XVIII, 3, 12, снести Лук. XXII, 52 по греческому тексту); и хотя Он был осужден на крестную смерть римским наместником, но во всем деле Его римская власть в действительности совершенно не была заинтересована, да и не могла быть заинтересована. Ввиду этого совершенно понятно заявление Пилата: имеете стражу, возьмите, охраняйте, как знаете. Так как он сказал это иудейским первосвященникам, то, стало быть, он имел в виду иудейскую " стражу при храме " . Стало быть, из этой именно стражи и был назначен военный караул ко гробу Спасителя. 207 Beyschlag. Das Leben. Jesu, 2-te. Auflage, 208 Contra Cels., II, 55. 209 Contra Cels., II, 73: " После воскресения из мертвых Ему бы следовало воочию просветить людей и показать им то дело, ради которого Он приходил в мир " . II, 78: " Ведь не затем же Он приходил в мир, чтобы мы сделались неверами " . 210 Contra Cels., I, 28, 71; II, 49; VI, 42. 211 Деян. 5, 36-37. Кроме этого, у св. Иустина, Апол. I, гл. 26: " По вознесении Христа на небо демоны выставляли некоторых людей, которые называли себя богами " . 212 Toldoth Jeschu – произведение иудейской противохристианской литературы, в сокращении передается у Альма. Op. cit., S. 150-158. 213 Kellner. Hellemsmus und Christenthum, S. 221-222. 214 Различные соображения новой и новейшей отрицательной критики по вопросу о лице И.Христа и о сущности дела Его суммированы у Альма: Theologische Briefe, Bd. III, а также у Штеуделя: Kritikd. Religion, insbesondere d. christlichen, 215 Religion innerhcdb d. Grenzen d. biossen Vernunft. Sämtl. Werke ed. Hartenstein, lid. VI, S. 138. Срав. ibid., S. 146: " Это несущественно и, стало быть, вовсе не нужно тать, что сделал или делает Бог ради блаженства человека " . Ibid., S. 232: " Истинная религия заключается не в знании или исповедании того, что сделал или делает Бог ради нашего блаженства, а в том, что мы сами должны делать ради того, чтобы или сделаться достойными блаженства " . 216 Ibid., S. 270: " Верить в откровение, как нам рассказывает о нем священная история, и исповедовать это откровение, как будто через это мы можем сделаться угодными Богу, это – опасное религиозное заблуждение " . Срав. S. 274: " Хотеть достигнуть чего-нибудь в отношении оправдания пред Богом посредством религиозного культа – это суеверие " . 217 Ibid., S. 294. Срав. Metaphysik d. Sitten, Bd. VII, S. 243: " Преклонение колен и падение на землю даже с целью выразить этим почитание небесных предметов противно человеческому достоинству " . 218 Историческое развитие английского деизма и отношение его к христианству довольно обстоятельно представлено в сочинении Lechler " a Ceschichte d. englischen Deismus. Stuttgart, 1841. 219

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=747...

  25. В воскресение все ли члены человеческого тела будут воскрешены?    (Св. Макария Египет., бес. XV, 10)    „Для Бога нет ничего трудного, и мы должны верить обетованию Его, хотя человеческой немощи и человеческому рассудку кажется сие как бы невозможным. Как Бог, взяв прах и землю, устроил как иное какое-то естество, именно, естество телесное, неподобное земле, и сотворил многие роды естеств, как-то: волосы, кожу, кости и жилы; и каким образом игла, брошенная в огонь, переменяет цвет и превращается в огонь, между тем как естество железа не уничтожается, но остается тем же: так и в воскресение все члены будут воскрешены и, по написанному, влас не погибнет (Лук. XXI:18), и все соделается световидным, все погрузится и преложится в свет и в огонь, но не разрешится и не сделается огнем, так, чтобы не стало уже прежнего естества, как утверждают некоторые, ибо Петр останется Петром и Павел – Павлом, и Филипп – Филиппом; каждый, исполнившись Духа, пребывает в собственном своем естестве и существе». (Воскрес. Чт. 1883 г., 174)   26. Библейские тексты о воскресении    Воскресение предсказано: и многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление (Дан. XXII, 2). – От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их: смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? раскаяния в том не будет у Меня (Ос. XIII:14). – Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя – роса растений, и земля извергнет мертвецов (Ис. XXVI:19).    объяснено и описано: иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых. Сеется в тлении, восстает в нетлении. Вдруг, во мгновение ока при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся (1 Кор. XV:41, 42, 52).    ожидалось верными ветхого завета: а я (говорит многострад. Иов) знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию; и я во плоти моей узрю Бога (Иов. XIX:25, 26). – Ибо Он (Авраам) думал, что Бог силен и из мертвых воскресить. Почему и получил его в предзнаменование. Жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение (Евр. XI:19, 35).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

