РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Мученики, исповедники и подвижники Русской Православной Церкви XX столетия Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Иеромонах Дамаскин (Орловский) Книга 2. Тверь, " Булат " , 2001 год - 528 страниц. Тираж 5 000 экз. СОДЕРЖАНИЕ Слово к читателю Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II........................................   3 Вместо предисловия.........................   5 ФЕВРАЛЬ 08.02 (21.02) Мученики-братья иеродиакон Евфимий и послушник Алексей.......................... 19 20.02 (05.03) Блаженный Виктор, Мария Круглова, Анна Корыгина, священники Дмитрий Горский и Иоанн Крылов............................... 21 АПРЕЛЬ 05.04 (18.05) Блаженная старица Марфа Лаврентьевна....... 30 27.04 (10.05) Мученики шуйские. Протоиерей Павел Светозаров, священник Иоанн Рождественский и миряне Петр Языков, Николай Малков, Анастасия, Авксентий Калашников, Сергей Мефодиев................................... 37 20.05 (02.06) Мученики московские. Священники Василий Соколов, Христофор Надеждин, Алексей Заозерский, иеромонах Макарий (Телегин) и мирянин Сергий Тихомиров.................................. 54 07.06 (20.06) Священномученик Андроник, архиепископ Пермский....................... 82 Мученики, исповедники и подвижники благочестия пермские: священники Константин Широкинский, Иоанн Пьянков, Алексей Сабуров, Николай Яхонтов, Алексей Стабников, Петр Вяткин, диакон Василий Кашин, Иоанн Пьянков, Алексей Сабуров, Николай Яхонтов, Алексей Стабников, Петр Вяткии, диакон Василий Кашин, священники Николай Бельтюнов, Александр Савелов, Александр Посохин, Василий Комакин, Иоанн Швецов, Сергий Колчин, псаломщики Анатолий Попов и Александр Зуев, священникиВладимир Белозеров, Павел Соколов, Александр Калашников, псаломщик Василий Петухов, мирянин Петр Мелехов, священник Михаил Жидяев, диакон Александр Ипатов, священники Александр Шкляев,

http://fond.ru/izdaniya-fonda/mucheniki-...

