Преподобный Макарий Оптинский 20 сентября мы празднуем память великого Оптинского старца преподобного Макария (1788–1860), сотаинника преподобного Льва, наставника преподобного Илариона, преподобного Анатолия (Зерцалова) и самого прославленного Оптинского старца Амвросия. Последним днем земной жизни старца стал день предпразднства Рождества Божией Матери, к Которой старец питал глубокую сердечную веру и преданную любовь. Преподобный Лев как-то сказал о старцах Оптинских: «Отец Моисей и отец Антоний – великие люди, а Макарий – свят». Воспоминания современников о духовной помощи старца Макария и его собственные советы о духовной жизни звучат своевременно и назидательно и в наши дни. Корми жену и детей Один казенный крестьянин Крапивенского уезда Тульской губернии, по имени Петр, имевший жену и детей, при жизни старца Макария коротко знавший его, с давнего времени имел стремление к подвижнической жизни. Раз как-то он сильно увлекался помыслами оставить жену и детей, дабы ради спасения душевного проводить жизнь отшельническую. Но вот он увидел во сне покойного старца, который будто явился ему среди Оптинского скита, одетый в рясу; а на голове у него была простая монашеская шапка. Подошедши к Петру, старец крепко взял его за руку своими обеими руками и, держа так, сказал: «Петр! Оставь свое намерение. Корми жену и детей. Это тебе будет полезнее. Да смотри свою гордость!» (то есть чтобы не упускал из виду мнения о себе, что будто он жил благочестивее других). После этого сна день и ночь смущавшие Петра помыслы рассеялись как дым, и он уже спокойно проводил семейную жизнь . Макарий идет! «Был и еще замечательный случай. Один из людей образованного круга имел несчастие подвергнуться припадкам беснования. Родные его обратились за помощью к искуснейшим докторам. Те долго лечили больного дома, наконец послали его за границу к водам, но облегчения не было. Признаки беснования были очевидны, ибо припадки болезни совпадали с днями нарочитых церковных праздников, а конвульсии усиливались от прикосновения священных предметов: Святого Креста, Евангелия, богоявленской воды. В заключение всего больной не в состоянии был добровольно приступать к таинствам покаяния и причащения Святых Таин . Несмотря на то, родные его боялись или не хотели назвать болезнь страдальца своим именем.

http://pravoslavie.ru/73715.html

архиепископ Ювеналий (Половцев) (21.10.1826–12.04.1904) архиепископ Ювеналий (Половцев) Архиепископ Виленский и Литовский. Духовный писатель, переводчик святоотеческой литературы. Ученик преп. Макария Оптинского. Биография В миру Половцев Иван Андреевич, родился в городе Ораниенбауме Петербургской губернии. Окончил Михайловскую артиллерийскую академию и состоял на военной службе. Однако в его душе таились нравственно-религиозные задатки, которые совершенно не гармонировали с его блестящим светским положением. Религиозный с самых юных лет, он постоянно " ходил пред Богом " и мечтал о скромной келье отшельника. Его стремлений к монашеству не могли поколебать даже насмешки его товарищей-артиллеристов, которые вышучивали его религиозность и в насмешку сулили ему белый клобук. Даже его мать (лютеранка по вероисповеданию, женщина умная и влиятельная в высшем Петербургском обществе) должна была уступить желаниям своего сына, - блестящего офицера, когда он после своей тяжелой болезни решительно заявил о своем намерении принять монашество. 15 марта 1847 года поступил послушником в Оптину пустынь. Ученик Оптинского старца Макария. Был связан тесными узами с игуменом Исаакием Оптинским. Имел особое расположение к старцу Агапиту, который за 5-6 лет до возведения его во епископы в Киево-Печерской лавре увидел его (еще архимандритом) сияющим в архиерейском саккосе и омофоре. 29 апреля 1855 года пострижен в монашество. 11 июля 1857 года рукоположен во иеромонаха и 22 октября назначен вместе с иеромонахом Леонидом (Кавелиным) сотрудником в Иерусалимскую миссию под начальство епископа Кирилла (Наумова). 10 октября 1861 года по возвращении в Россию возведен в сан игумена и назначен настоятелем Глинской пустыни Курской епархии. 8 мая 1862 года назначен настоятелем Коренной Богородицкой пустыни, а 15 августа возведен в сан архимандрита. 21 декабря 1867 года назначен наместником Александро-Невской лавры. 26 июня 1871 года уволен по болезни на покой в Оптину пустынь Калужской епархии. 21 мая 1884 года назначен наместником Киево-Печерской лавры.

http://azbyka.ru/otechnik/Yuvenalij_Polo...

