По окончании академии ее ректор, епископ Феодор, предложил Христофору Алексеевичу место миссионера в Новочеркасске, но престарелые родители, обеспокоенные возможной разлукой, настояли на том, чтобы их сын получил место служения в непосредственной близости от них. 10 февраля 1899 года Христофор Алексеевич поступил на должность законоучителя земской школы в родном селе Нижний Белоомут, а через год был определен на священническое место к Преображенской церкви того же села. 23 февраля 1900 года он был назначен заведующим школьными религиозно-нравственными чтениями по воскресным и праздничным дням. 22 апреля того же года он получил назначение на должность заведующего женской церковноприходской школой села Нижний Белоомут. 10 июля 1900 года епископ Рязанский Полиевкт (Пясковский) рукоположил Христофора Алексеевича в сан диакона, а на следующий день в сан священника к Преображенской церкви села Нижний Белоомут. 10 июля 1906 года отец Христофор был назначен ко храму Иоанна Воина в Москве, в котором прослужил до своей мученической кончины. Кроме священнических обязанностей, кои он исполнял ревностно, неустанно проповедуя слово Божие, отец Христофор нес послушание законоучителя, сначала в женской гимназии Ломоносовой, а впоследствии в женской гимназии Гельбик. В течение 1915–1916 годов отец Христофор проводил внебогослужебные беседы с народом, на которых присутствовало иной раз до трехсот человек. Всего приход храма Иоанна Воина насчитывал в то время около двух тысяч человек. 3 января 1921 года отец Христофор был назначен благочинным. 23 марта 1922 года безбожные власти арестовали священника, обвинив в том, что 4 марта он произнес в храме проповедь, в которой сказал, что наступившая разруха есть следствие нравственного падения народа, а также в том, что в марте он прочел в храме воззвание Патриарха Тихона, касающееся изъятия церковных ценностей, и распространил его в храмах своего благочиния. Через три дня после ареста отец Христофор был допрошен. Отвечая на вопросы следователя, он сказал: «Виновным себя в агитации против постановления ВЦИКа об изъятии церковных ценностей не признаю. Моя проповедь 4 марта 1922 года за всенощным бдением – это объяснение церковного названия наступающего воскресного дня – Недели Православия. Мы с вами заурядные чада Православной Церкви… К чему приводит практически непослушание Церкви? К разрухе, которую мы и наблюдаем в нашей современной жизни. До такой степени мы упали нравственно теперь, что справедливо грядет на нас суд Божий, этот суд выражается, может быть, и в предполагаемом ВЦИКом изъятии церковных ценностей для оказания помощи голодающим, и в том, что изъятые вещи могут не попасть на помощь голодающим…

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

С 1910 по 1917 год отец Александр состоял помощником благочинного, а 5 июля был выбран на должность благочинного. 1 января 1921 года вновь переизбран на ту же должность. В 1920 году награжден саном протоиерея. Во все время своего священнического служения – с 1908 по 1918 год – состоял законоучителем средних учебных заведений и церковноприходских школ. С 1914 по 1916 год состоял лектором Московских Пастырских курсов по догматическому богословию и ведению практических занятий по проповедничеству. С 1914 по 1918 год был преподавателем Московской Духовной семинарии на кафедре гомилетики. Был секретарем Общества Любителей Духовного Просвещения и товарищем председателя отдела распространения религиознонравственных книг. В 1913 году отец Александр овдовел и ему было предложено принять сан епископа, но он отказался, мотивируя свой отказ желанием учить народ и быть к нему ближе. Власти арестовали священника 8 апреля 1922 года. Будучи допрошен, отец Александр виновным себя не признал и сказал: «Я был на собрании в храме Христа Спасителя. Архиепископ Никандр пригласил меня на собрание, которое должно было состояться 28 февраля. Пришедший на собрание архиепископ Никандр говорил о церковной дисциплине, он указывал, что в кругу священнослужителей стали замечаться новшества, он остановился на священнике Борисове, который сдал без разрешения церковных властей церковные ценности и сделал объявление в газете " Известия ВЦИК " и призывал других священников следовать его примеру. Такое явление, говорил архиепископ Никандр, недопустимо. После этого архиепископ Никандр ознакомил собравшихся с декретом и инструкцией ВЦИК об изъятии церковных ценностей и прочел послание Патриарха Тихона. Через некоторое время ко мне пришел незнакомый мне гражданин и принес несколько экземпляров воззвания Патриарха. Все воззвания Патриарха я разослал по церквям по долгу своей службы, подчиняясь распоряжению высших церковных властей. Я также в первый же воскресный день прочел воззвание Патриарха Тихона в своей приходской церкви. С воззванием Патриарха Тихона я согласен и считаю его религиозным, а не контрреволюционным».