Такие-то славные чудеса совершил Бог чрез верного угодника Своего Макария, которого бессмертная душа пребывает теперь с Ангелами. Я не видел сего святого, ибо за год до моего прихода в пустыню почил этот победитель безумных страстей. О Макарии Александрийском    Сподвижник сего Макария Египетского в делах веры, носивший то же достоуважаемое имя, Макарий Александрийский был пресвитером в так называемых Келлиях, когда я пришел к нему. Прожив в сих Келлиях девять лет и из них три года вместе с блаженным Макарием хранив безмолвие, я частию сам видел дела и знамения доблестного жития его, частию узнал от тех, которые жили с ним вместе, а частию слышал еще от многих других.    Однажды святой Макарий, увидев у Великого отца Антония отборные финиковые ветви (он сам плел из них корзины), попросил у него одну связку этих ветвей. Антоний отвечал ему: «Писано: «Не пожелай… елика суть ближнего твоего» (Исх. 20:17)» — и, едва выговорил это, как вдруг все ветви засохли как бы от огня. Увидев сие, Антоний сказал Макарию: «Вот на тебе почил Дух, и ты впоследствии будешь наследником моих добродетелей».    Там же, опять в пустыне, диавол, встретив Макария, весьма утомленного, говорит ему: «Вот ты получил благодать Антония — что не пользуешься своим преимуществом и не просишь у Бога пищи и силы для путешествия?». Макарий отвечал ему: ««Крепость моя и пение мое Господь» (Пс. 117:14), а ты не искусишь раба Божия». И вот диавол представляет ему призрак: верблюд блуждает по пустыне со вьюком, в котором были всякие съестные припасы. Увидев Макария, верблюд остановился пред ним. Святой, подумав, что это призрак (как и действительно было), стал молиться — и верблюд тотчас пожран был землею.    Этот же Макарий сошелся однажды с Великим Макарием Египетским, и как нужно было им переправиться чрез Нил, то случилось им взойти на большой плот, на который также взошли какие-то трибуны с великою пышностию: у них была колесница вся обита медью, кони в вызолоченных уздах; с ними было несколько воинов-телохранителей и отроков, украшенных ожерельями и золотыми поясами. Когда сии трибуны увидели в углу монахов, одетых в ветхие рубища, стали восхвалять их убожество и один из них сказал им: «Блаженны вы, что презрели мир!». Городской Макарий отвечал им: «Так! Мы презрели мир, а вас мир презирает. Знай, что ты сказал это не сам по себе, но пророчески: действительно мы оба называемся Макариями — блаженными». Пораженный сими словами, трибун по возвращении домой скинул мирские одежды и, посвятив себя монашеству, совершил много дел милосердия.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3786...

   Что касается поста в день Воздвижения, то предыдущие замечания показали, что он впервые появляется в уставах Иерусалимской редакции, и в самых ранних рукописях. О нем Никон Черногорец (XI в.) пишет: «не могли мы ничего найти записанного о посте Воздвижения Честного Креста; но везде он совершается. Известно из примеров великих святых, что они имели обычай предчищаться к великим праздникам. Говорят, что и этим постом верующие положили предочищаться к целованию честного креста, так как и сам этот праздник для того установлен. В соборных церквах сей праздник совершается один день и держится пост, а в Типиконе Студитовом и Иерусалимском два дня — праздник и предпразднство».    Обретение Креста церк. историк Сократ (V в.) неверно относит ко времени после Никейского собора, так как Елена умерла в год последнего. Александрийская хроника (VI в.), очень надежная в своих датах, относит событие 14 сент. 320 г. Хронограф Феофан Исповедник (IX в.) указывает еще более раннюю дату.    Александрийская хроника говорит: «при этих консулах совершено освящение церкви св. Креста Константином при Макарии епископе сентября 17 (должно быть, ошибка писцов). Отселе начался праздник Воздвижения Креста». День обретения Креста, когда было и первое воздвижение его, указывается месяцесловами, кроме 14 сент., еще 3 мая, 6 марта, 2 апреля. О первой дате см. ниже. Вторая, может быть, означает неделю крестопоклонную. Но возможно, что с периода 50-цы Воздвижение удалено, как печальный праздник. Сергий архиеп. Полный месяцеслов Востока, Владимир 1901, II, стр. 66, 282, 375.    Паломничество, §§ 48, 49. Православный Палестинский Сборник, 1889, вып. 20.     Созомен. Церковная история II, 26.     