Внутренний вид церкви св. Феодора в Пергаме. Следующий рисунок 17) изображает иконостас митрополичьей греческой церкви в Магиезии (Малая Азия) сходного типа с иконостасом Пергамского храма, но над резьбой его верха, помимо трех крестов, мы замечаем и двенадцать статуй, вероятно изображающих апостолов. Рисунок кроме того изображает обряд облачения епископа. Внутренний вид церкви в Магнезии (Малая Азия). Рисунок 18), изображающей вид греческой церкви в Балык-лы близ Константинополя, представляет нам уже тип иконостаса более новейший, так как таковой устроен в первой половине истекшего столетия. А. Н. Муравьев сообщает о нем (Письма с востока, ч. II, стр. 349), что он устроен в 1830 году из серого мрамора с изящными изваяниями. Внутренний вид церкви в Балык-лы близ Константинополя. Приняв из Византии христианство , мы заимствовали и то, что касается зодчества и внутреннего устройства ея храмов и вместе с тем, конечно, и форму иконостасов. Первоначальная форма эта, как мы уже сказали, не имела не только вида высоких колонн, соединенных на верху архитравом, но и низкой каменной преграды с вратами такой же высоты для прохода священнослужителей, как это мы видели на помещенных выше рисунках миниатюр древних греческих рукописей и мозаики храма св. Марка в Венеции. Эта последняя низенькая форма византийских иконостасов нашла применение в устройстве таковых и в первобытных наших русских храмах. Подтверждением справедливости вышесказанного могут служить сохранившиеся части фресковой стенописи на столпах древних русских храмов позади современных высоких иконостасов. Остатки живописи на алтарных столпах сохранились, например, позади четырехъярусного иконостаса церкви св. Николая чудотворца на Липне, близ Новгорода, построенной в 1272 году 53 , и в древнем Звенигородском соборе, основание которого относится к 1090 году, а также за иконостасом Рождественского собора Саввина монастыря 54 . Не имея достаточно данных, мы не можем иметь вполне ясного представления о наружном виде наших первобытных низеньких иконостасов, так как, помимо вышеуказанного предполагаемого их вида, состоящего, вероятно, из квадратных, решетчатых или сплошных щитов, утвержденных между низенькими столбиками, они могли состоять и просто из сплошной низкой кирпичной стенки, покрытой живописью, в отверстиях которой к двум каменным или деревянным столбикам привешивались царские, северные и южные врата.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/kratkaja...

2 . Киевская Русь, Афон, Палестина, юг Италии. 3 . Печерский Патерик; творения и молитвы преподобного Кирилла Туровского ; житие преподобного Симеона и преподобного Саввы Сербского ; творения Николая Странтского (Гидрутского). XIII век 1-е поколение 1 . Преподобные Авраамий Смоленский и Савва Сербский . 2 . Киев, Русь, Афон, Сербия. 3 . Житие преподобного Авраамия Смоленского. Житие и творения преподобного Саввы Сербского . 2-е поколение 1 . Преподобный Мелетий Галасийский, Арсений (наставник преподобного Григория Синаита ), Арсений, патриарх Константинопольский; мученики из-за унии (на Афоне и др.); святой князь Александр Невский. 2 . Малая Азия (Галасийская область), Афон, Северная Русь. 3 . Творения преподобного Мелетия Галасийского («Восторгнутые класы» в сборнике Паисия Величковско-го); житие преподобного Григория Синаита , святого Александра Невского, сведения о патриархе Арсении Константинопольском в византийской истории и др., Афонский Патерик. 3-е поколение 1 . Святой Феолипт Филадельфийский , святой Афанасий, патриарх Цареграда, святитель Петр, митрополит Московский , преподобный Петр Ордынский. 2 . Константинополь, Афон, Малая Азия, Галасийский монастырь, Ростов.3. Творения преподобного Феолипта Филадельфийского («Добротолюбие»), житие святого Афанасия, патриарха Цареградского (и его письма), житие Петра Ордынского, житие святителя Петра Киевского и Московского. XIV век 1-е поколение 1 . Преподобный Максим Капсокаливский, преподобный Григорий Синаит и его ученики; святые сербские: Даниил, Стефан и др.; святой Петр, митрополит Киевский и Московский. 2 . Афон, Сербия, Ростов (средняя и северная Россия). 3 . Житие Григория Синаита и его творения, житие преподобного Максима Капсокаливского, житие святителя Петра Московского (написанное Прохором Ростовским). 2-е поколение 1 . Святитель Григорий Палама , преподобный Сергий Радонежский, святители Филофей и Каллист, патриархи Константинопольские, святитель Алексий, митрополит Московский, преподобный Савва (Афон), Нил Кавасила .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Mansuro...

