(Имея под ризами туники или стихари и потом далматики,– те же стихари, только с весьма широкими, как у нынешних наших ряс, рукавами). Следовательно, начала наших малых фелоней должно искать на Западе, как о том говорит и их название. Замена эта, как видно из слов Симеона Солунскаго , началась частным образом и не сделалась всеобщей ещё и в его время, именно он говорит, что на чтецов и певцов надевается при посвящении одеяние или имеющее форму малой (подразумевается, священнической) фелони, т. е. их собственная малая фелонь (по форме одна и та же с этой малой священнической фелонью) или же стихарь. De sacris ordinationibus с. 186, у Миня р. 396. Наш дьякон Игнатий, сопутствовавший митрополиту Пимену в Царьград и описавший коронацию императора Мануила, бывшую в 1390г., говорит в этом описании об одежде певцов святой Софии: «певцы же стояху украшены чудно, ризы имеяху аки священные стихари широци и долзи, сице же и рукава их широцы и долзи» (по этому описанию стихари певцов имели форму западных далматик). Сказания Русского народа Сахарова, книга XVIII, стр. 102. Он же даёт знать, что у нас не неизвестна была в его время малая фелонь в том виде, в каком она в Менологии императора Василия; он говорит: «и облекоша царя во священный фелонец мал до пояса багрян, еже есть ризницы малы багряны точно до пояса» (ibid. стр. 103). По сличению с Кодином оказывается, что он разумеет тут мантию (De officiis Constantinop. с. 17, у Миня t. 157, p. 108 fin. и 109 sub fin.): короткая мантия представляла как бы половину (заднюю) малой фелони в её указанном виде.– И в настоящее время у нас есть малая фелонь: она надевается на дьячков и пономарей при их посвящении весьма не на долгое время; но нынешняя наша малая фелонь есть ни что иное, как точная миниатюра большой (и тоже именно нынешней, с вырезанным передом) фелони (имеющая такое же отношение к последней, как например, платье на кукле к действительному платью).– Лаодикийский собор в 15 правиле своём запрещает петь в церкви кому-нибудь кроме певцов, принадлежащих к клиру, восходящих на амвон и поющих π διφθρας.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Текст Божественной Литургии Содержание Ектения великая Первый изобразительный антифон Ектения малая Второй изобразительный антифон Песнь Господу Иисусу Христу Ектения малая Третий изобразительный антифон. Блаженны Малый вход с Евангелием Трисвятое Чтение Апостола Чтение Евангелия Ектения сугубая Ектения об усопших Ектения об оглашенных Херувимская песнь Великий вход Ектения просительная Символ веры Святое Возношение Отче наш Причастны (в субботу) Многолетие Запричастный концерт Причащение мирян Ектения малая Псалом 33 Многолетие Информация о первоисточнике Ектения великая Диакон: Миром Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. (На каждое прошение)  Тебе, Господи. Аминь. Первый изобразительный антифон Благослови, душе моя, Господа. Благословен еси, Господи. Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя Имя святое Его. Благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний Его. Очищающаго вся беззакония твоя, исцеляющаго вся недуги твоя. Избавляющаго от истления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами. Исполняющаго во благих желание твое: обновится, яко орля, юность твоя. Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя Имя святое Его. Благословен еси, Господи. Ектения малая Диакон: Паки и паки, миром Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. (На каждое прошение)   Тебе, Господи. Аминь. Второй изобразительный антифон Хвали, душе моя, Господа. Восхвалю Господа в животе моем, пою Богу моему, дондеже есмь. Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения. Изыдет дух его, и возвратится в землю свою: в той день погибнут вся помышления его. Блажен, емуже Бог Иаковль помощник его, упование его на Господа Бога своего. Сотворшаго небо и землю, море и вся, яже в них. Хранящаго истину в век, творящаго суд обидимым, дающаго пищу алчущим. Господь решит окованныя, Господь умудряет слепцы. Господь возводит низверженныя, Господь любит праведники. Господь хранит пришельцы, сира и вдову приимет, и путь грешных погубит.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2386...

