«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Аннотация “Жития византийских святых” принадлежат к памятникам мирового значения. Распространившись по всему восточному и западному христианскому миру, они обогатили литературы-преемницы и оказали влияние на ход их развития. Особенно велика была роль византийских житий в славянских странах, в частности в Древней Руси и в России нового времени: их прилежно переводили русские агиографы и использовали в своем творчестве многие русские писатели. Помимо культурно-исторической роли житийных текстов, в наше смутное время оживает и приобретает великую ценность их первоначальное назначение — давать образцы жизненного поведения и высоких духовных чувств. Предпочтение при отборе текстов оказывалось памятникам народного стиля, где абстрактной дидактики меньше, сюжеты занимательнее и отсутствует слишком, на  сегодняшний вкус, громкая риторика. Подчас нельзя было предложить переводы примечательных и даже первостепенных образцов этого стиля из-за слишком большого объема текстов (Жития Антония Великого, например, принадлежащего перу Афанасия Александрийского, или Жития Андрея Юродивого), отсутствия публикаций (старшая версия жития Василия Нового) или их недоступности. Несмотря на неизбежную субъективность антологической компоновки, мы надеемся, что у читателя все же составится представление о византийской агиографии, не искажающее ее подлинного облика. София Полякова. От переводчика В антологию «Жития византийских святых»: Жизнь и деяния святых бессребреников Космы и Дамиана Палладий. ЛАВСАИК. Отрывки РАСКАЯНИЕ СВЯТОЙ ПЕЛАГИИ Жизнь и деяния блаженного Симеона Столпника Сказание о Макарии Римском Иоанн Мосх. ЛУГ ДУХОВНЫЙ. Отрывки Жизнь и деяния аввы Симеона, юродивого Христа ради, записанные Леонтием, епископом Неаполя Критского Житие Марии Египетской, бывшей блудницы, честно подвизавшейся в Иорданской пустыне Преисполненная великого назидания повесть о житии и деяниях блаженного и праведного Филарета милостивого ЖИЗНЬ, ДЕЯНИЯ И ПОДВИГИ СВЯТОГО ОТЦА НАШЕГО И ИСПОВЕДНИКА МИХАИЛА, ПРЕСВИТЕРА И СИНКЕЛЛА ГРАДА ИЕРУСАЛИМА ЖИЗНЬ И ДЕЯНИЯ СВЯТОГО ОТЦА НАШЕГО НИКОЛАЯ Житие и деяния Человека Божия Алексия ЛЕГЕНДЫ О ЧУДОТВОРНЫХ ИКОНАХ ЖИТИЕ МАРИИ АНТИОХИЙСКОЙ ПРОДОЛЖАТЕЛЬ МОСХА КРАТКОЕ ЖИТИЕ ЕВФРОСИНА-ПОВАРА ЧУДЕСА СВЯТОГО ГЕОРГИЯ Мученичество святого Евстафия и кровных его МУЧЕНИЧЕСТВО СВЯТОЙ ЕВГЕНИИ Читаемость: Язык: Объём текста: Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя  

http://pravbiblioteka.ru/book/jitiya-viz...

Орлова о тринитарном учении св. Илария Пиктавийского и аналогичная монография о св. Афанасии Александрийском К. Лопатина, исследование М. Оксиюка об эсхатологии св. Григория Нисского ), или отдельное произведение древнецерковной письменности (например, исследование сочинения Оригена Против Кельса Н. Лебедева и О Граде Божием Августина – М. Красина ), и труды, представляющие как бы цельный «лик» жизни, творчества и богословия какого-нибудь отца Церкви (например, очерк П. С. Лобачевского о преп. Антонии Великом , диссертация В. Несмелова о св. Григории Нисском , монография Н. Сагарды о св. Григории Чудотворце ). Невольное изумление вызывает обширнейшая эрудиция ряда русских патрологов. В частности, профессор Московской Духовной Академии И. В. Попов являет себя подлинным мастером, владеющим самыми разнообразными научными жанрами: из-под его пера выходит и объёмная богословская диссертация Естественный закон (психологические основы нравственности), и фундаментальный труд (к сожалению, незаконченный) Личность и учение блаженного Августина , и такие блестящие богословские эссе, как Идея обожения в древневосточной Церкви или Религиозный идеал святого Афанасия Александрийского , и насыщенные патрологические статьи-монографии о св. Иларии Пиктавийском , св. Амфилохии Иконийском , преп. Макарии Египетском и св. Иоанне Златоусте . Следует отметить, что, при указанной масштабности и многосторонности патрологических изысканий в России, распределялись они не всегда равномерно. Если жизни, творчеству и миросозерцанию одних отцов и учителей Церкви посвящались несколько работ, то многие важные грани богословия других порой оставались в тени. В качестве примера подобных «белых пятен» можно указать на личность преп. Анастасия Синаита – выдающегося православного богослова VII в.; адекватно не осмыслена богословская значимость творений св. Кирилла Александрийского ; в полной мере не оценено значение такого столпа православного монашества, как преп. Пахомий Великий , ибо богатейший житийный материал, касающийся его жизни и деятельности, еще ждёт своего исследователя, и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/a...

