В 335 г. в Тире собрался Собор, который низложил св. Афанасия, несмотря даже на то, что он привез туда живого Арсения, якобы убиенного им, и несмотря на то, что Арсений продемонстрировал всем собравшимся обе свои руки. Не дожидаясь осуждения, Афанасий бежал оттуда на груженной лесом барже и прибыл в Константинополь - добиваться справедливости у императора. Однако Евсевий нашел свидетелей, утверждавших, что Афанасий призывал к забастовке докеров в Александрии, что сорвало бы поставки хлеба в Константинополь. Константин потерял терпение и сослал Афанасия в Трир. Тут важно отметить, что против Афанасия никогда не было принято никаких доктринальных постановлений, а только дисциплинарные. Третьим вождем «никейской» партии был Маркелл Анкирский - участник Никейского Собора, убежденный антиоригенист. Он воевал против «разделения» Бога на три Ипостаси. Для него важнее всего было единство Бога в смысле библейского богословия, а не Платона или Оригена. Ему был присущ определенный библейский фундаментализм, который его и подвел. Его любимая цитата: «Когда же все покорит Ему [Сын Отцу], тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем» (1Кор.15:28). Отсюда Маркелл выводил, что различия между Сыном и Отцом временны и в конце веков исчезнут. Таким образом, учение Маркелла Анкирского можно назвать своего рода историческим модализмом. В 335 г. Константин пригласил всех восточных епископов принять участие в освящении храма Воскресения Господня в Иерусалиме (Гроб Господень), на котором он также намеревался отметить 30-летие своего императорства и примирение со всеми арианами. Маркелл отказался, был обвинен в ереси и неуважении к императору и в начале 336 г. был низложен Константинопольским Собором и сослан. Приблизительно в это время умер Арий. Смерть его покрыта туманом неизвестности. Он был покинут и забыт всеми. Арий написал письмо Константину, жалуясь, что стар и болен и что все его влиятельные и сильные друзья, такие как Евсевий Кесарийский, оставили его. Константин великодушно постановил вернуть его из ссылки и принять в общение в Константинополе. Но непосредственно перед восстановлением евхаристического общения с Церковью Арий внезапно умер. Лет через 20 после этого св. Афанасий рассказал историю о том, как патриарх Константинопольский Александр молился о том, чтобы Господь не допустил Ария к причастию, и как Арий, направляясь в Церковь, вдруг умер постыдной смертью в отхожем месте. Но, как бы там ни было, фактически Арий умер задолго до своей физической смерти: о нем все забыли, и как человек он более ничего не значил.

http://sedmitza.ru/lib/text/434712/

Ареопагитики — наиболее известное собрание христианских псевдоэпиграфов, состоящее из четырех трактатов и десяти посланий и подписанное именем ученика апостола Павла Дионисия Ареопагита . Прот.  Георгий Флоровский назвал его одним из «самых загадочных памятников христианской древности» 14 . Об Ареопагитиках не сохранилось упоминаний раньше VI в. Кроме того, согласно мнению ряда исследователей, их неизвестный автор владеет терминами Четвертого Вселенского Собора, знает о возникшей лишь в IV в. организации монашеской жизни и элементах богослужения, появившихся позже апостольского века, показывает осведомленность о сочинениях неоплатоников, например, Прокла, который умер в 485 г. Сборник появился, таким образом, на рубеже V и VI в. Ученые предприняли множество попыток установить имя автора. Вследствие его знакомства с антиохийской литургией и афинским неоплатонизмом многие считают, что это некий сирийский монах, связанный с Афинской школой, что и определило выбор им псевдонима 15 . Вместе с тем, историческое значение «Ареопагитик» огромно. Они пользовались высоким авторитетом и оказали существенное влияние на развитие богословской мысли. В их подлинности до появления филологической критики мало кто сомневался, что обусловлено высокими достоинствами памятника 16 . Псевдоэпиграфы неправославных авторов Частым явлением в христианской традиции было приписывание произведений неправославных и раскольнических авторов их более благонадежным современникам. Так тексты Новациана, римского раскольника середины III в., основателя одноименной секты, сохранились как труды его противника, борца с расколом, сщмч. Киприана Карфагенского . Были они обозначены также именем Тертуллиана , хотя также неправославного автора, но все же более авторитетного христианского писателя, к которому к тому же свт. Киприан относился с особенным почтением. С именем Анфима Никомедийского, мученика, пострадавшего при Диоклетиане 17 , в заголовках сохранились произведения Маркелла Анкирского, епископа, осужденного в IV в. за свое близкое к монархианскому учение. Известный арианин Астерий Софист превратился в надписаниях в Астерия Амасийского , а хотя и не осужденный, но непоследовательный Василий Анкирский — в свт. Василия Великого . В последнем случае дополнительной причиной смешения имен могло послужить наличие трактата Анкирского епископа «О девстве» в архиве свт. Василия. В корпусе творений свт. Василия оказались также сочинения Дидима Слепца , великого схоларха Александрийского училища, и Евагрия Понтийского , знаменитого аскетического писателя. Оба они были осуждены за оригенизм на Пятом Вселенском Соборе 18 .