Alt H. Kirchenjahr. Berlin, 1860, 55.     Kellner Н . Heortologie. Freib., 1901, 187—189.    Здесь при обряде Воздвижения употребляется несколько крестов, как и по другим древним памятникам устава, стоящим с этим в генетической зависимости, именно по памятникам древнего Константинопольского устава (см. ниже). Может быть, воздвигался только один крест из внесенных в алтарь (так как далее речь все об одном кресте), а остальные знаменовали собою кресты разбойников.    По родственному позднейшему памятнику, именно по уставу Константинопольской церкви св. Софии в рукописи X в., но с практикой IX в. и ранее, тропари, с таким началом и гласа тоже 2-го, но побочного (т. е. 6-го), положен при поклонении св. копью в Великую Пятницу (которое заменило древнее поклонение св. кресту в этот день); в упомянутом памятнике тропарь этот приведен полностью: «Покланяемся копию, прободшему животворящее ребро Твоея благости, и славим неизследимое Твое снисхождение» (Дмитриевский А.,проф. Описание литургических рукописей. Киев, 1895, I, 129. Его же Древнейшие патриаршие Типиконы. Киев, 1907, 138).    Такое же омовение совершалось над крестом и в Великую Пятницу на вечерне по этому уставу и по древнему Константинопольскому. Оно, может быть, знаменовало омовение и умащение тела Христова при погребении.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Я недоумеваю и удивляюсь, как христиане нынешних времен могут праздновать или воскресенья, или другие праздники в течение года и духовно радоваться истинной радостью, если не причащаются постоянно Божественного Приобщения, которое есть причина и повод всякого праздника и торжества.    Итак, безусловно, те, кто не причащается постоянно, те лишаются (о горе!) всех этих небесных и Божественных благ, а ко всему этому являются еще и преступниками заповедей и Владычних повелений Господа, как мы сказали, и Апостольских Правил, и соборных Канонов, и [наставлений] всех святых, свидетельства которых мы приводили. И они подпадают под наказание отлучения, которое налагают божественные апостолы и Антиохийский собор, как мы прежде подробно изложили.    Таковые к тому же дают позволение и место диаволу своей задержкой Причащения повергать их в различные грехи и иные многие искушения, как говорит божественный Кирилл Александрийский: «Удаляющие себя от Церкви и Причащения делаются врагами Бога и друзьями бесов».    И божественный Златоуст говорит: «Да не на мнозе удаляяйся общения Твоего, от мысленнаго волка звероуловлен буду». То есть потому, Господи, я приступаю часто к Таинству и причащаюсь, что боюсь, если буду отдаляться на долгое время от Святого Твоего Приобщения, то, оказавшись непокрытым благодатью, буду уловлен мысленным волком, диаволом, и он меня умертвит.    Преподобный Палладий рассказывает об авве Макарии Египетском, что, после того как он исцелил ту женщину, которая по диавольскому содействию казалась людям лошадью, он дал ей такой совет и сказал: «Женщина, никогда не отсутствуй на Приобщении Тайн Христовых, но причащайся часто, ибо это диавольское действие случилось с тобой потому, что ты не причащалась пять недель, и от этого диавол нашел место и досадил тебе».    Подобным образом и божественный Златоуст в тот день, когда был рукоположен, исцелив одного бесноватого, наставлял его часто ходить в церковь и приступать к Божественным Тайнам с постом и молитвами, дабы бес не искушал его впредь. Так об этом пишет в житии Святого Симеон Метафраст: «Некий безумный муж, будучи одержим нечистым бесом, вбежал внутрь церкви, испуская изо рта пену, с высунутым наружу языком, так что все видели это отвратительное зрелище. И тогда все стали молить святую эту душу — божественного Златоуста, дабы он помолился об исцелении страждущего. Он сказал этому человеку приблизиться, с любовью посмотрел на него и, знаменовав его своей рукой и призвав Имя Святой Троицы, повелел лукавому бесу выйти. И сразу, когда это говорилось, слово стало делом, и человек мгновенно освободился от ужасной бесовской болезни. После этого Святой, подняв его, посоветовал ему быть прилежным в посещении церкви и Приобщении Божественных Святынь, быть внимательным к посту и молитвам. «Ибо, если так ты будешь поступать, — сказал он, — враг никогда тебе больше не досадит, и не будешь ты уловлен в его сети».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3713...