В Шуе от настоятеля местного собора протоиерея Павла Светозарова требовали признать наличие контрреволюционного заговора. Хотя пастырь не был причастен к беспорядкам и наличие заговора не удалось доказать, отец Павел был приговорен к расстрелу. Вместе с ним были расстреляны священник Иоанн Рождественский и мирянин Петр Языков (память мучеников 10 мая). В апреле – мае 1922 г. прошел судебный процесс против московского духовенства и мирян. Православных обвиняли в сопротивлении изъятию ценностей, хотя часто оно могло выражаться в простом словесном возмущении происходящим. Показателен допрос одного из обвиняемых – иеромонаха Макария (Телегина). Принявший монашество после чудесного видения в раннем детстве отец Макарий с юности жил как подвижник, подолгу уходя для молитвы в пещеру. На суде преподобномученик держался независимо и смело. На вопрос судей о его убеждениях он отвечал: –Я по убеждениям монархист. –Как же вы монархист, когда монарха нет? Ведь апостол Павел говорит: повинуйтесь существующей власти. –Я и повинуюсь: живу тихо, смирно, как все смертные, власти не касаюсь. –Это Вы там (в домовой церкви) оскорбили Комиссию? –Да, я назвал членов ее грабителями и насильниками. Я служитель Престола, и мне очень тяжело, когда отбирают священные предметы. Арестованных пастырей обвинили и в рассылке послания патриарха Тихона, которое было названо контрреволюционным. 8 мая суд приговорил к расстрелу 11 человек, однако шестеро из них были помилованы. Пять человек – протоиереи Александр Заозерский, Василий Соколов , Христофор Надеждин, иеромонах Макарий (Телегин) и мирянин Сергий Тихомиров были расстреляны (память мучеников 26 мая). «Для меня лично смерть не страшна, – говорил священномученик Александр Заозерский, – я верую, что Господь каждому шлет умереть тогда, когда надо». «Жду не дождусь встречи с Господом моим Христом», – сказал перед смертью преподобномученик Макарий. Было решено привлечь к ответственности и патриарха Тихона. Параллельно с этим в ГПУ готовили и церковный раскол.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Днем 31 марта, во время изъятия ценностей из храмов Скорбященского жен. мон-ря в Бутырках собрались ок. 200 чел. протестующих. Возле др. храмов, где происходили изъятия, согласно отчетам районных комиссий по изъятию церковных ценностей, собирались группы до 50 чел. Вечером 31 марта число верующих у Скорбященского мон-ря увеличилось до 1,5 тыс. чел., в основном это были рабочие соседних фабрик. В последующие дни протесты верующих нарастали. 3 апр. сопротивление изъятию священных предметов из Петропавловского больничного храма оказал персонал Сущево-Мариинской больницы, в тот же день у храма Рождества Богородицы в Бутырках собравшихся на защиту храма людей разогнал отряд кавалерийской части. 4 апр. верующие собрались возле храма Николы Явленного на Арбате, против них выступили 50 вооруженных красноармейцев. Изъятие церковных ценностей в Москве сопровождалось массовыми арестами приходского духовенства. Уже в первый день проведения кампании были арестованы 27 священнослужителей. 3 апр. Московская губернская комиссия по изъятию церковных ценностей во главе с начальником Московского губернского отдела ГПУ Ф. Д. Медведем постановила «в 7-дневный срок поставить в Московском Ревтрибунале процесс священников, противодействовавших изъятию церковных ценностей». 5 апр. комиссия дала рекомендацию по действиям против собравшихся у храмов: «Не останавливаться перед арестами и производить их в масштабе абсолютно гарантирующего недопущение скопления публики. Аресты производить путем рассасывания толпы кавалерийским отрядом и отхвата части толпы - арестовывая ее, конвоируя ее до ближайшего отделения милиции». 3-5 апр. прошли самые массовые аресты представителей духовенства и мирян. Среди задержанных были настоятельница Новодевичьего мон-ря игум. Вера (Побединская), настоятель Сергиевского храма Троицкого патриаршего подворья иером. прмч. Макарий (Телегин) , известные своей духовной деятельностью в Москве протоиереи сщмч. Сергий Розанов и Павел Лепёхин, священники Петр Никольский и Димитрий Крючков.

http://pravenc.ru/text/2564198.html

Пытаясь дискредитировать Церковь своими обвинениями духовенства в отказе помогать голодающим и насаждая в церковной жизни обновленческий раскол, который выступал под знаменем примирения христианства и коммунизма, большевистский режим стремился придать своим гонениям в 1922-1923 годах видимость " революционной законности " , сопровождая уничтожение священнослужителей инсценированными пропагандистскими процессами. Именно после наиболее громких из этих процессов, петроградского и московского, летом 1922 года были расстреляны митрополит Петроградский Вениамин (Казанский), горячо любимый петроградской паствой, избравшей его в 1917 году на митрополичью кафедру, архимандрит Сергий (Шеин), миряне Юрий Новицкий и Иоанн Ковшаров, глубоко почитавшиеся православными москвичами протоиереи Александр Заозерский, Христофор Надеждин, Василий Соколов, иеромонах Макарий (Телегин) и мирянин Сергий Тихомиров. Уничтожив в ходе репрессий 1922-1923 годов от 6 до 7 тысяч представителей духовенства и монашества, большевистский режим впоследствии уже не пытался организовывать показательные процессы над священнослужителями. Ибо опыт процессов начала 1920-х годов убедил церковных гонителей в невозможности превратить мучеников Церкви в кающихся в политических грехах марионеток подобных тем, которыми стали на политических процессах 1930-х годов партийные руководители, репрессированные Сталиным. Значительные уступки в области церковно-государственных отношений, на которые пришлось пойти летом 1923 года св. Патриарху Тихону, и еще более значительные уступки в области кадровой политики Церкви, на которые пошел летом 1927 года Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский), лишь на несколько лет ослабили церковные гонения. Однако уже в период 1928-1934 годов, по мере свертывания НЭПа и проведения политики коллективизации церковные репрессии приобрели невиданный ранее по широте охвата характер. В этот период в дополнение к более чем восьми миллионам жертв коллективизации и во многом организованного государством голода начала 1930-х годов было репрессировано около 40 тысяч представителей духовенства и монашества, из которых расстреляно было не менее пяти тысяч, ликвидированы все монастыри, количество действующих храмов сократилось с 28,5 тысяч до 10 тысяч.

