Отец Лев стремился поддерживать тесные отношения с городскими и районными властями. Результатом его трудов стало умножение храмов как в городе, так и в районе. Сейчас на территории Выборгского района 27 храмов. В 2008 году протоиерею Льву Церпицкому присвоено звание " Почетный гражданин муниципального образования " Выборгский район " Ленинградской области " . В 2013 году в соответствии с определением Священного Синода была образована Выборгская епархия, город Выборг стал кафедральным городом Выборгской епархии, а Спасо-Преображенский собор - кафедральным храмом. Правящим архиереем епархии стал епископ Выборгский и Приозерский Игнатий (Пунин). В лице протоиерея Льва владыка Игнатий обрел мудрого помощника и доброго друга. Все ресурсы собора протоиерей Лев предоставил под нужды епархиальной жизни: до 2017 года в храме размещался кабинет правящего архиерея, секретаря епархии, канцелярия и бухгалтерия. Также отец Лев значительно повлиял на формирование теплых отношений между светской властью Выборгского района и Выборгской епархией. Протоиерей Лев Церпицкий три десятка лет совершал свое служение на Выборгской земле, за это время он снискал глубокое уважение, любовь и доверие жителей города и района. Благодаря таким талантам, как отеческая любовь, образованность, мудрость и деликатность протоиерей Лев смог привести многих в лоно Православной Церкви. В лице протоиерея Льва Церпицкого жители Выборгского района, в том числе главы муниципальных образований, руководители различных государственных структур, иных учреждений и организаций обретали мудрого наставника, верного друга и помощника. Совместными трудами Преосвященнейшего Игнатия и протоиерея Льва Церпицкого проведена реставрация внешних фасадов и кровли Спасо-Преображенского собора - объекта культурного наследия регионального значения. Последним совместным проектом правящего архиерея и протоиерея Льва стала масштабная реконструкция комплекса " Дворца наместника " , где разместилось здание Епархиального управления. Одно из зданий комплекса было реконструировано под нужды Спасо-Преображенского собора: воскресной школы и библиотеки.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitr/?id=1...

В 1800 году Красносельское купил статский советник Иван Иванович Богаевский. Это событие изменило жизнь поселения. Иван Иванович был сыном полкового священника. Дворянство и титул статского советника он получил за заслуги перед отечеством. Иван Иванович построил на свои деньги новую деревянную церковь в 1803 году, подарил храму особо почитаемый Тихвинский запрестольный образ Божией Матери, написанный в 1800 г. в Тихвине – точный список с чудотворной иконы, выстроил дом для притча и отделил в нем помещение для школы, а также платил из своих средств учителю. В школе учились мальчики и девочки. Детей учили грамоте и церковному пению. Ранее в приходе не было ни одного грамотного. Обучение девочек в те времена было редкостью. Иван Иванович заботился и обеспечивал церковный клир. За годы своей жизни в Красносельском Иван Иванович много сделал для благоукрашения церкви и улучшения жизни крестьян. После его смерти в 1825 году село поступило во владение артиллерийского департамента. В 1842 году крестьяне выстроили отдельное здание церковной школы. В 1853 году артиллерийский департамент возвёл новый дом для клира. Здание сохранилось до наших дней. В 1894 году церковь сгорела. С 1895 по 1898 годы архитектором Финляндской епархии Василием Ивановичем Баранкеевым была построена крупнейшая на Карельском перешейке каменная церковь на 2000 человек. Эта церковь была разрушена во время Зимней войны в результате попадания артиллерийского снаряда. В пятидесятые годы остатки храма были взорваны и уничтожены. На месте храма воздвигнут обелиск погибшим воинам. В 2003 году в поселке усилиями инициативной группы была создана православная община. 30 октября 2004 года состоялось первое богослужение в домовом храме. В октябре 2005 года начались работы по строительству деревянного храма. По благославлению благочинного Выборского района прот. Льва Церпицкого храм был назван в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Первое богослужение состоялось в день престольного праздника Тихвинской иконы Божией Матери 7 июля 2007 года.

