И пели хвалу и благодарение Господу за то, что Он благ и что милость Его вечно пребывает над Израилем. И весь народ громогласно воздавал хвалу Господу за то, что положено основание дома Господня. А многие старые священники и левиты и старики, видевшие прежний храм, при основании этого храма на их глазах громко рыдали. Но многие и восклицали от радости громогласно. И не мог народ отличить кликов радости от воплей плача, ибо народ кричал громко, и крик далеко слышен был. Совершался великий праздник. И дело шло успешно под влиянием предсказания пророка Аггея 140 и Захарии 141 . Пророк Аггей сообщает также о дне основания этого храма. Он говорит: «Обратите сердце ваше на время от сего дня и назад, от 24-го дня девятого месяца, от того дня, в который основан храм Господень». День, на который пророк так настойчиво обращает внимание, не мог изгладиться из памяти народа. Праздновали ещё до самого разрушения храма римлянами различные праздничные дни, которые имели значение в отношении к восстановлению иудейской жизни во время Зоровавеля, Ездры и Неемии. Так 16 Адар было праздником «основания стен Иерусалима». 7 Ир – «освящения стен Иерусалима», то же самое 7 Элул. Значение построения храма превосходило всякое другое предприятие. Поэтому невозможно, чтобы 24 девятого месяца было забыто. Об этом три раза напоминает пророк Аггей, связывая с ним самые возвышенные предсказания. На этот день указывает и пророк Захария, когда говорит: «Так говорит Господь Саваоф: вы, слышащие ныне слова сии из уст пророков, в день основания дома Господа Саваофа, для создания храма, укрепите руки ваши» 142 . И связывает с ним такие же предсказания, как и пр. Аггей. Немыслимо, чтобы во время существования 2-го храма вовсе не праздновалось воспоминание об основании и построении храма, в то время как праздновалось столько других событий. 24-е девятого месяца должно было жить в духе народа. Как скоро теперь Маккавеи своё освящение храма перенесли на этот день, соединяя по древнему обычаю в одном дне одну и ту же историческую мысль, как скоро с этого времени в вечер 24-го девятого месяца торжественно совершался праздник, зажигали светильники храма, курили благовония, народ прославлял в гимнах Бога избавителя, – то связь очевидна.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Оба пророка постоянно находились на стройке, убеждая народ не отступать, пока святилище не будет воссоздано. Они воодушевляли работавших взволнованными речами, в которых предсказывали близость великого Дня. Предчувствуя особое значение Второго Храма, Аггей говорил, что он будет более велик, чем старый, ибо в нем Бог явит миру Свое Благоволение. Пусть минувшие годы были безрадостны и мрачны! Царство Божие непременно наступит! Если пророки и Израиль усомнились бы в этом, тщетна была бы вся их вера. Бог стоит у ворот! Не знаменательно ли, что Он дал власть в Иудее «сыну Давидову»? Не он ли призван восстановить храм и не для него ли предназначен мессианский венец? Для Аггея наступление царства Мессии было не политическим событием, а знаком скорого Богоявления. Но он не предвидел, что тайна посещения Господня будет облечена в неприметные одежды. Тот, Кто освятит храм, явится в нем Младенцем, двенадцатилетним Отроком, Учителем, изгоняющим торговцев. Аггей же, как сын своего времени, рисует пришествие Божие в виде апокалиптической катастрофы: Скажи Зерубабелю, наместнику Иудеи: Потрясу Я небо и землю; низвергну Я престолы царств, истреблю силу царств языческих, Низвергну колесницы и сидящих в них, низвергнуты будут кони и всадники мечами друг друга. В тот День, говорит Ягве Саваоф, Я возьму тебя, Зерубабель, сын Шеалтиэля, служитель Мой, И буду хранить тебя, как перстень-печать, ибо Я избрал