Вот ты скорбишь, что «потерян мир и разделение среди нас растёт», а я, наоборот, радуюсь сему, и если бы не было протеста сергиевским затеям со стороны богомудрых архипастырей, преподобных отцов и боголюбивых мирян, то я, грешный, немедленно стал бы просить у Бога смерти для себя, чтобы избежать тяжкой необходимости взирать на заблудшуюся, червленую, бывшую Невесту Христову и переживать грядущия, ради сего безобразия, бедствия на всех верующих. Посему радуюсь сугубо нарушению мира и разделению в Церкви Христовой воинствующей, по попущению Божиему, подвергшийся великим испытаниям. Ведь споры и разделения происходят сейчас не в единомысленной и единосердечной среде, что было бы весьма грустно, а в среде многоразличной и крайне пёстрой, что весьма полезно для чистаго Тела Христовой Церкви. По попущению Божиему, началозлобный сеет нас яко пшеницу, а Господь наш Иисус Христос молится за нас, дабы не оскудела наша вера. По милости Божией моя вера в непобедимость Царства Божия на земле не оскудевает и я до последняго моего издыхания презираю их и тех, кто спасает Царство Божие, или Церковь, в союзе с тёмными силами глубиннаго, связанного пока узами Господними, и лишь сейчас довольно сильно и заметно высунувшаго свою рожу, чтобы посмотреть, не пора ли уже ему приступить к решительным и окончательным действиям. Уже не раз он высовывал свою рожу. Когда он показывал своё мрачное лицо в последнее время земной жизни Спасителя, то Господь наш, схваченный в Гефсимании сказал собравшимся на него: «Се, есть ваша година и область тёмная» (Лук.22:53). Согласно сим словам Спасителя сказала Церковь Христова тоже и во дни Юлиана Отступника, когда св.Василий Великий, сия труба церковная и орган Духа Святого, молился о том, чтобы Юлиан не вернулся из персидского похода для осуществления своих незаконных планов. Также Церковь молилась и в эпоху господства иконоборческой ереси. А вот теперь пошли новые порядки. Митрополит Сергий просто наплевал на примеры жизни угодников Божиих и дерзнул ввести во святилище мерзостный клич (ибо молитвой его никак нельзя назвать) — да здравствует богоотступление. Ведь сергиевскую молитву свободно можно перефразировать так: «О благополучном пребывании богоотступления, Господу помолимся», или «Об искоренении Христовой веры, Господу помолимся».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В один вечер воскресного дня я шел из церкви от вечерни в свою келлию. Тогда, недалече от моей келлии, стояла толпа народа, и в ней шла беседа между православными и беспоповцами о священстве, – именно о том, существует ли ныне христопреданное священство, или уже прекратилось. Беспоповщинский совопросник утверждал, что священства ныне уже нет на земле. Я вступил в беседу и сказал: «Если бы старообрядцы несомненно веровали в Евангелие и в неизменность словес Христовых, тогда они таковых слов, что будто христопреданное священство прекратилось, не говорили бы; а то они одному в Евангелии веруют, другому не веруют. Так о крещении сказанному: аще кто не родится от воды и Духа, не имать внити в Царствие Божие, веруют, и все утверждают, что без крещения Царствие Небесное наследовать невозможно; а там же, в Евангелии, сказанному самим Господом о таинстве Тела и Крови Христовых: «аще не снесте плоти Сына Человеческого, ни пиете крови Его, живота не имате в себе» ( Ин.6:53 ), не веруют, и в противность евангельскому прещению обещают спасение и без причастия Тела и Крови Господних. Точно так же и сказанному о священстве самим же Христом: «созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей» ( Мф.16:18 ) они не веруют. Я потому отношу сии слова Христовы к священству, что Христос Церковь свою создал именно со священством, ибо на тайней своей вечери апостолов своих поставил совершителями таинства Тела и Крове Его, глаголя: сие творите в Мое воспоминание ( Лук.22:19 ; 1Кор.11:24 ), о чем справедливо говорится и в Великом Катехизисе, что Господь на Тайной вечери апостолов своих священниками сотворил. Вот о какой Церкви Христос сказал: созижду, и врата адова не одолеют ей. Врата адова не одолеют Церковь со священством: значит, и самое священство. Так сказал Господь; и о словах своих Он сам же свидетельствует: «небо земля мимоидет, словеса же Моя не мимоидут» ( Лк.21:33 ). Отсюда видно, что те, которые говорят, будто ныне священство прекратилось, не веруют в непреложность слов Христа Спасителя о святой Его Церкви. О тех же, кто не верует Его словам, опять сам Христос Спаситель возвестил, что таковых в день страшного Его пришествия осудят именно те Его слова, которые Он изрек на земли: «аще кто услышит глаголы Моя и не верует, Аз не сужду ему... но слово, еже глаголах, то судит ему в последний день» ( Ин.12:47, 48 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Конспект чтениям по дидактике за 1872/3 уч. г. Литография. СПб., 1873. – 53, (38)с. Пастырство Христа Спасителя. СПб. 1877 Дидактическое значение Священный истории в круге элементарного образования: опыт историко-критического исследования. – СПб.: Тип. Ф.