Михаил Васильевич Мантуров, строя для обители Рождественский храм, никогда ничего без благословения батюшки отца Серафима не делал. Так, однажды нужно ему было о чем-то спросить о. Серафима, и он, собравшись в Саров, зашел за о. Василием Садовским, чтобы позвать его идти вместе. Было это во время Петровского поста. «Придя в Саров, — пишет о. Василий, — и узнав, что батюшка находится в ближней пустынке, что близ его источника, мы отправились сейчас же туда. Он нас встретил у самого источника, и Михаил Васильевич, приняв благословение, спросил, о чем было нужно. Шагах в 6 от источника виднелась грядка недлинная, но широкая, в пол-аршина вышины, с зеленым луком. Батюшка и говорит: " Этот лук уже поспел, вырвите его! " Мы оба начали рвать, но батюшка, видя, что мы рвем с осторожностью, дабы не запачкаться, так как земля была сыровата, зашел в середину и стал между нами на коленочки, начал вырывать обеими ручками лук, приговаривая: " Вот как надо, батюшка! " И так серединой грядки прополз до конца, вырывая лук обеими руками с обеих сторон и по краям, сколько его на грядке ни было. Потом заставил омыть луковки, находившиеся в земле, у желоба, из которого текла вода, и когда это было сделано, то, навязав нам обоим этого луку по немалой ноше, приказал отнести в Дивеевскую обитель сестрам на трапезу, прибавив, чтобы и сами кушали сколько угодно, так как этот лук целебный. Что же? По приходе домой узнал от сестры Евдокии Трофимовны, что на эту грядку прошлый день они с батюшкой кузовами носили мох, лишь за несколько часов до нас, а поутру на ней увидали уже лук, и мы вырывали этот лук во время вечерни. Какого он был вкуса, об этом и сказать невозможно; не теряя вкуса лука, и душист он, и сладок, и приятен необыкновенно; чудный во всех отношениях лук и целебный, как оказалось это на жене моей, которую, вернувшись, нашел крайне больной и, дав ей кстати принесенного лука, сказал: " Батюшка говорит, что это целебный лук, на-ка, поешь-ка! " Как только она вкусила этого за одну ночь выросшего лекарства, так и стала здорова».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=118...

3) Из сказания евангелистов об обстоятельствах рождения Иисуса Христа. Евангелисты повествуют: а) Как ангел благовествовал Пресв. Деве: не бойся Мариам: обрела бо еси благодать у Бога. И се зачнети во чреве, и родиши Сына, и наречеши имя ему Иисус ( Лук. 1, 30. 31 ). б) Как ангел вразумлял Иосифа, обручника Девы Марии: Иосифе, сыне Давидов, не убойся прияти Мариам жены твоея: родшеебося в ней – от Духа Свята. Родит же Сына, и наречеши имя ему Иисус (Мат. 1, 20. 21). в) Как потом действительно родила Пресв. Дева, по прошествии обычного времени чревоношения: бысть же, егда быша тамо (в Вифлееме), исполнишася дние родити ей: и роди Сына своего первенца, и повит его, и положи его в яслех: зане не бе им места во обители ( Лук. 2, 7 ) 114 . г) Как вифлеемские пастыри, по наставлению от ангела, приидоша во град Давидов, и обретоша Мариамь же и Иосифа, и младенца лежаща во яслех ( Лк. 2, 16 ), а равно и волхвы с востока, по указанию необычайной звезды, пришедше в храмину, видеша отроча с Мариею материю ею, и падше поклонишася ему (Мат. 2, 11). д) Как, по исполнении осьми дней от рождения, Он был обрезан, и нарекоша имя ему Иисус, нареченное ангелом прежде даже не зачатся во чреве ( Лук. 2, 21 ). е) Как, по исполнении дней очищения матернего, вознесоста его во Иерусалим поставити пред Господем, и как здесь старец Симеон приял на руки свои Божественного Младенца и благословил Бога (- 22. 28). 