6 За Исаака козел зготованый Богу на жертву тернем затрыманый... – согласно библейскому преданию, родоначальник еврейского народа Авраам, выполняя божественную волю, собрался принести в жертву Богу сына Исаака, но ангел остановил его, и Авраам принес в жертву барана, запутавшегося рогами в терниях неподалеку от сооруженного им жертвенника (Бытие, XXII:1–15). 7 Арфа при арце, трен до той могилы… – «Арфа при ковчеге... и т. д.– библейский мотив, получивший элегическое переосмысление в средневековой христианской поэзии. 8 Познай, матко, ...спытай Гавриила… – поэт имеет в виду евангельский рассказ о благовещении: архангел Гавриил предвестил деве Марии непорочное зачатие сына (Лук., I:26–38). 9 ...кгды як Израиль крваву шату… – сопоставляются повествование о снятии с креста и положения во гроб Христа, совершенное его тайным учеником, богатым человеком из иудейского города Аримафеи Иосифом (Матф., XXII:57–60; Марк., XV:43–46; Лук., XXIII:50–53; Иоанн, XIX:38–42), с ветхозаветной историей, рассказывающей, как сыновья Иакова, позже получившего от Бога имя Израиль, из зависти продали своего брата Иосифа в рабство, а его одежду, вымаранную в козлиной крови, предъявили отцу, заявив, будто бы Иосифа съел хищный зверь (Бытие, XXXVII:1–34). 10 ...ты от Никодима… – согласно евангелиям, Никодим – иудейский князь, служивший сотником (начальником ста всадников) в охране Понтия Пилата (ум. вскоре после 33 г). Никодиму приписывается и собственное евангелие (см.: Книга Никодима. «Вега». Апокрифические сказания о Христе. СПб., 1912). 11 За тридцать средних усюды куплены… – согласно евангельской истории, Иуда Искариот предал Иисуса Христа иудейским первосвященникам за тридцать серебреников (Матф., XXVI:14–16). Априль 27. Взенто образ Насвентшэй Богородзицы з Полоцка до Москвы (с. ...) Из заглавия стихотворения видно, что оно было написано в 1663 г. по случаю переноса иконы Полоцкой богородицы (считавшейся чудотворной) из Полоцка в Москву. В рукописи текст записан латиницей. Текст (по списку ЦГАДА, ф. 381, 1800, л. 33–33 об.) печатается впервые.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

3–4 ст. В словах сих стихов изображаются события возвращения евреев из плена Вавилонского, когда евреи действительно из разных областей востока были собраны вместе, чтобы возвратиться на родину под руководством мудрых правителей: князя Зоровавеля, первосвященника Иисуса сына Иоседекова, а потом управлялись Ездрою и Неемиею. Но как видно из последующей речи пророка, ближайшие времена избавления от плена Вавилонского соединяются у него с временами пришествия на землю Господа Иисуса Христа (5–8 ст.). Сообразно с этим под собранием всех евреев в одно целое следует разуметь собрание в Церковь Христову всех верующих, а под новыми разумными, добрыми пастырями должно разуметь св. апостолов и преемников, их новозаветных пастырей Церкви ( Иоан. Х, 12 ). 5–6 ст. Вот наступают дни, говорит Господь, и возставлю Давиду Восток праведный и воцарится тогда такой Царь, который будет поступать мудро (премудр будет) и будет производить суд и правду на земли (5 ст.). Во дни Его спасутся иудеи и израильтяне будут жить безопасно, и вот имя Его, которым будут называть его: «Господь праведен наш» (6 ст.). Здесь пророк останавливается на одном великом Пастыре, указывает особенности Его, называет Его такими именами, которые не могут принадлежать никому из людей. Воцарение этого верховного Пастыря на престоле Давида, соединение в одном лице царского и пастырского достоинства 118 , характер Его деятельности, чудные великие имена Его все это ясно указывает, что под этим будущим Пастырем из дома Давидова разумеется Спаситель Господь Иисус Христос. Ото подтверждается и свидетельствами Нового Завета (Мф. XXII, 23: XXII, 42: Лук. XVIII, 38). Господь Иисус Христос называется Востоком праведным в том же смысле, как в других местах Слова Божия Он именуется Солнцем правды ( Maл. IV, 2 ). Восточная часть света освещается прежде других частей света, погруженных во тьму ночную. Лучи восходящего здесь солнца постепенно распространяются отсюда в земное пространство, производя на все существующее в нем оживляющее действие.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