Это обстоятельство, поразительно свидетельствовавшее об единстве веры вселенской церкви, впоследствии, при согласии тогдашнего символа с фрагментарными остатками апостольского символа в Новом Завете, легко могло породить как убеждение в апостольском происхождении символа, так и известное предание о том, что апостолы запретили его записывать. Безнадежен вопрос о том, где впервые христологический символ апостольского времени заменен троичным символом. Следы последнего одновременно оказываются, как мы видели, в Малой Азии и Риме. Из альтернативы: Рим и Малая Азия, за последнюю, кроме упомянутых свидетельств Иустина и Иринея говорит еще 1) присутствие в римском символе понятия μονογενς (Иоаннова); 2) то, что Малая Азия была старее в христианстве, родительница Рима; 3J то, что троичный символ скоро стал известен на всем Востоке, что невозможно было бы при римском его происхождении. В той изолированной сирской церкви, в которой возникла Didascalia, уже в первых десятилетиях III века считалось фактом, что апостолы на соборе в Иерусалиме составили для всего мира трехчленное исповедание 172 . Не лежит ли в основе этого рассказа в качестве исторического зерна память о том, что такое исповедание происходить из Иерусалима? В книге Елкесая требуется совершать крещение во имя великого и высочайшего Бога и во имя Его Сына, в свидетели чего нужно призывать небо и землю и „святых духов“ 173 .Это также косвенно говорит за иудео-христианское происхождение троичного исповедания при крещении. С символом могло быть нечто подобное, как с полновластным епископатом: оба перешли из Иерусалима. в Малую Азию, а оттуда в Рим; но в Риме достигли полного расцвета 174 . Наиболее простою и по всем признакам наиболее древнею письменною формулою крещальнаго символа, по-видимому, следует признать формулу, даваемую памятником „Завещание (Testamentum) Господа нашего Иисуса Христа“, открытым в сирской рукописи р. – кат. антиохийским патриархом Rhamani и изданным им в 1899 году 175 . Памятник этот Рамани относить ко II веку, а другие к более позднему времени, даже к V в.; по нашему мнению он носит на себе следы происхождение не позднее конца III в.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

    2 поколение: 1. Преподобная Евфросиния Полоцкая, Преподобный Петр Дамаскин, Святой Леонтий, Патриарх Иерусалимский, Николай, игумен Странтский. 2. Киев, Русь, Палестина (Юг Италии). 3. Житие Преподобной Евфросинии Полоцкой, Творения Преподобного Петра Дамаскина, Житие Святого Леонтия Иерусалимского, Путешествие Фоки Творения Николая, игумена Странтского.     3 поколение: 1. Преподобные Кирилл и Лаврентий, епископы Туровские, Преподобный Симеон Сербский, Преподобный Савва Сербский, Николай Странтский. 2. Киевская Русь, Афон, Палестина, Юг Италии. 3. Печерский Патерик, Творения и молитвы Преподобного Кирилла Туровского, Житие Преподобного Симеона и Преподобного Саввы Сербского, Творения Николая Странтского (Гидрутского). XIII ВЕК     1 поколение: 1. Преподобные Авраамий Смоленский и Савва Сербский. 2. Киев, Русь, Афон, Сербия. 3. Житие Преподобного Авраамия Смоленского. Житие и творения Преподобного Саввы Сербского.     2 поколение: 1. Преподобный Мелетий Галасийский, Арсений (наставник Преподобного Григория Синаита, Арсений, Патриарх Константинопольский, Мученики из-за унии (на Афоне и др.). Святой князь Александр Невский. 2. Малая Азия (Галасийская обл.), Афон, Северная Русь. 3. Творения Преподобного Мелетия Галасийского («Восторгнутые Класы» в сборнике Паисия (Величковского)). Житие Преподобного Григория Синаита, Святого Александра Невского, сведения о Патриархе Арсении Константинопольском в Византийской Истории и др., Афонский Патерик.     