4) Из всей последующей евангельской истории о земной жизни Иисуса Христа. Здесь читаем, что Господь Иисус, как человек, еще во дни младенчества должен был, по устроении Промысла, удалиться из Вифлеема во Египет, вместе с материю своею и Иосифом, чтобы избегнуть угрожавшей Ему смерти (Мат. 2, 13. 14); как человек, постепенно растяше и крепляшеся духом ( Лук. 2, 40 ); как сын Мариин, бе повинуяся ей и ее обручнику ( Лук. 2, 51 ); как человек, крестися от Иоанна во Иордане ( Марк. 1, 9 ), и Иоанн потому только узнал Его между другими людьми, приходившими креститься, что узрел Духа Божия, сходяща и пребывающа в Нем ( Иоан. 1, 32. 33 ). Видим, потом, что Господь Иисус, вступив в должность своего служения, обходил грады и веси с спасительною проповедию, и всюду был признаваем за истинного человека, ни разу не встречал надобности удостоверять кого-либо в истине своего человечества; что Он принимал иногда участие в учреждениях ( Лук. 5, 29 ), был на браке в Кане галилейской ( Иоан. 2, 1–11 ), возлежал на вечери в доме Лазаря ( Иоан. 12, 2 ), в доме Закхея ( Лук. 16, 5–8 ); что Он ежегодно приходил в Иерусалим на праздник пасхи, и сам совершал пасху с учениками своими, по закону обрядов (Мат. 26, 17 и др.). Наконец, евангелисты изображают с величайшею подробностию страдания нашего Господа, говорят о Его смерти, погребении, воскресении и вознесении на небеса, – все о таких событиях, которые решительно были бы невозможны, если бы Он не имел человеческого естества.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Народное название дня мц. Гликерии, девы, и с ней мч. Лаодикия, стража темничного, 13/26 мая. К этому дню на Руси наступала комариная пора, поэтому св. Гликерию крестьяне называли комарницей. Множество комаров – хороший признак для урожая грибов, роста травы и хлебов. В народном сознании она представлялась в виде трудящейся женщины с лукошком. Луков день Название, встречающееся в народном календаре 5 раз: 5/18 авг., 1/14 сент., 4/17 сент., 7/20 сент., 18/31 окт. Августовский Луков день совпадал с днем Евстигнея Житника. В это время убирали лук. Связки луковиц развешивали в комнатах – чтобы очищался воздух. Сырой лук ели с хлебом, солью и квасом. Считалось, что так прибавляется здоровье и лицо имеет свежий вид. На Евстигнея примечали погоду на декабрь. Вечером выходили в поле на пожню и слушали эхо: далеко оно разносилось – к ведру, близко раздавалось – к дождю. По обычаю на Евстигнея выпекали житник – первый ячменный хлеб из зерна нового урожая. Луков день 1/14 сент. совпадал с днем Симеона Столпника. В Ярославской и Вологодской губ. в это время убирали лук. Луков день 4/17 сент. совпадал с днем празднования чудотворной иконы «Неопалимая Купина» и Вавилой – праздником острых вил. Во многих местах в это время рвали лук с гряд. Луков день 7/20 сент. приходился на празднование прп. Луки. Этот день еще назывался Лука, Луковница. На Неопалимую Купину лук начинали собирать, а в этот день несли его продавать на базар. Луков день был печален по двум причинам: во-первых, он «бабье лето» кончает, а во-вторых, бабы да девки в этот день от лука плачут, когда начинают чистить его для всяких солений. Девушки, заплетая лук в косы, как всегда, гадали. Просили святого Лука, чтобы дал он им такие же золотистые и тугие косы, какие они из лука вяжут и которые бы от времени не тускнели, всегда парней привлекали. А святой Лук специально слезы на девушек насылал – для их же пользы. Крестьяне говорили так: «Наплачешься над луком – легче с долей девичьей расставаться, замуж выходить». С Лукова дня начиналась свадебная пора.