10–14 ст. Лук. Евангелист Лука прибавляет, что многие этой речью тронулись и спрашивали Иоанна, что им делать, а он указал им на дела любви и милосердия. Свидетельство Крестителя об Иисусе Христе (Мф.3:11–12; Mp. 1:7–8; Лук. 8:15–20) Как со стороны содержания, так и со стороны изложения в настоящем отделении более сходны между собой Матфей и Лука. Лук. 3:15 . Здесь евангелист Лука указывает повод к свидетельству Иоанна об Иисусе Христе. Таким поводом было народное ожидание: Иоанн не есть ли сам Мессия? Ответ Иоанна на это ожидание показывает всю глубину его смирения. По изображению Матфея и Луки, Иоанн, чтобы показать величие Иисуса Христа, не только сравнивает Его с собой и Его крещение Св. Духом с своим крещением водой, но и указывает в Нем судию мира. Вследствие этого, крещение И. Христа называется у них не только крещением Духом Святым, но и огнем, к чему потом присоединяется образная речь, где Иисус Христос изображается, как судия мира. (Читай еванг. Мф.3 гл., 12 ст.; Лук. 3 гл., 17). Народ иудейский в этой речи изображается под образом гумна; люди, искренно раскаявшиеся и достойные быть членами царства Мессии – под образом пшеницы; нераскаянные грешники под образом плевелов, а их вечные мучения – под образом огня неугасаемого. Этот суд Мессии, результатом которого будет спасение добрых и погибель злых, вполне осуществится со вторым пришествием Христовым. Крещение Иисуса Христа (Мф.3:13–17; Mp. 1:9–11; Лук. 3:21–22) История крещения Иисуса Христа более подробно изображается у ев. Матфея. Так только у него одного есть рассказ о том, что Иоанн, считая себя недостойным совершать крещение над Безгрешным, возбранял Иисусу Христу креститься от него и сам выражал желание быть крестимым от Него. Мф.3:14–15 . Иоанн мог знать И. Христа, как святейшего и безгрешного человека по жизни еще до Его крещения. А этого достаточно было, чтобы Дух Божий уже давно исполнял дух Иоанна предчувствием, что Иисус именно и есть обетованный Мессия. Можно также допустить, что Иоанн уже от родителей своих получил указание на Иисуса, как Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

Григория нисского 1693 , св. Василия великого и других 1694 . Не упоминаем уже о писателях пятого и последующих веков, как то: Феодорите 1695 , Иерониме 1696 , Анастасии синаите 1697 , Григории великом 1698 , Иоанне Дамаскине 1699 и других. I. Место, куда отходят души праведников после частного суда, и самое их состояние там и блаженство, изображаются различно. Место это, как в св. Писании, так и в писаниях св. Отцев, называется раем ( Лук. 23, 43 ), лоном Авраама ( Лук. 16, 32 ), царствием небесным ( Матф. 5, 3. 10; 8, 11 ), царствием Божиим ( Лук. 13, 28. 29 ; Матф. 6, 33 ; 1Кор. 15, 50 ), домом Отца небесного ( Иоан. 14, 2 ), градом Бога живого, Иерусалимом небесным ( Евр. 12, 22 ; Гал. 4, 26 ) 1700 . И, по учению православной Церкви, каким бы кто именем из числа упомянутых ни назвал место сие, не погрешит: только бы знал, что души скончавшихся праведников пребывают в благодати Божией, и, как гласят церковные песни, на небеси (Прав. испов. ч. 1, отв. на вопр. 67) 1701 . Мнение о некотором различии между раем, лоном Авраама и самым небом было мнением немногих 1702 . Состояние душ праведных на небеси и их блаженство, хотя, без сомнения, не одинаковое, соответственно заслугам каждого ( 1Кор. 3, 8 ), полагается: а) в покое или успокоении от трудов ( Евр. 4, 3. 11 ; Апок. 14, 13 ); б) в непричастности никаким печалям и страданиям ( Апок. 7, 16. 17 ); в) в возлежании, и след., в ближайшем общении с Авраамом, Исааком, Иаковом и прочими святыми ( Матф. 8, 11 ; Лук. 8, 28. 29 ); г) во взаимном общении с тьмами ангелов ( Евр. 12, 22. 23 ; Лук. 16, 22 ); д) в стоянии пред престолом Агнца, в прославлении Его и служении Ему (Ап. 7, 9–17); е) в сожитии ( Иоан. 14, 3 ; Фил. 1. 