3 «Мученик Твой, Господи, (имя рек) во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего, имея бо крепость Твою, мучителей низложи, победи и демонов немощные дерзости. Того молитвами спаси души наша» («Православный молитвослов», 1970, стр. 160). 4 «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство» («Православный молитвослов», 1970, стр. 14). П. Кузенков (2011, стр. 38) называет этот тропарь «подлинным шедевром византийской политической гимнографии» и отмечает, что в греческом оригинале его текст имел множество политических коннотаций, которые, однако, были утрачены при переводе на церковно-славянский язык. 5 Церковь с крестом, хотя бы где-нибудь на отдаленном пригорке, – непременный атрибут русского пейзажа – истина, до последней глубины прочувствованная таким великим пейзажистом, как Левитан. 6 Вебер (2002) главным источником «деятельностного» энтузиазма протестантов считал учение о предопределении. Мне кажется, что учение об оправдании верой с гораздо бóльшим основанием может претендовать на эту роль. Непротиворечивость достигается, однако, лишь путем придания условного смысла всем пророчествам о конце света: по мысли Федорова, всякое пророчество в отношении своей обязательности подобно пророчеству пророка Ионы (Иона III, 4 – IV, 1), оно есть лишь предостережение и призыв избежать тех бедствий, которые являются его фактическим содержанием. Федоров придает нравственный смысл всему Священному Писанию, и условный характер пророчеств выводится им именно из этого нравственного смысла. Впрочем многочисленные высказывания Самого Иисуса Христа (Матф. XVIII, 7; XXVI, 24; Марк XIV, 21; Лук. XVII, 1-2; XXII, 22) совершенно недвусмысленно свидетельствуют о неправомерности такой дедукции и о том, что Он Сам относился к пророчествам скорее как к категорической необходимости, чем как к условным предостережениям (ср. также Матф. XXVI, 53-54; Иоанн XVIII, 11). Комментарии ( 2): Евгений, Удомля 16 октября 2020г. 01:36

http://bogoslov.ru/article/6168021

В таком же духе говорит и Павел в своем Первом послании к Фессалоникийцам: «Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним. Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с Ним восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» ( 1Фес.4:13–17 ). Таким образом, согласно взглядам первых христиан, чтобы попасть в царство Божие, не было никакой необходимости умереть. Представлялось оно как царство, в котором и те, которые доживут, и воскресшие из мертвых во плоти своей будут радоваться жизни. Мы можем найти следы такого верования еще в Евангелиях. Так, в Евангелии от Матфея Иисус обещает: «Истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, – в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых. И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, иди жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» ( Матф.19:28–29 ). Эти слова обещают всем, кто отказывается от семьи, кто раздает свое имущество, вознаграждение в грядущем царстве различного рода удовольствиями. Тем же, кто не последует за ним, Иисус грозит исключением из общины на другой же день сразу после великой катастрофы: «Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божьем, а себя изгоняемыми вон. И придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием» ( Лук. 13:28–29 ; Ср. Мф.8:11,12 ). Иисус обещает и апостолам: «И Я завещаю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем, и сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых» ( Лк.22:29–30 ). Апостолы даже завели спор относительно мест в будущем Царстве Христовом. Иаков и Иоанн оспаривают себе места по правую и левую руку от учителя, чем вызывают возражения десяти других апостолов ( Мф.10:53 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/eshatolo...