а) §§ 3–7: «Премию назначает Совет Московской Духовной Академии, с утверждения Его Высокопреосвященства Митрополита Московского. – На соискание премии поступают согласно завещанию печатные сочинения по Священному Писанию. – На соискание премии поступают только те сочинения, которые принадлежат или преподавателям Московской Духовной Академии, или лицам, получившим воспитание в сей Академии. – Премии может быть удостоено сочинение и в том случае, если автор получил за свое произведение какую-либо другую меньшую премию, если же он получил премию большую, то его сочинение не может быть удостоено премии Епископа Михаила. – Сочинения поступают на соискание премии только следующим порядком: ежегодно, ко времени январского заседания Совета, каждый преподаватель Академии может внести в Совет, чрез Председателя Совета, предложение, какое из сочинений, напечатанных в прошедшем году, он находит заслуживающим премии, при чем представляет письменное указание достоинств сочинения»; б) §§ 9–11: «В мартовском заседании Совета происходит обсуждение достоинства сочинений, представленных на соискание премии, и присуждение премии. – Если в каком-нибудь году не будет предложено сочинений на соискание премии или если предложенные сочинения не будут удостоены премии, то премия отлагается до будущего года. – Премия, оставшаяся от предыдущего года, может быть соединена, по усмотрению Совета, с премией текущего кода и составившаяся из двух премий сумма в 500 рублей (ныне в 402 р.), может быть присуждена за одно сочинение, но более 500 рублей не может быть назначено в премию за сочинение». – 2) Правил о присуждении премий Митрополита Московского Макарии , утвержденных Святейшим Синодом, – а) п. 1: «Проценты разделяются на четыре премии: первая в 500 рублей (ныне в 482 р.), за лучшие печатные труды наставников Московской Духовной Академии, вторая в 300 рублей (ныне в 289 р.), за лучшие магистерские сочинения воспитанников Московской Духовной Академии, третья и четвертая по 100 р. (ныне по 96 р. 50 к.). за лучшие сочинения студентов Московской Духовной Академии, написанные ими в течение первых трех курсов»; б) п.п. 4–5: «Второй премии удо-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 31-й главе «Лавсаика» мы также находим пример заступничества со стороны сельской подвижницы Пиамун. Между деревнями произошла ссора из-за раздела воды во время разлива Нила 464 . Старейшины одной из них обращаются к Пиамун с просьбой молиться о предотвращении кровавого столкновения. Пиамун соглашается, и, как сообщает источник, только благодаря ее молитвам конфликт удается уладить. Так же, как и в «Житии преп. Антония», в «Лавсаике» есть прямые указания на то, что египетские иноки поддерживают контакты с клиром (в том числе епископатом). Помимо сельского пресвитера, пришедшего к преп. Макарию за исцелением, в 16-й главе говорится, что 7 епископов вместе с диаконами посещают затворника Нафанаила. Пресвитер Нитрии Диоскор впоследствии становится епископом (cap. 12). В 10-й главе Палладий говорит, что Мелания по прибытии из Рима в Александрию услышала от блаженного Исидора о добродетельной жизни аввы Памво и отправилась к нему в сопровождении того же Исидора. Предположительно, Исидор, здесь упомянутый, – это епископ Гермополя, преемник Диоскора [Bartelink, 1974b. Р. 323, n. 10]. Любопытен также факт, приводимый в 39-ой главе: сестра Пиора, желающая его видеть, обращается к местному епископу. Епископ пишет отцам-пустынникам, и те принуждают его идти к сестре. Таким образом, епископ выступает посредником между «миром» и «пустыней». «Лавсаик» содержит также и косвенные данные, подтверждающие эти контакты, как в случае с неудавшимся рукоположением в епископы Аммония (cap. 11), или сведения о том, что свв. Макарии (Египетский и Александрийский – сар. 17, cap. 18), а также Иоанн, ученик св. Макария Александрийского (cap. 17), преп. Моисей Скитский (cap. 19), Дорофей, подвизавшийся в окрестности Антинои (cap. 58), были пресвитерами: рукоположение в священнический сан обязательно совершалось епископами 465 . Мотивы, приводившие мирян в «пустыню», указанные в «Лавсаике» практически совпадают с данными «Жития св. Антония». Наиболее часто Палладий указывает на