120 Даже в половине XIX-ro века здесь не было ещё ни одной церкви (Базили). Сведения по вопросам сейчас изложенным находим у преосвящ. Арсения, у преосв. Порфирия, а также у Павла Алеппского: «Путешествие патр. Антиохийского Макария». Вып. V, стр. 183. 122 Архим. Порфирия. Александрийская патриархия. Предисловие редактора (г. Лопарева), стр. LVII и LXIII. 127 Преосв. Арсения. Летопись, 704; Базили. Сирия и Палестина, II, 230–231; Сообщения Прав. Палест. Общества за 1891 г., стр. 14–15. 129 Сырку. Описание бумаг епископа Порфирия, 81; еписк. Арсения. Летопись, 796; «Сообщ. Пал. Общества», 1891, стр. 14–15. 136 Указанную эллинистическую или точнее панэллинистическую идею наблюдатели иногда описывают, как «стремление Греков возвысить Константинопольский престол над всеми другими, и придать ему первенство, подобно престолу в западном мире и смотреть на собственность других (восточных) церквей, как на его достояние, почему наприм., Греки св. Гроб и всё принадлежащее ему считают национальной собственностью Греков». Слова Константинопольского посланника гр. Игнатьева (Проф. Н.Ф. Каптерева . Сношения Иерусалимских патриархов с русск. правительством, стр. 804. СПб., 1898). 141 Знаменитое «Путешествие Макария в Россию», описанное его сыном (очевидцем) Павлом Алеппским, в настоящее время появилось в полном виде, причём русский прекрасный перевод памятника с арабского оригинала (рукописи) сделан проф. Арабского языка Г.А. Муркосом. Пять выпусков (последний вышел в 1900 г.). 142 В нашем источнике сказано: Хрисанф, но так как в это время патриархом Иерусалимским был Досифей, то мы и заменяем первое имя вторым. 145 Вопрос об унии – большой, и мы, к сожалению, не можем отнести ему места в наших Кратких Сведениях. 146 Еписк. Порфирия. Сирия (Список Антиох. Патриархов), стр. 14–15. К. 1876. Его же, Сирия, 127. К. 1874. 158 Проф. Н. Ф. Каптева. (Господство Греков в Иерус. патриархате по Досифею). Бог. Вест. 1897, т. II, 200–201. 165 Не имея желания обременять читателя подробностями, мы оставляем в стороне весь биографический материал, относящийся к личной характеристике патриархов Александр., Антиох., и Иерусалимских; поэтому лишены возможности вести речь даже о замечательнейших из них, наприм., Мелетии Александрийском , Макарии Антиохийском и Досифее Иерусалимском.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

134., слово на обретение вериг ап. Петра л. 134 об., житие Антония Вел. л. 135., о Макарии Египетском в патрице л. 136., житие Евфимия Вел. л. 136 об., поминание ап. Тимофея и муч. Анастасия Персянина л. 137, – Климента Анкирского л. 137 об., житие Ксении там же, Григория Богослова съприьтьникъ. мже нало. како вамъ наша л. 138., слово на пренесение мощей Феодора Студита л. 138 об., слово на пренесение мощей Иоанна Златоуста л. 139., похвала Златоустого Игнатию Богоносцу л. 139 об., житие Ксенофонта л. 140., мучение Кира и Иоанна там же, слово Григория Богослова о нищелюбии л. 141 об., чтение от толкования Евангелия Матфея, – о сем замечено ещё: «таковыя бо книги уставлены быша чести от 20 Декабря до поста в праздники, иже не имеют своего л. 143 об., житие Парфения Лампсакийского там же, мучение Никифора л. 144., Златоустого похвала Мелетию Антиохийскому там же, житие Мартиниана там же, слово о обретении главы Иоанна Предтечи л. 144 об., мучение сорока двух, и муч. сорока мучеников л. 147., житие Феофана Сигрианского л. 148., похвала Алексею человеку Божию, нач. «Похвально убо», л. 148 об., Андрея Критского слово на Благовещение л. 150 об., мучение Георгия великомуч. л. 163., житие Афанасия Александрийского л. 165., житие преп. Арсения Вел. л. 165 об., житие преп. Пахомия л. 166 об., житие Онуфрия л. 170., слово Феодора Студита на Рождество Иоанна Предтечи л. 171 об., Феодора Магистра слово похвальное Апостолам Петру и Павлу л. 174 об., слово повествовательное о пренесении ризы Божией Матери в Царьград л. 177., Иоанна Златоустог о похвала Евстафию там же, мучение Прокопия л. 177 об., «житие св. Анатолия, бывшего архиепископа Константинопольского, в нем же и св. Евфимии есть чудо», л. 179., мучение Кирика и Улиты л. 179 об., воспоминание пророку Илие л. 180., мучение св. Пантелеймона л. 182 об., мучение Маккавеев «от словес Иосифа, емуже начало филосовское слово» (это 4 кн. Мак.) л. 183 об., Андрея Критского слово на Преображение л. 186., житие семи отроков л. 187., слово Григория Богослова на новую неделю л.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