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Трибунал приговорил одиннадцать обвиняемых к расстрелу. После вынесения приговора патриарх Тихон обратился с письмом к председателю ВЦИК Калинину «о помиловании осужденных, тем более что инкриминируемого послания они не составляли, сопротивления при изъятии не проявляли и вообще контрреволюцией не занимались». ВЦИК помиловал шестерых лиц, а пятеро мучеников – протоиереи Александр Заозерский, Василий Соколов , Христофор Надеждин, иеромонах Макарий (Телегин) и мирянин Сергей Тихомиров – были казнены в камерах Лубянки. Трибунал вынес также постановление о привлечении патриарха Тихона и архиепископа Крутицкого Никандра (Феноменова) к суду в качестве обвиняемых. Постановления о привлечении к ответственности патриарха выносили и провинциальные трибуналы, через которые проходили дела о беспорядках, учиненных в разных городах и селах страны в связи с проведением в жизнь декрета об изъятии церковных ценностей. Масло в огонь подливали некоторые эмигрантские публикации. В «Русской мысли» в этой исключительно трудной для Церкви ситуации были напечатаны поистине безумные глаголы: «Недалеко то время, когда Святейший Патриарх возьмет в свои руки бразды народного правления, чтобы затем передать их в руки исторически сложившейся власти; он укажет и будущего носителя этой власти». Патриарха стали вызывать на допросы; потом он был подвергнут домашнему аресту, лишившему его возможности участвовать в общественных богослужениях. В такой обстановке и была осуществлена обновленцами раскольническая авантюра. Никем не уполномоченная группа петроградских священников: А. Введенский, А. Боярский, Е. Белков с псаломщиком С. Стаднюком – выехала в Москву. Если верить словам А. Введенского, они стали хлопотать о помиловании осужденных трибуналом: «Мы были во всевозможных инстанциях, где можно и где, может быть, и нельзя, мы подавали всюду бумаги с просьбой простить этих осужденных. Нам заявили: да, лично вас мы… знаем, знаем также, что ваша церковная деятельность ничего общего с политикой не имеет… но все-таки засвидетельствуйте на бумаге, что вы осуждаете всякую политику, идущую вне действительно церковных задач… Мы охотно письменно засвидетельствовали это, подали заявление… Нам представители власти сказали: « Церковь как Церковь будет существовать, Церковь как политическая организация существовать больше не будет. Если угодно, переговорите об этом с патриархом»».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Смирнов, редактор «Рабочей газеты» Смирнов, священник Самарской епархии Смирнов Н.И., заведующий Бюро Секретариата ЦК РКП(б) Соколов В.А. , протоиерей, осужденный по московскому процессу Соколов В. И. – см. Соколов В.А. Сокольников Г.Я., член ЦК РКП (б), заместитель наркома финансов Соломин М.Я., осужденный по московскому процессу Солохов – см. Соколов В.А. Сольский В., корреспондент газеты «Известия ВЦИК» Сомонова С. В. Сосновский Л.С., член Президиума ВЦИК, редактор газеты «Беднота» Стадник С.Я., псаломщик Петроградской епархии, обновленец Стадницкий А.Г. – см. Арсений (Стадницкий А.Г.) Сталин И.В., член Политбюро ЦК РКП(б), генеральный секретарь ЦК РКП(б) Стеклов Ю.М., член ВЦИК и ЦИК СССР, редактор газеты «Известия ВЦИК» Степанов А. Степанов В.Н. Стратонов И.А. Струве Н.А. Стуков И.М., заведующий отделом МК РКП (б), редактор газеты «Московский рабочий» Т арасов С., иеромонах Московской епархии, обновленец Тарасова (Тарасов?), помощник старшего секретаря Отдела судебного надзора Верховного Суда Тарджиманов (?), муфтий, глава Центрального духовного управления мусульман внутренней России и Сибири Телегин М.Н. – см. Макарий (Телегин М.Н.) Тит Ливий, древнеримский историк Тихомиров С.Ф., мясник, осужденный по московскому процессу Тихон (Беллавин В.И.), патриарх Московский и всея России Тихонов А.Г., старший делопроизводитель канцелярии председателя РВСР Товстуха И.П., заместитель заведующего Бюро Секретариата ЦК РКП(б) Томас (Дэвидсон), архиепископ Кентерберийский Томин, оперуполномоченный КГБ Томский М.