Учение о Троице и каппадокийцы Л. П. Карсавин. Святые отцы и учителя Церкви 1. Афанасий Великий не дожил до торжества Православия, может быть, потому, что сам был живым его торжеством. Умирая (373 г.) он, вопреки раздиравшим Церковь схизмам, которые продолжались и после смерти Валента (378 г.), мог с надеждой смотреть на ближайшее будущее. Омиусианство усиливалось и приобретало все больше сторонников. И было уже ясно, что спор между омиусианами и омоусианами превращается в спор о словах: сам Афанасий чувствовал уверенность в том, что омиусиане в конце концов примут Никейский Символ. Вместе с тем выросло молодое поколение никейцев. Галатия и Каппадокия во время борьбы за единосущие выдвинули видных ариан (Астерия, Эвномия), Маркелла и Фотина, но и главу омиусиан — Василия Анкирского. Здесь сохранились и знаменитые школы (стр. 89, 74, 124) и память о св. Григории Чудотворце. Евстафий Севастийский насадил здесь монашество; и его дело продолжил ученик его Василий Великий. Св. Василий и брат его св. Григорий Нисский родились в старой христианской семье в Неокесарии, сохранившей память о гонениях Диоклитиана и о св. Григории. Их друг св. Григорий Назианзский, или Богослов, был сыном назианзского епископа. Они учились в Кесарии, в Константинополе, где во второй половине IV в. Темиотий комментировал Аристотеля и Платона, в Афинах, где уже подготовлялся падающий на IV в. последний расцвет новоплатонизма. Все они изучали Оригена и являлись горячими, хотя и не слепыми, поклонниками великого александрийца. Василий и Григорий Богослов составили даже из его трудов хрестоматию под названием «Ори-геново Добротолюбие» (ριγνους Φιλοκαλα)43. Но они сумели оценить и Плотина, которым уверенно и безбоязненно пользовались; знали, конечно, и учеников его: Порфиря (ум. ок. 300 г.), Амелия (ок. 250), Ямвлиха (ум. ок. 350 г.): близкий к ним в учении о Троице, но еретичествующий в Христологии Аполлинарий Леоди-кийский написал подробное опровержение трактата Порфирия против христиан. К «каппадокийцам» же следует причислить и Амфилохия Иконийского (с 373 г.), друга Василия. С глубоким и разносторонним образованием «каппадокийцы» сочетали тяготение к монашеству. Св. Василий посетил славных отшельников Египта, Сирии и Мессопотамии, виделся позже (ок. 370 г.) со св. Ефремом Сирином и оставил монашескую жизнь лишь для того, чтобы выступить на защиту Православия (360 г.) и был посвященным в епископы (370 г.). Он является одним из основоположников восточного монашества, живущего и доныне по его «уставу».

