55. Суждения святых отцов Афанасия Великого , Василия Великого и Григория Богослова об отношении греческого образования к христианству//«Воскресное чтение», XXIII, 1860, 42, с. 436–441, 43, с. 452–456; 44, с 464–468; 50, с. 536–542. Приводятся высказывания святого Афанасия о благоустроенном обществе (с. 437), об искусстве (с. 438 и 439), о том, что вера согласна с разумом и потому разумна (с. 466), о вечном рождении Сына, которое происходит не по воле Отца, а по естеству (с. 538), и о непостижимости этого рождения, о Божестве Духа Святого (с. 539–540), о воплощении Слова, о преуспевании Его по человечеству (с. 540) и о бесстрастии Его по Божеству (с. 540), о причине воплощения (с. 541), о том, что в тайне воплощения нет никакой несообразности (с. 541) и о нелепости мысли о предсуществовании нашей души (с. 542). Надо отметить, что в четвёртой статье (с. 536–542), в которой больше всего приводится выдержек из творений святого Афанасия, в сущности уже не говорится о греческом образовании, а даётся изложение христианского учения, «чтобы видеть наглядно гармонию веры и знания в учении великих отцов Церкви» (с. 536.) 56.          Телегин Александр, свящ. Этика святого Афанасия Великого . Курсовое сочинение. Л., 1965. Х†167 с. (машинопись). Сочинение состоит из предисловия, вступления, трёх глав и заключения. В предисловии (с. И-Х) автор перечисляет книги и журнальные статьи, которые он прочитал, и сетует, что они мало помогли в его работе. Вступление (с. 1–44) посвящены очерку жизни святого Афанасия. В главе первой, в качестве предпосылок нравственной жизни, автор говорит о творении человека и его грехопадении (с. 45–55), после чего излагает учение об искуплении Христом человеческого рода (с 55–81). Изложению этических воззрений святого Афанасия посвящены главы вторая – об отношении человека к Богу (с. 82–122) и третья – об отношении человека к ближнему и к самому себе (с. 123–156). Раскрывая отношение человека к Богу, автор говорит о трёх «богословских» добродетелях – вере (познание Бога через рассматривание мира и души человека, предостережение от принятия ложных учений еретиков; необходимость для веры проявляться в делах, в частности в исповедании веры; допустимость клятв; неверие ведёт к безнравственной жизни), надежде (взирание на будущее, перенесение скорбей, несение своих обязанностей, допустимость уклонения от опасностей) и любви (благодарность Богу; соблюдение заповедей, отрицательные явления: ненависть к Богу, эгоизм, ревность не по разуму).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

С другой стороны в конце того же отчётного года Братство потерпело великую утрату в лице скончавшегося 3 декабря почётного члена и председателя Совета Братства, заслуженного ординарного профессора Академии Виктора Дмитриевича Кудрявцева, имя которого тесно связано с самым основанием Братства и ближайшее, деятельнейшее, многополезное участие которого в делах Братства началось с самого открытия последнего, так как он был сперва (1880–1885 гг.) товарищем председателя, а потом (1885–1891 гг.) председателем Совета Братства. – В число пожизненных членов вступили: Высокопреосвященнейший Никандр, Архиепископ Тульский и Белевский, Преосвященнейший Иоанникий, Епископ Влади- —210— кавказский, Преосвященнейший Александр, Епископ Дмитровский, о. Ректор Московской Духовной Академии, Архимандрит Антоний, ординарный профессор тон же Академии Алексей Петрович Лебедев , почётный блюститель Академии Николай Михайлович Федюкин, бывший эконом Академии священник Павел Антонович Соловьев, смотритель Муромского духовного училища Евгений Иванович Орлов, Кронштадтского собора ключарь, протоиерей Иоанн Ильич Сергиев, Московской Воскресенской, на Остоженке, церкви протоиерей Григорий Петрович Смирнов-Платонов, Московской Николаевской, на Болвановке, церкви священник Николай Алексеевич Орлов, Юлия Ивановна Базанова, Варвара Петровна Базанова, Дмитрий Фёдорович Самарин, Дмитрий Степанович Нечаев и Павел Сергеевич Владимирский. Но число пожизненных членов и уменьшилось, кроме упомянутого профессора В. Д. Кудрявцева, ещё на три лица: скончались в отчётном году: Наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Архимандрит Леонид, бывший профессор Ярославского Демидовского Лицея Протоиерей Алексий Петрович Лавров и Протоиерей Александр Иванович Телегин. Из действительных членов Братства, по сведениям, доходившим разновременно до Совета, в отчётном году скончались: бывший синодальный ризничий Архимандрит Иосиф, Московские Протоиереи: Василий Евфимиевич Световидов, Дмитрий Иоаннович Кастальский, Московский же священник Стефан Васильевич Никольский, преподаватель Московской духовной семинарии Иван Егорович Любимов, Московские потомственные почётные граждане: Николай Михайлович Бостанджогло и Карп Кодратович Шапошников, потомственная почётная гражданка Марья Яковлевна Малютина и купец Александр Дмитриевичи Фролов.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