http://sobory.ru/article/?object=08320

18. Об участии делегации РПЦ в Одиннадцатом богословском собеседовании “Aphoльдcxaйh-XI”. 19. Об участии делегации РПЦ в Международном симпозиуме, посвященном 1000-летию Крещения Руси, проводившимся ЕЦГ. 20. О составе паломнической группе РПЦ в Святую Землю ко дню Святой Троицы. – 1987, 7, 4–7. 1235. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 10 сентября 1987 года: 1. О посещении РПЦ Вселенским Патриархом Димитрием I. 2. Назначит архиеп. Ташкентского Варфоломея архиепископом Орловским и Брянским в связи с кончиной архиеп. Глеба. 3. О возведении архим. Льва (Церпицкого), клирика Ленинградской епархии, в сан епископа с титулом “Ташкентский и Среднеазиатский”. 4. О возведении игум. Прокла (Хазова), клирика Ленинградской епархии, в сан епископа с титулом “Тихвинский, викарий Ленинградской епархии”. 5. О возведении архим. Григория( Чиркова), секретаря Московского епархиального управления, в сан епископа с титулом “Можайский, викарий Московской епархии”. 6. О ходе реставрационно – строительных работ в Свято – Даниловом монастыре. 7. О первом официальном визите в Новую Зеландию делегации РПЦ, осуществленном по приглашению Национального Совета Церквей Новой Зеландии. 8. О поездке делегации РПЦ в США для участия в начале празднования 1000– летия Крещения Руси Автокефальной Православной Церковью в Америке. 9. О посещении РПЦ с деловым визитом генеральным секретарем НСЦХ в США. 10. Об участии митр. Ростовского Владимира и проф. МДА А.И.Осипова в заседании Смешанной богословской комиссии по православно – лютеранскому диалогу. 11. Об участии митр. Крутицкого Ювеналия в VII международном конгрессе движения “Врачи мира за предотвращение ядерной войны”. 12. О заседании правления ВКРМ. 13. Об участии представительниц РПЦ во Всемирном конгрессе женщин. 14. О поездке в Святую Землю паломнической группы РПЦ. 15. О заседании Совместного Комитета КЕЦ – СЕКЕ в связи с подготовкой IV Европейской экуменической встрече, а также Европейской ассмблеи. 16. Об участии делегации РПЦ в XXII Евангелическом Кирхентаге ЕЦГ (ФРГ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

