Эти полемические сочинения должны были служить надежным средством для проводившихся в то время богословских диспутов. В письме к Косме Мамоничу А. М. Курбский просит: «Советуйте нашим, чтобы они без ученых с нашей стороны не сражались с иезуитами и не ходили к ним на их поучения», — и еще раз повторяет: «Снова прошу, чтобы наши не ходили к ним часто на их поучения без наших знатоков». Время жизни А. М. Курбского на Волыни было временем интенсивной латинской пропаганды, и поэтому его переводы широко использовались для защиты Православия, а некоторые из них уцелели до нашего времени. Князь А. М. Курбский поддерживал тесные дружеские отношения с К. К. Острожским, о чем свидетельствует их переписка по поводу перевода и издания святоотеческих и полемических книг. Именно А. М. Курбский вдохновил князя К. К. Острожского на активное участие в деле православного просвещения. Деятельность диакона Иоанна Федорова в юго-западной Руси По сравнению с западными землями в Москве книгопечатание появилось позднее. В 1564 г. диакон Иоанн Федоров напечатал здесь первую датированную книгу «Апостол». Но уже в следующем, 1565 г. диакон Иоанн Федоров и его помощник Петр Тимофеевич Мстиславец, несправедливо обвиненные в ереси, вынуждены были уехать из Москвы в Литву. Здесь они обосновались у литовского гетмана Григория Александровича Ходкевича в его имении в Заблудове Сюда перевез и здесь развернул диакон Иоанн Федоров типографию, в которой он в Москве напечатал книги «Апостол» и «Часовник» (1565). В Заблудове первой печатной книгой диакона Иоанна Федорова стало «Евангелие учительное» (1569 г., по рукописи XIV в.). Это собрание святоотеческих слов и поучений на воскресные и праздничные дни. Примечательно, что при издании учительного Евангелия был поднят вопрос о переводе его «на просту мову», т. е. на народный разговорный западнорусский язык. В 1569— 1570 гг. Иоанн Федоров напечатал в Заблудове Псалтирь и Часослов. После смерти Г. А. Ходкевича, покровительствовавшего русским первопечатникам, Петр Мстиславец пришел в Вильно и по поручению братьев Космы и Луки Мамоничей устроил здесь новую типографию, в которой в 1574—1575 гг. напечатал «Евангелие богослужебное». В 1573 г. диакон Иоанн Федоров также из имения Г. А. Ходкевича перебрался во Львов, где устроил типографию и напечатал в ней книгу «Апостол» (1574). Но на этом не закончились его труды на пользу Церкви. Вскоре он был вызван из Львова в Острог и при содействии князя К. К. Острожского устроил здесь типографию, в которой напечатал в 1580 г. Псалтирь и Новый Завет, а в 1581 г. — знаменитую Острожскую Библию. Совершив этот громадный труд, он из Острога вернулся во Львов, где и умер в декабре 1583 г. После его смерти Львовское братство приобрело его типографию и продолжило печатание книг духовного содержания. Острожская Библия (1581 г.)

http://sedmitza.ru/lib/text/436378/

А пока работала разведка... Из агентурных сведений от октября 1930 года: «Коллегиум руссорум при Ватикане передала непосредственное руководство работой по пропаганде католицизма в СССР французской католической церкви. Кадры католических проповедников для России подготовляются, главным образом, в Бельгии, откуда они нелегально переправляются в СССР через Польшу. Еще до дипломатического зондажа Папы через своих представителей в ЧСР и других странах о возможности установить с Советским правительством дипломатические отношения и в своем роде «модус вивенди» (это было в 1928 г.) Папой был намечен в качестве своего нунция в СССР