3 поколение: 1. Святой Феолипт филадельфийский, Святой Афанасий, Патриарх Цареграда, Святитель Петр, Митрополит Московский, Преподобный Петр Ордынский. 2. Константинополь, Афон, Малая Азия, Галасийский монастырь, Ростов. 3. Творения Преподобного Феолипта Филадельфийского (Добротолюбие), Житие Святого Афанасия, Патриарха Цареградского (и его письма), Житие Петра Ордынского, Житие Святителя Петра Киевского и Московского. XIV ВЕК     1 поколение: 1. Преподобный Максим Капсокаливский, Преподобный Григорий Синаит и его ученики, Святые Сербские: Даниил, Стефан и др., Святой Петр, Митрополит Киевский и Московский. 2. Афон, Сербия, Ростов (средняя и северная Россия). 3. Житие Григория Синаита и его творения, Житие Преподобного Максима Капсокаливского, Житие Святителя Петра Московского (написанное Прохором Ростовским).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В ПУСТЫНЕ ЕГИПЕТСКОЙ МАЛАЯ АЗИЯ. ПАЛЛАДИЙ ЕЛЕНОПОЛЬСКИЙ ЛАВСАИК IV. О Дидиме Много явилось между мужей и жен, которые совершали подвиг свой в Церкви Александрийской, таких, что воистину были достойны земли, кротким обетованной. Был меж оных и книжник Дидим, зрения лишенный. Встречался же с ним сам я четырежды, в разное время, на протяжении десяти годов. Скончался он осьмидесяти пяти лет; лишился же употребления очей своих, как сам мне сказывал, четырех лет от роду, так что ни грамоте не учился, ни в школу не хаживал. Однако же от природы получил наставника отменного, сиречь собственное свое разумение; и таким он был по благодати украшен даром ведения, что на нем прямо исполнилось реченное в Писании: «Господь умудряет слепых» ( Пс. 145:8 ). Ибо он толковал Новый и Ветхий Завет слово за словом; а что до догматов, то в них он столь изощрился и с толикою тонкостью и силою излагал их, что ведением своим превосходил всех древних. Однажды велел он мне сотворить в келейке его молитву, я же отказался, и тогда рассказал он мне: – В эту самую келейку приходил блаженный Антоний трижды навестить меня; когда же предложил я ему сотворить молитву, немедля преклонил он колени в келейке сей и не заставил меня повторить сказанное, но делом преподал урок послушания. Итак, если желаешь идти по стопам его, монашествуя и добродетелей ради от мира удаляясь, отложи любопрение. И еще поведал он мне: – Когда печалился я о делах злополучного царя Юлиана, гнавшего Церковь , случилось мне сидеть день до глубокого вечера, не вкушая хлеба по причине сей; когда же задремал я, продолжая сидеть, было мне видение всадников, что скакали на белых конях и возвещали: – скажите Дидиму, что в седьмом часу дня сего скончал Юлиан жизнь свою; пусть встанет он и есть, да пусть передаст весть сию епископу Афанасию, чтоб и тот знал! – И заметил я, – промолвил Дидим, – и час, и месяц, и седьмицу, и день; и все сошлось в точности. V. О Александре Рассказывал он мне о некоей девице по имени Александра, которая оставила город, затворилась в гробнице, взяв с собою необходимое для жизни, и десять лет не встречалась лицом к лицу ни с женщинами, ни с мужчинами; на десятый же год она почила, прибрав себя к погребению.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

И ныне, праздника или Богородичен, глас тойже: Владычице, приими молитвы раб Твоих/и избави нас/от всякия нужды и печали. НА ЛИТУРГИИ: Блаженны от канона песни 3-я и 6-я. Прокимен, глас 7: Честна пред Господем смерть преподобных Его. Стих: Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? Апостол ко Евреем, зачало 335. Аллилуия, глас 4: Воззваша праведнии, и Господь услыша их. Стих: Многи скорби праведным: Евангелие от Луки, зачало 24, или от Иоанна, зачало 36. Причастен: В память вечную будет праведник: Святой Парфений жил в первой половине IV века. Он был