тебя, говорит Ягве. Аг 2, 21-23   Примечательно, что свою речь Аггей обращает не только к правителю, но и к первосвященнику. А Захария уже прямо говорит о том, что мессианское служение будет представлено в двух лицах: царя и первосвященника. Иошуа, как и «сын Давидов», является для пророка воплощением всего народа, его представителем перед Богом. Захария описывает видение, в котором Иошуа приводится к престолу Господню в запятнанных одеждах. Эта нечистота — грехи Израиля [ 5 ]. Но вот они прощены, и на первосвященника возлагают новое белое одеяние. Стало быть, если в древней традиции Мессия — это Царь, а Второисайи — страждущий Пророк, Слуга Ягве, то теперь к Его Образу добавляется еще одна черта: Он — Первосвященник и, следовательно, посредник между Богом и людьми.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Таков общий обзор мессианских пророчеств в книгах малых пророков Вавилонского периода. Следующая глава исследования посвящена обзору пророчеств о в книгах пророков Персидского периода. Глава III. Обзор пророчеств о Мессии в книгах малых пророков Персидского периода 3.1. Пророчества о Мессии в книге пророка Аггея К Персидскому периоду относят деятельность следующих малых пророков: Аггея, Иоиля, Захарии и Малахии. Следует заметить, что при участии, в том числе, пророков Аггея, Захарии и Малахии было осуществлено окончательное собирание ветхозаветного канона 47 . При них строился второй ветхозаветный храм в Иерусалиме, на месте разрушенного Соломонова храма. Предположительно, это обстоятельство наложило отпечаток на тематику пророческих книг рассматриваемого периода. Архиепископ Иоанн (Смирнов) в сочинении «Пророк Аггей» называет его первым пророком, выступившим с пророческим словом среди возвратившегося из Вавилонского плена Израильского народа 48 . Книга пророка Аггея – небольшая по объему: она состоит всего из двух глав и, согласно мнению священника Александра Меня, посвящена темам мессианского Царства и Храма, который должен быть воздвигнут перед приходом Избавителя 49 . Время произнесения первого обращения Господа к пророку с точностью до дня указывается в первом стихе первой главы книги: «Во второй год царя Дария, в шестой месяц, в первый день месяца, было слово Господне через Аггея пророка к Зоровавелю, сыну Салафиилеву, правителю Иудеи, и к Иисусу, сыну Иоседекову, великому иерею…» (Аггей 1, 1). По мнению архиепископа Иоанна (Смирнова) , под царем Дарием в данном стихе однозначно надлежит понимать Дария I Гистаспа – персидского царя из династии Ахеменидов, правившего в 522 – 486 гг. до Р.Х. 50 В рамках настоящего исследования особое внимание можно обратить на следующие стихи книги пророка Аггея: «Ибо так говорит Господь Саваоф: еще раз, и это будет скоро, Я потрясу небо и землю, море и сушу, и потрясу все народы, и придет Желаемый всеми народами, и наполню дом сей славою, говорит Господь Саваоф» (Аггей 2, 6–7).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Новый царь не принял чистого заратустризма, но в своих надписях он постоянно заявлял, что его небесный патрон — Агурамазда. На огромной Бехистунской скале, где Дарий увековечил свои триумфы, можно и поныне прочесть следующие слова: «То, что сделано, это я совершил по воле Агурамазды. Агурамазда помог мне, пока я довершил это дело. Меня да хранит Агурамазда от всякой скверны, и мой дом, и эту землю… О человек, повеление Агурамазды пусть не покажется тебе противным! Не покидай правого пути! Не будь мятежным!» [ 1 ] Однако это вовсе не означало, что Дарий навязывал культ иранского Божества всем своим подданным. Агурамазда был для него царским Богом, покровителем Ахменидов. К религиям же иноплеменников он, как и Кир, относился терпимо и даже оказывал им поддержку [ 2 ]. Вероятно, именно эта политика нового царя ободрила иудеев в рассеянии и в Иерусалиме. Они не принимали участия в мятежах и могли надеяться, что Дарий восстановит наконец в «Егуде» царство. Иудейский мир повсеместно охватило возбуждение.   