11 ст. Увещание псалмопевца, обращенное к невесте, чтобы она забыла своих предков, по отношению к евреям, желающим вступить в Церковь Христову, указывает на необходимость оставить законные обряды своих предков и отречься от ложных мессианских ожиданий; по отношению же к язычникам оно указывает на необходимость отвергнуть свое родство с суетным язычеством и всецело отдаться Христу, как Источнику истины и света. 17 ст. В награду за такое послушание псалмопевец, помимо обещания им удостоиться великой чести, снискать любовь со стороны Царя-Христа, утешает их еще тем, что Господь даст им новое великое и славное потомство. Это пророческое обещание исполнилось в Церкви Христианской прежде всего на апостолах, которые, будучи первыми сынами Евангелия, возобладали всею землею, т.е. распространили его по всей вселенной, согласно заповеди Спасителя (Мф. XXVIII). Оно продолжает исполняться на деятельности преемников их, пастырей Церкви и ревнителей благочестия, и окончательно исполнится в будущем царстве славы, когда все достойные последователи Христа будут участниками божественной славы Его (Лук. XII, 8 ст.). Псалом CIX Предметом сего псалма является пророческое учение о седении Иисуса Христа одесную Бога Отца, о предвечном Его рождении, о вечном первосвященстве; и победе над врагами. По содержанию псалом этот сходен с псалмом II-м. Он принадлежит Давиду, что подтверждается надписанием его, свидетельствами Самого Иисуса Христа (Мф. XXII, 42–44) и св. апостолов Петра и Павла ( Дeяh. II, 34 ; Ebp. I, 13 ). Усвояя принадлежность псалма Давиду, Они вместе с тем считали его пророческим, мессианским, написанным по особому откровению, которого удостоился псалмопевец, восхищенный к созерцанию оного Св. Духом. Изложение содержания Весь псалом разделяется на три строфы. В первых двух строфах изображаются следующие две небесные картины. В пророческом восхищении Давид видел на небесах на божественном троне Мессию, своего Господа, посаждаемого одесную Бога-Отца и в то же время слышал слова Последняго, обращенные к Иисусу Христу, которыми по обещанию передавалась Ему власть победы над всеми врагами и сообщалось право всемирного владычества (1–2 ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

   для славы со Христом: когда не явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе (Кол. III:4).    подобными ангелам: в воскресении ни женятся, ни выходят замуж; но пребывают, как ангелы Божии на небесах (Матф. XXII:30). – И умереть уже не могут; ибо они равны ангелам, и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения (Лук. XX:36).    с телами нетленными: так и при воскресении мертвых. Сеется в тлении, восстает в нетлении. Вдруг, во мгновение ока при последней трубе; ибо вострубит, мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие (1 Кор. XV:42, 52, 53).    с телами славными и сильными: сеется в уничижении, восстает в славе: сеется в немощи, восстает в силе (1 Кор. XV:43).    с телами духовными: сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное (1 Кор. XV:44).    с телами такими, как тело Христа: (И. Христос) уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою. которою Он действует и покоряет Себе все (Филип. III:21).    Воскресение есть истина утешительная: не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним. Итак, утешайте друг друга сими словами (1 Сол. IV:13, 14, 18).    Воскресение всех умерших будет сопровождается изменением тех, которые живы: говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся, вдруг, во мгновение ока при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся (1 Кор. XV:51, 52).    после, воскресения наступит суд: и дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын человеческий. Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся во гробах, услышат глас сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения (Иоан. V:27 – 29). – И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим (Апок. XX:12, 13).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   И когда Петр говорит: твердо убо да разумеет весь дом Исраилев, яко и Господа и Христа Его сотво­рил есть Бог, Сего Иисуса, Егоже вы распясте (Деян. II:36),-he о Божестве Его говорит: яко и Господа и Христа Его сотворил есть, но о человечестве Его, ко­торое есть вся Церковь, в Нем господствующая и царствующая по распятии, и помазуемая на царство небесное, чтобы соцарствовать с Ним, истощившим Себя за нее и восприявшим ее чрез принятие рабия зрака. Ибо Сын Божий, Божие Слово всегда был Господь и Бог; и не по распятии сотворен Господом и Христом, но как сказано прежде, Бо­жество Его сотворило, что человечество Его стало Господом и Христом.    И когда говорит: Опте, аще возможно есть, да мимоидет от Мене чаша сия (Матф. XXVI:39): обаче не Моя воля, но Твоя да будет (Лук. XXII:42); и: дух убо бодр, плот же немощна (Матф. XXVI:41); показывает сим две воли: человеческую, свойственную плоти, и Божескую, свойственную Богу; и человеческая, по немощи плоти, отрекается от стра­дания, а Божеская Его воля готова на оное. И как Петр, услышав о страдании, убоялся и сказал: милосерд Ты, Господи; Господь, же укоряя его, гово­рит: иди за Мною, сатано: соблазн Ми ecu, яко не мыслиши яже Божия, но человеческая (Матф. XVI:23); так разумеется и здесь. В подобии человечестем быв, отрекается от страдания как человек; но как Бог непричастный страданию по Божеской сущности, с готовностию приял страдание и смерть. Посему-то не бяше мощно держиму быти Ему, потомучто в по­добии человеческом был Бог, и умирающий по воле Своей, и воскрешаемый собственною Своею властию, как Бог, о чем говорил и Давид: да воскреснет Бог, и расточатся врази Его (Псал. LXVII:2); и потом: востани, Господи Боже мой, повелением имже заповедал ecu, и сонм людий обыдет Тя: и о том на высоту обратися. Господ судит людем (Псал. VII:10). Говорит же и Апостол в другом месте: пострадал от немощи, но жив есть от силы Божия (2 Коринф. XIII:4). Но сила Божия есть Сын, стра­давший от немощи, то есть от сопряжения с пло­тию, и молившийся об освобождении от страдания как человек, но пребывающий живым по причине силы Своей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3698...