Лихачёва («Палеографическое значение бумажн. водян. знаков», I, СПб. 1899, стр. 206) о сербском сборнике XIV века 1°, 257 лл., принадлежащем М.П. Петровскому в Казани, вызвало в И. К. Никольском догадку: «Не этот ли сборник содержит сочинение св. Илариона, изданное М.П. Петровским?» («Материалы», стр. 512). Действительно, М.П. Петровский в статье «Иларион, митр. Киевский и Дометиан. иером. хиландарский» (Известия отдел. русск. яз. и слов. Имп. Акад. Наук, т. XIII, кн. 4 стр. 81–133) мимоходом заметил: «... в – имеющейся у меня – сербской рукописи IV–XV в. оно же (т. е. поучение " о пользе души» с именем св. Илариона) следует за словом «столпнику», обозначенном именем Илариона, Митрополита Киевского» (стр. 130). Отсюда несомненно, что интересующий нас памятник издан по сербской рукописи, составлявшей личную собственность покойного казанского слависта и в настоящее время, надо думать, хранящейся в столь же надёжных и авторитетных руках. Теперь оказывается, что сербский список «слова к столпнику», с упоминанием, как об авторе, об Иларионе, митрополите киевском, изданный Петровским, нельзя считать одиноким. В параллель с ним должен быть поставлен хиландарский отрывок этого слова, являющийся другим представителем семьи сербских списков его. Он найден нами в сербской рукописи Хиландарского монастыря 463 (по новой нумерации; по старому печатному описанию о. Саввы 107), в. (по описанию о. Саввы XV в.), в 4°, на бум., 360 л. (по печатному описанию 357 л.). В старом печатном описании о. Саввы этой рукописи посвящено менее 1½ строк, причём она названа здесь: «Патерик скитски или отачник» (стр. 36). В новом описании отмечен целый ряд статей, которые содержатся в рукописи после патерика, в виде дополнений к нему. Действительно, после сказаний об авве Козьме, Павле, Евстафии, Христофоре, Макарии Александрийском , Иоанне Милостивом и др., здесь, между прочим, находятся: л. 108 – Макария Великого слово к инокам, л. 146 – аввы Дорофея словеса, 194 – Ефрема Сирина слово о покаянии и другие поучения, л.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/v-pamj...

