58 . Апостол Епафродит, епископ г. Адриака (или Адрия, во Фракии, на берегу Черного моря), сподвижник святого апостола Павла ( Флп. 2, 25–30 ; память 30 марта и 8 декабря). 59 . Апостол Карп, епископ в Берия (в Македонии, ныне г. Веррия), ученик и спутник святого апостола Павла, им хиротонисанный ( 2Тим. 4, 13 ); проповедовал на острове Крит, где его посетил святой Дионисий Ареопагит , рассказавший впоследствии о чудесном видении апостолу Карпу. Память 26 мая. 60 . Апостол Кодрат, епископ Афинский и Магнезии, автор представленной им императору Адриану (117–138) апологии в защиту христиан (126 г.) (память 21 сентября, принял мученическую кончину). 61 . Апостол Марк, он же Иоанн, епископ в г. Библос (Финикия, Малая Азия), сподвижник святых апостолов Павла и Варнавы, чудотворец, даже тень которого, по преданию, исцеляла больных ( Деян. 12:25, 15:37–39 ; Кол. 4, 10 ; Флм. 1, 24 ; память 27 сентября). 62 . Апостол Зина, епископ в г. Диосполь (Палестина), по прозванию Законник, был ученым мужем и ведал юридическими делами в церковных судах, ученик святого апостола Павла ( Тит. 3, 13 ; память 27 сентября). 63 . Апостол Аристарх, епископ в г. Апамея (Сирия), сподвижник святого апостола Павла ( Деян. 19:29, 20:4, 27:2 ; Кол. 4, 10 ; Флм. 1, 24 ; память 15 апреля и 27 сентября, обезглавлен в Риме). 64 . Апостол Пуд, римский сенатор, дом которого был обращен в «Пастырскую церковь », где совершали богослужения святые апостолы Петр и Павел ( 2Тим. 4,21 ; память 15 апреля, обезглавлен в Риме). 65 . Апостол Трофим, сподвижник святого апостола Павла ( Деян. 20:4, 21:29 ; 2Тим. 4, 20 ; память 15 апреля; был обезглавлен в Риме, вместе с апостолами Аристархом и Пудом). 66 . Апостол Марк, епископ в г. Аполлониада (в Вифинии, Малая Азия), племянник апостола Варнавы ; в доме его матери Марии (память 29 июня) часто находили убежище гонимые апостолы после Вознесения Господня ( Кол. 4,10 ; память 30 октября). 67 . Апостол Артема, епископ в г. Листры (в Ликаонии, Малая Азия) ( Тит. 3, 12 ; память 30 октября). |
Согласно традиционному чину, служба 12 Евангелий имеет следующий порядок: 1) двупсалмие; 2) шестопсалмие; 3) мирная ектения; 4) пение постового утреннего аллилуиария, а затем — тропаря Великого четверга Егда славнии ученицы, 5) малая ектения и 1-е Евангелие — Ин 13. 31-18. 1 (содержание: Прощальная беседа и Первосвященническая молитва Христа) 6) цикл из 15 антифонов, 5 седальнов и 5 Евангелий: a. антифоны 1-3; b. малая ектения; c. седален; d. 2-е Евангелие — Ин 18. 1-28 (содержание: предательство Иуды, взятие Христа под стражу и приведение Его к Анне, отречение ап. Петра); a. антифоны 4-6; b. малая ектения; c. седален; d. 3-е Евангелие — Мф 26. 57-75 (содержание: Господь Иисус перед Каиафой и синедрионом, отречение и раскаяние ап. Петра); a. антифоны 7-9; b. малая ектения; c. седален; d. 4-е Евангелие — Ин 18. 28-19. 16 (содержание: Господь перед судом Пилата, бичевание и поругание Господа); a. антифоны 10-12; b. малая ектения; c. седален; d. 5-е Евангелие — Мф 27. 3-32 (содержание: самоубийство Иуды, Господь перед судом Пилата, бичевание и поругание Господа, Крестный путь); a. антифоны 13-15; b. малая ектения; c. седален; d. 6-е Евангелие — Мк 15. 16-32 (содержание: поругание Господа, Крестный путь, Распятие); 7) блаженны; 8) прокимен «Разделиша ризы моя себе» (Пс 21. 18; стих — Пс 21. 1b) и 7-е Евангелие — Мф 27. 33-54 (содержание: Распятие и Крестная смерть Христа); 9) святоотеческое чтение (из творений свт. Иоанна Златоуста или прп. Ефрема Сирина; обычно опускается); 10) 50-й псалом; 11) 8-е Евангелие — Лк 23. 