http://azbyka.ru/psevdoepigrafy

συνν). 2-я формула (опирающаяся на вероопределение Лукиана, пресв. антиохийского, имя к-рого было символом доникейского вост. богословия) впосл. повторялась на Соборах, в противовес никейской «вере 318 отцов» ее называли иногда «верой 97 отцов». В этом определении Собора о Божестве Сына наиболее важно выражение «неотличный образ» (а также «неизменный» - греч. παρλλακτος εκων) Божества Отца, как существа, так и силы, воли и славы Его. Сущность Сына признается «неотличной» от сущности Отца. Но т. к. 2 абсолютно Божественные сущности быть не могут, то такое утверждение необходимо ведет к признанию «единосущия». 3-я формула, составленная еп. Феофронием Тианским, анафематствовала сторонников веры Маркелла Анкирского и Савеллия . Формула поразила не только никейцев, но всю Зап. Церковь, т. к. на Соборе в Риме, происходившем непосредственно перед Антиохийским, с Маркелла были сняты обвинения в савеллианстве, и он был принят в общение ( Athanas. Alex. Apol. contr. ar. 32). 4-я формула не была принята вместе с остальными, но представлена в следующем году в Медиолане имп. Зап. империи Константу послами Собора епископами Наркиссом Нерониадским, Марием Халкидонским и Феодором Ираклийским, чтобы разрешить спор между Вост. и Зап. Церквами. Возможно, это был сокращенный вариант 3 предыдущих. Собор был весьма многочисленным, и несмотря на то что ведущую роль на нем играли евсевиане, их было мало, на Соборе же присутствовали и такие представители Православия, как свт. Иаков Нисибинский, еп. Павел Неокесарийский, митр. Дианий Кесарийский. Даже наиболее известные антиникейцы из присутствовавших на этом Соборе - епископы Евсевий Никомидийский и Феогний Никейский,- принесшие покаяние в арианстве, считались в то время вполне православными. Римский еп. Юлий, обращаясь к участникам Собора, не называет их ни еретиками, ни арианами, но возлюбленными братьями и приглашает их к себе на Собор ( Athanas. Alex. Apol. contr. ar. 21-35). Собор не принял Никейский Символ веры, но он не встал и на сторону ариан, скорее это был Собор вост.

