Но первый присутствует в Церкви Христовой не иначе как дух Христов, дух истины и любви, а последние должны быть объективно правильны, или они будут совсем не пророческими и обратятся целиком в простое обольщение. Дух требует согласное с ним откровение, которое, как таковое, предполагает – в свою очередь – равного ему духовного открывателя. Обе эти стороны неразрывны и эссенциально и фактически – вроде того, что без света ничего не увидишь, а без глаза ничего не узнаешь. Их надо принимать совместно и всецело, поэтому Тайнозритель и внушает со всей твердостью и властью пророка Церкви, что если кто приложит что к сказанному им в своей книге, на того наложит Бог прописанные там язвы (XXII, 18), потому что это есть нечто законченное, сопровождаемое лишь реальным совершением, естественно бесспорное и обязательное. В этом отношении всякая прибавка была бы покушением на божественную всеобъемлемость и авторитетность. Это был бы тягчайший грех против Бога, а о подобных дефектах веры и совести, по всему Апокалипсису несомненно, что они непременно навлекают страшные язвы. С другой стороны, не менее понятно, что если кто отнимет что от слов книги пророчества сего (XXII, 19), тот обнаружит свое верховенство над ним, позволяющее расценивать и перетасовывать все части по- своему. Но этим свидетельствовалось бы, что у него нет ни малейшего творческого созвучия, а имеется одно демоническое надмение, которое злонамеренно все перепутывает и закрывает всю небесную перспективу вечного царства Божия, с приступами и выходами. И по самому злодейскому умыслу, и по фактическому результату неизбежно, что для таких дельцов пропадают все обетования и наследия, которые они столь дерзновенно и нечестиво попирают. Посему Бог отнимает у них участие в «книге жизни», а выброшенные оттуда ни в каком случае не войдут во святой град (cp.: XX, 15) и не воспользуются находящимися там благами (XXII, 19). У Апокалиптика мы имеем последний завет Божий, огражденный безусловно по подобию завета первого у пророка и законодателя Моисея, обеспечившего также (Втор. IV:2; XII, 32) возвещенное им слово Бога, служащее щитом уповающим на Него (ср.: Притч. XXX:5—6).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В рамках XXII Международных Рождественских образовательных чтений прошли 167 конференций, секций, совещаний, круглых столов, мастер-классов, семинаров, педагогических мастерских и иных мероприятий. Также организованы шесть концертов с участием детских творческих коллективов, показы спектаклей и демонстрации фильмов, семнадцать выставок. На церемонии закрытия участники Чтений приняли итоговый документ форума. 26 февраля 2014 года Высший Церковный Совет Русской Православной Церкви определил провести заключительный — международный — этап XXIII Международных Рождественских образовательных чтений в Москве с 21 по 23 января 2015 года и посвятить их теме «Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси» в связи 1000-летием со дня кончины святого равноапостольного великого князя Владимира. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Выразить удовлетворение итогами работы XXII Международных Рождественских образовательных чтений и II Рождественских парламентских встреч, подчеркнув их значение как важного церковно-государственного и общественного форума. 2. Принять к сведению итоговый документ XXII Международных Рождественских образовательных чтений. 3. Отметить важность для просветительской деятельности Церкви проводимых епархиальных Рождественских чтений. 4. Провести XXIII Международные Рождественские образовательные чтения на тему «Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси» в Москве 21-23 января 2015 года.   ЖУРНАЛ 8 ИМЕЛИ ПОВТОРНОЕ СУЖДЕНИЕ в связи с прошением, поданным Преосвященным митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром о почислении его на покой по состоянию здоровья в связи с достижением 75-летнего возраста. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Прошение удовлетворить. 2. Выразить сердечную благодарность Преосвященному Владимиру за многолетнее архипастырское окормление Санкт-Петербургской митрополии, которое отмечено многократным увеличением приходов, неустанной заботой о монастырях и духовных школах, установлением доброжелательного и конструктивного диалога с местными властями и общественными объединениями, а также за труды на многих других ответственных постах, включая служение в качестве постоянного члена Священного Синода.

http://patriarchia.ru/md/db/text/3609116...

