Поездка в Холмищи Воспоминания об оптинском старце Нектарии В двадцатых годах в Москве жил молодой врач Сергей Алексеевич Никитин. Мы с ним были в приятельских отношениях, и это дало ему возможность обратиться ко мне за помощью в серьезном личном деле. Дело было такое. Как человеку несомненно одаренному, ему предлагали заняться научно-исследовательской деятельностью. Но ему была по душе и практическая работа лечащего врача. Предстояло сделать выбор между двумя сторонами медицинской службы. Сделать это самостоятельно он не решался, а т. к. он был глубоко верующим, то явилась у него мысль обратиться за советом к последнему оптинскому старцу отцу Нектарию. О нем Сергей Алексеевич много слышал и прежде, очень интересовался им, а вот повидаться пока не приходилось. В ту пору добраться до отца Нектария в с. Холмищи было не так-то просто. Высланный из Оптиной в 1923 г., он был там как за семью печатями, из-за дальности расстояния, бездорожья, трудности с транспортом и всевозможных условий времени. Тем не менее связь я с ним поддерживал, благодаря своим знакомым по Оптиной, жившим тогда в Козельске. Обыкновенно нужно было доехать поездом до Сухиничей, оттуда километров 10 добираться как-нибудь до Козельска, а там уж отец Никон доставал мне лошадь до Холмищей. Сергей Алексеевич об этом знал и пришел попросить наладить ему сообщение. Прошло известное время, пока на отправленное мною письмо с запросом пришел положительный ответ отца Никона, бравшегося доставить Сергея Алексеевича к отцу Нектарию. Поездка состоялась: кстати случилось подряд несколько выходных дней. Как-то раз, спустя некоторое время, с шумом открылась дверь моей комнаты, и ввалился радостно возбужденный Сергей Алексеевич. Он сиял будто после причастия. «Здравствуйте, Сергей Алексеевич. Съездили? » — «Да. Сейчас расскажу». Слушаю. Рассказывает... Привез его отец Никон в Холмищи в сумерках, «пришедше на запад солнца». В добротной крестьянской избе Андрея Ефимовича, на половине отца Нектария читались вечерние молитвы. В горнице тихо, слушали чтение несколько человек. Сергей Алексеевич с отцом Никоном молча присоединились к ним. Особый молитвенный уют с мерцающей перед образами лампадой и журчанием благоговейного человеческого голоса, ровно произносящего строчку за строчкой из творения великих авторов-молитвенников Макария, Антиоха, Златоуста, Дамаскина. Чтение кончается. Близится отпуст. И вот из-за легкой перегородки появляется седенький согбенный старец. Как-то по особому он идет. «Едва топчется», — подумал Сергей Алексеевич, и какие-то новые для него, чужие навязчивые мысли овладели сознанием. «К кому ты пришел? Ведь этот старикашка, должно быть, выжил из ума? Смешно». Незнакомое чувство противной досады, легкой озлобленности, оскорбленного самолюбия омрачило внутренний мир Сергея Алексеевича. Кто-то невидимый, но злой настойчиво навевал ему чувство вражды к внешности, движениям, интеллектуальным и духовным способностям «скорченного старикашки». Уйти бы...

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2806...