32-49 (содержание: покаяние благоразумного разбойника и Крестная смерть Христа); 12) трипеснец прп. Космы Маиумского; a. по 5-й песни трипеснца — малая ектения, кондак с икосом, синаксарий (обычно опускается); b. по 9-й песни трипеснца — малая ектения и светилен Разбойника благоразумнаго трижды; 13) 9-е Евангелие — Ин 19. 25-37 (содержание: Пресвятая Богородица у Креста, Крестная смерть Христа, прободение Его ребра, снятие с Креста); 14) хвалитные псалмы (согласно Типикону — по-праздничному, начиная с «Всякое дыхание») и стихиры; |
Более того, как утверждает историк Петр Толочко, греческая транскрипция русского имени «Россия» была перенята в Московском царстве из Киева. Под влиянием гетмана Богдана Хмельницкого, греческая калька «Россия» была заимствована писцами царской канцелярии в Москве, которые изменили саму царскую титулатуру, начав употреблять «всея России» вместо прежнего «всея После этого греческая форма окончательно востержествовала и в Церкви Российской империи. Что касается другого наименования земель современной Украины - «Малая Россия» - , то оно, как подчеркивают исследователи, в отличие от Руси и Русской земли, имеет пришлое византийское происхождение. Есть два мнения относительно первоначального значения этого термина: «Малая» в прямом смысле слова, как часть относительно «Великой», и «Малая» в греческом смысловом контексте, как центр «Великой», т.е. окраинной, территории. В данном конкретном случае нас это мало интересует. В любом случае и «Малая» и «Великая» были частями одной Руси. Лишь по необходимости, вследствие политического и церковного разделения Руси, чтобы не вносить путаницу, византийское духовенство употребляло этот термин в дипломатических и церковных документах, в то время как сами жители Украины свою страну и себя продолжали именовать В самой Украине название «Малая Русь» начало употребляться только с конца XVI в., опять же под влиянием греков и как «наименование на экспорт» (т.е. это наименование употреблялось преимущественно в отношениях и переписке с представителями иностранных государств). Так, впервые сами русские Западной Руси (а не иностранцы) употребляют термин «Малая Россия» в письме к московскому царю Феодору Михайловичу с просьбой материальной поддержки только в 1592 г. Это прошение должен был поддержать перед царем Тырновский митрополит Дионисий « экзарх Малой и Великой России Хотя в 1599-1600 гг. монах Иоанн Вишенский в своих произведениях, обращенных к русским ( русинам ), уже широко употребляет наименования « Малая Россия », надо понимать, что это был афонский монах русского происхождения и свои обращение на Родину он писал, следуя греческой традиции употребления этого имени. После же Иоанна Вишенского, вплоть до 1620 г., этот термин на Украине почти не употребляется. |
иереи мон-ря) - Ин 13. 31-18. 1 (Прощальная беседа и Первосвященническая молитва Христа); антифоны 1-3 (каждый антифон заключается богородичном; стихов (кроме « ») нет); малая ектения; седален; 2-е Евангелие - Ин 18. 1-28 (предательство Иуды, взятие Христа под стражу и приведение Его к Анне, отречение ап. Петра); антифоны 4-6; малая ектения; седален; 3-е Евангелие - Мф 26. 57-75 (Иисус перед Каиафой и синедрионом, отречение и раскаяние ап. Петра); антифоны 7-9; малая ектения; седален; 4-е Евангелие - Ин 18. 28 - 19. 16 (Господь перед судом Пилата, бичевание и поругание Господа); антифоны 10-12; малая ектения; седален; 5-е Евангелие - Мф 27. 