Умалчивает об этом и Кордерий. По крайней мере несомненно то, что этот толкователь не одно лицо с известным писатлдем Исихием, пресвитером Иерусалимским так как в новейшем издании его сочинений не существует вовсе никаких толкований на послания св. ап. Павла, Migne, Patr. curs. compl. ser. graec. tom XCII. pag. 1387–1392. 757 л. 212. Современный перевод толкований см. Твор. св. отцов т. XXII, Творения св. Афанасия ч. IV, 104–105. Подлин. .Migne, Patr, curs, compl. ser. graec. t. XXVII, S. Athanasii tom. III 131–134. 758 л. 212. Подлинник его см. у Кордерия, Expositie patrum graecorum in psal. mos. t. I p. 403–404. 759 л. 213. Толкование по мыслям отвечает современному переводу. Творения блаж. Феодорита, еп. Кирского, ч. II, 115–116. 760 л. 210. Толкование представлено в понятном переводе. Творения св. отец т. XXII. Творения Афанасия ч. IV, 258. Migne. Patr. curs. compl. ser. graec. tom XXVII, pag. 307–308. 761 л. 210–211. Приведенное здесь толкование св. Афанасия на самом деле не принадлежит ему и не имеет в себе ничего соответствующего в печатных изданиях его творений. Творения св. отцев т. XXII. Твор. Афанасия ч. IV, 160–161. Migne. Patr. curs. compl. ser. graec. t. XVIII. p. 197–198. Толкование св. Афанасия взято Даниилом из сводной толковой псалтири в его буквальном и целом виде. Ср. рук. патриар. библ. (не разборчиво) л. 303–304. Рук. той же библ. (не разборчиво) 139–140. 762 л. 212. Этот Аполлинарий есть, по словам Максима Грека , Аполлинарий Лаодикийский, современник Василия Великого и Григория Богослова . Рук. Имп. Публ. библ. F. I. 447. Опис. Синод, Рукоп. отд. II, ч. 1, 85. Толкования Аполлинария на псалмы напечатаны у Миня Patr. curs. compl. ser. graec. t. XXXIII, 1368–1370. Но здесь не встречается толкования Аполлинария, находящегося с его именем в сводной псалтири Максима Грека . Кордерий в данном месте не приводит толкования этого отца и вообще не делает никаких определений касательно самой личности толкователя. Примечание. При собрании толкований на псалмы митрополит пользовался толковой псалтирью.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

С 26 по 29 января в столице России пройдут XXII Рождественские чтения на тему «Преподобный Сергий. Русь. Наследие, современность, будущее» 23 января 2014 г. 16:35 С 26 по 29 января 2014 года в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоится заключительный этап XXII Международных Рождественских образовательных чтений. Тема Чтений, открывающих юбилейные торжества в честь 700-летия со дня рождения игумена Земли Русской: «Преподобный Сергий. Русь. Наследие, современность, будущее». 23 января в ходе пресс-конференции в ИТАР-ТАСС о Чтениях представителям СМИ рассказали председатель Оргкомитета Чтений, председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий , председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин и председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике Зинаида Драгункина. Чтения проходят в два этапа. С сентября 2013 года по январь 2014 года в более чем 50 епархиях и митрополиях Русской Православной Церкви в России, Украине и Белоруссии прошел региональный этап. В воскресенье, 26 января, заключительный, международный этап Чтений откроется Божественной литургией в Храме Христа Спасителя. Богослужение возглавят Блаженнейший Патриарх Великой Антиохии и всего Востока Иоанн Х и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В Храм Христа Спасителя из Троице-Сергиевой лавры будет принесена специально написанная к празднованию 700-летия прп. Сергия икона с частицей мощей святого. По окончании Чтений икона будет пронесена по всем епархиям Русской Православной Церкви, чтобы каждый имел возможность поклониться святыне. За Литургией будет оглашено Послание Святейшего Патриарха и Священного Синода к 700-летию преподобного Сергия и освящены памятные патриаршие хоругви с изображением Преподобного, которые будут направлены в митрополии и епархии Русской Православной Церкви. В понедельник, 27 января, в 11.00 в Государственном Кремлевском дворце Блаженнейший Патриарх Иоанн Х и Святейший Патриарх Кирилл откроют пленарное заседание Чтений.

http://patriarchia.ru/db/text/3534966.ht...

