680. Беседа в праздник св. мучеников, об апостоле Петре и пророке Илие. 1865. I. 220. 681. Слово первое по случаю перенесения св. мощей в церковь апостола Фомы. 1865. I. 242. 682. Слово второе, по тому же случаю. 1865. I. 251. 683. Слово по случаю землетрясения. 1865. I. 262. 684. Слово огласительное, первое, к готовящимся ко крещению. 1865. II. 269. 685. Слово огласительное, второе, к готовящимся ко крещению. 1865. II. 287. 686. Слово к новокрещенным. 1865. II. 309. 687. Слово в похвалу Диодору, епископу тарсийскому. 1865. II. 316. 688. Беседа о проклятии. 1865. II. 321. 689. Слово против называвших себя чистыми. 1865. II. 333. 690. Слово против зрелищ. 1865. II. 338. 691. Беседа в присутствии Готфов. 1855. II. 350. 692. Слово против живших вместе с девственницами. 1865. II. 372. 693. Слово против девственниц, живших вместе с мужчинами. 1865. II. 416. 694. Слово по случаю бегства консула Евтропия. 1865. II. 457. 695. Беседа по тому же случаю. 1865. II. 467. 696. Беседа по случаю ссылки Сатурнина и Аврелиана. 1865. II. 506. 697. Слово по возвращении св. Иоанна Златоустог о из Азии в Константинополь. 1865. II. 516. 698. Слово по случаю возвращения епископа Севериана. 1865. II. 524. 699. Слово первое пред отправлением св. Иоанна Златоуста в ссылку. 1865. II. 528. 700. Слово второе, по тому же случаю. 1865. II. 537. 701. Слово первое, по возвращении из первой ссылки. 1865. II. 541. 702. Слово второе по тому же случаю. 1865. II. 545. 703. III. Письма к разным лицам. 1866. I. 3176. II. 177320. IV. Отрывки из бесед. 704. Умная и степенная жена есть для мужа лучшая наставница в добродетели. 1829. XXXVI. 178. 705. Как мужья должны исправлять своих жен. 1829. XXXVI. 178. 706. Второй брак иногда бывает соединен со многими неприятностями. 1829. XXXVI. 184. 707. Смерть детей должно переносить с благодушием. 1825. XX. 74. 708. Нет человека, который бы жил без печали. 1825. XX. 80. 709. Мысли, а не бедствия возмущают жизнь нашу. 1825. XX. 186. 710. Не богатство причиною нашего удовольствия, и не бедность – печали, но мысли наши. 1825. XX. 191.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Нужно было вступать в осторожные и ни к чему не обязывающие переговоры с будущими участниками торжественного акта отречения. Заочными восприемниками, крестными царя были император римский Иосиф и король прусский Фридрих Великий. Точно так (тем более так!) свидетелями сошествия с трона государя — основателя Священного Союза — должны были бы стать представители всех христианских церквей и стран — участниц Союза. Не с этим ли связано шокирующее, как бы непатриотичное обстоятельство: весной 1825 года о намерении в ближайшем будущем сойти с престола и удалиться в частную жизнь царь сообщает не Сенату, не Совету, а принцу Оранскому? (Хотя ни Совету, ни Сенату сообщать о намерении не следовало бы ни при каких обстоятельствах: такой поворот событий был не в интересах высшего дворянства, которое настороженно относилось и к Константину, и к Николаю; Сенат мог быть десятилетиями глух и нем, — но если бы дело зашло о выгодах слоя и группы, он сумел бы показать царю, кто в стране смеется последним. Не дай Бог увидеть дворянский бунт, осмысленный и беспощадный. Aлekcahдp I знал это как никто другой. В лучшем случае ему не дали бы осуществить задуманное, в худшем… Что обсуждать худшее?) Потому можно — с изрядной долей осторожности — предположить, что с начала 1825 года царь лелеял мысль об акте небывалом, неслыханном в русской истории, вполне притерпевшейся к самозванцам, но не обученной президентству: о добровольном сошествии с трона. О церемониально обставленном «легитимном» событии. Год 1825. Ноябрь. 4. Мариуполь. Виллие констатирует у Александра полное развитие лихорадочного сильного пароксизма. Тем не менее поспешили в Таганрог: Елизавета ждет. Разговор с камердинером Анисимовым, незадолго до того убравшим горевшие днем свечи из кабинета государя (примета: смерть). «Свечи… у меня из головы не выходят: это значит мне умереть, и оне-то и будут стоять передо мною». Ноябрь. 6. Вечер. Таганрог. Просит прийти Елизавету; разговор наедине до 10 вечера. И если так, если возможность отречения осенью — зимой 1825/26 года допускалась, — то таганрогский вояж приобретал особую осмысленность.

