4) в дни памяти святых с полиелеем (24 февраля, 9 марта) и в дни праздников храма (Тип., храмовая глава 35), случившиеся в 2, 3, 4, 5 и 6 седмицы Великого поста. Есть дни, в которые не положено совершать литургию, а именно: 1) в среду и пяток сырные, если не случится праздник Сретения Господня или праздник храма; 2) в понедельник, вторник и четверток седмиц Великой Четыредесятницы (если не случится праздник святого с полиелеем или храмовый; в 1-ю седмицу не бывает и в эти праздники); 3) в Страстной пяток, если не случится праздник Благовещения; 4) в пятки перед Рождеством Христовым и перед Богоявлением, если эти праздники случатся в воскресение или понедельник. Во все прочие дни в году, кроме указанных, совершается литургия святого Иоанна Златоуста . Литургия св. Иоанна Златоустог о и св. Василия Великого Литургия Преждеосвященных Даров Литургия оглашенных. Вечерня. Диакон: Благослови, Владыко.Иерей: Благословенно Царство. Диакон: Благослови, Владыко.Иерей: Благословенно Царство.Чтец: Приидите поклонимся.Чтец: Предначинательный псалом. Диакон: Великая ектения.Иерей: Яко подобает.Певцы: 1-й антифон.Диакон: Малая ектения.Иерей: Яко Твоя держава.Певцы: 2-й антифон.Певцы: Единородный Сыне.Диакон: Малая ектения.Иерей: Яко благ и человеколюбецПевцы: 3-й антифон. Вход с Евангелием. Д иакон (тихо): Господу помолимся.Иерей: Молитва входа: Владыко, Господи Боже наш.Диакон: Благослови, владыко, святый вход.Иерей: Благословен вход святых Твоих.Диакон: Премудрость, прости.(В Господни дванадесятые праздники, в Пасхальную седмицу, в понедельник Св. Духа, в Сретение Господне – диакон: входное: входной стих). Диакон: Великая ектения.Иерей: Яко подобает.Чтец: 1-й антифон (1-я статия, слава) кафизмы.Диакон: Малая ектения.Иерей: Яко Твоя держава.Чтец: 2-й антифон кафизмы. Диакон: Малая ектения.Иерей: Яко благ и человеколюбецПевцы: 3-й антифон кафизмы.Диакон: Малая ектения.Иерей: Яко Ты еси Бог наш.Стихиры на «Господи воззвах».Вход с кадилом (а когда на литургии читается Евангелие – вход с Евангелием).Диакон (тихо): Господу помолимся.Иерей: Молитва входа: Вечер и заутра.Диакон: Благослови, владыко, святый вход.Иерей: Благословен вход святых Твоих.Диакон: Премудрость, прости.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Утреня 1_Шестопсалмие_Ч_Ч_2_По указанию Типикона, читается предстоятелем. _Утренние молитвы_С_С_2_ 2_Великая ектения_Д Л С_С_2_ 3_Бог Господь со стихами_Д_Ч С_2_Во глас недели. По ук. Тип., возглашается канонархом. _Тропари на Бог Господь_Л_О М_2,48,52_Т: Вск гласа х2 (О); Слава: М, И ныне: Б по гласу Славы. 4_Рядовые кафизмы две_Ч_П_2,17_В приходских храмах иногда читают псалом за Славу. _По каждой кафизме:_Малая ектения Седальны_Д Л СЛ (Ч) _С О _2 2, 52_Иногда не поются, а читаются чтецом. Воскресный Богородичен отпустительный гласа, если на Бог Господь был спет другой, поется вместо Богородична по 1-й кафизме._ _Святоотеческое чтение_Ч_Т_2,10_В приходских храмах обычно опускается. 5_Непорочны (Пс. 118) или полиелей (Псс. 134, 135)_Л_П_2,17_Каждение храма. _Тропари по непорочнах_Л_Ч (О)_2_Благословен еси, Господи… Ангельский Собор… _Малая ектения Ипакои гласа Святоотеческое чтение_Д Л С Л (Ч) Ч_С О Т_2 2 2_В приходских храмах обычно опускается. 