П., член Политбюро ЦК РКП(б), председатель ВЦСПС Троцкий Л.Д., член Политбюро ЦК РКП(б), председатель РВСР Труфанов С.М. – см. Илиодор (Труфанов С.М.) Тучков Е.А., начальник VI отделения СО ГПУ, секретарь АРК при ЦК РКП(б) У льянова М.И., секретарь газеты «Правда» Уншлихт И.С., заместитель председателя Ф еноменов Н.Г. – см. Никандр (Феноменов Н.Г.) Филиппов А.Ф., агент ВЧК, организатор и глава «Исполкомдуха» Флеровский И.П., член ВЦИК, заведующий подотделом печати Агитпропотдела ЦК РКП(б)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А раз нам Бог сказал, что без Меня невозможно… Но здесь обвинитель прервал отца Макария: -Вы мне читаете лекцию, а я вам задаю вопрос: вы считаете монархизм врагом трудящихся? – Я вам говорю – у меня врагов нет. – Вы историю знаете, что у монархизма были и дурные стороны? – Да, известно. -Если бы власть такого дурного монархизма учинила бы кощунство… и изъятие святыни, вы бы промолчали? -Я все равно не промолчал бы, святыня выше всей власти. Такие чувства самые дорогие. В день окончания процесса в последнем своем слове, предавая свою жизнь в руки Божии, иеромонах Макарий сказал: «Аще имеете вы судить по вашим законам, то судите». Одним из обвиняемых, абсолютно непричастным к сопротивлению изъятию церковных ценностей, был Сергей Федорович Тихомиров, прихожанин Богоявленской церкви в Дорогомилове. Мученик Сергий родился в 1865 году в Москве в семье купца второй гильдии Федора Дмитриевича Тихомирова; образование получил в церковноприходской школе, а затем по примеру отца стал купцом. Но дела практические, видимо, шли не очень успешно, и в 1910 году он вместе с супругой переехал с Арбата на Большую Дорогомиловскую улицу, где поселился напротив Богоявленского храма, став с этого времени его постоянным прихожанином. Лишь обремененность различными делами и тяжелая болезнь супруги не позволяли ему стать членом приходского совета. Во время изъятия ценностей из Богоявленского храма, когда перед ним собралась огромная толпа, Сергей Федорович не выходил на улицу и находился в лавке напротив храма, где был арестован и препровожден в тюрьму вместе с другими арестованными. На допросе следователь задал ему только один вопрос: – В каком месте вы принимали участие в избиении красноармейцев? -Никакого участия в избиении красноармейцев я не принимал, – ответил Сергей Федорович. На этом следствие было закончено, а когда дело стало разбираться в трибунале, то не нашлось ни одного красноармейца, который подтвердил бы обвинение, и сами судьи не решились публично допрашивать Тихомирова, зная, что он не виновен.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

11 человек было приговорено к расстрелу со следующей мотивировкой: «...они перекладывали свою вину на вышестоящую иерархию, ссылаясь на существующую между ними дисциплину, а частью скрывая свои политические цели, подобно «книжникам и фарисеям», оправдывая свое сопротивление «ложью о Боге и якобы установленных им законов», воспрещающих отдавать церковные предметы не только на дела милосердия вообще, но даже на спасение жизни умирающих от голода ... несмотря на то, что приглашенная в суд судебная экспертиза из группы верующих христиан категорически признала такое изъятие вполне отвечающим христианскому учению...» Будущий обновленческий епископ Антонин (Грановский) написал заявление во ВЦИК Калинину с просьбой о помиловании приговоренных к расстрелу. На заседании Политбюро 11 мая слушали предложение Каменева утвердить приговор Московского Трибунала, но в связи с поданным Калинину прошением епископа Антонина решили «приведение в исполнение приговора приостановить. Поручить т. Троцкому к вечеру 12. V сориентироваться и внести письменное предложение в Политбюро» 40 . 14 мая Бек, Красиков и Уншлихт представили Троцкому свое заключение по процессу, предлагая немедленно расстрелять пятерых обвиняемых. 18 мая на заседании Политбюро 41 слушали заключение Троцкого по приговору по делу об изъятии церковных ценностей в Москве: «Относительно ниже перечисленных лиц необходимо прийти к заключению, что по обстоятельствам дела и по характеру их личности не имеется данных, могущих повлиять в сторону смягчения приговора Московского Трибунала: 1 . Надеждин Христофор, кроме непосредственного участия 42 ... совместно с другими благочинными определенно и сознательно ... под религиозным флагом активно призывал ... произносил проповеди... 2 . Соколов Василий , не будучи даже благочинным, тем не менее самым активным и сознательным образом вел прямую ... агитацию в храме, употреблял весь религиозный аппарат доводов... 3 . Телегин Макарий ... – активный непримиримый враг ... ярый монархист ... подтвердивший свою непримиримость на суде.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