http://azbyka.ru/fiction/aleksandr-i/6/

Преподаватель церковного устава, славянского языка и арифметики в Александро-Невском ДУ (с 1850). Священник Владимирского собора (1857-1858) и ц. Успения Божией Матери (Спаса на Сенной; 1858-1910; с 1901 настоятель) в С.-Петербурге. Член Училищного Совета при Синоде, председатель Комиссии по пересмотру программ по Закону Божию. Ученый-литургик. Автор монографий «Обозрение богослужебных книг православной Российской Церкви по отношению их к церковному Уставу» (1858), «Об антиминсах Православной Российской Церкви» (1872; в 1873 удостоен малой Уваровской награды), «Анафематствование (отлучение от Церкви)...» (1879; в 1880 удостоен малой Уваровской награды), «О службах Русской Церкви, бывших в прежних печатных богослужебных книгах» (1885), «Материалы для истории исправления богослужебных книг: Об исправлениях Устава церковного в 1682 году и месячных Миней в 1689-1691 годах» (1896) и учебных книг «Пособие к изучению Устава Богослужения Православной Церкви» (1862; СПб., 19077), «Словарь названий молитвословий и песнопений церковных» (1890; СПб., 18953) и др. Почетный член СПбДА (1876). Мать - Елизавета Дмитриевна, урожд. Вершинская (1837-1904), дочь философа, писателя, переводчика, протоиерея (с 1835) Димитрия Степановича Вершинского (1798-1858). Д. С. Вершинский окончил Тверскую ДС (1821), СПбДА со степенью магистра (1825). В 1825-1835 гг. преподавал в СПбДА: с дек. 1825 г. бакалавр греч. языка, бакалавр (с 1826) и ординарный профессор (с 1830) философии. Священник в церкви российского посольства в Париже (1835-1849). Автор трудов «О постах церкви» (1825), «О Галликанской церкви в настоящем ее устройстве» (1850), «Месяцеслов православно-кафолической церкви» (1856; на основании «Acta Sanctorum» и рукописей парижских б-к) и др., многочисленных переводов трудов св. отцов и зарубежных философов. Действительный член Об-ва любителей Российской словесности (с 1833). Под руководством матери Н. получил хорошее домашнее образование, в т. ч. изучил франц. язык и основы англ. языка, рус.