Закрыть itemscope itemtype="" > Перекличка талантливых имён Вышел из печати сборник «Смоленская малая проза» 20.01.2020 597 В издательстве «Аверс» вышла книга «Смоленская малая проза», где собраны прозаические произведения современных смоленских авторов – она стала своего рода малой антологией этого жанра. Следует отметить, что уже давно на Смоленщине не издавались столь представительные, знаковые сборники. В год 95-летия Смоленской писательской организации это издание явилось своеобразным смотром писательских рядов, перекличкой талантливых имён. В книге «Смоленская малая проза» представлены не только известные в регионе и за его пределами прозаики – впервые уделено внимание малой прозе писателей, получивших признание в жанре поэзии. Это отрадно, ведь в традиционных писательских альманахах зачастую существует строгое деление по жанрам, от поэта ждут стихов, а рассказов – от прозаика. Но если проза лирична, если она – как песня, читатель получает максимум. В предисловии к сборнику «Смоленская малая проза» редактор-составитель, председатель Смоленской областной организации Союза писателей России Олег Дорогань пишет: – Все произведения в той или иной мере отмечены художественностью. При этом очевиден широкий спектр литературных вкусов и предпочтений. От рассказов духовного содержания, как у священнослужителя отца Даниила (Сычёва), историко-патриотического плана, как у Николая Чугункова–Кривича, – до социально-бытовых, юмористических и фантастических. Интересные самобытные рассказы предложили известные смоленские прозаики Евгений Алфимов, Татьяна Харитонова, Александр Муровицкий, Владимир Волков, Владимир Каплинский, Мила Клявина... В то же время и поэты стали всё активнее реализовывать себя в прозе: Вера Суханова, Мария Парамонова, Анастасия Самофралийская, Людмила Колесова, Тамара Лосева, Николай Чепурных. Со своим юмористическим рассказом выступила драматург Ольга Траутвейн (Сергеева). В жанре фантастического рассказа вместе с Верой Сухановой представлен Андрей Криволапов, писатель-фантаст, переводчик, литературовед, телеведущий. Жанр сказки представили Валентина Белоусова, Михаил Зайченко, Наталия Андриянова.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/01/20/pe...

Готовятся кадило, свеча для священника, постилается коврик посреди храма. Малая ектения, седальны. Пономари зажигают паникадило и свечи, выходят каждый со своей стороны и становятся перед алтарем. «Хвалите имя Господне…», величание, «Ангельский собор…», каждение храма. Пономари идут в храм впереди духовенства, у иконы праздника пропуская священника и диакона. Свечи ставят за центральной иконой, сами становятся лицом друг к другу. Посреди храма подается кадило и свечи для священника и диакона, а по окончании каждения кадило и свечу диакона следует унести в алтарь. Малая ектения. «Яко благословися имя Твое…». Вместе с диаконом пономари идут в алтарь каждый со своей стороны. Степенны антифоны. В начале пения антифонов пономари выходят каждый со своей стороны с малыми свечами в руках и становятся лицом к алтарю перед открытыми царскими вратами. Во время пения «Слава, и ныне» вместе с диаконом кланяются на горнее место и священнику, затем идут впереди диакона и становятся на ступеньку ниже амвона лицом друг к другу. Прокимен, «Всякое дыхание…». После «И о сподобитися нам…» идут перед диаконом и становятся справа и слева от