родом из города Мелитополя (Малая Азия), где отец его Христофор служил диаконом в одной из церквей. Юноша не был обучен грамоте, но, посещая Богослужение, хорошо усвоил Божественное Писание. У него было милостивое сердце: занимаясь рыболовством, он вырученные деньги раздавал нищим. Исполненный благодати Божией, святой Парфений с 18 лет Именем Христовым врачевал болезни, изгонял бесов и творил многие другие чудеса. Узнав о добродетельной жизни юноши, Мелитопольский епископ Филипп призвал его, дал ему образование и посвятил в скором времени во пресвитера. Святой Парфений начал ревностно проходить свое служение и многих больных исцелял силою святых молитв. Слава о нем быстро распространилась повсюду. В 325 году, в царствование святого Константина Великого , архиепископ Кизичский Ахиллий поставил святого Парфения епископом города Лампсака (Малая Азия). В городе Лампсаке было множество язычников и идольских капищ. Святитель начал усердно проповедовать веру во Христа Бога, утверждая ее многими исцелениями больных. Люди стали постепенно отходить от языческих верований. Тогда святитель Парфений отправился к царю Константину с просьбой дать ему власть разрушать идольские капища и строить на их месте христианские храмы. Святой Константин принял святителя Парфения с честью, дал ему грамоту с разрешением уничтожать капища и снабдил средствами для постройки христианских храмов. Возвратившись в Лампсак, святитель Парфений приказал разрушить идольские капища и посреди города воздвиг прекрасный Божий храм. В то же время святитель Парфений творил многие чудеса: исцелял болезни и воскрешал умерших.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Поскольку Патриарх Феодор не приводит решения Вселенских Соборов, которые ясно указывают на границы юрисдикции, в частности, этих двух Патриархатов, мы процитируем здесь указанные решения, чтобы доказать, что распространяется ложь: I) Своим 6-м правилом Первый Вселенский Собор определил в качестве юрисдикции Александрийского Патриархата Египет, Ливию и Пентаполь (как называлась тогда Киренаика — восточное побережье нынешней Ливии, граничащее с Египтом). II) Своим 28-м правилом Четвертый Вселенский собор определил в качестве юрисдикции Константинопольского Патриархата Понтийскую область (т.е. Понт до Трапезунта ), Азиатскую область (западная Малая Азия до Памфилии, потому что восточная Малая Азия еще входила в состав Антиохийского Патриархата ) и Фракийскую область (либо всю провинцию Фракию со всеми лежащими к западу митрополиями «до самого Диррахия», как толкует Вальсамон , или, как толкует Зонара , только Фракию в географическом отношении без митрополий, «т.е. Македонии и Фессалии, Греции и Пелопоннеса, и т.н. Эпира и Иллирика», которые относились тогда к юрисдикции Римского Патриархата). Кроме того, этот Четвертый Вселенский Собор тогда же передал в юрисдикцию Константинополя и духовную власть над варварами, проживавшими рядом с указанными областями, т.е. аланами (к востоку от Понтийской области) и русами (к северу от Фракийской области) . 3. Патриарх Феодор продолжает: «В новейшее время некоторые народы, которые приобрели собственные государства, захотели приобрести и собственную независимую Церковь. И в самом деле Вселенский Патриархат отрезал территории, которые были его собственными, и создал новые независимые Церкви, получившие наименование автокефальных. Одной из них является и Русская Церковь (Московский Патриархат), ставшая автокефальной всего лишь в 1589 году». И здесь Патриарха Александрийского можно подловить на незнании! Потому что Русская Церковь не просто стала «автокефальной», но была возведена в статус патриархии вместо Римского Патриархата, чтобы восстановить Пентархию.