http://religare.ru/2_80390.html

Куза Л.Г. Кузнецов, нарком финансов УССР Куйбышев В.В., член Оргбюро ЦК РКП(б), секретарь ЦК РКП(б) Курений – см. Курский Д.И. Курочкин Н. Курский Д.И., нарком юстиции Курындина Л.Г., помощник технического секретаря Политбюро ЦК РКП(б) Кускова Е.Д., член Всероссийского комитета помощи голодающим Кутузов Б. П. Кутузов И.И., кандидат в члены Оргбюро ЦК РКП(б), член Президиума ВЦИК, председатель ЦК профсоюза текстильщиков Кучумов В.А. Л апин П.Д., профессор, член Высшего церковного совета Лаппо-Данилевский А. С. Латышев А.Г. Лацис М.Я., заведующий СО ВЧК Л.Б. – см. Каменев Л.Б. Лебедев В. Лебедев П.П., член комиссии ВЦИК по подготовке изъятия церковных ценностей Левитин А.Э. Левитин-Краснов А.Э. – см. Левитин А.Э. Легран Е.В., помощник заведующего приемной Бюро Секретариата ЦК РКП(б) Ледовский С., протоиерей Саратовской епархии, обновленец Ленин В.И., член Политбюро ЦК РКП (б), председатель СНК РСФСР и СССР Леонтьева Т. Г. Лепешинская Е.С., помощник технического секретаря Политбюро ЦК РКП(б) Литвинов М.М., заместитель наркома иностранных дел Лихачев В.М., заведующий Агитпропотделом МК РКП(б) Лицис В., секретарь Бюро Центральной КИЦЦ Лука, апостол Лука (Войно-Ясенецкий В.Ф.), архиепископ Симферопольский и Крымский Луначарский А.В., нарком по просвещению Лыкова Л.А. Львов В.Н., бывший обер-прокурор Святейшего Синода, член обновленческого Священного Синода М акарий (Булгаков М.П.), митрополит Московский и Коломенский Макарий (Телегин М.Н.), иеромонах, осужденный по московскому процессу Макиавелли Н., итальянский мыслитель Максименков Л. Максимов И.Е., обвиняемый по московскому процессу Манучарьянц Ш.Н., помощник технического секретаря Политбюро ЦК РКП(б) Маркс К., немецкий философ Масальская А. С. Медведь Ф.Д., начальник Московского губотдела ГПУ Мелетий (Метаксасис), архиепископ Константинополя – Нового Рима и Вселенский патриарх Мельчин С.А. Менжинский В.Р., начальник СО ГПУ, заместитель председателя ГПУ Мережковский Д.С., писатель, религиозный философ Мехлис Л.3., заведующий Бюро Секретариата ЦК РКП(б)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