Слово на пользу вашу Серию " Письма о духовной жизни " продолжает сборник эпистолярного наследия преподобного Макария Оптинского " Слово на пользу вашу " Слово на пользу вашу: Сб. писем/Ред.-сост. иером. Николай (Павлык). — М.: Изд-во Сретен­ского мо­на­стыря, 2006. — 336 с.: ил. — (Пись­ма о духовной жизни). В сборник вошли избранные письма преподобного оптинского старца Макария (Иванова), адресованные мирским особам. В письмах содержатся ответы на самые распространенные вопросы духовной жизни — борьбы с грехом и стяжания христианских добродетелей, отношения к скорбям и болезням, проблемы воспитания детей и др. Советы старца, содержащиеся в письмах, актуальны и в наше время. Ниже приводятся отдельные письма из книги. Достопочтеннейшая о Господе N. N.! За посещение Ваше исупруга Вашего N.N. нашей обители усердно Вас благодарим. Благочестивое Ваше расположение к нашей обители остается памятником для нас; а по возвращении Вашем в П. Вы посетили худость мою почтенным Вашим писанием, от 7 августа посланным. Что Вы обрели спокойствие и утешение в нашей обители—это Вам Господь даровал, по вере Вашей и усердию к исканию Царствия Божия и правды Его; но на поприще жизни и в сообращении с людьми нельзя пребыть всегда в таком состоянии духа. В нас еще не истреблены страсти, а лежат сокрытыми, и бывающие в столкновении с ближними наносимые ими нам неприятности, попущением Божиим, показывают нам еще немощное наше устроение и что еще не достигли меры исполнения заповедей Божиих; и потому надобно иметь борьбу со своими страстями, а познавая свою немощь, зазирая себя и укоряя— смиряться, но не смущаться за то, что не достигли желаемого, и отнюдь не укорять других, показующих нам наше устроение. Смирение привлекает к нам милость Божию и помощь в делах наших. Полученное Вами духовное утешение не может долго пребывать неизменным: оно посылается по временам, к укреплению нашему вискушениях; достигшие смирения более им наслаждаются, но, впрочем, благодать Божия и их посещает искушениями, по мере их устроения, дабы не вознеслись получением духовных утешений. Кольми паче мы, немощные, требуем огня искушений, попаляющего терние наших страстей.

http://pravoslavie.ru/6061.html

«Лествица», издание 1862 г. Переводческая деятельность Оптиной пустыни принадлежит к самым замечательным страницам ее духовной и литературной истории. Оптинские переводчики и издатели явились достойными продолжателями тех традиций, которые сформировались в школе преподобного Паисия (Величковского). Многие святоотеческие издания были подготовлены в Оптиной пустыни в нескольких редакциях. Впервые «Лествица», подготовленная в Оптиной пустыни, вышла в 1862 году, причем сразу в двух редакциях: на славянском языке в Синодальной типографии и в переводе на русский (полуславянский) язык в Оптиной пустыни. Тематический алфавитный указатель был составлен прпп. Макарием и Амвросием в 1854 году. Как отмечал историк и летописец обители отец Леонид (Кавелин), «…экземпляры сих обоих переводов достаточно распространены в списках между братиею, как скитскою, так и монастырскою, а чтение полуславянского перевода предлагается обоим братствам на церковных службах в течение Великого поста» . Оптинские переводчики явились достойными продолжателями традиций, сформировавшихся в школе прп. Паисия (Величковского) Работа над подготовкой оптинского издания «Лествицы» началась в 1840-е годы, о чем свидетельствует переписка старца Макария с казначеем Малоярославецкого Черноостровского монастыря о. Гавриилом (Спасским). Первоначально новый перевод готовился «для пользы монастырской братии», а не для издания. 15 августа 1850 года преподобный Макарий в письме к Н. П. Киреевской сообщал о том, что перевод «Лествицы» был сделан на основе перевода старца Паисия и архимандрита Макария (Глухарева) для пользы монастырской братии, указывая на то, что в Московской духовной академии «ученые мужи» готовят новый перевод: «Лествица», издание 1862 г. «Мы делали поправку чужого перевода, сообразуясь с Паисиевым переводом; не для издания, а собственно для своей пользы и хотящих оною пользоваться в рукописях. А о издании мы не смеем и подумать. Первое, правильна ли или нет наша поправка? Второе, у о. Макария несовершенно чистой русской язык, но перемешан с славянским, для нас весьма понятным, а иным, может быть, это и не покажется. Третие, слышно, что занимаются переводом Лествицы ученые мужи, пастыри и учители Церкви, то мы не ученые и последнейшие, как посмеем делать им препону. По всем сим соображениям, я нахожу, не будет ли лишнее заботиться о представлении на рассмотрение Владыки. Впрочем, отдаю на вашу волю, как вы о сем рассудите» .