   Вот некоторые указания подобного рода в писаниях свв. отцев. «Первое послание к Коринфянам» св. Климента Римского. «Послание к Кор.», гл. XLIV, стр. 145; св. Игнатий Богоносец, «послание к Смирнянам», гл. VIII, стр. 421; св. Иустин Мученик, 1» Апология,» гл. 65, стр. 97, св. Кмприан Карфаиенский, 63» письмо к Цецилию о чаше Господней,» ч. 1, стр. 398 и др.; св. Ефрем Сиринг, «Слово о священстве,» творения в русском переводе, изд. 1882 года, т. 2, стр. 602 — 603; св. Василий Великий, 40« письмо к хорепископам», т. VI, стр. 146; 89» письмо к Кесарию», стр. 220 и др.; св. Григорий Богослов, «3 слово о священстве», т. 1, стр. 49; «к епископам», т. VI, стр. 67, 74 и др.; св. Григорий Нисский, Слово в день светов», т. VIII, стр. 6 и др.; св. Епифаний Кипрский, «Против Коллиридиан», т. 3, стр. 281 рус. перев. и мн. др.    Вопрос и ответ 107.    Член 17.    Мрк. III:13 — 14; VI, 7; Лк. VI:13; Иоан. XV:16.    Мф. XIII, 36 — 37; 51; XV, 15; Мрк. VII:18; и др.    Деян. I:3.    Мф. XX, 17; XXIV, 3; Лук. XVIII:3; Иоан. гл. 17 и др.    Мф. XVI, 20; Мрк. XIV:17, Лук. XXII:14.    Лук. XXII:19, 25 — 26.    Деян. X:41 — 42.    Напр., обязанности Апостолов: священнодействовать (Мф. XXVIII:19), учить (Марк. XVI:15; Me. XXVIII, 19 — 20; XI — 40; Деян. 1, 8 и др.) все языки, вязать и решить (Мф. XVIII, 18, Ioan XX, 21 — 23 и др.) грехи членов Церкви. Об этих обязанностях и полномочиях апостольского служения подробнее речь у нас ниже, когда мы будем касаться вопроса об отношении священнослужения Церкви к Первосвященству ее Основателя. Здесь же мы только указываемы несомненный факт возложения на свв. Апостолов исключительных обязанностей и дарования им особых полномочий.    Деян. гл. I.    Деян. IV:34 — 35 и др.    Деян. VI, 1 — 6.    Деян. VIII:18 — 19.    Деян. XV:6, 22, 23.    Корф. XII, 28 — 29.    1 Корф. I, 17.    1 Корф. I, 14 – 16    1 Корф. IX, 16.    1 Тим. II:7.    Еф. IV:12.    1 Корф. V. 4.    2 Корф. X, 8; XIII, 10.    Иоан. XX:22.    1 Корф. V, 4.    2 Корф. IV, 10.    1 Корф. V, 12 — 13.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