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Бернард создавал аппарат глосс на «Liber Extra», к-рый был признан G. о., в неск. этапов, известно, по меньшей мере, 4 редакции (1234-1266). В тексте глоссы его комментарии отмечались сиглами B., Bern. С XIV в. большим авторитетом пользовались комментарии «Novella» на «Liber Extra» болонского канониста Иоанна Андреа , они нередко вставлялись в текст G. о. и отмечались как Add. Jo. Andr. По мере обнародования папских Новелл в сер.-2-й пол. XIII в. на них также писались комментарии, нек-рые из них получали статус G. о. Так, к наиболее пространному из этих декретальных сводов - Новеллам Иннокентия IV (1245-1253) - ординарной глоссой, очевидно, считался аппарат папского субдиакона канониста Бернарда Компостельского Младшего, написанный в 50-х гг. XIII в. В 10-х гг. XIV в. Иоанн Андреа создал аппарат к своду «Liber Sextus» папы Бонифация VIII (обнародован в 1298), а в нач. 20-х гг. XIV в.- аппарат глосс к сборнику постановлений папы Римского Климента V , т. н. Клементинам (Clementinae), к-рые были обнародованы папой Иоанном XXII в 1317 г. Эти аппараты быстро получили статус G. о. Комментарии писались также к своду «Extravagantes Ioannis XXII» (Экстраваганты Иоанна XXII, т. е. папские декреталии, не вошедшие в состав офиц. сборников) и постановлениям из «Extravagantes communes» (Общие экстраваганты - папские декреталии от Бонифация VIII до Сикста V), но ни один из комментариев не стал в XIV-XV вв. G. o. Наиболее авторитетным среди них считался комментарий южнофранц. канониста Жеслена де Кассаня (Ценцелина), к-рый ок. 1325 г. составил и глоссировал свод декреталий папы Иоанна XXII. Франц. канонист XVI в. Жан Шапюи, подготавливая парижское издание «Corpus iuris canonici» (1500-1503), включил в него наряду с G. o. к Декрету, «Liber Extra», «Liber Sextus» и «Клементинам» в качестве комментариев к «Экстравагантам Иоанна XXII» глоссы Жеслена де Кассаня и предисловие Джованни Франческо де Павини († после 1484), а к «Общим экстравагантам» - комментарии Жана Лемуана († 1313), Гильома из Монлозёна († 1343) и Франческо де Павини.

http://pravenc.ru/text/165159.html

(Толкование на стих 22) III. Третье путешествие ап. Павла (54–58 гг.). Основание главной в Малой Азии христианской Церкви в Ефесе (XVIII, 23 – XXI, 16) Библиографический указатель к XVIII гл. Глава XIX Пребывание св. Ап. Павла в Ефесе (XIX, 1–40) О том же Послания ап. Павла к Галатам и 1-е к Коринфянам На сказанное: кто не весть, яко Ефесский град служитель есть великия Артемиды (Деян. 19, 35) Библиографический указатель к XIX гл. Глава XX Путешествие Павла в Македонию и Грецию и обратно до Милита (XX, 1–16) Празднование воскресного дня в Троаде, воскрешение Евтиха и путешествие до Милита (Толкование к ст. 7–16) Семь дней в Троаде и воскрешение Евтиха Происхождение христианского празднования воскресного дня (XX, 7–11) Значение употребления светильников при Богослужении (ст. 8) Прощание апостола Павла с Ефесскими пресвитерами в Милите (XX, 16–38) О речи Св. Апостола Павла пастырям Ефесским в Милите (XX, 18–35) О том же Что значит: связан Духом (XX, 22–24) Толкование на ст. 28 (XX гл.) Благотворные последствия и высокое значение христианской благотворительности (XX, 35) О том же Библиографический указатель к XX гл. Глава XXI Путешествие от Милита до Иерусалима (XXI, I –16) IV. Заключение Ап. Павла в узы и перенесение евангельской проповеди в Рим (XXI, 16-XXVIII). Последнее пребывание Ап. Павла в Иерусалиме (XXI, 16-XXIV). Исполнение обета назорейства, возмущение народа и узы Павла (XXI, 16-XXII, 22) Глава XXII Речь ап. Павла к народу (XXII, 3–23) Распоряжение о бичевании Павла и