http://sedmitza.ru/lib/text/443093/

Д.С. Бирюков Астерий Фигурой, переходной между представителями первой фазы ариан-ских споров и неоарианами, является т. н. Астерий-софист. Астерия обычно не относят к движению неоариан, однако именно в его системе появляются моменты, характерные для неоарианской доктрины. То переосмысление и тот синтез, которые осуществил Астерий в отношении доктрины Ария, пытаясь, с одной стороны, смягчить радикализм в отношении понимания статуса Христа, который был характерен для Ария, и, с другой, более четко сформулировать специфические положения нео-арианства, очевидно, в той или иной мере послужили для представителей второй волны арианского движения, Аэция и Евномия, базисом для выстраивания своей системы. Астерий родился в Каппадокии между 260 и 280 г. По профессии он был ритором. Подобно Арию, Астерий, вероятно, учился у св. Лукиана Антиохийского. Во время гонений императора Диоклетиана Астерий стал отступником и принес жертву, в итоге чего по канонам он считался недостойным священнического и епископского сана. Однако он имел большое влияние на многих представителей арианского движения. Астерий был главным адвокатом ариан на первой стадии арианских споров. Около 325 г. он, по настоянию Евсевия Никомедийского и Ария, написал свое сочинение «Синтагматион», а в 327 г. письменно выступил в защиту положений осужденного на Никейском соборе письма Евсевия Никомедийского Павлину Тирскому. Отрывки из «Синтагматиона» сохранились у свт. Афанасия, а также в отрывках и в пересказе Маркелла Анкирского. По свидетельству свт. Афанасия, Астерий разъезжал с этим произведением по городам и зачитывал его в церквях, вероятно имея успех. В своем «Синтагматионе» Астерий пытался сгладить острые углы учения Ария. Против писаний Астерия выступил Маркелл Анкирский. В 336 г. Маркелл передал свое сочинение, посвященное опровержению Астерия, императору Константину; в итоге Маркелл был низложен, а против его воззрений Евсевием Кесарийским , который нашел их савеллианскими, был написан труд «Против Маркелла» (полемика с Маркеллом велась Евсевием также в сочинении «О церковном богословии»), в котором и сохранились свидетельства о полемике Маркелла с Астерием. Астерий известен также как плодотворный толкователь Писания. Он создал толкования на Евангелия и на Послание к Римлянам, которые до нас не дошли. Сохранились «Толкования на псалмы», авторство Астерия относительно которых установлено не твердо, хотя это весьма вероятно.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/knig...

По отзывам современных Аполлинарию писателей и церковных историков, равно как и в оставшихся известными по своим названиям сочинениях его, литературная его деятельность рисуется необычайной как по количеству написанного им, так и по разнообразию предметов, затронутых им в своих произведениях. Эта удивлявшая даже писателей века плодовитость условливалась столько же напряженными умственными интересами и широтою требований золотой эпохи христианской, богословской производительности, сколько способностями и образованием самого Аполлинария. Он жил и вращался в кругу известнейших и выдающихся лиц века, из которых каждое стояло в центре целого ряда событий, обращавших на себя общее внимание и требовавших определенного отношения к себе. „Имея, – по выражению св. Василия, – язык, готовый свободно говорить о всяком предмете» 461 , Аполлинарий считал себя обязанным отвечать на эти требования и всюду выступал со своими сочинениями. Возникает ли в церкви вопрос о Маркелле, епископе анкирском, и его учении, – Аполлинарий обсуждает его в особом сочинении 462 ; издает ли Евномий свою „Апологию» 463 , – Аполлинарий отвечает и ему 464 ; поднимаются ли в церкви споры о Божестве св. Духа, – Аполлинарий опять пишет книгу по этому предмету 465 . Множество вопросов, разные перемены в церковной жизни давали ему темы для составления сочинений. Вступил на престол Юлиан, и вместе с тем открылась попытка реставрации язычества на почве философской, – Аполлинарий выступает борцом против языческой мудрости в сочинении „за истину» 466 и защитником христианства в книгах против Порфирия 467 ; издает Юлиан закон, запрещающий христианам занятие классической литературой, и Аполлинарий предпринимает смелую попытку создать равносильные и равночисленные образцы христианской поэзии 468 . Так, богатство и разнообразие событий общей жизни, церковной и государственной, находило себе постоянный отклик в „способности» Аполлинария „легко писать» 469 , и всё это вместе выразилось в богатстве литературной производительности последнего.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Маркелл Анкирский А.В.Карташев. Вселенские соборы (оглавление) Торжествующие «евсевиане» (Евсевий Никомидийский теперь был главным вождем их) решили после Афанасия добить и выдающегося соратника его Маркелла, маститого епископа Анкирского. Маркелл уже за 10 лет до Никеи стал епископом. B Анкире сначала намечалось и собирание I собора. B Никее, в союзе с римскими легатами, он играл выдающуюся роль. И после Никеи Маркелл выступил с обширным опровержением ариан. Арианство нашло себе доктринера — агитатора Астерия. Он был из Каппадокии, ритор, т.е. учитель словесности. Во время Диоклетианова гонения оказался в числе lapsi, поэтому не был принят в клир. Теперь он объезжал Восток с публичными лекциями в защиту ариан. На его лекции собирались и язычники и со злорадством осведомлялись, как «расцапались» между собой христиане. Кроме лекций Астерий издал и книжку «Синтагматион» («Сводка») с подбором противоникейских цитат из Оригена, Павлина Тирского, Евсевия Никомидийского и др. Маркелл в своих опровержениях лжи арианской не щадит старые авторитеты, раз они не доросли, не доразвились до новой фазы раскрытия догматов. Маркелл не консерватор. Он смелый эволюционист, и от имени раскрывшихся в церкви догматических истин он громил людей отсталых. Он пишет: «Ваш Павлин (т.е. Тирский) едва ли оправдается на том свете за те урезки, с какими он приводит выдержки из Оригена. Да если бы y Оригена и действительно говорилось так, то что за авторитет Ориген? Из первых же строк его Περ αρχν так и видно, что он только что оторвался от страниц Платона. Он даже и начинает свое сочинение фразой Платона.» Маркелл, как мыслитель, с самого начала условливается ο принципе и методах его богословствования. Он отбрасывает механическое нанизывание на нить хронологии мнений церковных авторов, т.е. метод Евсевия Кесарийского в его труде, характерно озаглавленном: «Церковное богословие.» Лишенный мыслительной силы и оригинальности, этот ученый-коллекционер Евсевий стеснял и отталкивал неукротимого философа-мыслителя Маркелла. Маркелл отбрасывает путы Евсевиевых цитат из церковных авторитетов и опирается только на тексты Священного Писания. Болотов остроумно сравнивает Маркелла методологически с Лютером: в основе только Священное Писание, a затем сразу — я сам.