XIV, 37)? Все спали, между тем Он обличает Петра, напоминая ему прежние его слова. Слово: со Мною Он употребил здесь не без причины, и как бы так сказал: ты не можешь со Мною бодрствовать; как же положишь за меня душу? То же самое выражается и в следующих словах: бдите и молитеся, да не внидете в напасть. Смотри, как и здесь Он учит их не гордиться, но смирить мысль свою и сердце, и предать все Богу! То обращается к Петру, то ко всем вместе. Именно говорит одному ему: Симоне Симоне, се сатана просит вас сеяти, и Аз молихся о тебе (Лук. XXII, 31). А всем: молитесь, да не внидете в напасть, - везде сокрушая их гордость, и заставляя заботиться о себе. Далее, чтобы обличение Его не показалось жестоким, прибавляет: дух бо бодр, плоть же немощна. Хотя ты, говорит Он, и желаешь презреть смерть, однако не можешь, пока Бог не поможет тебе, потому что все плотское унижает дух. И снова молился о том же, говоря: Отче, аще не может сия (чаша) мимоити от Мене, аще не пию ея, буди воля Твоя (ст. 42), - показывая тем, что Он совершенно согласуется с волею Божиею, и что во всем должно сообразоваться с нею и искать ее. И пришед, обрете их спящих (ст. 43). Кроме того, что тогда была глубокая ночь, очи их были еще отягчены печалью. И отойдя от них, в третий раз помолился, сказав то же самое, чтобы подтвердить, что Он был совершенный человек. Слова: во второй раз и в третий раз, в Писании употребляются для означения несомненной достоверности чего-либо. Так Иосиф говорит фараону: во второй раз тебе явился сон ради истины и чтобы уверить тебя, что это действительно исполнится (Быт. XLI, 32). Поэтому и Христос говорит то же самое и в первый, и во второй и в третий раз, для того, чтобы уверить в Своем домостроительстве. Для чего Он приходит во второй раз? Для того, чтобы обличить их в том, что так погрузились в печаль, что не чувствовали даже Его присутствия. Впрочем, Он не стал обличать более, но несколько удалился от них, обнаруживая этим их великую слабость, когда они не смотря и на обличение не могли бодрствовать.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

были канонизированы Фома из Херефорда (17 апр. 1320) и Фома Аквинский (18 июля 1323). На 6 консисториях И. возвел в кардинальское достоинство 28 клириков, большинство из них были французами. И. похоронен в Авиньоне, в перестроенном в его правление соборе Нотр-Дам-де-Дом. В соответствии с завещанием гробница в виде готического собора была установлена в капелле Всех святых близ места захоронения исп. Агриколы , основателя еп-ства Авиньон, однако впосл. ее неоднократно перемещали внутри собора. Ист.: Baluze E. Vitae paparum Avenionensium/Ed. G. Mollat. P., 1914. Vol. 1. P. 107-194; 1927. Vol. 2. P. 175-198; 1921. Vol. 3. P. 244-478; LP. Vol. 2. P. 479-486; Acta Joannis XXII (1317-1334)/Ed. A. L. Tautu. R., 1952; Lettres communes de Jean XXII/Ed. G. Mollat. P., 1904-1946. 16 vol.; Lettres de Jean XXII: Textes et analyses/Éd. A. Fayen. R.; P., 1908-1912. 2 vol.; Die päpstlichen Kanzleiordnungen von 1200-1500/Hrsg. M. Tangl. Innsbruck, 1894; Die Einnahmen der Apostolischen Kammer unter Johann XXII./Hrsg. E. Goller. Paderborn, 1910; Die Ausgaben der Apostolischen Kammer unter Johann XXII.: Nebst den Jahresbilanzen v. 1316-1375/Hrsg. K. H. Schäfer. Paderborn, 1911; Regulae cancellariae apostolicae: Die päpstlichen Kanzleiregeln von Johannes XXII. bis Nicolaus V./Hrsg. E. v. Ottenthal. Innsbruck, 1888; Die Inventare des päpstlichen Schatzes in Avignon, 1314-1376/Hrsg. H. Hoberg. Vat., 1944; Die päpstlichen Annaten in Deutschland während des XIV. Jh./Hrsg. J. P. Kirsch. Paderborn, 1903. Bd. 1; Die päpstlichen Kollektorien in Deutschland während des XIV. Jh./Hrsg. J. P. Kirsch. Paderborn, 1894; Lettres secrètes et curiales du pape Jean XXII relatives à la France/Éd. A. Coulon. P., 1906-1972. 10 fasc.; Calmet P. Sommaire des bulles de Jean XXII concernant les diocèses de Rodez et de Vabres//Annales de Saint-Louis-des-Français. R., 1896. Vol. 1. P. 51-131; Guérard L. Documents pontificaux sur la Gascogne, d " après les Archives du Vatican: Pontificat de Jean XXII. P.; Auch, 1896-1903.

http://pravenc.ru/text/469712.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010