священника. Чтение Евангелия. «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». «Воскресение Христово видевше…» (в воскресный день). Пономари идут в алтарь впереди диакона. В воскресенье следует перед амвоном пропустить диакона вперед, затем встать на ступеньку ниже амвона лицом друг к другу, в то время как диакон на амвоне держит Евангелие. После пения «Воскресение Христово…» пономари идут со свечами в алтарь. «Слава»: «Молитвами апостолов…» и так далее. Во время пения «Воскресение Христово…» алтарник (или третий пономарь) убирает с центрального аналоя воскресную икону. «Милостию и щедротами…». Пономари выходят из алтаря каждый со своей стороны, выносят елей и кисточку для помазания народа. Канон (в это время происходит помазание народа). 1-я, 3-я песни канона, малая ектения, седальны. 4–6-я песни, малая ектения, кондак и икос. По окончании помазания пономари со свечами идут впереди священника и уносят свечи в алтарь.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Начинается 3-я статия. В начале третьей статии опять совершается малое каждение. Стихи и похвалы 3-й статии исполняются по образцу первых статий. После пения на «Слава» и на «И ныне» на чальный припев не повторяется, как после 1-й и 2-й статий, но сразу поются тропари воскресные, глас 5-й: «Ангельский собор...» Предстоятель совершает полное каждение. Малая ектения. Возглас: «Ты бо еси Царь мира, Христе, Боже наш...» По возгласе–седален, глас 1-й: «Плащаницею чистою...» Псалом 50-й. Священнослужители уходят в алтарь. Царские врата закрываются. По 50-м псалме сразу канон Великой субботы, глас 6-й: «Волною морскою...» Ирмосы канона по дважды. Катавасия по каждой песни – ирмос того же канона. Припевы к тропарям: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». По 3-й песни – малая ектения, Седален. По 6-й песни – малая ектения. Кондак и икос. Кондак, глас 6-й: «Бездну заключивый, мертв зрится, и смирною, и плащаницею обвився, во гробе полагается, яко смертный, Безсмертный. Жены же приидоша помазати Его миром, плачущия горько и вопиющия: сия суббота есть преблагословенная, в нейже Христос, уснув, воскреснет тридневен». На 9-й песни каждение. «Честнейшую» не поется, но после «Хвалим, благословим...» сразу ирмос 9-й песни: «Не рыдай Мене, Мати». По 9-й песни – малая ектения. Ексапостиларий, глас 2-й: «Свят Господь Бог наш» (трижды); тотчас–»Всякое дыхание да хвалит Господа» 53 , и стихиры на хвалитех на 4, глас 2-й. «И ныне», глас 2-й: «Преблагословенна еси...» Во время пения стихиры «Преблагословенна...» из алтаря духовенство выходит к Плащанице. Предстоятель возглашает: «Слава Тебе, показавшему нам свет», и поется великое славословие 54 . Во время пения великого славословия Предстоятель кадит с диаконом трижды окрест Плащаницы. Когда же певцы запоют заключительное (погребальное) «Святый Боже», тогда Предстоятель берет с Плащаницы Евангелие, полагает его себе на главу, а поверх его самую Плащаницу, которую поддерживают прочие священнослужители («исходит со Евангелием под Плащаницею наддержащим священником»). Предстоятель идет к западным дверям храма, сопровождаемый поддерживающими Плащаницу священниками (а где таковых нет – младшими клириками или благочестивыми мирянами). Впереди идет диакон с кадилом, а перед ним свещеносцы с фонарем и запрестольным крестом и хоругвеносцы 55 . В это время на колокольне – перезвон колоколов. Таким образом обносят Плащаницу один раз вокруг храма при многократном пении погребального «Святый Боже».