http://sedmitza.ru/lib/text/434987/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВГЕНИЙ († после 371), диак. Анкирской Церкви. Автор послания (371) к свт. Афанасию I Великому , содержащего исповедание веры, а также обращение клира и мирян Антиохии, оставшихся верными своему еп. Маркеллу Анкирскому . Вероятно, Е. был главой общины маркеллиан, притом что еп. Маркелл, изгнанный с кафедры в 350 г., был еще жив († ок. 374), но находился в изгнании. Анкирскую кафедру после него занимали омиусианин Василий и Афанасий (первоначально от общины омиев, затем примкнул к неоникейской партии во главе со свт. Василием Великим ). Часть Анкирской Церкви не признавала ни того, ни другого и оставалась верна еп. Маркеллу. Послание Е., по-видимому, представляет собой ответ на изобличение учения еп. Маркелла Василием Великим. В этой ситуации маркеллиане решили заручиться поддержкой Афанасия Великого, бывш. друга Маркелла. В том же 371 г. свт. Василий направил Афанасию Великому письмо, в к-ром настоятельно просил его публично осудить ересь Маркелла ( Basil. Magn. Ep. 69. 2), но Афанасий не откликнулся на этот призыв и благосклонно отнесся к посланию Е., приняв анкирских маркеллиан в церковное общение ( Epiph. Adv. haer. 72. 12). По структуре послание Е. близко к другому, более позднему (уже по смерти Маркелла) письму маркеллиан, составленному неизвестным епископом в ссылке в Диокесарии (Киликия) (Ibidem), но по содержанию эти документы существенно различаются. В письме маркеллиане оправдываются и стремятся доказать, что их незаслуженно считают еретиками, при этом признают наличие заблуждений в учении еп. Маркелла. В послании Е., напротив, обращается к Афанасию, имея рекомендательные письма (συστατικ) от епископов Греции и Македонии, и вкратце излагает исповедание своей общины, анафематствует Ария и «тех, кто с ним единомысленны», а также Савеллия . Е. подчеркивает неоспоримость Никейского Символа веры, полностью признаваемого сторонниками Маркелла. Далее Е. кратко разбирает учение Савеллия и показывает, что не имеет с ним ничего общего.

