Франциск Ассизский собирает кровь Иисуса Христа. 1490–1500 гг. Худож. Карло Кривелли (Галерея Польди-Пеццоли, Милан) К этому времени Людовик Баварский предъявил претензии на владения Свящ. Римской империи в И. и оказал военную поддержку правителю Милана Галеаццо Висконти и др. лидерам гибеллинов. 8 окт. 1323 г. папа Иоанн XXII потребовал от Людовика Баварского отречься от управления империей, а после отказа отлучил его от Церкви. Конфликт папы и герм. короля нашел отражение в ряде полемических сочинений, посвященных проблеме взаимоотношений светской и духовной властей, напр. в трактате итал. мыслителя Марсилия Падуанского «Защитник мира» (Defensor pacis, 1324), где отрицалось верховенство папы над светскими государями и заявлялось о необходимости подчинить Церковь светской власти. В нач. 1327 г. герм. король прибыл в Милан, где он был коронован рим. королем, а в нач. 1328 г. вступил в Рим, к-рый с апр. или мая 1327 г. находился во власти горожан, восставших против кор. Роберта Анжуйского. 17 янв. от имени «римского народа» сенатор Рима Шарра Колонна возложил на Людовика Баварского имп. корону (согласно традиции, проводить имп. коронацию имел право только папа Римский), а 18 апр. собравшимся на площади перед базиликой св. Петра мирянам и римским клирикам он объявил, что папа Иоанн XXII низложен из-за его еретических воззрений. 12 мая папой был провозглашен францисканец Пьетро Райнальдуччи из Корваро (см. Николай V , антипапа). Однако, когда в нач. 1330 г. вследствие военных неудач и развала коалиции гибеллинов Людовик Баварский покинул И., большинство городов Папской области (в т. ч. Рим) объявили о покорности Иоанну XXII, а антипапа обратился в Авиньон за прощением и отпущением грехов. Ситуацией в Сев. Италии, раздираемой противостоянием гвельфов и гибеллинов, воспользовался кор. Богемии Иоанн I Люксембургский. В дек. 1330 г. он оказал помощь жителям Брешии, осажденной сторонниками императора, в следующем году подчинил Бергамо, Павию, Верчелли и Новару и города на границах Папской области - Парму, Реджо и Модену; после переговоров с Папским престолом Иоанн I Люксембургский передал эти города под власть папы, а затем вновь получил их уже как папское держание. Папа Иоанн XXII одобрял проект создания в Ломбардии гвельфского (пропапского) государства под властью Иоанна Люксембургского. Противниками этого плана были кор. Неаполя Роберт Анжуйский и городские коммуны Ломбардии, объединившиеся в т. н. Феррарскую лигу. В 1332 г. Бергамо, а затем и др. города (Брешиа, Модена, Павия) оказались под властью миланских правителей из рода Висконти; Иоанн Люксембургский покинул И. (1333).