Суффраганы-епископы, числом шесть, посланные на помощь архиепископу Султании, были по всей вероятности, размещены по разным городам Персии, особенно по тем, в которых были торговые колонии, каковым был напр. Тебриз, вторая столица Персии. Об этом последнем городе достоверно известно, что вскоре после учреждении митрополии в Султании в 1328 г. папа Иоанн XXII послал туда епископом Вильгельма Лиги доминиканца 138 . Около этого же времени учреждены были епископства в Тифлисе, Мараге, Семисканте и митрополия в Нахичевани. б) В царстве китайском С целью внести и утвердить латинство среди татар, обитавших на севере и востоке от Черного и Каспийского морей, папы также старались дать твердую опору для своих миссий в колониях, именно: генуэзских и венецианских распространившихся тогда по берегам Черного и Азовского морей, в Крыму и на Кавказе справедливо думая, что отсюда миссионеры удобно могут действовать на татар, обитавших в нынешней Европейской России и на Кавказе. В 1320 г. папа Иоанн XXII учредил епископскую кафедру в Кафе (ныне Феодосия в Крыму) и послал туда епископом францисканца Иеронима с поручением стараться об обращении в христианство собственных с колониею татар 139 . Но генуэзцы, бывшие тогда не в добрых отношениях с папою, не приняли этого епископа и он должен был ни с чем возвратиться во свояси. Вместо него поставлен был в 1323 г. для Кафы один из суффраганов султанийского архиепископа Вильгельма Ады, преемника Франко Перузийского, доминиканец Фаддей 140 . Около того же времени была учреждена епископская кафедра в Сарае, столице Золотой Орды, а епископом туда был назначен францисканец Стефан в 1315 г. папою Климентом V 141 . В следующих годах папа учредил епископство в Херсоне таврическом и митрополию в Воспоре киммерийском. Митрополитом этого последнего города был назначен доминиканец Франциск Камерино около 1333 г., а епископом в Херсон доминиканец же Ричард 142 . Кроме того 1333 г. Иоанн XXII учредил в Кафе миссионерско-учебный монастырь, монахи которого должны были специально изучать восточные языки 143 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

престол папа поддержал его противника - Леопольда I Габсбурга, герц. Австрийского (1308-1326). В т. н. Заксенхаузенской (Третьей) апелляции к буд. вселенскому Собору (1324; MGH. Const. T. 5. P. 722-754) Людовик IV объявил папу Иоанна XXII еретиком в связи с его позицией в споре с францисканцами о «евангельской бедности». На стороне герм. короля выступил итал. мыслитель Марсилий Падуанский , опубликовавший трактат «Defensor pacis» (Защитник мира, 1324). В ответ папа еще раз изложил свое учение в булле «Quia quorundam» от 10 нояб. 1324 г. В 1325 г. генеральный капитул призвал орден к послушанию папе. В 1327 г. главу ордена Михаила из Чезены, продолжавшего упорствовать в своих взглядах, вызвали в Авиньон для объяснений; там он был отстранен от должности генерального министра. Несмотря на папское распоряжение, генеральный капитул, собравшийся 22 мая 1328 г. в Болонье, вновь утвердил Михаила из Чезены на его посту. В ответ Иоанн XXII приказал Михаилу пребывать под арестом (вероятно, домашним), но тот ослушался и вместе с Бонаграцией и Уильямом Оккамом († 1347) бежал из Авиньона под защиту императора, за что папа наложил церковное отлучение на всех троих. В это же время кор. Людовик IV вошел в Рим и был провозглашен императором. Несогласного с этим папу Иоанна XXII король объявил еретиком и антихристом. На Папский престол в Риме был избран францисканец-спиритуал Пьетро Райнальдуччи (антипапа Николай V (1328-1330)). В 1329 г. главой ордена францисканцев был избран Джерардо Одони († 1349), ближайший друг папы Иоанна XXII; он способствовал примирению ордена с законным понтификом. В период схизмы в католической Церкви в ордене францисканцев оформилось отдельное течение обсервантов, сторонников строгого соблюдения устава, в т. ч. обета бедности. На Констанцском Соборе (1414-1418) обсерванты получили своего викария, а с 1446 г. викарий обсервантов стал независим от генерального министра ордена. В 1517 г. орден был официально разделен на обсервантов и конвентуалов , причем последние получили диспенсацию от соблюдения обета бедности (буллы «Omnipotens Deus» от 12 июня 1517 и «Licet alias» от 6 дек.