На втором году правления Дария в Иерусалиме возвышает голос новая группа ревнителей веры, которая призывает народ очнуться ото сна. Престарелый пророк Аггей выступает с энергичными призывами возобновить строительство [ 3 ]. Аггей объяснял все неудачи равнодушием народа к святому делу. Как можно надеяться на восстановление царства, если Дом Божий еще не построен? Неурожай, голод, бедность — все это знаки небесного гнева. В конце лета 520 года Аггей обратился к Зерубабелю с повелением от Ягве оставить все сомнения и немедленно приступить к прерванным работам на горе Божией. Аггея поддержал другой пророк — Захария, видимо, как и Иезекииль, принадлежавший к духовенству. «Не будьте подобны отцам вашим!» — восклицал он, напоминая о том, как жестоко страдал Израиль в прошлом из-за своего маловерия [ 4 ]. Эти проповеди и воззвания укрепили решимость Зерубабеля и верховного священника. Они с новым рвением взялись за дело. Пророки сумели также «пробудить дух народа». Меньше чем через месяц стены уже начали расти.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

В Свящ. Писании о пророчествах А. пишет Ездра (1 Езд 5. 1-2); Агг 2. 23 цитируется в кн. Иисуса, сына Сирахова (Сир 49. 13). Слова Господни «еще раз... Я потрясу небо и землю, море и сушу» (Агг 2. 6-7) изъясняет св. ап. Павел (Евр 12. 26-27). В Септуагинте псалмы 145-148 надписаны именами А. и Захарии , в Вульгате - 111, 145 и 146, в Пешитто - 125, 126 и 145-148, что, возможно, указывает на богослужебное употребление их в период жизни этих пророков. Лит.: Феодорит Кирский, блж. Толкование на двенадцать пророков//Творения. М., 1857. Ч. 5; Кирилл Александрийский, свт. Толкования на Малых пророков//Творения. Серг. П., 1898. Ч. 10; Иероним Стридонский, блж. Одна книга толкований на пророка Аггея//Творения. К., 1898. Т. 14; Образцов П. , свящ. Св. пророк Аггей в его церковно-историческом значении. Спб., 1867; Смирнов И. К. Пророки Аггей, Захария и Малахия. Рязань, 1872; Andr é T. Le prophète Aggée. P., 1895; Marti K. Das Dodekapropheton. Tüb., 1904; Попов В. Возвращение иудеев из плена Вавилонского и первые годы их жизни в Палестине до прибытия Ездры. К., 1905; Попович Г. Книга пророка Аггея. К., 1913; Виноградов Н. Книга пророка Аггея. Серг. П., 1914; Wright J. S. The Building of the Second Temple. L., 1958; Horst F. Die zwölf kleinen Propheten. Stuttg., 1964; Denzer G. The Books of Haggai, Zecharia, Malachi, Joel. Collegeville, 1966; Beuken W. A. M. Haggai-Sacharja 1-8: Stud. z. Überlieferungsgeschichte d. frühnachexilischen Prophetie. Assen, 1967; Beyse K. -M. Serubbabel und die Köningserwartungen der Propheten Haggai und Sacharia. Stuttg., 1972; Rudolph W. Haggai - Sacharja 1-8 - Sacharja 9-14 - Maleachi. Stuttg., 1976; Mason R. The Books of Haggai, Zechariah and Malachi. N. Y., 1977; Baldwin J. G. Haggai, Zecharia, Malachi//Tyndale Old Testament Commentaries. Camb., 1977; Verhoef P. A. The Books of Haggai and Malachi//The International commentary on the Old Testament. N. Y., 1986; Wolff H. W. Dodekapropheton 6. Haggai//BKAT. 1986. Bd. 9; Meyers C. L. , Meyers E. M. Haggai, Zechariah 1-8. N. Y.; L., 1987. Vol. 25D; Deissler A. Zwölf Propheten III: Zefanja-Haggai-Sacharja-Maleachi. Würzburg, 1988; Rewentlow H. G. Die Propheten Haggai, Sacharja und Malachi//ATD. 19939. Bd 25/2; Redditt P. L. Haggai, Zechariah and Malachi//New Century Bible Commentary. N. Y., 1995; Bibliography on Haggai//BV. 1998. Vol. 32. P. 44-64.