соединенными силами участников, вследствие побуждений, проистекающих из вражды к постановлению ВЦИК, возбуждали население к сопротивлению лицам, производившим изъятие; в отношении БРЫЗГАЛОВА и АСАФОВА признать ДОКАЗАННЫМ, что возбуждали население к сопротивлению лицам, производившим изъятие; в отношении ПШЕНИЧНИКОВА, ЧЕРНОВА, БЕЛОВА, ГОЛУБЕВА, ЦИРКИНА, КУЗНЕЦОВА, ПАВЛОВА, ШОСТИ и ВОРОНЦОВА 122 считать не доказанным. Принимая во внимание, что все обвиняемые, в отношении которых доказана контр-революционная деятельность, воспользовались наиболее тяжелым моментом жизни народа, когда миллионы крестьян вымирают от голода, что обвиняемые ЗАОЗЕРСКИЙ, ДОБРОЛЮБОВ, НАДЕЖДИН Христофор, ВИШНЯКОВ, ОРЛОВ, ФРЯЗИНОВ, СОКОЛОВ Василий , ТЕЛЕГИН, БРУСИЛОВА, ТИХОМИРОВ, РОХАНОВ не только не принесли раскаяния в совершенных ими преступлениях, но наоборот частью перекладывали ответственность на выше их стоящих членов православной иерархии, ссылаясь на существующую между ними дисциплину, которой они якобы не могли не подчиниться, частью скрывая политические цели, подобно “книжникам и фарисеям”, оправдывали свое сопротивление в деле помощи голодающим, путем реализации на хлеб церковных ценностей, ложью о Боге и якобы установленных им законах, воспрещающих отдавать церковные предметы не только па дела милосердия вообще, но даже на спасение жизни умирающих от голода, несмотря на то, что приглашенная на суд судебная экспертиза, из группы верующих християн категорически признала такое изъятие вполне возможным и отвечающим христианскому учению, что таким образом они обнаружили величайшую преступность своей воли, – ТРИБУНАЛ ПРИГОВОРИЛ: ЗАОЗЕРСКОГО Александра Николаевича, 42-х лет, ДОБРОЛЮБОВА Александра Федоровича, 56-ти 123 лет, НАДЕЖДИНА Христофора Алексеевича, 56-ти лет, ВИШНЯКОВА Василия Павловича, 56-ти лет, ОРЛОВА Анатолия Петровича, 43-х лет, ФРЯЗИНОВА Сергея Ивановича, 42-х лет, СОКОЛОВА Василия Ивановича, 46-ти лет, ТЕЛЕГИНА Макария Николаевича, 46-ти лет, БРУСИЛОВУ Варвару Ивановну, 22-х лет, ТИХОМИРОВА Сергея Федоровича, 57-ми лет, РОХАНОВА Михаила Николаевича, 43-х лет, – ПОДВЕРГНУТЬ ВЫСШЕЙ МЕРЕ НАКАЗАНИЯ – РАССТРЕЛЯТЬ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