http://pravenc.ru/text/2566206.html

41 (дело о «ябеднических записках» Мих. Горбачевича), 52 (разрядные списки по разным предметам и разрядный список, составленный г. Ревизором, Киевской Духовной Академии Инспектором, иеромонахом Смарагдом после внутренних испытаний в 1822 г.), 53 (годовая ведомость об учениках за 1822 г.) и 62 (список учеников философии), 1823 г. 72 (разрядные списки) и 73 (отчет инспектора), 1824 г. 13 (отчет инспектора), 54 (об избрании в старшие), 76 (разрядные списки учеников богословия), 77 (годичная ведомость за 1824 г.) и 78 (список учеников высшего отделения за 1824 г.), 1825 г. 30 (отчет инспектора). 33 (заявления учителя о. А. Рождественского о рекомендации Мих. Горбачевича лектором по греческому языку для учеников низшего отделения), 33 (ходатайство Михаила Горбачевича от 8 апреля 1825 г. о включении его в число действительных учеников Семинарии и ответ Консистории от 2 мая 703), 37 (аттестат), 41 («показание» Михаила Горбачевича о родопроисхождении и о причинах, почему он до 1825 г. состоял в числе приватно-обучающихся; представление семинарского правления от 3-го августа 170 в Киевскую Академию об отправлении туда в студенты Михаила Горбачевича и Петра Елиновского, с выдачею им денег на экипировку, прогоны и путевое содержание по 60 руб. сер.; отношение Киевского академического правления от 21 октября 554 по поводу недостаточных познаний возвращенного обратно П. Елиновского) и 65 (отношение правления Слуцкого Троицкого монастыря от 19 марта 1825 г. 112 в правление Минской Семинарии о поручении Михаилу Горбачевичу архиеп. Анатолием Максимовичем от 15 марта приготовить малых певчих, каковых и отправляется трое из числа учеников училища). IV) Дела в архиве С.-Петербургской Духовной Академии 1830 г. 87 и 1831 г. 31 (о переводе в Спб. Академию и – в первом – аттестат из Киевской Семинарии), 1831 г. 83 (два формуляра), 84 (формуляр) и 75 (о переводе в Пермь и о производстве в Архимандрита). V) Архив Св. Синода: – а) по Комиссии Дух. Училищ 1830 г. 5.670 (о магистерском кресте), 1831 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

135 Беседа по освящении храма Пресвятый Троицы в Троице-Одигитриевском общежитии. Указ. соч. С. 330. 137 Портрет старца Василиска, написанный маслом, видел в монастыре в 1863 году сибирский краевед Н.А.Абрамов [Абрамов Н.А. Туринск. Николаевский девичий монастырь//Тобольские губернские ведомости. 1865. 45. С. 289–290]. 138 Туринский Николаевский женский монастырь//Тобольские епархиальные ведомости. 1890. N° 9–10. С. 215. 140 ТФ ГАТО. Ф. 156 (1825 г.), д. 405, л. 1–2. Прошение учесть примирение Васильевых с о. Зосимою. Но Синод отреагировал на прошение, подтверждающее примирение, так: «Оныя прошения не требуют никакого разсмотрения», в соответствии с Высочайше утвержденным положением Святейшаго Синода от 18 апреля 1801 года [ТФ ГАТО. Ф. 1560 (1825 г.), д. 415, л. 4 –5 ]. 141 Епископ Амвросий II (Рождественский-Вещезеров) получил указ о переводе его из Вятки 28 октября 1822 года [Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви/Сост. П. Строев. СПб., 1877. С. 319]. При переводе в более высшую против Вятской Тобольскую епархию владыка был пожалован в архиепископы. «По прибытии в Тобольск он посетил все тобольские приходские церкви, семинарию и духовные училища и обозрел их с особенною внимательностию и архипастырским назиданием начальствующим, учащим и учащимся» [Амвросий II Рождественский, архиепископ Тобольский и Сибирский (1822–1825). СПб., 1869. С. 4]. Портрет архиепископа Амвросия II помещен в альбоме «Тобольские архипастыри» [РГИА. Ф. 835, оп. 2, д. 237, л. 11об.] и воспроизведен вместе с биографией в кн. В. Софронова «Светочи земли Сибирской» (Екатеринбург, 1998. С. 139–141). 142 Амвросий II Рождественский, архиепископ Тобольский и Сибирский (1822–1825). СПб., 1869. С. 10, 6. 143 Протоиерей Петр Фелицын известен был своим красноречием: в 1812 году он «неоднократно обращался к народу с призывами о борьбе с врагом, за что и был возведен в сан протоиерея» [В. Софронов. Светочи земли Сибирской. Екатеринбург, 1998. С. 137]. Недоброжелательство его к отцам Зосиме и Василиску было предубеждением от Васильевых и, возможно, ревностью к непосвященным в сан, но уважаемым сестрами старцам (для протоиерея – пришлым монахам).