http://pravenc.ru/text/63282.html

Интересная подробность об этом событии сохранилась в Медраше – этой древней части Талмуда. Там рассказывается, что когда члены Синедриона узнали, что у них отнято право производить уголовный суд (в 30м году по Р.Хр.), они, облекшись во вретище и терзая на себе волосы, собрались и стали восклицать: “Горе нам, горе нам: давно оскудел уже царь от Иуды, а обетованный Мессия еще не пришел!” Это случилось как раз в самом начале общественного служения Иисуса Христа. Он-то и был тот Примиритель, Которого не узнали иудейские начальники, но Который по словам ангелов должен был принести людям Божие благоволение ( Лк. 2:14 ). К сказанному следует добавить, что со времени рассеяния евреев по всему миру колено Иудино утратило не только свою гражданскую самостоятельность, но даже свое племенное лицо, как четкой кровной единицы, по причине кровного смешения с евреями других племен. Следовательно, предсказание Иакова должно было уже исполниться. 3. Последние ветхозаветные пророки Аггей, Захария и Малахия связывали пришествие Мессии с существованием второго Иерусалимского храма. Вернувшись из Вавилонского плена в свою землю лет за 500 до Р. Хр., евреи принялись за устройство своей разоренной земли и восстановление разрушенных домов. В принципе, многие из них мечтали о восстановление храма на месте разрушенного Соломонова храма. Но на это у них не хватало ни средств, ни сил. И вот пророки Аггей и Захария стали проповедовать повсюду и воодушевлять евреев приступить к восстановлению дома Божия. Они утешали тем, что хотя новый храм никогда не сравнится по красоте и богатству с первым храмом, но зато по своему духовному значению станет славнее его – потому что именно в него придет обещанный Христос (Аггей 2:6–7; Мал. 3:1 ). Как мы знаем из Евангелий ( Лук. 2:27 ; Иоанн 2:15–17; Мат. 21:12), Иисус Христос часто посещал этот храм – и когда в младенческом и отроческом возрасте Его приводили сюда Дева Мария с Иосифом, и во время Своего общественного служения, когда Он проповедовал в храме. Его любовь к этому святому месту была настолько велика, что Он с гневом изгнал из него всех, кто торговлей и недостойным поведением осквернял Дом Отца Его (Иоанн 2:16; Пс. 69:10 ).

http://azbyka.ru/propovedi/rozhdestvensk...

Два последние слова изречены были народу в двадцать четвертый день девятого месяца того же года и возвещают, во 1-х, прекращение до того времени продолжавшегося всеобщего оскудения и возвращение обществу, верному завету, Божия благословения природы ( Агг.2:10–19 ), во 2-х, сохранение царства Давидова, представленного в лице и положении Зоровавеля сохранение среди потрясений, имеющих произойти среди царств мира, и разрушить их могущество и твердость ( Агг.2:20–23 ). В формальном отношении речам пророка Аггея не достает поэтического полета древней пророческой дикции; они написаны риторическим слогом и едва возвышаются над уровнем возвышенной прозы, хотя изложение чрез часто употребляемую вопросную форму (ср. Агг.1:4–9, 2:3–12, 13, 19 ) приобретает живость и нередко доходит до полного ораторского ритма (ср. Агг.1:6, 9–11, 2:6–8, 22 ). Относительно способа выражения мыслей у пророка заметна характеристическая особенность – после длинного и многословного начала выражать главную мысль в убедительной и сильной краткости (ср. Агг.1:2–12, 2:5–19 ). Что же касается до обстоятельств жизни пророка, то кроме того, что говорит о них самая книга, все другие библейские известия о пророке, напр. что Аггей еще юношею пришел из Вавилона в Иерусалим, что он пережил постройку храма и с честью был погребен в месте погребения священников, не могут быть признаны как несомненно достоверные, – еще менее достоверно сказание, распространившееся особенно во времена Иеронима и Кирилла Александрийского , что Аггей был ангел – в человеческом образе. 