http://pravenc.ru/text/2033697.html

Политической конъюнктуре, обусловившей переезд пап в Авиньон, однако, не был принесен в жертву принципиальный вопрос об объявлении папы Бонифация VIII еретиком, на чем настаивал Филипп IV. Папа Климент V согласился, правда, отменить буллу Бонифация VIII «Clericis laicos», канонизировать Целестина V , заключенного Бонифацием в тюрьму, и, наконец, санкционировать на Вьеннском Соборе роспуск ордена тамплиеров . Не было однозначно профранц. и поведение авиньонских пап в ходе Столетней войны между Англией и Францией. Хотя уже начиная с Климента VI папы предоставляли франц. королям собранную во Франции на нужды крестового похода десятину, тем не менее обвинения, выдвинутые англичанами против Авиньона, в том, что деньги, поступающие с Английской Церкви, достаются франц. короне, не находят подтверждения в источниках. Скорее англ. король использовал эти обвинения как повод, чтобы упрочить свою власть над национальной Церковью, существенно ограничив право папы распоряжаться вакантными бенефициями и отказав (1351, 1353) в получении из Англии соответствующих доходов. На эпоху «А. п. п.» приходится последний этап борьбы папства и Римско-Германской империи. Поначалу Климент V поддерживал имп. Альберта I Габсбурга и Генриха VII, видя в них противовес франц. королю. Однако, по мере того как Генрих VII стал в 1312 г. угрожать интересам Анжуйской династии в Юж. Италии, папство переходит в оппозицию императорам. Борьба за Италию вскоре переросла в идейную полемику, особенно острую в период противостояния папы Иоанна XXII и римско-герм. имп. Людовика IV Баварского. Не только притязания папства на универсальную власть получили развитие, но также в сочинениях сторонников империи ( Данте , Марсилий Падуанский ) прерогативы императора стали трактоваться существенно иначе, чем в предшествующий период. Вокруг Людовика Баварского сплотилась широкая коалиция недовольных политикой папства, выступавших в т. ч. за реформу Церкви, установление верховенства Собора над папой (см. Соборное движение ), отделение нем. Церкви от Рима. Особенно многочисленными в стане императора были францисканцы , возмущенные утверждением Иоанна XXII о том, что важный для францисканцев тезис о бедности Христа и апостолов является еретическим. На фоне все более активной фискальной политики папства взгляды Иоанна XXII как будто подтверждали наиболее радикальные обвинения церковной иерархии в служении не Богу, а мамоне. Волну негодования вызвала и др. догматическая новация Иоанна XXII о «благом лицезрении», побудившая большинство теологов обвинить папу в ереси. Атмосфера широкого недовольства политикой папства и состоянием Церкви стала в конечном счете питательной средой для распространения предреформационных идей, высказывавшихся прежде всего Дж. Уиклифом и Я. Гусом .

http://pravenc.ru/text/62770.html

21 ноября в 12.00 в храме святителя Николая в Толмачах (м. Третьяковская, Малый Толмачёвский переулок, 9) состоится Торжественный молебен и церемония открытия XXII Международного кинофестиваля " Радонеж " . После церемонии открытия состоится пресс-конференция, в которой примут участие организаторы и члены жюри фестиваля - - Евгений Константинович Никифоров (президент фестиваля); народный артист РФ, кинорежиссер В.И.Хотиненко, заслуженная артистка России Валентина Теличкина; писатель Владимир Николаевич Крупин (председатель жюри), исполнительный продюсер фестиваля и оргсекретарь Союза кинематографистов РФ Калинин Михаил Германович, программный директор фестиваля Татьяна Викторовна Москвина-Ященко. Конкурсный показ XXII фестиваля " Радонеж " будет проходить с 21 по 24 ноября с 11.00 до 21.00 в Белом и Малом залах Центрального дома кинематографистов (Васильевская, 13). Торжественная церемония закрытия состоится в 24 ноября в 19.00 там же в Большом зале с вручением призов лауреатам и показами лучших фильмов. Полная информация о фестивальной программе доступна на www.radonezh.ru или http://fest.radonezh.ru/ В жюри этого года вошли: - Крупин В.Н.(председатель); Теличкина В. И., з.а.РФ; Хотиненко В.И. н.а.РФ; Соловьёв В.Г. - советник Генерального директора ГТК «Телеканал «Россия-1», Корчевников Б.В. - Генеральный директор и Генеральный продюсер общественного православного телеканала «Спас», Богатырев А. В., кинорежиссёр; протоиерей Николай Германский; иерей Владимир Соколов; Золотухина А.Н., заслуженный работник культуры РФ; Иенсен Т.О., кинокритик; Криницын Б. Г., кинорежиссёр. Приглашаем вас к информационному освещению нашего фестиваля. Куратор пресс-центра Кинофестиваля «Радонеж»: Елена Ретунская – mircult@mail.ru , 89032063870 ПРОГРАММА XXII МЕЖДУНАРОДНОГО ФЕСТИВАЛЯ КИНО И ТЕЛЕПРОГРАММ «РАДОНЕЖ». 21-24 ноября. Москва. Дом кино. 21 ноября. 12.00. - Храм святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее – регистрация участников, торжественный молебен у Владимирской иконы Божией Матери и пресс-конференция.