3-32 (самоубийство Иуды, Господь перед судом Пилата, бичевание и поругание Господа, Крестный путь); антифоны 13-15; малая ектения; седален; 6-е Евангелие - Мк 15. 16-32 (поругание Господа, Крестный путь, Распятие); блаженны; прокимен « » (Пс 21. 18; стих - Пс 21. 1b); 7-е Евангелие - Мф 27. 33-54 (Распятие и Крестная смерть Христа); святоотеческое чтение (из творений свт. Иоанна Златоуста или прп. Ефрема Сирина - см.: Сборник церковно-учительных чтений. С. 181-199); Пс 50; 8-е Евангелие - Лк 23. 32-49 (покаяние благоразумного разбойника и Крестная смерть Христа); трипеснец прп. Космы Маюмского (ирмос по дважды, тропари на 12, катавасия во всех 3 песнях; библейские песни (в т. ч. «Величит душа Моя Господа» ) не поются; по 5-й песни - малая ектения, кондак с икосом, синаксарий (рус. пер.: Там же. С. 175-180); по 9-й - малая ектения и светилен трижды); 9-е Евангелие - Ин 19. 25-37 (Пресв. Богородица у Креста, Крестная смерть Христа, прободение Его ребра, снятие с Креста); хвалитные псалмы (по-праздничному, начиная со «Всякое дыхание») и стихиры (на 4, славник, стихира на « »); 10-е Евангелие - Мк 15. 43-47 (снятие с Креста и погребение Тела Спасителя); утреннее славословие (в повседневной редакции) и «Сподоби, Господи»; просительная ектения и главопреклонная молитва; 11-е Евангелие - Ин 19. 38-42 (снятие с Креста и погребение Тела Спасителя); стиховные стихиры (4 стихиры, славник, стихира на « »); каждение храма; 12-е Евангелие - Мф 27. |
a. антифоны 1–3; b. малая ектения; c. седален; d. 2-е Евангелие – Ин 18. 1–28 (содержание: предательство Иуды, взятие Христа под стражу и приведение Его к Анне, отречение ап. Петра); a. антифоны 4–6; b. малая ектения; c. седален; d. 3-е Евангелие – Мф 26. 57–75 (содержание: Господь Иисус перед Каиафой и синедрионом, отречение и раскаяние ап. Петра); a. антифоны 7–9; b. малая ектения; c. седален; d. 4-е Евангелие – Ин 18. 28–19. 16 (содержание: Господь перед судом Пилата, бичевание и поругание Господа); a. антифоны 10–12; b. малая ектения; c. седален; d. 5-е Евангелие – Мф 27. 3–32 (содержание: самоубийство Иуды, Господь перед судом Пилата, бичевание и поругание Господа, Крестный путь); a. антифоны 13–15; b. малая ектения; c. седален; d. 6-е Евангелие – Мк 15. 16–32 (содержание: поругание Господа, Крестный путь, Распятие); 7) блаженны; 8) прокимен «Разделиша ризы моя себе» ( Пс 21. 18 ; стих – Пс 21 . 1b) и 7-е Евангелие – Мф 27. 33–54 (содержание: Распятие и Крестная смерть Христа); 9) святоотеческое чтение (из творений свт. Иоанна Златоуста или прп. Ефрема Сирина ; обычно опускается); 10) 50-й псалом; 11) 8-е Евангелие – Лк 23. 32–49 (содержание: покаяние благоразумного разбойника и Крестная смерть Христа); 12) трипеснец прп. Космы Маиумского ; a. по 5-й песни трипеснца – малая ектения, кондак с икосом, синаксарий (обычно опускается); b. по 9-й песни трипеснца – малая ектения и светилен Разбойника благоразумнаго трижды; 13) 9-е Евангелие – Ин 19. 25–37 (содержание: Пресвятая Богородица у Креста, Крестная смерть Христа, прободение Его ребра, снятие с Креста); 14) хвалитные псалмы (согласно Типикону – по-праздничному, начиная с «Всякое дыхание») и стихиры; 15) 10-е Евангелие – Мк 15. 43–47 (содержание: снятие с Креста и погребение тела Спасителя); 16) утреннее славословие (в повседневной редакции) и «Сподоби, Господи»; 17) просительная ектения и главопреклонная молитва; 18) 11-е Евангелие – Ин 19. 38–42 (содержание: снятие с Креста и погребение тела Спасителя); 19) стихиры на стиховне; |