в цит. соч. о. Η.П.Малиновского: т. 4-й, Серг. Пос., 1909 г.). Праведники «относятся» «Ангелами на лоно Авраамово», а грешники пребывают «в аде, в муках»... ( Лук. 16:22, 23, 24, 28 )... По мнению же г. Дурново, «материальное изображение рая и ада... есть не более, как способ, принятый» (?!) «Иисусом для выражения Своего учения» (стр. 52). Затем «под геенной огненной Иисус», – по утверждению г. Дурново, – «не мог понимать вечного мучения» (стр. 42). «Существование вечных мучений» непримиримо-де «с благостью и милосердием проповедуемого Иисусом Бога», «с сердечностью и добротой Самого Иисуса " … «Идея-де «вечных мучений... есть» лишь «наследие Иудейской религии с ее грозным, гневным и карающим Богом» (стр. 43)... Но вся философия этого экзегета разбивается беспощадно ясным евангельским текстом. Мало ли что ему казалось бы, – по его личным соображениям, – лучшим или странным, непонятным!.. Этого одного слишком мало, чтобы отвергнуть ясное-преясное учение слова Божия и получить право перетолковывать его приспособительно к чьим-либо взглядам, к чьему-либо личному настроению... Вот почему и христианская Церковь твердо стоит на своем учении и всегда, конечно, будет стоять неизменно и непоколебимо. А все опасения и личные возражения и недоумения г. Дурново давно уже были известны и столь же давно уже надлежащим образом освещены и разъяснены, о чем он может читать подробную речь в цитированном 4-м томе у о. Η.П. Малиновского. А нам повторять здесь все это, давно уже известное-переизвестное всем, кроме г. Дурново и К°, разумеется, нет надобности, нет ни малейшей даже нужды. Толкуя Христово учение, г. Дурново исходит из совершенно ложной точки зрения: из той, «что для того, чтобы получить жизнь вечную, необходимо слушаться только Моисея и пророков» (стр. 53). Эту ложную мысль он настойчиво и энергично повторяет не раз (ibid.; стр. 54, 55). Господь «смотрел " -де «на Свое учение... отнюдь не как на отмену или хотя бы даже частичное изменение» «закона Моисея и пророков» (стр. 54)...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Видно, небесного Жениха истины надо искать в духовной независимости от всего прочего или стороннего Ему; надо искать всего уже только в Нем и с Ним; надо следовать только за Ним, действовать так, как Он поступал среди духовных мраков мира. Вспомним ту страшную ночь, о которой Сам Возлюбленный сказал пришедшим схватить Его для суда и смерти, – этим людям, поставленным на стражбу во святом граде и однако превратившимся в поборников тьмы: «теперь ваше время и власть тьмы» ( Лук.22:52–53 ). В эту ночь, дух и сила которой простираются на всякое темное время, не только почти никто не держался Возлюбленного, так что и самые преданные Ему оставили Его, но и сам Он был взят, как подлежащий казни злодей. Но что же? Тем самым, что Он, самосущий и просветительный свет, дозволил власти тьмы овладение и Им самим до низведения Его во мрак смерти, Он и захватил всю область и державу тьмы во власть Своей человеколюбивой и светоносной благодати, упразднительной для темной смертоносной державы с самым ее миродержателем ( Евр.2:17 ). Итак, невесте Возлюбленного, в поисках Его всюду сретающей только ночной мрак заблуждений или неведения, следует в тех же темных средах, оставив допытываться о Нем у неведающих Его в истинной Его силе и духе, войти самой в тот Его дух или в то Его человеколюбивое расположение 31 , по которому Он, как Агнец Божий, вземлющий темные грехи и заблуждения мира, предал самого себя убийственному тиранству «власти тьмы». И тогда возлюбленная, и в мраках ночных и в темных средах, найдет своего Возлюбленного, светящего и во тьме неведения, недоразумений, противоречий, сомнений, заблуждений и этою тьмою не объемлемого, не стесняемого 32 . Тогда-то невеста Христова, в отношении к каким бы ни было предметам, вопросам и средам, только бы неотступно держалась своего Возлюбленного, своею мыслью и сердцем проводя свет Его во все человеческое для упразднения греха и заблуждений; она (одна ли это будет душа, или вообще церковь ) успокоится от своих тревог и треволнений, успокоится с Ним Самим, в Его всеобъемлющей истине и благодати, как у своей матери. И Он не дозволит смущать покоя ее, сколько бы ни захотела она им наслаждаться. Все это, как испытываемое на самом деле, и высказывает сама невеста.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