http://pravenc.ru/text/2577745.html

так и не вернул. М. П. участвовал в т. н. Римском походе Людовика IV Баварского с целью его имп. коронации вопреки воле папы Иоанна XXII. В нач. 1327 г. присутствовал на имперском съезде в Тренто, где было объявлено о начале этой экспедиции. После коронации Людовика железной короной в Милане М. П. было поручено вершить суд над клириками Миланского диоцеза. На следующий год он прибыл в Рим, где стал одним из главных советников императора. В документах папской канцелярии есть сведения о репрессиях, предпринятых М. П. в качестве имп. викария против рим. клириков, к-рые сохраняли верность папе Иоанну XXII. В нач. 1330 г. М. П. вместе с императором покинул Италию и прибыл к баварскому двору. Активное участие автора «Защитника мира» в предприятиях Людовика Баварского привлекло внимание папской курии. В 1327 г. М. П. был объявлен еретиком и вызван в Авиньон на суд. Папа Иоанн XXII буллой «Licet juxta doctrinam» (23 окт. 1327) осудил еретические заблуждения, содержавшиеся в соч. «Защитник мира». До самой смерти М. П. понтифики постоянно требовали от императора выдать его. М. П. сохранял высокое положение при дворе Людовика Баварского, где, по всей видимости, познакомился с Уильямом Оккамом, отлученным от Церкви и бежавшим из Авиньона к императору вместе с др. францисканцами- спиритуалами . Точная дата и место смерти М. П. неизвестны, однако 10 апр. 1343 г. папа Римский Климент VI публично объявил, что М. П. скончался нераскаявшимся. Сочинения Трактат «Защитник мира» (1324) долгое время считался написанным в соавторстве с Жаном де Жандёном ( Valois. 1906); к настоящему времени это предположение опровергнуто ( Gewirth A. John of Jandun and the Defensor Pacis//Speculum. Camb. (Mass.), 1948. Vol. 23. N 2. P. 267-272). Сочинение представляет собой схоластический трактат из 3 частей (diccio). В начале произведения автор заявляет, что наиболее полное исследование человеческого общества было сделано Аристотелем, хотя им так и не была проанализирована одна из главных причин отсутствия мира - притязания Церкви на светскую власть.

http://pravenc.ru/text/2562404.html

Кирилла – «неслитными остались природы, или ипостаси» и «Христос из двух природ», – доказывает, что Александрийский архиепископ разделял несторианское учение, «что тело Христа предсуществовало и предварительно сформировалось в утробе Девы и сразу же Лицо Бога Слова было соединено с ним» (XXII, 4, 50–52; 347). Действительно, согласно монофизитам, человечество Христа, не будучи общей человеческой природой, должно быть тогда частной человеческой природой, то есть человечеством человеческого индивидуума (ипостаси); иными словами, говоря о человеческой природе «до соединения», монофизиты всегда имели в виду природу частную, то есть ипостась. В этом, наиболее фундаментальном отличии монофизитской христологии от православной, монофизитство и несторианство сходятся, ибо в несторианстве человечество Христа – также ипостась, то есть человечество индивидуума. В той же XXII главе «Путеводителя» преподобный Анастасий приводит слова еще одного несторианина, епископа Марона Эдесского, подтверждающие сходство в этом вопросе севирианства с несторианством. Ссылаясь на слова свт. Кирилла, что «неслитными остались природы, или ипостаси Христа», он пишет: «Мы, неся свет благочестия с Востока, не настолько отвращаемся от Диоскора, Севира и Феодосия, сколь заслуженно ненавидим богохульный Халкидонский Собор. Ибо он совсем не назвал во Христе ипостаси, а Севир, сам отец Кирилл, Диоскор и Феодосий полностью согласны с нами, что во Христе есть ипостаси, исповедуя Его из двух ипостасей, или лиц, но и говорят, что ипостаси Христа неслитны» (XXII, 5, 2–11; 348). Получается, что обе христологии (и несторианская, и монофизитская) приводят к невозможности спасения каждого человека. Хотя монофизитство говорит о теснейшем (ипостасном и даже природном) соединении во Христе Божественной и человеческой природ и ипостасей, а несторианство лишь об их подлеположении, но все равно оказывается, «будто Христос воспринял и спас некоего одного человека» (II, 3, 115–117; 166). Кроме того, преподобный Анастасий говорит, что из монофизитского учения о единой сложной природе Христа, подтверждаемого буквалистским пониманием антропологической парадигмы, логически вытекает «утверждение, что Христос из двух несовершенных вещей: из несовершенного Божества и из неполного человечества, и Он не есть совершенный по Божеству и совершенный по человечеству, но наполовину Бог и наполовину человек» (XVIII, 18–22; 328).

