8 мая 1922 года был зачитан приговор трибунала: священников Александра Николаевича Заозерского, Александра Федоровича Добролюбова, Христофора Алексеевича Надеждина, Василия Павловича Вишнякова, Анатолия Петровича Орлова, Сергея Ивановича Фрязинова, Василия Александровича Соколова , Макария Николаевича Телегина и мирян Варвару Ивановну Брусилову, Сергея Федоровича Тихомирова, Михаила Николаевича Роханова подвергнуть высшей мере наказания – расстрелять. В тот же день все приговоренные к расстрелу были доставлены в одиночный корпус Бутырской тюрьмы, размещены в камерах по одному и лишены прогулок. После того, как 12 мая стало известно о приостановлении исполнения смертного приговора, осужденные, получив на то разрешение начальника тюрьмы, подали ходатайство о смягчении условий содержания, но оно было отклонено. Сразу же после окончания судебного процесса властям стали подаваться многочисленные прошения о помиловании, причем первым почти во всех прошениях стоял протоиерей Александр Заозерский. Власти решили прошения удовлетворить только частично, оставив приговор в силе по отношению к пяти обвиняемым: священникам Христофору Надеждину, Василию Соколову , иеромонаху Макарию и к мирянам Сергею Тихомирову и Михаилу Роханову. Однако в окончательном приговоре в последнюю минуту Михаил Роханов был заменен на протоиерея Александра Заозерского. 30 мая 1922 года Московский Революционный Трибунал получил извещение, что советское правительство отклонило ходатайство о помиловании пяти осужденных. Были расстреляны священники Василий Соколов , Христофор Надеждин, Александр Заозерский, иеромонах Макарий (Телегин) и мирянин Сергей Тихомиров. Тела их были погребены на Калитниковском кладбище, но точное место захоронения осталось неизвестным. Читать далее Источник: Жития новомучеников и исповедников российских XX века Московской епархии/[Игумен Дамаскин (Орловский) и др.]; Под общ. ред. Митрополита Крутицкого Коломенского Ювеналия. - Тверь : Булат, 2002-2006, в 8-и томах./Январь-май. - 2002. – 285 с.; Июнь-август. - 2003. – 285 с.; Сентябрь-Октябрь. - 2003. – 235 с.; Ноябрь. - 2004. - 334 с.; Декабрь. – 2004. – 174 с.; 1: Доп. том. - 2005. - 287 с.; 2: Доп. том. - 2005. - 268 с.; 3: Доп. том. - 2005. - 284 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

После окончания военных действий отец Макарий вернулся в Москву. Чудов монастырь был закрыт, и он стал служить в храме на патриаршем подворье. 3 апреля 1922 года сюда пришла комиссия по изъятию церковных ценностей. Изъятие происходило нарочито грубо и кощунственно. Отец Макарий, обращаясь к безбожникам, назвал их грабителями и насильниками, за что тут же был арестован и заключен в тюрьму. На допросах в судебном разбирательстве, устроенном лукавыми и беспощадными безбожниками, отец Макарий отвечал открыто и прямо. – Вы себя виновным признаете? – спросил председатель суда. – Не признаю. – А в тех фактах, которые изложены? – Да, в тех фактах я признаю. – Вас в чем обвиняют, вы знаете? -Знаю. Я при изъятии церковных драгоценностей назвал комиссию грабителями и насильниками, за это меня арестовали. А что меня побудило, я вам скажу – мое религиозное чувство и пастырский долг, потому что светские люди не имеют права даже входить в алтарь. Но когда они коснулись святыни, то для меня это было очень больно, я ввиду этих обстоятельств действительно произнес эти слова, что вы – грабители, вы – насильники, ибо они преступность сделали, святотатство и кощунство… – Значит, будем так считать, что вы считаете, что комиссия действовала, как грабители? – Грабители. Действительно, это кощунственно