некто Федоров, русский католик. Этот Федоров в 27 году нелегально был переправлен польским ксендзом в Минск, где нелегально проживает до сих пор, являясь неофициальным папским агентом. Фамилия Федоров – настоящая» 5 . Леонид Федоров был действительно папским экзархом для католиков восточного обряда, и его нелегально прозелитическая деятельность не могла не волновать власть. Страна к тому же готовилась вступать в Лигу Наций. Срочно потребовалось опровержение того, о чем писала зарубежная печать. Практическое осуществление этого мероприятия, как и многих ранее, вновь было поручено начальнику 6-го отделения секретного отдела Е. Тучкову. Он предложил митрополиту Сергию (Страгородскому) , Предстоятелю Русской Церкви, выступить на пресс-конференции перед советскими и иностранными журналистами с опровержением мирового общественного мнения о гонении на религию в СССР. В ответ Заместитель Местоблюстителя выдвинул свои условия участия в фарсе: власть принимает требования митрополита Сергия о значительном облегчении невозможного существования духовенства и клира в безбожной России. Федоров Леонид Иванович (18791935) родился 4 ноября 1879 г. в православной семье в Санкт-Петербурге. В 1902 г., закончив Санкт-Петербургскую Духовную академию, уехал в Рим, где принял католицизм. Проходил обучение в Риме. 25 марта 1911 г. был рукоположен в священники восточного обряда в Боснии. Стал монахом студийского монастыря в Боснии. Затем вернулся в Санкт-Петербург, где в 1914 г. был арестован и выслан в Тобольск. В 1917 г. освобожден и назначен главой российских католиков восточного обряда с титулом экзарх. С 1918 г. – глава русско-католического братства святителя Иоанна Златоуста . 26.03.1923 по делу польских католических священников («дело архиепископа Цепляка») приговорен к 10 годам лагерей. С 1933 г. жил в Вятке. Умер 07.03.1935. В 1937 г. по инициативе униатского митрополита Андрея Шептицкого начался процесс подготовки его беатификации. Беатифицирован 26 июня 2001 г. папой Римским Иоанном Павлом II во время мессы во Львове.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Esipaimen siunaa: Suomen ortodoksiset piispat 1892–1988 Tekijä: Loima Jyrki, Juvaskyla, 1999. S.242.   Такала-Рощенко М. Богослужебное пение в Православной Церкви Финляндии//Калофония. Вып. 4. Львов, 2008. С. 103.  Esipaimen siunaa: Suomen ortodoksiset piispat 1892–1988.Tekijä: LoimaJyrki, Juvaskyla, 1999. S. 238.   Шкаровский М.В. Церковь зовет к защите Родины. Религиозная жизнь Ленинграда и Северо-Запада в годы Великой Отечественной войны, 1941–1945. СПб., 2005. С. 450. См.: Макуров В.Г. О религиозной ситуации на оккупированной финнами территории Карелии в 1941−1944 гг.//Олонецкая духовная семинария и православная духовность в Олонецком крае. Материалы региональн. науч. конф., посв. 180-летию Олонецкой духовной семинарии (17−18 ноября 2009 г.). Петрозаводск, 2012. C. 184−188.  Esipaimen siunaa: Suomen ortodoksiset piispat 1892–1988. Tekijä: LoimaJyrki, Juvaskyla, 1999. S. 245.  Arkkipiispa Paavali Esipaimenemme, toim. arkkimandriitta Sergei, rovasti LeoIltolaja Helena Pavinskij, Ortodoksinen veljestö Ry. 2014. S. 13.   Шевченко Т.И. Валаамский монастырь и становление Финляндской Православной Церкви (1917–1957 гг.). М., 2012. С. 246. Источник: «Христианское чтение», 2017. Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургской Духовной Академии.  С. 364-377 Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет. Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят.

