Предостережение читающим духовные отеческие книги и желающим проходить умную Иисусову молитву Источник Настоящее «Предостережение» составлено около полутора столетий тому назад преподобным оптинским старцем Макарием (Ивановым) . Обращено оно к желающим проходить умную Иисусову молитву, но не имеющим к тому искусных наставников-руководителей. Однако в равной степени творение старца Макария может быть адресовано и всем христианам – как совет не искать в себе высоких духовных дарований и таких же состояний, а смиренно шествовать путем исполнения Христовых заповедей, положившись во всем на Божью волю. Приводя свидетельства великих отцов-подвижников, старец убеждает: несвоевременное стремление к «высокой», «созерцательной» жизни чревато прелестью, умоисступлением, а нередко не только душевной, но и физической гибелью. Вместе с тем, преподобный Макарий, сам опытно проходивший путь умного делания, ни в коем случае не стремится отвратить современных ему иноков и благочестивых мирян от спасительного и святыми отцами заповеданного моления именем Господа нашего Иисуса Христа. Он только утверждает: мера новоначального – молитва устная, не сопровождаемая никакими «художественными способами», сведения о которых содержатся в святоотеческих творениях. Очень определенно пишет об этом же в своих наставлениях об Иисусовой молитве современник старца Макария – святитель Игнатий (Брянчанинов) : «Новоначальные должны держаться при упражнении молитвою Иисусовою одного благоговейнейшего внимания, одного заключения ума в слова молитвы. (...) Вот тебе (новоначальный) завет мой: не ищи места сердечного. Не усиливайся тщетно объяснить себе, что значит место сердечное; удовлетворительно (в свое время) объясняется это одним опытом. Если Богу угодно дать тебе это познание, то Он даст в свое время. Занимайся исключительно молитвою покаяния со всею тщательностью; старайся молитвою принести покаяние» 1 . Также преподобный Макарий объясняет, в каком душевном устроении нужно совершать молитву Иисусову, какой при этом должна быть деятельная жизнь христианина и к стяжанию каких именно духовных плодов обязан стремиться молящийся именем Христовым. Полагаем, что «Предостережение» оптинского старца будет полезно и современным христианам, стремящимся к провождению духовной жизни, поможет избежать различных козней врага рода человеческого и не сделаться жертвой прелести или неправильного «мнения» о себе. Предостережение читающим духовные отеческие книги и желающим проходить умную Иисусову молитву

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Разделы портала «Азбука веры» ( 41  голос:  4.3 из  5) Благословение блаженного Лаврентия (из детских лет Оптинского старца преподобного Макария) Родители преподобного Макария (в миру Михаила Николаевича Иванова. 1788–1860 годы) не захотели жить в родовом Орловском имении Ивановых Щепятине, а начали свою супружескую жизнь в небольшом сельце Железники, находящемся в Калужской губернии, также принадлежавшем им. Три были причины тому. Во-первых, – тишина и красота места, во-вторых, – близость Лаврентьева монастыря, втретьих, – соседство Калуги, только что перестроенной, как и большинство губернских городов, по регулярному плану, отчего маленький городок получил как бы что-то от Петербурга – особенно в центре, где выстроены были монументальные служебные здания. Николай Михайлович и Елизавета Алексеевна Ивановы не подражали тому евангельскому богачу, который, когда ему «угобзилась» нива, сказал своей душе: «Яждь, пий, веселися», – нет. Они имели достаточно средств, чтобы жизнь свою превратить в сплошной праздник, как это часто бывало и бывает среди людей, имеющих деньги, но совесть которых уснула. Нет, не таковы были супруги Ивановы, не так они были воспитаны. Это были настоящие православные христиане, любящие Христа, милостивые и благоговейные. Они посещали монастырь, который был виден из окон усадебного дома, стоявшего на холме. Глубокая зеленая долина, пестревшая массой цветов, отделяла его от другого холма, где за крышами слободы Подзавалье, утопавшей в садах, сияли купола и кресты обители. По долине протекала речка Ячейка, тихая и задумчивая. По берегу ее бродило стадо – коровы и овцы. Воды реки бежали к недалекой отсюда Оке. За монастырем начиналось городское кладбище и виднелись дома городской окраины. Необыкновенной красоты было место. Усадебный дом, расположенный на окраине сельца, был окружен разными служебными постройками и обширным парком, раскинувшимся по склону холма, – на другом его склоне весело белела и трепетала зелеными листочками светлая березовая роща. Здесь хорошо было в любое время года и при всякой погоде – в летний жар и в зимнюю стужу. Плыл над холмами колокольный звон, говорил верным Христу сердцам о Боге, напоминал о молитве и Страшном Суде… Николай Михайлович и Елизавета Алексеевна ждали своего первого ребенка и усердно молились дома и в монастыре, которому оказывали щедрую помощь в его нуждах. А в обители возносил о молодых супругах молитвы архимандрит Феофан с братией, настоятель. Он был духовным руководителем и другом Ивановых.