для верующих, тем более для служителей престола. Как же это так? Я прихожу в ваш дом и начинаю распоряжаться. Скажите, что это, не то же самое? – Где вы высказывали эти взгляды? Около храма? – Зачем около храма? Я это говорил на подворье Патриарха. – Где вы, говорите, оскорбили комиссию? – У Святейшего Патриарха в храме, при изъятии. – У него есть храм? – Да, домовый. – Там много было изъято ценностей? – Я когда был, были венчики на горнем месте. Поставили стол и, опираясь на престол ногой, начали снимать. Тут меня арестовали. Я вижу, тут сила и воля, зашли с револьверами, поставили стражу, кавалерию, и что я могу тут сделать? – Вы считаете, что при монархизме духовенству лучше было? – Как то есть лучше? Жизнь была лучше.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Священник Василий Александрович Соколов, родился в 1868 году в селе Старая слобода Александровского уезда Владимирской губернии. Окончил Вифанскую Духовную Семинарию. В 1888 году служил в селе Пустое Владимирской губернии. После смерти жены в 1906 поступил в Московскую Духовную Академию, окончив её в 1910 году. С 26.12.1910 года батюшка служил в церкви Святителя Николы Явленнаго на Арбате. В апреле 1922 года он был арестован по»делу об изъятии церковных ценностей». На допросе виновным себя в агитации против изъятия церковных ценностей не признал. Иеромонах Макарий (в миру Телегин Макарий Николаевич) родился в семье крестьян Самарской губернии Бузулукского уезда села Перемениха. Получил лишь начальное образование. В Москве проживал с 1897 года. До 1914 года служил в Чудовом монастыре в Кремле. С начала 1–й Мировой войны состоял военным священником при госпитале на австрийском фронте, затем при штабе 1–й Донской Казачьей бригады; с 1917 года он — клирик Крестовской церкви Патриаршего подворья в Москве на Самотёке. В марте 1922 года отец Макарий был арестован по»делу об изъятии церковных ценностей», когда заявил свой протест комиссии, назвав её членов грабителями и насильниками. На суде он прямо сказал, что является»по убеждению монархистом». Сидевший с ним в камере священник рассказывал, что отец Макарий был весел и говорил:«Жду не дождусь встречи с Господом моим Христом». Сергей Федорович Тихомиров, родился в 1866 (1867?) году в семье московского купца 2–й гильдии, состоявшего в купечестве с 1867 года и торговавшего в Охотном ряду. Как самостоятельный владелец мясной лавки на Арбате, Сергей Фёдорович числился с 1895 года. Вторая лавка появилась у него в 1902 году в Дорогомилове, куда он и переехал в 1910 году. Его лавка находилась напротив храма и он одним из первых, по первому удару набата бросился защищать церковные святыни. Арестован он был в апреле 1922 года. На суде держался мужественно, пощады не просил, от последнего слова отказался. 26 апреля в здании Политехнического музея над 50–ю арестованными открылся публичный процесс, который вёл Председатель Трибунала Бек, при участии нескольких обвинителей.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

Поверьте, что многие из священников по недоразумению здесь. Ведь и все благочинные читали воззвание, а на скамье оказалась небольшая группа людей. Я думаю, что весь наш процесс, который совершается здесь, – громадное недоразумение… Наши мысли и мы далеки от той политической жизни, которую нам пытаются навязать. Мы не иезуиты, мы не католическое духовенство, нет, мы действительно пришли и строим только одну духовную жизнь, которая нам подведома, все другое – политика, тем более контрреволюция – нам чужды совершенно. Поэтому если я и совершил какое-либо преступление, в том