http://pravoslavie.ru/108059.html

После кончины 4 дек. 1334 г. папы Римского Иоанна XXII составленное им на смертном одре завещание было обнародовано его преемником Бенедиктом XII (текст см.: Chartularium Universitatis Parisiensis/Ed. H. Denifle, A. Chatelain. P., 1891. Vol. 2. P. 440-441). Из этого документа следует, что перед смертью Иоанн XXII отказался от прежних взглядов по вопросу о блаженном созерцании, полностью подчинил себя авторитету Церкви и своих буд. преемников, а также признал, что святые ныне созерцают сущность Бога «насколько это позволяют состояние и положение очищенных душ». Познакомившись в нач. 1335 г. с текстом завещания, О. стал работать над новым соч. «Трактат против Иоанна» (Tractatus contra Ioannem; крит. изд.: Ockham. OPol. Vol. 3. P. 29-156), к-рое было завершено не позднее янв. 1336 г. Подобно др. францисканским оппонентам Папского престола, О. ставит под сомнение подлинность завещания, намекая, что оно могло быть составлено кардиналами от лица находившегося перед смертью в бессознательном состоянии Иоанна XXII. Однако, даже если завещание подлинно, оно, согласно О., не оправдывает Иоанна XXII от обвинений в ереси, поскольку в нем папа Римский не покаялся во всех своих ересях и не осудил их прямо и без двусмысленностей, ограничившись общими выражениями. О. выражает надежду, что Бенедикт XII осудит своего предшественника как еретика и откажется следовать всем его еретическим мнениям. После издания папой Римским Бенедиктом XII булл «Benedictus Deus» (29 янв. 1336), в к-рой было сформулировано нормативное учение католич. Церкви о блаженном созерцании, и «Redemptor noster» (28 нояб. 1336), в к-рой был представлен новый устав (ordinationes) ордена францисканцев, О. убедился в тщетности этих надежд. В 1-м документе Бенедикт XII осудил еретические мнения по вопросу о блаженном созерцании, однако не стал осуждать как еретика их защитника, папу Римского Иоанна XXII; во 2-м документе он поддержал позицию своих предшественников по вопросу евангельской бедности и особо подчеркнул, что вынесение окончательного суждения по любым богословским вопросам является прерогативой Папского престола, после обращения к к-рому за решением все споры монахов и теологов должны быть прекращены.

http://pravenc.ru/text/2578237.html

783 Такое мнение высказывал Афиногор (О воскрес. 14) и некоторые во времена блаж. Августина. Но не за это мнение был сам блаж. Августин. О граде Бож, XXII, 15–16. 784 Август, О граде Бож. XXII, 15–16. Блаж. Иероним также писал, что все – и дети и старцы воскреснут «в возрасте, мужа совершенного» (К Паммахию, прот. Иоанна иерус. – IV ч. 349; К Евстохии, пис. 88 – III ч. 51 стр.). 786 Август. О граде Бож. XXII, 14. Блаж. Августин ставит и такой вопрос: «воскреснут ли недоноски»? и отвчает: «что воскреснуть недоноски, которые, находясь еще во чреве матери, были уже мертвы, этого я не осмеливаюсь ни утверждать, ни отрицать, хотя и не вижу основания, почему бы миновало их воскресение, как скоро они входят в число умерших,... а воскреснуть все... Я не нахожу основания утверждать, что не будут участвовать в воскресении мертвых какие-либо из умерших даже во чреве матери». О граде Бож. XXII, 13. Энхридион Лаврентию. LXXXV. 789 Св. Григорий Нисский делает вывод о свободе воскресших от необходимости принимать пищу из слов Господа, что достигшие воскресения будут жить, как ангелы Божии на небесах. «Воскресение, замечает по поводу этих слов св. отец, указует нам на жизнь равноангельскую. Так как у ангелов нет брашна, то к удостоверению того, что и нашему естеству некогда будет даровано освобождение от этого служения (брашну), достаточно того доказательства, что человк будет жить по подобию ангелов». – Об устроении человека, XVIII гл. 791 «То замечает блаж. Иероним , что И. Христос являлся дверем затворенным , не доказывает, что Его тело было духовное и воздушное; если бы такое заключение было правильным, тогда с равною вероятностью можно бы заключать, что Он и прежде имел тело духовное, потомц что до воскресения Он ходил по водам, что противно натуре тяжелых тел. Придется прийти к убеждению, что и ап. Петр имел тело духовное, потому что и он робкою поступью шел по водам». К Евстохии, пис. 88 (III ч. 50 стр.). 792 «Телесное покрывало, разрушенное теперь смертью, говорит св. Григорий Нисский , снова будет соткано из того же вещества, но не в этом грубом и тяжелом составе, а так что нить сложится в нечто легчайшее и воздушное, почему и любимое при тебе будет, и восстановится снова в лучшей и вожделеннейшей красоте». О душе и воскресении (IV ч. 281 стр.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