6_Степенны антифоны, гласа_Л_О (И)_2_Гласы 1-7:3 антифона; глас 8:4 антифона. 7_Прокимен гласа_Д Л_О (С)_2_ 8_Господу помолимся. Яко Свят еси…_Д С_С_2_ 9_Всякое дыхание_Д_П (С)_2_Последний и первый стих Пс. 150. 10_Чтение Евангелия_С_Е_2_Должно происходить в алтаре. 11_Воскресение Христово_Л_И (О)_2_ 12_50-й псалом_Ч_Ч_2_ _Слава: Молитвами апостолов… И ныне: Молитвами Богородицы. .. Помилуй мя, Боже… Стихира по 50 псалме_Л_И (О)_2_В недели: Воскрес Иисус от гроба… 13_Спаси, Боже… Господи, помилуй (12р). Милостию и щедротами…_Д Л С_С_2_ 14_Канон_Л (Ч) Д С_О М И Ж П_2, 5, 18, 19, 20_Служба св. без знака:_Шестеричн. или славосл. св.: _____К:О Вск с ирм. на 4; К:О Крестовск на 3; К:О Б на 3:К:М на 4 _К:О Вск с ирм. на 4; К:О Крестовск на 2; К:О Б на 2; К:М на 6 _____Катавасия рядовая. По 3-й песни: малая ектения, кондак и икос М; седален М; Слава, и ныне: Б. Святоотеческое чтение (обычно опускается). По 6-й песни: малая ектения, кондак и икос О. Чтение Пролога (обычно опускается). По 8-й песни: Хвалим, благословим, катавасия, Честнейшую По 9-й песни: малая ектения, Свят Господь Бог наш; воскр.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

Решения Арелатского Собора вызвали протест папы Римского Либерия, который рассчитывал на обсуждение именно догматических проблем. Папа осудил поведение своих легатов и потребовал от К. созыва нового, более представительного Собора. Теперь К. мог добиться осуждения свт. Афанасия и на более крупном церковном форуме. Летом 355 г. был созван Собор в Медиолане (см. Медиоланские Соборы ), в к-ром, по сообщениям древних историков, участвовали ок. 300 епископов ( Socr. Schol. Hist. eccl. II 26; Sozom. Hist. eccl. IV 12). На Соборе также в присутствии К. большинство зап. епископата во главе со свт. Дионисием Медиоланским попыталось противостоять арианской партии Урсакия и Валета, организовать прение о вере и утвердить Никейский Символ веры. Однако К. выступил перед Собором с обвинениями в адрес свт. Афанасия, участники Собора не могли не считаться с требованием императора и утвердили анафему святителю. К. удалось убедить Собор в том, что Никейскому Символу веры ничто не угрожает и дело Афанасия никоим образом не связано с вопросами веры. Трое отказавшихся поддержать К. (Дионисий Медиоланский, Евсевий Верчелльский и папский легат Луцифер Каралисский) были отправлены в ссылку в вост. провинции. Вместо Дионисия на Медиоланскую кафедру был избран арианин Авксентий. Т. о., все важнейшие кафедры Западной Церкви, кроме Римской, оказались в руках ариан, сторонников политики К. В кон. 355 г. были сосланы и последние противники К. на Западе - папа Либерий и еп. Осий Кордубский. Отголоски пропаганды К. против Афанасия, в т. ч. различных клеветнических обвинений и слухов, распускаемых арианами, сохранились в «Римской истории» Аммиана Марцеллина , который в 355 г. находился в Галлии. «Тогда в Александрии был епископ Афанасий, который считал себя более значительным, чем имел на то право, и совался не в свои дела... съезд многих епископов... лишил его сана. О нем рассказывали, что, обладая большими познаниями в искусстве предсказаний и разных тонкостях авгурской науки, он несколько раз предсказывал будущее» ( Amm. Marc. Res gestae. XXV 7. 7-8).