смысле, что, прочитав контрреволюционное воззвание (хотя это не доказано), возбудил этим толпу, если мы действительно что-либо совершили, то это плод нашего незнания ориентации в новой обстановке… Для меня лично смерть не страшна, я, как верующий, верую, что Господь каждому шлет умереть тогда, когда надо, но нам жизнь нужна, чтобы реабилитировать себя не здесь, а на деле, мне хотелось бы послужить своему народу, который я люблю». Преподобномученик Макарий родился в 1876 году в семье крестьянина Николая Телегина в селе Летниковском Бузулукского уезда Самарской губернии. В раннем детстве мальчику было чудесное явление, после которого он принял решение уйти в монастырь. Все мирское его перестало интересовать, и, еще будучи подростком, он нашел пещеру и удалялся в нее для молитвы. Придя в возраст, он окончил церковноприходскую школу, а затем на семнадцатом году жизни отправился в паломничество в Киев. Здесь, у святынь Киево-Печерской Лавры, созрело окончательное решение уйти в монастырь. По исполнении семнадцати лет он поступил послушником в Гефсиманский скит недалеко от Троице-Сергиевой Лавры, где проходил последовательно все послушания и около 1909 года принял монашеский постриг, был рукоположен в сан иеромонаха и определен в число братии Чудова монастыря в Москве. С началом Первой мировой войны иеромонах Макарий был направлен в действующую армию. Первое время он служил в госпитале на Австрийском фронте, а затем священником в штабе 1-й Донской казачьей бригады.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

14 мая комиссия представила в Политбюро свое заключение. Вынесенный Московским трибуналом приговор к высшей мере наказания был признан «справедливым по отношению ко всем 11-ти [осужденным]». В отношении 5 из них, согласно заключению комиссии, не оказалось «данных, могущих повлиять в сторону смягчения приговора», а по отношению к оставшимся 6 осужденным комиссия считала возможным «пойти максимально навстречу ходатайству прогрессивного духовенства». 18 мая Политбюро утвердило список имен 5 осужденных на смерть по Московскому делу. Однако Президиум ВЦИК во главе с М. И. Калининым некоторое время медлил с официальным утверждением приговора Московского трибунала. В связи с этим 26 мая Политбюро приняло постановление: «Указать тт. Калинину и Енукидзе на недопустимость волокиты, проявленной ими в проведении в жизнь решения Политбюро от 18.V. с. г. ...и предложить им выполнить его в течение сегодняшнего дня». В тот же день священномученики Александр Заозерский, Христофор Надеждин, Василий Соколов, прмч. Макарий (Телегин) и мч. Сергий Тихомиров были расстреляны. В отношении протоиереев Александра Добролюбова, Василия Вишнякова, Анатолия Орлова, Сергия Фрязинова, мирян М. Роханова и В. Брусиловой смертный приговор, вынесенный Московским трибуналом, постановлением Президиума ВЦИК был заменен на 5 лет тюремного заключения. Подготовка процесса над патриархом и его окружением задерживалась, т. к. занятые в антицерковных мероприятиях следственные органы, а также курировавшее их деятельность руководство РКП(б) в это время основное внимание уделяли подготовке и проведению Петроградского процесса, к-рый завершился казнью 13 авг. 1922 г. Петроградского митр. сщмч. Вениамина (Казанского) , прмч. архим. Сергия (Шеина) , мучеников Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова . Также задерживались следственные мероприятия по делу большой группы духовенства и мирян Москвы, привлеченных к суду за противодействие изъятию церковных ценностей в марте-апр. 1922 г., но не попавших в число обвиняемых на 1-м Московском процессе.