http://azbyka.ru/fiction/optinskie-byli-...

Содержание    Настоящее «Предостережение» составлено около полутора столетий тому назад преподобным оптинским старцем Макарием (Ивановым). Обращено оно к желающим проходить умную Иисусову молитву, но не имеющим к тому искусных наставников-руководителей. Однако в равной степени творение старца Макария может быть адресовано и всем христианам — как совет не искать в себе высоких духовных дарований и таких же состояний, а смиренно шествовать путем исполнения Христовых заповедей, положившись во всем на Божью волю. Приводя свидетельства великих отцов-подвижников, старец убеждает: несвоевременное стремление к «высокой», " созерцательной» жизни чревато прелестью, умоисступлением, а нередко не только душевной, но и физической гибелью.    Вместе с тем, преподобный Макарий, сам опытно проходивший путь умного делания, ни в коем случае не стремится отвратить современных ему иноков и благочестивых мирян от спасительного и святыми отцами заповеданного моления именем Господа нашего Иисуса Христа. Он только утверждает: мера новоначального — молитва устная, не сопровождаемая никакими «художественными способами», сведения о которых содержатся в святоотеческих творениях.    Очень определенно пишет об этом же в своих наставлениях об Иисусовой молитве современник старца Макария — святитель Игнатий (Брянчанинов): «Новоначальные должны держаться при упражнении молитвою Иисусовою одного благоговейнейшего внимания, одного заключения ума в слова молитвы. (...) Вот тебе (новоначальный) завет мой: не ищи места сердечного. Не усиливайся тщетно объяснить себе, что значит место сердечное; удовлетворительно (в свое время) объясняется это одним опытом. Если Богу угодно дать тебе это познание, то Он даст в свое время. Занимайся исключительно молитвою покаяния со всею тщательностью; старайся молитвою принести покаяние».    Также преподобный Макарий объясняет, в каком душевном устроении нужно совершать молитву Иисусову, какой при этом должна быть деятельная жизнь христианина и к стяжанию каких именно духовных плодов обязан стремиться молящийся именем Христовым. Полагаем, что «Предостережение» оптинского старца будет полезно и современным христианам, стремящимся к провождению духовной жизни, поможет избежать различных козней врага рода человеческого и не сделаться жертвой прелести или неправильного «мнения» о себе.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3602...