168 Ср., например, рассказ из гл. XXI о св. Макарии Египетском : «некий злодей с помощью колдовства превратил в лошадь подвизавшуюся отроковицу». В латинском тексте: «вдруг все по суеверию вообразили, что она не человек, а лошадь» (в рус. пер. свящ. Μ. Хитрова. С. 99). 170 Читти, ссылаясь на того же Созомена , говорит, что Созомен имел в виду не епископа, а архидиакона Тимофея, который в 412 г. был одним из кандидатов на Александрийскую кафедру (Chitty D.J. Op. cit. P. 51). 171 Festugière A.-J. Le problème littéraire de l " Historia Monachorum//Hermes. 83. 1955. P. 257–284. 172 Термины «коптский» и «египетский» восходят к одному и тому же египетскому топониму, названию центрального храма в Мемфисе, верховным божеством которого был Птах. Греческая транскрипция топонима Hak-ka-Ptah, приблизительно переводимого как «Усадьба души бога Птаха», – Αγυπος. Производные проникли в европейские языки, в том числе, и русский. Слова «Египет», «египетский», «египтянин» использовались для обозначения страны независимо от хронологических рамок и религиозной принадлежности жителей. В арабском греческое слово стало звучать иначе и уже вторично вошло в европейские языки, в частности, опять в русский: современные «копт», «коптский». Коптами после арабского завоевания стали называть египтян-христиан в отличие от египтян, принявших ислам . Сами копты называли свою страну КНМ , буквально Черная (земля) – долина Нила с плодородной почвой в отличие от Красной (земли), т. е. пустыни (Хосроев А. Л., Четверухин А. С. Вводная статья/Ернштедт П. В. Исследования по грамматике коптского языка. Μ., 1986. С. 8, 38–40). 173 Коптский язык является последней стадией развития египетского. Он получил специальное название в связи с тем, что имеет отличную от древнеегипетской (иероглифика, иератика, демотика) письменность. Первые попытки использования греческих букв в магических текстах, где важно было правильное произнесение заклинаний, по-видимому, следует отнести еще к III в. до Р.Х. Используя греческий алфавит с добавлением нескольких знаков, заимствованных из древнеегипетского письма (для обозначения звуков, не существовавших в греческом языке), египтяне впервые за четырехтысячелетнюю историю египетской письменности создали в конце – начале III в. по Р.Х. систему письма, полностью отражавшую действительное произношение. Это способствовало распространению грамотности даже среди низших слоев населения, о чем свидетельствуют обрывки папирусов, черепки и обломки камней, «острака», сохранившие для нас переписку простых людей Египта, а она, судя по их количеству, была очень оживленной. Немало было и грамотных женщин, некоторые из них даже избирали для себя профессию писца. Обязательное овладение грамотой было одним из условий поступления в монастырь св. Пахомия (Там же. С. 3; Еланская А. И. Коптский язык. Μ., 1964. С. 7; Еланская А. И. Изречения египетских отцов. СПб., 1993. С. 25).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

32) Архимандрит Волоколамский Возмицкий. 33) Архимандрит Переславский Даниловский. 34) Игумен Ферапонтов Белоезерский. 35) Игумен Ростовский с Устья Борисоглебский. 36) Архимандрит Рязанский Солотчинский. 37) Игумен Вологодский Прилуцкий. 38) Архимандрит Астраханский Троицкий. 39) Игумен Вяжицкий Новгородский. 40) Игумен Духов Новгородский. 41) Игумен Звенигородский Сторожевский. 42) Игумен Вологодский Павлов. 43) Игумен Вологодский Глушицкий. 44) Игумен Кашинский Колязинский. 45) Игумен Вологодский Корнилиев. 46) Игумен Переславский Никитский. 47) Игумен Можайский Колоцкий. 48) Игумен Угрешский. 