http://pravenc.ru/text/115774.html

Именно, восточные, подтверждая прежние свои приговоры касательно Афанасия, Павла, Маркелла и Асклепы, низложили также Римского епископа Юлия, как прежде всех вступившего с ними в общение, – исповедника Осию, частью по той же причине, а частью и за дружеские отношения его к предстоятелям Антиохийской Церкви, Павлину и Евстафию (Созомен, стр. 186). С другой стороны, заседавшие (на соборе в Сардике) с Осией во первых провозгласили невинными – Афанасия, как несправедливо оклеветанного собиравшимися в Тир епископами,Маркелла, как доказавшего, что его образ мыслей был оклеветан, – Асклепу, как получившего епископство по определению Евсевия Панфилова и многих других судей и доказавшего справедливость этого судебным порядком, – Лукия, как епископа, которого обвинители обратились в бегство, – и в каждую из этих церквей написали, чтобы сих именно мужей они признавали своими епископами и ожидали, а Григория Александрийского, Василия Анкирского и Квинтиана Газского не называли епископами, не имели с ними никакого общения и даже не считали их христианами. Потом низвели с епископской кафедры Феодора Фракийского, Наркиса Иринопольского и др... всех их лишили священства и общения как таких людей; которые отделяют Сына от существа Отчего, принимают тех, которые, за привязанность в арианской ереси, давно низложены, возводят их на высшие степени Божественного служения. По этим причинам отлучив их и определив считать чуждыми католической церкви, они написали ко всем епископам, чтобы последние подтвердили их определения и согласовались с ними в вере, для чего и сами написали тогда иное изложение веры, пространнее никейского, впрочем заключавшее в себе тот же смысл и немного отличавшееся от него только в выражениях. Именно, Осия и Протоген (епископ Сардикийский), которые в то время между западными епископами, собравшимся в Сардике, были главные, опасаясь, чтобы некоторые не подумали, будто они искажают определения никейские, писали Юлию (Римск. епископу) и свидетельствовали, что эти определения признают они несомненными, но для большой ясности распространяют те же мысли, чтобы единомышленники Ария, злоупотребляя краткостью изложения, не могли увлекать неопытных к принятию этих мыслей в нелепом смысле.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Но Скотин был человек находчивый. Сперва ему удалось увильнуть от собора и добиться того, что была назначена императорская коммиссия для решения его спора с противниками его учения. Любивший такие упражнения Констанций назначил ареопаг из восьми сановников и соответственного количества писцов. Фотин явился сам, противники же выдвинули оратором епископа анкирского Василия, человека умеренных воззрений и одаренного блестящим красноречием. Это был тоже галат; должно быть, он жил довольно долго с Фотином в свите Маркелла. История Павла самосатского повторялась во всех подробностях: Фотин и Василий возобновляли единоборство, бывшее некогда между епископом антиохийским и пресвитером Малхионом 413 . Св. Епифаний имел в руках протокол этого диспута 414 , который позволил вполне выяснить заблуждения Фотина. Тогда собрался собор; сирмийский епископ получил от восточных епископов дополнительный приговор, осуждавший его, и был сослан императором. На его место поставили некоего Герминия, которого вызвали из Кизика и который разделял убеждения господствующей партии. В этих придунайских областях