26 ) и соцарствии со Христом ( 2Тим. 2, 11. 12 ); ж) в лицезрении Бога ( 1Кор. 13, 12 ; 2Кор. 5, 8 ; Евр. 12, 14 ). «Ты божественная и священная глава, взывает св. Григорий Богослов в надгробном слове брату своему Кесарию, вниди в небеса, успокойся в недрах Авраамовых (что ни знаменовали бы оныя), узри лик ангелов, славу и великолепие блаженных, или лучше, составь с ними один лик и возвеселись… И да предстоишь великому Царю, исполняясь горнего света, от которого и мы, прияв малую струю, сколько может изобразиться в зерцале и гаданиях, да взойдем, наконец, к Источнику блага, чистым умом созерцать чистую истину, и за здешнее ревнование о добре обрести ту награду, чтобы насладиться совершеннейшим обладанием и созерцанием добра в будущем!» И вскоре потом, в другом надгробном слове сестре своей Горгонии, говорил к ней: «я уверен, что гораздо лучше и превосходнее видимого твое настоящее состояние – глас празднующих, веселие ангелов, небесный чин, видение славы, а паче всего чистейшее и совершеннейшее осияние всевышней Троицы, уже не сокрывающейся от ума, как связанного и рассеиваемого чувствами, но всецело целым умом созерцаемой и приемлемой, и озаряющей наши души полным светом Божества.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

А мне, после всего сказанного, остается объяснить то, ради чего я все это рассказывал… В то время как константинопольская церковь обратила особенное внимание на недели, предшествующие Вел. посту, отметив их особенными евангельскими чтениями, иерусалимская церковь сделала это в отношении воскресный дней самой Четыредесятницы. И до XI века (когда ею был перенят константинопольский евангелистарий), у ней была собственная система евангельских зачал для 40-цы, когда: 1. В неделю Мясопустную на Утрени читался отрывок из нагорной проповеди о 6й, 7й и 8й заповедях ( Мф. 5:17–48 ), а на Литургии — о грешнице, помазавшей ноги Христа у Симона фарисея ( Лук. 7:36–50 ). 2. В неделю Сырную на Утрени озвучивалась заповедь постоянно бодрствовать в ожидании пришествия Господа ( Лк.12:32–40 ), а на Литургии о посте и об оставлении лишних забот ( Мф. 6:16–33 ). 3. В 1ю неделю поста на Утрени об узких вратах ( Мф. 7, 13–29 ), а на Литургии — о милостыне и прощении обид ( Мф. 6:1–15 ). 4. Во 2ю неделю на Утрени звучала притча о браке царского сына ( Мф. 22, 2–14 ), а на Литургии — о блудном сыне ( Лук. 15, 11–32 ). 5. В 3ю неделю на Утрени все слушали притчу о работниках в винограднике ( Мф. 20, 1–16 ), а на Литургии — о мытаре и фарисее ( Лук. 18, 9–14 ). 6. В 4ю неделю на Утрени — о злых виноградарях ( Мф. 21, 33–46 ), на Литургии — о милосердном самарянине ( Лук. 10, 25–37 ). 7. В 5ю неделю на Утрени – обличение Христом книжников и фарисеев ( Мф. 23, 1–39 ), на Литургии — о слепорожденном ( Ин. 9, 1 – 38 ). 8. В 6ю неделю на Утрени — о богатом и Лазаре ( Лук. 16,19–31 ), на Литургии – о решении первосвященников и фарисеев взять Христа на празднике Пасхи ( Ин. 11, 55–57 ). Как видите, данная система евангельских зачал была замечательно и искусно подобрана так, чтобы можно было со всех сторон обрисовать в сознании верующих подлиный характер Четыредесятницы и определить свойственные ее периоду виды деятельности и общее настроение. Пока же для большинства (при нынешней системе евангельских зачал) тесную органическую связь с идеей и характером Великого поста содержат лишь воспоминания приготовительных Недель. Почему я говорю для большинства? – Потому что иерусалимская система евангельских чтений все же оказала свое влияние и на некоторые триодные песнопения самой Четыредесятницы. Например, из этих зачал черпают свое содержание все ее самогласны, а также некоторые воскресные каноны.

