179. Скит - пространная равнина, на 24 часа пути от горы Нитрийской. В " Луге Духовном " о скитских подвижниках: " Поверьте, чада, мне, старику, что прежде у скитских иноков наблюдалась великая любовь, и строгое воздержание, и дар разумения. И я застал еще там старцев, которые вовсе не принимали пищи, если кто-нибудь заходил к ним " . Гл. 54 нового перевода. Основателем пустынножительства в скиту был св. Макарий Египетский. 180. Не понимаем, каким образом автор статьи в " Чтениях общества любителей духовного просвещения " " Лавсаик и история египетских монахов " пришел к ошибочному заключению, будто все, что здесь говорится о Макарии Александрийском, у Руфина отнесено к Макарию Скитскому, т.е. к Египетскому. Дело в том, что у Макария Александрийского было три кельи: одна в Ските, другая в пустыне Келий, третья в Нитрии. В скитской келье он проводил Четыредесятницу. Там его могли видеть и наши путники. 181. О чудесах св. Макария Египетского и св. Макария Александрийского Палладий в " Лавсаике " , гл. 18: " Опасаюсь повествовать и писать о тех многих, великих и для неверующего почти невероятных подвигах, которыми наполнена добродетельная жизнь святых и бессмертных отцев: Макария Египетского и Макария Александрийского, мужей доблестных и подвижников непобедимых. Опасаюсь, чтобы не почли меня лжецом. А изречение Духа Святого ясно показывает, что Господь погубит всех, говорящих ложь " . 182. По нашему мнению, только автор настоящего труда мог отсылать читателя к своему же сочинению в таком тоне, как здесь это сказано. О Макарии говорится в 4 и 8 главах. " Найдет, кто поищет... " 183. Память св. Аммона - 4 октября. По Тильемону, кончина его последовала между 340 и 345 гг. (VII, 158); по другим - в 350 году. См. о нем у Сократа, " Церковная История " IV, 23; у Созомена, кн. I, гл. 14; у Кассиодора в Historia tripartita. I, 11, в Vita S. Antonii, 32. Подробнее - см. в " Истории православного монашества на Востоке " . Ч. II, 1 - 20. Его поучения изданы Воссием в приложении к II тому сочинений св. Ефрема Сирина. Colon. Agrip. 1695. 499 - 503, под заглавием: Sancti Abbatis Ammonis capita paraenetica decem. et novem. См. также в 8 гл. " Лавсаика " , греческий менологий под 4 октября и др.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/956/...

5/18 Крещенский сочельник. 6/19 БОГОЯВЛЕНИЕ (КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ) 7/20 прор. Иоанна Крестителя, Предтечи Господня (ум. ок. 28–29). 9/22 Свт. Филипп Московский (1507–1569), глава Русской церкви, подвижник, борец против тирании Ивана Грозного. 10/23 Свт. Григорий Нисский (335–395), брат свт. Василия Великого, богослов, экзегет, философ. 11/24 Прп. Феодосии Великий (ум. 529), уроженец Малой Азии, один из основателей общежительного монашества–на Востоке, подвизался в Палестине. 12/25 Свт. Савва Сербский (1175–1235), первый епископ Сербской церкви. 14/27 Равноап. Нина (Нино), просветительница Грузии (ум. ок. 335). 15/28 Прп. Павел Фивейский (IV в.), первый отшельник Египта. 16/29 Поклонение веригам ап. Петра: праздник установлен в память о темничных узах ап. Петра. 17/30 Прп. Антоний Великий (ум. ок. 356), уроженец Египта, один из основателей монашества. 18/31 Свт. Афанасий Великий (296–373), уроженец Египта, патриарх Александрии, борец против арианства. 