2. Если кто из любящих споры не удовольствуется сказанным, то можно привести и другое доказательство. Какое же это? — Из переписи, о которой упоминается в Евангелиях. « В те дни», говорит Евангелист, « вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице » (Лк. 2:1–7). Отсюда видно, что Христос родился при первой переписи. А из древних кодексов, публично хранящихся в Риме, всякий желающий может с точностью узнать и время этой переписи. Что же, скажут, до этого нам, которые и теперь не находимся там и ранее не были? Выслушай и не сомневайся, потому что мы приняли этот день от тех, которые в точности знают это и живут в том городе, обитающие там, празднуя его издавна и по древнему преданию, теперь переслали сведение о нем и нам. И Евангелист не без цели означил время (Рождества Христова), но дабы сделать явным и известным для нас и самый день и показать домостроительство Божие. И Август не произвольно и не сам от себя издал тогда такое повеление, но потому, что Бог подвигнул его душу, дабы он, хотя бы невольно, послужил явлению Единородного. Как же это, скажут, содействует тому домостроительству? Не мало и не случайно, возлюбленный, но весьма много, и есть одно из необходимых и нарочито устрояемых дел. Как же это? Галилея есть область в Палестине, а Назарет — город галилейский. Так и Иудея есть область, называемая так по имени своих обитателей, а Вифлеем — город иудейский. О Христе все пророки предсказывали, что Он не из Назарета, но из Вифлеема придет и там родится. Именно так написано: « и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля » (Мф.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

3:14), продают отроковиц, чтобы пить вино. Отдает же юношей блудницам и продает отроковиц для распутства тот, кто из-за постыдной корысти не обличает согрешающих.    Ст. 4—6. Но что между вами и Мною, Тир а Сидон и весь предел палестинян? Неужели вы воздадите (или воздаете) Мне мщение? И если вы мстите (или будете мстить) Мне, то Я скоро и легко обращу возмедие ваше на вашу голову. Ибо вы, взяли серебро Мое и золото Мое, и наилучшие драгоценности Мои внесли в капища ваши, и сынов Иуды и сынов Иерусалима продавали сынам греков, чтобы удалит их от пределов их. LXX: Что между Мною и вами, Тир и Сидон и вся Галилея иноплеменников? Неужели вы воздаете воздаяние Мне или удерживаете в сердце гнев на Меня (потому что это означает греческое слово μνησικακετε? Легко и скоро Я обращу возмездие ваше на ваши головы. Ибо вы взяли серебро Мое и золото Мое, и наилучшие драгоценности Мои внесли в храмы ваши, и сынов Иуды и сынов Иерусалима продавали сынам греков, чтобы удалить их от пределов их. Иудеи полагают, что это сказано против Тира, Сидона и пределов палестинян или Галилеи иноплеменников, которые во время пленения иудеев и после победы римлян над последними преследовали народе Божий или самого Бога в народе Божиим, — [Бога], который управлял народом, согласно с написанным: иже емсь приемлет, Мене приемлет (Матф. 10:40). Поэтому, и наоборот, кто преследует народ Божий, тот преследует самого Бога, которому принадлежит народ. Я воздам вам, говорит, за то, что вы сделали народу Моему; потому что вы взяли и пожертвовали вашем идолам серебро Мое и золото Мое, то есть сосуды храма и все то, что было в нем наиболее ценного и наилучшего, золотой светильник и золотую трапезу предложения, двух золотых херувимов, очистилище, чаши и золотые кадильницы (4 Цар. гл. 25). Но, как свидетельствует история, это скорее сделали халдеи, которые перенесли сосуды храма Господня в храм Бела; поэтому впоследствии Валтасар пил из чаши, и тотчас царство его перешло к мидянам и персам (Дан. гл. 5). Но так как говорится, что это произойдет после великого и страшного дня Господня, и апостолы изъясняют это в отношении к воскресению Господню, а евреи относят во времени будущего суда, то скорее следует разуметь здесь римлян: потому что Веспасиан и Тит, построив в Риме храм Мира, пожертвовали в капище его сосуды храма и все приношения, как свидетельствует греческая и римская история.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3160...