О святом Макарии Египетском говорится в житии, что сей «преподобный непрестанно возносился умом в горняя». Житие святого Ефрема Сирина повествует, что «в молитве святой пребывал непрестанно, днем и ночью». Живший в конце XVII – начале XVIII вв. юродивый Прокопий Вятский «ночью со слезами покаяния непрестанно молился» (Память 21 дек.). Другой русский юродивый XVII века, св. Андрей Тотемский, принял подвиг юродства с благословения своего монастырского настоятеля. После чего, «с непрестанной молитвой на устах, с постоянной думой о Боге блаженный стал обходить окрестные города и обители», при этом внешне он выставлял себя пред людьми безумным (Память 10 окт.). И последний, с виду простой, но в действительности удивительный пример из жизнеописания новопрославленного свят. Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского. Об этом архипастыре сообщается, что во время своей вечерней трапезы (как правило единственной) он не оставлял непрестанной молитвы, «ел... всегда с четками и при этом творил молитву» («К 25 летию кончины Архиеп. Иоанна», Иером. Петр (Лукьянов), Св.-Троицкий монастырь, Джорданвилл, Н. И., США, 1991 г.). Многия столетия отделяли свят. Иоанна от древних иноков Александрийского общежития, которые по описанию преп. Иоанна Лествичника «и за трапезою не престают от умственного подвига» непрестанной молитвы («Лествица» сл. IV, гл. 17), но мы наблюдаем полное единство их делания, вплоть до точного повторения. Более глубокое знакомство с жизнеописанием святителя Иоанна показывает, что он действительно уподоблялся древним подвижникам, своим непрерываемым благодатным богообщением. Не являются ли приведенные выше примеры вернейшим свидетельством живой преемственности исихазма в лоне Православия? Для удобства уяснения христианского делания – непрестанной молитвы, которая, как уже говорилось, по сути, отождествляется с богообщением, скажем последовательно о ея видах, а затем о степенях ея совершенства. Глава вторая. Виды непрестанной молитвы Прежде всего укажем на то, что молитва , в понимании свв. отцов, это не просто какая-то словесная формула, а это состояние или чувство. По-преимуществу же она есть покаянное чувство к Богу. Уяснив сие, легко понять: почему в разное время и в разных местах подвижники умного делания употребляли не одинаковые молитвы. Ведь главным были не те или иные слова молитвы, а благодатные покайнные плоды, которые она приносила.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/bogoob...

Тогда Святой Дух в изобилии даровал ему благодать исцелений, пророчества и различения помыслов. Дважды он воскрешал умерших: один раз, когда надо было оправдать невинно осужденного за убийство, в другой раз – чтобы показать еретику истинность веры в воскресение людей. Из всех уголков Египта и отдаленных краев империи стекались в пустыню Скит люди, чтобы вести ангельскую жизнь, привлеченные рассказами о преподобном Макарии и его учениках, а также благодаря вдохновенным проповедям о монашестве святого Афанасия. Со временем пустыня превратилась в настоящий город, и к концу века в Скиту было уже четыре храма, в которых сотни аскетов собирались каждое воскресенье на службу. В 374 году арианину Лукию удалось получить епископскую кафедру в Александрии, и он вновь начал преследования православных. Его первые удары поразили самых влиятельных монахов: преподобные Макарий Египетский, Макарий Александрийский и еще несколько святых подвижников были высланы на один из островов в дельте Нила. Однако их ссылка пошла на пользу Церкви, поскольку исповедники обратили в христианство местных язычников. Вскоре они были возвращены в свою пустыню из-за волны народных возмущений и протестов. Так их слава еще более окрепла. Преподобный Макарий, чувствуя приближение смерти, в последний раз посетил своих учеников в Нитрии. В качестве духовного завещания он сказал им со слезами на глазах: «Будем плакать, братия, и пусть наши глаза будут непрестанно наполнены слезами, прежде чем мы отправимся туда, где наши слезы будут жечь наши тела». Некоторое время спустя «духовный отец пустыни», которому было 90 лет, в мире отошел ко Господу. Его честные мощи неоднократно переносили во время нашествий мусульман. В 784 году их положили в коптском монастыре, носящем имя преподобного Макария и основанном в тех местах, которые подвижник освятил своим пребыванием. По традиции, авторству преподобного Макария Великого приписывают цикл замечательных духовных бесед , в которых святой описывает c помощью дивных образов, заимствованных из природы, различные действия в нас благодати Божией. Прилепившись к Господу верой и полностью посвятив Ему себя через отречение от мира, мы должны, говорит преподобный, «возделывать почву нашего сердца», то есть понуждать нашу мятежную природу исполнять все святые евангельские добродетели и, прежде всего, подвизаться в усердной молитве. Тогда, видя нашу добрую волю, Христос даст нам силы для исполнения всех Его заповедей, точнее, Он Сам будет их исполнять в нас посредством действия Святого Духа. И тогда наш разум, восходя от добродетели к добродетели и от славы к славе по пути к совершенству, тесно сольется c огнем Святого Духа и станет «весь око, весь свет» и проникнется свойствами Божиими. Во время всеобщего воскресения огонь Святого Духа, сокрытый в сердцах святых, разольется по их телам, и они станут сиять в вечности светом Божиим.