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Затем произносится малая заупокойная ектения: «Паки и паки…», певцы: «Господи, помилуй» (единожды); «Еще молимся о упокоении душ усопших рабов Божиих (имя рек)…», певцы: «Господи, помилуй» (единожды); «Яко да Господь Бог учинит души их…», певцы: «Господи, помилуй» (единожды); «Милости Божия…», певцы: «Подай, Господи». «Господу помолимся», певцы: «Господи, помилуй» (40). Иерей тайно читает молитву: «Боже духов и всякия плоти…». Возглас: «Яко Ты еси Воскресение…». Певцы: «Аминь». После этого начинается пение 2й статии: «Твой есмь аз…» с припевом к стихам: «Спасе, спаси мя» ; последние стихи статии: «Жива будет душа моя…», «Заблудих, яко овча погибшее…», поются (с припевом) трижды. Затем на 5й глас поются тропари по Непорочных : «Святых лик…» и прочее, с припевом: «Благословен еси, Господи…». Произносится малая заупокойная ектения (см. по 1й статии). В конце ее «Господи, помилуй» – 40 раз, а иерей тайно читает молитву «Боже духов…». По возгласе поется седален, глас 5й: «Покой, Спасе наш…». «Слава, и ныне» – Богородичен, глас тот же: «От Девы возсиявый…». Псалом 50й. Каноны: В храме Господском и Богородицы – храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), великомученика на 4 и Октоиха 1й (мученичный) на 4. Примечание. О пении канонов в храме Воскресения Христова в субботу см. Октоих, ч. 1, с. 699. В храме святого – канон великомученика со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), храма на 4 и Октоиха 1й (мученичный) на 4. Библейские песни «Господеви поем…». Катавасия по 3й, 6й, 8й и 9й песнях – ирмосы 1го (мученичного) канона Октоиха. По 3й песни – обычная малая ектения; кондак и икос великомученика, глас 2й; седален великомученика, глас 8й. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6й песни – малая заупокойная ектения . Кондак, глас 8й: «Со святыми упокой…» и икос, глас тот же: «Сам Един еси Безсмертный…». На 9й песни поем «Честнейшую». По 9й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха: «Иже и мертвыми, и живыми обладаяй…». «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха: «Мы о Тебе хвалимся…» .

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Божиею милостию Мы, Великий Государь Царь и Великий Князь Феодор Алексиевич, всея Великия, и Малыя и Белыя России Самодержец, пожаловали из Лихвина Доброго монастыря Покрова Пречистыя Богородицы Архимандрита Варсонофия с братиею, или кто по них в том монастыре иныя Архимандриты и братия будут, в Лихвинском Уезде в Оке да в Упе реках рыбными ловлями, потому в нынешнем во 1685-м году, Января 1 день, бил челом нам, Великому Государю Царю и Великому Князю Федору Алексиевичу, всея Великая, и Малая и Белая России Самодержцу, он Архимандрит, с братией: в прошлом, де, в 1651 году, по Указу отца Нашего Государева блаженные памяти Великого Государя Царя и Великого Князя Алексия Михайловича, всея Великая, и Малая и Белая России Самодержца, даны им те рыбные ловли в Доброй монастырь вместо вкладу, в урочищах в Оке реке, от Гощова оврага вверх до речки до Козельны, по оба береги, и в Упе реке вверх же до речки Вацы оба же береги, с озерки и с упалыми речками, и об отказе, де, тех довел в монастырь их посланы в Лихвин к Воеводам отца нашего