4. Но Он сказал в ответ: «Сказано в Писании: " Не одним только хлебом будет жив человек, но каждым словом из уст Божьих " ». 5. Тогда переносит его диавол в Святой Город, и ставит Его на навершие Храма, и говорит Ему: 6. «Если Ты Сын Божий, кинься вниз; ведь сказано в Писании: " Ангелам Своим Он вверил Тебя " , и еще: " На руках понесут Тебя, чтобы не преткнулся Ты о камень ногой Твоей " ». 7. Сказал ему Иисус: «И другое сказано: " Не искушай Господа, Бога твоего " ». 8. Снова переносит Его диавол на гору весьма высокую, и показывает Ему все царства мира и славу их, 9. и говорит Ему: «Все это я отдам Тебе, если Ты, повергшись ниц, поклонишься мне». 10. Тогда говорит ему Иисус: «Отойди, сатана! Ибо в Писании сказано: " Господу, Богу твоему, поклоняйся, и Ему одному служи " ». 11. И оставляет Его диавол; и вот, Ангелы приблизились и служили Ему.   12. Услышав же, что Иоанна предали, Он удалился в Галилею. 13. Оставив Назарет, Он пришел и поселился в Капернауме, что возле моря [Галилейского], в краях Завулона и Неффалима, 14. чтобы исполнилось сказанное через пророка Исаию, который говорит: 15.  «Земля Завулона, земля Неффалима на пути к морю, край за Иорданом, Галилея язычников! 16.  Народ, живущий во мраке, увидел свет великий, и тем, что живут под сенью смерти, — рассвет воссиял им». 17. С этого времени начал Иисус возвещать и говорить: «Творите покаяние, ибо Царство Небесное близко!»   18. А проходя по берегу моря Галилейского, увидел Он двух братьев — Симона, по прозванию Петр, и его брата Андрея; они закидывали в море сеть, потому что были рыбаки. 19. И Он говорит им: «Идите за Мною, и Я сделаю из вас ловцов людей». 20. И они, тотчас же оставив свои сети, пошли за Ним. 21. А Он, отойдя от места того, увидел двух других братьев — Иакова, сына Зеведея, и его брата Иоанна; они сидели в лодке с отцом своим Зеведеем и чинили сети. И призвал Он их; 22. и они, тотчас же оставив лодку и отца своего, пошли за Ним. 23. И ходил Он по всей Галилее, уча в местных синагогах, проповедуя Благовестие Царства и исцеляя в народе всякую болезнь и всякую немощь. 24. И распространился слух о Нем по всей Сирии, и доставляли к Нему всех, кто только ни страдал от всевозможных болезней и напастей, — и одержимых бесами, и лунатиков, и паралитиков; и Он исцелял их.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