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

В заключение должен остановиться на некоторых мелких указаниях проф. В.А. Соколова . «На стр. 152-й, пишет В.А. Соколов, г. Керенский обвиняет англиканскую церковь в противоречии, так как в XXII чл. она признает учение о призывании святых «глупо измышленным вымыслом», а «практически» будто бы «совершенно отрекается» от этого, «так как в английских богослужебных книгах содержатся молитвы ко святым». На чем основывает автор, продолжает далее В.А. Соколов , свое последнее утверждение, не известно, но всякий, внимательно просмотревший Книгу общих молитв, с несомненностью убедится в том, что там, в службах на дни, посвященные памяти святых, нет ни одной молитвы, которая заключала бы в себе хотя малейший намек на призывание. Тем страннее указанное утверждение, что сам же автор... на стр. 402-й... утверждает, что «из всех этих молитвословий очень старательно устранена мысль о предстательстве небожителей за нас пред Богом... «Таким образом, противоречие в данном случае оказывается совсем не там, где его видит автор...» 164 , т. е., по мнению В.А. Соколова , выходит, что противоре- —209— чие оказывается не в учении англикан о почитании святых, а в моих суждениях по указанному вопросу. На подобное утверждение моего противника могу заметить то, что он не понимает меня. Как можно видеть из моих слов, приведенных самим же проф. Соколовым, я нахожу противоречие в англиканстве по рассматриваемому вопросу не о том, что оно с одной стороны в XXII чл. «признавая учение о призывании святых глупо-измышленным вымыслом, – в то же время, с другой стороны, в богослужебных книгах удерживает мысль о предстательстве небожителей за нас пред Богом, как наших ходатаев пред Ним, а в том, что утверждая в указанном члене первое, она в то же время в богослужебных книгах все-таки »содержит молитвы ко святым«, в коих святые прославляются как образцы истинно-христианской жизни, каковым образцам мы должны подражать в своем поведении. Неужели В.А. Соколов не видит в существовании этих молитвословий ко святым грубого противоречия тому, о чем говорится по тому же вопросу в XXII чл...?

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

были канонизированы Фома из Херефорда (17 апр. 1320) и Фома Аквинский (18 июля 1323). На 6 консисториях И. возвел в кардинальское достоинство 28 клириков, большинство из них были французами. И. похоронен в Авиньоне, в перестроенном в его правление соборе Нотр-Дам-де-Дом. В соответствии с завещанием гробница в виде готического собора была установлена в капелле Всех святых близ места захоронения исп. Агриколы , основателя еп-ства Авиньон, однако впосл. ее неоднократно перемещали внутри собора. Ист.: Baluze E. Vitae paparum Avenionensium/Ed. G. Mollat. P., 1914. Vol. 1. P. 107-194; 1927. Vol. 2. P. 175-198; 1921. Vol. 3. P. 244-478; LP. Vol. 2. P. 479-486; Acta Joannis XXII (1317-1334)/Ed. A. L. Tautu. R., 1952; Lettres communes de Jean XXII/Ed. G. Mollat. P., 1904-1946. 16 vol.; Lettres de Jean XXII: Textes et analyses/Éd. A. Fayen. R.; P., 1908-1912. 2 vol.; Die päpstlichen Kanzleiordnungen von 1200-1500/Hrsg. M. Tangl. Innsbruck, 1894; Die Einnahmen der Apostolischen Kammer unter Johann XXII./Hrsg. E. Goller. Paderborn, 1910; Die Ausgaben der Apostolischen Kammer unter Johann XXII.: Nebst den Jahresbilanzen v. 1316-1375/Hrsg. K. H. Schäfer. Paderborn, 1911; Regulae cancellariae apostolicae: Die päpstlichen Kanzleiregeln von Johannes XXII. bis Nicolaus V./Hrsg. E. v. Ottenthal. Innsbruck, 1888; Die Inventare des päpstlichen Schatzes in Avignon, 1314-1376/Hrsg. H. Hoberg. Vat., 1944; Die päpstlichen Annaten in Deutschland während des XIV. Jh./Hrsg. J. P. Kirsch. Paderborn, 1903. Bd. 1; Die päpstlichen Kollektorien in Deutschland während des XIV. Jh./Hrsg. J. P. Kirsch. Paderborn, 1894; Lettres secrètes et curiales du pape Jean XXII relatives à la France/Éd. A. Coulon. P., 1906-1972. 10 fasc.; Calmet P. Sommaire des bulles de Jean XXII concernant les diocèses de Rodez et de Vabres//Annales de Saint-Louis-des-Français. R., 1896. Vol. 1. P. 51-131; Guérard L. Documents pontificaux sur la Gascogne, d " après les Archives du Vatican: Pontificat de Jean XXII. P.; Auch, 1896-1903.

http://pravenc.ru/text/469712.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010