Государева блаженные памяти Великого Государя Царя две грамоты, а жалованные, де, грамоты за вислою печатию на те ловли им не дано, и нам, Великому Государю, Пожаловать их велеть на те рыбные ловли дать им из Приказу Большего Дворца с писцовых и окладных книг из прежней дачи нашу, Великого Государя, жалованную грамоту за вислою печатию, почему им теми рыбными ловлями впредь владеть. А в Приказе Большего Дворца в приходных окладных книгах с 136 по 162 год написано: в Лихвинском Уезде рыбныя ловли в реках в Оке да в Упе и в увпалых речках и с озерки, за откупщики на денежных оброках. И во 161 году, Февраля в 2 день, бил челом отцу Нашему Государеву, блаженные памяти Великому Государю Царю и Великому Князю Алексею Михайловичу, всея Великая, и Малая и Белая России Самодержцу, Окольничий наш Михайло Алексеевич Ртищев, о тех вышеописанных рыбных ловлях в Доброй монастырь вместо вкладу, и отец наш Государев, блаженный памяти Великий Государь Царь и Великий Князь Алексей Михайлович, всея Великая, и Малая и Белая России Самодержец, Окольничего Михаила Алексеевича Ртищева пожаловал, те воды в тот монастырь дать велел, и о том в Лихвин к Воеводе Осипу Хитрово грамота отца нашего Государева, блаженной памяти Великого Государя, из Приказа Большего Дворца послана Февраля в 2 числе, 161 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Ектения малая. Яко благословися Имя Твое... Степенны (антифоны). Вынос Евангелия. Прокимен. Чтение Евангелия. На воскресной всенощной: Воскресение Христово видевше ... 50-й псалом. Слава. Молитвами Апостолов... И ныне. Молитвами Богородицы... Помилуй мя, Боже... (1-й стих 50-го псалма) Стихира (праздника или воскресная) Спаси, Боже, люди Твоя... Милостию и щедротами... Закрываются царские врата. Канон. После 3-й песни канона малая ектения. Яко Ты еси Бог наш... После 6-й песни канона малая ектения. Ты бо еси Царь мира... По 8-й песни канона: Богородицу и Матерь Света песньми возвеличим. Каждение всего храма. Величит душа Моя Господа... По 9-й песни канона малая ектения Яко Тя хвалят вся Силы небесныя... Эксапостиларии (светилен). Всякое дыхание... Стихиры на хвалитех. И ныне. Богородичен. Отверзаются царские врата. Слава Тебе, показавшему нам свет. Славословие великое. Тропарь отпустительный и Богородичен. Ектения сугубая: Помилуй нас, Боже ... Яко Милостив и Человеколюбец... Ектения просительная: Исполним утреннюю молитву ... Яко Бог милости и щедрот... Премудрость. Благослови. Сый благословен... Утверди, Боже... Пресвятая Богородице, спаси нас. Честнейшую Херувим... Слава Тебе, Христе Боже... Слава, и ныне, Господи, помилуй(трижды). Благослови . Отпуст великий. Многолетие. Закрываются царские врата. Чтение 1-го часа. Краткий устав – схема часов Первый час Третий час (После отпуста утрени.) Приидите, поклонимся (трижды). Пс.5 : Глаголы моя внуши, Господи ... Пс.89 : Господи, прибежище был еси нам ... Пс.100 : Милость и суд воспою ... Слава, и ныне. Аллилуиа (трижды). Господи, помилуй (трижды). Слава – тропарь праздника или святого. И ныне – Богородичен: Что Тя наречем ...   Стопы моя направи ... Да исполнятся ... Трисвятое Отче наш . Кондак праздника или святого. Господи, помилуй (40 раз). Иже на всякое время ... Господи, помилуй (трижды). Слава, и ныне . Честнейшую Херувим ... Именем Господним благослови, отче . Боже, ущедри ны ... Молитва: Христе, Свете истинный ...