„Засвидетельствуйте, о. Евфимий, всем, что благое их дело (т. е. подарок и адрес) дало мне бодрость и силу переносить все треволнения сей жизни. Скажу при этом, что празднование Светлого Христова Воскресения на этот раз было для меня особенное, необыкновенное. Получив накануне праздника Омофор и Саккос, я Богослужение совершал в них в первый день. Его Высочество, наш Государь, приложившись ко кресту, вместе с поздравлением праздника, поздравил меня и с подарком. Его улыбка ясно доказывала довольство его души. Такое же чистосердечное поздравление воздал мне и Его Блаженство и благословил виновников особенной сей моей радости“. Хотел послать Вам письмо вчера, но не удалось; а ныне был у меня на экзамене Преосвященнейший Никанор. Он весел и доволен. Пришёл пешком. Я показал ему церковь , в которой снова начались работы. Хотим сделать стены под мрамор. Владыка заметил, хорошо ли это будет; в Витебске в домовой архиерейской церкви преосв. Савва устроил таковые, но нет вида. Я сказал, что и там хороши. Но у нас будут ещё лучше и эффектнее, потому что наша церковь в бельэтаже“. Из Москвы от 27-го мая писал священник В…: „Особых отрадных новостей из жизни Московского духовенства не имею; мрачные же новости есть. 21-го мая всё московское духовенство, по приглашению председателя общества любителей духовного просвещения Ив. Н. Рождественского, собрано было в залу библиотеки (в Петровском монастыре) для осушения слёз своего архипастыря Митрополита Макария. В статьях Востока и Современных Известиях слишком мрачными чертами изображена деятельность архипастыря. Московский собор 21-го мая постановил адресом утереть слёзы плачущего. Не знаю, будет ли врачующим средством сей адрес? Наоборот, не послужит ли он поводом к большей и новой брани и ругани. Молчать бы нужно: в молчании средство, примиряющее с литературными псами... —644— 1882 г. Вот Вам на суд следующий случай из житейской практики нашего Викария Преосвященного Амвросия: при конце жизни вдовы – жены священника (в Спас-Наливках) Лебедева 1503 Анны Ив. Лебедевой участвовали при составлении духовного завещания Преосвященный Амвросий и священник Телегин, и – диво: на украшение церкви преосв. Амвросия назначено 1½ тыс., а на содержание сирот – четырёх собачек, оставшихся после Лебедевой, 4 тысячи. Кто-то из сих двух пастырей стада Христова будет выдавать жалованье сироткам и следить за воспитанием и поведением? Не преосвященный ли Амвросий, как старший из участвующих при составлении духовного завещания?

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1/14 мая. Служил литургию в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье. Это было последнее богослужение патриарха Тихона перед тюремным заточением. На нем присутствовала В. М. Миронова, которая пишет в своих воспоминаниях: «Это было воскресенье. Здесь, в маленьком храмике, в присутствии немногочисленных молящихся Патриарх в сослужении подворской братии совершил божественную литургию – просто, без особой помпы и, как всегда, молитвенно. По окончании богослужения молившийся в алтаре пребывающий на покое престарелый архиепископ Владимир (Соколовский), замечательный старец, в прошлом ревностный архипастырь – миссионер, объехавший в свое время чуть ли не весь свет, проповедуя Слово Божие (включая Америку и Австралию), приблизился к Святейшему, только что разоблачившемуся, чтобы приветствовать и одновременно – проститься... Взглянув в глаза друг другу и поняв в этом взаимном взоре более того, что смогли бы выразить обильные слова и длинные речи, они облобызались, обнялись, и непрошеные слезы оросили их глаза, выражая взаимную любовь, уважение и сострадание. Присутствующие в алтаре сослужащие потупились и отвернулись в стороны... После сего безмолвно и поспешно архиепископ Владимир (Соколовский) покинул св. алтарь и вышел с подворья, чтобы более уже никогда здесь не появляться... Святейший остался один». 3/16 мая. Советские газеты публикуют письма красноармейцев и рабочих с призывами скорее начать суд над патриархом и расправиться с ним, присудив к высшей мере наказания. 5/18 мая. Заседание Политбюро ЦК РКП(б). Утверждено заключение Л. Д. Троцкого, что из одиннадцати человек, приговоренных Московским ревтрибуналом 24 апреля/7 мая к расстрелу, на пятерых (Надеждин, Соколов, Телегин, Тихомиров, Заозерский) «не имеется данных, могущих повлиять в сторону смягчения приговора». 6/19 мая. Патриарх Тихон перевезен чекистами из Троицкого подворья в Донской монастырь, где помещен под арестом в двухэтажном домике, рядом с надвратной Тихвинской церковью. Старший секретарь Наркомпочтель А. Зискинд отправил письменное донесение:

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Особенно запомнилась им поездка на самый строгий - Предтеченский - скит, где с ними общался схимник старец Иоанн. Отец Викентий, бывший тогда скитоначальником на Предтеченском острове, признался мне, что сам позавидовал той проповеди, которую прочитал старец моим непутевым отрокам. Прошло четыре года, ребята окончили институт, но, как сказал один из них, Дмитрий Бочков, «мы стараемся жить, сверяя свою жизнь по Валааму». Общение с островом, отцами, послушниками, монахами оставило неизгладимый след в их душах, заронило зерно подлинной веры . «Представляете, - как-то сказал мне Дима, - мы с однокурсниками уже почти не общаемся, а вот с Валаамскими друзьями регулярно созваниваемся, встречаемся, дружим! Такое вот у нас Валаамское братство !». Были и смешные, курьезные случаи. Например, разрешили нам как-то подняться на колокольню главного Спасо-Преображенского собора. Ходим, любуемся видом на Монастырскую бухту, фотографируемся, а Вася Телегин, рассматривая главный колокол, говорит: «А интересно, тяжелый он, этот язык?», - возьми да и приподыми язык колокола. И тут на всю округу раздался колокольный звон. Мы испугались, а послушник, который привел нас туда, вообще чуть не спрыгнул с колокольни от страха: «Ну все, меня теперь на Путсаари сошлют». Мы бегом вниз. Проходя мимо церковнослужителя, говорю: «Простите нас, мы не специально». А он: «Да ничего, только братья из келий повыскакивали, на службу пошли ». Так за нашим Васей до конца учебы в университете закрепилось прозвище «Звонарь». И все же главной миссией студентов была работа в садах . Трудились весной весь световой день, по 12 -14 часов, благо в мае белые ночи. Работы уж очень много было и в усадебных старых садах с их 100-150-летними яблонями, и в скитах, где есть небольшие насаждения плодовых и ягодных культур: Всесвятском, Ильинском, Предтеченском, Смоленском, Владимирском, Гефсиманском, Никольском, на Ферме, на очистных сооружениях, на электростанции, да еще на питомнике. И опять-таки (удивительное дело!) при такой-то нагрузке, а силы были, усталость проходила за ночь. Ребята сами удивлялись: «Видно Господь помогает!» Ну а когда по окончании нашего пребывания на острове они увозили подарки от отца Мефодия - свежие номера газеты «Свет Валаама», молитвословы, календари с изображениями икон, иконы Валаамской Божией Матери - чувствовали, что увозят с собой частичку святого острова, память и благословение на всю оставшуюся жизнь. Были ребята, которые приезжали еще на остров - кто на практику, кто поработать после окончания университета, кто после армии, желая остаться в братии. По-разному сложились их судьбы, одно общее - все они идут теперь по жизни с Богом , а значит крепко стоят на земле. А я бесконечно счастлива тем, что немного причастна к этому и что, как могла и сколько могла помогала сохранению Садов Валаама, уникального явления, живого чуда Валаама .

http://ruskline.ru/analitika/2012/10/20/...