отмена его (XXII, 24–30). Распоряжение о бичевании Павла и отмена его (XXII, 24–30) Глава XXIII Апостол Павел на суде пред первосвященником и Синедрионом (XXIII, 1–5) О том же О том же О том же Отправление и прибытие узника Павла в Кесарию к Прокуратору Феликсу (XXIII, 23–35) Глава XXIV Апостол Павел в Кесарии – перед судом прокуратора Феликса (XXIV гл.) Беседы Павла с Феликсом и Друзиллою Св. Павел и Феликс О сем аз подвизаюся непорочну совесть имети всегда пред Богом же и человеки (Деян. 24, 16) Библиографический указатель к XXI-XXIV гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

P. 421-422; ср.: Wood. 1997. P. 10. Not. 21). Большинство исследователей склонны считать, что Иоанн XXII верно передает внешний ход событий, однако предвзято оценивает мотивацию О., к-рый уехал из Авиньона не из-за страха перед папским судом, а вслед. желания поддержать единомышленников и присоединиться к их борьбе с предполагаемыми папскими ересями. Формально О. оставался ответчиком незавершенного процесса в Папской курии, поэтому с церковно-канонической т. зр. его отъезд без папского дозволения действительно равнозначен бегству из-под ареста. Сам О. к этому времени уже рассматривал папу Римского Иоанна XXII как упорствующего еретика, вслед. чего вообще не считал его законным носителем церковно-адм. власти. Убедившись, что мятежных францисканцев не удастся вернуть в Авиньон силой или убедить принести покаяние, папа Римский Иоанн XXII уже 6 июня 1328 г. в булле «Dudum ad nostri apostolatus» объявил их «непокорными закону (contumaces), беглецами, врагами Бога, Церкви и католической веры» и вынес решение о персональном отлучении от Церкви Михаила из Чезены, Бонаграции и О. (excommunicationis sententia innodamus - Bullarium Franciscanum. 1898. P. 349. N 714). 9 июня 1328 г. О. и др. бежавшие из Авиньона францисканцы прибыли в Пизу, власти к-рой в это время входили в число союзников императора Свящ. Римской империи Людовика IV Баварского (1328-1347). Император вел долгую политическую борьбу с папой Римским Иоанном XXII (подробнее о ее причинах и обстоятельствах см.: M ü ller. 1879-1880. Bd. 1; также см. в статьях Иоанн XXII , Людовик IV Баварский ). Осенью 1328 г. имп. Людовик IV встретился в Пизе с бежавшими из Авиньона францисканцами. Когда в апр. 1329 г. император решил покинуть Италию и направился с войском в Германию, Михаил из Чезены и О. по его приглашению присоединились к нему. В июне 1329 г. собравшийся в Париже капитул ордена францисканцев подтвердил папское решение о лишении должности Михаила из Чезены и признал отлученными от Церкви его самого и его сподвижников.

http://pravenc.ru/text/2578237.html

Вне же городских стен место только для неверных созданий («псы»), покушавшихся на все могущество и независимость Бога («чародеи»), разные преступники и нарушители закона Христова по активной любви к неправде всякого рода и вида (XXII, 15). Слово такого вершителя – прямое и окончательное; но то же бесспорно и касательно Ангела-руководителя, потому что он послан Иисусом-Искупителем засвидетельствовать в церквах все сие (XXII, 16), начиная с апокалиптических писем, обращенных к самой церковной кафоличности во всей ее божественной сущности. И, следовательно, это с благою промыслительною и спасительною для людей целью предупреждения, научения и подготовления, поелику теперешний Судья ныне выступает там не просто как «жезл из корене Иессеова», а как самый корень Давида (XXII, 16), откуда произошло все, что Библиею, верою и иудейским преданием связывается с именем этого великого царя Израилева и предвестника Божественного