http://pravenc.ru/text/2057136.html

293-301 ГРАЦИАН [Цезарь Флавий Грациан Август] (359 - 383), имп. Зап. Римской империи (375-383), старший сын имп. Валентиниана I 301-302 302-305 ГРАЦИЛИАН И ФЕЛИЦИССИМА (кон. III - нач. IV в.), мученики (пам. зап. 12 авг.), пострадавшие в г. Фалерии (ныне территория обл. Лацио, Италия) 305-306 ГРАЦИНИАН И ФЕЛИН († между 249 и 251), мученики (пам. зап. 1 июня), пострадавшие в г. Перузия (совр. Перуджа, Италия) в гонение имп. Деция ГРАЧАНИЦА жен. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы Рашско-Призренской епархии Сербской Православной Церкви (СПЦ) 306-310 ГРГЕТЕГ жен. (ранее муж.) мон-рь с ц. в честь перенесения мощей свт. Николая, архиеп. Мирликийского, Сремской епархии Сербской Православной Церкви (СПЦ) 310-311 ГРЕБНЕВ Лука Арефьевич (1867 - 1932), старообрядец-федосеевец, издатель, гравер, иконописец, духовный писатель 311-313 313-318 318-319 «GREGORIANUM» ежеквартальный научно-богословский ж., издаваемый в Риме папским Григорианским университетом с янв. 1920 г. 319-320 ГРЕГУАР Анри (1881 - 1964), бельг. византинист, один из основателей научного журнала «Byzantion: Revue internationale des études byzantines» (Брюссель, с 1924) 320-321 ГРЕКОВ Александр Петрович (1909 - 2000), худож.-реставратор Межобластного научно-реставрационного художественного управления (МНРХУ), заслуженный деятель искусств, член Союза художников РФ, член Союза архитекторов РФ 321-322 322-323 ГРЕЛЛЕТ Стивен (наст. имя Этьен де Грелле дю Мобилье; 2.11.1773, Лимож, Франция - 16.11.1855, Берлингтон, шт. Нью-Джерси, США), амер. квакер, миссионер 323-326 326-329 329-330 330-345 345-355 355-427 355-391 391-427 427-430 ГРЕЧЕСКИЙ РАСПЕВ жанрово-стилевая система, принятая в восточнослав. церковном пении с XVI в. и имевшая большое значение для его развития 430-436 436-443 443-444 444-445 ГРИВЕЦ Фран (1878 - 1963), словен. историк-славист, католич. богослов, специалист по истории Вост. Церквей 445-446 446-447 ГРИГЕНТИЙ (сер. VI в), архиеп. Зафара, свт. (пам. 19 дек., по нек-рым источникам, 15 дек. и 23 февр.)

http://pravenc.ru/vol/xii.html

КРЕСТ (См. также СКОРБИ, ИСКУШЕНИЕ, ПУТЬ ТЕСНЫЙ) Ропот и негодование при скорбях и напастях есть отречение от креста. I, 87. Каждый человек, истратив свою жизнь неправильно, в противность назначению Божию, во вред своему спасению есть по отношению к самому себе и тать, и разбойник, и убийца. Этому злодею посылается крест, как последнее средство к спасению, чтобы злодей, исповедав свои преступления и призвав себя достойным казни, удержал за собой спасение, дарованное Богом. I, 330–331. Распятому на кресте по воле Божией, славословящему Бога с креста своего, открывается таинство креста, и вместе с этим таинством таинство искупления человеков Богочеловеком. I, 331. Для облегчения страданий и доставления утешений духовных при распятии и пребывании на кресте, распят и повешен на древе крестном вочеловечившийся Бог близ распятого человека. I, 331. Смирение возвело Господа на крест, и учеников Христовых смирение возводит на крест, который есть святое терпение, непостижимое для плотских умов. I, 332. Суетен и бесплоден крест свой, как бы он ни был тяжек, если чрез последование Христу, он не преобразится в крест Христов. I, 355. Крест Христов – учение Христово. I, 355. Крест свой делается для ученика Христова крестом Христовым: потому что истинный ученик Христов почитает исполнение заповедей Христовых единственною целию своей жизни. Эти все- святые заповеди соделываются для него крестом, на котором он постоянно распинает своего ветхого человека со страстьми и похотьми его. I, 355–356. Терпеливое несение креста своего есть истинное зрение и сознание греха своего. В этом сознании нет никакого самообольщения. Но признающий себя грешником, и вместе с тем ропщущий и вопиющий с креста своего, доказывает тем, что он поверхностным сознанием греха лишь льстит себе, обманывает себя. I, 356–357. Ученик Христов тогда несет правильно крест свой, когда признает, что именно ниспосланные ему скорби, а не другие, необходимы для его образования о Христе и спасения. I, 356. С креста твоего славословь Господа, отвергая от себя всякий помысл жалобы и ропота, отвергая его, как преступление и богохульство. I, 357.