Закон говорит: не ори юнцем и ослятем (Втор. 22: 10), т. е. с помыслом чистым и нечистым не приноси молитвы. Будем подражать Давиду, который говорит: во утри избив ах вся грешныя земли, еже потребити от града Господня вся делающим беззаконие (Пс. 100: 8). Законом запрещено было нечистому входить в дом Господа. Дом сей – мы, и Иерусалим внутрь нас. Грешные земли – суть кроющиеся в сердце нашем змеевидные помыслы. Будем непрестанно взывать ко Господу: устрой душу мою от злодейства их (Пс. 54: 17); расточи языки, хотящие бранем (Пс. 67: 51), дабы и нам услышать: в скорби призвал Мя ecu, и избавих тя (Пс. 80: 8). Будем непрестанно, день и ночь, со слезами повергать себя пред лицом благости Божией, да очистит Он сердца наши от всякого злого помышления, чтобы мы достойно могли проходить путь звания нашего и чистыми руками приносить Ему дары служения нашего. Ежели мы не согласны со влагаемыми от диавола злыми помышлениями, то мы добро творим. Нечистый дух только на страстных имеет сильное влияние, а к очистившимся от страстей приражается только со стороны, или внешне. Человеку в младых летах не можно не возмущаться от плотских помыслов. Но должно молиться Господу Богу, да потухнет искра порочных страстей при самом начале. Тогда не усилится в человеке пламень. с. 135–136.] О внимании к самому себе Путь внимания проходящий не должен только одному сердцу своему верить, но должен сердечные свои действия и жизнь свою поверять с законом Божиим и с деятельною жизнью подвижников благочестия, которые таковой подвиг проходили. Сим средством удобнее можно и от лукавого избавиться и истину яснее узреть. Ум внимательного человека есть как бы поставленный страж или неусыпный охранитель внутреннего Иерусалима. Стоя на высоте духовного созерцания, он смотрит оком чистоты на обходящие и приражающиеся к душе его противные силы, по псаломнику: и на враги моя воззре око мое (Пс. 53: 9). От ока его не скрыт диавол, яко лев рыкая, иский кого поглотити (1 Пет. 5: 8), и те, которые напрягают лук свой состреляти во мраце правыя сердцем (Пс.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

И во единаго Единороднаго — Слово, Премудрость, Сына, безначально и превечно от Отца рожденнаго, — не устно и мысленно произносимое слово, не излияние Совершеннаго, не отсек и не отпрыск безстрастнаго Естества, но Сына самосовершеннаго, живаго и действеннаго; истинный, равночестный и равнославный Образ Отца; ибо сказано, что такова воля Отца, да якоже чтут Отца, тако чтут и Сына (Иоан. 5, 23); Бога истиннаго от Бога истиннаго, как говорит Иоанн в соборных посланиях: И да будем во истиннем Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и живот вечный (1 Иоан. 5, 20); Вседержителя от Вседержителя; ибо над чем начальствует и чем обладает Отец, над всем тем начальствует и всем тем обладает и Сын, всецелый от всецелаго, подобный Отцу, как говорит Господь: видевый Мене, виде Отца (Иоан. 14, 9). Рожден же Он неизреченно и недомыслимо: род бо Его кто исповесть (Иса. 53, 8)? Иначе сказать: никто. И при скончании веков низшел из недр Отчих, и от Пречистой Девы Марии восприял нашего человека, Христа Иисуса, Котораго по собственному изволению предал за нас на страдание, как говорит Господь: никтоже возмет душу Мою от Мене: область имам положити ю, и область имам паки прияти ю (Иоан. 10, 18). По сему–то человеку распятый и умерший за нас, воскрес Он из мертвых и вознесся на небеса. Созданный для нас в начало путей (Прит. 8, 22), пребывая на земле, показал нам во тьме свет, спасение от заблуждения, жизнь из мертвых и вход в рай, из котораго Адам изгнан, и в который паки вошел чрез разбойника, как сказал Господь: днесь со Мною будеши в раи (Лук. 23, 43), в который восходил и Павел; — показал вхождение на небеса, идеже предтеча вниде о нас Господний человек (Евр. 6, 20), в котором будет судить живых и мертвых. 2) Равно веруем и в Духа Святаго, вся испытующаго, и глубины Божия (1 Кор. 2, 10), анафематствуя все учения, мудрствующия противное этому. Не представляем себе Сыно–Отца, подобно Савеллианам, называя Его односущим, а не единосущным ( μονοοσιον α οχ μοοσιον), и тем отрицая бытие Сына.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Как Спаситель относился к ветхозаветному храму?   Спаситель проявлял ревность о храме, видя его осквернение: «дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников» (Мф. 21:13). Почему Господь так ревновал о храме?   Потому что в храме, по слову Спасителя, особое присутствие Божие: «клянущийся храмом, — говорит Он, — клянется им и Живущим в нем» (Мф. 23:21).    Спаситель признавал также и освящение от храма: «что больше, — спрашивал Он, — дар, или жертвенник, освящающий дар» (Мф. 23:19)?    И во время Своей земной жизни Господь очень часто посещал Иерусалимский храм. Не отменил ли Спаситель храма для верующих в Него?   Нет, наоборот, Господь предсказал, что все народы, уверовавшие в Него, будут иметь св. храмы: «дом Мой, — говорил Спаситель, — домом молитвы наречется для всех народов» (Мк. 11:17). Как относились Апостолы к ветхозаветному храму?   Апостолы, после Воскресения Господня, «пребывали всегда в храме прославляя и благословляя Бога» (Лук. 24:53).    Апостол Павел приходил в «Иерусалим для поклонения» (Деян. 24:11) «и молился в храме» (Деян 22:17). Может быть, только у евреев был храм, а христиане храмов не имели?   Господь еще в Ветхом Завете предсказал о создании обновленного храма — храма новозаветного, и это пророчество приводит Ап. Иаков, говоря, как написано: «потом обращусь и воссоздам скинию Давидову падшую, и то, что в ней разрушено, — воссоздам, и исправлю ее, чтобы взыскали Господа прочие человеки и все народы, между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь, творящий все сие» (Деян. 15:16, 17). Исполнилось ли это пророчество?   Исполнилось. Мы, действительно, видим у верующих в Христа храмы, или церкви, с самого начала христианства. «Целый год, — читаем об Апостолах, — собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами». (Деян 11:26). Может быть, у христиан под церквами разумелись обыкновенные жилые дома?   Нет, под церквами разумелись, именно, храмы. «Жены ваши, — пишет Ап. Павел, — в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви» (1 Кор 14:34, 35).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