http://azbyka.ru/video/119-velikopostnaj...

   Возблагодарим же, братие, воскресшого Жизнодавца: Он требует от нас веры в Себя, но Он же даровал нам и все средства убедиться в Его воскресении и Божестве, так что вера наша не есть вера слепая, темная, а разумная, светлая, основательная. И каждому из нас по справедливости можно сказать то же, что сказал Он апостолу Фоме, осязавшему Его ребра и язвы: «не буди неверен». Аминь. Слово в неделю св. жен мироносиц, сказанное в тамбовском жен...     «Слава и честь всякому, делающему благое» (Рим. 2:10).    Не напрасно, братие, после величайших торжеств в честь и славу умершого за нас на кресте и воскресшого Господа, св. Церковь празднует ныне в честь тех лиц, которыя удостоились быть ближайшими свидетелями Его смерти и воскресения. Лица эти суть с одной стороны — св. жены мироносицы, а с другой — св. мужи Иосиф Аримафейский и Никодим. Все они, по-истине, достойны такой высокой чести не только потому, что как бы послужили при двух важнейших тайнах нашего спасения — при смерти и воскресении Христа Жизнодавца, но еще более — за свою неизменную любовь к Нему, явленную особенно в такое время, когда Он был оставлен всеми.    Благочестивыя сестры о Господе! Вам преимущественно должен быть близок пример св. жен мироносиц и назидательна каждая черта, сохранившаяся из их жизни. Внимайте! Едва только оне узнали Иисуса Христа, едва услышали Его учение, а некоторыя прияли от Него и исцеление от духов злых и недугов, как оставив все — жилища и семейства свои, последовали вслед за Ним. Господь проходил с двенадцатью учениками своими грады и веси галилейския, «благовествуя царствие Божие»: св. жены сопутствовали Ему всюду и служили Ему, чем и как могли, а многия «служаху Ему» даже «от имений своих» (Лук. 8:1—3; Марк. 15:4). Господь пошел с учениками своими в Иерусалим, ясно предсказывая об ожидающих Его там страданиях и крестной смерти: не устрашились пойти туда за Ним и св. жены. Господь предан одним из своих учеников и все ученики, оставив Его, разбежались: не оставили Его только св. жены; оне горько плакали и рыдали, сопровождая Божественного Крестоносца на Голгофу (Лук. 23:27). Господь — на кресте, все почти злорадуются вокруг Него и издеваются над Ним: св. жены, пришедшие за Ним из Галилеи, стоят издали вместе с пречистою Его Материю и возлюбленным учеником и в глубочайшей скорби взирают на Него (Лук. 23:49). Господа погребают: св. жены заметили место Его погребения и спешат в город, чтобы приготовить драгоценное миро и ароматы, да помажут тело Его (Лук. 23:55—56). Едва прошла великая суббота, св. жены мироносицы «зело рано» идут ко гробу Господа с уготованными благовониями, — и здесь уже ожидала их вожделеннейшая награда... Оне первыя прияли от Ангела весть о воскресении Жизнодавца, — первыя удостоились узреть Его самого воскресшого и услышать от Него сладостнейший глас: «радуйтеся», первыя возвестили о воскресении Его самим св. апостолам (Матф. 28:1—10; Лук. 24:1—11).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3598...