И вот Господь и Владыка этих компетентных и специальных провидцев послал Ангела Своего для раскрытия и санкционирования всего эсхатологического созерцания, чему подобает быть вскоре (XXII, 6) – или хронологически безотносительно, или по сравнению с мировой скоротечностью. Когда все это было представлено со всею достоверностью и воспринято видевшими и слушающими с благоговейною покорностью, тогда совершенно естествен глас Самого Божественного Жениха, ибо без Него не могло наступить обещанное «вскоре», а вместе с последним должен быть и Он Сам. И действительно, Искупитель Христос наиторжественно свидетельствует, что грядет «скоро» (XXII, 7) в означенном выше смысле и согласно изложенным апокалиптическим видениям, которые, будучи небесными откровениями относительно мирового завершения, служат спасительною пропедевтикой к нему и для исполнителей гарантируют достойное соучастие в нем. А там предрекается истинным праведникам Христовым блаженство царства Божия, и потому готовые к нему, по божественным предначертаниям, заранее обеспечивают себе это величайшее преимущество и принципиально уже владеют им. И поскольку все подобное сообщено в настоящей книге пророческих прозрений и конкретных созерцаний, то надо хранить и соблюдать ее божественные слова (XXII, 7) не только умом и сердцем, но волею и действием, так как реальное получение реального наследия Божия требует реально пригодного и способного восприемника. Тут практическое хранение (τρησις ) становится и непременным, и важнейшим, поскольку без него будет лишь невнимание и презрение к ясному божественному обетованию и светлому призыву вечной блаженной жизни. Надо только, чтобы они были изображены достоверно и точно.    За это ручается сам Тайнозритель, который видел и слышал сие чрез посредство показывающего Ангела (XXII, 8). Ближайшим образом это относится к непосредственно предшествующему, но имя Иоанна отсылает нас к началу книги, где читается (I, 1—3): «Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ V (Ок. 1258, Корвара, близ Кьети - 16.10.1333, Авиньон; до избрания папой - Пьетро Райнальдуччи), антипапа (12 мая 1328 - 25 авг. 1330). О происхождении Райнальдуччи и ранних годах его жизни практически ничего не известно. Ок. 1280 г. он женился, но спустя 5 лет расстался с супругой и в 1285 г. вступил в орден францисканцев . Первоначально он был членом кустодии в Риети, а ок. 1310 г. его перевели в Рим, в конвент при базилике Санта-Мария-ин-Арачели на Капитолийском холме. Согласно нек-рым источникам, Райнальдуччи получил известность как проповедник и аскет, был сторонником строгого соблюдения устава ордена. Позднее враждебно настроенные к антипапе хронисты изображали его лицемером и человеком сомнительных моральных качеств ( Wadding. 1733. P. 78; Baluze. 1927. Vol. 2. P. 196-197). Нет прямых свидетельств, что Райнальдуччи участвовал в конфликте папы Иоанна XXII (1316-1334) с францисканцами-спиритуалами во главе с генеральным министром ордена Михаилом из Чезены, хотя этого нельзя исключить. В 1323-1324 гг. лидеры спиритуалов обратились за помощью к герм. кор. Людовику IV Баварскому (1314-1347, император с 1328), враждовавшему с папой Иоанном XXII. Укрепив свое положение в Германии, в 1327 г. Людовик IV отправился в поход в Италию, в Милане был коронован как король Италии (31 мая 1327), а в нач. 1328 г. вошел в Рим, где 17 янв. короновался как император (церемонию совершил, по-видимому, Джакомо Альберти, еп. Кастелло). 18 апр. Людовик IV, решив организовать выборы своего ставленника на Папский престол, объявил о низложении папы Иоанна XXII по обвинению в ереси. Поскольку все кардиналы и др. члены Римской курии в то время пребывали вместе с папой Иоанном XXII в Авиньоне , император поручил избрать нового понтифика коллегии из 13 представителей рим. клира. Он поставил условие, что новый папа не должен более чем на 2 дня уезжать из Рима без согласия императора и жителей города и обязан немедленно вернуться по их требованию.