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДАМАС I Дамас I [лат. Damasus] (ок. 304/5, Рим - 11.12.384, там же), св. (пам. зап. 11 дек.), папа Римский (с 1 окт. 366). Согласно Liber Pontificalis , предки Д. были родом из Испании, родители (Антоний и Лауренция) получили статус граждан Рима. Отец Д., овдовев, а по др. версии получив согласие жены на развод, служил в сане диакона в рим. ц. св. Лаврентия, впосл. став субурбикарным епископом. При той же церкви начинал служение и Д. В 355 г. он покинул Рим вместе с папой Либерием (352-366), которого имп. Констанций II (337-361) отправил в ссылку во Фракию из-за нежелания папы осудить на Миланском Соборе 355 г. свт. Афанасия I Великого . В отсутствие Либерия в Риме оставшиеся клирики во главе с архидиак. Феликсом (впосл. антипапа Феликс II ) на особом собрании, в к-ром принимал участие и Д., торжественно поклялись в присутствии мирян, что, «пока Либерий жив, они не примут никакого другого епископа» (Collectio Avellana, N 1; Hieron. Chron. 2365). Однако, когда в 355 г. имп. Констанций утвердил Феликса новым епископом Рима, большинство рим. клириков встали на его сторону, а миряне поддержали Либерия. После смерти Феликса (22 нояб. 365) его сторонники решили не избирать преемника, папе Либерию на нек-рое время удалось восстановить единство рим. клира. 24 сент. 366 г., в воскресенье, Либерий умер. Противники Либерия в тот же день собрались в базилике Юлия (ц. Санта-Мария ин Трастевере) и в присутствии 7 пресвитеров и 3 диаконов избрали новым папой диак. Урсина (366-367), к-рого сразу же рукоположил во епископа Павел, еп. Тибурский. Др. партия римлян собралась на краю Марсова поля в Луцинской базилике (ц. Сан-Лоренцо ин Лучина), где папой был избран Д. Его рукоположение было отложено до следующего воскресенья, 1 окт. Но, узнав вечером о посвящении Урсина, сторонники Д. отправились громить базилику Юлия. Беспорядки в городе, в к-рых были человеческие жертвы, продолжались 3 дня ( Socr. Schol. Hist. eccl. IV 29; Sozom. Hist. eccl. VI 23).

http://pravenc.ru/text/168690.html

К сожалению, список сочинения „о римском отступлении“ нельзя назвать исправным; в нем встречаются ошибки и описки, происшедшия, нужно полагать, от небрежности переписчика. ‘Так об Исидоре говорится, что он „проклянул пап“ (VIII, 355 стр.) вм. „приклякнул“ (VI, 317 и 282 стр.). О жидовствующих сказано, что они прельстили в Новгороде соборных попов, „а попы племя свое и дядей многих“ (VIII, 355 стр.), нужно конечно: „и людей многих“ (VI, 317). О Гришке Отрепьеве говорится, что „завистный змий“ возвел его на царство „и тем хоте судом своим превратити всю святую нашу церковь “ (VIII, 355 стр.); ясно, что вм. „судом“ нужно: „сосудом“ (VI, 317, 288 стр.). – Никон обвиняется в том, что насеял „злым тернием“ „добре возделанную ниву чернца того благочестивого царя Алексея Михайловича (VIII, 356 стр.). Какой смысл такого обвинения? А между тем он будет ясен, если прочитать указанное место так, как напечатано в VI т.: „...ниву сердца тогда благочестивого царя... (318 и 284 стр.). Представим еще пример. В сочинении „о римском отступлении“, в конце его, читается: „Кто бо смеет не освященный освящати. Что аще и бысть тогда до вселенских святых собор, бысть во время гонения на христиан, и то не просто; а после седьми вселенских собор воструби седьмой ангел и со ангелом вся вселенная проклятие положиша: проклят от земли, что от церковных преданий“.. (VIII, 360 стр.). Неудобовразумительное место! Обращаемся к VI т. „Материалов“. Здесь напечатано: „Кто бо смеет неосвященный святити что? Аще и бысть то где до вселенских святых соборов, во время гонения на христиан, и то не просто; а после седьми вселенеких соборов не обрящет никтож, чтобы простец крестил младенца по нужи. По скончании бо седми вселенских св. соборов воструби ангел и со ангелом вся вселенная: проклят приложивый, проклят отъемляй что от церковных npeдahuй“…(VI, 325 стр.). Смысл ясный! Кроме пропуска и очевидных описок в приведенном месте из сочинения „о римском отступлении“, мы здесь встречаемся еще и с неверною пунктуацией издателя.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikandr_Levits...

