Сухоядение и равномерность в количестве пищи при душевном расположении любви ко всем скоро вводят монаха в пристанище бесстрастия. Авва Евагрий ( 82, 112 ). Если не лишить ее насыщения, душа никаким средством не будет приведена к смирению. Преподобный Пимен Великий ( 82,337 ). Благоразумным воздержанием доставляется неуклонное пребывание в трезвении. Неуклонное пребывание в трезвении позволяет неуклонно следовать учению Евангелия. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 112, 270 ). В самый полуденный зной, – поведал о себе авва Евагрий, пошел я к святому отцу Макарию и, будучи истомлен зноем, попросил воды, но он сказал: «Будь доволен тенью. Многие путешественники и мореплаватели терпят жажду не менее тебя!» Потом, когда я исповедал ему помыслы мои относительно воздержания, он сказал: «Поверь мне, сын! За все двадцать лет я не употребил досыта ни хлеба, ни воды, ни сна. Хлеб я ел весом, воду пил мерой и уснуть позволял себе немного, прислонившись к стене». Отечник ( 82, 114 ). Рассказывали об авве Макарии. Когда случалось быть ему с братией, он полагал себе за правило – если будет вино, выпей для братии, но за один стакан вина не пей целый день воды. Поэтому, когда братия для успокоения давали ему (вина), старец с радостью принимал его, чтобы мучить себя. Но ученик его, зная в чем дело, говорил братии: «Ради Господа не давайте ему вина, иначе он будет мучить себя в келлии». Братия, узнав об этом, больше не угощали его. Древний Патерик ( 73, 13 ); Достопамятные сказания ( 79, 144 ). Когда-то прислали Макарию Александрийскому гроздь свежего винограда. Но он отослал эту гроздь одному больному брату, которому хотелось винограда. С великой радостью получив виноград, брат этот послал его к другому брату, хотя ему и самому хотелось его съесть. Но и этот брат, получив виноград, поступил с ним так же. Таким образом, виноград перебывал у многих братий и ни один не съел его. Наконец последний брат, получив гроздь, отослал ее опять к Макарию, как дорогой подарок. Макарии, узнав, как все было, удивился и благодарил Бога за такое воздержание братии. «Лавсаик» ( 74, 57 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Разумеется, в XX столетии догматические учебники создавались и в других Поместных Православных Церквях. В Сербии интересный труд по догматическому богословию написал архимандрит Иустин (Попович) – «Догматика Православной Церкви». В плане аргументации он во многом основывался на работе митрополита Макария (Булгакова), но по характеру изложения он более свободен и в последних разделах переходит к стилю богословских эссе. В Греции за прошлый век сумели создать целый ряд крупных догматических систем, которые, к сожалению, пока мало знакомы русским читателям. Упомяну следующих авторов: Зикос Росис, Христос Андруцос, Иоанн Кармирис, Панайотис Трембелас, Никос Мацукас. Двухтомная «Догматика» Никоса Мацукаса, изданная в 1985 году, на мой взгляд, заслуживает того, чтобы быть переведенной на русский язык. – Каких догматистов разных эпох вы можете выделить особо? – Это сложный вопрос. Все святые отцы свидетельствовали об истинах веры и словом, и делом, поэтому мы их воспринимаем как величайших учителей веры, а значит, и догматистов в высшем смысле слова. Однако среди них есть те, кто особо потрудился в изъяснении таинственных глубин учения Христова. Если брать IV век, это святитель Афанасий Александрийский и отцы-каппадокийцы (Григорий Богослов, Василий Великий, Григорий Нисский), в V веке – святые Кирилл Александрийский и Лев Великий. В последующие века отмечу преподобного Максима Исповедника, святителя Софрония Иерусалимского, преподобного Иоанна Дамаскина, святителя Григория Паламу. А далее уже нужно говорить о русских отцах – прежде всего, о святителе Филарете (Дроздове), митрополите Макарии (Булгакове) и епископе Сильвестре (Малеванском). XX век отмечен именами выдающихся богословов Владимира Лосского и протоиерея Георгия Флоровского. Надеюсь, российская догматика будет развиваться и в дальнейшем. Следует указать, что в XX столетии появились фундаментальные работы и в других Поместных Церквях. Назову здесь только некоторые имена: святитель Николай (Велимирович), митрополит Амфилохий (Радович), епископ Афанасий (Евтич), архимандрит Иустин (Попович), митрополит Каллист (Уэр), митрополит Иоанн (Зизиулас), митрополит Иерофей (Влахос), протоиерей Иоанн Романидис, отец Димитру Станилое, Панайотис Неллас и многие другие.