http://pravoslavie.ru/144318.html

СОБОР (слав. собрание, съезд) - 1. Архиерейский собор - собрание всех правящих архиереев поместной церкви для решения к.л. церковных вопросов. 2. Поместный собор - собрание всех правящих архиереев поместной церкви, представителей белого духовенства, монашества и мирян для решения важнейших церковных вопросов - избрания патриарха, канонизации новых святых и др. 3. Вселенский собор - собрание представителей поместных церквей для решения вероучительных и канонических вопросов. Православная церковь признает семь Вселенских соборов: Первый в 325 г. в Никее (Малая Азия); Второй в381 г. в Константинополе (на Первом и Втором Вселенских соборах был составлен и утвержден неизменяемым Символ веры); Третий 431 г. в Ефессе (Малая Азия); Четвертый в 451 г. в Халкидоне, городе вблизи Константинополя (установил догмат о двух естествах (природах) - божественном и человеческом - Иисуса Христа); Пятый в 553 г. в Константинополе; Шестой в 680 г. в Константинополе (установил догмат о двух волях и действиях Иисуса Христа); Седьмой в 787 г. в Никее (установил догмат иконопочитания). СОБОР - главный храм в городе или монастыре, рассчитанный на богослужение архиерея с большим числом духовенства. СОБОР - так в месяцеслове называются праздники, посвященные: а) Пресвятой Богородице - Собор Пресвятой Богородицы - на следующий день после праздника Рождества Христова; б) Иоанну Предтече - Собор Иоанна Предтечи - на следующий день после Крещения Господня. в) Архангелу Гавриилу - на следующий день после Благовещения. Название происходит от того, что в эти дни верующие собираются, чтобы прославить Пресв. Богородицу, Иоанна Предтечу или архангела Гавриила. СОБОРОВАНИЕ - см. елеосвящение. СОЛЕЯ - возвышенная часть пола перед иконостасом. Выдающаяся часть солеи напротив врат царских называется амвоном. На концах солеи располагаются клиросы. Со стороны средней части храма обычно солея ограждена невысокой решеткой. СОЧЕЛЬНИК - день накануне праздника Рождества Христова (Рождественский сочельник) или Богоявления (Крещенский сочельник). В сочельник установлен строгий пост. По монастырскому уставу в этот день полагается на трапезе только сочиво - вареная пшеница (или рис) с медом, откуда и происходит название.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/123/...

Малая вечерня описана в главе 1 Типикона. Описание начинается словами: «Прежде солнечного захождения дне субботнего клеплет параекклесиарх в малый кампан». То есть малая вечерня совершается в то же время, когда в обычные дни должна совершаться обычная будничная, или вседневная, вечерня. Согласно ныне действующему………….. устава, малая вечерня предваряется чтением 9 часа — точно так же, как и вседневная вечерня. Напомню, что литургически служба 9–го часа относится еще к уходящему дню, поэтому на ней читаются тропарь и кондак уходящего дня. Значит, если мы говорим о воскресной малой вечерне, то на 9 часе, ее предваряющем, должно прочитать тропарь и кондак уходящего субботнего дня. Далее — сама малая вечерня. Начинается она так же, как вседневная вечерня, по 9 часе. Поэтому ни в какие подробности я вдаваться не буду, предполагая сие уже известным вам. По существу малая вечерня есть просто сокращение вседневной вечери. Наша с вами ближайшая задача состоит в том, чтобы рассмотреть, чем же, собственно, состоит «малость» малой вечерни по сравнению с вечерней вседневной, чего малой вечерне недостает по сравнению с вечерней вседневной. На малой вечерне отсутствуют: — светильничные молитвы священника — великая, малая и просительная