5) лавра Конрата в долине Иорданской; 6) лавра Ильинская в честь пророка Илии, основанная на берегах Иордана аввой Антонием; 7) лавра Несклерова на берегах Иордана, основанная учеником прп. Саввы блаженным Юлианом, по прозванию Киртом (согбенный); 8) иерихонские монастыри, основанные патриархом Илией (494513); 9) монастырь скопцов, или евнухов; 10) киновия Марии Богородицы, называемая Новая; 11) киновия Пептуклы, или киновия Плача, неподалеку от Иордана, на месте плача сыновей Иакова, возвращающихся из Египта с останками своего отца; 12) монастырь свт. Иоанна Златоуста , на пути от Мертвого моря к Иерихону, на левой стороне от дороги. Вблизи Иордана появилось много пещер, где жили отшельники. Были обители, основанные в пещерах, где жил св. Иоанн Креститель, а также на горе Сорокадневной, или горе Искушения, на которой Господь наш Иисус Христос претерпевал в сорокадневном посте и молитве искушение от диавола, научая нас вести брань с похотью плоти, похотью очей и гордостью житейской. Потом распространилось монашество в Греции, на Олимпийских и Афонских горах. На Афонской горе образовалось около 20 монастырей и до 100 скитов и келлий. Здесь жило около 8 тысяч монахов. И уже с Афона пришло монашеское благочестие к нам в Россию. Великие подвиги юродства и столпничества ради Христа появились среди иноков. Монашество стало руководить духовной жизнью христиан и вело всех к благочестию и святости. Иноки водворяли на земле мир, любовь, братство, странноприимничество, учили милосердию и трудолюбию. Они молились за весь мир, несли в него веру Христову и сохранили чистоту Православия. Слово о покаянии Да сбудется реченное чрез пророка Исаию, который говорит: земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной возсиял свет. С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное ( Мф.4:1417 ). Ибо, говорю вам, – учит Господь, – если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное ( Мф.5:20 ). Ибо, если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших ( Мф.6:1415 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

6. дабы не преткнуться тебе 10. тому 14. сказанное реченное 15. страна по пути приморскому. на пути приморском. Слово: страна прибавлено без нужды; по пути ходят: а Галилея не ходит; она стоит на пути 889 . 21. отойдя оттуда 25. десятоградия десятиградия Десятоградие происходило бы от слова: десятый; десятиградие происходит от слова: десять. Здесь говорится о десяти городах, а не о десятом городе 891 . Учил их так: 12. награда ваша велика 13. Она ни к чему не будет уже годна. Она уже ни к чему не годна. 18. Пока все не исполнится. 23. к алтарю к жертвеннику Это верно с Греческим, и с самым делом. Алтарь чужое слово и теперь имеет иное значение 895 . 24. пред алтарем пред жертвенником 25. С противником противник с соперником соперник Противники в ссоре, в борьбе. В суде сеперники, производящие прю между собою 896 . 28. Совершил с нею прелюбодеяние 32. исключая вины 33. Не клянись ложно 34. вовсе не клясться. не клянись во все Речь связывается с предыдущим словом: не клянись; и потому оно должно стоять впереди 900 . 39. не противиться. 47. И есть ли вы приветливы только к братьям вашим и мытари 5. любят в синагогах и на углах улиц становиться на молитву любят в синагогах и на углах улиц стоя (или: останавливаясь) молиться. Ближе к подлиннику. Становиться на молитву показывает только начало действия 904 . 6. во внутреннюю комнату свою. в комнату твою. внутреннюю – лишнее. Своя комната не значить ни передней, ни гостинной. Особой внутренней комнаты у иного и нет 905 . заключив 8. прежде нежели станете просить его 17. свою 22. просто 25. Не заботьтесь душею вашею, что вам есть и пить и телом вашим, во что одеться. Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и пить, и для тела вашего, во что одеться. Что значит: заботиться телом? Славянский переводчик ошибся, приняв дательный падеж за творительный, и мы привыкли к ошибке бессмысленной 910 . 30. то не гораздо ли больше вас, маловеры 22. Не в твое ли имя пророчествовали 25. И полились ручьи и разлились реки Это точнее с подлинником, и с натурою вещей. Ручей дождевой не разрушит дома; а разлив реки разрушит 913 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