Даровал Господь преподобному Макарию и дар духовного рассуждения. Каждому приходящему к нему на откровение своей совести он подавал врачевство, приличное немощи. Его смиренное слово было и словом действенным, словом со властию, ибо оно заставляло повиноваться и верить неверующего. 20 сентября. ПРАВМИР. Православные отмечают память преподобного Макария Оптинского. Преподобный Макарий, в миру Михаил Николаевич Иванов родился 20 ноября 1788 года в семье орловских дворян, рос тихим, болезненным мальчиком. Любил книги, музыку, уединение. Он рано лишился матери, которая любила его и выделяла среди других детей: «Чувствует мое сердце, что из этого ребенка выйдет что-то необыкновенное». После кончины обоих родителей Михаил, поделив наследство между братьями, оставил службу в финансовом ведомстве и поселился в своем поместье. Однако мирская жизнь его не интересовала. В 1810 году Михаил отправился на богомолье в Площанскую пустынь и в мир уже не вернулся. В этой пустыни преподобный Макарий встретился со старцем Афанасием, учеником старца Паисия (Величковского), и обрел в его лице чуткого духовного наставника. Как ближайший ученик преподобного Паисия старец Афанасий занимался исследованием и переводами святоотеческой литературы. Привезя из Молдавии много текстов, он приобщил к этому важному труду своего ученика, преподобного Макария. Его духовным наставником в Оптиной стал преподобный Лев, которому преподобный Макарий полностью вверял свою волю, не дерзая предпринимать что-либо без его благословения. Благодаря преподобному старцу Макарию были изданы собранные в Оптиной рукописи и переводы преподобного Паисия (Величковского). Под влиянием преподобного Макария возникла целая школа издателей и переводчиков духовной литературы. Семь лет преподобные старцы Лев и Макарий руководили духовной жизнью братии и многих тысяч людей. Даровал Господь преподобному Макарию и дар духовного рассуждения. Каждому приходящему к нему на откровение своей совести он подавал врачевство, приличное немощи. Его смиренное слово было и словом действенным, словом со властию, ибо оно заставляло повиноваться и верить неверующего. Смирение проявлялось во внешности преподобного, в виде его одежды, в каждом движении. Лицо его было светло от постоянной Иисусовой молитвы, творимой им, оно сияло духовной радостью и любовью к ближнему.

http://pravmir.ru/cerkov-chtit-pamyat-pr...

4 сентября. ПРАВМИР. Церковь отмечает память преподобного Исаакия Оптинского. Преподобный Исаакий (в миру Иван Иванович Антимонов) родился в Курске 31 мая 1810 года в патриархальной купеческой семье, пользовавшейся неизменным уважением горожан за безупречную честность и строгий христианский уклад жизни, милосердие к бедным и благоукрашение городского храма. Мысль об уходе в монастырь долгие годы вызревала в душе благочестивого юноши, вынужденного помогать отцу в торговых делах. К тридцати шести годам она окончательно окрепла. Этому способствовало также поступление в монашество его старшего брата Михаила. И вот в 1847 году он покинул отчий дом и поступил послушником в скит знаменитой уже тогда своими старцами Введенской Оптиной пустыни, в укладе которой было принято духовное окормление каждого брата у старца. Послушник Иоанн был вверен Оптинскому старцу преподобному Макарию, имя которого было известно далеко за пределами обители. Под его духовным руководством прошли годы послушания. Неукоснительно выполнял он положенное всякому послушнику келейное правило, причем впоследствии, по принятии рясофора в 1851 году и пострижении в мантию в 1854 году, все более и более ревностно относился к совершенствованию своего внутреннего духовного мира, не давая себе поблажек ни в чем: был строг в понуждении себя к умному деланию, посещению монастырских богослужений и ограничивал себя в еде и отдыхе. Избегая честолюбивых мыслей и остерегаясь поэтому всякого возвышения, исключительно за послушание своему духовному отцу, старцу Макарию, он принял в 1855 году рукоположение в иеродиакона, а затем, в 1858 году, — в иеромонаха. В 1860 году, уже тяжело больной, преподобный старец Макарий, предчувствуя близкий конец, завещает своему духовному сыну, преподобному Исаакию, перейти под руководство великого Оптинского старца Амвросия, ученика блаженного старца Макария. А еще через два года, в 1862 году, после смерти настоятеля Оптиной пустыни старца Моисея, преподобный Исаакий становится его преемником.

http://pravmir.ru/pravoslavnye-prazdnuyu...