3155. МИТРОПОЛИТУ Смоленскому и Калининградскому Кириллу – 50 лет. – 1997, 4, 44. -------- 3156. НАРЕЧЕНИЕ и хиротония архимандрита Кирилла (Наконечного) во епископа Богородицкого. – 1998, 5, 15. -------- 3157. ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЫЙ архиепископ Климент (Перестюк). Некролог. – 1986, 11, 25. -------- 3158. НАРЕЧЕНИЕ и хиротония архимандрита Корнилия (Якобса) во епископа Таллиннского. – 1991, 8, 18. -------- 3159. НАРЕЧЕНИЕ и хиротония архимандрита Константина (Хомича) во епископа Пинского, викария Минской епархии. – 1987, 10, 13. -------- 3160. МИТРОПОЛИТ Рижский и Латвийский Леонид. Сообщение о кончине. – 1990, 11, 13. 3161. АБАШЕВ Л., прот. Митрополит Рижский и Латвийский Леонид (Поляков). Некролог. – 1991, 4, 37. -------- 3162. ЛИЩЕНОК В., прот. Кончина митрополита Оренбургского и Бузулукского Леонтия (Бондарь). – 1999, 3, 66. -------- 3163. СЕВЕРИН Г., прот. Юбилей архипастыря. (25 лет со дня архиерейской хиротонии архиепископа Симферопольского и Крымского Леонтия (Гудимова). – 1987, 8, 27. -------- 3164. НАРЕЧЕНИЕ и хиротония архимандрита Льва (Церпицкого) во епископа Ташкентского и Среднеазиатского. – 1988, 5, 7. -------- 3165. ВЕРНАДСКИЙ Г. История Церкви. ( О митрополите Макарии (Булгакове) . – 1998, 7, 72. -------- 3166. APXIEPEЙCKAЯ хиротония архимандрита Максимилиана (Лазаренко) во епископа Вохотодского и Великоустюжского. (Из определений Священного Синода (1993–1994). – 1994, 7–8, 5. -------- 3167. ИОАНН, архиеп. Жизнь и труды Высокопреосвященного митрополита Мануила (Лемешевского) . – 1988, 4, 20. -------- 3168. НАРЕЧЕНИЕ и хиротония архимандрита Мануила (Павлова) во епископа Петрозаводского и Олонецкого. – 1991, 3, 16. -------- 3169. НАРЕЧЕНИЕ и хиротония архимандрита Марка (Петровцы) во епископа Кременецкого. – 1989, 1, 6. -------- 3170. НАРЕЧЕНИЕ и хиротония архимандрита Марка (Тужикова) во епископа Хабаровского и Приамурского. – 1995, 11, 11. -------- 3171. APXIENUCKON Тихвинский Мелитон (Соловьев). Сообщение о кончине. – 1986, 12, 11. 3172. СОРОКИН В., проф. прот. Архиепископ Тихвинский Мелитон. Некролог. – 1987, 4, 15.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В. Суслова, " расчистили " , насколько это было возможно, собор от позднейших наслоений. Впоследствии в адрес Суслова не раз звучали упрёки в том, что рестарацию он провёл небрежно, что " переделал Софию в духе своего времени " . Но следует всё же признать: начало исследованию древнего собора положил именно Суслов. А неумение опередить свою эпоху в том, что касается мастерства реставрации, нельзя ставить ему в упрёк. В 1929 году Софийский собор закрыли как " культовый объект " и преобразовали в музей, открыв для посетителей все помещения и первого, и второго ярусов. Передача Святой Софии Церкви состоялась в 1991 году и подготавливалась очень тщательно. Была проведена реставрация, по инициативе архиепископа Новгородского Льва (Церпицкого) создан Консультационный совет, выработавший подход к обеспечению сохранности уникального памятника в его новом положении. И вот 16 августа собор освтил Святейший Патриарх Алексий II, совершилась первая литургия, а когда крестный ход вышел на улицу, то люди увидели: в небе над храмом парит радужный венец. Ситуация Софийского собора в некотором роде уникальна. Древний храм, памятник, внесённый в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, передан Церкви и Церковь несёт полную ответственность за его сохранность. Как показывает двадцатипятилетний опыт, несёт неплохо. Напоследок несколько цифр и фактов: На постройку Софийского собора пошло не менее 10 тысяч кубометров камня и кирпича. При этом основной массив стен сложен из камней местного происхождения, кирпич использовался только при кладке сводов, арок и арочных перемычек над дверными и оконными проёмами. Из одного кирпича сложены своды куполов (для облегчения конструкции). В стенах имеются дубовые связи. Высота Софии от уровня современного пола до креста на центральном куполе - 36,7 м. Размеры основного объёма собора без учёта галерей: длина - 27 м, ширина - 24,8 м. Размеры с галереями: длина - 34,5 м, ширина - 39,3 м. Подкупольный квадрат: 6,19 х 6,28 м. Фундамент - ленточный, сложен из валунов, соединённых раствором. Его глубина в западной части собора составляет около 1,7 м, в восточной - до 2,5 м. Из журнала " Православные Храмы. Путешествие по святым местам " . Выпуск 2012 г. Комментарии и обсуждение Интересный факт: Софийский собор был изображен на купюрах Банка России образца 1995 года номиналом в 5000 рублей и образца 1997 года номиналом в 5 рублей. Подробнее Еще один интересный факт: Софийский Собор изображен на почтовом блоке , выпущенном в 2009 году в России к 1150-летию Великого Новгорода.