Восточные встретили двух старых друзей, Урзакия и Валента, которые отреклись от них под давлением необходимости, но теперь, не стесненные более в своих чувствах, поспешили присоединиться к общему течению. Готовилось отмщение за последние события; но нужно было соблюдать осторожность. Император Констанций завоевывал Запад; надеялись, что эта политическая победа поведет за собой полное церковное слияние. Но латиняне, как уже давно было известно, по некоторым вопросам упорно держались против Востока, и с этим приходилось считаться. Собор удовольствовался тем, что в четвертый раз провозгласил антиохийский символ, прибавив к нему 27 канонов догматического содержания, направленных против Маркелла и Фотина без упоминания о том, и о другом. Св. Иларий 415 , который, как и св. Афанасий, сохранил нам их текст, не находит против них возражений; и действительно, будь этот символ представлен другими людьми, на Западе им могли бы удовлетвориться.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Великий александриец не дожил до Константинопольского Собора 381 г., но в конце своей долгой жизни он знал о каппадокийских отцах, которые объяснили и выразили никейскую веру так, что она стала приемлемой для большинства восточных богословов. 3. Во время жизни Константина никейское вероисповедание осталось неоспоримым критерием правой веры. Но друзья Ария смогли вернуть многие позиции, утраченные летом 325 г. Это удалось им прежде всего благодаря хитрой политике царедворца-епископа Евсевия Никомидийского. Евсевий подписал Никейское определение, но уже через месяц принял Ария в евхаристическое общение в Никомидии во время процесса рассмотрения апелляции последнего. Константин, узнав об этом, тут же отправил в ссылку и Евсевия. Однако тот вскоре вымолил себе прощение и вернулся, поняв, что нужно действовать иначе. Нужно было устранить трех главных никейцев: епископов Евстафия Антиохийского, Афанасия Александрийского и Маркелла Анкирского. Легче всего оказалось справиться с Евстафием Антиохийским - он имел несчастье поссориться с Еленой, матерью Константина, на ее пути паломничества в Иерусалим. Дальше убрать его было делом техники. В 326 г. он был низложен Собором в Антиохии и отправлен в ссылку, откуда уже не вернулся. Афанасий Александрийский оказался куда более крепким орешком. В 328 г. он был избран архиепископом Александрийским. Вскоре он получил письмо от императора, что Арий согласился подписать Никейское определение (правда, с небольшими поправками и оговорками) и должен быть возвращен в общение с Александрийской церковью. Афанасий отказался, и когда его вызвали «на ковер» к Константину, настолько впечатлил императора своими личными качествами, что тот отпустил его с миром и более не требовал восстановления Ария. Евсевий тогда пошел другим путем: в Египте все еще продолжался мелетианский раскол. Ариане подкупили мелетиан, и те стали пачками слать жалобы на Афанасия во все инстанции. Были среди них самые абсурдные: что Афанасий посылал золото каким-то бунтовщикам, что он убил мелетианского епископа Арсения, а руку его отрезал и приберег себе для колдовства. А самого Арсения клеветники спрятали в дальнем монастыре. Афанасию несколько раз удавалось убедить Константина в своей невинности, и тот всякий раз писал ему благосклонные письма. Но невольно за св. Афанасием утвердилась репутация смутьяна, чего Константин, более всего ценивший мир и спокойствие, не мог выносить.