http://pravoslavie.ru/33936.html

17) Холщевый – ширины и высоты по 3 3 / 4 вершка; освященный 7169 (1661) г. ноября 23-го, в храм Одигитрии Богородицы (?) 266 ; с изображением на нем осмиконечнного креста на горе, с копием и тростию с губою. Надпись, обыкновенным порядком, по ту и другую сторону мешечка со св. мощами и – изображении креста, следующая: «Освятися олтарь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в церкви Одигитрее Богородицы Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Освящена бысть церковь сия одигитрее Богородицы в лета 7169 года ноября в 25 день на память святого священномученика Климента Папы Римского и Петра Александрийского , при благоверном Царе и Великом Князе Алексее Михаиловиче всея великия и малыя и белыя Росии самодержце и при Митрополите Макарии Великого Нова-Града и Великих Лук». Мешечек для св. мощей и наугольники пришиты на лицевой стороне. 18) Холщевый – из толстого холста – ширины 11 3 / 8 и высоты 8 вершка; 7172 (1664) г. февраля 22-го; в какой храм – не указано; с св. мощами, вшитыми под изображением креста. Рисунок состоит из одного креста четыреконечного, величиною в вертикальной части 4 2 / 8 и в поперечной 3 1 / 2 вершка. Ширина креста в 1 / 4 вершка. Вверху креста слова: ИС. ХС. внизу: НИ. КА. Надпись вверху антиминса, под титлами: «Божественный и священный сий антиминс освящен благодатию всесвятого и животворящего Духа, рукодействен же и благословен преосвященным Симоном Архиепископом во еже священнодействовати и совершати на нем Божественную литургию». На правой стороне креста: «Лета от создания мира 7172, индикта». На левой стороне: «При державе великого Государя и Великого Князя Алексея Михаиловича всея великия, и малыя, и белыя России самодержца». Внизу креста: «а от воплощения Слова Божия 1664, февраля в 22-й день». Мешечек с св. мощами пришит с левой стороны, а наугольники, величиною в вершок, нарисованы на лицевой стороне, но пришитых не было на антиминсе. 19) Холщевый – ширины и высоты по 6 вершков; 1774 (1666) г. ноября 1-го; в храм Покрова Пресвятыя Борогодицы; с изображением осмиконечного креста с копием и тростию с губою.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Кормчая Н. насчитывает 20 глав; однако основная ее часть помещена перед пронумерованными главами. В начале книги находятся вводные статьи о Вселенских и Поместных Соборах и предисловия (исторические справки) к Соборам. Здесь же приведены летописные сведения о случаях нарушения поста в канун Богоявления при Ростовском архиеп. Феодосии (Бывальцеве) (1458; впосл. митрополит Московский) и архим. чудовском свт. Геннадии (Гонзове ; впосл. архиепископ Новгородский и Псковский), а также сделанная позже приписка о случае нарушения богоявленского поста при митр. свт. Макарии (1550). Основной и наиболее объемной частью Кормчей является «Синагога XIV титулов» (правила Соборов и св. отцов, расположенные по «граням» (тематическим рубрикам)); основой для нее послужила Сербская редакция Кормчей. Главы 1-2 включают новеллы визант. императоров; гл. 3 - сборник выписок из «Номоканона XIV титулов» патриарха Фотия; гл. 4 - «Избрание от закона Моисеева»; гл. 5 - «Сказание об опресноках» Никиты Стифата с дополнительными статьями; гл. 6 наряду с антилат. статьями (в т. ч. «О фрязех и о прочих латинах») содержит тексты с толкованиями богослужений; гл. 7 - «Прохирон»; гл. 8 - тексты о браках; главы 9 и 10 - канонические ответы Николая III Грамматика , патриарха К-польского; гл. 10 - канонические ответы Никиты, митр. Ираклийского, на вопросы Константина Памфилийского, постановления К-польского Собора по поводу 4-го брака имп. Льва VI Мудрого («Томос единения») и «Беседу» Диадоха, еп. Фотикийского; гл. 11 включает тексты о ересях, в т. ч. «Книгу о ересях» прп. Иоанна Дамаскина и иные тексты; гл. 12 - правила свт. Никифора I , патриарха К-польского, канонические ответы Охридского архиеп. Димитрия Хоматиана на вопросы Диррахийского архиеп. Константина II Кавасилы, правила Александрийского архиеп. Тимофея и ряд небольших статей, включая выписки из толкований на Евангелие и 2 сочинения «Афанасия мниха Иерусалимского»: «О древе разумнем добра и зла» (послание к Панку) и «О наузах и стреле громней»; гл.