34 Игнатий испрашивает у Магнезийцев молитв за себя и церковь сирскую. «Поминайте меня в молитвах ваших.... и церковь сирскую». (гл. ΧΙV ср. Трал. гл. ХШ; Puмл. III и IX). Правда, испрошение Игнатием молитвы за себя и свою церковь еще ничего не говорит о существовавшей обычной практики; но не следует забывать, что богослужение лишь формировалось в эту эпоху и частное испрошение Игнатия должно было послужить поводом к постоянному обычаю церкви молиться за епископа, если такого обычая не было раньше. 39 Сократ рассказывает, что Игнатий некогда видел ангелов, воспевших Троицу попеременными песнями, и образ пения, виденный им, предал Антиохийской церкви. Н. E. lib. 6. с. 8. 41 1 Коринф, гл. слова: «какою мерою мерите, та кою отмерится вам» взяты или у Mamф. I, 2 . или у Луки VI, 38. – Гл. Приводятся слова Еванг. Иоанна 3. – Гл. XLVI. Климент напоминает слова Господа, находящиеся у Mamф. XVIII, 6. XXVI. 24 . Лук. 2. Марк. 12. – 2-е послание гл. Слова: «не пришел призвать праведников, но гршных» приводятся прямо как слова Писания, т. е Mamф. IX, 13 . Лyk. V, 32 . – Гл. Буквально повторяются слова Иисуса Христа: «Кто исповедаетъ Меня пред человеками, исповедаю и Я пред Отцем Моим» Матф. Х, 32 . – Гл. IV. Слова: «не всякий, кто говорит Мне: Господи, Господи! спасется» взяты у Mamф. VII, 21 ; у Матф, же VII, 23 и у Лук. 27 заимствованы последние слова четвертой главы. – Гл. V. «Будете как агнцы посреди волков» слова Матф. Х, 16 .; равно как ниже приводится место, находящееся у Матф. Х, 28 и Лук. 4. 5: «не убойтесь убивающихъ тело» в измененной несколько форме. – Гл. Приводятся места изъ Матф. 24. XVI, 26 и Лук. 13.– Гл. «Верный в малом и во многом вернымъ будет» слова Лук. 10. 11. –Гл. IX. Братья Мои суть те, которые исполняют волю Отца Моего –место Матф. 50. 43 Посл, к Eфec. V . Слова: «если молитва двоих имеет великую силу» указывают на Матф. XVIII, 19. – Гл. VI. Слова: «всякаго, кого посылает домовладыка наш должно принимать как самого пославшаго» напоминают Mamф. XXIV, 25 .

http://azbyka.ru/otechnik/Hristofor_Smir...

I. Иисус Христос пророк-просветитель мира   § 192. Содержание учения; Иисус – учитель Служение ветхозаветных пророков состояло в том, что они по вдохновению Божию возвещали людям св. истины и учили благочестию. Пророческое служение Христа Иисуса, как величайшего из пророков, было служением необычайного Учителя. 1) По свидетельству евангелистов Дух св. видимо нисходил на Иисуса Христа при крещении Его в Иордане (Мат. 3, 11. 17, Лук. 3, 22. 4, 1 , Иоан. 1, 33 ). Это показывало, что Христос Иисус, как Сын человеческий, торжественно посвящен был силою Божиею в звание учителя людей, которое Он в след за тем и начал отправлять торжественно (см. Деян. 10, 38 ) 120 Сам Он проповедовал, что Он должен учить, и говорил о том словами пророка: Дух Господень на Мне, Его же ради помаза Мя, благовестати нищим посла Мя, исцелити сокрушенныя сердцем, проповедати пленником отпущение и слепым прозрение – проповедати лето Господне приятно ( Лук. 4, 18. 19 . Ис. 61, 4 ). В другое время говорил Он о себе, что Он послан проповедовать царствие Божие ( Лук. 4, 43 ), свидетельствовать об истине: Аз на сие родихся и на сие приидох в мир, да свидетельствую истину ( Иоан. 18, 37 ).-Апостолы называли Христа Иисуса учителем и наставником ( Лук. 3, 49 ), пророком, который был силен словом и делом пред Богом и всеми людьми ( Лук. 24, 19 ). 