Шесть лет спустя Федор Захарович исполнил благословение старца Илариона относительно Оптиной Пустыни. 19 января I860 года, уже по благословению оптинского старца Макария, он вступил в число братства Иоанно-Предтеченского Скита, а супруга его – в Белевский Крестовоздвиженский монастырь. Федор Захарович несколько лет жил на скитской пасеке в доме, где некогда помещался старец Леонид. Получив разрешение построить себе келлию, он выбрал место возле пруда, против алтаря скитского храма, где еще находилась келлия покойного схимонаха Вассиана, окруженная небольшой рощицей. Келлию эту за крайней ветхостью разобрали, и Ключарев построил здесь поместительный дом, в котором внизу было две половины (монахам в Скиту полагалось жить хотя в разных келлиях, но в одном доме по двое), а наверху мезонин, в котором размещена была скитская библиотека. Федор Захарович долго ходил в послушниках и только 29 января 1867 года был пострижен в рясофор. Постригали его в скитском храме Иоанна Предтечи перед бдением на праздник Трех Святителей. «В этот самый день, – записано в скитской Летописи, – в Оптину Пустынь была принесена в первый раз св. чудотворная Калуженская икона Божией Матери, которая во время бдения стояла в монастыре в Казанской церкви, а на 30е число утром в 4 часа была перенесена в скитскую церковь к ранней обедне». Одна из Белевских сестер, видя, как скитские братия в темноте, со свечами и пением, в сопровождении толпы народной, переносили св. икону в Скит, вспомнила, что в I860 году, когда Федор Захарович поступил в Скит, она видела во сне, будто в Оптинский Скит входит какая-то женщина в сопровождении множества людей со свечами, и на ее вопрос, что это значит, ей отвечали: «Постригают Ключарева». «Женщина» эта – чудотворная икона Божией Матери. Сон сбылся через шесть лет. Скитоначальником тогда был о. Иларион (Пономарев). Старцем после кончины о. Макария стал его ученик иеромонах Амвросий. О. Иларион также имел старческие дары. Он и стал духовным отцом о. Феодора. Отцу Феодору было пятьдесят лет. Здоровье его было сильно нарушено. Более всего беспокоили его ноги, особенно правая, бывшая в ранах и иногда укладывавшая его в постель из-за кровотечений.

http://azbyka.ru/fiction/optinskie-byli-...

архим. Агапит Глава II. Вступление Михаила Николаевича в Площанскую Богородицкую пустынь. Современные его поступлению старцы-подвижники и значение старчества. Местоположение Площанской пустыни В последствии, когда Михаил Николаевич Иванов был старцем-наставником, он имел обыкновение при удобном случае о мирской и монастырской жизни выражаться так: «До тех пор человек упирается – не расстается с миром и нейдет в монастырь, пока мир ему ногу [не] отдавит». В миру это называется разочарованием. И эту истину Михаил Николаевич, кажется, первее всего испытал на себе. В самом деле, плохое ведение хозяйства, ощутительная неспособность быть хозяином, недовольство на него за все это домашних, к тому же еще и неудавшееся сватовство – все это, естественно, должно было ослабить в нем привязанность к мирской жизни, если бы она была в нем и довольно сильная. Вместе с тем в душе благочестивого юноши все более и более укреплялись другие, высшие, духовные потребности, которые заставляли его постоянно углубляться в чтение духовных книг, так что, вероятно, забывал он при сем и о музыке. Итак, что же ему оставалось теперь делать? Даже и по простому человеческому соображению оставалось одно: идти в монастырь. Михаил Николаевич так и поступил. В 1810 году, 6 октября, когда ему было почти 22 года, поехал он для богомолья в Площанскую Богородицкую пустынь, отстоявшую от его имения, сельца Щепятина, в 40 верстах; но уже назад не возвратился. «Было ли это посещение пустыни преднамеренное или случайное, – писал в свое время Алексей Семенович Передельский, сверстник и двоюродный брат его, – осталось для нас неизвестным. Но только Михаил Николаевич написал домой, что он остается в пустыни, а имение предоставляет братьям, ничего себе не желая, исключая того, что он обязывал их, когда будет строиться в селе Турищеве (где погребен их родитель) каменная церковь , выдать на построение ее 1000 рублей ассигнациями, что и было исполнено своевременно братом его Алексеем Николаевичем, когда он сделался владельцем села Щепятина».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