http://pravenc.ru/text/2566086.html

предвзятым осуждающим подходом Папской курии и теологов к его философским и теологическим концепциям побудило его со вниманием отнестись к позиции политических и идейных противников папы Римского Иоанна XXII и увидеть в них союзников. В 1328 г. О. присоединился к радикальной партии внутри францисканского ордена, приверженцы к-рой развивали учение о необходимости для францисканцев соблюдения т. н. евангельской (или апостольской) бедности. Завязавшаяся еще во 2-й пол. XIII в. в связи со спорами по поводу мнений Петра Иоанна Оливи и спиритуалов широкая дискуссия о евангельской бедности в 20-х гг. XIV в. привела к прямому противостоянию между папой Римским Иоанном XXII и защищавшими учение о евангельской бедности францисканцами, во главе к-рых встал генеральный министр ордена Михаил из Чезены († 1342). Позиция Михаила из Чезены и его единомышленников состояла в следующем: полагая, что Иисус Христос и апостолы не владели никаким имуществом, а также считая, что обязанностью нищенствующих монахов является подражание этой евангельской бедности, францисканцы настаивали, что принесенные ими обеты требуют от них «бедного пользования» (usus pauper), т. е. отказа от владения любым личным или общим имуществом; использование необходимого для жизни монахов и деятельности ордена имущества (храмов, зданий, книг, облачений, еды и т. п.) допускалось лишь с условием признания пользующимися того, что оно принадлежит не ордену, но католич. Церкви и всем христианам (ср.: Апполонов. 2002. С. VIII). Сторонники этой позиции среди францисканцев отказывались принимать любые решения Папского престола, в к-рых подобные представления отвергались как в теоретическом виде, так и в практических следствиях. В 1327 г. Михаил из Чезены был вызван папой Римским Иоанном XXII для разбирательства в Авиньон; он прибыл в город 1 дек. 1327 г. Первоначально он рассчитывал, что ему удастся найти компромисс с папой Римским, однако в нач. апр. 1328 г. стало ясно, что Иоанн XXII не собирается идти на уступки. О., согласно его позднейшему свидетельству, именно в нач.