http://pravoslavie.ru/51313.html

Вот содержание сказания о Макарии, ученике Антония, в греческой Истории Египетских монахов. Об Александрийском же Макарии в тех же греческих рукописях говорится весьма кратко: рассказана только история о двух трибунах, из которых один назвал обоих Макариев блаженными. Сказание о виденном рае Макарием Скитским легендарно и много отлично от сказания о том же Палладия в «Лавсаике» , который это путешествие в сад Ианния и Амврия относит к Макарию Александрийскому , ибо от него самого о нем слышал, а не Скитскому. Палладий и принесение кожи гиеною относит к Макарию Александрийскому же, а по другим Марку. Из этого видно, что автор Истории монахов, бывший в Египте, хотя и вскоре по кончине обоих Макариев, смешал в памяти события, слышанные им об Макариях или ему передавали другие неверно 5 . В латинском тексте Руфин очевидец обоих Макариев поправляет его и составляет новые сказания об Макариях. В сказании о Макарии Скитском он повествует о 4 чудесах его: о том, как он заставил убитого сказать, что не тот его убил, кого подозревали, о девице, казавшейся лошадью, о другой девице, гнившей и также им исцеленной, о воскрешении мертвеца по случаю спора с еретиком; у Палладия говорится о девице, казавшейся лошадью, но пространнее, а о воскрешении мертвеца очень кратко. В Лавсаик вносима была История монахов по греческому первоначальному тексту ее, а не по Руфинову переводу. Путешествие в сад Ианния и Амврия и историю с виноградом, обошедшим всю братию Руфин относит к Александрийскому Макарию, сказание о трибунах оставляет, как оно было у автора Истории монахов и в конце сказания об этом Макарии говорит, что «многое и другое удивительное рассказывается о делах Макария Александрийского , нечто из того внесено в одиннадцатую книгу церковной истории, в которой найдет желающий». В церковной истории Руфина (кн. II, гл. 4) действительно говорится о Макарии Александрийском и о принесении ему кожи львицей (у Палладия гиеной, гиена и леена – львица по начертанию близки и по произношению и потому в рукописях могла быть ошибка).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