Заявление Настоящим ходатайствую о приговоренных к расстрелу Заозерском, Фрязинове, Соколове Вас[илии], Надеждине Хр[исанфе], Орлове, Добролюбове, Телегине, Вишнякове и Брусиловой. Полагаю, что они, как священники, в дальнейшем, будучи помилованы, не будут выступать против Советской власти: ведь, священническое звание, правильно понятое, есть звание, обязывающее к любви, к правде. Думаю, что пережитое ими испытание должно изменить их душу, что в дальнейшем их поступки будут вполне соответствовать христианскому и священническому достоинству. Брусилова же женщина, мать, вдова. Чувство человеколюбия к ней побуждает меня ходатайствовать за нее. Протоиерей Александр Введенский 12.V.1922 г. – Л. 19–20. Рукописный карандашный подлинник, автограф. 24–15 Ходатайство священника Е. Белкова во ВЦИК о помиловании приговоренных к расстрелу по делу московского духовенства и верующих [Около 12–13 мая 1922 г.] В ВЦИК Священника Петрограда Евгения Белкова Прошение Считая приговор Трибунала по известному делу в высшей степени справедливым, я однако почитаю долгом своего сердца ходатайствовать о замене высшей меры наказания – расстрела более мягкой мерой след[ующим] лицам: Заозерскому, Добролюбову, Надеждину, Вишнякову, Орлову, Фрязинову, Соколову, Телегину и Брусиловой. Первые из них семь человек, как священники, воспитавшиеся в византизме, душившем всякую свободу, несомненно действовали в религиозном помрачении, монах Телегин – безусловно темный человек, а у Брусиловой грудной ребенок. Свящ[енник] Евгений Белков – Л. 21. Рукописный подлинник, автограф. Датировка по 24–14 и 24–19. 24–16 Ходатайство протоиереев Н. Русанова и С. Дедовского во ВЦИК о помиловании приговоренных к расстрелу по делу московского духовенства и верующих [Около 12–13 мая 1922 г.] Во ВЦ[И]К Пр[отоиерея] Николая Русанова и пр[отоиерея] Сергия Дедовского Убедительно просим 128 даровать жизнь осужденным на разстрел следующим лицам: Заозерскому, Фрязинову, Соколову 129 , Надеждину, Орлову, Добролюбову, Телегину, Вишнякову, Брусиловой. Вполне ручаюсь, что эти лица более не совершат в своей жизни ничего подобного тому, за что они присуждены к высшей каре – разстрелу. Усердно 130 прошу милости всем вышеозначенным лицам.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ЛУЧШИЙ ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ ФИЛЬМ ЦЕНТРАЛЬНЫХ КАНАЛОВ (Серебряная медаль преп. Сергия Радонежского). Приз и грамота от Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства. «СВИДЕТЕЛЬСТВО О ЛЮБВИ» (Россия, Москва, 2017). Автор и режиссер: Наталия Боцман Производство: Наталия Боцман. СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРИЗ ПРЕЗИДЕНТА ФЕСТИВАЛЯ ЗА ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ (Серебряная медаль преп. Сергия Радонежского) «КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА. ФОТОГРАФИЯ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ» (Украина, Киев, 2018). Авторы: Антон Никитин, Ольга Марикуца. Режиссёр: Люсине Колыхалина. Производство: ООО «07 продакшн» по заказу ЧАО. СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРИЗ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ЖЮРИ ЗА ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ «БИТВА ЗА НЕБО» (Россия, Москва, 2018). Автор сценария и режиссёр: Исрафил Сафаров. Оператор: Евгений Кокусев. Производство: ООО Кинообъединение «Мастер» при финансовой поддержке Министерства культуры РФ. 3 награды в номинации: СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРИЗ. ОСОБОЕ УПОМИНАНИЕ ЖЮРИ ЗА ИГРОВОЙ ФИЛЬМ «АСЯ» (Россия, Санкт-Петербург, 2017). Автор сценария и режиссёр: Даниэлла Рыбакьян. Производство: Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения. «ХОРОШИЙ ДЕНЬ» (Россия, Москва, 2017). Автор сценария и режиссёр: Даша Чаруша. Производство: VERSUS Pictures. «УЧИТЕЛЬ» (Россия, Москва, 2018). Автор сценария: Алексей Герман-младший. Режиссёр: Максим Елагин. Производство: ООО ГК «Савалан». 2 награды в номинации : СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРИЗ. ОСОБОЕ УПОМИНАНИЕ ЖЮРИ ЗА АНИМАЦИОННЫЙ ФИЛЬМ «ПИСЬМА» (Россия, Москва, 2017). Автор сценария: Александр Саварский по мотивам рассказа Константина Паустовского «Снег». Режиссёр: Александр Саварский. Производство: Индивидуальный предприниматель Саварский Александр Валериевич «МАТРОС КОШКА» (Россия, Москва, 2017). Автор сценария, режиссёр и художник: Валентин Телегин. Производство: Анимационная студия Пилот Александра Татарского при финансовой поддержке Министерства культуры РФ. 7 наград в номинации СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРИЗ. ОСОБОЕ УПОМИНАНИЕ ЖЮРИ ЗА ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ «СВИДЕТЕЛИ ЛЮБВИ» (Россия, Москва, 2018). Автор сценария и режиссёр: Наталия Гугуева. Производство: ООО Студия «Встреча» при финансовой поддержке Министерства культуры РФ.

http://fest.radonezh.ru/2018/11/28/xxiii...