МАКАРИЙ Арсеньевич Соловьёв (1876-1937), свящ., сщмч. (пам. 16 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКАРИЙ († 1506), мон., прмч. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 14 сент. и в Неделю жен-мироносиц в Соборе Фессалоникийских святых) МАКАРИЙ прмч. (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), Угличский - см. в ст. Иов, прмч., и др. мученики Угличские МАКАРИЙ (Миронов Макар Федорович;1878 - 1938), иером., прмч. (пам. 23 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКАРИЙ (Моржов Михаил Степанович; 1872 - 1872), иером., прмч. (пам. 28 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКАРИЙ (Смирнов Михаил Ефимович; 1877-1937), иером., прмч. (пам. 16 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКАРИЙ (Телегин Павел Николаевич; 1876 - 1922), иером., прмч. (пам. 13 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКАРИЙ (Токаревский; 1596 (1605?) - 1678), Овручский, Переяславский , архим., прмч. (пам. 7 сент., 13 мая - перенесение мощей, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых, в Соборе Волынских святых) МАКАРИЙ мч. Александрийский (пам. 30 окт., 8 дек.) - см. в ст. Иулиан, Кронион, Макарий, Епимах, Александр и 13 мучеников МАКАРИЙ мч. Аназарвский (пам. 5 февр.) - см. в ст. Феодулия, Елладий, Макарий и Евагрий, мученики Аназарвские МАКАРИЙ [Макарий Антиохийский;], мч. Египетский (нач. IV в.?) (пам. копт. 22 абиба (эфиоп. хамле; 16 июля)) МАКАРИЙ мч. Карфагенский, Африканский (пам. греч. 10 апр.) - см. в ст. Африкан, Терентий, Максим, Помпий, Зинон, Александр, Феодор МАКАРИЙ (кон. XV - нач. XVI в.), черногорский печатник, руководитель 1-й южнославянской кириллической типографии МАКАРИЙ (Булгаков Михаил Петрович; 1816 - 1882), митр. Московский и Коломенский, историк Церкви, богослов МАКАРИЙ (Ильинский Михаил Иванович; 1866-1953), митр. Алеутский и Североамериканский, патриарший экзарх в Сев. и Юж. Америке МАКАРИЙ (Оксиюк Михаил Федорович; 1884-1961), митр. Варшавский и всея Польши, церковно-общественный деятель, богослов

http://pravenc.ru/text/Макарий.html

Но послушные «вождю мирового пролетариата» ГПУ, НКЮ, МЧК и Ревтрибунал вершили свое дело: ГПУ, пользуясь мельчайшими предлогами, арестовало с конца марта до середины апреля большую группу священников и мирян, оказавшихся возле тех храмов, изъятие ценностей в которых вызвало возмущение верующих. В некоторых церквах прихожане были созваны колокольным звоном, что особенно обеспокоило «органы». Из священников в первую очередь были арестованы и предстали перед следствием те, кто присутствовали на благочинническом собрании, проведенном 7 марта управляющим Московской епархией Крутицким архиепископом Никандром; именно здесь было прочитано воззвание Святейшего Патриарха Тихона в связи с изъятием церковных ценностей. Так, 22–23 марта были арестованы протоиереи: Виктор Кедров (председатель Епархиального совета г. Москвы), Василий Вишняков, Христофор Надеждин, Сергий Фрязинов, а также иеромонах Макарий (Телегин), несколько мирян, в том числе Ефимов, Чернов, Брызгалов и др. 3–5 апреля – протоиереи и священники Василий Соколов , Сергий Розанов, Павел Лепехин, Петр Никольский, Дмитрий Крючков и другие лица, в том числе Варвара Брусилова, оказавшаяся самой смелой из всех подследственных. 8 апреля – благочинные протоиереи Александр Добролюбов, Александр Заозерский, Николай Поспелов, Борис Забавин, ректор Московской Духовной Академии Анатолий Орлов и другие лица. За четыре с лишним года репрессивный аппарат ГПУ научился работать как хорошо отлаженная машина. Весьма малограмотными «следователями» (в частности М. Туляковым) на стандартных бланках предписаний выписывался типовой ордер (орфография подлинника сохранена): ордер на обыск и арест гражданина ... (фамилия, имя, отчество) проживающего ... (адрес) от имени ... (начальника Секретного отдела М. Ч. К.), обвиняемого: в гитации против постонов[ления]... об изятий цирков [ных] ценностей]. Примечание: забрат всю пириписку, касающию его обвенения 7 Сразу же или в ближайшие дни после доставления на Лубянку арестованные подвергались протоколируемым допросам.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