1 Что здесь разумеется именно Дарий Гистасп, а не Darius Nothus, как некоторые полагают (Scalig. Tar. и др.). Это несомненным является из того, что Иудейский князь Зоровавель и первосвященник Иисус, при Кире в 536 году заправлявшие возращением пленных из Вавилона в Иудею во 2-м году царствования Дария Гистаспа, т. е. в 520-м г. до Р.Х., могли еще стоять во главе возвратившегося народа, но не могли не только стоять во главе управления, а и жить при Дарии Ноте, вступившем на престол 13 лет спустя после плена. Кроме того, из Аггея 2-й гл., ст.-го видно, что многие из современников пророка видели соломонов храм. Так как этот храм был разрушен в 588 или 587 г., то при Дарии Гистаспе, в 520-м г., могли еще жить старики, видевшие храм соломонов в своей юности, но не могли при Дарии Ноте, вступившем на престол в 423 г. до Р.Х. 3 Многими толковниками признается, что царь, запретивший строение храма, был Лже-Смердис, царствовавший только несколько месяцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

Евангелия, ни Апостольских Писаний и отеческих. А коль он просвещен, озарен, упремудрен, возвышен в разуме и познании! Все то было в нем от Духа, в духе его обитавшего. Его же причастие буди и с нами и в нас. Аминь. Авраамово благоговение буди нашим благоговением; Авраамов страх к Богу буди нашим страхом! Авраамова надежда и упование буди нашею надеждою и упованием! Авраамово терпение буди нашим терпением! Авраамов ум буди нашим умом! Авраамово сердце буди нашим сердцем! Авраамово хождение пред Богом буди нашим хождением! Авраамово чувствие везде присутствия Господня буди нашим чувствием! Аврааму обетованное да исполнится нам, в нас! Ибо не ему обещано обещанное, а семени его благодатному. В Авраамово лоно примется токмо тот, кто, по ныне чтенной притче, приидет в себя самого, твердо решится обратиться к Богу; кто самым делом обратится к Нему и приблизится с сокрушенным воплем: Отче! согреших и несмь достоин нарещися сын твой; приими мя, яко единого от наемник твоих; Кого Отец Небесный милостиво приимет, милосердо простит и покрыет согрешения; кого повелит Он Ангелам своим облачить в первую одежду, и кого, по возложении перстня на руку его, напитает агнцем упитенным. Сей в лоне Авраамовом водворится. Сей, а не аз грешный, далече от Господа Бога странствующий, аще не обращусь Тобою, о Душе Святый! Аврааму потребно ли было вынести переворот бывший в блудном сыне? Нет; ибо читается в молитвах, что Аврааму, Исааку не положил еси, Боже, покаяния. Аггей Пророк Аггей укоряет попечение людей о собственных жилищах, при беззаботности о созидании Храма Господня: аще глаголет Господь Вседержитель, глаголя: людие сии глаголют, не прииде время создати храм Господень; а вам время убо есть жить в домах ваших истесанных! ( Агг.1:2–4 ). Прилично сие произнести из уст Священнослужителя и ныне. Аггей за нерадение о построении и посещении храма Господня угрожает различными бедствиями: храм Мой пуст, сего ради удержится небо от росы и земля оскудит изношения свои. И наведу меч на землю и на горы, и на пшеницу, и на вино, и на елей, и на все, елика износит земля, и на человека, и на скоты, и на все труды ( Агг.1:9–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieremiya_Solov...