19/1 фев. Прп. Макарии Египетский (300–390), один из основателей монашества. Прп. Макарии Александрийский, ученик Макария Египетского (ум. ок. 395). 21/3 фев. Прп. Максим Исповедник (580–662), византийский подвижник, богослов–мистик, борец против ереси монофелитов. 22/4 фев. Ап. Тимофей, спутник и помощник ап. Павла. 25/7 фев. Свт. Григорий Богослов (329–389), патриарх Константинопольский, богослов, поэт, сподвижник свт. Василия Великого. 28/10 фев. Прп. Ефрем Сирин (306–373), уроженец Месопотамии, подвизался в г. Нисибине и Эдессе; гимнотворец, толкователь Св. Писания. 30/12 фев. Святт. Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст (праздник «трех святителей»). «Собор» — в данном случае значит молитвенное «собрание» в честь памяти святого. Февраль 1/14 Мчц. Филицитата и Перпетуя (202). Повествование об их кончине — один из древнейших подлинных документов о мучениках. 2/15 СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ. 3/16 Прав. Симеон и Анна (см. Лк 2, 25–38). Равноап. Николай Японский (ум. 1912), основатель Православной церкви в Японии. Прп. Исидор Пелусиот (ум. ок. 440), уроженец Египта, подвижник, богослов. Его литературное наследие составляют многочисленные письма.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

70. Ant I, 14/Пс 48:8 и след. – В пер. П. А. Юнгерова: Брат не изба­вит, избавит ли [вообще] человек? Не даст он Богу выкупа за себя и цены, искупления души своей, [хотя бы] он и трудился вечно. Будет [ли] жить до конца, не увидит погибели? 71. Ant I, 22/Притч 1211. 72. Ant I, 2/Исх 38:8. – В синод, пер. иначе: И сделал умывальник из меди и подножие его из меди с изящными изображениями, украшаю­щими вход скинии собрания. 73. Ant I, 65/Евр 12:11. 74. In Prov 1, 2: Géhin, 3. 75. Изображение монашеской жизни. 10 (Добротолюбие. T. 1. С. 597). 76. Ant I,43/Иер 15:15. 77. Ant I, 57/2Кор 5:1. 78. Vita С. 79. Монах. 33 (Творения... С. 101). 48 80. Ant I, 56/2Кор 4:16. 81. Ant I, 59/2Кор 12:10. 82. Достопамятные сказания. Об авве Исааке, пресвитере из Келий, 10. 83. Монах. 7 (Творения... С. 96 сл.). 84. Лавсаик. 7. О Нитрийских подвижниках. 85. Достопамятные сказания. Об авве Макарии Египетском, 8. 86. Ant I, 52/Рим 13:14. 87. Ant I, 53/Рим 14: 2. 88. Ant I, 54/1Кор 9:25. 89. Vita С. 90. Достопамятные сказания. Об авве Арсении, 19 91. Ant VIII, 54/Рим 14:3в. 92. Ant I, 53/Рим 14:3а. 93. Лавсаик. 19. О Макарии Александрийском. 94. Agape – любовь (грен.). 95. Ant I, 32/Сир 4: 25. – Пер. с греч. архиеп. Агафангела (Соловье¬ва). В церк. слав, пер.: Есть 6о стыд наводяй грех, и есть стыд слава и благодать. 96. Ant I, 25/Притч 19:10. 97. Ant I, 3/Притч 23:20 и след. 98. Ant I, 60/Еф 5:18 и след. 99. Прп. Венедикт (Бенедикт) Нурсийский (ок. 480–547) – православ­ный и католический святой, основатель Бенедиктинского ордена. Положил начало распространению монашеской жизни на Западе. – Примеч. пер. 100. К монахам. 39 (Творения... С. 131). 101. Там же. 40 (Там же). 102. Там же. 41 (Там же). 103. Там же. 42 (Там же). 104. К монахам. 43 (Творения... С. 131). 105. Там же. 44 (Там же). 106. Ant I, 7/2Цар 3: 35. 107. Ant I, 13/Пс 37:19. 108. Ant I, 16/Пс 54: 23. 109. Ant I, 8/3Цар 17:14. 110. Ant I, 12/Пс 36:25. – В пер. с греч. П. А. Юнгерова: Юнейшим я был, и вот состарился, но не видел праведника покинутым и по­томства его просящим хлеба.

http://predanie.ru/book/219655-obyadenie...