Документы показывают, что при всей остроте конфликтов, разыгрывавшихся на московских улицах вокруг церковных зданий, ни единого плана, ни организации совместных действий у противников изъятия, вопреки утверждению приговора, не существовало. В стычках с обеих сторон были раненые, убитых не было. Тем не менее громкий показательный процесс, проходивший в здании Политехнического музея, завершился вынесением 11 смертных приговоров. К расстрелу были приговорены священники Александр Николаевич Заозерский, Александр Федорович Добролюбов, Христофор Алексеевич Надеждин, Василий Павлович Вишняков, Анатолий Петрович Орлов, Сергей Иванович Фрязинов, Василий Иванович Соколов 35 , иеромонах Макарий Николаевич Телегин, гражданка Варвара Ивановна Брусилова (безработная), Сергей Федорович Тихомиров (мясник), Михаил Николаевич Роханов (крестьянин Витебской губ.) – 24–6. На сей раз шеф Москвы Л. Б. Каменев предложил сократить число расстреливаемых до двух. Сталин 08.05 1922 г. поставил это предложение на голосование опросом. Результаты его зафиксированы кратким машинописным документом; автографов голосовавших (как и в предыдущем случае) в деле 24 и в черновых протоколах заседания ПБ нет. Согласно этому документу 24–8), в результате опроса Ленин, Троцкий, Сталин и Зиновьев проголосовали против предложения Каменева, а Томский и Рыков – за него; голос самого Каменева опять не учтен. Предложение Каменева было отвергнуто. Однако в черновом протоколе заседания ПБ от 11 мая, на котором утверждались итоги этого голосования опросом, сохранился документ, рисующий все дело в ином свете. Это записка Зиновьева на бланке Председателя ИККИ, в которой он сообщает о своем голосовании за предложение Каменева по этому вопросу 36 . На записке две рукописные даты: “8.V.22 г.” в начале текста и “9/V1922” в конце его; сейчас нам трудно категорически утверждать, являются ли они обе автографическими, или же первая принадлежит канцеляристу, относящему таким образом документ к опросу от 08.05. Но в любом случае это раньше утверждения 11.05 на ПБ итогов опроса 24–12) и неясно, как в машинописной записи итогов опроса 24–8) появилось утверждение, что Зиновьев голосовал против предложения Каменева, а не за него.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

и сметение Рабоче-Крестьянской власти с лица земли – есть задача, диктуемая богом и к ней необходимо стремиться верующим. Телегин Макарий, как активный непримиримый враг Рабоче-Крестьянского Правительства и всего Советского строя, ярый монархист, определенно видящий в религии и церкви орудие низвержения Советского строя и подтвердившего свою непримиримость на суде. Тихомиров Сергей, активный черносотенец, непосредственно принимавший участие в кровопролитии, подбивавший к тому же и толпу, избивший камнем по голове красноармейца, находившегося при исполнении служебных обязанностей. Заозерский Александр, как обнаруживший в своей деятельности, так и на самом суде наибольшую из всех сознательность и непримиримость по отношению к Советской власти, ее мероприятиям и являющийся идеологом контр-революционной позиции духовенства. При исключении из списка 11-ти осужденных к высшей мере наказания остальных 6-ти лиц, комиссия руководствовалась исключительно соображениями о возможности с наименьшим ущербом для существа приговора, справедливого по отношению ко всем 11-ти, пойти максимально навстречу ходатайству прогрессивного духовенства. БЕК, КРАСИКОВ, УНШЛИХТ [ 16 ]. 14.V.22 г. – Л. 16. Заверенная машинописная копия, сделанная одновременно с л. 15 24–25)- В правом верхнем углу машинописная помета о том, что документ является приложением к постановлению Политбюро, протокол 7, п. 13 от 18 мая 1922 г. 24–25). Внизу под фамилиями воспроизведена резолюция Л. Д. Троцкого: “Присоединяюсь. Троцкий”. – АПРФ, ф. 3, оп. 1, д. 276, л. 29. Черновой протокол заседания Политбюро. Машинописный подлинник, подписи – автографы красными чернилами. Внизу под фамилиями подписавших резолюция Л. Д. Троцкого синим карандашом: “Присоединяюсь. Троцкий”. Вверху слева помета Л. Д. Троцкого тем же карандашом: “В Полит.