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Духовная миссия начала свою работу с Канинской тундры и в течение 1825 - нач. 1826 г. обратила в христ. веру 420 канинских самоедов. Весной 1826 г. миссия получила 1-ю передвижную церковь, хорошо оснащенную иконами, колоколами, что особенно привлекало кочевников, миссионеры работали в Большеземельской тундре, население к-рой почти не знало рус. языка. Всего за 5 лет работы миссией были обращены в христианство и приняли крещение 3303 чел., некрещеных осталось ок. 680 чел. 11 янв. 1823 г. Н. возглавил отпевание А. Ф. Клокачёва, вице-адмирала, ген.-губернатора Архангельской, Вологодской и Олонецкой губерний. Проповедь, сказанную при отпевании, впосл. цитировал подвижник Георгий Затворник (Машурин) в письме от 30 мая 1825 г. к «Е. Я. Т.»: «Биения сердца нашего вещают нам о мгновениях жизни нашей; а когда вслушаемся в них, слышим и голос смерти нашей. Самый жизненный сон, необходимый, впрочем, для жизни, ничто иное есть, как не повременное некоторое повторение смерти...» ( Задонский затворник Георгий. «Передаю вам слово души моей»: Письма. М., 2014. С. 290). Н. обладал даром слова, послушать его проповеди приходило множество людей. Современники называли его Северным Златоустом. В 1825 г. Н. инициировал создание в Архангельске 1-го памятника М. В. Ломоносову . Прежде всего епископ обратился к архангельскому генерал-губернатору и командиру порта адмиралу С. И. Миницкому, к-рый поддержал его идею. За неск. дней по предварительной подписке среди знакомых было собрано более 2 тыс. р. пожертвований. Эта сумма положила начало капиталу, необходимому для сооружения памятника. Но, зная, что это «предприятие» потребует несравненно больших расходов, Н. предложил Миницкому открыть подписку по всей России. Требовалось разрешение имп. Александра I, поэтому генерал-губернатор ходатайствовал перед министром народного просвещения А. С. Шишковым о представлении этого вопроса на усмотрение монарха. Ходатайство он мотивировал тем, что жители Архангельска, сохранившие уважение к памяти «единоземца их покойного», изъявили желание воздвигнуть памятник «сему незабвенному в летописях отечественной словесности мужу». Высочайшее соизволение на ходатайство последовало в марте 1825 г. Тогда же Имп. АН назначила выдать из собственных средств на издержки по сооружению памятника 1 тыс. р. 25 июня 1832 г., уже после кончины Н., памятник Ломоносову работы скульптора И. П. Мартоса был торжественно открыт в Архангельске.

http://pravenc.ru/text/2564988.html

окт.26 Смена Тобольского архипастыря: назначен епископ Амвросий (Рождественский – Вещезеров) 1822 г. октября 28 1823 г. Вторая поездка о. Зосимы в Петербург с заездом на родину; облечение в рясофор его двух племянниц Варвары к Матроны с именами Вера и Маргарита февраль – май 1823 г. октябрь Начало нестроений в Туринском монастыре 1824 г. Работа следственной комиссии и удаление о. Зосимы из монастыря Смерть старца Василиска в Туринском монастыре 1824 г. декабря 29 1825 г. Указ Св. Синода об увольнении о. Зосимы от должности попечителя Туринского монастыря января 25 Смерть Тобольского владыки Амвросия II 1825 г. февраля 25 1825 г. декабрь Отец Зосима приехал в Москву Отец Зосима упоминается в письме госпожи М. С. Бахметевой 1825 г. декабря 25 Сестры, приверженные о. Зосиме, приехали из Сибири в Москву 1826 г. февраль 1826 г. Отец Зосима с сестрами переехали в имение Бахметевой в Верейском 1826 г. август Поездки о. Зосимы по Московской епархии в поисках места для основания обители 1826 г. Отец Зосима с сестрами вселились во вновь устроенные келий на земле, пожертвованной М. С. Бахметевой, – начало Одигитриевской обители ноября 20 1829 г. сентябрь Первая запись о насельницах пустыни в исповедальных росписях церкви ближайшего села Руднева 1832 г. август Письма о. Зосимы к С. Л. Лепешкину осень 