http://sedmitza.ru/lib/text/434712/

18.1.336 г. – 7.Х.336 г. «Посвященный во епископы Рима Марк управлял восемь месяцев...» (S. Hieronymus. Chronicon. Constantinus, 26). Согласно Liber Pontificalis, св. Марк был римлянином, возможно, именно о нем упоминает Константин Великий в своем письме к Мильтиаду ( Евсевий Памфил . Церковная история. X, 5, 18). Его краткий понтификат пришелся на время успеха ариан, когда они стали занимать епископские кафедры, а многие сторонники Никейского Символа веры были низложены, в том числе, св. Афанасий Великий . Папа успел, по-видимому, заложить две церкви: первая – во имя Евангелиста Марка, представлявшая собой прежде жилой дом, превращенный в церковь (сейчас, после многих реконструкций, он входит в состав построек Palazzo di Venezia), а вторая – базилика на кладбище св. Бальбины на Адриатинской дороге, руины которой можно было еще видеть в XVII веке 85 . Вероятно, именно при св. Марке было положено начало составлению Depositio episcoporum и Depositio martyrum – древнейших из сохранившихся списков дат понтификатов Римских пап. Память св. папы Марка по римскому календарю отмечается 7 октября, под этим же числом его память помещена и в «Полном месяцеслове Востока» архиепископа Сергия 86 . Эпитафия на гробнице св. Марка была написана папой Дамасом 87 . Св. Юлий I (S. Iulius I) г. – г. »...на Римский престол после Марка, который недолго был преемником Сильвестра, вступил Юлий...» (Созомен. Церковная история. II, 20). Согласно Liber Pontificalis, он был римлянином. С восшествием на Святой Престол этого мужественного и обладающего сильным характером человека, приверженцы Никейского Собора получили непоколебимую опору. Имя св. Юлия неразрывно связано с именем св. Афанасия – их соединила общность борьбы против арианства. После амнистии, провозглашенной по случаю кончины Константина Великого в 337 г., был возвращен из ссылки Афанасий, осужденный в 335 г. на арианском соборе в Тире. Но враги вновь решили сместить его с кафедры, и, изгнанный из Александрии, Афанасий приехал в Рим, который стал прибежищем также и для изгнанных арианами епископов Павла Константинопольского, Маркела Анкирского и Асклепия Газского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Alex. Hist. arian. 44; Idem. Apol. contr. ar. 44; Hilar. Pict. Fragm. hist. II 2; Socr. Schol. Hist. eccl. II 20; Theodoret. Hist. eccl. II 8). Главным препятствием к этому стало включение в состав зап. делегации осужденных на Востоке и нашедших поддержку на Западе епископов свт. Афанасия Великого, Маркелла Анкирского и Асклепы Газского. Вост. делегация отказалась объединиться с западной в случае, если свт. Афанасий, Асклепа и Маркелл не будут удалены. О. предложил вост. епископам компромисс: забрать свт. Афанасия вместе с собой в Испанию при его оправдании ( Athanas. Alex. Hist. arian. 44), однако в общецерковном формате Собор так и не состоялся. Сепаратный вост. Собор осудил не только свт. Афанасия, Асклепу и Маркелла, но и поддержавших их зап. епископов, в т. ч. и О. ( Hilar. Pict. Fragm. hist. III 24, 27-28). Собор зап. епископов под рук. О. подтвердил оправдание свт. Афанасия, Асклепы и Маркелла ( Athanas. Alex. Apol. contr. ar. 37, 41, 47, 49; Hilar. Pict. Fragm. hist. II 13; Theodoret. Hist. eccl. II 8) и осудил своих оппонентов как сторонников «арианской и евсевианской ереси» ( Hilar. Pict. Fragm. hist. II 11, 14). Стремясь положить конец ее распространению, участники Сардикийского Собора зап. епископов составили исповедание веры ( Theodoret. Hist. eccl. II 8). Этот текст содержал неск. двусмысленных с богословской т. зр. утверждений, нек-рые исследователи интерпретируют их как результат неразличения участниками Собора Бога Сына и Св. Духа (т. н. бинитаризм) ( Hanson. 2005. P. 303; Hall. 1989. P. 182-184; Ayres. 2004. P. 125). Др. исследователи оспаривают подобные выводы ( Bartolozzi. 2011. P. 34-37). Кроме того, в сардикийском исповедании содержались утверждение об обладании Лицами Пресв. Троицы единой ипостасью и осуждение сторонников учения о Трех Божественных Ипостасях. При этом составители формулы отождествляли понятия «ипостась» и «сущность»: «Одна есть ипостась, которую и сами еретики называют сущностью Отца и Сына и Святого Духа» (μαν εναι πστασιν ν ατο ο αρετικο οσαν προσαγορεουσι το Πατρς κα το Υο κα το γου Πνεματος).