Новости 25 февраля, 2009 Почему мы должны прощать обиды? Раскроем три мысли: почему нужно прощать обиды друг другу, как прощали в древнее время и в наше и как должны прощать мы. 22 февраля, 2009 Объект доверия Свобода эта появилась не сама по себе. Наивно думать, что Церковь, когда власть перестала с ней бороться, набрала общественный авторитет просто так -- в силу своего существования. Поразительно, но Святейший Патриарх Алексий II был в девяностые годы для прессы доступнее приходских священников 17 февраля, 2009 Зачем нужны священники? Известно, что священник служит литургию, исповедует, произносит проповедь. В чем священный смысл каждого из этих служений? 17 февраля, 2009 Неглавный герой В обществе, где Церковь 70 лет существовала почти подпольно, выросло несколько поколений людей, у которых со священниками связаны самые неожиданные представления, даже мифы. Зеркало современной мифологии -- а значит, и отношения к человеку в рясе -- кинематограф 16 февраля, 2009 Священство - не работа С XVIII века до революции священство было особым сословием, довольно закрытым. В советской и постсоветской России священник воспринимался как марсианин. Сегодня наступает время контакта, диалога между священством и обществом. Священники участвуют в телепередачах, выступают в СМИ, преподают в светских вузах. И поэтому важными для многих людей являются самые простые вопросы: что за люди – священники? И как правильно вести себя с ними? На эту тему рассуждает завкафедрой теологии Тульского государственного университета, протоиерей Лев МАХНО 12 февраля, 2009 «Надобно знать нам свою меру и не увлекаться в высоту». О письмах преподобного Макария Оптинского Великое успокоение, мир и вместе твердость и радость испытывает всякий, читающий строки писем преподобного старца иеросхимонаха Макария, независимо от того, пишет ли тот к мирянам или к монашествующим. Всем без различия старец преподает уроки подлинного духовного мудрования о мире и жизни, всем указывает на высоту Евангельских заповедей. 11 февраля, 2009 Забытый путь опытного Богопознания

http://pravmir.ru/category/news/page/583...

Преподобный Амвросий ( Александр Михайлович Гренков) родился в селе Большая Липовца Тамбовской губернии, в семье пономаря. В 12 лет он поступил в Тамбовское духовное училище, которое закончил первым из 148 человек. В 1830 г. поступил в Тамбовскую семинарию, где стал настоящей душой юношеского общества. В 1835 г. Александр опасно заболел и дал обет в случае выздоровления стать монахом. Господь внял его молитве. В 1836 г. Александр закончил семинарию. Четыре года он откладывал исполнение обета, занимаясь преподаванием, пока известный затворник старец Иларион не сказал ему: “Иди в Оптину! Ты в Оптиной нужен!”. 8 октября 1839 г. Александр Гренков прибыл в Оптину пустынь. Он стал келейником старца Льва (Наголкина) . Затем он исполнял различные монастырские послушания в самой обители и в скиту, летом 1841 г. был пострижен в рясофор, в 1842 г. – в мантию. В 1843 г. его рукоположили во иеродиакона. 7 декабря на пути в Калугу отец Амвросий простудился и тяжело захворал. Так началась беспрерывная цепь его недугов. 9 декабря 1845 г. он рукоположен во иеромонаха, но из-за болезни почти не может служить. В период жестокой болезни 1846–48 гг. преподобный был пострижен в великую схиму без изменения имени. Но столь слабый физически иеромонах Амвросий обладал иной силой – духовной и благодатной. С 36 лет он поставлен помощником оптинского старца Макария в деле монастырского духовничества и окормления мирян. С ним же он разделял труды по переводу и изданию святоотеческих текстов. После смерти старца Макария (1860 г.), отец Амвросий становится единственным духовником оптинской братии и паломников. В 1862, 1868, 1869, 1871 гг. отец Амвросий переносит ряд тяжелых болезней. Но и в это время он занимается духовным окормлением сотен приходящих к нему, ведет широкую благотворительную деятельность. Известны многочисленные случаи его духовной прозорливости, чудоворений и исцелений. К старцу приезжали Достоевский и Леонтьев, Толстой, Погодин, Юркевич и Страхов. Неподалеку от Оптиной, в Шамордино трудами Преподобного была устроена женская Казанская Горская обитель, расцветшая столь быстро, что уже к 90-м гг. XIX в. число монашествующих в ней достигло 500 человек. В Шамордино старец провел свои последние дни и отошел ко Господу. Преподобный был погребен в стенах Оптиной пустыни при огромном стечении народа (ныне его мощи почивают в Свято-Введенском соборе обители). Сразу же после кончины Преподобного начались его многочисленные посмертные чудотворения.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 20 сентября 2024 года 7. Пятница. Предпразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Мч. Созонта. Свт. Иоанна, архиеп. Новгородского. Прмч. Макария Каневского. Сщмч. Михаила Тихоницкого, пресвитера Орловского . Прпп. Александра Пересвета и Андрея Осляби Радонежских . Прп. Макария Оптинского . Прп. Серапиона Псковского. Совершается шестеричная служба предпразднства Рождества Пресвятой Богородицы и мч. Созонта. На вечерне кафизма 15я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: предпразднства, глас 1й – 3, и мученика, глас 4й – 3. «Слава, и ныне» – предпразднства, глас тот же: «Всечестное Твое рождество…». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры предпразднства, глас 8й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – предпразднства, глас 4й: «Всемирная радость…». По Трисвятом – тропарь мученика, глас 4й. «Слава, и ныне» – тропарь предпразднства, глас тот же. На утрене на «Бог Господь» – тропарь предпразднства, глас 4й (дважды). «Слава» – тропарь мученика, глас тот же, «И ныне» – тропарь предпразднства, глас тот же. Кафизмы 19я и 20я. Малые ектении. Седальны предпразднства (по дважды). Псалом 50й. Каноны: предпразднства со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и мученика на 4. Библейские песни «Поем Господеви…». Катавасия по 3й, 6й, 8й и 9й песнях – ирмосы канона мученика. По 3й песни – кондак и икос мученика, глас 2й; седален мученика, глас 4й. «Слава, и ныне» – седален предпразднства, глас 8й. По 6й песни – кондак и икос предпразднства, глас 3й. На 9й песни поем «Честнейшую». По 9й песни «Достойно есть» не поется. Светилен мученика. «Слава, и ныне» – светилен предпразднства. «Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры предпразднства, глас 2й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – предпразднства, глас тот же: «Пронареченная всех Царица…». По Трисвятом – тропарь мученика, глас 4й. «Слава, и ныне» – тропарь предпразднства, глас тот же. На часах – тропарь предпразднства. «Слава» – тропарь мученика. Кондак только предпразднства.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