Сергей Федорович Тихомиров родился в 1866-м или 1867-м году в семье московского купца 2-й гильдии, состоявшего в купечестве с 1867 года и торговавшего в Охотном ряду. С 1895 года числился самостоятельным владельцем мясной лавки на Арбате. Вторая лавка появилась у него в 1902-м году в Дорогомилове, куда он и переехал в 1910-м году. Лавка Сергея Федоровича находилась напротив храма, он одним из первых узнал о разграблении храма и бросился защищать церковные святыни. На суде Сергей Федорович также держался мужественно, пощады не просил, от последнего слова отказался. 8 мая 1922 года Сергий Тихомиров, а вместе с ним еще 10 священнослужителей, проходивших по «делу об изъятии церковных ценностей», были приговорены к расстрелу. Лавка Сергея Федоровича находилась напротив храма, он одним из первых бросился защищать церковные святыни Как записано в протоколе следствия, задержанные обвинялись в том, что «перекладывали свою вину на вышестоящую иерархию, ссылаясь на существующую между ними дисциплину, а частью скрывая свои политические цели, подобно книжникам и фарисеям”, оправдывая свое сопротивление ложью о Боге и якобы установленных Им законах, воспрещающих отдавать церковные предметы не только на дела милосердия вообще, но даже спасения жизни умирающих от голода... несмотря на то, что приглашенная на суд судебная экспертиза из группы верующих христиан категорически признала такое изъятие вполне отвечающим христианскому учению...”». После того как стало известно о приостановлении исполнения смертного приговора, с разрешения начальника тюрьмы осужденные подали ходатайство о смягчении условий содержания, но оно было отклонено. В тот же день Сталин направил записку членам Политбюро: «Московский суд приговорил к расстрелу 11 человек, из них большинство попы... Каменев предлагает ограничиться расстрелом двух попов. Прошу голосовать за” или против” предложения... Каменева. Я лично голосую против отмены решения суда». Состоялось голосование: Ленин, Троцкий, Сталин и Зиновьев проголосовали за смертный приговор. Таким образом, 18 мая 1922 года Политбюро приняло окончательное решение о расстреле – правда, только 5 человек из 11 приговоренных. Всех их подстригли и обрили, чтобы в них нельзя было узнать лиц духовного звания. 26 мая 1922 года иеромонах Макарий (Телегин), протоиереи Александр Заозерский, Христофор Надеждин, Василий Соколов и мирянин Сергий Тихомиров приняли мученическую кончину в помещении архива бывшего страхового общества, где в полуподвальном этаже, в глухих комнатах для сейфов, расстреливали осужденных. Тела новомучеников были привезены на Калитниковское кладбище и захоронены в безвестной могиле. В августе 2000 года подвижники были причислены к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви для общецерковного почитания.