Акафист Кондак 1 Взбранного Воеводу и Господа, смерти Победителя и ада Разорителя, Тебя похвалами величаю, творение и раб Твой. Но исполненный неизреченного милосердия избави мя от всякой скорби, вопиющего тебе: Иисусе Победителю, помилуй мя. Икос 1 Рамзес победил гиксов, Моисей победил амаликитян, Адриан разорил евреев, Александр покорил Азию, Сулейман покорил и Европу, и Азию, а Ты, Победителю мой, Ты победил неприятеля всех народов и всех звезд, Иисусе, Победителю смерти, слава Тебе! Се идут гиксы, и я говорю, как Рамзес: воистину одолею их; се наступают амаликитяне, и я говорю, как Моисей: вооруженный стрелами и Богом выйду им навстречу; се Азия вздымается, как море от подводных ветров, и я говорю, как Александр: дайте воинов, воинов и копья, и Азия будет лежать у края ног моих, как упитанный медведь; се Азия и Европа без господина, и я говорю, как Сулейман: хочу обладать и владеть. Но се идет смерть: что говорить мне? На кого надеяться? Кого призывать мне? Кто поможет мне победить то, с чем никто никогда не смел вступать в борьбу? Кто победит то, что победило всякого и все, что когда-либо появилось в мире с живой душой? Тебя Единого, Господи, Тебя Единого между немощными солнцами и смертными звездами призываю; Тебя Единого Живого на могилах всех победителей молю и величаю: Иисусе Сильный, Герой над героями; Иисусе Великий, Коему мир мал, Иисусе Кроткий мой, пред Коим всякая гордость исчезает, как дым; Иисусе, Победителю смерти, помилуй мя. Кондак 2. Хор ангелов Когда Святая Троица рече: да будет небо и земля, Ты послужил как Мысль и Язык Божественной Троицы, Христе; хоры ангелов откликнулись на Твой глас и приобрели облик от света разных цветов; и Войска многие, словно разноцветные облака, воскликнули эхом божественной славы и божественного блаженства и собрались в полки вокруг Тебя, своего Воеводы, победно воспевая: Аллилуиа. Икос 2 В дремлющем караване истории Ты – единственный неожиданный Оазис Все старо у людей, словно болезнь. Словно старая истлевшая одежда – таковы все человеческие победы и поражения; и когда мыслят, и когда говорят, и когда трудятся люди, выносят ветошь на позор. |
Высокий Путь (часть 2:1929–1944). М., 2002, с. 222). «Этот тип… Вы заметили, как корчится Бенуа?» (Письма с гор. Переписка Елены и Николая Рерих с Рихардом Рудзитисом. Т. 2. (1938–1940). Минск, 2000, сс. 352–353). Бенуа, кстати, одноклассник Рериха по гимназии. 1181 «Гонение на картины Фуямы воздвигнуто не одними безбожниками. Билибин, также окружающие Бенуа, Куприн, Бальмонт и многие другие. Также и в Америке не столько евреи, сколько христиане стараются. Навсегда запомните Судейкина и сурово отнеситесь к Коненкову» (Агни-Йога. Высокий Путь (часть 2:1929–1944). М., 2002, с. 412). 1188 А у Рерихов к Рузвельту был и денежный интерес: «Пошлем мысль Рузвельту… Нужно очень бережно думать, как обратиться за финансами» (Агни-Йога. Высокий Путь (часть 2:1929–1944). М., 2002, с. 561). 1199 Агни-Йога. Высокий Путь (часть 2:1929–1944). М., 2002, с. 597. «Российская Азия» в терминологии Рерихов это не Россия, не СССР, а тот самый «Союз Азии», во главе которого они хотели стать сами. «Моя Российская Азия» (Там же, с. 372). «Российская Азия – не прежняя Россия. – Каковы ее границы? – Явление Азии без Индии. Южная Индия не нужна» (Там же, с. 354). 1201 «Сейчас как в бою – дымовая завеса. Некоторые не принимают участия в бою, и Мы называем их дезертирами» (Агни-Йога. Высокий Путь (часть 2:1929–1944). М., 2002, с. 598). 1202 Чечина Т.