http://sobory.ru/article/?object=00314

Постройки К. м. пострадали в годы Великой Отечественной войны. Реставрационные работы в сер. 60-х гг. XX в. под рук. Л. Е. Красноречьева и в 80-х гг. под рук. Н. Н. Кузьминой приостановили процесс разрушения Троицкого собора. Но Никольская ц. с трапезной палатой, колокольня, братские кельи обветшали и превратились в руины. С 2001 г. по благословению архиеп. Новгородского и Старорусского Льва (Церпицкого) началось возрождение обители. Трудами прихожан и паломников была расчищена территория, построены дома наместника, гостиница, баня, теплицы. В 2005 г. К. м. передали Новгородской епархии. В кон. 2005 г. на пожертвования паломников и прихожан в К. м. возвели деревянную зимнюю ц. во имя прп. Михаила Клопского. В нояб. 2007 г. решением Свящ. Синода К. м. был возрожден, наместником назначен иером. Иаков (Ефимов). При передаче было предусмотрено гос. финансирование реставрационных работ в Никольской ц. с трапезной палатой и в братском корпусе. Библиотека и архив Опись К. м. 1617 г. фиксирует книжное собрание из 83 единиц, в т. ч. рукописное и 4 печатных Евангелия; из архивных дел - 2 грамоты царя Иоанна Грозного, несудимую и жалованную (Опись Новгорода. 1984. Ч. 1. С. 95-96). По ведомости 1743 г., в монастырской б-ке числились 42 старопечатные и рукописные книги, которые частично заменили в служебной практике новыми. Среди рукописных книг названы 3 Евангелия, Апостол, 2 Минеи, Устав, 3 Псалтири, 2 Месяцеслова, Шестоднев, 2 Октоиха, 3 певч. крюковые книги, 2 Каноника. Еще 16 рукописных и старопечатных книг хранились в приписном Сутоцком мон-ре (ГАНО. Ф. 520. Оп. 1. Д. 5. Л. 47-48). В сер. XIX в. монастырская б-ка насчитывала 116 книг: 93 духовного содержания (в т. ч. 12 писаний св. отцов), 13 печатных небогослужебных и 10 исторических. Из архивных дел опись 50-60-х гг. XIX в. упоминает синодик, начатый в 60-х гг. XVII в., книгу копий жалованных царских грамот и различных земельных актов, подлинную грамоту 1763 г. и архив текущих дел, к-рый начинается с 1764 г. Сохранилась лишь часть монастырского архива, отдельные фонды выделены в ГАНО (Ф. 520) и РГАДА (Ф. 1194). Документы относятся к XVIII-XX вв. Это указы Сената, Синода, Новгородской духовной консистории, различного рода прошения игуменов с братией, отчеты о состоянии мон-ря, приходо-расходные книги, описи имущества и др. Особый интерес представляют синодик и список Жития прп. Михаила Клопского Тучковской редакции (ГАНО), а также «Записная книга жалованных грамот» (РГАДА). Архитектурный ансамбль

http://pravenc.ru/text/1841457.html

С 23 июня, завершив все дела по вселению в московскую рабочую и загородную резиденции, Святейший вновь начал совершать богослужения. В Елоховском соборе, в Донском монастыре, побывал в Новгородской епархии, а в начале июля отправился в Эстонию. Отслужил панихиду на могиле у родителей, ведь он должен был приехать к месту их упокоения в новом своём патриаршем обличии. Много общался со своим старым другом священником Вячеславом Якобсом, фамилия которого недолго уже будет оставаться без скобок — в августе в Псково-Печерском монастыре Вячеслава Васильевича постригут в монахи под именем Корнилий. С 1974 года он был вдовцом, дочери Елена и Мария стали взрослые, можно и принимать монашество. Далее Святейший совершил пастырскую поездку в Киев, Чернигов, Житомир, Луцк, Ровно. Его патриаршее служение началось с улаживания дел на Украине и окончится тем же. С той разницей, что в 1990 году Украина стремительно убегала от России, а в 2008 она стала медленно возвращаться. Тогда, летом 1990-го в многочисленных беседах с украинскими пастырями Патриарх убеждался в необходимости придания Украинской Церкви особого статуса автономии. В середине сентября Святейший вновь побывал в Эстонии, где в своём родном таллиннском соборе Александра Невского рукоположил архимандрита Корнилия (Якобса) во епископа Таллинского, с назначением его патриаршим викарием. Хороших, задушевно своих людей он оставлял в покидаемых епархиях — Иоанна в северной столице, Корнилия — в Эстонии. А в Новгороде поставил епископом архимандрита Льва (Церпицкого), бывшего некогда личным секретарём митрополита Никодима (Ротова) и остроумно прозванного в те годы «аэромонахом», поскольку постоянно летал с поручениями из Ленинграда в Москву и обратно. В его присутствии на приёме у папы Римского митрополит Никодим и скончался. В 1990 году владыке Льву исполнилось сорок четыре года. 23 сентября состоялось новое знаменательное событие. Впервые после марта 1918 года ожил Кремлёвский Успенский собор — главный храм Московского государства. Святейший Патриарх Алексий II совершил в нём божественную литургию — то, ради чего, собственно говоря, и строятся храмы по заповеди Христа Спасителя. С этого дня Успенскому собору возвращён статус Патриаршего кафедрального.