http://pravenc.ru/text/2577727.html

Примечательно, что некоторые повествования свидетельствуют о его кротком обхождении ( ν κακ) со всеми братьями, за что его даже и порицали другие иноки (греческая апофтегма 9). Ради братий преп. Макарий был готов на все: когда больной монах, которого он пришел навестить, захотел сладостей ( πστιλον), то старец, не раздумывая, отправился в тяжелый и долгий путь пешком, нашел в Александрии это «утешение» и принес его брату (греческая апофтегма 8). Еще более показательна характеристика преподобного, данная теми, кто его хорошо знал (греческая апофтегма 32): «Об авве Макарии Великом говорили, что он был, как написано [в Писании], бог земной ( θες πγειος); потому что как Бог покрывает мир ( σκεπζειν τν κσμον – оберегает, защищает мир), так и авва Макарий прикрывал согрешения, которые он и видя как бы не видел, и слыша как бы не слышал». Многочисленные чудеса его, о которых повествуют памятники древнецерковной письменности, также являют нам неизбывное человеколюбие этого святого мужа. Кроме того, «от преп. Макария братия всегда жаждала услышать слово назидания. Его при встрече просили что-нибудь сказать. А если долго авва не показывался, братия скучала и даже за ним посылала» 718 . Тот же великий дар духовной мудрости позволил ему во всеоружии защищать правую веру. В коптской редакции «Лавсаика» содержится повествование о диспуте преподобного (по просьбе некоего епископа) с одним из представителей ереси иеракитов 719 , в котором преп. Макарий побеждает не только с помощью чуда воскресения мертвеца, но благодаря ясности рассуждения и незыблемой верности правой вере (само чудо совершается лишь через нее). Епископ, пригласивший преподобного, наслаждается потом духовной беседой с ним и расстается, пораженный тонким умом старца. Не случайно, что когда после кончины свт. Афанасия Великого в 373 году начались в Египте гонения на православных 720 , то одними из первых жертв его пали оба Макария – Египетский и Александрийский. По свидетельству Сократа, арианствующий епископ Люций (или Лукий), занявший осиротевшую Александрийскую кафедру, указал на них светским властям как на главных вождей сопротивления православных.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Тяжелым испытанием для Н. стали оригенистские споры, начало которым в Египте положило окружное послание архиеп. Феофила I в 399 г. Хотя к этому времени назрела объективная необходимость дать церковную оценку учению Оригена (споры вокруг него еще раньше возникли в Палестине), в Египте конфликт был связан не только с богословскими проблемами, но и с личной неприязнью Александрийского епископа к прп. Исидору Странноприимцу , выходцу из Н., и к «Долгим братьям». После настойчивых ходатайств «Долгих братьев» о возвращении отлученного Исидора в церковное общение архиеп. Феофил, не имея возможности справиться с ними на основании церковных канонов, развернул антиоригенистскую кампанию. Он провел в Александрии Собор, запретивший читать труды Оригена, разослал послание епископам в окрестности Н. с требованием изгнать «Долгих братьев» как лидеров оригенистов и добился постановления императоров Аркадия и Гонория о высылке оригенистов из Египта. Наконец, он лично прибыл в Н. и провел еще один Собор (400), на котором были осуждены неверные положения в учении Оригена и отлучены от Церкви все принимавшие их. Однако поддержки властей оказалось недостаточно, и Феофил при содействии разогретой вином толпы подверг Н. разграблению. Не найдя «Долгих братьев», поскольку пустынники спрятали их в резервуаре для воды, Феофил предал огню их кельи с находившимися там книгами и Св. дарами. После того как архиепископ вернулся в Александрию, «Долгие братья» и еще ок. 300 монахов оставили Египет, вначале уйдя в Палестину, а потом в К-поль к свт. Иоанну Златоусту ( Sulp. Sev. Dial. I 7; Pallad. Dial. de vita Ioan. Chrysost. 7; Socr. Schol. Hist. eccl. VI 7). Известны имена еще 4 изгнанников: прп. Иеракс , др. Иеракс - ученик прп. Антония Великого, Исаак , пресв. Келлий, и др. Исаак, который начал монашествовать с 7 лет при прп. Макарии, ученике прп. Антония, знал наизусть Свящ. Писание, был священником и стоял во главе 150 братий, из которых Феофил избрал 7 или 8 чел. для епископства ( Pallad. Dial. de vita Ioan. Chrysost. 17). С оригенистским конфликтом связано и церковное почитание пострадавших в Н. Египетских мучеников (пам. 10 июля), хотя вряд ли можно признать, что сгоревших и задохнувшихся на самом деле было 10 тыс. Эта цифра как минимум в 2 раза превосходит общее число насельников Н., приводимое в воспоминаниях паломников, и скорее символична: греч. слово «μριοι» (слав. «тьма») имеет значение не только «10 тысяч», но и «бесчисленное множество».