http://pravenc.ru/text/2581605.html

В третью группу входят бесспорно православные в своем богословии церковные писатели (свят. Афанасий Великий , отцы-каппадокийцы и др.). Правда, многие из них вышли из полуарианской среды и, следовательно, до определенного времени не были безупречны, как в вероисповедании, так и по хиротонии. Православных, вышедших из полуарианской среды, в церковной истории принято называть новоникейской партией. И, наконец, в четвертую группу входят те, кто считая себя православными никейцами, увлекались чрезмерной ревностью и доходили до ереси или отпадали в раскол. Это, например, еп. Фотин Сирмийский и его последователи, зашедшие в употреблении савелианского языка дальше своего учителя еп. Маркела Анкирского (см. упоминание о нем в следующей главе, §2), и отождествившие Отца и Сына; или еп. Люцифер Каларийский и его последователи – бескомпромиссно резкие, чуждые всякого сострадания и отказывавшие в прощении тем, кто впал даже в малейшее богословское заблуждение. Со стороны такого рода ревнителей не по разуму не раз приходилось терпеть нападки и встречать непонимание свят. Василию Великому и другим защитникам Православия. Венцом борьбы за Православие стал Второй Вселенский Собор, который был созван после того как к власти пришел св. император Феодосий Великий, восстановитель Православия. Собор торжественно провозгласил никео-цареградское догматическое исповедание, и узаконил, в необходимых случаях, хиротонии епископов, вставших на сторону Православия. Ключевой фигурой разбираемого периода бесспорно является свят. Афанасий Великий , не случайно названный отцом Православия. Главная его заслуга перед православным богословием в том, что он невзирая на лица отстаивал соборные решения Первого и в то время единственного Вселенского Собора. Непоколебимая верность свят. Афанасия соборному разуму Церкви, боговдохновенным соборным решениям, является примером для христиан всех времен. Глава третья. Епископ Евсевий Кесарийский § 1. Жизнеописание Еп. Евсевий Кесарийский (Памфил) родился около 260 года в Палестине, учился в Кесарии. Его учителем был священномученик пресвитер Памфил (240–309 годы). Предполагается, что свое второе имя «Памфил», Евсевий принял в память о своем учителе. От св. Памфила Евсевий воспринял преклонение перед Оригеном , основавшим в свое время Кесарийское богословское училище. Участвуя в управлении Кесарийским училищем, Евсевий во время гонения Диоклетиана сохранил наличность кесарийской библиотеки, созданной ранее священномуч. Памфилом. Впоследствии он обогатил библиотеку новыми рукописями, приобретенными во время вынужденного удаления из Кесарии и путешествий по Сирии, Египту и Фиваиде.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

Возвращение его в Александрию было настоящим торжеством. 161 Народ вышел ему навстречу; в церквах пели радостные гимны, все служители Церкви, подобно верующим, выражали живейшую радость. Съехались епископы всех церквей Египта, Фиваиды, Ливии и Пентаполя. Наслаждаясь счастьем быть снова собранными под председательством епископа матери церквей своих, они сочли обязанностью защищать его и написали окружное послание, разосланное всем епископам Церкви кафолической. 162 Там опровергали, они все клеветы, возводимые на Афанасия на собраниях Тира и Константинополя, и обнаруживали все происки евсевиан. Апология эта послана была не только епископам Восточным, но и Западным, где в продолжении ссылки своей Афанасий приобрел много друзей, но также и Юлию, епископу Римскому. 163 Депутаты собора Александрийского и Афанасия прибыли в Рим, когда евсевиане там уже находились; понимая сколь важно иметь Запад на своей стороне, они писали епископу Римскому и послание свое отправили с тремя депутатами: пресвитером Макарием и двумя диаконами Мартирием и Евсихием. Они приложили к тому следствие, произведенное в Мареоте, по приказанию собрания Тирского. Посланные же Афанасием прибыли, со своей стороны, с посланием собора Александрийского. Пресвитер Макарий немедленно удалился под предлогом болезни. Оба же диакона, чтобы не вынудили их входить в объяснения, предложили епископу Римскому собрать собор, на котором разобраны будут все затруднения, относящиеся до Афанасия, Маркелла Анкирского и Асклепа Газского, незаконно низложенного арианами, как приверженца Афанасиева. 164 Юлий согласился и предложил собор в том городе, который изберут евсевиане в соглашении со своими противниками. 165 Но как они никакого места не указали, то Юлий созвал собор в Рим. Констанций после путешествуя своего в Антиохию, где видел его Афанасий до отплытия в Александрию, отправился в Константинополь. С ним был Евсевий Никомидийский, домогавшийся престола столичного; он сообщил ему о пререканиях, происходивших между Павлом и Македонием, отдавая справедливость последнему; а потому Констанций, по прибытии своем в Константинополь, сильно прогневался, увидав Павла восстановленным на своем престоле. Он сослал его в Сингарис, в Месопотамию, и возвел на место его Евсевия Никомидийского. 166

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010