http://pravoslavie.ru/57900.html

Священники «вновь тщательно обтерли их [мощи] и привели в должный порядок, подобающий святыням, и на другой день отслужили литургию и поставили их на приготовленные места в храме», после чего «верующие в большом количестве приходили поклониться св. угодникам» (Там же. С. 250). 26-27 сент. 1943 г. мощи Новгородских святых с ведома митр. Виленского и Литовского экзарха Сергия (Воскресенского) были перевезены поездом в оккупированную Литву, в ц. прп. Сергия Радонежского в мест. Векшняй (ныне город) Мажейкского р-на Литовской ССР. После освобождения этих мест Красной Армией 31 окт. 1944 г., по свидетельству прот. В. Николаевского, несмотря на то что храм сильно пострадал во время боевых действий, св. мощи оказались неповрежденными. 24 нояб.- 11 дек. 1944 г. мощи Новгородских святых, в т. ч. Н., были на поезде перевезены обратно в Новгород, где при содействии горсовета они были помещены в Софийский собор, а 13 дек. переданы в ведение музея. 19 сент. 1957 г. по благословению архиеп. Новгородского Сергия (Голубцова) мощи Н. были перемещены из Софийского в новгородский Никольский собор на Ярославовом дворище. Когда последний был закрыт в 1962 г., мощи Н. были переданы в ц. св. ап. Филиппа. 13 мая 1993 г. по благословению еп. Новгородского и Старорусского Льва ( Церпицкого ; ныне митрополит) во время крестного хода перенесли мощи святителя в кафедральный Софийский собор. Гробница Н. находится на прежнем месте - под аркой, между приделами святых Иоакима и Анны и Рождества Пресв. Богородицы. Ист.: Никольский А. Н. Сказание об обретении честных мощей свт. Никиты Новгородского чудотворца//ИОРЯС. 1905. Т. 10. Кн. 2. С. 1-17; ПСРЛ. Т. 1. Стб. 240; Т. 2. Стб. 230; Т. 4. Ч. 1. С. 137, 140, 584, 625; Т. 30. С. 183; НПЛ. С. 19, 203, 473; Голубцов А. П. Чиновник новгородского Софийского собора. М., 1899 (по указ.); Патерик Киевского Печерского мон-ря/Подгот. к изд.: Д. И. Абрамович. СПб., 1911. С. 90-92; Абрамович Д. И. Киево-Печерский патерик. К., 1930. С. 124-127; Житие и акафист свт.