«Либерализм, я умираю твоими стараниями», – говорит сегодня Церковь , пребывая в агонии. Подобно Иисусу, обращавшемуся к тем, кто только что схватил его, она может сказать: «Теперь – ваше время и власть тьмы» ( Лук.22:53 ). Она сейчас в Гефсиманском саду, но умереть она не может. Она подобна граду, захваченному врагами, но уже зреет и сплачивается Сопротивление либеральной секте. Эта секта, как мы видели, возникла в XVI веке из протестантской секты, чтобы стать вдохновительницей французской революции. На протяжении полутора столетий не прекращавшейся борьбы Папы осуждали принципы и практические приложения либерализма. Но, несмотря на это, секта продолжала свое дело. Мы стали свидетелями ее проникновения под видом допустимого либерализма в Церковь – с целью примирить с революцией Иисуса Христа. Затем мы с ужасом узнали о заговоре, призванном внедрить либеральную секту в церковную иерархию, мы видели, как шаг за шагом секта добралась до самых высоких постов и добилась своего триумфа на II Ватиканском Соборе. Мы получили либеральных Пап... Первый либеральный Папа, смеявшийся над «пророками бедствий», созвал первый в истории Церкви либеральный Собор. Двери овчарни были отперты, и волки ворвались туда, и истребили овец. Затем пришел второй либеральный Папа, Папа с двойным лицом, Папа-гуманист; он перевернул алтарь, упразднил Таинство и осквернил святилище. 276 За ним явился третий либеральный Папа, Папа прав человека, Папа-экуменист, Папа Объединенных Религий, и он умыл руки и закрыл лицо свое перед нагромождением руин, чтобы не видеть кровоточащих ран Дочери Сиона, смертельных ран непорочной Супруги Иисуса Христа. Я не смирюсь; мне недостаточно поддерживать слабеющими руками мою Мать Святую Церковь , мучимую агонией. Конечно же, я не разделяю благодушного оптимизма умиротворяющих проповедей вроде: «Мы переживаем счастливую эпоху. Собор стал выдающимся шагом вперед. Да здравствует эпоха культурного переворота! Наше общество характеризуется религиозным плюрализмом и свободным идеологическим соревнованием. Несомненно, этот исторический „прорыв” сопровождается некоторыми „потерями” – религиозной практики нет, все авторитеты оспариваются, христиане снова стали меньшинством. Но оцените достижения! Христиане – это скрытая в тесте закваска, душа плюралистического града, который вот-вот станет жизненно христианским, они – движущая сила идеалов нового строящегося мира, в котором будет еще больше братства, мира и свободы!»...

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/oni-...

