90 Θεασμενος δ Σμων, τι δι τς πιϑσεως τν χειρν τν ποστλων δδοται τ Πνεμα τ γιον, προσνεγεν ατος χρματα, λγων, δτε μο τν ξουσαν τατην, δνα ν πιϑ τς χερας, λαμβνη Πνεμα γιον (Дн. 8:18–19). 91 Χειροτονσαντες δ ατος πρεσβυτρους ατ λησαν, προσευξμενοι μετα νηστειν, παρϑεντο ατος τ Κυρφ ες ν πεπιστεεισαν (Дн. 14:23). 92 Προσχετε αυτος α παντ τφ ποιμνφ, ν φ μς π Πνεμα τ γιον ϑετο πισπους, ποιμανειν τν λησαν το Κορου, ν περιεποισατο δι το ματος το δου (Дн. 20:28). 93 Μ μλει το ν σο χαρσματος, δϑη σοι δι προφητεας μετ πιϑσεως τν χειρν το πρεσβυτερου ( 1Тим. 4:14 ). «Возложение рук пресвитерства» не значит, что Тимофея рукоположил собор пресвитеров, как полагают некоторые толкователи, потому что его рукоположил ап. Павел ( 2Тим. 1:6 ). Это, быть может, означает то дело, ту цель, для которой Тимофей получил рукоположение. Το πρεσβυτερου в этом случае отмечает тот специальный служебный дар, который получил Тимофей с возложением рук: дар пресвитерства или благодать священства. А можно относить это слово и к самому ап. Павлу: возложение рук моего пресвитерства, моей пресвитерской власти. За это говорить паралельное μο во 2Тим. 1:6 (см. примеч. следущее). А основание для названия Павла пресвитером мы имеем в названии Петром себя συμπρεσβτερος ( 1Пет. 5:1 ; ср. 2Ин. 1:1 ; 3Ин. 1:1 ). 96 Holtzmann Heinr. Julius, prof. Die Pastoralbriefe, kritisch und exegetisch behandelt von H. Leipzig. 1880. S. 232. Huther. II Abtheilung, S. 181. Wiesinger A. (См. Olshausen. Biblischer Commentar. Band 5, S. 596) и друг. 97 Karl Knoke. Praktisch-theologischer. Kommentar zu den Pastoralbriefen des Apostels Paulus. Zweiter Theil. Gottingen. 1889. S. 41–43. 99 Поэтому именно Гёфлингу так не нравится слово «пастырь». Чтобы ослабить значение этого слова, он отмечает, что это слово дано только «в увещевательных речах» (Höfling. Grundsatze evang.-luter. Kirchenverfassung. 3 Aufl. Erlangen. 1853. S. 216). Но если бы это было и справедливо (см. напр. Иоан. 10:1– 10 ; Еф. 4:11–12 ), то и в таком случае ровно ничего бы не значило, потому что это слово, как обозначающее самую сущность пастырского служения, так твердо дано в свящ. Писании, что отрицать его никак невозможно.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kremlevsk...