2) Что Христос Иисус был учителем истины, об этом может свидетельствовать и человеческая история. Вера христианская ищет и находит в откровенной истории убеждение в том, что Иисус Христос был более, нежели обыкновенный пророк-учитель. Если вера христианская не иначе верит в Христа Иисуса, как в Сына Божия и Сына человеческого (§ 179): то при мысли о Богочеловеке Иисусе становится для нее понятным полный и точный смысл слов Спасителя: Аз есть путь, истина и живот ( Иоан. 14, 6 ). Аз есмь свет миру: ходяй по Мне не имать ходити во тьме, но имать свет животный (9, 5). Свет прииде в мир ( Иоан. 3, 19 ). В этих словах показывается Иисус таким учителем, таким просветителем мира, каким не был никакой пророк; – показывается, что Он есть самый Свет, самая истина, при том истина животворная, а не холодная и бесплодная. Вы же не нарицайте себе учители; един бо есть учитель ваш Христос, говорил Он Сам (Мат. 23, 20). Это значит, что Христос Иисус есть учитель единственный и всемирный, так что по сравнению с Ним и апостолы не имеют права называться учителями, а они только ученики. Ап. Иоанн, показывая необходимое следствие того, что Слово есть свет самосущный, говорит о самом великом из пророков Иоанне: не бы той свет, но да свидетельствует о свете ( Иоан. 1, 8 ). И за тем показывает обширность просвещения, разливаемого светом: бе свет истинный, иже просвещает всякаго человека грядущаго в мир (ст. 10). В послании своем говорит: в емы, яко Сыне Божий прииде и дал есть нам свет и разум, да познаем Бога истиннаго и да будем во истиннем Сыне Его, Иисусе Христе ( 1Иоан. 5, 20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

57), «не вем, что ты глаголеши» (Марк. 68 и Матф. 70). Так совершилось первое отречение, начавшееся у ворот и кончившееся у огня. Как свидетельствует св. Марк, Петр, желая, видимо, избавиться от неотвязчивой привратницы, ушел от огня в переднюю часть двора, на преддворие, к воротам, чтобы в случае нужды бежать. Так прошло немалое время. Снова увидев его, все та же служанка (Марк. 69) стала говорить стоявшим тут: «яко сей от них есть». К ней присоединилась и другая служанка (Матфея 71), тоже говорившая: «и сей бе со Иисусом Назореем». Еще кто-то обратился прямо к Петру: «и ты от них еси» (Лук. 58). Петр снова переменил место и опять стал у огня, но и тут некоторые (Иоан. 25) начали говорить: «еда и ты от ученик Его еси?» «Он же отвержеся и рече: несмь». Это было второе отречение, происшедшее как раз в то время, когда Иисуса от Анны вели к Каиафе, как можно думать на основании 24 и 25 ст. 18 гл. от Иоанна. После второго отречения прошло около часа (Лук. 59). Приближался утренний рассвет и с ним обычное «петлоглашение» (Марк. 13:35). Оканчивался суд над Господом у первосвященника Каиафы. Тогда один из рабов, родственник Малха, которому Петр отсек ухо, сказал Петру: «не аз ли тя видех в вертограде с Ним?» (Иоан. 26), а другой добавил: «и сей с Ним бе, ибо галилеанин есть» (Лук. 59), и вслед за тем многие начали говорить: «галилеанин еси, и беседа твоя подобится» (Марк. 70), «и яве тя творит» (Матф. 73). На Петра напал страх, и он начал «ротитися и клятися, яко не вем Человека Сего», и «второе алектор возгласи», как свидетельствует св. Марк, несомненно со слов самого Петра (Марк. 71-72). В первый же раз петух запел, по свидетельству св. Марка, после первого отречения (ст. 68). «И обращся Господь воззре на Петра: и помяну Петр слово Господне — и исшед вон плакася горько» (Лук. 22:61-62). Так совершилось третье отречение, которое, видимо, совпало с моментом, когда Господа уже осужденного и подвергнутого поруганиям и избиениям, вывели из дома Каиафы во двор, где Он под стражей должен был ожидать утра (Лук.

http://pravmir.ru/rukovodstvo-k-izucheni...