И. Оборона гармонии есть красота//Актуальные проблемы сохранения и защиты наследия Рерихов в историческом контексте. Материалы Международного общественно-научного симпозиума. М., 2003, сс. 189–192. 1203 – Козар В. А. Возрождение рериховского движения и трудности выбора правильного пути//Актуальные проблемы сохранения и защиты наследия Рерихов в историческом контексте. Материалы Международного общественно-научного симпозиума. М., 2003, с. 111. 1204 Молчанова К. А. Из истории рериховского движения//Актуальные проблемы сохранения и защиты наследия Рерихов в историческом контексте. Материалы Международного общественно-научного симпозиума. М., 2003, с. 119. 1205 Старовойтова О. |
263 Так как Евсевий ниже говорит отдельно об Иоанне Персидском и представителях Симеона Ктесифонского, то скорее всего, здесь он имеет в виду Иакова Нисибийского (Нисибис — столица провинции Месопотамия). 264 Имеется в виду Иоанн Персидский, кроме того, на соборе присутствовали пресвитеры, представляющие Симеона Ктесифонского. 265 Скорее всего, имеется в виду Феофил Готский. 266 Скорее всего, Евсевий имеет в виду не диоцез Понт, а провинцию на северном побережье Малой Азии (главные города — Неокесария, Трапезунд), тогда речь идет о Павле Неокесарийском и Спиридоне Тримифунтском. 267 В северо-западной части Малой Азии было две провинции (I и II) Галатия. Возможно также, что Евсевий имеет в виду Никасия Дижонского, который прибыл из Галлии, которую греки также часто называли Галатией. 268 Памфилия — провинция на юго-восточном побережье Малой Азии, столицей которой были знаменитые своим епископом св. Николаем Мирры Ликийские. 269 Каппадокия (I и II) — провинции в центральной части Малой Азии. На Соборе были епископы из обоих этих провинций — Леонтий Кесарио-каппадокийский и Евпсихий Тианский. 270 Скорее всего, имеется в виду не часть света и не диоцез Азия, а провинция на западном побережье Малой Азии, из которой был Менофант Эфесский, осужденный Собором как арианин. 271 Фригия и Фригия II — провинции в западной части Малой Азии, в данном случае, видимо, имеется в виду просто Фригия, из которой прибыл на Собор Нунехий Лаодикийский. 272 Из диоцеза Фракия (провинция Мизия Нижняя) на Собор прибыл Пист Маркианопольский. 273 Речь идет не о диоцезе Македония, а о провинции с этим названием, так как дальше Евсевий перечисляет провинции этого диоцеза. Из этой провинции на Собор прибыл Александр Фессалоникский (Македония I). 274 Имеется в виду не народ, а жители провинции Ахайя, включающую в себя Пелопонесс, Аттику, Беотию и Фокиду — всю материковую часть классической Греции. 275 Старый и Новый Эпир — провинции на западном побережье Балканского полуострова. 276 Любопытно, что Евсевий при перечислении прибывших на собор епископов, следует порядку провинций по диоцезам. Понт, Галатия, Каппадокия — это почти все провинции диоцеза Понт, не хватает только Армении и Пафлагонии. Азия, Фригия, Памфилия — основные провинции диоцеза Азия. «Даже» по отношению к встрече македонцев и фракийцев, которые жили в почти соседних провинциях, кажется, можно объяснить, если мы предположим, что Евсевий следовал не географическому, а административному порядку — тогда он имеет в виду жителей из разных диоцезов и даже из разных префектур. |