Писания догматические, нравственные и аскетические, обращенные преимущественно к инокам: 1) Творения святого Дионисия Ареопагита с толкованиями на них святого Максима Исповедника в списке XV в. по переводу, сделанному в 1371 г. афонским иноком Исаиею; 2) Слова против ариан святого Афанасия Александрийского в списке XV в. по переводу епископа Болгарского Константина (X в.); 3) Пандекты Антиоха в списке конца XIV или начала XV в. ; 4) Лествица святого Иоанна Лествичника во многих списках XIII, XIV и XV в. ; 5) Поучения аввы Дорофея в четырех списках XIV и XV в.; 6) Поучения святого Ефрема Сирина в трех списках: конца XIII, XIV и начала XV в.; 7) Поучения Исаака Сирина в списках 1381, 1416, 1431 г. и вообще XV в. с прибавлениями из Петра Дамаскина, Максима Исповедника и др. ; 8) Диоптра Филиппа Пустынника в списке 1388 г. и в четырех списках XV в.; 9) Постнические Слова святого Василия Великого XV в. ; 10) Поучения преподобного Феодора Студита в списках XIV и XV в.; 11) Подвижнические главы преподобного Максима Исповедника, Феодора Эдесского и Нила — конца XIV или начала XV в. ; 12) святого Нила об «Осми помыслех» в списке 1419 г.; 13) Творения Симеона, Нового Богослова, и Петра Дамаскина — XV в. и 14) «Словеса различна» святого Григория Синаита — XV в. Церковные поучения, Слова, беседы : 1) Огласительные поучения святого Кирилла Иерусалимского XIII в. ; 2) 16 Слов святого Григория Богослова с толкованием Никиты Ираклийского, в трех списках XIV в. и в двух XV в.; 3) Маргарит святого Иоанна Златоустого — начала XV в.; 4) Беседы на евангельские чтения святого Григория Двоеслова — XIV в. ; 5) Собрание поучений на воскресные и праздничные дни из святого Златоуста и других отцов, в списке XV в. Это собрание сделано Константинопольским патриархом Филофеем и переведено на славянский язык в 1343 или, вероятнее, в 1407 г. ; 6) сборник Слов, от недели мытаря и фарисея до недели всех святых, из святого Златоуста, Феофила Александрийского, Ефрема Сирина, Феодора Студита, Григория Богослова, Афанасия Александрийского и других, в списке XV в.; 7) еще два (неполных) сборника поучений на разные дни и праздники из святого Златоуста и других, в списках XIV–XV в. Три последние сборника составлены несомненно у нас в России, потому что наряду с творениями древних учителей Церкви заключают в себе и сочинения русских писателей — Феодосия Печерского, Кирилла Туровского и некоторых безымянных .

http://sedmitza.ru/lib/text/435933/

657-658 658-660 660-661 661-663 664-665 665-666 666-667 667-668 668-669 МАРК II (Ксилокаравис), патриарх К-польский (осень 1465 или нач. 1466 - 15 янв. 1467), архиеп. Охридский (с 1467) 669-670 670-671 671-672 673-674 674-675 МАРКА АПОСТОЛА БАЗИЛИКА кафедральный собор Венеции, памятник визант. архитектуры и монументальной живописи, расположена на пл. Сан-Марко 711-721 675-680 680-681 681-684 684-685 МАРК ЕВГЕНИК (вероятные годы жизни 1394-1445), митр. Эфесский, участник Ферраро-Флорентийского Собора, визант. богослов, полемист и гимнограф, свт. (пам. 19 янв.) 685-693 МАРКЕЛ (IX в.), отшельник, отшельник, прп. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 5 окт.) МАРКЕЛЛ († 1663), архиеп. Вологодский, свт. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых), архиеп. Вологодский 722-725 МАРКЕЛЛ (ок. 400 - ок. 484/5), прп. (пам. 29 дек.), игум. к-польской обители «неусыпающих» (акимитов) 725-728 728-729 МАРКЕЛЛ (Шаврин Михаил Луппович; 1871-1918), мон., прмч. (пам. 12 авг., в Соборе Пермских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАРКЕЛЛ мч. (пам. 24 мая) - см. в ст. Мелетий Стратилат, Стефан, Иоанн, Серапион Египтянин, Каллиник волхв, Феодор, Фавст и др. мученики 729-730 730-732 732-735 МАРКЕЛЛ (Безбородый?), игум., агиограф, гимнограф и распевщик (?), принадлежавший к писательскому кругу митр. Московского и всея Руси Макария 735-740 740-744 МАРКЕЛЛ (Родышевский (Радышевский) Николай Романович; † 29 нояб. 1742), еп. Корельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии 744-745 745-750 696-698 693-695 МАРК И МАРКЕЛЛИН Марк и Маркеллин [Маркеллиан] († ок. 287), священномученики Римские (пам. 18 дек.; пам. греч. 18 дек.; пам. зап. 18 июня) 695-696 МАРК МОЛЧАЛЬНИК (Мальцов Михаил Андреевич; 1742 - 1817), схим., прп. Саровский (пам. 4 нояб. и в Соборе Тамбовских святых) 698-701 МАРК ПАСТЫРЬ мч. (пам. 28 сент.) - см. в ст. Александр, Алфей, Зосима, Марк Пастырь, Никон, Неон, Илиодор МАРК ПУСТЫННИК (Марк Подвижник, Марк Отшельник, Марк Монах, авва Марк) (1-я пол. V в.- после 430), автор аскетических и догматико-полемических сочинений, прп. (пам. 5 марта)