http://bogoslov.ru/article/5505512

Лит.: Гадзяцкий С. Карелы и Карелия в Новгородское время. Петрозаводск, 1941; Финно-угры и балты в эпоху средневековья. М., 1987 (по указ.); Мусин А. Е. Становление Обонежского ряда в IX-XIV вв.//Тихвинский сборник. Тихвин, 1988. Вып. 1: Археология Тихвинского края. С. 43-48; он же. Становление Православия в Карелии (XII-XVI вв.)//Рябининские чтения-95. Сб. науч. докл.: Ист.-археол. аспект. Петрозаводск, 1997; он же. Христианизация Новгородской земли в IX-XIV вв.: Погребальный обряд и христианские древности. СПб., 2002 (по указ.); Шахнович М. М. Культовый комплекс на горе Воттоваара//Вестник Карельского краевед. музея. Петрозаводск, 1994. Вып. 2. С. 26-35; Рябинин Е. А. Финно-угорские племена в составе Др. Руси: К истории славяно-финских этнокультурных связей: (Ист.-археол. очерки). СПб., 1997 (по указ.); Чернякова И. А. Карелия на переломе эпох: Очерки социальной и аграрной истории XVII в. Петрозаводск, 1998; Детчуев Б. Ф., Макуров В. Г. Государственно-церковные отношения в Карелии (1917-1990 гг.). Петрозаводск, 1999; Пулькин М. В., Захарова О. А., Жуков А. Ю. Православие в Карелии (XV - 1-я треть ХХ в.). М., 1999; История Карелии в док-тах и мат-лах. Петрозаводск, 2000; Пулькин М. В. Старообрядческие наставники из Финляндии и их деятельность в Олонецкой епархии (2-я пол. XIX в.)//Старообрядчество: История, культура, современность: Мат-лы науч. конф. M., 2000. C. 174-180; он же. Православный приход и власть в сер. XVIII - нач. ХХ в.: (По мат-лам Олонецкой епархии). Петрозаводск, 2009; Олонецкая епархия: Страницы истории/Сост.: Н. А. Басова и др. Петрозаводск, 2001; Яловицина С. Э. Прибалтийско-финские народы России. М., 2003; Басова Н. А. Русская Православная Церковь в Карелии в 1918-1941 гг.: Канд. дис. Петрозаводск, 2006; Кожевникова Ю. Н. Православные монастыри и монашество Олонецкой епархии во 2-й пол. XVIII - нач. XX в.: Канд. дис. СПб., 2006; Очерки истории Православия в Карелии. Петрозаводск, 2008; Ружинская И. Н. Старообрядчество в этноконфессиональном пространстве Карелии//Карелия на этнокультурной и полит. карте России: Мат-лы науч.-практ. конф., посвящ. 90-летию Респ. Карелия. Петрозаводск, 2010. С. 133-137; она же. Старообрядческие локусы на территории Олонецкой губ. во 2-й пол. XIX в.//Народ, разделенный границей: Карелы в истории России и Финляндии в 1809-2009 гг.: Эволюция нац. самосознания, религии и языка. Петрозаводск, 2011. С. 37-56.

http://pravenc.ru/text/1681031.html

204 Акты Святейшего Патриарха Тихона и позднейшие документы о преемстве высшей церковной власти, 19171943. Сост. М.Е. Губонин М.: ПСТГУ, 1994. С. 173. 209 Шкаровский М.В. Финляндская Православная Церковь в годы Второй мировой войны. Санкт-Петербург и страны Северной Европы: Материалы Тринадцатой ежегодной научной конференции (57 апреля 2011 г.). СПб, 2012. 215 Бовкало А.А., Галкин А.К. Религиозная жизнь в Карелии в первое десятилетие после «Большого террора». Финно-угры и соседи: проблемы этнокультурного взаимодействия в Балтийском и Баринцевом регионах. СПб., 2002. С. 265266, 373, 375. 220 Детчуев Б.Ф., Макуров В.Г. Государственно-церковные отношения в Карелии (19171990-е гг.). Петрозаводск, 1999. С. 109110. 223 Нивьер А. Православные священнослужители, богословы и церковные деятели русской эмиграции в Западной и Центральной Европе, 19201995: Биографический справочник. М.: Русский путь; Париж: YMCA-Press, 2007. С. 25. 226 Осоргин M.M. Воспоминания о приобретении Сергиевского подворья. Свято-Сергиевское Подворье в Париже: к 75-летию со дня основания. СПб.: Алетейя, 1999. С. 39. 228 Ефимов А.Б. Очерки по истории миссионерства Русской Православной Церкви. М.: Изд-во ПСТГУ, 2007. С. 527. 229 Зайцев Б.К. Из книги «Река времен». Свято-Сергиевское Подворье в Париже: к 75-летию со дня основания. С. 138. 