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Это – только главные направления, в каких выразилось искажение христианской истины на первых порах усвоения ее иудео-языческим миром. Но и на основании сказанного совершенно понятно, что в период сильнейшего религиозного и философского брожения и искания новых устоев религиозно-нравственной жизни, когда каждый мыслящий человек, собственно говоря, имел свою самостоятельную религиозную и философскую систему, и среди принявших христианство должно было существовать значительное число всяких движений, направлений и даже сект, развившихся и окончательно сформировавшихся во II веке. Все эти течения переплетались между собою, смешивались, отливались все в новые и новые формы, но все в большей или меньшей степени искажали чистую христианскую истину. Это смешение представится вполне возможным и естественным, если примем во внимание характер и общее направление времени, а также в общем тесные отношения между верующими из иудеев и из язычников. Главным центром всех движений такого рода в христианстве во второй половине первого века и в течение второго века сделалась Малая Азия и особенно столица ее Ефес. Малая Азия в это время стоит впереди других церквей. Иерусалим понес заслуженную кару за свои неправды и потерял свое прежнее значение; Александрия и Рим еще не возвысились до значения центров христианства, и самою живою частью Церкви является Малая Азия. Почему именно Малая Азия и в частности Ефес сделались центром христианства и противных ему еретических движений, это объясняется общими моральными и интеллектуальными условиями малоазийской жизни, характером народонаселения и т.п. Ефес 231 был одним из знаменитейших центров древне-классического мира и по справедливости может быть рассматриваем, как представитель всей Проконсульской Азии. Счастливое географическое положение на берегу Икарийского залива, образующего у города обширную и удобную гавань Панорм, сделало Ефес самым оживленным пунктом торговли на всем малоазийском побережье. Он находился в постоянных оживленных сношениях с Александрией, Антиохией и Коринфом; здесь же сходились все нити и азиатской торговли: отсюда она пролагала пути в самые отдаленные страны Востока.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

По 1-м Евангелии певцы поют три антифона (1-й, 2-й и 3-й). Малая ектения (2-я). Возглас: «Яко подобает...» По возгласе седален, глас 7-й: «На вечери ученики питая...» Малое каждение (Евангелия на аналое, Царских врат, местных икон и предстоящих). Читается 2-е Евангелие – от Иоан., зач. 58-е. По 2-м Евангелии – антифоны: 4-й, 5-й и 6-й. Каждение малое. Ектения малая (3-я). Возглас: «Яко благословися и прославися...» Седален, глас 7-й: «Кий тя образ, Иудо...» Читается 3-е Евангелие–от Матф., зач. 109-е. По 3-м Евангелии – антифоны: 7-й, 8-й и 9-й. Каждение малое. Малая ектения (4-я). Возглас: «Яко Ты еси Бог наш и Тебе славу возсылаем...» Седален, глас 8-й: «О, како Иуда, иногда Твой ученик...» 4-е Евангелие – от Иоан., зач. 59-е. По 4-м Евангелии – антифоны: 10-й, 11-й и 12-й. Каждение малое. Малая ектения (5-я). Возглас: «Буди держава Царствия Твоего...» Седален, глас 8-й: «Егда предстал еси Каиафе, Боже...» 5-е Евангелие – от Матф., зач. 111-е. По 5-м Евангелии – антифоны: 13-й, 14-й и 15-й. Малое каждение. Малая ектения (6-я). Возглас: «Яко благословися всесвятое Имя Твое и прославися Царство Твое...» Седален, глас 4-й: «Искупил ны еси от клятвы законныя...» (5-м Евангелием кончаются антифоны и седальны.) 6-е Евангелие – от Марка, зач. 67-е. По 6-м Евангелии – Блаженны на 8, с тропарями (от «Блажени алчущии...»). Малое каждение. Малая ектения (7-я). Возглас: «Яко Тя хвалят вся Силы небесныя...» «Вонмем». «Премудрость». Прокимен, глас 4-й: «Разделиша ризы Моя себе и о одежди Моей меташа жребий». Стих: «Боже, Боже Мой, вонми Ми, векую оставил Мя еси?» 7-е Евангелие – от Матф., зач. 113-е. По 7-м Евангелии каждения и малой ектении нет. Псалом 50-й и тотчас: 8-е Евангелие – от Луки, зач. 111-е. Трипеснец, глас 6-й, состоит из 5-й, 8-й и 9-й песней. Ирмосы – по дважды, тропари – на 12. Катавасия – тот же ирмос. По 5-й песни ектения малая. Возглас: «Ты бо еси Царь мира...» Кондак: «Нас ради Распятаго...» и икос «Честнейшую» не поем, но после «Хвалим, благословим...» сразу ирмос 9-й песни: «Честнейшую Херувим...» Заканчивается трипеснец пением на катавасию ирмоса 9-й песни: «Честнейшую Херувим...» Малая ектения. Возглас: «Яко Тя хвалят...»

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010