http://pravenc.ru/text/2578237.html

1328 г., вероятно вслед. общения в авиньонском мон-ре францисканцев с Михаилом из Чезены и его единомышленниками, стал изучать вопрос о евангельской бедности, который ранее не привлекал его внимание (см.: Ockham. OPol. Vol. 3. P. 6; ср.: Wood. 1997. P. 5). В результате богословских исследований и внимательного чтения соответствующих папских булл О. пришел к выводу, что позиция Михаила из Чезены правильна, а папа Римский Иоанн XXII пытается навязать католич. Церкви собственные еретические мнения. Впервые имя О. как сторонника Михаила из Чезены встречается в датированной 13 апр. 1328 г. тайной апелляции последнего (текст см.: Nicolaus Minorita. Chronica. 1996. P. 182-189), где О. упомянут в числе свидетелей (см.: Ibid. P. 189). 26 мая 1328 г. Михаил из Чезены, О., францисканский теолог и канонист Бонаграция из Бергамо († 1340), а также нек-рые др. францисканцы тайно покинули Авиньон и направились в Пизу. Папа Римский Иоанн XXII расценил поступок О. как церковно-каноническое преступление и самоизобличение заподозренного еретика. В письмах церковным прелатам и европ. государям он заявлял, что О. был арестован (arrestatus), поскольку было донесено, что он устно и письменно выражает «многие ошибочные и еретические мнения»; ему было запрещено удаляться из Папской курии, т. к. по этим обвинениям в курии против него продолжалось следствие (inquisitio). Согласно Иоанну XXII, О. знал о своей виновности (sibi male conscius); тайным отъездом он «показал, что виновен во вменяемом ему преступлении», т. е. в ереси (см.: Bullarium Franciscanum. 1898. P. 346. N 711; P. 348. N 714). Суждение папы оспорил Михаил из Чезены в пространной апелляции, датированной 18 сент. 1328 г.; возможно, в составлении этого документа ему помогал О. (текст см.: Nicolaus Minorita. Chronica. 1996. P. 227-424). В апелляции против папы Римского Иоанна XXII среди прочего выдвинут упрек в «ложном и злонамеренном утверждении» относительно О., поскольку, как настаивает автор документа, в действительности О. не было запрещено покидать Авиньон и он не совершил ничего предосудительного (см.: Ibid.

http://pravenc.ru/text/2578237.html

По поводу самого Ахава обратим внимание на то, что при милосердном и праведном суде Своем Господь принимает во внимание даже слабость воли Ахава и пагубное влияние жены его 841 : так взвешивает на весах милосердия Своего вечный Судия все поступки человека, который даже при великих преступлениях не утратил по крайней мере способности пасть пред Господом и во прахе и слезах сознать свою вину пред Ним и молить о прощении. Глава V. Несчастный поход Ахава и смерть его. Царствование Охозии и чудо, совершенное пророком Илиею В главе XXII третьей книги Царств рассказана смерть Ахава в неудачном походе, предпринятом им. В этой главе особенно замечательно, что Ахав предпринимает поход вопреки пророчеству пророка Господня Михея и, исполняя свою волю, довершает тем то преступление против воли Божией, которое он совершил, выпустив на свободу Венадада во время похода своего на Афек. Эти два акта своеволия в связи своей стоят ему жизни. Первый дал Сирии возможность восстановить свои пошатнувшиеся поражением силы, второй – предает Ахава среди битвы смерти. Глава XXII связуется с концом главы XX. Венадад, как мы видели, обязуется пред Ахавом возвратить ему города, которые отец Венадада взял у Амврия, отца царя Израильского. XXII, 1. «Прожили три года и не было войны между Сирией и Израилем». Эти три года надо считать от поражения Венадада под Афеком (3 Ц. XX, 34). По всей вероятности Ахав был не только в мире с Сирией, но был еще деятельным союзником царя ее. Это истекает из следующих соображений, основанных на фактах, собранных Джорджем Роулинсоном 842 . Из надписи, начертанной на черном обелиске, найденном в Ассирии, явствует, что Салманассар (II) во времена Венадада и позже его – во времена Азаила – вел ряд войн против Сирии Дамасской, которую в одно время поддерживали Ахав Израильский 843 , царь Емафа (Гамата), войска финикийских городов и другие союзники. По хронологическим данным участие Ахава в защите Сирии должно было иметь место не иначе, как в конце его царствования, так что надо предположить, что вслед за битвой при Афеке Ахав, по заключенному с Венададом договору, на следующее же лето должен был привести свои войска на помощь Дамаску против Ассирии. Судя по неопределенности выражений черного обелиска, надо думать, что эта война с Ассирией не имела никаких важных последствий для Сирии, и тем менее для Палестины. Из событий, рассказанных в главе XXII-й, надо полагать, что между Венададом и его союзником Ахавом возникли уже неудовольствия по неисполнению договора.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010