http://pravenc.ru/vol/xliii.html

Дивен БОГ во Святых своих! Св.Марк Эфесский, моли Бога о нас!+ mila toll 1 февраля 2018, 07:47 святый отче Марк Эфесский моли Бога о нас ,поминаю тебя радуюсь, помяни нас . ты у Господа на небесе светлейше Lyudmila Volkova 28 апреля 2016, 18:27 святой Марк Эфесский ,моли Бога о нас.Помолись ,святый отче,перед Господом о даровании моему сыну Александру православной веры.Слава Господу за всё. римма 1 февраля 2016, 14:07 Святитель Марк Эфесский, помолись обо мне грешной и недостойной, веди моих детей и внучку путем праведным, помоги нам в работе, даруй нам радость и любовь. Елена 1 февраля 2016, 13:36 Святитель Марк моли Бога за рабу Божию Людмилу, Татиану, младенца Алексия, младенца Анатолия, Елену! р.Б. Алла 1 февраля 2016, 12:59 Святитель Марк Эфесский, моли Бога о нас. Святитель Марк, укрепи мою веру, помоги найти хорошую работу и в устройстве личной жизни. Помоги моей дочери р.Б.Ксении придти к вере православной. Она хоть и крещенная, но неверующая по моим грехам. Слава Богу за все! Наталия 1 февраля 2016, 10:33 Святитель Марк Эфесский, умоли Господа нашего Иисуса Христа, помиловать исцеление матушке моей Р.Б. Алине от болезни ног. Сейчас она в больнице и только Господь может помочь ей исцелиться. Слава Богу за все. Фаина 31 января 2016, 19:47 Святитель Марк Эфесский! Помоги нам грешным, помолись за нас Господу нашему Иисусу Христу! Да помилует нас Господь - Андрея, Анну, Марию, Фаинау! Аминь! Людмила 31 января 2016, 14:58 Святый отче Марк Эфесский, низко кланяюсь и прошу молитв о моем сыне Викторе и дочери Марине. Да спасет Господь их души, приведет к покаянию, отвратит от неверия, да пошлет Благодать Святого Духа. Святый отче Марк, моли Бога и о Людмиле, Валентине, Максиме, Данииле, Анастасии и о некрещенных отроках, Александре и Николае. Верую Батюшка в Твою помощь. Слава Богу за все! С благодарностью р. Б. Людмила. Мария 3 марта 2015, 02:35 Святитель Марк! Помоги спастись сыну моему Игорю! Не слышит моих молитв Господь по грехам моим. римма 30 января 2015, 14:51

http://pravoslavie.ru/59159.html

Сборник поучений св. Златоуста, Василия великого, Ефрема сирина, Исидора Пелусиота и Антиоха – рукопись Троице-Сергиевой лавры, XII в. Толкование на шестоднев Иоанна экзарха болгарского, по руководству св. Василия, XIII и XV в. Шестоднев Василия великого и шестоднев Златоуста (об них упоминает митр. Киприан в XIV в.). Два сборника, содержащие толкование св. отцов на разные места Св. Писание, XIII–XV в. Толкование на евангелие Марка и Иоанна Феофилакта архиеп. болгарского, XV в. Благовестник (толкование на четвероевангелие) того же Феофилакта, или сокращение бесед Златоуста, с некоторыми прибавлениями из других отцов и от себя, XVI в., (но когда Благовестник в первый раз явился в России, не известно). Слова против ариан Афанасия великого , XV в. Поучения Ефрема сирина (3 списка) XIII–XV в. Поучение Исаака сирина (несколько списков) XIV–XV в. Диоптра пустынника Филиппа, аскетические слова (5 списков) XIV–XV в. Постнические слова Василия великого, XV в. Поучение Феодора Студита в списках XIV–XV в. Подвижнические главы Максима исповедника , Феодора Эдесского и Нила, XIV–XV в. Св. Нила об 8 помыслах, XV в. Сочинение Симеона нового богослова и Петра Дамаскина , XV в. Различные слова Григория Синаита , XV в. Слова Григория богослова (16) , с толкованием Никиты Ираклийского (5 списков), XIV–XV в. Маргарит Златоуста, XV в. Собрание поучений на воскресные и праздничные дни, из св. Златоуста и других отцов, сделанное патр. Филофеем, XV в. Пандекты и Тактикон Никона Черногорца (сборник догматического, нравственно-аскетического, обрядового и канонического содержания, составленный в XI в.). – Пандекты в 63 словах, наставление о добродетелях и пороках, особенно монашеских, в 8 списках, XIII–XV в. Тактикон или типикон, в 40 словах или посланиях об обязанностях монашеских и обрядах церковных, с присоединением практических слов о церковных имуществах и т. п 20 . В этом сборнике приведено бесчисленное множество мыслей и отрывков из сочинений греческих проповедников и писателей. Читая Пандекты и Тактикон, предки наши знакомились и с такими второстепенными писателями, сочинение которых не были переведены на славянский язык 21 .

