 14). Но Марк снова впал в преслушание. Он просил благословения старца пойти ловить рыбу, но, не получив его, все равно спустился к берегу, чтобы якобы постирать одежду, а на самом деле стал ловить рыбу. |
| |