http://pravenc.ru/text/2565346.html

Идея папства, раскрытая и приведенная в систему Львом Великим, овладевая постепенно умами верующих, могла иметь, уже в силу своей целостности, более оснований к живучести, нежели дело его предшественников, даже помимо его содействия чисто практическому ее осуществлению. Она могла быть богата последствиями, как руководство для преемников Льва Великого в деле дальнейшего развития и осуществления идеи папства. Имела ли деятельность папы Льва Великого в развитии идеи папства значение для последующего времени и как далеко сказалось его влияние, об этом может говорить также «Догматическая конституция...», изданная на Ватиканском соборе. Развивая свои мысли о приматстве римского епископа, отцы этого собора дважды ссылаются в подтверждение своих мыслей на учение об этом предмете Льва Великого . Так, во введении, сказавши о создании Господом Церкви, в которой все верующие должны быть связаны единой верой и любовью, отцы собора говорят, что постоянное начало и видимое основание обоих единств установлено в ап.Петре, и приводят слова Льва: «на твердыне коего должен был создаться вечный храм, и в этой непоколебимости веры высота Церкви (должна) достигнуть небес» (S.Leo M., Sermo W., 2). Во второй главе, говоря о непрерывности первенства ап.Петра в римских епископах, тоже приводят слова Льва: «И так пребывает устроение истины, и св.Петр, удерживаясь вечно в полученной им твердости камня, не оставил принятого им кормила Церкви» (Sermo III, 3). Одинаковость учения «Догматической конституции…» о приматстве ап.Петра и непрерывности его в лице пап с учением об этом Льва утверждается, таким образом, самим Ватиканским собором. Очевидно, идеал папства понят Львом Великим настолько глубоко и широко, что мог удовлетворить даже отцов Ватиканского собора. Действительно, если сравнить содержание пунктов «Догматической конституции…» с главными положениями Льва, то окажется если не тожество, то очень значительное сходство. Объем власти папы, именно: судебная, административная, законодательная и учение о непогрешимости, высказывается в определении Ватиканского собора, правда, решительней и отчетливей, нежели у Льва, а главное, папская система получает догматическую санкцию и ограждается анафемой. Между тем учение св. Льва о привилегиях ап.Петра было (по замечанию Певницкого) не догматического свойства, а, скорей, личным мнением, догматический же характер придали ему позднейшие защитники кафедры Петра. Но при всем том точка зрения, на которой стоит Лев Великий по отношению к папству, можно сказать, одинакова с той, на которой стоит папство и теперь, с тем только различием, что у Льва Великого идея Церкви не поглощается еще окончательно идеей папства и папа не является воплощением самой Церкви, наместником не ап.Петра, а Самого Христа и Бога, как видим теперь. Относительно папы Льва Великого можно сказать, что он в своем слове и учении указал дорогу, которой заметно пользовались его преемники в деле дальнейшего развития и осуществления папской идеи.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

История знает страдания и казни царей. Например, публичная казнь на столичной площади в Лондоне восставшими могущественного монарха Карла I Стюарта в 1649 году. Или скрытая, наоборот, от народа казнь последнего православного самодержца Николая II Романова в Екатеринбурге в 1918 году. И есть в таких казнях нечто величественное и страшное. Убивают царя... Но вот перед нами, собравшимися в этот воскресный вечер у Распятия, открывается картина священных Страданий Божественного Царя–Льва. Евангелист Марк, Страстное Евангелие которого мы только что слышали, показывает нам Страдания Христа как Страдания мучимого и казнимого Царя, символом которого является величественное животное лев – царь зверей. Св. праотец Иаков, умирая, благословил своих сыновей. Благословляя сына Иуду, он провидит грядущего Царя–Льва: «Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лёг, как лев и как львица: кто поднимет его?» ( Быт.49:9 ). Почти через две тысячи лет на Голгофе люди видели, как распинают очередного человека, приговоренного к смерти. А богопросвещенный взор тайнозрителя воспринимает больше: «Вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил» ( Откр.5:5 ). В образе Льва видел Христа и пророк Ездра: «Лев, которого ты видел поднявшимся из леса и рыкающим... это – Помазанник» ( 3Ездр.12:31–32 ). Проникнем и мы к тайне страждущего и в Страданиях Своих побеждающего Божественного Льва. Тайну Страданий Льва–Христа прообразовал древний судья Израильский, богатырь Самсон. Силою Господа он растерзал однажды льва. А когда спустя несколько дней он пошёл посмотреть труп льва, и вот, рой пчёл в трупе львином и мёд. Он взял мёд и ел. И загадал загадку: «Из ядущего вышло ядомое, и из сильного вышло сладкое.» Сам же и разрешил её, ибо люди не смогли: «Что слаще мёда и что сильнее льва!» ( Суд.14:6–18 ). Но истинный тайный смысл загадки Самсона раскрылся только на Голгофе. Кто был сильнее Божественного умирающего Льва–Христа и что слаще спасения, вышедшего из Него, когда Он был растерзан?! Сей сладостный мёд спасения мог явиться только через смерть Божественного Царя–Льва.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010