Разделы портала «Азбука веры» Развернуть таблицу Наименование Происхождение Век основания. Период существования. Ересиарх Содержание Разоблачители ереси Назареи (не путать с назорейством) Палестина I в. IV вв. — Секта состояла из иудеев, принявших христианство, признавших Христа Мессией и Богом, допускавших Его сверхъестественное рождение, распятие, воскресение и вознесение, но считавших необходимым соблюдение Моисеева закона для христиан из иудеев, не навязывая соблюдение его христианам из язычников. Епифаний Кипрский, Августин Блаженный, Иоанн Дамаскин Евионитство Пустыня около Мертвого Моря, Сирия, Персия и другие страны Ближнего Востока II в. IIV вв. — Евиониты почитали Христа за великого пророка, сына Марии и Иосифа, получившего благодать при Крещении; полагали, что с Пришествием Христа иудейская вера сохранила своё первоначальное значение. Эвиониты рассчитывали, что со Вторым Пришествием Спасителя откроется земное Царство славы, время существования которого составит 1000 лет. Гностицизм Малая Азия I в. I в. – по настоящее время Симон Волхв (первый известный гностик) Гностицизм как особая форма религиозного самовыражения появился в ранние времена существования Церкви. Каждая гностическая секта исповедовала своё вероучение. Как правило в основе гностических культов лежали: греческая философия, иудейское богословие, восточные верования. Существенной части гностических сект было свойственно исповедание дуализма. Манихейство Малая Азия III в. III-XVII вв. Манес (Мани) Манихейская ересь представляла собой смесь элементов христианства с началами религии Зороастра. В основе манихейского учения лежало представление о борьбе двух начал: доброго (светлого) и злого (тёмного). Манихеи почитали светила: солнце, луну и звёзды; молились демонам; утверждали, что Христос призрачно воплотился и призрачно страдал. |
Хвалить убо Римьская земля Петра и Павла, Асия Богословьца Иоанна, Египетьская Марка, Антиохийская Луку, Гречьская Андрея... Как указал Г. Подскальски, в житии видна идея пентархии – пяти великих патриархатов. Отсутствует только Иерусалим, место которого заняла Малая Азия. 367 Остальные патриархаты это Рим, Александрия Египетская, Антиохия (во второй половине XI в. обе у мусульман) и Константинополь. Апостол Иоанн благовестил в Малой Азии, Апокалипсис написал на о. Патмос, а скончался в Ефесе, но епископами там были сначала апостол Тимофей, а затем Гай. Отсутствие у Илариона упоминания об апостоле Андрее не случайно. Как указал А. Поппе, древнерусский писатель унаследовал скептическое отношение Константинопольских патриархов Фотия и Игнатия к преданию о проповеди апостола в Греции и у скифов. Оба они в полемике с римскими папами связывают основание кафедры Византия именно с Иоанном Богословом, так как первоначально будущий Константинополь входил в провинцию Малая Азия, а его епископ подчинялся Гераклее Понтийской вплоть до IV Вселенского собора 451 г. 368 Иларион, который перечислил земли, где благовестили апостолы, был, конечно, точнее. По их примеру и Русь празднует память св. Владимира «яко Господня апостола молебными п сньми». Эти слова ПрЖ свидетельствуют о существовании церковной службы. Затем агиограф славит Владимира как отца свв. Бориса и Глеба. Заключительная часть похвалы не имеет ничего общего с летописными хвалами Владимиру в статьях 996 г. или 1015 г. Она близка похвале Ярославу из статьи 1037 г., которая была написана вскоре после смерти князя вместо прежней краткой похвалы Древнейшего свода. Первоначальный вариант сохранился в Первой подборке Новгородской Карамзинской и во всех летописях, отразивших Общерусский митрополичий свод в редакции начала XV в. (Софийской 1, Новгородской 4, Московском своде XV в. и др.). 369 Так как в статье 988 г. рассказывается о начале книжного учения при св. Владимире, то похвала из ПрЖ не выглядит анахронизмом. Табл. 3 Проложное житие |
| |