49) Игумен Воздвиженский. Прочие Архимандриты и Игумены были тогда нестепенные. VI. Ha Московском Соборе 1667 года, при восточных Патриархах Пассии Александрийском, Макарии Антиохийском и Иоасафе Московском, паки сделаны некоторые перестановки в степенях и внесены в Лествицу: 1) Архимандрит Высоко-Петровский степенью под Казанским. 2) Архимандрит Воскресенский степенью под Саввинским. 3) Архимандрит Иверский степенью под Воскресенским. 4) Игумен Макариев Желтоводский степенью 33. 5) Игумен Новинский степенью под Воздвиженским. 6) Игумен Златоустовский степенью под Новинским. VII. Ha Московском Соборе 1675 года, при Патриархе Иоакиме положено разделение Архимандритов, скрижальных от нескрижальных, то есть имеющих преимущество носить на мантиях своих скрижали, от не имеющих оного; и скрижальными Архимандритами означены только: 1) Троице-Сергиевский. 2) Владимиро-Рождественский. 3) Чудовский. Прочие же Архимандриты оставлены нескрижальными. VIII. B 1701 году по Ружной Книге в число скрижальных внесён Киево-Печерский Архимандрит, и предоставлено ему первенство пеед всеми Российскими Архимандритами. В сем же году внесены в Лествицу: 1) Архимандрит Знаменский из Игуменов. 2) Архимандрит Донской учинён степенью под Знаменским Архимандритом. 3) Архимандрит Заиконоспаский. 4) Архимандрит Златоустенский из Игуменов. Также Архимандриты из Патриаршей Епархии дотоле бывшие нестепенными: 5) Серпуховской Высоцкий.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

39 Преподобный Макарий проводил всю Четыредесятницу в своей келлии в Скиту. Эта местность, по рассказу Руфина о Макарии Александрийском (гл. 29), «лежит среди обширнейшей пустыни на расстоянии суточного пути от нитрийских обителей. Не ведет туда никакая тропинка и нет никаких знаков, которые бы указывали путь. Туда доходят по указанию течения звезд... Воды там мало, да и находимая вода – отвратительного запаха, пахнет как бы смолою, но не вредна для питья. Там живут только мужи, усо- вершившиеся в духовной жизни. Кто ж иначе может жить в таком страшном месте, кроме людей, обладающих бесповоротной решимостью и совершенным воздержанием?» – Прим. ред. 40 Преподобная Мелания Старшая, Римляныня, Палестинская, Вифлеемская – знаменитая подвижница конца IV – начала V века. Была супругой знатного римского вельможи. Овдовев в 28 лет, отправилась в Египет, где стала окормляться у многих духоносных старцев, оказывая им материальную помощь и поддерживая во время арианских гонений. В Иерусалиме близ Елеона ею был устроен женский монастырь, в котором она стала настоятельницей. Палладий пишет о ней: «Благодеяний и даров этой бессмертной жены не был лишен ни запад ни восток, ни север ни юг. Тридцать семь лет живя в чужой стране, она снабжала из собственного имущества и церкви, и монастыри, и странноприимные дома, и темницы» (гл. 103). В преклонном возрасте она поехала в Рим, став там «апостолом иночества». В 408 году преподобная Мелания вернулась на Елеон. Скончалась в 439 году. Память ее 31 декабря/13 января. – Прим. ред. 42 См. у Руфина (гл. 29): «Святой Макарий рассказывал о бывшем ему еще более страшном видении. Братия приступали к принятию Святых Таин. Лишь только иные простирали длани для принятия Святых Таин, эфиопы, как бы предупредив священника, клали на руки некоторых уголья, между тем как Тело Христово, преподаваемое священником, возносилось обратно к алтарю. Напротив, когда более достойные из причастников простирали руки к алтарю, злые духи отступали от них и далеко убегали с великим ужасом. Видел он также, что Ангел Господень предстоял алтарю, вместе с рукою священника простиравший также свою руку к алтарю и участвующий в преподании Святых Таин. И с того времени почила на нем благодать Божия, открывавшая ему, как во время бдений, при чтении псалмов и молитвах, кто-нибудь из братии, по внушению злых духов, предавался помышлениям. И не укрывались от него ни недостатки, ни достоинства братий, приступавших к алтарю». – Прим. ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