    ИОАНН ЖЕ, — повествует апостол Матфей, - УСЛЫШАВ В ТЕМНИЦЕ О ДЕЛАХ ХРИСТОВЫХ, ПОСЛАЛ к Нему ДВОИХ ИЗ УЧЕНИКОВ СВОИХ СКАЗАТЬ ЕМУ: ТЫ ЛИ ТОТ, КОТОРЫЙ ДОЛЖЕН ПРИДТИ, Тот, о Котором говорили пророки: «Грядущий приидет и не умедлит», ИЛИ ОЖИДАТЬ НАМ ДРУГОГО? Или и Ты только предтеча Другого, Который придет за Тобой? Не вопрошает прямо: Ты ли Христос, а прикровенно, чтобы не дать врагам Иисуса Христа повод обвинить Его перед Римлянами, если бы Христос ответил прямо на этот вопрос. «Что же это значит, — вопрошает святитель Златоуст, — тот, который знал Иисуса еще до чудес, извещен был о Нем от Духа Святаго, слышал от Отца, проповедовал о Нем пред всеми, посылает теперь узнать от Самого, — Он ли это или нет? Но если сам не знаешь, — продолжает святитель-толковник, — то как же сказал ты свое мнение о Неизвестном? Не ты ли говорил: »...у Которого я недостоин развязать ремень обуви»? (Лк. 3:16). Не ты ли говорил: «Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым»? (Ин. 1:33). Разве ты не видел Духа в виде голубя? Разве не слыхал гласа Отца? Разве не ты удерживал Его, говоря: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне»? (Мф. 3:14). Разве не ты говорил ученикам: «Ему должно расти, а мне умаляться»? (Ин. 3:30). Разве не ты учил весь народ, что Он есть «Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира»? (Ин. 1:29). Не проповедовал ли ты всего этого прежде знамений и чудес? Как же теперь, когда Он всем стал известен, и мертвые воскресли, и бесы изгнаны, и столько произведено знамений, ты посылаешь спрашивать у Него? Что же это значит? Неужели все слова Иоанна были какой-нибудь обман, подлость, басня? Но кто сказал бы это, находясь в полноте ума? Не говорю уже об Иоанне, который взыграл во чреве матернем, проповедовал Христа прежде своего рождения, был гражданином пустыни, показал образец ангельской жизни. Напротив, если бы он был даже одним из людей обыкновенных и самых ничтожных, то не мог бы сомневаться после многочисленных свидетельств, данных как им самим, так и другими. Из этого ясно, что Иоанн посылал не из-за сомнений, и спрашивал не из-за неведения. Но — для чего же тогда Иоанн посылал спрашивать?» Древние святые отцы и учители Церкви объясняют это так. Как ни отдаленно, как ни крепко был заключен Иоанн, однако же преданные ему ученики приходили к нему и туда, сообщая ему обо всем, что желал он знать. А в то время вся Иудея и Галилея, Самария и прочие окрестные страны были полны рассказами о Спасителе, о Его необычайном учении, о Его власти над сердцами людей и над всей природой, о Его дивной любви и милосердии к грешникам...

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   Другая Его беседа в конце второго года — о хлебе живом — говорит также о Нём, как о Сыне Божием, и кончилась исповеданием Петра от лица Апостолов, что Он есть Сын Божий.    Таков вкратце ход событий второго года служения Иисуса Христа!    Однако Господь вопросил ударившого Его по щеке: «Если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьёшь Меня?» (Ин 18:23), показывая тем, что творящих зло надо призывать к ответу.-Ред.    Многие отцы Церкви называют молитву Господню кратким Евангелием — настолько полно и ясно, а вместе и таинственно, выражает она всё содержание Благовестия Христова. Завершается она словами: и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. А из Послания Апостола Иакова (1:13) мы знаем, что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого. Это место, по всей видимости, нужно понимать так: и не введи нас во искушение от лукаваго, но избави нас от него — как видно и из стиха 14 того же послания Апостола Иакова: но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть. Подтверждением тому является и употреблённое у Евангелиста Матфея Греческое выражение ε?ς πειρασμ?ν, которое переводится не как испытание (по-Славянски искушение) ради утверждения через научение — которым является δ?κιμον (испытанный и устоявший) — но именно как напасть (которая может быть только от диавола). Именно так и переведено это слово в Острожской Библии. — Ред.    В Славянском переводе это выражение переведено точнее: не пецытес — то есть это вовсе не означает, что мы не должны заботиться о пище тленной, но лишь не превращать это в страсть.-Ред.     Грядый, ? " ερχ?μενος — Мессия, по общепринятому у современников Иисуса Христа словоупотреблению (Ин. 6:14)    Это место следует понимать так, что Спаситель вышел на берег возле Гергесы и хотел направиться отсюда по дороге к Гадаре — если только была такая Дорога. Иосиф Флавий называет Гадару городом Греческим. — Ред.     Впрочем, при всём нежелании Иисуса Христа посылать Апостолов к неиудеям, Сам Он беседовал и с женщиной Самарянкой, и ходил к Грекам в страну Гадаринскую, равно как и Галилея была частым местом Его проповедания.— Ред.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2801...