ектении — кафизма —? - 2 стихиры на «Господи, воззвах» (на вседневной вечерне стихир 6) — прокимен дне (на воскресной малой вечерне поется тот же прокимен, что и на великой вечерне, но одним стихом). Для удобства я буду рассказывать вам воскресную службу в самом простом ее виде, т. е. в соединении со служением одному малому святому. Когда все это будет изложено, я расскажу об особенностях совершения воскресной службы шестеричным, славословным, полиелейным и бденным святым. Чинопоследование малой вечерни Читается 9 час, затем следует возглас священника, чтение Псалма 103. Далее две ектении, «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», и сразу читаются воззвашные Псалмы (светильничных молитв священник не читает). На «Господи, воззвах», как я уже сказал, 4 стихиры воскресные (вместо 6) из Октоиха; первая — дважды. (В Октоихе всего три стихиры, а нужно петь на 4, поэтому первая поется дважды). «Слава, и ныне» Октоиха. Здесь поется так называемый малый догматик. Мы привыкои к тому, что догматиками называются 8 особых Богодичнов, написанных прп. Иоанном Дамаскиным. Они поются перед входом вечерни. Малые воскресные вечерни имеют свои догматики, по происхождению гораздо более поздние, чем великие Дамаскиновы догматики. Тем не менее полезно знать, что догматиков не 8, а 16 — в каждом гласе есть великий догматик и малый, поемый на малой вечерне.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=900...

По современному русскому Типикону ([Т. 2.] С. 912-922), утреня-бдение в Великую Пятницу (обозначенная не как утреня, а как " Последование святых и спасительных страстей Господа нашего Иисуса Христа " ) должна начинаться во 2-м часу ночи (т. е. ок. 20.00) и продолжаться всю ночь. Ее порядок следующий: двупсалмие; шестопсалмие; мирная ектения; " Аллилуия " с тропарем Великого четверга (8-го гласа, нач.: " Егда славнии ученицы " ) трижды; каждение храма; малая ектения; 1-е Евангелие (каждое Евангелие предваряется прошением " И o сподобитися нам: " и преподанием мира; Евангелия 2-7 предваряются также каждением алтаря; во время чтения каждого Евангелия все молящиеся держат в руках зажженные свечи; в конце чтения вместо обычного " Слава тебе Господи " поется " Слава долготерпению Твоему, Господи " ; 1-е Евангелие читает настоятель, остальные - проч. иереи монастыря) - Ин 13. 31-18. 1 (содержание: Прощальная беседа и Первосвященническая молитва Христа); антифоны 1-3 (каждый антифон заключается богородичном; стихов (кроме " Слава: И ныне: " ) нет); малая ектения; седален; 2-е Евангелие - Ин 18. 1-28 (предательство Иуды, взятие Христа под стражу и приведение Его к Анне, отречение ап. Петра); антифоны 4-6; малая ектения; седален; 3-е Евангелие - Мф 26. 57-75 (Иисус перед Каиафой и синедрионом, отречение и раскаяние ап. Петра); антифоны 7-9; малая ектения; седален; 4-е Евангелие - Ин 18. 28-19. 16 (Господь перед судом Пилата, бичевание и поругание Господа); антифоны 10-12; малая ектения; седален; 5-е Евангелие - Мф 27. 3-32 (самоубийство Иуды, Господь перед судом Пилата, бичевание и поругание Господа, Крестный путь); антифоны 13-15; малая ектения; седален; 6-е Евангелие - Мк 15. 16-32 (поругание Господа, Крестный путь, Распятие); блаженны; прокимен " Разделиша ризы моя себе " (Пс 21. 18; стих - Пс 21. 1b); 7-е Евангелие - Мф 27. 33-54 (Распятие и Крестная смерть Христа); святоотеческое чтение (из творений свт. Иоанна Златоуста или прп. Ефрема Сирина - см.: Сборник церковно-учительных чтений.

http://ruskline.ru/analitika/2014/04/18/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010