Аминь. Конец истории египетских монахов. H.A. Кулькова. Об авторе «Истории египетских монахов» Сведения о начале египетского монашества содержатся в нескольких литературных памятниках, самыми ранними из которых являются: «Житие св. Антония Великого », написанное на греческом языке свт. Афанасием Александрийским , сохранившиеся на греческом, коптском и латинском языках Правила и Послания св. Пахомия Великого , основателя общежительных монастырей, «История египетских монахов», а также «История Лавсаика» епископа Еленопольского Палладия. В IV в. появляется много сочинений жанра peregrinatio ad loca sancta 146 , и, наряду с известным peregrinatio Эгерии, «История египетских монахов» стала одним из первых дошедших до нас образцов этого рода христианской литературы и интересным свидетельством о жизни египетских монахов. В то же время «История египетских монахов» 147 стоит в начале появления особого жанра патерика – автор описывает тех святых мужей, кого он встретил лично (самые подробные описания относятся к началу путешествия – главы о св. Иоанне Ликопольском и св. Аполлоне, или Аполло), кроме того помещены рассказы о тех подвижниках, память которых особенно почиталась их учениками (Аммон, Патермуфий, Пафнутий, мч. Аполлоний), и краткие истории о великих египетских святых – Макарии Египетском , Макарии Александрийском , Павле Препростом. В общей сложности в памятнике упоминаются 37 подвижников. Не случайно ИЕМ стала источником для разного рода монашеских сборников, в частности, алфавитных патериков. Похожую структуру имеют «Лествица» преп. Иоанна Лествичника (особенно в первой своей части) и «Луг духовный» блаж. Иоанна Мосха . Известный патролог J. Quasten пишет: «Нашему знанию о начале и распространении монашества мы обязаны, во-первых, житиям основателей монашества, трудам их учеников, но в большей степени мы обязаны двум документам, целиком посвященным этой истории: «Истории Лавсаика» Палладия, епископа Еленополя, и «Истории египетских монахов», принадлежащей анонимному автору» 148 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Византийские e jhm ai. Ъ. – Ы. Как кончил Диоскор? Легенда о Диоскоре (её вариации) для характеристики монофизитской полемики, а) Страдал ли Диоскор от светской власти и считал ли себя гонимым ею? б) Страдал ли Диоскор за веру? Он низложен ob contumaciam. Его мнения о «томосе» не спрашивали (один неясный поступок Диоскора). В изгнании. – Ь. Как кончил Макарий? Он не присутствовал на соборе. Возможность страдальческого конца. Церковь св. Иоанна и её история. К вопросу о времени хиротонии св. Протерия. А 46 . n. 1. Города Ткоу. Tkwoy. Ревилью аподиктично передает это название словом „Antaeopolis“ и говорит о Макарии как об одном из сподвижников св. Кирилла александрийского в Ефесе в 431 г. Не имея серьезных оснований думать, что последнее сообщение французский египтолог заимствует из коптского текста, мы можем и отожествление Ткоу с Антеополем принять лишь по устранении сделанных против этого возражений. Один из современных болландистов (van Hecke?), коснувшись под 24 октября 47 вопроса о нашем Макарии, выставляет мнение, что он был епископом города Атку близ Александрии, а не Антеополя в далекой Фиваиде, находя, что эта близость мест лучше всего объясняет союз Макария с Диоскором. Ученый иезуит имел перед собою три варианта названия кафедры Макария: „episcopus Tacu“ 48 , „Atacuae“ 49 , „Kawi“ 50 и в пользу предлагаемого отождествления с „Atku“ сослался на авторитет не менее как самого Шампольона. Дополнив число вариантов еще тремя: „Atku“ 51 „Caw“ 52 и „Qau“ ( ) 53 , представим разъясняющую вопрос справку. а) Копто-арабские словари (так называемые Scalae) слово передают по-арабски во-первых словом „Qau“, поясняя его чрез 54 , во-вторых словом „Atku“ („Atqu?