(18.23) Беспокоили его как-то помыслы тщеславия, выгоняя его из кельи, внушая пользы идти в Рим, чтобы исцелять недужных. Ибо сильно действовала в нем благодать против духов. И поскольку долго не слушался, а сильно гнали, то упал на пороге кельи ногами наружу и говорит: «Тащите, бесы, волочите. Ибо своими ногами я не пойду. Если можете меня так снести, разрешаю». Поклялся им, что: «Пролежу до вечера. Если меня не сдвинете, не буду вас слушать». (18.24) Пролежав долгое время, встал. Когда же настала ночь, снова приступили к нему. И наполнил корзину, насыпав модия два песку и положив на плечи, двинулся по пустыне. Встретился ему Феосевий антиохиец родом, и говорит ему: «Что несешь, авва? Уступи мне ношу и не томи себя». Он же говорит ему: «Томлю томящего мя. Ибо, не зная удержу, внушает мне путешествие». Долгое время проходив, вернулся в келью, изнурив тело. (18.25) Сей святой Макарий нам рассказывал, ибо был «Заметил я во время раздаяния Святых Таин, что Марку подвижнику я никогда не подавал приношения, но ангел ему передавал с жертвенника. Только очертание видел руки дающего». Марк же сей был юношей, читал наизусть Ветхий и Новый Завет , кроток чрезвычайно и благоразумен как никто другой. (18.26) Однажды я, как-то улучив время, – а он был уже в крайней старости, – пришел и сидел перед его дверью, считая его выше человека, так как был он стар, – внимая тому, что он говорит или что делает. И он, будучи один в доме, – было ему уже около ста лет и лишился зубов, – с собой сражался и с диаволом, и говорил: «Чего ты хочешь, бесчестный старче 89 ? Вот и елей вкушал, и вино употреблял. Чего ты еще хочешь, старый обжора?» – посрамляя себя. Потом диаволу: «Разве я тебе что-то должен? Ничего не найдешь. Отойди от меня». И как бы бормоча сам себе, говорил: «Вот старый обжора. Доколе буду с тобой?» (18.27) Рассказывал нам Пафнутий, ученик его, что однажды гиена, взяв своего детеныша, который был слепым, принесла его Макарию. И толкнув головою калитку двора, вошла внутрь, когда он сидел, и бросила к ногам его детеныша. Святой, взяв его и плюнув в глаза его, помолился, и тотчас он прозрел. И мать, покормив, взяла его и ушла.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В результате внутреннему взору неизбежно открываются вещи, о существовании которых мы и не подозревали. Можно сказать без обиняков: после окон­чания этой небольшой книги мне стало ясно, что еда и пост для меня самого стали гораздо более проблематичными, чем это было пре­жде. Конечно, как монах и отшельник, я неиз­менно придерживаюсь строгого режима, чему научился от своего духовного отца. Порок переедания мне, слава Богу, незнаком. Тем не менее в ходе работы росло осознание того, что я был в гораздо большей степени, чем пред­полагал, подвержен разнообразным симпто­мам чревоугодия, большей частью не свя­занным напрямую с едой и питьем. Таким образом, мнимое здоровье в этой области ока­залось обманчивым. Даже если ты не подвер­жен извращениям на почве питания, порок не дремлет и ждет лишь удобного момента, чтобы схватить за горло. Тогда я сказал себе откровенно: не будет ли чистой воды лицемерием заниматься отстра­ненным описанием различных отклонений в процессе еды и способов их преодоления, как будто меня самого все это совершенно не касается, как будто я раз и навсегда освобо­дился от всех этих порочных наклонностей? Во время таких размышлений я наткнулся на следующий текст из «Лавсаика», где речь идет о преподобном Макарии Александрийском, одном из известнейших в свое время настав­ников монашеской жизни (кроме того, Мака­рий Александрийский был и учителем Евагрия Понтийского , которому я обязан лучшими из своих собственных прозрений в духовной жизни): В один день на досуге пошел я к нему (он был уже в глубокой старости) и, севши у дверей его кельи (как новоначальный, я считал его выше человека, и он действительно был таков), стал прислушиваться, что он говорит или что делает. Совершенно один внутри кельи, почти столетний старец, у которого уже и зубов не было, он все еще боролся с самим собою и с диаволом и говорил: –               Чего еще ты хочешь, старик? И вино ты пил, и масло употреблял – чего же еще от меня требуешь? Седой обжора, чревоугодник – ты себя позоришь.

http://predanie.ru/book/219655-obyadenie...

Письма Святителя – и живое свидетельство Истины, и отеческий призыв следовать Правде Господней, «не уклоняясь ни на десно, ни на шуее...» – Да станут они близкими, родными и нам. Тоже следует сказать и о письмах других двух архипастырей – епископе Стефане (Никитине. †1963) и святителе Макарии (Невском . †1926). I. Предисловие «Чудна дела Твоя», Господи ( Пс.138:14 ) – так еще за одиннадцать столетий до Рождества Христова воспел Ветхозаветный Псалмопевец величие Всеблагого и Всемогущего Триединого Бога – Творение и Промысл. – Видим это во всей красе, во всем великолепии окружающего нас мира, в нашей собственной жизни... Оглядываясь назад, я вижу, как Господь вразумил меня в расцвете моих сил заняться изучением творений славного святого отца Церкви четвертого века Афанасия Великого , архиепископа Александрийского (см.: К. Е. Скурат . Наставления Великих Учителей Церкви. Том II. Троицкий собор, Яхрома, 2008. с. 11–370) 32 . А сегодня – в последний час земного пути – мне подается благословение на новый труд – и какой? – Представить содержание писем канонизированного на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 2000 году нашего современника, носившего святое имя того же Александрийского Иерарха. Два Светлых Афанасия в моей жизни – один в дни мужества, второй – на закате!!! Хочу отметить, что я хотя и писал что-то всю трудовую жизнь, но никогда не занимался специальными поисками тематики для работы – темы приходили одна за другой следом. – Не успевал закончить одно – уже назревало другое... Поистине, «возьмись за дело, а оно возьмётся за тебя ещё лучше!». Так было и сейчас. Семнадцатого декабря 2010 года заведующий библиотекой Свято-Троицкой Сергиевой Лавры игумен Анастасий (Казмирчук) подарил мне «Собрание писем святителя Афанасия (Сахарова) » и сказал: «Теперь есть благословение вам потрудиться над изучением писем Святителя» (2 июля – ст.с. – 1887 г. – 28 октября – н.ст. – 1962 г.). Я с благодарностью принял ценный дар и попросил у отца Анастасия святых молитв перед Преподобным Сергием Радонежским и святителем Афанасием об их Небесной помощи, при этом заметил, что родители моей жены Марии – Константин Константинович Апушкин (†1965) и Елена Владимировна Апушкина (†1999 г.) – хорошо знали Владыку Афанасия, и что я тоже был с ним знаком – однажды вместе с женой встретился с ним в святой Лавре и имел беседу. Эта беседа была краткой, но запомнилась на всю жизнь. До сих пор мы оба сожалеем, что поторопились уйти на какое-то, не помним, мероприятие, проводимое в Московской Духовной Академии. Мы увы! не подумали, что эта встреча первая и может стать последней, что и случилось...