         Автор детально прослеживает хронологию событий, приведших к запрещению коперниканской астрономии, постоянно приводит документальные материалы: переписку Галилея со своими друзьями и покровителями. Следует отметить, что и Беллярмино, и Маффео Барберини давали Галилею совет - выступать осторожно и только в качестве профессора математики, не пытаться рассматривать вопрос о физическом движении Земли, а рассматривать его только как удобную математическую модель - совет, следуя которому Галилей мог бы избежать осложнений с инквизицией. Однако, как отмечает автор, Галилей уже был настолько втянут в богословскую полемику, что иного пути как отстаивать коперниканскую теорию в качестве физической модели и одновременно давать свою собственную, личную интерпретацию текстов Священного Писания, у него уже не было.          Письмо кармелитского священника Паоло Фоскарини, написанное в защиту Коперника и Галилея, и также предлагавшее новую интерпретацию текстов Священного Писания, прямо вступало в противоречие с определениями Тридентского собора об учительном авторитете Церкви. После этого избежать рассмотрения вопроса инквизицией уже было практически невозможно. В то же самое время кардинал Беллярмино в своем ответе Фоскарини снова напомнил, что совершенно безопасно можно рассуждать о коперниканской астрономии, если рассматривать ее не в качестве физической модели, а в качестве математического инструмента. По меткому замечанию автора книги в письме Беллярмино Фоскарини «достаточно ясно очерчены - путем жесткой демаркации теологии, натурфилософии и астрономии - институциональные рамки научного дискурса как они виделись интеллектуальной элитой Общества Иисуса» .          Третья глава книги «Импетусы мышления» посвящена рассмотрению научных достижений Галилея в указанный период и связанных с ними философских представлений. Автор справедливо указывает на сложность интерпретации учения Галилея о движении, которое многие исследователи называют рождением науки Нового времени. Еще в начале XX века Пьер Дюгем подчеркивал преемственность аристотелевской, схоластической науки и науки Галилея, в то время как большинство позитивистских историков науки было склонно акцентировать внимание на резком разрыве Галилея с физикой Аристотеля. На первый взгляд может показаться, что эта глава, посвященная тонкостям рассмотрения учения о движении Галилея, не имеет отношения к ключевой проблеме, рассматриваемой в книге. Однако, как отмечает автор, здесь прослеживается сходство в «логике доказательства» между анализом «естественноускоренного движения» (свободного падения) и отстаиванием коперниканских идей (особенно идеи движения Земли) . По крайней мере, такой была логика рассуждений Галилея в «Диалогах о двух главных системах мира», которые и послужили причиной так называемого второго дела Галилея 1632-33 гг.