241 Зёрновы, Николай и Милица. Содружество святого мученика Албания и преподобного Сергия: Исторический очерк. «Соборность»: Сборник избранных статей из журнала содружества «SOBORNOST». Библейско-Богословский институт Св. апостола Андрея, 1998. С. 10. 257 Горячкин Г.В., Гриценко Т. Г., Фомин О.И. Русская эмиграция в Египте и Тунисе (19201939 гг.) М., 2000. С. 41. 260 Шкаровский М.В. Русское Православие в Тунисе. СПб.: Издательство Александро-Невской Лавры, 2012. С. 1921. 310 Русские во Французском иностранном легионе . URL: http://rus.ruvr. ru/2012_04_28/73249603/(дата обращения 30.01.2013). 324 Григорьев Дмитрий, протоиерей. От древнего Валаама до Нового Света. Русская православная миссия в Северной Америке. М.: Изд-во ПСТГУ, 2007. С. 78.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Гордиенко Н.С., Комаров П.М. Обреченные: о русской эмигрантской псевдоцеркви. Л., 1988. Гордиенко Н.С., Комаров П.М., Курочкин П.К. Политиканы от религии: Правда о «русской зарубежной церкви». М., 1975. Гордиенко Н.С., Курочкин П.К. Особенности модернизации современного русского православия. М., 1978. Горячкин Г.В., Гриценко Т.Г, Фомин О.И. Русская эмиграция в Египте и Тунисе (19201939 гг.) М.: Институт стран Азии и Африки при Московском Государственном Университете им. М. В. Ломоносова; Общество друзей Египта в Российской Федерации, 2000. Граббе Георгий, протопресвитер. Правда о Русской Церкви на родине и за рубежом: По поводу книги С.В. Троицкого «О неправде карловацкого раскола». Джорданвилль, 1989. Григорий (Граббе), епископ. Русская Церковь перед лицом господствующего зла. Джорданвилль: Типография преп. Иова Почаевского , Свято-Троицкий монастырь, 1991. Григорий (Граббе), епископ. Завет святого Патриарха. М., 1996. Григорьев Дмитрий, протоиерей. От древнего Валаама до Нового Света. Русская православная миссия в Северной Америке. М.: Изд-во ПСТГУ, 2007. Дамаскин (Христенсен), иеромонах. Не от мира сего. Жизнь и учение Отца Серафима (Роуза) . М., 1995. Дамаскин (Христенсен), иером. Отец Серафим (Роуз) . Пер. с англ. под ред. С. Фонова. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2009. Данилушкин М.Б., Никольская Т.К, Шкаровский М.В. История Русской Православной Церкви: От восстановления патриаршества до наших дней. Т. 1:19171970. СПб., 1997. Детчуев Б.Ф., Макуров В.Г. Государственно-церковные отношения в Карелии (19171990-е гг.). Петрозаводск, 1999. Донсков П.Н. Дон, Кубань и Терек во Второй мировой войне: Историческая повесть о второй войне казачества с большевиками (19411945 гг.): В 2 т. Нью-Йорк, 1960. Ефимов А.Б. Очерки по истории миссионерства Русской Православной Церкви. М: Изд-во ПСТГУ, 2007. Зализецкий И. Сотрудники вымышленные и явные. Православная Русь. 1993. 1011. Зеньковский В.В. Духовно-воспитательная работа Богословского института. Вестник русского христианского движения. Париж. 1985. 145.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Standart Nr. B37 Reg.1821–70 Раздел 1. Книги Св. Писания в русском переводе 1. Первая книга Моисеева: Быmue. 1861. I. 1 . 2. Вторая книга Моисеева: Исход. 1861, 1862. I. 193. 3. Третья книга Моисеева: Лebum. 1862. I. 293. II. 305 . 4. Четверая книга Моисеева: Чucлa. 1862. II. 389. 1863. I. 417. II. 481 . 5. Пятая книга Моисеева: Второзаконие. 1863. II. 523. 545. 6. Книга Иисуса сына Навина. 1864. I. 3. II. 65. 7. Книга судей Израилевых. 1864. II. 81. III. 113. 8. Книга Pyфь. 1864. III. 155 . 9. Первая книга Царств. 1865. I. 1. II. 89. 10. Вторая книга Царств. 1865. II. 107. 1866. I. 161. 11. Третья книга Царств. 1866. I. 189. II. 217. 12. Четвертая книга Царств. 1867. I. 289. 13. Первая книга Паралипоменон. 1867. II. 385. 14. Вторая книга Паралипоменон. 1868. I. 477. II. 557. 15. Первая книга Эздры. 1868. II. 587. 16. Книга Неемии. 1869. I. 621. 17. Книга Эсфирь. 1869. I. 667. 18. Книга Иова. 1869. I. 1. II. 49. 1870. I. 71. 19. Притчи Соломоновы. 1870. I. 111. II. 147. 20. Книга Екклезиаста (перевод с еврейского). 