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Domskij/...

Святитель Марк, исцели меня грешную и недостойную. Юля 1 февраля 2014, 16:00 Святой Марк моли Бога о нас о прощение грехов наших об исцелении отболезний и помоги нам зачать ребеночка долгожданного! Слава Богу за все! Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа! Аминь! Mark 1 февраля 2014, 11:42 Св. Марк моли Бога о Марке, Наталье, Татьяне с чадом и Артеме! Помоги в устройстве личной жизни Татьяны и Артема, обрати нас на покаяние и настави нас на стезю заповедий Господа нашего Иисуса Христа и научи нас творити волю Господа нашего Иисуса Христа! Антонина 1 февраля 2014, 08:03 Святитель Марк Эфесский! Моли Бога о болящем Марке(саркома Юинга)! сергий 31 января 2014, 21:40 СВЯТОЙ МАРК ЭФЕССКИЙ МОЛИ БОГА О НАС ТАТЬЯНЕ МАРКА ЕЛЕНЕ ЮРИЯ СЕРГИЯ СВЕТЛАНЫ ЛЮДМИЛЫ АЛЕКСАНДРА СОФИИ ТАМАРЫ ПАВЛА АЛЕКСАНДРА ЕВГЕНИЯ ВИТАЛИЯ МАРИНЕ ЧТОБ ГОСПОДЬ ДАЛ ЗДОРОВЬЯ И ПРОЩЕНИЕ ВСЕХ ГРЕХОВ !СПАСИБО ЗА ВСЕ ГОСПОДИ ! Elena Statsenko 15 января 2014, 14:14 Тёплый святой,как и св.Серафим Саровский. Он мне поможет. А те кто прочтёт мой комментарий, - просьба помолиться о Зое, Валентине, и обо мне этому святому. Зиновея 17 апреля 2013, 19:29 Святитель Марк Эфесский, моли Бога, о моем сыне р.б. Михаиле,чтоб у него все хорошо сложилось в семейной жизне, о моей дочери р.б. Пелагее, что в жизни образовалась семья и на работе все было хорошо.Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа Аминь! Галина 23 февраля 2013, 20:44 Святитель Марк Эфесский,моли моли Бога сыне моем Андрее,помоги ему жить в любви со своей женой Еленой.Низкий поклон. Александр 15 февраля 2013, 21:41 Святителю отче наш Марк Эфесский, моли Бога о нас, грешных. Инна 9 февраля 2013, 16:16 Святитель Марк Ефесский моли Бога о нас помоги нам устоять в вере и уклониться от печати антихриста Елена 7 февраля 2013, 00:55 Елена: Святитель Марк Эфесский, моли Бога о дочери нашей Ольге, помоги ей найти достойную работу и создать семью. Прошу молитв о нашей семье. Низкий поклон. Эльвира 7 февраля 2013, 00:54 Елена: Святитель Марк Эфесский, моли Бога о дочери нашей Ольге, помоги ей найти достойную работу и создать семью.