За наставлением к нему шли тысячи верующих и неверующих людей со всей России. 23 октября. ПРАВМИР. Преподобный Амвросий Оптинский (в миру Александр) родился 23 ноября 1812 года в селе Большая Липовица Тамбовской губернии в многодетной семье пономаря Михаила Федоровича (отец которого был священником и благочинным) и Марфы Николаевны Гренковых. В 1836 году окончил Тамбовскую Духовную Семинарию. Тяжело заболев в 1835 году, Александр дал Богу обет в случае выздоровления пойти в монастырь и быстро поправился. Обет не был исполнен, но последовало вразумление Божие. В 1839 году Александр поступил во Введенскую Оптину пустынь Калужской губернии к старцу иеросхимонаху Льву (Наголкину). В 1842 году был пострижен в монашество с именем в честь святителя Медиоланского Амвросия. По рукоположении епископом Калужским Николаем во иеромонаха в 1845 году и после тяжелой болезни, последствия которой не проходили уже до конца жизни, иеромонах Амвросий начал помогать старцу Макарию (Иванову) в его трудах как духовник, принимал посетителей, участвовал в издании и переводах творений святых отцов и книг духовного содержания. После кончины старца иеросхимонаха Макария († 7 сентября 1860) преподобный Амвросий становится духовным наставником братии. За наставлением к нему шли тысячи верующих и неверующих людей со всей России. К нему приезжали за советом или для беседы Ф. М. Достоевский, В. С. Соловьев, К. Н. Леонтьев (монах Климент), А. П. Толстой, Л. Н. Толстой, М. П. Погодин и многие другие. Преподобный Амвросий никогда не позволял себе пустого или гнилого слова и говорил лишь с целью исправления и назидания. Преподобный Амвросий имел дар прозорливости, он исцелял больных, помогал нуждавшимся и бедным. Для оказания помощи старец являлся людям на расстоянии, наяву или во сне. Преподобным Амвросием была устроена Казанская Шамординская женская община (обитель), куда он посылал жить или нуждавшихся больных, или бедных благочестивых женщин, девушек и сирот. Преподобный Амвросий был великим молитвенником за всю Россию. Во время молитвы его лицо иногда видели преображенным.

http://pravmir.ru/tserkov-prazdnuet-pamy...