413 Житие Антония, 50 (в этой главе говорится о разведении святым Антонием овощей, фрукты не упоминаются. – А. В.). 422 Там же, 20, 17. (В греческом тексте стоит слово «пикриды», то есть горький латук, цикорий или, возможно, эндивий. – А. В.). 435 Иоанн Кассиан . Установления, 4, 22. (В латинском тексте буквально: «жареная соль» (salJrictum). Однако Ж. – Кл. Ги, издатель текста «Установлений» в серии «Христианские источники», ссылаясь на словарь А. Блеза (Biaise A Dictionnaire latinfrançais des auteurs chrétiens), трактует это выражение в расширительном смысле. Оно также встречается в тексте «Собеседований» (8, 1) – см. ниже. – А. В.) 463 A 755 (=Пимен, 180. Достопамятные сказания. С. 158). (В оригинале стоит gastria (множественное число от gastriori), которое может обозначать как «колбаски», так и «лепешки», «пирожные». – А. В.). 468 Агапой (или «вечерей любви») у ранних христиан называлась совместная трапеза в воспоминание Тайной вечери; первоначально именно на ней совершалась Евхаристия. Практика агап в Египте зафиксирована источниками, по крайней мере, для IV- V bekob. Так, церковный историк Сократ Схоластик сообщает об обычае египетских христиан причащаться по субботам после трапезы. 473 N 148. (Старец сделал это в назидание – пусть все знают, что в Келлиях из-за чаши вина рухнула крыша. – А. В.) 490 Евагрий. Монах, 94 (SC, 171. Р. 698–701). (Скорее всего, речь идет о Макарии Александрийском (Городском) – см.: Творения аввы Евагрия/Пер., вступ. статья и коммент. А И. Сидорова. М., 1994. С. 245, прим. 163. – А. В.). 491 А 796 (=Павел, 3. Достопамятные сказания. С. 168). (В русском переводе не совсем точно – «кружка воды», в греческом тексте lagynion, что скорее можно перевести как «фляжка». – А. В.). 509 Вопреки мнению А. Руссель о том, что пищевые ограничения, налагаемые на себя отшельниками, были предназначены исключительно для того, чтобы подавлять сексуальные влечения, что приводило, как она пишет, мужчин «от целомудрия к импотенции», а женщин «от девства к фригидности» – так называются две последние главы ее монографии (Porneia. Р. 205–244). Читать далее Источник: Повседневная жизнь Отцов-пустынников IV века/Люсье Реньё; пер. с фр., вступ. ст., послесл., коммент. А.А. Войтенко. - М.: Молодая Гвардия, 2008. - с.: ил. - (Живая история: Повседневная жизнь человечества). Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

4а) независимая и 4b) являющая составной частью более крупного монашеского поселения, 5. колония анахоретов, 6. «малый монастырь», 7. монастыри Нитрии, которые следует выделить особо, поскольку они, вероятно, представляли собой своеобразную «монашескую республику». 8. киновия, 9. различные городские и сельские формы аскезы, которые, по всей видимости, носят еще «домонашеский» характер 212 . Теперь рассмотрим каждый тип более подробно. 1) Отшельничество. Под «отшельничеством» или «анахоретством» мы будем понимать его классическую модель: когда монах подвизается в полном уединении, не имея подле себя учеников. Примеры такого анахоресиса мы находим уже в 1-ой главе «Лавсаика». Там сказано, что пресвитер александрийской церкви Исидор, принадлежавший, видимо, к первому поколению египетских монахов, провел первые годы юности в пустыне. Во 2-ой главе речь идет еще об одном представителе первого поколения монахов, некоем Дорофее, который около 60 лет жил в пещере в пустыне Эремика 213 , в пяти верстах от Александрии. Анахоретом начинал свою монашескую жизнь и предполагаемый основатель Нитрийского монашества преп. Амун (cap. 8), построив себе двухъярусный «толос» 214 в Нитрийской горе, где, по словам Палладия, в то время еще не было подвижников. Еще один известный нитрийский подвижник, авва Памво (cap. 10), в самый ранний период своей подвижнической жизни, был отшельником в окрестностях Нитрийской горы 215 . 15-я глава «Лавсаика» рассказывает о пастухе Макарии, который совершил в юности невольное убийство, и, сильно раскаявшись, ушел в пустыню, где жил в полном одиночестве, не устраивая себе первые три года никакого жилья. Монах Нафанаил (cap. 16) строит себе келью (вероятно, в окрестностях Нитрийской горы) в то время, когда отшельники в этих местах были редким явлением. В образе жизни Нафанаила мы можем усмотреть сочетание форм отшельничества и затворничества. Однажды он поддался искушению сменить место своего подвижничества и построил келью вблизи селения, но после, раскаявшись, вернулся на прежнее место и твердо решил никуда более отсюда не выходить.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