144 Речь идет о событиях 350—351 гг. Афанасий бежал в Фиваидскую пустыню и прятался там среди анахоретов, иногда тайно посещая Александрию. По другим данным, Афанасий был низложен только в 356 г. Известно, однако, что на Сирмийском соборе Александрию представлял уже арианин Георгий Cokpam.II.29; Coзoмeh.IV.6 . 145 В 350 г. 146 Галл был старшим сыном Юлия Констанция, сводного брата Константина Великого. 147 Сирмийский собор 351 г. стал первым собором, на котором епископы, близкие к императору Констанцию II, пытались восстановить религиозное единство в имперской церкви на арианской платформе. На этом соборе были приняты два разных символа веры греческий и латинский . В греческом варианте Сын не назывался ни единосущным, ни подобосущным, и осуждались как те, кто считал Сына нерожденным, безначальным и равным Отцу, так и те, кто считал Сына происшедшим из не-сущего или из какой-либо другой ипостаси кроме Бога . В латинском варианте вообще запрещалось использовать термин «сущность» и утверждалось, что Сын подчинен Отцу, что он ниже Отца «по чести, достоинству и имени» и что он, в отличие от Отца, рожден. За всем этим стояло стремление умеренных ариан отказаться от доктрины единосущия и навязать доктрину «подобия Сына Отцу по сущности и естеству». 148 Битва при Мурсе совр. Сисак в Хорватии между стотысячной армией Магненция и восьмидесятитысячной армией Констанция произошла 28 сентября 351 г. Несмотря на победу, потери правительственных войск 30 тыс. убитыми оказались больше потерь узурпатора 24 тыс .. 149 Сражение у горы Селевк произошло 10 августа 353 г. 150 Клавдий Сильван восстал в 355 г. Однако он правил всего 28 дней. 151 Осенью 354 г. 152 355 г. Флавий Клавдий Юлиан также получил в жены сестру императора Елену. 153 Юлий Римский умер в 352 г. Сменивший его Либерий занимал престол в 352—355 и в 356—366 гг. 154 Климент Александрийский сер. II в.-ок. 215 — один из первых отцов церкви, автор концепции христианского гносиса знания . Секст Юлий Африкан — первый христианский хронист эпохи Северов конец II-haчaлo III в .. Ориген ок.185—254 — крупнейший христианский философ и теолог, осужденный впоследствии Пятым Вселенским собором 553 г. за субординационизм учение, что Бог-Сын ниже Бога-Отца .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3952...