http://pravenc.ru/text/2577699.html

Некогда в огненном столпе Сын Божий вел Израиля в обетованную землю путем страданий долгого путешествия по безводной пустыне. Подобно этому и теперь Сын Божий ведет все человечество по долине плача к неизвестной, но высокой цели. Эта цель требует, чтобы каждый из нас нес с собою свой крест, и чем более его отталкиваешь, тем он становится тяжелее». Однако «мы верим, что все совершающееся необходимо для осуществления мировых задач и что настанет день, когда Сын Божий оправдает дела свои». Отсюда «всякое отчаяние и самоубийство есть отпадение от христианства» (О самоубийстве. С. 368-370). Кроме того, самоубийство противоречит главному принципу христ. нравственности, в основе к-рого лежит представление о безусловной ценности и святости человеческой личности. Самоубийство «колеблет в обществе убеждение в неприкосновенности человеческой жизни и указывает на то, что самоубийца не проникнут этим убеждением» (Там же. С. 371). И. отказывается видеть в самоубийстве лишь следствие психического расстройства - большая часть самоубийств достаточно мотивированна. Он выделяет ряд психологических и социальных причин этого явления (ослабление инстинкта самосохранения под влиянием продолжительных болезней и страданий; атрофия воли под влиянием чрезмерно развитой наклонности к анализу собственных состояний; отсутствие объективных целей жизни и ограничение их эпикурейским стремлением к удовольствию; необузданность желаний; влияние примера) и намечает возможные меры по его предотвращению. Среди последних И. выделяет воспитательные меры, особенно отмечая благотворное влияние семьи и Церкви как главнейших воспитательных учреждений: «Человек живет постольку, поскольку сознает себя членом какого-нибудь целого - семьи, церкви,- основанием которого служит любовь. Человек живет постольку, поскольку он любит!» (Там же. С. 400). Главные церковно-научные труды И. посвящены вопросам патрологии. В 1903-1907 гг. он написал ряд статей о св. отцах для Православной богословской энциклопедии (о Василии Великом, Григории Богослове, Григории Нисском, Дионисии Ареопагите, Дионисии Александрийском) и «Богословского вестника» (об Афанасии Великом, Макарии Египетском, Иоанне Златоусте).