Глава 1 2     Введение. Краткое сведение о Св. пророке Аггее, время его пророческого служения, содержание книги Св. пророк Аггей 1 – десятый в ряду так называемых «малых пророков» и первый с Св. пророком Захариею явившийся с пророческим словом после семидесятилетнего Вавилонского плена. О происхождении и жизни пророка Аггея ничего неизвестно. Епифаний, Епископ Кипрский 2 , и Св. Дорофей 3 уверяют, что Св. Аггей в молодости возвратился из Вавилона в Иерусалим, где побуждал строить св. храм, видел окончание его постройки, и тогда первый воспел: «аллилуиа», с честью был погребен вблизи гробниц священнических. Бл. Иероним удивляется мужеству Св. Аггея, с каким он, не смотря на козни врагов Иудейского народа, мешавших строить храм, произносил свои речи и побуждал Иудеев закончить постройку сего храма, а книга Ездры говорит, что, благодаря только убеждениям Св. пророков Аггея и Захарии, народ принялся за работы по постройке храма. 1Ездр.5:1 . Память Св. прор. Аггея 16-го декабря. Св. пророк Аггей жил и пророчествовал, когда кончился плен Вавилонский, а народ Иудейский, освобожденный от плена еще Киром, знаменитым Персидским царем (ок. 573г. до Р. X.), возвращался в свое отечество. К освобождению Иудеев Кир, в первый же год своего царствования, когда сделался единовластителем Азии, по свидетельству Иосифа Флавия, был расположен следующим пророчеством Исаии: так говорит Бог о Кире: пастырь Мой! И всю волю Мою он исполнит, и скажет Иерусалиму: «ты будешь построен», и храму: «ты будешь основан» Ис.44 . «Так говорит Господь помазаннику Своему, Киру: Я держу тебя за правую руку, чтобы покорить тебе народы, и сниму поясы с чресл царей, чтобы отворялись для тебя двери, и ворота не затворялись... дабы ты знал, что Я Господь, называющий тебя по имени, Бог Израилев. Ради раба Моего Иакова, и Израиля избранника Моего, Я назвал тебя по имени, почтил тебя, хотя ты не знал Меня» 4 . К освобождению Иудеев из плена, конечно, располагал Кира и славный пророк Св. Даниил своими личными беседами с царем Киром ( Дан. 6:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Ожидаете многого, а выходит мало; и что принесете домой, то Я развею. – За что? говорит Господь Саваоф: за Мой дом, который в запустении, тогда как вы бежите, каждый к своему дому. Посему-то небо заключилось и не дает вам росы, и земля не дает своих произведений. И Я призвал засуху на землю, на горы, на хлеб, на виноградный сок, на елей и на все, что производит земля, и на человека, и на скот, и на всякий ручной труд. И послушались Зоровавель, сын Салафиилев, и Иисус, сын Иоседеков, и весь прочий народ гласа Господа Бога своего и слов Аггея пророка, как посланного Господом Богом их, и народ убоялся Господа. Тогда Аггей, вестник Господень, посланный от Господа, сказал к народу: Я с вами! говорит Господь. И возбудил Господь дух Зоровавеля, сына Салафиилева, правителя Иудеи, и дух Иисуса, сына Иоседекова, великого иерея, и дух всего остатка народа, и они пришли, и стали производить работы в доме Господа Саваофа, Бога своего, в двадцать четвертый день шестого месяца, во второй год царя Дария… В двадцать четвертый день девятого месяца, во второй год Дария, было слово Господне через Аггея пророка: так говорит Господь Саваоф: спроси священников о законе и скажи: если бы кто нес освященное мясо в поле одежды своей и полою своею коснулся хлеба, или чего-либо вареного, или вина, или елея, или какой-нибудь пищи: сделается ли это священным? И отвечали священники и сказали: нет. Потом сказал Аггей: а если прикоснется ко всему этому кто-либо, осквернившийся от прикосновения к мертвецу: сделается ли это нечистым? И отвечали священники и сказали: будет нечистым. Тогда отвечал Аггей и сказал: таков этот народ, таково это племя предо Мною, говорит Господь, и таковы все дела рук их! И что они приносят там, все нечисто. Теперь обратите сердце ваше на время от сего дня и назад, когда еще не был положен камень на камень в храме Господнем. Приходили бывало к копне, могущей приносить двадцать мер, и оказывалось только десять; приходили к подточилию, чтобы начерпать пятьдесят мер из подточилия, а оказывалось только двадцать. Поражал Я вас ржавчиною и блеклостью хлеба и градом все труды рук ваших; но вы не обращались ко Мне, говорит Господь. Обратите же сердце ваше на время от сего дня и назад, от двадцать четвертого дня девятого месяца, от того дня, когда основан был храм Господень; обратите сердце ваше: есть ли еще в житницах семена? Доселе ни виноградная лоза, ни смоковница, ни гранатовое дерево, ни маслина не давали плода; а от сего дня Я благословлю их (Агг 1: 2–15, 2: 10–19).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010