1832 –1833 гг. Старец Зосима келейно принял образ схимы от двух посетивших его пустынников 1833 г. Преставление о Господе схимонаха Зосимы в основанной им пустыни, где он и был похоронен октября 24 Приложение III. Хронология основных дат в истории Троице-Одигитриевской женской Зосимовой Пустыни Даты из истории обители События Даты сопутствующих событий День рождения старца Зосимы(Верховского), основателя монастыря 1768 г. марта 24 День рождения Варвары Ильиничны Верховской, первой игумений монастыря (Веры) 1801 г. декабря 4 День рождения Матроны Ильиничны Верховской, первой схимонахини 1805 г. марта 27 монастыря (Маргариты) 1826 г. Поселение старца Зосимы с сестрами в доме г-жи Марии Семеновны Бахметевой на мызе апостола Кодрата в Верейском уезде Московской губернии

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

22. Николай Полиевктов (псков. сем.), кандидат спб. акад. 1823 г. Из профессоров псковской сем., по прошению, перемещен на 2-й класс словесности и на греч. языке в низш. отд. в начале 1825 г.; в августе занял должность библиотекаря; принял священство и в сентябре 1827 г. уволен из семинарии; был законоучителем Пажеского корпуса. Впоследствии – протоиерей Христорождественской церкви, на Песках. † 1862 г. 23. Козьма Успенский (новгор. сем.), магистр спб. акад. 1821 г.; из Владимирской семин., перемещен на церк. историю и греч. яз. в сент. 1825 г. В 1826 г. поступил в секретари сем. правления, а в сент. 1828 г. оставил эту должность. В 1830 г. вышел во священники к церкви Института корпуса путей сообщения, откуда удален в 1832 г., потом отправлен в Валаамский монастырь на 3 года и затем получил место священника в селе царскосел. уезда. † 1841 г. 24. Иван Ивановский (спб. сем.), старший кандидат спб. акад. 1825 г. По окончании курса, определен на математику и евр. язык; в 1827 г. получил степень магистра и поступил в библиотекари семинарии. Рукоположен во священника к церкви Горного кадетского корпуса и в 1829 г. вышел из семинарии. † 1831 г. 25. Николай Турчанинов (спб. сем.), старший кандидат спб. акад. 1825 г.; в апр. 1826 г. назначен на кафедру гражд. истории и франц. яз. С 1829 г. библиотекарь. В 1829. получил от государя Императора бриллиантовый перстень за поднесенное сочинение: «О соборах, бывших в России». По причине вдовства, уволившись в светское звание, в 1833 г. поступил в 1-ю гимназию учителем истории и статистики, потом вскоре перемещен в 3-ю 28 . В январе 1834 г. вышел из семинарии в смотрители Александринского Сиротского дома, оставаясь и учителем гимназии. Впоследствии – тайный советник. 26. Иван Чупровский (спб. сем.), магистр и бакалавр спб. акад. 1827 г.; до приезда инспектора Владимира, в течении месяца, исправляя должность профессора философии. В 1829 г. из академии перемещен в псковскую семинарию профессором математики, † 1850 г. 27. Иван Мелиоранский (тул. сем.), магистр моск. акад. 1824 г. В окт. 1827 г. переведен из псковской сем. на словесность; с сент. 1828 г. – секретарь правления; в тоже время преподавал еще греч. язык, но, затрудняясь совмещать два предмета с секретарством, просил в помощь лектора. В 1832 г. вышел во священника к Екатерининской церкви, на Васил. остров. Умер в 1869 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но и когда дело шло «о догматах, о таинствах, о священноначалии», не берегся, «чтобы не явиться делателем, которого не посылал Господь в виноград Свой», как-то мы и видели отчасти выше; причем еще выставлял себя как бы охранителем православия, в своей борьбе с Филаретами – Московским и Киевским. Но само собою разумеется, не трудно решить, кто из двух, – граф Протасов или Филарет московский , и в сем последнем отношении вернее следовал правилу, выраженному Филаретом в одной из проповедей последней половины того же 1842 году такими словами: «Предлежит ли кому подвиг охранения святые Веры от не православия? Да ищет таковой себе образца и руководства в жизни и слове таких наставников, как великие Афанасий и Василий, Григорий Богослов и Златоуст». 