60 Хвольсон Орест Данилович (1852–1934) – физик, член-корреспондент Санкт-Петербургской Академии наук, почетный член Академии наук СССР. Составил пятитомный Курс физики, долгое время являвшийся основным учебным пособием в советских вузах. 62 Патриарх Никон (в миру – Никита Минов; 1605–1681) занимал Патриарший престол в 1652–1666 гг.; имел также титул Великого Государя. Провел реформы, в результате которых в Церкви произошел раскол. Противников никоновских реформ, которых возглавил протопоп Аввакум, стали называть раскольниками или старообрядцами. Осложнение отношений между царем Алексеем Михайловичем Романовым и Патриархом привело к тому, что Большой Московский Собор, проходивший в 1666 г., лишил Никона не только патриаршего, но и епископского сана. В Соборе участвовали Патриарх Александрийский Паисий и Патриарх Антиохийский Макарий. Патриарх Никон был сослан в Ферапонтов монастырь. Государь Федор Алексеевич, сын Алексея Михайловича, добился возвращения Никону сана Патриарха, но уже посмертно. 68 Петражицкий Лев Иосифович (1867–1931) – ученый, правовед, социолог, философ, депутат первой Государственной думы. В 1898–1918 гг. возглавлял кафедру энциклопедии права в Санкт-Петербургском у ниверситете. 69 Ле Дантек Феликс (1869–1917) – французский биолог, философ, приверженец теории материалистического монизма. С 1899 г. – профессор общей эмбриологии в Сорбонне. 72 Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы//Собр. соч.: В 10 т. М., 1958. Т. 10. Ч. 4. С. 149–150,156–157. 74 Свт. Макарий, митрополит Московский († 1563), – выдающийся иерарх Русской Православной Церкви. Составил «Четьи-Минеи», которые впоследствии стали называть Макариевскими. При свт. Макарии впервые на Руси начинается печатание книг. В 1547 и 1549 гг. митрополит Макарий созвал Поместные Соборы Русской Церкви, на которых решался вопрос канонизации святых. Было установлено общецерковное почитание угодников Божиих (ранее прославление происходило по благословению местного архиерея, и святые почитались только в тех краях, где они подвизались). Макарьевские Соборы открывают новый период в жизни Православной Церкви – «эпоху новых чудотворцев», поскольку на Соборах были канонизированы многие подвижники. В 1551 г. свт. Макарий созвал Собор, который впоследствии был назван Стоглавым, так как его постановления были изложены в ста главах. Предметом рассмотрения Собора стали различные аспекты церковной жизни: от правил поведения христианина до вопросов духовного просвещения. Память святителя Макария – 30 декабря/12 января.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

761 Филарета митр. Слова и речи, 1848 г. II ч, 21 стр. Сн. Городкова. Догм. Бог. по сочин. м. Филарета. 276 стр. 762 Св. Ефрем сирин в пояснение последней мысли приводит такие подобия: «мертвым помогают приношения, совершаемые живыми. Разве не замечали вы, что когда зреет живое вино в винограднике, бродит и мертвое в глиняном сосуде? И если издающая тяжелый запах луковица оказывает в себе чувство (когда растет одна в поле, тогда другая дает ростки в доме); то не тем ли паче должны чувствовать умершие, когда творят о них намятъ?” Предсм. завещание. Твор. св. Ефрема в рус. пер. IV т. 307 стр. по изд. 1900 г. 764 Св. И. Златоуст, указывая на пользу благотворений для усопших и в виду неимения иными из усопших родных и близких людей, пишет: «а почему (умирающий одиноким) никого не имеет, скажи мне? За то самое он и подвергается наказанию, что не имеет никого, так близкого, так добродетельного. Поэтому, если мы сами не добродетельны, то должны стараться иметь добродетельных товарищей и друзей, жену и сына, для того, чтобы получить какую-нибудь пользу и чрез них, хотя и малую, однако же пользу». На Деян. Бес. XXI, 5. 