В 6-х. ВСЕХБ пишет: «Христос сказал Своим ученикам: «Надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и в псалмах» ( Лук. 24:44 ). Тут называет Он три части, на которые разделялся тогда Ветхий Завет . Ибо к «пророкам» относили тогда и книги Иисуса Навина, Судей, четыре книги Царств, потому что они написаны пророками. «Псалмы» заключали в себе не только Псалтырь, но и книги Иова и Притчи. Из этого мы видим, что все книги указанных трех частей Библии следует считать божественными, а апокрифы (так ошибочно ВСЕХБ называет неканонические книги!..) не следует считать таковыми, потому что они не принадлежат ни к одной из этих трех частей. Прежде всего, отметим, что Ветхозаветная Библия не дает никакого основания для разделения ветхозаветных книг на три части. Она знает лишь: «писания… священные писания» и «книгу завета» ( Исх. 24:7 ), каковым именем назывались все пять книг Моисея, которые у евреев составляли одну книгу ( 4Цар. 23:2; 2 Парал. 34:30; Премудр. Сираха 24:25; 1Мак. 1:57 ), «закон и пророки». Отдельным книгам давалось каждой отдельное название. Ап. Павел дал всем «священным писаниям», написанным у евреев до Рождества Христова, название: «Ветхий Завет» ( 2Кор. 3:14 ), а Тертуллиан († 240 г.) всем апостольским книгам дал название «Новый Завет», в соответствии со словами Христа: «сия чаша есть Новый Завет в Моей Крови» ( Лук. 22:20 ). В своей же религиозной жизни евреи для церковно-богослужебного употребления разделяли ветхозаветные книги на три части, названные Христом: «закон Моисея, пророки и псалмы» ( Лук. 24:44 ). Однако в других случаях Христос все ветхозаветные книги называл: «закон и пророки» ( Лук. 16:29; 24:26 ) и даже просто: «писания» ( Мф. 22:29; 21:42 ; Иоан. 3:39; 7:38 ). Апостолы также называли ветхозаветные книги: «писание... священные писания» ( Римл. 1:2; 4:3 ; Деян. 8:32 ; Гал. 3:22 ; Лук. 24:32 ; 2Тим. 3:13–16 ). После Рождества Христова евреи называли ветхозаветные книги греческим словом: «Библия», т.е. книги (см. «Беседа св. Иоанна Златоуста на кн. Бытие», 10 л.). Это слово, с Иоанна Златоуста и Епифания Кипрского († 403 г.), закреплено было в христианской Церкви над всеми книгами Ветхого и Нового Завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/k...

Велика была радость учеников, велико было стремление пред кем-либо излить ее, если они, не взирая на поздний час, презирая усталость, пускаются в обратный путь и в своей поспешности приходят в. Иерусалим настолько рано, что 11 (без Фомы) учеников еще не спали и даже не расходились. (33). Явление Воскресшего десяти ученикам в день воскресения Лук. 24, 36–45 ; ср. Марк. 16, 14 ; Иоан. 20, 19–23 . Когда ученики, ходившие в Эммаус, возвратились оттуда с вестию, что они видели Иисуса и узнали Его во время преломления Им хлеба ( Лук. 24, 35 ), то апостолы стали говорить им в ответ, что Господь истинно воскрес и, кроме Марии Магдалины ( Иоан. 20, 14–18 ) и других мироносиц ( Матф. 28, 9–10 ), явился еще Симону Петру ( Лук. 24, 34 ; ср. 1Кор. 15, 5 ). Когда ученики Христовы беседовали о всем случившемся, час был уже поздний ( Иоан. 20, 19 ), между закатом солнца и ночью, – хотя ев. Иоанн называет этот день единым от суббот, иначе первым днем недели, оставляя в стороне еврейское церковное времясчисление, по которому вечер есть начало другого дня. Иоанн. 