“) 55 . б) В настоящее время в Египте известны два относящиеся к нашему вопросу местности: одна под 26°53» сев. шир., 49°15» вост. долг. от Ф., называемая Qau-el-kebir, другая под 31°18» с. ш., 47°57» в. д., называемая Atku ( ) 56 или Edqu ( ) 57 . в) Тождество города Кау-эль-кебир с древним Антеополем не подлежит никакому сомнению: развалины эпохи птолемеев с греческими надписями доказывают это монументально 58 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Любовью и смирением пр. Макарий обратил ко Христу одного жреца. Его встретил сперва ученик преподобного и обозвал демоном. Возмущенный жрец избил монаха до полусмерти. Когда же Макарий вслед за этим встретил его и обошелся с ним ласково, то это так подействовало на жреца, что он, ухватившись за ноги Макария, сказал: «Ты человек Божий, не отпущу тебя до тех пор, пока не сделаешь меня монахом». За жрецом обратились ко Христу и многие язычники. Вспоминая этот случай, старец говорил: «Худое слово и добрых делает худыми, а слово доброе и худых делает добрыми». Один юноша, желавший стать монахом, спросил пр. Макария: «Как мне спастись?» Последний послал его на кладбище сначала бранить, а потом восхвалять мертвых, а затем спросил его, что они ему отвечали? «Они были безмолвны и к похвале, и к порицанию», – ответил юноша. «Так и ты, – сказал старец, – если хочешь спастись, будь мертв подобно мертвым: не думай ни об обидах от людей, ни о славе людской». Приведем некоторые поучения пр. Макария: Если для тебя поношения, как похвала, бедность, как богатство, недостаток, как изобилие, то ты не умрешь». «Если мы будем помнить о зле, какое сделали нам люди, в нас ослабеет памятование о Боге; если же будем помнить о зле наносимом демонами, будем безопасны от стрел их». Спрошенный, как молиться, он отвечал: «Довольно, если вы будете часто повторять от всего сердца: Господи, как Тебе угодно и как знаешь, помилуй меня. Если же найдет искушение: Господи, помоги! Господь знает, что для нас полезно, и сотворит нам милость». Если говорим о Великом Макарии, то надо упомянуть о современном ему Макарии Александрийском . Он был пресвитером в монастыре в соседней со Скитом пустыне Келлий и был другом и сотаинником Макария Великого или Египетского. Как и последний, он был учеником Антония Великого и также был высокой духовной жизни. Оба Макария часто встречались для собеседования и молитвы. Во время господства ариан в царствование императора Валента/364–378/было сильное гонение на православных. После смерти Афанасия Великого его кафедрой в Александрии силой завладел арианин Луций, изгнав законного преемника, святителя Петра.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

По мнению Морчелли это возвращение было при Константине. В. после 8 лет ссылки по смерти Григория Каппадокса. В прологах славянских 247. 248. 249 и в студийских уставах ныне значится принесение мощей св. Афанасия из изгнания. В службе студийских миней на 18 января нет намека на причины установления праздника сим святителям. В настоящих греческих и славянских минеях службы Афанасию и Кириллу поставлены те же, что в дни успения их: 2 мая и 9 июня. Канон Кириллу 18 января в греческих, и слав. минеях приписывается I. монаху, а 2 мая он же Феофану, – вернее произведение Феофана. Ефрем , еп. миласский, находящийся ныне в одном синайском синаксаре, был в Малой Азии, в Карии. Он 24 янв. – в житии Ксении – Евфевии, диакониссы девы но позднее V века. В V веке были мощи его в церкви во имя его. 19 Макарий египетский . В Деяниях св. (Iann. Т. II. р. 1005. 15 янв.) после исторического исследования о нем, в коем его рождение полагается ок. 301 г., а кончина ок. 391 года, помещено довольно пространное жизнеописание, приписываемое древнему писателю и за тем сведения из Палладия (Ловсаик 19) и Руфина (de vitis patr. lib. II. с. 28). Место его подвигов доселе называется пустынею Макария и в ней есть монастырь его имени. Тело его в Амальфи в Италии. В Деяниях св. (Oct. Х. р. 563) есть исследование о Макарии римском , который найден около рая, со странным сказанием, написанным Феофилом, Сергием и Гигином. По мнению издателей, это лице вымышленное, хотя находится в месяцеслове Василия. Лице совершенно не вымышлено, но сказание о нем, известное составителю месяцеслова Василия и издателям Деянии, вымышлено; а есть об нем сказания вполне достоверные. Оба Макария – в числе церковных писателей. (См. об них Учение об отцах Филарета II. стр. 232 и Fessler. Instit. I. 653–655). О Макарии александрийском довольно сказано в «Лавсаике» Палладия (гл. 19) современником его. (Сн. Pyф. II, 4 . Сократа, 4, 18. Созом. 