420 Наконец в начале 1845 года, 421 также как после Шишковской истории (конца 1824 года) в начале 1825 года, и опять также в день святителя Алексия 12 февраля святитель московский Филарет и прямо сказал подобную проповеди 1825 года – проповедь на текст: не мнози учители бывайте, братие моя ( Иак.3:1–2 ). В виду сходства этого слова по содержанию и даже во многих выражениях с словом 1825 года, из коего мы уже делали в свое время потребные выдержки, мы не будем теперь делать больших выдержек из слова 1845 года, которое, как и слово 1825 года, имеет предметом своим указание одного из способов чтить достоинство евангельского учителя тем именно, что выражено в приведенном тексте. Но не можем удержаться от того, чтобы не привести из него одно место, особенно характерное для отношений сороковых годов. Разумеем место, касающееся первенстволюбца Диотрефа. «Для краткости, говорит проповедник, приведу один пример, который много скажет внимательному. В послании святого апостола и Евангелиста Иоанна читаем следующее: писал Церкви, но первенстволюбец их Диотреф не приемлет нас. Сего ради аще прииду, воспомяну его дела, яже творит, словесы лукавыми укоряя нас, и не доволен бывая о сих, ни сам приемлет братию, и хотящим возбраняет, и от Церкве изгонит ( 3Ин.1:9–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Любезнейшему братцу Отцу Алексею свидетельствую любовь и почтение убогой души моей. И всем сродникам усердно желаю всякой милости Божией. Благословите меня, милостивейший родитель! Недостойного именоваться сыном вашим и архимандритом Макария. 1825 г. Апреля 27 дня. 2 Милостивейший Родитель Священнопресвитер Иаков Михайлович! Извещая Вас, что я по милости Божией благополучен, прошу покорнейше исходатайствовать для старицы Екатерины паспорт, так называемый вечный, ибо тому с коим она пришла сюда, срок уже вышел 11 . Письмо же, при котором будет отправлен паспорт, извольте надписать: Ее Превосходительству Александре Петровне Г-же Хвостовой в Киев на Печерск близ Лавры. Желаю Вам и братцу моему Алексею Яковлевичу в радости встретить праздник Рождества Христова, и остаюсь с сыновнею преданностью, почтением и благодарностью. Недостойный А. Макарий. 1825 г. Ноября 17 дня. 1 Письмо, важное для установления некоторых спорных данных в биографии архим. Макария, освещающее притом состояние его духа после оставления ректорства в Костромской семинарии. 2 Послушник Иван Савельев, с судьбою которого сплелась на некотором протяжении жизнь о. Макария 6 Иеросхимонах Ливерий, имевший большое влияние на образование нравственного характера о. Макария (см. ниже письмо к Г. Т. Мизко, 11). В годы службы Макария в Екатеринославской семинарии, он был духовником Екатеринославского владыки. Потом жил на покое в Самарском Пустынском монастыре († 1825 г.). 7 Слободско-Украинский епископ Павел Саббатовский, префект и ректор Смоленской семинарии в годы учения там Макария Глухарева. 9 Ректор Мелетий Леонтович, магистр 1-го курса СПб академии и затем (1814−1817) бакалавр греческого языка († 1840 г.) в сане Харьковского архиепископа. Инспектор Смарагд Крыжановский, магистр 3-го курса СПб академии (1819) ( † 1863 г.) на Рязанской кафедре. В 1847 г. ему пришлось отпевать в г. Болхове архим. Макария. 10 К. Д. Грузин, ученик Макария по Екатеринославской семинарии, по окончании в 1823 г. Киевской академии был оставлен здесь бакалавром философии, но в конце 1825 г. покинул должность. Читать далее Источник: Письма архимандрита Макария Глухарева, основателя Алтайской миссии : С биогр. очерком, портр., видом и двумя факс./Под ред. К.В. Харламповича. - Казань : Центр. тип., 1905. - 558 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010