http://pravenc.ru/text/186961.html

Священномученик Василий, пресвитер Анкирский Святой Василий был священником Анкирской Церкви в Галатии. В то время епископом в ней был Маркелл, который в своем противостоянии арианству впал в противоположную ересь – модализм, считая три Божественных Лица тремя аспектами, или модусами, Божества. Однако Василий не разделял этих воззрений и ревностно учил истинной вере, наставив многие души на правый путь, ведущий к Богу. С несокрушимой стойкостью он исповедал Православие перед императором Констанцием и был отпущен. Когда Юлиан Отступник стал императором (360) и предпринял попытку восстановить язычество, доблестный исповедник удвоил усилия, дабы разоблачить пустоту веры в ложных богов. Святого Василия обвинили в том, что он наносит ущерб почитанию императора. На это святой ответил, что намерен повиноваться только Царю неба и земли. Тогда проконсул Сатурнин велел растянуть его на дыбе. Во время мучений святой обратился к Богу с такой молитвой: «Господи, Боже веков, благодарю Тебя за то, что Ты счел меня достойным идти по пути страданий. Я уверен, что, идя по нему, достигну жизни вечной и окажусь среди тех, кого Ты сделал наследниками Твоих обетований и кто уже наслаждается ими!» Император во время своего похода против персов (362) остановился в Анкире. Ему представили Василия, который, объявив себя христианином, предсказал Юлиану, что Бог, Чьи алтари он поверг, вскоре его самого свергнет с трона и его тело, оставленное без погребения, будет попрано ногами. Юлиан был задет этими словами и приказал, чтобы каждый день у святого вырезали из кожи ремень. Василий в течение нескольких дней выносил эти жестокие рассечения, затем попросил о встрече с императором. Юлиан, считая, что тот готов отречься, пришел в храм Асклепия и повелел приготовить жертвоприношение. Но Василий, представ перед ним, вырвал полосу кожи, что у него только что отрезали и которая еще свисала с его тела, бросил ее перед Юлианом и сказал: «Держи, съешь этот кусок, потому что ты любишь мясо. И знай, что для меня смерть – это победа. Я страдаю за Христа, Он – мое прибежище, моя опора и моя жизнь!» Разгневанный император приказал резать его тело, пока не обнажатся внутренности. В этих мучениях святой молился, чтобы Бог даровал ему завершить земной путь, сохранив веру, и быть принятым в Царство Небесное.

http://pravoslavie.ru/60588.html

Церковь в правление сыновей святого императора Константина Великого. Часть 2 История Европы дохристианской и христианской Протоиерей Владислав Цыпин Сайт «Православие.Ру» продолжает публикацию фрагментов новой книги церковного историка и канониста протоиерея Владислава Цыпина «История Европы дохристианской и христианской». Имп. Констанций II. Медальон IV в. Ведя войну с узурпатором Магненцием, Констанций оказался в Сирмии, епископ которой Фотин обвинялся в ереси как на Востоке, так и на Западе. В прошлом он был диаконом и в своих богословских воззрениях последователем Анкирского епископа Маркелла, но, доводя до крайности савеллианские черты в триадологии учителя, он разошелся и с ним и стал отрицать «предвечное рождение и бытие Сына… утверждая, что Христос получил бытие от Марии» . Для рассмотрения этого учения Констанций созвал в Сирмии в 351 году собор, на который были приглашены Осий Кордубский, незадолго перед тем отправленный в изгнание, Василий Анкирский, Марк Аретузский, Валент Мурсийский и другие епископы – никейцы и ариане. Относительно еретического учения Фотина участники собора были единодушны: его низложили как приверженца монархианских ересей Савеллия и Павла Самосатского, но Констанций решил воспользоваться случаем, чтобы побудить участников собора к составлению нового символа, который бы объединил православный Запад и арианствующий Восток. На Сирмийском соборе составлена была на греческом и латинском языках тринитарная формула с явно выраженным субординатистским акцентом. Более того, произошло отступление от Никейского символа: собор анафематствовал исповедовавших единосущие или подобосущие Сына Отцу, воспрещая само употребление понятия «сущность» как на греческом языке – ουσα (усиа), так и на латинском – substantia, между которыми есть некий «зазор»: латинский термин в большей мере носит оттенок вещественности и материальности, от которого свободнее греческое философское понятие ουσα (усиа). Сирмийский собор анафематствовал и тех, кто исповедовал, что Сын «равночестен, а не подчинен Отцу» . Осий Кордубский, в ту пору уже достигший преклонных лет, не хотел подписывать составленный в Сирмии символ, но, как пишет Сократ, «когда подвергли старца побоям и пыткам», он «согласился и подписал изданные тогда исповедания» .