Телегин, Александр Иванович , протоиерей в Москве; пожизн. член с 1883 г.; пожертв. 300 р.; ум. 1891 г. Тихомиров, Аполлоний Иванович, священник, впоследствии протоиерей в Москве: пожизн. член с 1886 г.; пожертв. 100 р.+100 р. (на бывших воспитанников Академии); ум. 1898 г. Толстая, Надежда Викторовна, графиня; пожизн. член с 1900 г.; пожертв. 1.000 р. 190. Толстой, Сергей Михайлович, граф; пожизн. член с 1899 г.; пожертв. 100 р. Трифон, иеромонах, смотритель Донского училища в Москве, ныне Епископ Дмитровский, первый викарий Московской митрополии; пожизн. член съ1895 г.. пожертв. 300 р. Троицкий, Алексей Иванович, смотритель Единецкого духовного училища; пожизн. член с 1896 г.; пожертв. 100 р. Туркестанова, Варвара Петровна, княгиня; пожизн. член с 1895 г.; пожертв. 200 р. Уваров, Иаков Лаврентьевич, заштатный священник в Москве; пожизн. член с 1882 г.; пожертв.100 р.; ум. 1885 г. 195. Уткин, Лаврентий Петрович, Харьковский и временно Московский купец; пожизн. член с 1880 г.; пожертвовал 100 р.; ум. 1895 г. Федюкин, Николай Михайлович, купец в Москве; пожизн. член с 1891 г.; пожертв. 300 р. Фортинский, Николай Яковлевич, протоиерей в Москве; пожизн. член с 1880 г.; пожертв. 100 р. Хлудов, Василий Алексеевич, потомственный почетный гражданин в Москве; пожизн. член с 1895 г.; пожертв. 300 р. Холмовский, Василий Авксентьевич, протоиерей в С.-Петербурге; пожизн. член с 1881 г.; пожертв. 100 р. 200. Холмогоров, Димитрий Космич, священник в Москве; пожизн. член с 1902 г.; пожертв. 100 р. Чанцев, Иоанн Иоаннович, священник в Москве; пожизн. член с 1893 г.; пожертв. 100 р. Шахов, Василий Васильевич священник в Одессе; пожизн. член с 1900 г.; пожертв. 100 р. Шумов, Александр Яковлевич, купец в Москве; пожизн. член с 1880 г.; пожертв. 100 р.; ум. в 1897 г. Щеклеева, Пелагея Косминична, вдова купца в Москве; пожизн. член с 1895 г.; пожертв. 220 р. 205. Эггерс, Николай Борисович, купец в Москве; пожизн, член с 1882 г.; пожертв. 100 р., ум. 1903 г. Якубов, Николай Евграфович, кафедральный протоиерей в Вологде; пожизн. член с 1890 г.; пожертв. 100 р.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Cvetkov/b...

На привалах вспоминали своих девчат. Сорока — свою Марийку, Телегин свою Дуняшу. Вспоминали родные земли. Сорока — своё Запорожье, бурный широкий Днепр. Телегин — равнины вокруг Черкасска, тихий и плавный Дон. Жили два казака, словно родные братья. И радость и горе у них пополам. Всё тут на равные доли. И смерть им выпала — одна на двоих. Не взяли разинцы при первом штурме Симбирский кремль. Люто сражались стрельцы и дворяне. Знали: не будет им от восставших пощады. Били картечью. Ядра горохом из пушек сыпали. Лили сверху, со стен, смолу. Отвёл Разин бойцов на отдых. При новой атаке Разин дал команду кремль запалить. Натаскали ночью разинцы хворосту, дров. Прикатили телеги с сеном. Обложили в нескольких местах кремлёвские стены. – По-о-шёл! — скомандовал Разин. Взметнулось по стенам пламя. Лизнуло ночное небо. Рассыпалось на сотни и тысячи искр. Принялись стрельцы и дворяне огонь тушить. – Сбивай его! Солью дави! Песком! — надрывал глотку воевода Иван Милославский. — Воду — безрукие! Во-о-ду! В это время и начался новый штурм. Иван Сорока и Фрол Телегин бежали вместе со всеми. Припасли они длинную лестницу. По этой лестнице и хотели подняться на стены. Добежали друзья удачно. – Доброе дело, доброе, — приговаривал Разин, наблюдая за огнём и атакой. — Вот так-то, воевода Иван Милославский. Вот так-то тебя — за горло двумя клещами. Однако, подпустив разинцев к стене, осаждённые как бы спохватились. – Пищали к бою! Смолу на стены! — гудел Милославский. Когда Телегин и Сорока прислонили к крепостным брёвнам свою лестницу, сверху началась такая пальба, что лишь чудом они уцелели. Глянули казаки налево, направо — в живых только их двое. Приостановилась атака и тех, кто шёл за первыми следом. Не решаются люди под пули двинуться. Стоят у стены казаки. Стоит Телегин и не видит того, как сверху в него стрелец из пищали целит. Не видит Телегин, но видит зато Сорока. Проворен в бою Сорока. Выхватил из-за пояса пистолет. Спас друга от верной гибели. Не заметил Телегин стрельца, который в него из пищали целил, зато заметил другого. Другой же в Сороку целил. Проворен в бою Телегин. Выхватил из-за пояса пистолет. Спас друга от верной гибели.

http://azbyka.ru/fiction/groznyj-vsadnik...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010