бюро”. Внизу напечатано: “6 приложений” – их в д. 276 нет, видимо, имеются в виду документы 24–14 – 24–19. Внизу штамп о принадлежности документа к делопроизводству заседания Политбюро, протокол 7, п. 13 от 18 мая 1922 г. 24–25).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Однако на следующий день ГПУ признало, что оно давало ложные сведения. «Картина событий не вполне соответствовала действительности и была представлена в более сгущенном виде, – писалось в информационной сводке. – Прежде всего собравшаяся здесь толпа, возбужденное настроение которой вылилось в некоторые эксцессы по отношению к отряду красноармейцев, охраняющих порядок, в действительности не достигала тех громадных размеров... как это было указано вчера, а была значительно меньше. Что касается сообщения об убийстве курсанта, то таковое сообщение также неправильно: в действительности он был лишь сильно ушиблен кирпичом в руку, причем выронил винтовку» . Сергей Федорович во время этих событий не выходил на улицу, находясь в своей лавке напротив храма, но все же был арестован и препровожден в тюрьму вместе с другими. На допросе следователь задал ему всего лишь один вопрос: – В каком месте вы принимали участие в избиении красноармейцев? –  Никакого участия в избиении красноармейцев я не принимал, – ответил Сергей Федорович. На этом следствие по его делу было закончено, а когда дело стало разбираться в трибунале, то не нашлось ни одного красноармейца, который подтвердил бы это обвинение, и судьи не решились публично его допрашивать, опасаясь, что любые вопросы могут выявить его полную непричастность к делу. В последнем своем слове Сергей Федорович сказал: «Я не могу себя признать виновным; меня увели четыре агента... я вовсе там не был» . 8 мая 1922 года был зачитан приговор трибунала: одиннадцать человек были приговорены к расстрелу и среди них священники Василий Соколов, Христофор Надеждин, Александр Заозерский, иеромонах Макарий (Телегин) и мирянин Сергий Тихомиров. После суда все приговоренные к расстрелу были доставлены в одиночный корпус Бутырской тюрьмы, размещены в камерах по одному и лишены прогулок. После того, как стало известно о приостановлении исполнения смертного приговора, осужденные с разрешения начальника тюрьмы подали ходатайство о смягчении условий содержания, но оно было отклонено.

http://fond.ru/imennoj-ukazatel/419/Alek...

Священномученик Христофор родился в 1871 году в селе Нижний Белоомут Зарайского уезда Рязанской губернии в семье священника Алексея Надеждина. В 1889 году окончил Рязанскую Духовную семинарию и был определен учителем пения и чистописания в Донское Духовное училище. 20 ноября 1891 года он был назначен на должность надзирателя училища. В 1892 году Христофор Алексеевич поступил в Московскую Духовную академию; ему была предоставлена стипендия Высокопреосвященного Макария, архиепископа Донского и Новочеркасского. Усиленное занятие учебными предметами, а также желание глубокого их изучения и одновременно изучение материалов для кандидатской диссертации, начатое им почти сразу же после поступления в академию, привели к резкому расстройству здоровья, и врач академии настоял на том, чтобы Христофор Надеждин был отправлен на лето 1895 года в Самарскую губернию для лечения кумысом. В 1897 году Христофор Алексеевич окончил Московскую Духовную академию и защитил сочинение на степень кандидата богословия. Исполняющий должность доцента Московской Духовной академии Илья Михайлович Громогласов писал в отзыве на эту работу: «Обращаясь к оценке рассматриваемого сочинения, нельзя не отозваться с большой похвалой прежде всего о замечательном научном трудолюбии автора: его интерес и усердие к делу далеко превышают мерку обычных требований, предъявляемых к кандидатской диссертации… Признавая необходимым дать своему исследованию возможную полноту в подборе изучаемого материала, он не только собрал и обследовал в библиографическом отношении все известные в печати полемические памятники взятой эпохи… но и успел отыскать частью в академической библиотеке, а главным образом в различных книгохранилищах Москвы и Петербурга, иногда в нескольких списках, немалое число новых источников, доселе остававшихся совершенно неизвестными исследователям». Учась в академии, Христофор Алексеевич подружился с Иваном Васильевичем Успенским 11 , взгляды которого на аскетический подвиг, на непрестанную борьбу с помыслами, на ревностное служение Богу были близки ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010