3, 13). Св. Арсений керкирский . В греческом часослове об нем следующие сведения: Арсений родом из Палестины, сын благочестивых родителей; от юности посвятил себя Богу и избрал монашескую жизнь; обучался в Селеввии, где и получил сан священства; перешел оттуда в Константинополь, рукуположен в архиепископа керкирского; в старости опять отправлялся в Царьград, чтобы утишить неправедный гнев Константина порфирородного (780–797).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Отдельную проблему представляет собой развитие монашеской организации на Нитрийской горе. Палладий сообщает лишь фрагментарные сведения о начальном этапе ее истории, а затем, как мы уже видели, дает беглое ее описание. Если учесть, что преп. Амун пришел на Нитрийскую гору около 315 г., а Палладий путешествовал по монастырям Египта в середине 90-х годов IV в., то можно сказать, что без малого столетие монашеской истории Нитрийской горы остается для нас неизвестным. И все же можно попытаться, опираясь на прямые и косвенные данные, содержащиеся в «Лавсаике», сделать некоторые предположения относительно развития там монашеской организации. Уже упоминалось о том, что тип организации нитрийских подвижников необходимо выделить в особую категорию. Нитрийский комплекс представлял собой сочетания, как минимум, трех форм монашеской аскезы: отшельничества, «малой общины» и «малого монастыря». Историю нитрийского монашества, исходя из данных Палладия, нельзя вывести из наиболее распространенной модели, т. е. нитрийское монашество не выросло из «малой общины» преп. Амуна и его учеников: в «Лавсаике» нет сведений, что авва Памво (cap. 10) был учеником преп. Амуна, то же самое можно сказать и о Вениамине (cap. 12), одном из известных нитрийских подвижников, и о Нафанаиле (cap. 16), келья которого, вероятно, находились в непосредственной близости от Нитрийской горы. Нет сведений и о том, что александрийский пресвитер Исидор (cap. 1) подвизался под руководством Амуна. Судя по контексту повествования Палладия, все эти подвижники принадлежат к первому поколению нитрийских монахов, т. е. являются современниками (или младшими современниками) преп. Амуна. Следовательно, в начале своей истории Нитрия напоминала колонию анахоретов, слабо связанных (или не связанных) между собой. При этом следует помнить, что вокруг некоторых из них, как в случае с аввой Памво, возникли общины учеников. Как уже упоминалось, в Нитрии ко времени прихода туда Палладия существовала коллегия из восьми «первенствующих пресвитеров» (φηγομβνοι πρεσβτεροι) во главе со «старшим» ( πρτος πρεσβτερος) (cap. 7). Во время литургии служит «старший», остальные молча восседают с ним. Из описания Палладия можно сделать вывод, что пресвитеры могли иметь некие судебные функции 265 . Возникает вопрос, как могла возникнуть в Нитрии столь странная, на первый взгляд, коллегия? Вспомним, что двое из учеников аввы Памво, Ориген и Диоскор, были пресвитерами в Нитрии (cap. 10; 12). Пресвитерами являются свв. Макарии, Египетский и Александрийский. Наконец, ученик преп. Макария Египетского Иоанн впоследствии сам становится пресвитером (cap. 17). Св. Моисей Скитский также был поставлен во пресвитерский сан (cap. 19). Таким образом, следует сделать вывод, что практика поставления в священнический сан наиболее известных монахов Нитрии (а также Келлий и Скита) или их учеников была не редкостью для всех этих монашеских поселений.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

Пример нелюбостяжания Препод. Макарий хищнику, его обкрадывавшему, помогал обирать себя и свою келлию, и сам возлагал вещи на его скот. Искушение после смерти Когда ангелы несли душу препод. Макария в рай, то бесы искушали его возбуждением в нем в эти минуты честолюбия и славолюбия; но он им на это отвечал со смирением и с сомнением на получение царствия небесного. Преподобный Макарий Александрийский Просимое и не данное ближнему и у святого отнимается Однажды преп. Макарий попросил у Великого Антония сноп рогозы, из которой делались корзины; святый Антоний отказал ему в этом, говоря: «не пожелай вещи ближнего твоего». Рогоза тотчас как бы от огня иссохла. Тщеславие обличенное На реке Ниле, на пароме, встретили богатые вельможи двух нищих иноков – Макариевых, и в насмешку сказали им: «блаженны вы, ругающиеся мipy». «Да, отвечал преп. Макарий Александрийский , – мы ругаемся мipy, а мip вам. Невольно ты, богач, изрек сие, ибо