http://pravenc.ru/text/2564198.html

26 апреля в Москве, в здании Политехнического музея, открылся процесс, на котором судили 20 московских священников и 34 мирянина по обвинению в подстрекательстве к беспорядкам при изъятии церковных ценностей. Послушные воле Святейшего Патриарха, московские благочинные, настоятели храмов, председатели приходских советов отказывались участвовать в расхищении храмов, всячески удерживая прихожан от сопротивления насилию. Сомнительную роль сыграл на процессе видный церковно-общественный деятель профессор Н. Д. Кузнецов , вызванный в качестве эксперта. Он доказывал, что каноны, запрещающие употребление богослужебных сосудов не для богослужения, осуждают только тех священнослужителей и мирян, которые присваивают их в корыстных целях. Пожертвование святынь на благотворительные цели не осуждается этими канонами, и потому, мол, Святейший Патриарх и духовенство поступили бы в рамках канонов, если бы благословили изъятие из храмов даже богослужебных сосудов. Подсудимые держались на процессе с достоинством и совершенным бесстрашием. В качестве свидетелей к процессу привлекали Патриарха Тихона и архиепископа Никандра. Патриарха допрашивали на суде 5 мая. Председатель трибунала Бек задал вопрос: «Вы считаете, что советская власть поступила неправильно, и вы были вынуждены выпустить воззвание?» «Да»,– ответил Патриарх. «Вы признаете,– спросил обвинитель Крыленко,– что церковное имущество не принадлежит по советским законам Церкви?» «По советским законам,– сказал Патриарх,– а не по церковным». «Ваше послание касается церковного имущества. Значит, с точки зрения закона, оно незаконно».– «Вам лучше знать. Вы советская власть». «А слово «тать»,– спросил Крыленко,– что значит по-русски?» «Тать – это вор»,– объяснил Патриарх. «Значит «святотать» – это вор по святым местам?» – «Да».– «Такими вы нас и считаете?» – спросил Крыленко. «Нет, простите»,– ответил Святейший 122 . Трибунал приговорил 11 обвиняемых к расстрелу. После вынесения приговора Патриарх Тихон обратился с письмом к председателю ВЦИК Калинину «о помиловании осужденных, тем более, что инкриминируемого послания они не составляли, сопротивления при изъятии не проявляли и вообще контрреволюцией не занимались» 123 . ВЦИК помиловал шестерых лиц, а пятеро, протоиереи Александр Заозерский, Василий Соколов , Христофор Надеждин, иеромонах Макарий (Телегин) и мирянин Сергей Тихомиров, были казнены в камерах Лубянки, где прежде стояли сейфы страховой компании.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

435 После восстановления патриаршества проф. Кузнецов Н. Д. . как и другой активный противник патриаршества прот. Н. Добронравов (впоследствии архиепископ Николай) не сделали ни одного заявления как против патриарха Тихона, так и вообще против идеи патриаршества, проявив церковную дисциплину; полностью подчинились соборному решению. Оба они стали близкими помощниками св. патриарха Тихона, и до конца исповеднически и мученически остались верными сынами Церкви. Вероятно, автору сочинения не была известна деятельность проф. Н. Д. Кузнецова после Собора. 452 Более подробно об организации обновленческого раскола органами ГПУ в Русской Православной Церкви можно познакомиться в фундаментальном труде Н. Н. Покровского и С. Г. Петрова: Архивы Кремля. В 2-х кн./Кн. 1. Политбюро и церковь . М. – Новосибирск, 1922–1925 гг. «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), «Сибирский хронограф», 1997/Кн. 2. 1998. Там же приведены и упоминаемые статьи петроградского духовенства и реакция на них Л. Д. Троцкого. 