Никон Черногорец, сл. 53, л. 450 об.: «Вси по пустыням иночествующие... причащение о себе держаще, причащаются... И прости людие на мнозе имут причащение в дому своем кождо». Симеон Солунский т. 3, стр. 166–167: «Некоторым из монахов, живущим в пустынях и не имеющим священников, архиереем дозволяется, как мы знаем, иметь преждеосвященные дары в дарохранительнице, и в случае нужды приобщаться их с великим благоговением». 23) Мученики также не причащались, напр. Павел Фивейский, Петр Афонский, муч. Кирик и Иулитта, Александр и Дросида; разбойник благоразумный спасся, не причастившись, а Иуда погиб, хотя и причастился. Разбор: Иуда погиб не потому, что причастился, как неразумно говорят старообрядцы, а потому, что предал Иисуса Христа. Разбойник же не мог еще причащаться, ибо это таинство заповедано Христом творить в Его воспоминание ( Лук. 108 зач.). Что касается указанных мучеников, то из них не причащались только двое – Александр и Дросида (память первого 9 июля, а второй 22 марта), но первый даже не был и крещен, так как после объявления себя христианином в этот же день был замучен, а Дросида после крещения жила только неделю, почему и не имела возможности может быть причаститься (по Иосиф. изд. л. 114 об.). Если следовать сим единичным и исключительным примерам, то придется и крещение отвергнуть, чего и старообрядцы не допустят. Если о каком либо угоднике умолчано в житии, причащался ли он или нет, то и это не дает основания заключать о нем в отрицательном смысле. Это молчание преп. Иосиф Волоколамский объясняет следующим образом: «Обычай бо есть божественному писанию, еже святых жития и повести писати, и нужнешая вещи писанию предавати, ненужная же мимо тещи. Ничтоже бо нужнейше есть божественнаго крещения и причащения святых Христовых пречистых таин: но во множайших житиях апостольских и мученических и отеческих неявлено есть о сем. Еда убо не вси крещени Быша, или не вси причащахуся святии апостоли и мученицы и преподобнии отцы наши? Ей вси убо крестишася и вси причащахуся: но сего ради списателие умолчаша о сем, ведяше, яко не нужно есть о сих писати, еже вси человецы ведят, яко немощно христианину именоватися, аще не будет крещен, или не причащается Христовых таин» (Просветитель сл. 11, гл. 2, стр. 277–278, изд. 2).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

Они сказали: «Иисуса Назарянина». Иисус говорит им: «это Я». Толпа отступила назад и пала на землю. Показавши воинам, что если Он будет взят ими, то не вследствие их могущества, а вследствие добровольного с Его стороны предания Себя, – Господь опять обращается к толпе с тем же вопросом, позволяет взять Себя и просит лишь оставить в покое учеников, потому что для них было соблазном уже и то, что их Учитель впадает в руки грешников; если же к этому присоединилось бы еще и взятие их воинами, вера их не выдержала бы искушения: Что было далее, передается всеми евангелистами. Когда воины приступают взять Иисуса, ученики намереваются защищать: Его оружием, и Петр отсекает архиерейскому рабу Малху, (у Иоанна) ухо; но Господь обличает неразумную ревность Петра и прикосновением к урезанному уху исцеляет его. Евв. Матфей и Марк приводят далее речь И. Христа, обращенную к воинам, в которой Он разъясняет им, что они не могли бы взять Его, если бы Он добровольно не предал им Себя. Ев. Марк рассказывает об юноше, желавшем следовать за Иисусом, но бежавшем, когда воины хотели его схватить. По всей вероятности, это был сам евангелист Марк. Суд над Иисусом у духовной власти (Мф.26:57–75; Map. 14:53–72; Лук. 22:54–71; Ин.18:13–27) Соединяя сказания всех евв., можно думать, что суд над Иисусом состоял из трех инстанций: у Анны, Каиафы и в собрании Синедриона. У Анны был лишь предварительный допрос; не входя в подробности судебного процесса, Анна требует лишь общих сведений, спрашивает Господа об Его учении и об учениках, как бы желая от самого подсудимого узнать, к какому разряду преступников он принадлежит. Каиафа делает допрос свидетелей, которые не могли быть иными, как лжецами. Они указывали на слова И. Христа, которые Он действительно некогда сказал о храме Иерусалимском, но изменили их так, что они заключали в себе неуважение к святыне храма: они говорят, что Иисус Христос был намерен разрушить храм, тогда как Господь предсказывал, что храм разрушат его служители. Евв. Матфей и Марк передают вопрос Каиафы Господу: «Ты ли Христос?» По ев.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010