желающих получить у монахов исцеление от болезней. Весьма показательны в этом отношении главы о свв. Макариях (Египетском и Александрийском). Палладий подчеркивает, что эти подвижники лечили бесноватых, т. е. страждущих не от болезней тела, но от болезней души 466 . Лечением занимался и нитрийский подвижник Вениамин (cap. 12), будучи сам серьезно больным водянкой. Приход к монаху ради духовного наставления ярко демонстрирует пример с самим Палладием, в молодости пришедшим к Исидору (cap. I–II), или с Евлогием, встретившим затруднение с содержанием у себя дома увечного. Третью составляющую, т. е. желание просто увидеть того или иного подвижника или узнать его образ жизни, хорошо демонстрирует путешествие Мелании к авве Памво (cap. 10). Еще один мотив связей «пустыни» и «мира» – просьбы о молитвах и заступничестве, практически не освещенный в литературных текстах, восстанавливается на материале папирусов 467 , который мы уже приводили.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

В Мил. нет.; 10. Мак. тоже. В М. Акад. Маркиана нет, а есть еще слово Григория Богослова о Григорие, брате Василиеве. В Мил. нет.; 11. Мак. и Троицк. житие пр. Феодосия, написанное Феодором, еп. петрскин: тресобное и неразлучное единосущие. В М. Акад. и Мил. и Увд. другое житие: сладчайша убо весна в временех.; 12...; 13. Мак. Мил. и М. Акад. тоже.; 14. Мак. и М. Акад и Мил. об отцах в Синае и Ранфе: сидящу ми некогда во смирении.; 16. Мак. пр. Павла фивейского: поведаша нам ученицы отца Антония, тоже что ныне в Волокол. и 5 янв., но порядок другой и зачало друтое, и еще житие Иоанна нищего: томительная некая вещь. В М. Акад. и Мил. о пр. Павле по Мак., а об Иоанне кущнике другое: житие добро и изрядно. Унд. об одном Иоанне: житие благоугодно и бесскверно мужа праведна и совершенна хочу сказати.; 16. Мак. тоже. 26-я беседа Иоанна Златоуста на Деян. апост. XI главу. М. Акад. тоже. В Мил. нет.; 17. Мак. житие пр. отца Антония, написанное св. Афанасием: благу реть сставиша к египетским чернцем. В М. Акад. перевод, должно быть, другой: добру реть воздвигнути. В Троицк. сборнике 684 в Унд. 231: благу ревность сстависте к египетским иноком, рекше сравнатися.; 18. Мак. житие св. Афанасия александрийского : Инии убо ина блаженных муж вспоминаний. М. Акад. тожф. В Мил. Руфин же, иже церковная списания списав (житие вкратце). – Житие св. Таисии: братия моя присная, хощу вам повествовати, повторено 13 нояб., в Волокол. после 21 янв., но под 18 янв. В Мил. нет.; 19. Мак. житие пр. Макария египетского , написанное Серапионом, учеником великого Антония: аще и многа прилежания, многа и различная врачевная хитрость. М. Акад. тоже. В Мил. еще житие Марка афинийского: поведаша нам авва Серапион, сущу ми внутренней пустыни Египта. Унд. 231 о Макарии: аще многа прилежания, многа и различна врачевских детей хитрость показует закон.; 20. Мак. житие пр. Евфимия: единородный Сын и слово Божие – писано Кириллом скифопольским (М. Акад. тоже) и еще повторено слово Кирилла преп. Евфимию и Савве освященному: светла и просвещенна, что 5 дек.; 21.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

В сб. «Жития святых отцов», изданный арм. католич. орденом мхитаристов , вошли 6 глав из «Лавсаика» (Liber de vita moribusque sanctorum Patrum ex gemina interpretatione veterum scriptorum. Venetiis, 1855. T. 1 (на арм. яз.)). Рассказ о прп. Павле Препростом ( Palladius. Lausiac. 22) дан в 2 версиях, но ни одна из них не следует в точности греч. тексту. Указаны срок жизни подвижника (108 лет), а также день и год его кончины, что позволяет предположить литургическое употребление текста. Рассказ о прп. Макарии Александрийском (Ibid. 18) базируется на греч. тексте, хотя нек-рые эпизоды подверглись изменениям, были опущены или переставлены. Повествование о прп. Иоанне Ликопольском (Ibid. 35) объединяет тексты из «Лавсаика» и «Истории монахов», т. е. перевод был сделан с греч. редакции А. Макарий Александрийский упоминается вместе с Евагрием, Аммонием и Альбином, следовательно, текст не подвергался антиоригенистской правке. В главе о Серапионе (Ibid. 37) рассказ о посещении им Афин передан в очень искаженном виде. Это может объясняться тем, что перевод был сделан