архимандрит Леонид (Кавелин) Содержание I. Письмо Высокопреосвященнейшего Филарета, Митрополита Московского II. Письмо лечившего старца медика, к одному из скитских братий     Печатать позволяется с тем, чтобы по напечатании представлено было в Цензурный Комитет узаконенное число экземпляров сей книги. Сентября 22 дня, 1860 года. Цензор, архимандрит Порфирий Блажени мертвии, умирающии о Господе. Ей, почиют от трудов своих ( Откр. 14:13 ). Иже сотворит и научит сей велий наречется в царствии небесном ( Мф. 5:19 ). 7-го сентября, в 7 часов утра 1 1, после 12-ти дневной тяжкой болезни, мирно предал дух свой в руци Божии один из наиболее известных русскому православному народу современных нам подвижников благочестия, имя которого с благоговением повторялось в самых отдаленных краях России, а духовная деятельность простиралась далеко за пределом той пустынной обители и тесной кельи, в которой проводил он сокровенную свою в Боге жизнь. Многие из пользовавшихся духовными наставлениями Старца обращаются к нам словесно и письменно с просьбою сообщить им подробности о последних днях жизни и кончине их и нашего отца и наставника; сии неискусные строки служат ответом на их благочестивое желание. 23-го августа. Старец присутствовал, на монастырской гостинице, при блаженной кончине одной из преданных ему жен, болярыни Марии 2 2, матери одного ученика его; прослезившись Старец назвал эту тихую, наподобие угашенной свечи, кончину «преподобническою», промолвив: «Я считаю себя счастливым, что Бог сподобил меня видеть кончину праведную!» 3 3 25-го августа, накануне празднования явления чудотворной иконы Владимирской Божией Матери, Старец, который особенно чтил эту икону, как и его духовный друг и спостник иеросхимонах Леонид, по ежегодному своему обычаю, отправил в честь ее, в своей келье, с несколькими из приближенных учеников, всенощное бдение, и отошел ко сну в здравом состоянии духа и тела, преподав обычное благословение ученикам, которые разошлись с миром по своим келиям, не имея по-видимому никаких причин ожидать той скорби, которую породил им находящий день.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

В.Н. Карагодин Узкий путь (из писем преподобного Иосифа) «Вот я пою вас вином с водою, а отец Иосиф будет поить вас вином неразбавленным...» Преп. Авмросий Оптинский. Письма оптинского старца Иосифа просто, ясно и в силе Духа изображают тот узкий путь, который заповедовал Спаситель всем, ищущим Царствия Небесного. В них каждый боголюбивый читатель сможет найти необходимое врачество для своей души. Как бороться с помыслами, как проходить науку Иисусовой молитвы, как строить отношения с ближними, как спастись от грехов и соблазнов – сколько вопросов задавали в своих письмах старцу Иосифу духовные чада! Его ответы хранились ими как величайшая драгоценность, ведь в них действительно были наставления, необходимые для спасения души. Они ценны, актуальны не только для монашествующих, но и для мирян, часто лишенных какого бы то ни было духовного окормления. Преподобный отче Иосифе, моли Бога о нас! Христос Воскресе! Матушка Магдалина! Милости Божией и душевного спасения тебе желаю. Поздравляю тебя с праздником Св. Пасхи и желаю мира душевного и богоугодной ревности о спасении души своей. Что долго не писала о себе, это не похвально. Особенно если чувствуешь разленение, то и следовало бы написать. Старайся с леностью бороться и прогонять её, и понуждать себя на труды молитвенные. Помни, что понуждение себя непременно нужно для получения спасения. К утрени приучайся ходить и стоять всю. К 5 часам вставать не трудно, разве когда больна бываешь – ну тогда другое дело. Пятисотницу непременно надо справлять, за это Господь с монаха взыщет; а сто поклонов можно и не класть, разве только заповедь имеешь от духовного отца. На исповеди грехи не надо утаивать. Заочно и письменно грехи не разрешают: запрещено церковными правилами. Это и у о. Макария в письмах есть, а если пишут в письмах: «Бог простит», – то это лишь пожелание, а не разрешение... Кому завидуешь, за того Богу молись. Пристрастия старайся ни к кому не иметь, но люби всех равно. Господь да хранит тебя! Призывая на тебя мир и Божие благословение, остаюсь с желанием спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Optinski...