Царя правды, мира и истины, возродителя человечества и космоса. И здесь Он есть начало и конец таинственного и спасительного мирового процесса, и в этом смысле всегда и для всех был ярко блистающим руководителем с самого раннего момента человеческого бытия, как светлая утренняя звезда всего земного дня (XXII, 16). Ангел-руководитель и благовеститель получил все из самого божественного первоисточника, пригодного для всего существующего нормально и предназначенного течения. Тут все абсолютно достоверно и удобоприемлемо для всех из уст Искупителя – Богочеловека Иисуса.    Ожидается прямой ответ от призываемых и осведомляемых. А тут были церкви, к которым был послан Ангел, и все кто там (cp.: XXII, 16). Но Церковь пока живет верою, а не видением, питается и водится духом пророческого упования и прозрения. В этом духе – эсхатологическая природа каждой церкви Христовой, и в Нем все поместные церковные организации неразрывны между собою, почему «дух» выражает эссенциальные чаяния всей вселенской Церкви, которая, проявляясь там всецело, констатирует, что это – ее дух и что он именно таков.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Б. во главе с чеш. кор. Иоанном Люксембургом (1310-1346) и австр. герц. Леопольдом I Габсбургом (1308-1326), младшим братом герц. Фридриха Красивого. 27 июля 1324 г. к союзу присоединился также франц. кор. Карл IV Красивый (1322-1328). Л. Б. был вынужден пойти на соглашение с находившимся у него в плену Фридрихом Красивым, объявив его своим соправителем (сент. 1325). Это решение не привело к завершению конфликта, поэтому в янв. 1326 г. Л. Б. объявил о готовности отречься от престола, если папа в течение 6 месяцев признает королем Фридриха. Папа Иоанн XXII, делавший ставку на поддержание в Германии политической нестабильности, отказался принять это условие. Смерть австр. герц. Леопольда I (февр. 1326) укрепила положение Л. Б. в Германии. В следующем году он лично участвовал в походе в Италию и 31 мая 1327 г. в Милане был коронован железной короной короля Италии. К тому времени при дворе Л. Б. находились Марсилий Падуанский и его единомышленник Жан из Жандёна (Иоанн Яндунский); они оказывали заметное влияние на политику короля. В нач. 1328 г. Л. Б. вступил в Рим, который с весны 1327 г. находился под контролем горожан, восставших против папского викария кор. Роберта Анжуйского. Хотя, согласно сложившейся традиции, проводить имп. коронацию имел право только папа Римский, 17 янв. 1328 г. сенатор Рима Дж. (Шарра) Колонна (по некоторым источникам, совместно с Джакомо Альберти, еп. Кастелло, отлученным от Церкви папой Иоанном XXII за поддержку Л. Б.) от имени «римского народа» возложил на Л. Б. имп. корону. 18 апр. император объявил о низложении Иоанна XXII, уличив его в еретических взглядах и обвинив в подстрекательстве к войне. 12 мая папой был провозглашен «избранный римским народом» францисканец Пьетро Райнальдуччи из Корваро (см. Николай V , антипапа), к-рый 22 мая совершил повторную имп. коронацию Л. Б. Однако уже в авг. 1328 г. отношения Л. Б. с римлянами испортились и он вынужден был покинуть Рим. К имп. двору прибыли отлученные Иоанном XXII от Церкви бывш. глава ордена францисканцев Михаил из Чезены и его сторонники (в т. ч. Оккам). Под их влиянием Л. Б. вновь обвинил Иоанна XXII в ереси, но к нач. 1330 г. военные неудачи и финансовые затруднения привели к развалу коалиции гибеллинов в Италии. Большинство городов Папской обл. (в т. ч. Рим) объявили о покорности папе Иоанну XXII; летом 1330 г. антипапа Николай V обратился в Авиньон, надеясь получить прощение и отпущение грехов.