с поврежденного греч. текста, или ошибками переводчика. Домнин в арм. версии назван просто учеником, а не учеником Оригена: значит, здесь в отличие от главы об Иоанне Ликопольском в распоряжении переводчика был текст, прошедший антиоригенистскую цензуру. Сюда же присоединены сюжеты о продаже Евангелия и о поиске сокровища, которых нет в этой главе «Лавсаика», но они встречаются в его пространной редакции в главе о Виссарионе и в др. текстах (напр., апофтегмах) под именем Серапиона, Виссариона или анонимно. Сообщается, что Серапион умер в Ските в келье своего ученика Захарии. В рассказе о прп. Евлогии (арм. форму имени - Лигион/Лигинус - иногда объясняют переводом не с греческого, а с сир. языка) и об увечном (Ibid. 21) арм. версия мало отличается от греч. повествования, за исключением несущественных для развития сюжета деталей, напр. опущено сообщение о незнании прп. Антонием греч. языка. Житие Евагрия (Ibid. 38) тоже в основном следует греч. версии, хотя нек-рые фрагменты, напр. беседа с еретиками, даны в сокращенном виде. (Подробное описание арм. переводов см.: Robinson A. The Armenian Version// Palladius. Lausiac. Vol. 1. P. 97-106.) Арабские и эфиопские фрагменты

http://pravenc.ru/text/2578727.html

В этом обращении автор говорит, что он знаком с Лавсом со времени консульства Тациана. Консульство Тациана падает на 391 год, когда Палладий подвизался в Нитрийской пустыне. Поэтому некоторые говорят, что автор этого заключения и следовательно целой части книги не Палладий. Это неосновательно говорят; 1) пустынники и обители египетские были посещаемы знатными лицами в то время; 2) Палладий нередко оставлял пустыню и приходил в Александрию; он сам пишет, что, приходя в Александрию, четыре раза виделся с Дидимом. В одно из таких путешествий он в Александрии мог познакомиться с Лавсом, бывшим в том городе. В Истории Египетских монахов говорится, что учитель Палладия Евагрий часто из пустыни приходил в Александрию и заграждал здесь уста философов. Подробное рассмотрение редакций Лавсаика и содержания его ясно показало, что во вторую редакцию его внесена История Египетских монахов, именно: в сказаниях об Аммуне, Оре, Макарии Александрийском , Иоанне Ликопольском, а после Иоанна Ликопольского все сказания до Посидония или до Серапиона пресвитера включительно взяты из этой Истории, наконец и самое заключение ее (гл. 132) об опасностях путешествия внесено в конце Лавсаика; от этого во второй редакции не мало разногласий и противоречий; затем мы не нашли в синодальных списках первой редакции сказания о Виссарионе (гл. 104), и о жене одного сановника или гонителе Магнентине (первая часть 132 главы), которые неизвестно откуда внесены во вторую редакцию. Во всех прочих сказаниях обе редакции согласны и все они, судя и по связи и по внутреннему содержанию, принадлежат Палладию. За это говорит и то обстоятельство, что во всех дошедших до нас произведениях древности нет разобранных нами статей из Лавсаика, и только История монахов отыскана во рукописях отдельно стоящею от Лавсаика. Во второй редакции расположение сказаний несомненно сделано вновь позднейшею рукою, вероятно, во время восполнения ее и сделано по местам неудачно, с нарушением даже грамматического смысла. Располагавший вновь сказания следовал хронологическому порядку жизни Палладия, отчасти географическому, а жен соединил вместе к концу, между тем как в первой редакции нет насильственных разрывов, но в ней тот недостаток, что позднейшие события из жизни автора иногда предваряют прежде бывшие их; мы убеждены, что она такою вышла из рук автора, который не следовал какому либо строгому плану, что видно из повторения сказаний о некоторых лицах, например о Мелании и Павле и родственниках Мелании (гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