Вместо предисловия 1 Письма эти принадлежат перу блаженного Оптинского старца иеросхимонаха Макария, почившего о Господе в 1861 году, который, как известно, при своей подвижнической жизни был руководителем и наставником многих ищущих спасения, во всех слоях современного ему русского общества. Да послужит чтение этих писем для одних душеспасительным указанием, где и в чем можно найти душевный мир и упокоение, среди треволнений мира; разрешение вопросов и недоумений, весьма естественно встречающихся каждой христианской душе, хотящей внимать себе и благочестно жить; а с другой стороны, да послужат они укором для тех из людей нашего образованного общества, которые, ища, по-видимому, удовлетворения своих духовных потребностей, бросаются без рассуждения в объятия новоизмышленных учений, то спеша на спиритические сеансы, то умиляясь бреднями Редстока и его русских последователей, которых один из современных благочестивых мужей опыта справедливо назвал «легкоспасенцами» по основной догме их учения: ты веруешь – а следовательно уже и спасен, ничего больше от тебя не нужно, забывая слово Христово: «Любяй Мя заповеди Моя соблюдает» ( Ин.14:21 ), и слово Апостола Иакова: «вера без добрых дел мертва есть» ( Иак.2:26 ), а также слово святителя Киприана: «Кто не имеет матерью Церковь , тот не может иметь отцом Бога». Не внимать проповедующим иное учение предупреждает верных возлюбленный ученик Христов святой Иоанн Богослов, говоря: «Возлюбленнии, не всякому духу веруйте, но искушайте духи, аще от Бога суть: яко мнози лжепророцы изыдоша в мир» ( 1Ин.4:1 ). Имеющий уши слышать, да слышит! Сбивает с толку наших так называемых образованных людей, что, по утверждению нашей либеральной прессы, наши сектанты, якобы живут лучше православных: менее пьют, лучше ведут свое хозяйство, исправнее платят подати и т.д. На это заметим тоже, что один умный человек сказал вообще про лютеран: «есть у них золото – слово Божие, есть серебро – люди природных добрых нравов, но это золото и серебро разведено у них весьма большой пропорцией лигатуры человеческого своевольного мудрования, так что за такое злоупотребление не избегут ответа пред Богом, в очах Которого и гордый праведник хуже кающегося грешника; они несправедливо не покоряются и сопротивляются Церкви Христовой, вопреки заповеди Самого Господа: «аще же и церковь преслушает, буди тебе якоже язычник и мытарь» ( Мф.18:17 ) и не слушают учения святых Апостолов и приемников их, пастырей и учителей Церкви, также вопреки слову Божию, сказанному к ним: «Слушаяй вас, Меня слушает, и отметаяйся вас, Мене отметается; отметаяйся же Мене, отметается Пославшего Мя» ( Лк.10:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Вместо предисловия Оптина Пустынь!.. Как много говорят моей душе эти два слова! Воспоминания теснятся, перегоняют одно другое. Светлые, радостные сменяются полными скорби… Был когда-то монастырь Оптина Пустынь. Пользовался он большой известностью по всей России православной и даже за пределами ее. Славен был монастырь не мощами святых угодников Божиих, не чудотворными иконами и не древними архитектурными сооружениями. Славен был он старцами своими, иноками высокой духовной культуры, носителями и продолжателями истинного монашества. К ним стремились со всех концов России люди со своими душевными и телесными недугами, в надежде получить благодатное утешение, поддержку, совет, указание. Старцы передавали накопленный ими духовный опыт своим ученикам. Так, по преемству, переходило старчество от одного духовного мужа к другому. Имена великих старцев Оптинских – Леонида (в схиме Льва), Макария, Амвросия, Анатолия, Иосифа, Варсонофия, другого Анатолия и Нектария известны