1861. I. 3. Раздел 2. Творения св. отцов и учителей церкви и церковных писателей. Граматы и окружные послания первостоятелей православной церкви, имеющие характер символический и канонический Св. апостола Варнавы †76 21. Соборное послание. 1830. XXXVII. 3. Св. Ермы †96 22. Из 2-й книги Пастыря двенадцать заповедей. 1838. III. 127. Св. Климента, Епископа Римского †101 23. Первое послание к Коринфянам. 1824. XIV. 238. 24. Второе послание к Коринфянам. 1842. II. 43. Св. Дионисия Ареопагита около 96 25. О таинственном Богословии. 1825. XX. 3. Письма: 26. Гаию Ферапевту. 1825. XIX. 239. 240. 241. 27. Дорофею Диакону. 1825. XIX. 243. 28. Сопатру священнику. 1825. XIX. 244. 29. Демофилу монаху. 1825. XIX. 245. 30. Иоанну Богослову. Апостолу и Евангелисту, во время заточения его на острове Патмос. 1838. IV. 281. 31. Священноначальнику Поликарпу. 1838. IV. 283. 32. Священноначальнику Титу, который вопрошал св. Дионисия через письмо, что такое дом Премудрости, что ее чаша, пища и питие. 1839. I. 3.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Иконостасы в теплой церкви ставил в 1811 году столяр Иван Потапов Большой, но судя по выплаченной ему сумме - 17 рублей, он едва ли сам их изготавливал. Скорее всего, Потапов монтировал уже готовую конструкцию. В 1859 году эти иконостасы заменили сделанными в Петербурге по рисункам академика Г. Солнцева. Тогда же в северную столицу заказали образа для теплого храма. Заказы выполнил " иконописец двора его императорского величества " Г. Пошехонов. В холодной же церкви с 1825 года и до закрытия собора стоял иконостас работы вологодского цехового мастера - резчика И. М. Сиротина и белозерского посадского столяра И. Т. Дьяконова (Ригина). Иконы в холодный храм писал крепостной помещика Орлова иконописец Петр Иванов, отпущенный на заработки в Москву, В 1824-1826 годах ему было уплачено за написание икон 1350 рублей. Кроме икон, в интерьере церкви находились еще две картины, " Воскресение " и " Снятие со креста " , купленные в 1825 году в Санкт-Петербурге у академика живописи В. И. Мошкова - одного из первых русских художников-баталистов. Поскольку установку иконостасов завершили летом 1825 года, то службы в холодном соборе начались, вероятно, в 1826 году, хотя отделочные работы в интерьере продолжались и в дальнейшем. В 1835 году дворовый человек помещика Жандра И. А. Зимин расписывал " алтарь золотыми звездами и карниз под лепную работу " , за что и получил 120 рублей. Церковную утварь для собора приобретали в Москве через комиссионеров. В августе 1825 года закуплено церковных сосудов и других необходимых предметов на 1976 рублей, в том числе " паникадило медное белое трехъярусное " за 800 рублей .В 1829 году на фабрике купца Ф. Молчанова через посредство новоезер-ского иеромонаха Вениамина приобретено за 1120 рублей большое Евангелие в серебряном золоченом чеканной работы окладе, усыпанном бирюзой и яхонтами. Собор был обнесен вокруг палисадником и обсажен в 1824 году липами, привезенными с Уломской дачи. Предметом особой заботы церковного причта являлись колокола: их вес, благозвучие, чистота тона, На новую колокольню их поднимали летом 1812 года, но состав их неизвестен. Вероятней всего это был подбор еще со старой колокольни. В 1825 году на Макарьевской ярмарке в Нижнем Новгороде был приобретен колокол весом 25 пудов 18 фунтов. Доставил его в Кириллов волокославинский крестьянин А. Г. Хренов, а поднимал на колокольню М. А. Мезенцев. Покупка, привоз, подъем и подвеска данного колокола обошлись церковной казне в 140 рублей 17 копеек, Другой колокол весом 115 пудов 10 фунтов (1844 кг) был приобретен в 1849 году на заводе московского купца М. Г. Богданова 31. В конце XIX века он разбился, и на его место в 1895 году купили новый в 120 пудов, изготовленный на заводе Оловяшникова в Ярославле. Обливка этого колокола обошлась в 1442 рубля 91 копейку.