http://bogoslov.ru/article/322837

Галилея – 1) област в Северна Палестина, в която Господ Иисус Христос прекарал детството и младостта Си. Галилея била и главно място на Неговата проповед. По това време Галилея е била една от четирите административни области в Палестина. На север Галилея граничела със Сирия и Ливанските планини, на запад – с Финикия, на юг – със Самария, а на изток опирала до река Йордан. Галилея била езическа страна и галилейците Били грешни и невярващи хора. Затова юдеите казвали подигравателно: «от Галилея пророк не се е явил», «Нима от Галилея ще дойде Христос?» . Галилейския град Назарет, в който се родил Спасителят, те смятали за последен сред градовете. («От Назарет може ли да излезе нещо добро?»). 2) град в северна Палестина, в подножието на Ермонската планина. Построен е от тетрарха Филип – син на Ирод Велики (40/37–4 г.пр.Хр.), който украсил града и го нарекал Кесария на името на римския кесар Тиверий. За да се различава от Кесария Палестинска (Кесария Стратонова), градът е наричан Кесария Филипова. Виж също: Капернаум. Галилеец – жител на Галилея. Господ Иисус Христос живял и проповядвал най-вече в Галилея, затова Го наричали Галилеец (Мат. 26:69). В IV век гръко-римският император Юлиан Отстъпник умрял (в 363 г.) с думите: «Ти ме победи, Галилеецо!» – откъдето и последователите на Господа Иисуса носели името галилейци. Геена – място на вечните мъчения (Мат. 10:28) – гръцко название, произлязло от еврейските думи, които означават долина Еном близо до Йерусалим. Тук изгаряли деца в чест на езическото божество Молох (3Царств. 11:7; 4Царств. 16:3, 4; 2Пар 28:3; 33:6 ; Пс. 105:37–38 ). Цар Иосия отменил ужасния и богопрестъпен обичай на това жертвоприношение. След това долината Еном била превърнато в сметище, където хвърляли и труповете на предадените на смърт злодеи и умрели животни. За унищожаване на смрадта и заразата тук постоянно горял огън ( Ис. 66:24 , Марк. 9:43–48 ). Оттук и изразът «геена огнена» (Мат. 5:22, 29; 18:9; Марк. 9:47 ), «геена, неугасим огън» ( Марк. 9:43–45 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

тел. Затем разразился спор, в котором приводимые сторонами аргументы сводились к противостоянию двух систем – гео- и гелиоцентрической. Спор этот в некоторые моменты был очень напряженным, но затем пошел на спад. Однако он повлек за собой некоторое охлаждение отношений между Галилеем и иезуитами (т.к. Шейнер был иезуитом), в том числе и из Колледжо Романо (к тому времени отец Клавио уже умер). Но вызвано оно было не столько различными позициями, сколько резкими выпадами Шейнера и не менее резкими ответами ученых друзей Галилея. Стоит также отметить стремление Галилея эти отношения наладить. Но если среди ученых открытия Галилея находили все больше одобрительных возгласов, то нельзя было сказать того же о философах. Галилей не смог переубедить и своих коллег по кафедре философии в Падуанском университете. Так, например, Кремонини считал, что одного авторитета Аристотеля в области натурфилософии и мнения Плутарха об обманчивости оптических линз уже достаточно, чтобы считать все открытия Галилея лишь оптической иллюзией. Также падуанский друг Галилея — священник Паоло Гвальдо писал Галилею «…я не встретил еще ни одного философа или астролога, которые захотели бы подписаться под утверждением Вашей Милости о том, что Земля вертится; еще в меньшей степени это захотели бы сделать богословы. Поэтому хорошенько подумайте, прежде чем публично утверждать истинность своего мнения; многие из высказанных Вами положений могут вызвать полемику, особенно, если Вы будете слишком наставить на их истинности» . Ученые – противники Галилея, не находили научных аргументов против него и объединились в секретное движение сопротивления идеям Галилея, названное «Лигой». «Лига» решила бороться с Галилеем с помощью богословия. Первые богословские доводы Главной фигурой «Лиги» стал флорентийский философ Аристотелевского толка Лудовико делле Коломбе, который распространил в рукописи свою диссертацию «Ludovico delle Colombe contro il moto della Terra», где выражал мысли о том, что там, где Священное Писание можно понимать буквально,

http://pravmir.ru/delo-galileya/

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010