http://pravoslavie.ru/46235.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АНФИМ Сщмч. Анфим, еп. Никомидийский. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ) Сщмч. Анфим, еп. Никомидийский. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ) († 303), сщмч., еп. Никомидийский (пам. 3 сент., зап. 27 апр., сир. 24 апр.). О его мученической кончине свидетельствует Евсевий Кесарийский (Церк. ист. VIII 6. 6; 13. 1). В основу жития А., написанного Симеоном Метафрастом , были положены древние мученические акты (BHG, N 134-135). А. родился в Никомидии (Вифиния), с юных лет отличался добродетелью. Принял священнический сан и после смерти главы Никомидийской Церкви Кирилла был избран епископом. Когда при имп. Диоклетиане и Максимиане начались гонения на христиан, А. многих сподвиг принять мученическую смерть за Христа (см. Никомидийские мученики ). По просьбе паствы А. удалился из Никомидии в сел. Семана и оттуда обращался с посланиями к христианам, убеждая их не бояться смерти. Через нек-рое время имп. Максимиан узнал о месте нахождения А. и послал воинов, чтобы схватить его, но те, вняв проповеди святого, уверовали во Христа и готовы были отпустить его, однако А. пожелал предстать перед императором. Приведенный к Максимиану, он исповедовал Христа и был подвергнут пыткам: сначала А. били камнями по шее и проткнули ноги раскаленными кольями, положили на острые черепки и били палками, затем надели на ноги раскаленные медные сапоги, но святой с радостью принимал мучения за Христа. Тогда Максимиан приказал привязать его к колесу и вращать над огнем, но огонь поразил палачей. После этого А. заточили в темницу вместе с разбойниками, где святой обратил узников ко Христу. Узнав об этом, имп. Максимиан предложил ему стать первым из языческих жрецов. А. отверг предложение императора и был обезглавлен. В составе жития мучеников Индиса и Домны помещено письмо А. к христ. общине Никомидии (PG. 116. Col. 1073-1076). Приписываемый А. фрагмент соч. «О святой Церкви» (Anthimi Nicomediensis episcopi et martyris de sancta Ecclesia/Ed. G. Mercati//ST. 1901. T. 5. P. 87-98) принадлежит, по мнению М. Ришара, Маркеллу Анкирскому (Richard M. Un opuscule méconnu de Marcel d " Ancyr//MSR. 1949. N 6. P. 5-28).