767 Вот несколько выражений из молитв этого чина: «рабы Твоя упокой... от Адама даже до днесь, послужившие Тебе чисто». – «Вси помолимся Христу, творяще память днесь от века мертвых, да вечного огня избавит я, в вере усопшия и надежде жизни вечной». – «Отцы и праотцы, деды и прадеды, от первых и даже до последних, во благозаконии умершия и благоверии, вся помяни, Спасе наш», «вся верные, Христе, упокой». – «Яже покры вода и брань пожат, трус же объят, и убийца убита, и огнь, яже попали, верныя, Милостиве, в части учини праведных». 768 Канович. ответы св. Тимофея, еп. александрийского, одного из 150 отцевъ всел. собор. Отв. 14. 769 Так, о препод. Макарии египетском сохранился поэтический и вместе с тем полный чувства христианского снисхождения и любви рассказ о молитве этого подвижника за неведомых ему иноверцев, даже язычников, и молитва его помогала душам умерших. В «Синаксарие» в мясопустную родительскую субботу рассказывается, что однажды преп. Макарий, найдя на пути в пустыне сухой череп язычника – жреца идолов, спросил его: «бывает ли когда во аде какое-либо чувство утешения”? и череп ответил ему: «большое облегчение имеем, когда ты, отче, молишься за усопших”, и святой отец стал еще более молиться о них. (Сн. Достопамятные сказания о подвижничестве св. и блаженных отцев. Москва 1845 г.). Из рассказа ясно, что молитва его за язычников была не церковно-общественная, а частная, – в тайной клети его сердца. В том же «Синаксарие» помещен рассказ о том, что св. Григорий Двоеслов «молитвою царя Траяна спасе“, а в «Синаксарие” в неделю православия передается, что «богомерзкого Феофила” – императора иконоборца, царица Феодора, его супруга, восстановительница иконопочитания в 842 г., «святыми мужми и исповедники от мучений исхити и спасе».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

cap. 20, 38 et 39; в одном из женских монастырей до 400 инокинь, cap. 39 et 41. Но в другом месте полагает тавеннисиотов до 3000 ч. cap. 48 – Преп. Кассиан, посещавший египетские монастыри в конце 4 ст., и долго живший в них, считает в киновии тавеннийской «многолюднейшей из всех» более 5,000 братий, под управлением одного аввы. De institut. renunciant. L. IV. c. 2. 47 Regul. Pachom. n. 2. по примеру Церкви ветхозаветной и по соображению с местными обычаями. Jablonsk. Орр. Τ I. р. 407. ed. Waler. 48 Vit. Pachom. n. 60. Epist. Ammonii n. 19. Греки жили в особом доме, под надзором прибывшего из Александрии пресвитера. 49 Пахомий начал учиться по-гречески уже в поздние годы своей жизни. Vit. Pachom. n. 19. О пр. Антонии свидетельствует Кроний у Палладия. Histor Lausiac. с. 26. Его поучение, приводимое св. Афанасием в житии, переведено «с египетского языка». Подобным образом и Пимен Великий не знал по-гречески. Apophthegm. Patr Coteller. Т. I. p. 636. 53 Rufin, c. 5. Aegyptior.monach. Histor. in. Coteller. Monum. Eccles. Graec. Т. III. p. 175. Город ныне занесен совсем песками. Description de l " Egypt. Т. IV p. 389. 56 На берегу мареотского озера искали себе уединенного убежища еще иудеи, во время Филона. Euseb. Η. Ε. 2, 17. 57 Pallad. Histor. Laus. с. 7. Rufin с. 22. Sozomen, 6, 36. Название горы от обилия нитры, или селитры в озерах, скоро применено к духовным трудам пустынников, по Иерем. 2, 22 60 Rufin. с. 29. в расстоянии пути целых суток. Название скита, столь известное и в нашем отечестве, есть местное египетское, или коптское, и означает длинную и узкую долину. Champoll. Т. 2. р. 297. 61 Cassian. Collat. 51, с, 3, говорит об авве Макарии: qui habitationem scythiothicae solitudinis primus invenit. 62 Rufin. c. 29. Cassian. Collat. 10. c. 2: qui erant in eremo scithi commorantes, quique perfectione ac scientia omnibus, qui erant in Aegypti monasteriis, praeminebant. 63 Floss, Macarii Aegypt. Epistolae 1850. p. 59. По исследованиям ученых, пр. Макарий скончался в 390 г., а из Палладиева Лавсаика вестио (cap.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010