мы оба Макарии блаженные». Грех мстить за самого себя Однажды препод. Макарий убил комара, сосавшего его кровь; но, укорив себя как убийцу, самого за себя отмстившего, нагого отдал себя на укушение комарам. Демоны верят совести святых Преп. Макарий зашел однажды в опустелые гробницы жрецов Египетских; бесы за это в большем количестве невидимо восстали на него, стараясь не допустить его в них. «Я только войду и посмотрю, а потом отойду отсюда». – «Обещай нам это твоею совестью, сказал бес». «Обещаю», сказал раб Христов, и бесы исчезли. Диавол льстить может, но не может помочь Препод. Макарий весьма изнемог на пути от глада и жажды. Диавол в виде девицы, несущей воду, три дня манил его издали, но не дал ему напиться. Животные волю Божию поставляют выше законов природы Бог послал изнемогшему на пути Макарию буйволицу, чтобы она питала его своим молоком; животное отказывало в млеке своему детищу и допускало к себе только препод. Макария. Богомыслие озлобляет диавола Пять дней определил себе преп. Макарий для одного богомыслия; но, находясь в сем подвиге только два дня, до того раздражил диавола, что он все вещи в келлии его пожог и его самого чуть не сжег.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Прп. Макарий Великий. Икона. Нач. XXI в. Иконописец О. В. Спиридонова (Для ц. Рождества Христова в Южно-Сахалинске) В рус. иконописных подлинниках сохранились разные варианты относительно того, как писать М. В.: как монаха или аскета-пустынника. В древнейшей рукописи этого типа под 19 янв. упоминается «Макарий египетский, сед в клобуке, брада Иоанна Богослова, ряска санкир с белилы; правая рука проста, а в левой свиток» (Иконописный подлинник новгородской редакции по Софийскому списку кон. XVI в.: С вариантами из списков Забелина и Филимонова. М., 1873. С. 65). В сводном иконописном подлиннике С. Т. Большакова под 19 янв. упоминаются двое святых с одинаковыми именами - «Макарий Александрийский пресвитер». Первого, с уточнением «преподобный отец наш», следовало писать как аскета: «Подобием стар, наг, весь во власех обросл, брада по колени долга, а от колен два косма повились до земли, рука у сердца, власы главные до плеч» (этот текст совпадает со сводным иконописным подлинником XVIII в. по списку Г. Д. Филимонова, см.: Филимонов. Иконописный подлинник. С. 253). Другого пресвитера, с дополнением «египтянин Александрийский пресвитер бысть»,- «в клобуке, сед, брада доле Богословли, риза преподобническая, испод дичь санкирь, в левой руке свиток, а правая проста, а в Прологе пишет печатном: образ имея накрутен редки точию космы, на устнах имея к концу о браде». В этом подлиннике, в разделе, где изображены святые, преподобный с именем «Макарий Египта» представлен в иноческих ризах, с клобуком на голове и без свитка, а у стоящего рядом аскета с длинной бородой имеется подпись: «Макарии римлянин сед во власех» ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 66-67, 92). В руководстве для иконописцев акад. В. Д. Фартусова М. В. («Стый пп. Макарий Египетский») описан как «маститый старец 97 лет, египетского типа, сед, с большою, до пояса бородой, на конце разделенною на пряди, волосы большие, разсыпаны по плечам; лицом худ и бледно-желтоват. Одежды - убогия: власяница, короткая мантия и епитрахиль как у пресвитера. Ходил с посохом св. прп. Антония», «у ног Макария можно писать череп, к-рый с ним говорил о муках грешников». Разнообразием отличались варианты текстов на его свитках (7 вариантов): «Внемли себе, и попечение имей о души своей, подобает бо и тебе вмале оставити житие сие»; «Жену имаши и чада, нужда бо ти есть во дни и нощи делати, да питаеши их»; «Сие же ведитье, яко Бог безгрешной бытии души и хощет, и та чего от Него просит, примет»; «Горе дню, воньже человек заповеди Божия преступи»; «Аще придет ти злый помысл, не приемли его и николиже сведен буди умом долу, но всегда внимаи горе, и поможет ти Бог»; «Злое слово и добрых злыми творит, доброе же слово и злых соделывает добрыми»; «Плачим, братие, и да изведут очи наши слезы, очищающия нас, прежде даже не пойдем онамо, идеже слезы пожгут телеса в муках» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 159).

http://pravenc.ru/text/Макария ...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010