В эту ночь в тюрьме Пахомий молился так: «Господи!.. если ты избавишь меня от моих несчастий, я буду подчиняться Твоей воле все дни жизни моей; и возлюбив всех людей, я буду служить им согласно Твоим заповедям». Он сдержал свое обещание. Через несколько месяцев, оставив военную службу, Пахомий принял святое крещение и сразу же стал вести строгую подвижническую жизнь: его обращение в христианство было в то же время и откликом на Божественный призыв стать монахом. Возлюбив всех людей, я буду служить им… Оставаясь верным своему идеалу любящего сострадания, которое было явлено ему при его первой встрече с христианами, он решил не становиться отшельником, как Антоний, а основал киновию, в которой он со своими братьями мог выражать свою любовь в каждодневном служении друг другу. Таким образом, по своему духу взаимного участия монастырь Пахомия должен был стать образом первой апостольской христианской общины Иерусалима, в которой «все верующие были вместе и имели всё общее» (Деян. 2:44). Что же касается третьей, промежуточной формы, в Египте IV века она, в частности, представлена полу-отшельническими поселениями Нитрия и Скит, где основателями были авва Памво, Макарий Египетский, Макарий Александрийский. Из этой среды вышли те истории и высказывания, которые известны под различными названиями: Gerontikon , Apophtegmata или «Изречения отцов-пустынников». Эту книгу полезно читать всем, кто хочет понять значение афонского монашества. Идеал третьей формы монашеской жизни показан в истории, рассказанной Палладием Еленопольским о своем духовном отце Макарии Александрийском. Однажды в состоянии подавленности Палладий пришел к отцу Макарию и сказал: «Отче, что мне делать? Смущают меня помыслы, говоря мне: “Ты ничего не делаешь здесь, ступай отселе”». Святой отец ответил ему: «Скажи твоим помыслам: “Для Христа я стерегу стены”». Я стерегу стены… каким оружием? У первых монахов был на это точный ответ: это оружие – молитва. А от кого они охраняют стены? И опять первые монахи отвечают совершенно определенно: от демонов. А так как демоны являются врагами рода человеческого, следовательно, монахи, удаляясь в пустыню, являющуюся логовом бесов, поступают так не себе в угоду, а та невидимая брань, которую они ведут, помогает всему человечеству. К тому же, если пустыня понимается в этом смысле как обиталище сил зла, может возникнуть вопрос: а где сегодня находится эта пустыня – в деревне или в центре города?

http://pravmir.ru/svyataya-gora-vseobshh...

Василиана, Пролог: «сей преподобный в царство Маркиана... вниде в Константинград», – Святитель: «Скончася, а вниде прежде за Феодосия великого давней пред Феодосием. А в царство Феодосия великого святая Матрона в монастырь Вассианов вниде, изменивши одежди женские. Зри Ноября 9-го» (Пролог, ч. I, л. 155). 28-го октября – священномуч. Кириака. Пролог: «сей св. Кириак... бысть епископ Иерусалимский по Макарии», Святитель: «Negat hoc chronologia Patriarcharum Hierosolimiarum in Actis ss., may III t. XVIII f. (Листы не указаны – прим. изд.). Разве между изгнанием и возвращением Кирилловым, иже марта 18-го. Vide Acta ss. may 1 t. die 4, f. 439» (ibid., f. 221). 15-го декабря – св. Стефана Сурожского. Пролог: «патриарх Герман, призвав святого, благослови»; Святитель: «Неправда, еще на той час не было патриарха Германа, але хто инший, а Герман потом настал»; и ниже, где снова повторяется Герман, «от тут правда, уже був тут св. Герман, а там вышей не Герман був» (л. 461, ч. II). 21-го января – преп. мученика Максима исповедника . Пролог: «сей бяше во времена Константина брадатого»; Святитель: «Противен себе Пролог, тут кажет, же св. Максим бяше в царство Константина брадатого, правнука Ираклиева, а августа 13-го тогож св. Максима поведует быти в царство Консты внука Ираклиева и так... (слово не разобрано – А. Д.) сие. Бо той Конста был еретик и мучил св. Максима, а Константин брадатый был православный, з него и собор вселенский шестой был. Ираклий родил Константина, Константин – Консту, а Конста родил брадатого Константина, царя православного». (Пролог, ч. II, л. 597). 23-го января – память шестого вселенского Собора. Пролог пишет, что 170 отцев собрались на Феодора Фаранского и Онория, епископа Римского и Кирилла Александрийского , – Святитель возмущается: «Трясца тобе Киевская и огнева, – не на Кирилла, а на Кира, – Кирилл святой бе, а Кир еретик» (ibid., ч. II, л. 604-й). 5-го марта – преп. Марка постника. Пролог приписывает ему чудо исцеления детеныша гиены; Святитель: «Сие чудо не Марково, но Макариево, зри ианнуария 19-го в житии св.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010