http://pravoslavie.ru/59159.html

Статистика Марк Эфесский, свт. Марк Эфесский (греч. Μρκος Ευγενικς, Мануил Евгеник; 1392 — 23 июня 1444) — митрополит Эфесский, православный богослов, единственный участник Ферраро-Флорентийского собора, не принявший унию. В 1734 году канонизирован в лике святителей, память совершается 19 января (по юлианскому календарю). Юность и монашество Марк родился в Константинополе, его отец был диаконом и сакелларием при храме Святой Софии, мать была дочерью врача. О происхождении Марка в своём синаксаре пишет Иоанн Евгеник: Марк получил домашнее образование, изучал риторику и математику. В 13 лет он лишился отца и продолжил обучение у двух знаменитых профессоров того времени: риторику изучал у Иоанна Хортасмена, а философию у Георгия Гемиста Плифона. В раннем возрасте Марк занял должность отца при храме Святой Софии, а в 24 года получил звание «Вотария Риторов». С юности Марк имел склонность к богословию и аскетической жизни. Будучи духовным сыном Константинопольского патриарха Евфимия, Марк стал приближен к императорскому двору и привлек внимание императора Мануила II, который сделал его своим советником. В 1418 году Марк оставляет Константинополь и принимает монашеский постриг в обители на острове Антигон. Вскоре, опасаясь турецкого завоевания, монахи покинули обитель и Марк возвращается в Константинополь и поселяется в Манганской обители, где по словам Иоанна Евгеника: «крайнему трудоделанию и посту и спанию на земле и стоянию всенощному предав самого себя, и особенно тогда, когда остался один, часто прибавляя: „ничем из всего так не угождается Бог, как претерпением зол“…». Ферраро-Флорентийский собор Император Иоанн VIII, сменивший Мануила, также высоко ценил Марка, о чём свидетельствует ряд сочинений святителей, написанных по просьбам императора дать ответы на вопросы богословско-философского характера. В 1437 году по воле императора Марк становится митрополитом Эфесским и 24 ноября вместе с ним и патриархом в составе делегации православных епископов отправляется на церковный собор с католиками в Феррару, который продлился два года и получил название Ферраро-Флорентийский собор. По мнению исследователей, возведение Марка в архиерейское достоинство было сделано для того, что он не как простой монах, а как высокопоставленный церковный иерарх представлял Византию на соборе. Это подтверждается также тем, что до возвращения Марка из Италии ничего не известно о его делах по управлению епархией.