http://pravoslavie.ru/159657.html

25 января/7 февраля мы празднуем память преподобного Оптинского старца Анатолия (Зерцалова) . Он подвизался в Оптиной Пустыни в пору ее расцвета, был учеником преподобного Макария и великого Оптинского старца преподобного Амвросия, современником преподобных Моисея, Антония и Илариона. Но даже среди этих великих подвижников имя преподобного Анатолия (Зерцалова) не тускнеет, не теряется. Именно о нем сказал преподобный Амвросий: «Ему такая дана молитва и благодать, какая единому из тысячи дается». Явное действие Промысла Божия Преподобный Анатолий (Зерцалов) В жизни отца Анатолия (в миру Алексея) явственно действовал Промысл Божий: еще в юности он заболел туберкулезом – неизлечимой в те времена болезнью. С ним вместе заболели два товарища-чиновника. Юноша дал обет: в случае выздоровления поступить в монашескую обитель. Товарищи его скоро оба умерли, а будущий Оптинский старец поправился. Тесным путем Поступив в обитель в 1853 году, Алексей долго был послушником. Его духоносные наставники прозорливо видели в молодом послушнике будущего старца, но не торопили его духовное созревание и вели тесным путем испытаний и тягот, чтобы закалить его и создать в нем доброе иноческое устроение. Лишь через десять лет Алексея постригли в мантию, а в сан иеромонаха рукоположили только в 1870 году. Алексей был очень аккуратным и любил чистоту, а его, дабы не привязывался к суетному и материальному, постоянно переводили из кельи в келью, воспитывая странническое устроение. Старец Амвросий говаривал: «Мы должны жить на земле так, как колесо вертится: чуть одной точкой касается земли, а остальным стремится вверх; а мы, как заляжем, так и встать не можем». Поселят Алексея в келью, он там приберется, наведет чистоту и порядок, расставит свои любимые духовные книги. И его тут же переведут в новую келью, и нужно начинать всё с начала. Потом ему пришлось жить в башне. От непривычки мало спать, от неудобных помещений и непривычных трудов у Алексея стала очень болеть голова. Иногда целыми днями лежал он с больной головою, и некому было подать ему воды; часто оставался и без пищи, когда на трапезу ходить не мог. А внизу в башне кололи дрова, и этот стук еще более отягощал положение больного.

http://pravoslavie.ru/68212.html

В Оптиной пустыни состоялась конференция, посвященная 300-летию со дня рождения преподобного Паисия Величковского 27.12.2022 13:28:22 ОПТИНА ПУСТЫНЬ 25 декабря 2022 года в конференц-зале Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь состоялась конференция, посвященная 300-летию со дня рождения преподобного Паисия Величковского, в ходе которой прошла презентация альманаха «Обновитель древнего иночества». С вступительным словом к собравшимся обратился наместник Оптиной пустыни епископ Можайский Иосиф. Представляя вниманию аудитории сборник трудов современных исследователей о подвижнической и просветительской деятельности молдавского старца, владыка Иосиф отметил, что Оптину пустынь по праву можно назвать преемницей его великого дела. По меткому замечанию архимандрита Леонида (Кавелина), преподобный Паисий оживил русское монашество, возбудил в нем дух древнего подвижничества, возродил традицию старчества. Поэтому неслучайно, что первой книгой, подготовленной к изданию трудами оптинского старца Макария и его помощников, стало «Житие и писания молдавского старца Паисия Величковского». Доклад исследовательницы оптинского духовного наследия доктора филологических наук В.В. Кашириной был посвящен рукописям паисиевской редакции из собрания Нямецкого монастыря, Оптиной пустыни, архивным фондам митрополита Филарета (Дроздова) и архимандрита Леонида (Кавелина). В.В. Каширина рассказала о подготовке Оптиной пустынью славянского перевода преподобного Исаака Сирина, о влиянии преподобного Паисия Величковского на изучение и переписывание святоотеческой литературы в крупнейших русских монастырях. Главный редактор издательства «Наследие православного Востока» А.П. Власюк выступил с докладом о классических житиях преподобного Паисия, три из которых были написаны на румынском языке, а два — на славянском. Автор ознакомил слушателей с различными редакциями житий, привел малоизвестные широкому читателю интересные факты из жизни преподобного, рассказал о готовящейся публикации его ранее неизвестной переписки по различной тематике.

http://radonezh.ru/2022/12/27/v-optinoy-...