http://pravenc.ru/text/114104.html

Фотин А.В.Карташев. Вселенские соборы (оглавление) Фотин был диаконом Маркелла, a затем сделан епископом Сирмиума (нынешние Карловцы). Фотин своим вольным богословствованием топил в глубине еретичества не только себя, но и своего учителя Маркелла. Как и Маркелл, Фотин сосредоточивается на уяснении в Боге момента Логоса. Но тонкое различение y Маркелла δυνμει и ενεργεα, т.е. отдельность лица Логоса, y Фотина исчезает, является просто силой разума y Отца: Λογοπτωρ. Иисус Христос — носитель Логоса, но простой человек . Есть данные полагать, что Фотин доходил до отрицания и сверхъестественного рождения Христа. За это вольнодумство его похвалял потом Юлиан Отступник. Боговоплощения, собственно, не было в Иисусе. По Его личным заслугам была лишь благодать обитания в нем Логоса. Это чистый динамизм, как y Павла Самосатского. Полный контраст с намерениями богословия Маркелла. Эти крайние тенденции бросали самую невыгодную тень и на Маркелла, и на всех «староникейцев.» Начиная с данного «Многострочного Изложения» 344 г. ряд соборов заслуженно громит Фотина. Новое доказательство недостаточности терминологии «старых никейцев.» Это слабость «усиа» без «ипостаси.» Таким образом, в результате задуманного в качестве вселенского Сердикского собора получилось не воссоединение, но горшее разделение церквей Востока и Запада. «После этого собора, — говорит Созомен,— восточные и западные епископы уже не смешивались между собой и не сообщались как единоверные .» Но западный император Констант не желал так легко мириться с провалом своего собора. И, зная, как теперь государственно нуждается в нем его брат Констанций, потребовал от последнего проведения Сердикских решений в жизнь, угрожая даже оружием. Констанций вынужден был огорчить своих восточных епископов и вызвал из западной ссылки Афанасия. Но осторожный, скептический Афанасий понудил Констанция послать ему строго формальное троекратно повторенное приглашение и лишь после этого вернулся в Александрию, куда прибыл 23 ноября 346 г. Павел вернулся в Константинополь, a Маркелл — в Анкиру. Но тут народ был уже на стороне нового епископа — Василия Анкирского, и Маркеллу пришлось остаться без места. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/435014/

Дальнейшим представителем патрипассианских антитринитариев был Савеллий, преобразовавший учение Праксея и Ноита и придавший ему новый, более совершенный и научный характер 500 . О савеллианах говорится также в 7-м правиле этого же собора, причем их крещение считается недействительным и поэтому при вступлении в православную церковь они должны быть принимаемы как язычники. Настоящим правилом предаются анафеме также и маркеллиане, получившие свое начало от Маркелла, епископа анкирского, жившего около половины IV века 501 . Маркелл присутствовал на I Вселенском Соборе и там оказался горячим противником Ария и ревностным защитником единосущности Сына с Отцем 502 . Он продолжал спорить с арианами и после Никейского Собора, главным образом с полуарианами. Против одного из главных представителей арианства – Астерия 503 Маркелл написал большое сочинение, сохранившееся в отрывках, приводимых Евсевием Кесарийским в его сочинении – Contra Marcellum. В этом своем сочинении Маркелл восстает не только против Астерия, но и против Павлина, епископа антиохийского, Евсевия Никомидийского, Оригена , Наркисса и даже против самого Евсевия Кесарийского . Но, опровергая арианское и полуарианское учение о Христе, Маркелл слишком увлекся полемикою со своими противниками и впал в савеллианизм, причем логически приблизился к учению Павла Самосатского 504 ... Евсевий Кесарийский в своем сочинении о «церковном богословии», направленном исключительно против Маркелла, подробнейшим образом изложил учение маркеллианской ереси 505 . То же учение изложено Евсевием в двух книгах, направленных против Маркелла 506 . Кроме известного савеллианского учения о Христе, которое, за малыми исключениями, разделялось маркеллианизмом, Маркелл, путем логического развития положенных им начал о Сыне, дошел до отрицания вечной ипостаси Сына и, соответственно с этим, учил, что при наступлении конца мира наступит также и конец царства Христова и даже самого Его бытия. Что таково действительно было учение маркеллиан, об этом свидетельствуют, кроме Евсевия, Афанасий в своей книге De synodis 507 , Кирилл Иерусалимский в огласительном поучении De secundo Christi adventu 508 , Иларий, Василий Великий , Сократ, Феодорит и многие другие 509 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010