Митрополит Крутицький очолив кончини преподобного Оптинського 15 2013 р. 18:02 14 апреля 2013 года в Богоявленском Старо-Голутвином мужском монастыре г. Коломны Московской области прошли торжества, посвященные 100-летию со дня преставления преподобного Варсонофия (Плиханкова), старца Оптинского и Старо-Голутвинского. Божественную литургию в Богоявленском соборе монастыря возглавил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий . Его Высокопреосвященству сослужили епископ Илиан (Востряков) , епископ Серпуховской Роман , епископ Балашихинский Николай , ректор Коломенской духовной семинарии епископ Зарайский Константин , а также духовенство Московской областной епархии . На торжества прибыли гости из Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь Калужской епархии иеродиакон Платон (Рожков) и иеромонах Мефодий (Капустин). За богослужением митрополит Ювеналий совершил иерейскую хиротонию студента 5 курса Коломенской духовной семинарии диакона Владислава Решетникова и диаконскую хиротонию насельника Богородице-Рождественского Бобренева монастыря монаха Макария (Белова). По окончании Литургии было совершено славление преподобному Варсонофию Оптинскому. Митрополита Ювеналия приветствовал настоятель Старо-Голутвина монастыря игумен Варлаам (Горбунов) и преподнес Его Высокопреосвященству резную икону Божией Матери «Казанская», выполненную мастерами обители. Затем митрополит Ювеналий обратился к верующим с архипастырским словом, в котором, в частности, отметил: «Для нас сегодня как дар Божий этот праздник, который мы совместно совершаем. Бывает так, что еще при одном поколении люди забывают о тех, кто с ними жил, трудился, и память их исчезает. А о праведниках в Слове Божием сказано так: " Праведники во веки живут " (Прем. 5:15). Это подтверждается и сегодня, когда прошло 100 лет со дня блаженной кончины настоятеля этой святой обители старца Варсонофия, который как дар Божий, как благословение и как наследие, принес сюда из Оптиной пустыни свой многолетний опыт духовнической и пастырской деятельности, и, не смотря на то, что был период запустения в этом монастыре, когда не было здесь монашеской жизни, память о преподобном не ослабевала и не исчезала. А сейчас, когда с Божией помощью, вновь возродился этот монастырь, преподобный Варсонофий является постоянным и действенным помощником и нашим наставником. Его память сегодня это и укор нашей совести, в первую очередь монашествующим, священнослужителям и мирянам, которые забывают свой долг, которые забывают заповеди Божии. И в тоже время — это благодатная помощь и надежда, потому что мы знаем, что молитвенным предстательством святых Господь помогает нам восходить " от силы в силу " (Пс. 83:8)».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2910370...

Тоска На днях видел я во сне покойного батюшку (о. Макария), и он наскоро приказал мне приготовить письмо против тоски. И во сне, и проснувшись, думал я об этом. Тоска, по свидетельству прп. Марка Подвижника , есть крест духовный, посылаемый нам к очищению прежде бывших согрешений. Тоска происходит и от других причин: от оскорбленного самолюбия или от того, что делается не по нашему; также и от тщеславия, когда человек видит, что равные ему пользуются большими преимуществами; от стеснительных обстоятельств, которыми испытуется вера наша в промысел Божий и надежда на Его милосердие и всесильную помощь. А верой и надеждой мы часто бываем скудны, оттого и томимся. Рассмотрите хорошенько, нет ли к тому причин земных (что отягощает тоска) и не оскудевает ли вера и упование на Всеблагий Промысл Божий? Апостол сказал: Верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение ( 1Кор. 10, 13 ), то есть избавление от скорби и искушения. Если таких причин не найдете за собой, то потерпите эту печаль и томление тоски, как крест духовный, и получите милость Божию и благовременное утешение по воле Божией, а не по нашим соображениям. В помощь избавления от безотчетной печали советую вам прочесть письма свт. Иоанна Златоуста к Олимпиаде (книжка в хорошем русском переводе). При внимательном чтении этих писем вы увидите, во-первых, что печаль и тоска бывает смешанная, происходящая по ухищрению вражию от мнимоблагих причин. Во-вторых, увидите, как зловредна и душевредна такая печаль, что угодник Божий вопреки общего обычая святых вынужден был хвалить и ублажать свою ученицу, чтобы каким бы то ни было образом разогнать мрак душевредной печали и исхитить оную из сетей коварного врага; и для сего употребил труд усиленный, несмотря на свое заточение и крайнюю болезнь телесную и другие неудобства. Если сумеете написанное там приложить к своим обстоятельствам, великую получите пользу духовную (16, с. 232–233). Это один из нелегких крестов духовных, которые посылаются хотящим спастись и иногда и не хотящим. Тоска ваша слагается из неудобств, вас окружающих и препятствующих исполнению желаемого. Отраду же некоторую в тоске вашей находите вы при мысли о смерти потому, что тут представляется избытие многих ваших тягот. Но, если бы мы, как сказано в «Отечнике», знали вполне, какое томление несут за гробом не получившие милости Божией, то охотно бы несли всякую здешнюю тяготу внешнюю и внутреннюю. Если о всякой вещи должны молиться Богу: «Да будет воля Твоя», то более всего прилично это в отношении нашей жизни, которая нам дана для приобретения вечного спасения... Если же кто не вполне располагается или предается в волю Божию, а дозволяет себе некоторые мнимоблагие желания, то он по временам будет впадать в малодушие и нетерпение, во избежание чего и советует Авва Дорофей мыслить так: «Хощу, яко же будет».