Врачеватель душевных и духовных недугов Памяти преподобного Илариона, старца Оптинского (1805–1873) Ольга Рожнёва Преподобный Иларион Оптинский 1 октября мы чтим память преподобного Илариона Оптинского . Этот замечательный подвижник имел неповторимый духовный опыт: будучи учеником самых первых Оптинских старцев Льва и Макария, продолжателем и хранителем Оптинских традиций, он с годами сам стал наставником и передал эстафету старчества следующему поколению Оптинских старцев. Для людей нашего времени наставления преподобного Илариона особенно полезны, поскольку старец был прекрасным знатоком и искусным врачевателем душевных и духовных недугов, тех, что сейчас мы называем депрессией, неврозом, навязчивыми состояниями, разного рода зависимостями, фобиями. Основными причинами этих заболеваний старец считал злопомнение, обидчивость, непримиримую вражду, непочитание родителей, нераскаянные грехи. Старец наставлял: «Итак, причина наших болезней душевных и телесных суть грехи наши. Сообразно с сим и врачебство одно: страждущий человек должен внимательно рассмотреть себя, припомнить все грехи, совершенные им с семилетнего возраста, и сознать в особенности тот грех, в котором заключается причина болезни. Потом он должен все эти грехи искренно исповедать пред священником, примириться с ближними, оставить всякую против них злобу и положить твердое намерение и начало не обращаться вновь на старые грехи и наконец с сокрушением приступить к принятию Святых Христовых Таин». Если больные указывали на кого-либо как на причину своей болезни, то преподобный Иларион советовал испросить у того лица прощения, если оно живо, а если скончалось, то отслужить на его могиле панихиду о его упокоении, подавать о поминовении на проскомидиях и дома за него молиться, принести покаяние и понести епитимью. Сохранились свидетельства чудесной помощи старца в исцелении душевных и духовных недугов. Вражда и непокорность отцу «Новосильского уезда купец был два года одержим недугом, не дававшим ему ни минуты покоя и доводившим его до безумия. Ему представлялось, что будто со всех сторон его преследуют, хотят вязать и лишить жизни. Не будучи поэтому в состоянии заниматься своим торговым делом, А.Е. бегал от людей с блуждающим взором, произнося безсмысленные слова. Домашние боялись, чтобы он в припадке безумия не лишил себя жизни.

http://pravoslavie.ru/74023.html

Преподобный Макарий Оптинский 20 сентября мы празднуем день памяти великого Оптинского старца Макария. Жизнь преподобного глубоко назидательна для нас, современных людей. Какие же уроки мы могли бы вынести из жития старца? Родные его были людьми духовными: прадед – инок в монастыре, известный строгой жизнью подвижника. Дед и бабушка отличались благочестием и делами милосердия. Бабушка каждую субботу посещала заключённых в тюрьме, своими руками стряпая для них пироги. Эта добродетель позднее спасла им с дедом жизнь: зимой на их повозку напала шайка разбойников, и один из разбойников уговорил главаря пощадить путников, узнав женщину, из рук которой в тюрьме он так часто принимал милостыню. Отец и мать будущего старца жили недалеко от Оптиной Пустыни, рядом с Лаврентиевым монастырём, часто посещали монастырские службы и окормлялись у монастырского духовника, архимандрита Феофана. Преподобный Макарий, в миру Михаил Николаевич Иванов, будучи ребёнком и отроком, был тих и кроток, предпочитал чтение и молитву, игру на скрипке – шумным играм и увеселениям. Когда ему было всего 5 лет, умерла любимая мать, и ребёнок ещё больше отдалился от шумных забав сверстников. Его чистая душа искала духовного подвига, и будущий старец начал иноческую жизнь, когда ему было всего 22 года, оставшись во время паломнической поездки в монастыре, в Площанской Пустыни. В Оптину Пустынь преподобный Макарий приехал в 1834 году, 46-ти лет от роду, будучи уже духовно опытным подвижником: ему не было и сорока, когда он был назначен духовником одной из женских обителей. В Оптиной наставник многочисленных чад, которые пользовались его духовными советами, сотаинник великого Оптинского старца Льва, он явил на деле черты истинного смирения и кротости. Преподобный Макарий ничего не делал без благословения преподобного Льва, успехи и добрые плоды всех своих начинаний приписывал молитвам и советам духовного отца, и возрастал духовно с каждым днём. Должность скитоначальника, к исполнению которой старец приступил с 1839 года, нимало не изменила его кроткий и смиренный нрав. Когда преподобный Лев подвергал своего младшего духовного друга выговорам и замечаниям, не упуская случая доставить ему венцы смирения и терпения, преподобный Макарий принимал все замечания с кротостью и любовью и духовно преуспевал.