http://pravoslavie.ru/146375.html

Патриарх отреагировал на декрет новым посланием к пастве, в ко тором он заявил о недопустимости изъятия священных предметов «употребление коих не для богослужебных целей воспрещается канонами Вселенской Церкви и карается ею как святотатство - миряне отлучением от нее, священнослужители - извержением из сана» (Ап. 73, Двукр. 10). Это послание было разослано епархиальным архиереям. Приходские советы вынесли решение о недопустимости изъятия из храмов богослужебных предметов. Когда декрет ВЦИК стал приводиться в исполнение, вокруг храмов собирались толпы народа; произошли столкновения, пролилась человеческая кровь. В связи с этим в разных городах страны возбуждены были уголовные дела. В Москве судили группу духовных лиц, обвиняемых в подстрекательстве к беспорядкам при изъятии церковных ценностей. В качестве свидетеля на суд вызвали святого Патриарха Тихона. После допроса Патриарха 9 мая 1922 года «Правда» писала: «В Политехнический музей на процесс «благочинных» и на допрос Патриарха набилась тьма народа. Патриарх смотрит на беспримерный вызов и на допрос свысока. Он улыбается наивной дерзости молодых людей за судейским столом. Он держится с достоинством. Но мы присоединимся к грубому святотатству московского трибунала и вдобавок к судебным вопросам бухнем еще один, еще более неделикатный вопрос: откуда такое достоинство у Патриарха Тихона?» Суд вынес суровые приговоры: несколько обвиняемых священников - Заозерский, Добролюбов, Надеждин, Вишняков, Орлов, Фрязинов, Соколов, иеромонах Макарий (Телегин) и прихожан московских храмов (Тихомиров, Рахманов и Брусилова - племянница знаменитого полководца) были осуждены на смертную казнь, другие осуждены на разные сроки. Трибунал вынес также постановление о привлечении Патриарха Тихона и архиепископа Крутицкого Никандра (Феноменева) к суду в качестве обвиняемых. Постановления о привлечении к ответственности Патриарха выносили и провинциальные трибуналы, через которых проходили дела о беспорядках, учиненных в разных городах и селах страны в связи с проведением в жизнь декрета об изъятии церковных ценностей.

http://sedmitza.ru/lib/text/439995/

С 26 апреля по 8 мая в зале Политехнического музея проходил суд Московского революционного трибунала над московским духовенством и прихожанами московских храмов. Обвиняемые держались мужественно и с достоинством. Многократно судьи пытались их соблазнить облегчением участи в обмен на показания против других, но безуспешно. Иеромонах Макарий (Телегин). 1922 год (фото из судебно-следственного дела) Преподобномученик Макарий родился в 1876 году в селе Летниково Самарской губернии в семье крестьян Николая и Евдокии Телегиных и в крещении был наречен Павлом. В детстве мальчику было чудесное явление, после которого он решил стать монахом. В 1905 году он поступил в Московский кафедральный Чудов монастырь, где проходил различные послушания и окончил монастырскую школу. В 1911 году он был пострижен в монашество с именем Макарий, в том же году рукоположен во иеродиакона, а в 1913-м — во иеромонаха. После закрытия властями Чудова монастыря иеромонах Макарий перешел служить в Сергиевский храм Троицкого патриаршего подворья. 3 апреля 1922 года в храм пришла комиссия по изъятию церковных ценностей. Члены комиссии действовали кощунственно и грубо, и отец Макарий назвал их в лицо грабителями и насильниками, за что был тут же арестован. Политехнический музей, Москва. Фото 1884 г Судебно-следственные документы и стенограммы судебных заседаний донесли до нас в некоторых случаях фрагменты подлинных слов новомучеников во всей их незатейливости и простоте: — Вы себя виновным признаете? — спросил иеромонаха Макария председатель суда. — Не признаю. — А в тех фактах, которые изложены? — Да, в тех фактах я признаю. — Вас в чем обвиняют, вы знаете? — Знаю. Я при изъятии церковных драгоценностей назвал комиссию грабителями и насильниками, за это меня арестовали. А что меня побудило, я вам скажу — мое религиозное чувство и пастырский долг, потому что светские люди не имеют права даже входить в алтарь. Но когда они коснулись святыни, то для меня это было очень больно; я, ввиду этих обстоятельств, действительно произнес эти слова, что «вы — грабители, вы — насильники», ибо они преступность сделали, святотатство и кощунство...

http://foma.ru/tak-govoril-svyatoj.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010