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Последнюю ночь земной жизни М. А. авва Серапион провел с ним в бодрствовании и пении псалмов. Он стал свидетелем блаженной кончины святого. М. А. велел положить его тело в пещере, а вход в нее завалить камнем. Вернувшись в Египет, авва Серапион поведал о М. А. «великому старцу» Иоанну и братии. В визант. период Житие М. А. включалось в основном в сборники некалендарного состава и не встречается в Синаксарях. Краткие синаксарные Жития прп. Марка Монаха (5 марта) представляют собой компиляцию биографических сведений о 3 др. подвижниках: прп. Марке Пустыннике , Марке Нитрийском и прп. Макарии Александрийском (SynCP. Col. 509-511). В южнославянских рукописях Житие М. А. встречается под 5 марта (древнейший список - БПБ. 219, 1381 г.) и под 5 апр. (более ранние списки - Ath. Chil. slav. 473, 2-я часть 1335-1345 гг., Черногория. Цетинский мон-рь. 67, XV в.) ( Иванова. Biblioth. hagiogr. С. 478-480, 514-515). В ряде древнерус. списков это произведение не имеет даты в заглавии (напр., РГБ. Вол. 657, 1487 г.; РГБ. Троиц. 745, XIV в., Троиц. 752, XV в.) и, возможно, рассматривается (в соответствии с начальными словами: «Поведаше нам авва Серапион…») как патериковая повесть. В ВМЧ Житие М. А. приведено под 31 дек. (ВМЧ. Дек. Дни 25-31. Стб. 2484-2496) и под 1 мая (Там же. Май. Дни. 1-8. С. 149-155). В Минеях-Четьих Иоанна Милютина (1646-1654) это Житие приводится под 19 янв. и под 5 марта. В 1668 г. болландисты поместили сведения о М. А. в «Acta Sanctorum» под 29 марта. Свт. Димитрий Ростовский поместил в свои Минеи-Четьи Житие М. А. под 5 апр., указав источник текста: «от великия Минеи Четьи» ( Димитрий Ростовский, свт. Книга Житий святых. К., 1764. Кн. 3. Л. 113-116 об.). Дата празднования 5 апр. утвердилась в совр. календаре РПЦ, тогда как в греч. Церкви день памяти святого - 5 марта. В Мартирологе Раббана Слибы (XIV в.) память М. А. указана под 20 мая, а в Александрийском Синаксаре - под 16 апр. Ист.: BHG, N 1039-1041n; ActaSS. 1668. Mart. T. 3. P. 40-43; 18633. Р. 33-35; Look A. E. The History of Abba Marcus of Mount Tharmaka. Oxf., 1929 [сир. версия]; Αγγελδη Χ. Γ. Ο Βος το Μρκου το Αθηναου (BHG 1039-1041)//Σμμεικτα. 1989. Τ. 8. Σ. 45-49 [текст]; ЖСв. Апр. С. 87-98.

http://pravenc.ru/text/2562248.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010