http://pravenc.ru/text/2561066.html

В первом звании несомненно открывается величие и достоинство положения христианских священников; во втором — их обязанность служить обществу верующих с сознанием ответственности пред Богом за нерадение. Отсюда же следует, что к христианскому священству вполне приложимы такие наименования, как, с одной стороны, εραρχα, ερτευμα, ερωσνη, ερατεα, ερουργα, sacerdotium — священство в собственном смысле слова, и какие наименования, действительно, прилагаются, как мы раньше видели, и к служению христианских пастырей; так, с другой, — священство есть истинное служение; διακονα, λειτουργα, ministerium.    Мы предполагаем ответить на настоящий вопрос только кратко, в общих чертах, согласно основной цели нашего исследования.    Ответ на 107 вопрос.    Не эту — нашу; а пока иудейскую» — говорит св. Иоанн Златоуст, отвечая на вопрос о том, какую пасху приготовили Апостолы; «ту именно приготовили Апостолы, а эту нашу Он Сам приготовил, и не только Сам приготовил, но и Сам же Он стал пасхой». 1 беседа «о предательстве Иуды», т. 2, ч. 1, стр. 414, 415 русского перевода, изд. 1896 года.    «Для чего Христос совершил сие таинство во время Пасхи» — спрашивает св. Иоанн Златоуст; — для того, чтобы мы из всего познавали, что Он есть Законодатель ветхого завета, и что написанное в ветхом завете служит прообразованием новозаветных событий. Посему-то Христос Спаситель вместе с образом полагает и самую истину». «Бесед. на Ев. Me.», бес. 82, т. 7, ч. 2, стр. 820, изд. 1901 г.    1 Петр. I:19 — 20.    Исх. XII:27.    Корф. XI, 24, ср. Мф. XXVI, 26; Мрк. XIV:22; Лук. XXII:19.    Мф. XXVI, 28; Марк. XIV:24; Лук. XXII:20; I Коре. XI, 25.    1 Кор. XI:26.    Лук. XXII:19; 1 Кор. XI:24 — 25.    1 Кор. X:16 — 21.    1 Кор. XI. 26 — 29.    Евр. XIII:10.    Именно, у св. Игнатия Богоносца мы находим такое выражение: «старайтесь иметь одну Евхаристию, ибо одна плоть Господа нашего Иисуса Христа и одна чаша в единении Крови его (μα γρ σρξ το Κυρου μν ησο κα ν ποτρτον ες νωσιν το αματος ατο), один жертвенник (ν θυσιαστριον), как и один епископ с пресвитерством и диаконами».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Равно и крещение Иоаново не было первоисточником христианского крещения. Иоанново крещение есть крещение особенное, отличное и от прозелитского и от христианского. Оно отлично от первого, ибо его принимали все иудеи безразлично, не исключая фарисеев и саддукеев, мытарей и воинов ( Лук. 3, 12–14 ). Сам И. Христос приходил к Иоанну креститься, и на возражение Иоанна ответил: подобает исполнити всякую правду (πσαν τν δκαιοσυνην). Слова Спасителя показывают, что крещение Иоанново представляло собою нечто вполне законное и обязательное для природного иудея. Предтеча Господень и совершал крещение по особому повелению Божию (Иоанн. 1, 33; Лук. 7, 30 ; Мф. 21, 25–26 ). Существенно отличается крещение Иоанново и от христианского. Крещение Иоанново, во-первых, ограничивалось иудеями, (так правильнее думать на оснований указаний у Мф, 3, 7; Марк. 1, 5 ; Лук. 3, 12 ,–4); по крайней мере в евангелиях не указано ни одного примера, чтобы какой-либо язычник принял крещение каиново. Крещение же христианское, как и самое христианство , имеет характер всеобъемлющей (универсальный). Во-вторых, крещение Иоанново есть крещение покаяния во отпущение грехов (βπτισμα μετανοας ες φεσιν ‘μαρτιν – Лук. 3, 3 ; Деян. 19, 4 ). Покаяние и исповедание грехов составляли сущность крещения Иоаннова ( Мф. 3, 2 ; Марк. 1, 4–5 ; Лук. 3, 3 ; Деян. 19, 3 ), но оно не сообщало действительная очищения от грехов или освящения, ибо искупление еще не совершилось. В крещении же – таинстве церкви Христовой совершается самое освящение. Наконец, Иоанн крестил, людям глаголя, да во Грядущего по нем веруют, сиречь во Христа Иисуса ( Деян. 19, 4 ; кан. 1, 33) Христом же установленное крещение есть во имя Отца и Сына, во плоти пришедшего и совершившего искупление, и Духа Святого, обильно изливающего дары Свои на последователей Христовых по заслугам Искупителя. Потому-то крещение каиново, как не сообщавшее благодати искупления, потеряло силу с установлением крещения – таинства, и над принявшими крещение Иоанново совершалось крещение водою и Духом ( Деян. 19, 1–5 ). На это предуказывал и сам Иоанн, говоря: аз водою крещаю вы; грядет же Креплий мене... Той вы крестить Духом Святым и огнем ( Лук. 3, 15 ; Марк. 1, 8 ). Таким образом, Иоанново крещение было лишь необходимым приготовлением к христианскому крещению, но не более.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010