http://pravoslavie.ru/64235.html

Удаленная исповедь невозможна. Что делать с духовной жизнью, если нельзя в храм? Священники – о старых и новых возможностях для общения и молитвы 5 апреля, 2020 Священники – о старых и новых возможностях для общения и молитвы В связи с распространением эпидемии Патриарх и священники призывают воздерживаться от посещения храмов и молиться дома. Как людям, которые сейчас не могут прийти в церковь, получить духовную поддержку от священнослужителя, что делать, если возникнет острая необходимость исповедоваться, и как сохранить присутствие духа в эпоху пандемии. Отвечают священники. Горячая линия и духовная беседа Протоиерей Максим Горожанкин, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы села Песчанка, Белгородская епархия Священник Максим Горожанкин Мы понимаем, что таинства совершаются только лично и исповедь возможна только в присутствии священника и кающегося друг перед другом. Но это не отменяет возможности просто позвонить священнику, посоветоваться с ним. В Белгородской митрополии у нас стартовала горячая линия – духовная поддержка от священнослужителей. Люди, которые сидят дома, могут позвонить по номеру 8 (4722) 389089, и священники ответят на вопросы, даже просто поговорят. Ведь бывает, что одинокому человеку иногда просто нужно общение, и хорошо, когда есть возможность поговорить со священником.  Также можем переписываться как друг с другом, так и с духовенством. Переписка – это не открытие современности, сейчас для нее много возможностей. Какое богатое наследие нам, верующим, осталось от переписки пастырей со своими духовными чадами, друг с другом – письма преподобного Амвросия Оптинского, преподобного Макария Оптинского, святителя Филарета (Дроздова), святителя Игнатия (Брянчанинова)… Монашествующие посредством переписки очень активно коммуницировали с окружающим миром.  Может быть, и наш карантинный затвор будет способствовать общению. Мы можем попросить совета, молитвенной помощи, какого-то морального утешения, пообщаться по видеосвязи – все это можно и нужно делать. 

http://pravmir.ru/udalennaya-ispoved-nev...

Отошел ко Господу насельник Сретенского монастыря иеродиакон Макарий (Лободюк) 13 августа 2010 года после продолжительной и тяжелой болезни скончался насельник московского ставропигиального Сретенского монастыря иеродиакон Макарий (Иван Станиславович Лободюк). Отец Макарий родился в 1972 году в г. Воркуте в семье геолога. После окончания школы поступил в Ленинградский государственный университет. Однажды он поехал к старцу протоиерею Николаю Гурьянову на о. Залит, и старец указал ему путь жизни для спасения — монастырь. Еще с юности Иван часто посещал Псково-Печерский монастырь. Затем, неся послушание на скотном дворе и других хозяйственных работах, он прожил в нем два года. Его рассказы об этом периоде жизни всегда были наполнены живыми воспоминаниями о своих первых шагах в церковной жизни. С благодарностью и теплотой рассказывал он о насельниках обители. Когда в 1995 году в Москве было открыто подворье Псково-Печерского монастыря, Иван пришел сюда одним из первых послушников. Некоторое время он нес послушание в издательстве Сретенского монастыря и много сделал для привлечения к работе в нем профессиональных сотрудников. На ночной службе 1 января 1999 года Иван принял монашеский постриг с именем Макарий, в честь Оптинского старца преподобного Макария. Вскоре после этого он был рукоположен в сан диакона, а в 2000 году, на праздник Сретения Владимирской иконы Божией Матери, был награжден патриархом Алексием двойным орарем. Отец Макарий был замечательным диаконом, молитвенное служение которого украшало всенощные бдения и праздничные литургии в Сретенском монастыре. Его возглашения диаконских прошений, священнодействия, чтение святого Евангелия были величественны и торжественны. Отца Макария любили все, потому что он сам любил всех и никогда не имел в сердце ни на кого зла, никогда не мог никого умышленно обидеть. Он был веселый человек, который умел доброй шуткой, одним словом поднять настроение. Последние несколько лет отец Макарий тяжело, неизлечимо болел. Зная свой диагноз, он никогда не отчаивался, не терял присутствие духа, но нес крест болезни со смирением и благодарностью Богу. Больше того, он всегда находил силы пошутить над своими физическими немощами, чтобы ободрить собратий, которые с болью видели его все более ухудшающееся состояние.

http://pravoslavie.ru/38682.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010