большинству православных христиан, ревнующих о благочестии и благоговейно чтущих блаженную память их. Оптина Пустынь (ныне поселок Оптино 1 ) находится в трех километрах от города Козельска Калужской области. Если ехать туда по железной дороге, то путник, выйдя из вагона и миновав станционные строения еще издали увидит белый монастырь, рельефно выделяющийся со своей высокой, стройной, как свеча, колокольней, на фоне синего леса, окаймляющего весь горизонт. Если хотите, читатель, пойдемте со мной вместе, вместе со светлыми воспоминаниями моей юности, в Оптину Пустынь! Миновав Козельск, мы выходим Казачий луг. Монастырь, на время скрывшийся от ваших взоров за городскими домами, – опять перед вами. Дорога вьется по лугу, петляет между зарослями кустарника, опять выбегает на луг, и вот – канава. Мостик через нее. Это рубеж, отделяющий монастырские владения от городских. Длинная аллея старых, головастых ракит. Песок под ногами. Идти тяжело. Пахнет цветами и речной сыростью. В просветах между деревьями сверкает что-то белое, золотое. Монастырь близко. Паром (впоследствии мост) переносит вас на другой берег веселой, быстрой речки Жиздры.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Optinski...

Возрождение византийско-болгарского религиозного мистицизма и славянской аскетической литературы в XVIII веке Источник Аскетизм никогда не прекращался. Правда, по временам он как бы замирал, о нем переставали говорить и писать, им никто уже не интересовался и казалось, наступал конец этой своеобычной форме христианской мысли. Но за реакцией следовало новое возрождение и аскетизм снова воскресал, словно легендарный феникс. Во главе нового движения стояли обыкновенно великие люди, убежденные деятели. Среди них не последнее место занимает «молдавский старец» Паисий Величковский , возродивший аскетизм в форме византийско-болгарской исихии, столь характерной для XIV века. Все, что мы знали до сих пор о Паисии, ограничивалось сведениями, внесенными в книгу «Житие и писания молдавского старца Паисия Величковского », изданную Оптиной пустынью. Эта книга представляет перевод «Жития», составленного монахом Нямецкого монастыря Григорием на румынском языке и напечатанного в типографии того же монастыря в 1836 году. Первое русское издание вышло в Москве в 1847 году, при содействии известного оптинского старца Макария и братьев Киреевских, которые обратились к митр. Филарету за разрешением выпустить в свет переводы Паисия Величковского , как книги, «служащие надежным руководством к деятельной христианской жизни». Филарет разрешил издание, которым и занялась целая комиссия ученых из духовенства, тяготевших к Оптиной пустыни. Затем последовали два других издания Жития, которые сразу же нашли много читателей. Недавно нами открыта неизвестная до сих пор автобиография Паисия на славянском языке, проникнутая аскетической тенденцией, написанная очень живо и вполне правдиво. Рукопись принадлежит Императорской Академии Наук и поступила сюда из собрания свящ. о. Феофила Генецкого в Бессарабии. Есть основание думать, что эта автобиография была под руками у нямецкого монаха Григория; но он выбирал из нее факты так осторожно и не умело, что в конце концов совершенно обезличил фигуру замечательного старца, и из живого и симпатичного человека дал какой-то абстрактный образ сухого подвижника со всеми книжными и строго каноническими чертами. В то же время, автобиография Паисия дает нам очень много данных, сближающих его деятельность с тем мистическим и литературным движением, которое имело место в Византии и Болгарии в XIV веке.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Yaci...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010