http://pravenc.ru/text/469348.html

Историческое учение об Отцах Церкви Филарета, архиепископа Черниговского. Т. 2. СПб. 1852. «Христианское чтение» за 1821 год. Ч. 2. Краткое историческое сведение о св. Макарии Египетском и св. Макарии Александрийском (с. 3–15). Достопамятные предания о Макарии Египетском (с. 60–83). История Православного монашества на Востоке. Ч. 2. Сочинение профессора Московской Духовной академии Петра Казанского . М. 1856. Порядки и обычаи, соблюдавшиеся при сказании проповедей в древней Церкви (в III–V вв.). «Труды Киевской Духовной академии». 1885. Апрель. Западная средневековая мистика. А. Вертеловского. Журнал «Вера и разум». 1886. Июнь. Обозрение догматико-аскетического учения в творениях преп. Макария Египетского . «Воскресное чтение». 1848. 36, 40 и 41. Очерки из истории христианской проповеди. Представители нравственно-аскетического типа проповеди на Востоке в IV в. Н. Барсова . Журнал «Вера и разум». 1889. Т. I.Ч. 1. «Ярославские епархиальные ведомости». 1884. С. 293, 301, 337, 348, 361, 401. Московский Священный Кремль и его святыни Спасская башня 1029 Кто из русских не знает или не слышал о Спасских воротах Кремля? Когда мы еще были в школе, нас знакомили с ними и в истории и стихах. «Шапки кто гордец не снимает у святых Кремля ворот?» – лепечут детские уста в школах, повторяя слова одного из наших родных поэтов. На виду Спасских ворот прошла почти вся наша русская история и гражданская, и церковная. Они были свидетелями многого славного, а вместе и тяжелого, скорбного. Тут проезжали и проходили наши Цари, выступая против врагов и торжественно возвращаясь с победой. Этими воротами вошел Михаил Феодорович, и после него совершали торжественные въезды все русские Цари и Императоры для священного коронования; этими воротами были внесены в священный Кремль и все наши великие святыни: чудотворная икона – Владимирская из г. Владимира, Благовещенская из г. Устюга, Спаса Нерукотворного из Новгорода и Вятки, св. Николая из Вятки и Гостуни, а также честные мощи благоверного Князя Михаила и боярина его Феодора из Чернигова, Царевича Димитрия из Углича, Святителя Филиппа из Соловецкого монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Макария Египетского. В старину, сомнение в аутентичности их не поднималось. Авторство Макария принималось на веру и в полном объеме. Но уже в XVIII в. были высказаны известные сомнения, которые с большими или меньшими оговорками принимались научными авторитетами более позднего времени. На Западе, Oudin  и Semler  первые выразились против аутентичности «Духовных омилий». По мнению этих ученых, «Беседы» предназначены для монахов общежительного монастыря, типа Пахомиевых общежитий, а не для отшельников, населявших египетскую пустыню, среди которых жил Макарий Египетский. Послание св. Макария меньше возбуждает сомнений в своей подлинности. С другой стороны, и в Греции, как свидетельствует проф. Диовуниотис  , в том же XVIII веке тоже возникло сомнение в подлинности произведений преп. Макария. Рукопись (Афинск. Универс. библ. 1267), датируемая 1783 г., и Афонская рукопись (по каталогу Ламброса 6026.), писанная в том же XVIII в., содержат рассуждение некоего пелопонисского дидаскала Неофита, подвергающего все литературное наследие Макария, кроме «Апофтегмат», сомнению в подлинности, по причине якобы мессалианских идей, в них содержащихся. Русская богословская литература сравнительно мало сделала для определения авторства и времени написания «Макариан». Наша библиография может быть сведена к следующим произведениям: 1. Анонимная статья, принадлежащая, как установлено, проф. прот. Г. П. Павскому, «Краткие исторические сведения о св. Макарии Египетском и св. Макарии Александрийском» в «Христ. Чтении» за 1821 г., стр. 3–15. 2. Анонимная статья в «Воскресном Чтении». 3. Иеромонах Григорий (Борисоглебский) напечатал в «Богосл. Вестнике» за 1892 год (ноябрь, стр. 205–224.) свою вступительную лекцию в Моск. Дух. Академии «Возрождение, по учению преп. Макария Египетского». 4. Архим. Палладий: «Новооткрытые сказания о преп. Макарии Великом по коптскому сборнику». 1898 г. 5. Проф. И. В. Попов: «Мистическое оправдание аскетизма в творениях Макария Египетского» в «Бог. Вестн.» за 1904 (ч.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Преподобный Макарий Египетский . Том первый. Жизнь и творения преподобного Макария Египетского . Исследование проф. Петербургской Духовной Академии Александра Бронзова . 1890 год. Учение о благодати Божьей в творениях древних св. отцов и учителей Церкви до бл. Августина. Историко-догматическое исследование А. Катанского . Добролюбие в русском переводе, дополненное. Том первый. Издание 2 – е Афонского Пантелеимонова монастыря. Москва 1883 г. Жизнь человека, его смерть и воскресение по беседам, посланиям и словам пр. Макария Египетского . Н. Кратирова. Православный Собеседник за 1899 год. Март. Возрождение по учению преп. Макария Египетского арх. Григория. 1892 г. Отдельная брошюра. Догматические основы христианского аскетизма но творениям восточных писателей – аскетов IV века. Сочинение Павла Пономарева. Казань 189-й год. Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского . Издание шестое. Москва. 1899 год. Жития святых, на русском языке изложенные по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского . Издание Московской Синодальной Типографии 1904 год. Учение св. отцов подвижников о благодати Божьей спасающей человека. Д. Имшепецкого. 1853. Киев. Лавеаик и история египетских монахов. Архимандрита Серия. Чтение в обществе любителей духовного просвещения 1882 г. Февраль. Историческое учение об отцах Церкви Филарета Архиепископа Черниговского. С. – Петербург. 1852. Том 2-й. Христианское чтение за 1821-й год. Часть 2-я. Краткое историческое сведение о св. Макарии Египетском и св. Макарии Александрийской 3–15 стр. Достопамятные предания о Макарии Египетском 60–83 стр. История православного монашества на Востоке. Часть 2-я. Сочинение проф. М. Д. Академии Петра Казанского . Москва. 1856 г. Порядки и обычаи, соблюдающиеся при сказании проповедей в древней Церкви, (в III –V вв.). Труды К. Д. Академии 1885 г. Апрель. Западная средневековая мистика. А. Вертеловского. Журнал Вера и Разум за 1886 год. Июнь. Обозрение догматико – аскетического учения в творениях преп. Макария Египетского . Воскресное Чтение за 1848-я год. 36, 40 и 41-й

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010