19. См. II.26. 20. Афанасий возвратился из ссылки в 346 г. 21. Феодорит смешивает еп. александрийского Григория с Георгием, которому вскоре удалось захватить на короткое время александрийскую кафедру, но он был убит народом. См. II.14. 22. Констант умер в 350 г., и единственным правителем империи стал Констанций. 23. Третья ссылка Афанасия продолжалась с 356 по 362 г. Афанасий отправился туда после Миланского собора 355 г., о котором Феодорит пишет в гл. 15. 24. Псалом 135. 25. Узурпатор Магненций был побежден Констанцием в битве при Мурсе. 26. На Миланском соборе 355 г. западные епископы были подчинены воле императора. Возразить ему осмелились лишь 7 человек, которые были осуждены и сосланы. 27. Либерий, еп. римский (352-366 г.) 28. Имеются ввиду отцы Сердикийского собора. 29. Феликс II, антипапа (355 г.) 30. На самом деле, когда папой стал Феликс, Либерии поддался на уговоры, осудил Афанасия, подписал компромиссный символ веры приближенный к арианскому варианту, и только после этого был возвращен в Рим. 31. Ариминский собор состоялся в сентябре 359 г. 32. Авторы послания заведомо лгут, так как Константина крестил Евсевий Кесарийский, не бывший сторонником никейской партии. 33. Собор в Нике фракийской состоялся в конце декабря 359 г. Приводимый ниже символ веры был принят 1 января 360 г. Эта формула должна была заменить Никейский символ. В ее основу положена так называемая 4-я формула собора в Сирмиуме. 34. Дамасий I, еп. римский (366-384 г.) Избранию этого " украшенного многочисленными видами добротели " папы сопутствовала кровавая резня, в которой погибло около 160 человек. В его понтификат в Риме было сооружено множество часовен в память о мучениках, обновлены катакомбы. С этого времени началось и паломничество в Рим к могилам святых. По поручению этого папы бл. Иероним осуществил перевод Библии на латинский язык (Вульгата). 35. Флавиан стал впоследствии епископом Антиохии. См. IV. 25. 36. Селевкийский собор проходил параллельно с Ариминским. Он открылся 26 сентября 359 г.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/988/...

ТСЛ 298, ф. 304 . Канонник. XVII в. (л. 348–355 – вставная тетрадь, середина XVI в.). 8°. 379 л. Филигрань (л. 348–355): Кувшин с одной ручкой, цветком и литерами вид: Брике, 12746 (1556 г). Содержание: л. 348 –352 – поновление дьяконам; л. 352–355 об. – вопросник дьяконам (Дьяк-ТСЛ 298) Описание: [Иларий, иером., Арсений, иером.] Описание славянских рукописей библиотеки Свято-Троицкой Сергиевой лавры. С. 75–76. Издание: Алмазов. Т. 3. С. 181–182, 228–230 (Дьяк-ТСЛ 298; поновление дьяконам). Рукописи Российской национальной библиотеки: Гильферд. 21 . Требник. Конец XIII – начало XIV в. 2°. 87 л. Сербский. Пергамен. Содержание: л. 5–15 об. – чин исповеди. Описания: Сводный каталог славяно-русских рукописных книг, хранящихся в СССР, XI –XIII вв. С. 369–370; Гранстрем Е.Э. Описание русских и славянских пергаменных рукописей. Рукописи русские, болгарские, молдавские, сербские/Под ред. Д.С. Лихачева. Л., 1953. С. 107. Кир.-Бел. 6/1083. Сборник. 1480-е гг. 8°. 421+1 л. Записи: л. 78 об. – «В лето 6984 апреля 10 кончая страстныя недели в среду»; л. 218 – «В лето 6990 апреля 5–6 преписах сию херитонию рекше поучение инок Ефросин в Пяток Велик, в Суботу Великую»; л. 1–3 – «Книга Кирилова монастыря»; л. 175 об. – «Грешный иеромонах Иона начерта». Содержание: л. 57–67–- чин исповеди; л. 67–70 об. – чин причащения больного; л. 70–70 об. – поновление; л. 93–112 – чин исповеди; л. 93 об.–95 об. – поновление инокам; л. 96–97 – поновление мирянам мужчинам; л. 97– 99 об. – вопросник женщинам (Ж-O.I.473); л. 99 об.–101 – поновление инокам; л. 101–105 – поновление священноинокам; л. 105 об.–108 – поновления священникам; л. 149–152 об. – поновление; л. 218 об.–222 – поновление; л. 337–338 – вопрошение перед поставлением в дьяконы или священники Описания: Каган М.Д., Понырко Н.В., Рождественская М.В. Описание сборников XV в. книгописца Ефросина//ТОДРЛ. Л., 1980. Т. 35. С. 144–172; ПС XV, 231. Издание: Алмазов. Т. 3. С. 165–166; Приложения ко второму тому. С. 3, 17–18 (Ж-O.I.473; вопрошение перед поставлением в дьяконы или священники; чин причащения больного – только молитвы).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010