http://lib.cerkov.ru/authors/752

1. Св. апостол и евангелист Марк . Марк был спутником и помощником апостола Петра, называющего его в своем первом Послании своим сыном: сыном не по плоти, а по духу. Когда Марк был с Петром в Риме, верующие упросили его изложить им на хартии спасительное учение Господа Иисуса, Его чудеса и Его жизнь. Так Марк написал Святое Евангелие, которое видел и удостоверил как истинное и сам апостол Петр. Апостол Петр рукоположил Марка во епископа и отправил его в Египет на проповедь. Так святой Марк был и первым проповедником, и первым епископом в Египте. Надо всем Египтом тяготел густой мрак язычества, идолопоклонства, чародейства и злобы. Но с Божией помощью Марку удалось насадить семя Христова учения в Ливии, Аммоникии и Пентаполе. Из Пентаполя пришел он, ведомый Духом Божиим, в Александрию. В Александрии сумел основать Божию Церковь , поставить для нее епископа, священников и диаконов и всех их прочно утвердить в благочестивой вере. Свою проповедь Марк подтверждал многими и великими чудесами. Когда язычники воздвигли обвинения на Марка как на разрушителя их идолопоклоннической веры, а градоначальник стал его разыскивать, Марк снова удалился в Пентаполь, где неустанно утверждал свое ранее начатое дело. Спустя 2 года Марк опять вернулся в Александрию – к великой радости всех верных, число которых [уже] заметно умножилось. В этот раз Марка схватили язычники, крепко его связали и начали влачить по брусчатке с криками: «Оттащим вола во хлев!» Всего израненного и окровавленного, бросили его в темницу, где сначала явился ему небесный Ангел, ободряя и укрепляя его, а затем – и Сам Господь Иисус, сказавший ему: «Мир тебе, Марк, евангелист мой!», на что Марк Ему ответил: «Мир и Тебе, Господи мой Иисусе Христе!» На следующий день злобные люди вытащили Марка из темницы и снова влекли его по улицам с теми же самыми выкриками. Весь изнуренный и изможденный, Марк промолвил: «В руки Твои, Господи, предаю дух мой!» Так скончал он свои земные дни и переселился душой в лучший Христиане благоговейно сохранили [в серб, букв.: погребли. – Ред.] его святые мощи. От этих мощей на протяжении веков источались исцеления людям от всякой скорби и болезни.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Т.Н. Джаксон, И.Г. Коновалова, А.В. Подосинова 30. Руперт из Дойца «Слово о святом мученике Пантелеимоне» (начало 1120-х гг.) Руперт (1075/80–1129/30), бенедиктинский монах в Люттихе (Льеже) и Зигбурге, с 1120 г. – аббат монастыря в Дойце (на правобережье Рейна, напротив Кёльна), был одним из самых известных и плодовитых богословов своего времени (его сочинения в «Латинской патрологии» Ж.-П. Миня занимают четыре полных тома: PL. Т. 167–170). Проявил себя Руперт и как агиограф: его перу принадлежит «Слово о св. мученике Пантелеймоне», в приложении к которому описано несколько чудес святого, совершившихся во времена, близкие ко времени создания «Слова». Например, чудо с «млеком и кровью» св. Пантелеимона (из ран мученика, по житийной традиции, источилась не только кровь, но и молоко), которые хранились в прозрачной ампуле в Константинополе и, не смешиваясь, ежегодно менялись местами; такая смена не произошла в 1091 г., что стало предзнаменованием кровопролитной битвы греков с печенегами (см. 22, примеч. 591). Среди подобных чудес помещено и чудо о «Харальде, короле народа Руси». «Слово» сохранилось в единственном списке второй половины XII в. из Кёльна (Historisches Archiv Köln, cod. Wallraf. 320). В отдельном виде эти «Чудеса св. мученика Пантелеимона» («Miracula S. Pantaleonis martyris») по списку ХII/ХIII в., хранившемуся в Главном государственном архиве в Дюссельдорфе и погибшему во время Второй мировой войны, были в свое время изданы болландистами в «Acta sanctorum», но анонимно, так как в Дюссельдорфском списке авторство Руперта не указано. Интерес Руперта к св. Пантелеимону объясним: в Кёльне св. Пантелеимона весьма почитали с середины X в., когда здесь был основан монастырь в его честь (см. примеч. 858); по просьбе настоятеля этого монастыря Руперт и написал свое «Слово». Издания: АА SS. 1729. Iulii t. 6. Р. 422 А-С (по Дюссельдорфскому списку); Coens 1937. Р. 265–266 (по Кёльнскому списку); Назаренко 2001а. С. 586–587 (по Кёльнскому списку с вариантами по Дюссельдорфскому).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Наиболее прочной основой начальной истории древнерусских епархий служит византийский каталог в рукописи Cod. Athen. 1371 (ХII/ХIII в.), который, по Г. Гельцеру, отражает реалии 1170–1179 гг. с учетом изменений за период с 980 по 1170 г. Русская митрополия помещена здесь на 62-м месте в сопровождении одиннадцати подчиненных ей епархий: Белгородской, Новгородской, Черниговской, Полоцкой, Владимирской, Переяславской, Суздальской, Туровской, Каневской, Смоленской, Галицкой 144 . Последовательность перечисления не обязательно воспроизводит порядок возникновения кафедр – скорее, она отражает их церковный ранг (ср., однако, с.58. – Прим, перевод.). Относительно одного епископства – Смоленского – известна точная дата его основания, поскольку сохранилась его учредительная грамота 1136 г. 145 . Под 1164/65 г. Ипатьевская летопись упоминает галицкого епископа Козьму, возможно первого на этой кафедре 146 . Остальные епархии были, надо полагать, более 147 . На первом месте после Киева назван Белгород (πρωτθρονος), и это позволяет отнести редакцию списка ко времени до 1165 г., когда на первое место выдвинулся Новгород, получивший статус титулярной 148 . Первым белгородским епископом, о котором упоминают источники, был Никита, участник перенесения мощей свв. Бориса и Глеба 20 мая 1072 г. 149 . Другой, Лука, назван сразу вслед за киевским митрополитом в рассказе об освящении двух церквей под 1088/89 г. 150 . Учитывая выдающееся положение города-крепости Белгорода, которое отразилось и в ранге Белгородской епархии, естественно предположить, что кафедра в этой “второй столице”, расположенной в 25 км юго-западнее Киева, была учреждена самим Владимиром. Новгородская епархия поначалу занимала, как сказано, лишь второе место (т.е. третье после митрополии. – Прим, перевод.). С середины XI в. в Новгороде велась местная летопись, аналогичная Повести временных лет и сохранившая надежные списки здешних епископов. Обе летописи сообщают под 1036 г. о поставлении Луки Жидяты, имя которого известно также по одному его поучению 151 . О предшественниках Луки Иоакиме и Ефреме можно утверждать лишь то, что Ефрем был поставлен в год смерти Иоакима (1030 г.). Точная дата учреждения кафедры (равно как и имя первого новгородского епископа) не поддается определению. Ясно только, что произошло оно в правление Владимира.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010