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Макарий Оптинский: Знать меру и не увлекаться в высоту… Великое успокоение, мир и вместе твердость и радость испытывает всякий, читающий строки писем преподобного старца иеросхимонаха Макария, независимо от того, пишет ли тот к мирянам или к монашествующим. 19 сентября, 2012 Великое успокоение, мир и вместе твердость и радость испытывает всякий, читающий строки писем преподобного старца иеросхимонаха Макария, независимо от того, пишет ли тот к мирянам или к монашествующим. 20 сентября — день памяти преподобного Макария Оптинского. Макарий Оптинский (в миру — Михаил Николаевич Иванов), преподобный оптинский старец (20.11/3.12.1788 — 7/20.09.1860). Преподобный Макарий Оптинский Великое успокоение, мир и вместе твердость и радость испытывает всякий, читающий строки писем преподобного старца иеросхимонаха Макария, независимо от того, пишет ли тот к мирянам или к монашествующим Всем без различия старец преподает уроки подлинного духовного мудрования о мире и жизни, всем указывает на высоту Евангельских заповедей. И наипаче любит говорить о смирении. Смирение , смиренномудрие – это основное состояние души, которое проповедует батюшка Макарий, оно нужно всем и всегда. По слову его писем, утвержденному мнением преподобного Исаака Сирина, «яко соль во всякой пище, тако и смирение во всякой добродетели нужно» Ныне прославленный Святою Церковью преподобный старец иеросхимонах Амвросий радовался появлению в печати писем старца Макария и писал в одном из своих посланий: «Слава и благодарение Всеблагому Господу, приведшему к окончанию напечатания драгоценных писем блаженного нашего отца. Пользовал он многих при жизни своей, а теперь будет пользовать, кажется, и множайших письменными своими наставлениями. Покойный батюшка отец Макарий по смирению своему лично не высказывал, щадя немощь нашу, в письмах же своих он обнажает истину прямо, а часто и не обинуясь» Письма батюшки Макария – всегда воистину живой отклик на живую жизнь, отклик, одеянный в мудрование Христово. Знание святых Отцов настолько глубоко у смиренного старца, что ссылки на них даются им в любом письме и по любому поводу, даже с указанием страницы. Ссылаясь на опыт преподобных Исаака Сирина и Петра Дамаскина, старец пишет своей духовной дочери, живущей в миру и имеющей семью: «Чтобы не смущаться, а смиряться: при исправлении чего-либо не возвышаться, а при недостатках не упадать духом, но наблюдать средину, а когда Бог узрит в нас залог смирения, то и поможет в делании добрых дел; а пока оных нет, то самыми нашими поползновениями приобретаем смирение и невольно, видя свою немощь и нищету» Далее старец предупреждает от опасности высокоумия и мнения о себе. Так образует он духовного воина и в душе живущего в миру.

http://pravmir.ru/makarij-optinskij-nado...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010