http://sobory.ru/article/?object=01106

Они присоветывали ему или открыть кровь, или выходить на воздух. А как он во всю жизнь свою не лечился, то и избрал последнее. Почему 1825 года ноября 25-го дня, в память святителей Климента, папы Римского и Петра Александрийскою , из затвора в первый раз вышел в лес» (ЖП. 28). Первое житие слишком лаконично передает обстоятельства этого дня. Подробнее о маршруте преподобного сказано в «Дивеевской летописи»: с 25 ноября 1825 года, после выхода своего из затвора, преподобный возобновил свои посещения родника и кельи иеромонаха Дорофея. Родник находился в 2-х верстах от монастыря. Рядом с родником стоял столбик, к которому прикреплена была икона св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, отчего родник прозвали «Богословским». Ранее отец Серафим захаживал на этот родник, когда жил в дальней пустыньке. Недалеко находилась келья отца Дорофея, который принял христианскую кончину в середине сентября 1825 года» (Ч. 179–180). Судя по всему, он захаживал в эту келью с 1825 по 1827 гг., пока не была построена собственная келья (ЖП. 29). Н. А. Мотовилов свидетельствовал, что, со слов преподобного Серафима, 25-го же ноября старцу было явление Божией Матери и святых апостолов Петра и Иоанна. Божия Матерь заповедала преподобному Серафиму основать обитель, которая будет Ее Четвертым жребием на земле, «указала место обители, велела обнести это место канавкой и валом, дала Устав обители, заповедала принимать в нее только девиц, а Себя нарекла Игумениею»: «Когда 1825-го года 25 ноября, на день святых угодников Божиих Климента, папы Римского, и Петра Александрийского , как то сам батюшка Серафим лично мне, а также и многим постоянно говаривал, пробираясь по обычаю сквозь чаши леса по берегу реки Саровки к своей дальней пустынке, увидал он ниже того места, где был некогда богословской колодезь, и почти близ берега реки Саровки, Божию Матерь, явившуюся ему тут (где ныне колодезь его и где тогда была лишь трясина), а дальше и позади Нее на пригорке двух апостолов: Петра Верховного и евангелиста Иоанна Богослова.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Закончим обозрение время царствования Николая 1 сообщением цифрового материала по некоторым областям церковной жизни. Вот они. В 1825 году в русской Церкви было 40 епархий и 5 викариатств, а в 1855 году – 55 епархий и 12 викариатств. Следовательно, за 31 год прибавилось 15 епархиальных и 7 викарных, а всего 22 архиерейских кафедры. Число церквей в 1825 году простиралось до 27.585, а в 1856 г. до 36.697, следовательно, возросло на 9.112. В белом духовенстве в 1825 г. считалось: священнослужителей 45.719 (между ними 32.672 лица священнического сана), церковнослужителей 54.341, а в 1855 г. первых было 49.797 (между ними 36. 913 иереев) и вторых 63.358. Число первых, таким образом, возросло на 3.078. В 1825 году всех монастырей было: мужских 377 и в них монашествующих 3.727, послушников 2.015, женских 99 и в них 1.888 монашествующих и 3.456 послушниц (белиц). В 1855 году монастырей было мужских 1463 с 5.162 монашествующими и 5.349, послушниками, а женских 129 с 2339 монашествующими и с 7091 послушницами. Следовательно, число монастырей увеличилось: мужских на 86 и женских на 30. Монашествующих в первых на 1.435 и во-вторых на 2.451. Общее число всех вообще начальников и начальниц монастырей увеличилось с 11.086 до 19.941, т. е. на 8.855. Вся паства русской Церкви (не считая войск) к 1825 году состояла из 33.906.249 обоего пола душ, а в 1855 году из 49.099.717 душ (также не считай войск). Общее приращение за означенное время составило 15.793.468 душ. К царствованию Николая Павловича должно отнести начало официального существования церковно-приходских школ и именно к 1836 году, в котором последовало особое Высочайшее повеление по духовному ведомству о приглашении и поощрении всего православного духовенства к повсеместному заведению при церквах и монастырях – школ для наставления детей поселян в Законе Божием, чтении, письме и других необходимейших первоначальных познаниях. Призывая духовенство к заведению церковных школ Свят. Синод в указе от 19 октября 1836 года преподал в руководство духовенству особые «Правила касательно первоначального обучения поселянских детей». Вот этот-то указ и должно считать первыми правилами для церковно-приходских школ и в правилах этих всего 11 параграфов.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010