455 С 26 апреля по 8 мая 1922 года проходило заседание Московского революционного трибунала но «делу 54-х» священников и мирян, оказавших сопротивление при изъятии церковных ценностей из московских храмов, известный как 1-й московский процесс 1922 года по делу «церковников». К расстрелу были приговорены 11 человек. После вынесения приговора обновленческий епископ Антонин (Грановский) подал заявление во ВЦИК с просьбой помиловать приговорённых к расстрелу. В связи с этим Политбюро ЦК РКП (б) поручило Л. Д. Троцкому внести предложения, которые рассматривались на заседании Политбюро 18 мая 1922 года. Было принято решение о помиловании 6 приговоренных к расстрелу, в отношении же 5 человек приговор был оставлен в силе. 2 июня 1922 года были расстреляны протоиереи Василий Соколов , Александр Надеждин. Александр Заозерский, Христофор Надеждин, иеромонах Макарий (Телегин) и мирянин С. Ф. Тихомиров (ныне причисленные к лику святых). Казненные были захоронены на Калитниковском кладбище. На процесс в качестве свидетеля был вызван патриарх Тихон. После его допроса 5 мая 1922 года обвинитель сделал заявление о привлечении патриарха и архиепископа Никандра (Феноменова) к уголовной ответственности. Вечером того дня патриарх был допрошен в ГПУ. Подробнее о процессе можно узнать из приведённого в предисловии списка литературы.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

4 мая в трибунале состоялся допрос привлеченных к суду благочинных. Среди других был допрошен и отец Александр. Обвинитель спросил: – Официальная сторона дела показывает, насколько у вас развита конспиративная сторона. Чем можно объяснить, что вы совершенно единодушно отвечаете? Отец Александр ответил: – Вы не знакомы с нашими церковными правилами. Мы, священники, не можем рассуждать о том, что нам предлагается главой Церкви… Нам предложили, мы как священники должны были передать верующим. – Вы считаете себя распорядителем церковного имущества? – спросил обвинитель. – Я сам не подписывался под актом принятия имущества, но я себя считаю не посторонним человеком в этом деле. Этот вопрос был затронут самой властью, она просила Патриарха высказаться в воззвании о помощи голодающим, можно ли пользоваться освященными вещами, поэтому он написал это воззвание. – Священники почему-то по долгу христианства должны подчиняться Патриарху, даже в том случае, если Патриарх толкает вас на контрреволюционный шаг, а не делать этого вы стесняетесь. – Мы должны стесняться, потому что Церковь для нас самое дорогое и состоит из умных людей, а во-вторых, в этом воззвании я ничего контрреволюционного не вижу. Все, что там сказано о святотатстве, имеет отношение к людям из комиссии по изъятию ценностей, чтобы они осторожнее обращались с сосудами. – Если священник не высказывает своих мыслей, потому что он думает, что это стеснение, то, по вашему мнению, это не есть шкурничество? -Смотря в каком случае. -Во всех тех случаях, когда священник расходится с Патриархом, он все-таки должен исполнять то, что ему приказано. Как вы считаете, это шкурничество или стеснение? – Я это шкурничеством назвать не могу. И даже в том случае, когда они убеждены, что этого исполнить нельзя, я вполне уверен, что Патриарх ничего противохристианского исполнить не прикажет, и потому священники должны исполнить свой долг повиновения. В последний день процесса допрошенным было позволено сказать последнее слово. Протоиерей Александр сказал: «Граждане судьи, прежде чем покинуть этот зал и уйти, может быть, в вечность, я хотел бы реабилитировать себя… Христианин должен любить ближних и Бога… В 1913 году на мои личные средства кормилось село… Нижегородской губернии… Мне бы еще хотелось сказать, что мы здесь, попавшие на скамью подсудимых, далеко не составляем той сплоченной тесной организации, которую хотел бы видеть обвинитель.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