20, 19. Двери дома, где были собраны апостолы Его, были заперты из опасения иудеев. Это опасение имело теперь новое основание: по Иерусалиму распространен был слух, что ученики Христа ночью, пока стража спала, украли тело Его ( Матф. 28, 18 ). По этому ученики ограждаются запорами от нечаянного нападения, подобного тому, какое было сделано в саду Гефсиманском. Прииде Иисус и ста посреде, и глагола им: мир вам. – Лук. 24, 37 . Убоявшеся же и пристрашни бывше, мняху дух видети. Ученики Христа не чужды были того мнения, что после смерти человека или во время его отсутствия можно видеть его призрак, привидение или дух (ср. Матф. 14, 26 ). Теперь они думают, что Явившийся и Ставший между ними не есть Христос, но призрак Христа. Одни пришли к этой мысли, смущенные тем, что Христос умер и погребен, а другие тем, что двери дома заперты, и если бы даже Христос и воскрес, то не мог бы так внезапно стать посреди их. Лук. гл. 24 ст. 38. И рече: что смущени есте, и почто помышления входят в сердца ваша? Зачем вы даете у себя место той мысли, будто это не Я, а только Мой призрак? Ст. 39. Видите руце мои и нозе мои, яко сам аз есмь. Вот руки, многократно преломлявшие ученикам хлеб, вот ноги, ходившие пред ними по земле Галилейской и Иудейской. На них остаются язвы от гвоздей, дабы не было никакого сомнения, что это тот же Христос, Который был пригвожден ко кресту. Осяжите мя, и видите, яко дух плоти и костей не имать, якоже мене видите имуща. Призрак является только чувству зрения; у него нет ни плоти, ни костей. По этой последней причине он и называется здесь духом, как походящий на дух если не свойством невидимости, то свойством бесплотности и неосязаемости. Напротив – воскресший Господь повелевает ученикам осязать Себя, убедиться (видите), что у Него и плоть и кости, и что посему это не призрак.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kohomsk...

О поклонении Богу Иоан. 4, 23–24 . «Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе: Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине». Объясн. Если бы сказано было поклоняться в одном духе, и не было бы добавлено еще и истине, то, конечно, телесные движения в деле молитвы были бы излишни, но ведь поклоняться в духе и истине значит без притворства и лицемерия; 1Иоан. 3, 18 . Не духом, а только телом можно лицемерить, а что истинное поклонение должно начинаться в духе и потом выражаться в непритворных, нелицемерных телесных движениях, об этом нам свидетельствует и слово Божие: 1Кор. 6, 20 ; Мф. 28, 9 ; Лук. 22, 41 ; Иоан. 13, 15 ; Рим. 12, 1 . Деян. 17, 25 . (Бог)... «Не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все». Объясн. Бог не требует служения, как нуждающийся в нем, не требует его как всеблагий Отец, создавший людей для блаженства и вечной жизни, которых они не могут иначе обрести, как только через служение Богу: Мф. 4, 10 . Не требует Бог жертвы для Своего блага, не требует для нашего блага и потому ставит в пример вдовицу, пожертвовавшую все, что она имела: Лук. 21, 2–4 . Не отрицается, а утверждается Священ. Писанием прославление Бога не одной душой: но и телом в молитве: 1Тим. 2, 8 ; 1Кор. 6, 20 . О почитании Пресвятой Богородицы Марка 3, 33–34 . «И отвечал им: кто матерь Моя и братья Мои? И обозрел сидящих вокруг Себя, говорит: вот матерь Моя и братья Мои» (ср. Лук. 8, 19–21 ). Объясн. Это не значит, что Дева, родившая от Духа Святого Еммануила: Мф. 1, 23 , стала чужой Сыну Своему. Здесь нам дается знать, что близость к Богу основывается главным образом на духовно-нравственной связи, так что у кого же еще больше было этой связи, как не у Матери Божией: Лук. 1, 30–49; 11, 27 . – Не оставил Своим попечением Иисус Христос Ее, когда был уже на кресте: Иоан. 19, 26–27 . Лук. 1, 47–48 . «И возрадовался дух Мой о Боге, Спасателе Моем, что призрел Он на смирение рабы Своей; ибо отныне будут ублажать Меня все роды».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010