4 . Тихомиров Сергей ... – активный черносотенец, непосредственно принимавший участие [в сопротивлении изъятию церковных ценностей]... подбивавший к тому же и толпу... 5 . Заозерский Александр, ... обнаруживал в своей деятельности, ...и на самом суде наибольшую из всех сознательность и непримиримость ... является идеологом ... духовенства. При исключении из списка 11 осужденных к высшей мере наказания остальных 6-ти лиц комиссия 43 руководствовалась исключительно соображениями о возможности с наименьшим ущербом для существа приговора, справедливого ко всем 11-ти, пойти максимально навстречу ходатайству прогрессивного духовенства. Политбюро утвердило предложение Троцкого – расстрелять. Приговоренным не сразу было объявлено, что смертный приговор утвержден, но сердце о. Василия (Соколова – С. Г.) уже предчувствовало исход. Всю ночь после их заседания он не спал, уснул только утром. И потянулись один за другим дни в камере смертников – от приговора до мученической кончины. Из тюрьмы он написал своим кровным и духовным детям несколько проникновенных писем». Приговор «церковникам» (от 8 мая 1922 года) на первом процессе по делу о сопротивлении изъятию церковных ценностей 44 (сводная таблица) Приговорены к расстрелу 5 человек [сначала – все 11 человек] 45 1 . Заозерский Ал-др Ник. 42 л. 46 Свящ. ц-ви Параскевы Пятницы в Охотном ряду. 2 . Добролюбов Ал-др Фед. 58 л. 47 Свящ. ц-ви Николы Явленного на Арбате. 3 . Надеждин Христофор Алексеев. 56 л. Свящ. ц-ви Иоанна Воина на Якиманке. 4 . Вишняков Вас. Павл. 56 л. Свящ. ц-ви Воскресения близ Сретенки. 5 . Орлов Анат. Петр. 43 л. 48 Свящ. ц-ви Казанской иконы Божией Матери на Калужской пл. 6 . Фрязинов Серг. Ив. 42 л. Свящ. ц-ви Параскевы Пятницы на Пятницкой ул. 7 . Соколов Вас. Ив.(=Ал-др.) 46 л. Свящ. ц-ви Николы Явленного на Арбате. 8 . Телегин Макарий Ник. 46 л. Иеромонах из Бузулукского уезда Самарской губ. 9 . Тихомиров Серг. Фед. 57 л. Москвич, мясник по профессии. 10 . Роханов Мих. Ник. 43 г. Гр-н Витебской губ. 11 . Брусилова Варв. Ив. 22 г. 49 ЯШосквичка, безработная, дворянка.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

5 Мая на него в качестве свидетеля был вызван Патриарх Тихон. Он вновь подтвердил то, что им было написано в воззваниях о помощи голодающим, взяв на себя полную за них ответственность. Процесс закончился 9 Мая, причём 11 человек были приговорены к расстрелу: священники Заозёрский, Добролюбов, Надеждин, Вишняков, Орлов, Фрязинов, Соколов, иеромонах Макарий (Телегин) и миряне Тихомиров, Роханов, Брусилова (племянница известного генерала). 247 Одновременно было принято решение о привлечении к уголовной ответственности и самого Патриарха Тихона, а 19 Мая он под охраной был перевезён с Троицкого подворья в Донской монастырь, где находился под домашним арестом вплоть до середины Июня 1923 года. Но самый крупный политический процесс по делу о сопротивлении изъятию церковных ценностей состоялся летом 1922 года в Петрограде, где также произошли массовые волнения. «В церкви Путиловского завода рабочие не позволили изъятия. В других приходах при появлении советской комиссии ударяли в набат, созывая верующих оказать сопротивление». 248 Власти обвинили в подстрекательстве беспорядков или прямом участии в них любимца петроградской паствы митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина (Казанского), председателя Правления православных приходов профессора Ю.П. Новицкого и десятки других клириков и мирян – всего 89 человек. На скамье подсудимых оказались рядом и цвет петроградского клира, и подростки, защищавшие Путиловскую церковь , и профессора, и простолюдины – прихожане из рабочих кварталов. Обвинения против некоторых подсудимых были настолько шаткими, что суд вынужден был оправдать 25 человек. Но главное внимание на процессе, как обвинителей, так и публики, было приковано к митрополиту Вениамину. Многие понимали, что он уже заведомо обречён, что прежде всего ради расправы с ним власти затеяли столь грандиозное судилище. Конечно, важнее физического уничтожения для них был другой итог: уничтожение нравственное. «Митрополит, раскаявшийся, приведённый к повиновению, униженный, морально развенчанный и «милостиво» пощажённый – такой результат был бы гораздо заманчивее».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010