Елеонского и Ко. 1883. – (8). 370 с. Конспекты чтений по дидактике, предложенных студентам III курса С.-Петербургской Духовной Академии в 1882/83 году. – СПб.: Лит. А. Траншеля, 1883. – 22с. Лекции по педагогике, читанные в 1882-83 учебном году. СПб.: Литогр. А. Траншеля, 1883. – 219 с. Научно-дидактическая постановка вопросов о религиозном обучении. – 20с./Отт. из «Христ. Чтен». 5-6, 1883. Лекции по педагогике и дидактике, читанные студентам ΙΙ курса С.-Петербургской Духовной Академии в 1883-84 учебном году. СПб.: Типо-лит. С.Ф. Яздовского, 1884. – 15,383, LXIII с. Пособие к преподавателю «Пространного христианского катехизиса Православной Кафолической Церкви». – СПб.: Тип. Ф. Елеонского и Ко. 1884 – Вып. 1: Введение и Символ Веры. – 1884. – III, 111 с. Лекции по пастырскому богословию читанные студентом СПб. Духовной Академии в 1884/5 г. Литография. СПб., 1885. – 253с. Лекции по педагогике читанные студентам III-ro и IV-ro курса С.-Петербургской Духовной Академии, 1885/6 г. Литография. СПб., 1886. Объяснение Мф. V, 22; 38-42; VII, 1. Лук. VI, 37 у графа Толстого: Речь, сказанная на годич. акте СПбДА 12 февр. 1887. – 31 с. (Из «Христ. Чтения» за 1887 г.) Пастырство Христа Спасителя. Часть основоположительная: Иисус Христос основатель Христианского Пастырства. СПб., 1887. – II, 348с. Речь при вступлении на паству, сказанная 22/V 1888 г. СПб., 1888. – 11с. Слово на 17-й день месяца октября… 5 с./Отт. из. журн. «Странник» 2 за 1890г./ Лекции по педагогике, читанные студентам СПбДА. СПб.: Литография Д. М. Руднева, 1892. – 333, 22с. Учебник практической дидактики в вопросах и ответах: Для духовных женских училищ: Год первый, — СПб.: СПб-ая Губернская тип., 1892. – IV, 111с. Пастырское богословие. Лекции, читанные студ. СПб. Дух. Акад. в 1894/5 уч. г. Рукопись. СПб., 1895. – 320с. Пастырское богословие. Лекции читанные студ. СПб. Духовной Академии в 1896/7 акад. году. Рукопись. СПб., 1897. — 374с. Педагогика: Лекции читанные в СПб. Духовной Академии студентам LX-ro курса в 1902/3 уч. году. – СПб.: Лит. Богданова и Эртелева, 1903. — 254с. Памяти святителя Иоанна Златоуста. СПб., 1907. – 15с. Пособие к изучению и преподаванию второй части православного христианского катехизиса. – СПб.: Тип. И. В. Леонтьева, 1907. – II, 27с. Педагогика: Лекции, 1907-8 гг. Литография. СПб., 1908. – 15, 183 с. Опыт исторической записки о состоянии СПб. Дух. Академии по случаю столетнего ее юбилея 1809-1909. СПб., 1910. – 100с. Памяти протопресвитера Иоанна Леонтьевича Янышева. СПб.: Тип. М. Меркушева, 1911. – 9с. Пособие к преподаванию третьей части православно-христианского катехизиса. – Пг.: Синод. Тип., 1916. – (1), 68 с.

http://drevo-info.ru/articles/13675391.h...

Сортировать по Исключить новости Сергей Худиев: О нашем и их Искупителе Сейчас, когда интернет полон ненависти и мести, верить — значит делать осознанный выбор против общего течения. 22 февраля, 2015 Сейчас, когда интернет полон ненависти и мести, верить — значит делать осознанный выбор против общего течения. Сергей Худиев о том, почему верить — значит прощать. Прощеное Воскресенье — день, когда нам еще раз напоминают о необходимой составляющей нашей веры; верить — значит прощать. Если вы не прощаете, у Вас нет веры и Вы лишены спасения. Это звучит жестко, но Господь и говорит жестко — “Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших. (Мар.11:26)” Что значит простить? Это не всегда значит перестать испытывать горечь и боль от обиды — эмоции часто не в нашей власти; это не значит восстановить отношения с обидчиком — иногда гораздо благоразумнее держаться от него подальше. Но это безусловно означает отказаться от любых попыток мести, сведения счетов, взыскания долгов. Сергей Худиев Почему? Потому что наше спасение обретено тем, что Невиновный умер за наши грехи. Это — сердцевина того послания, которое возвещают Апостолы; когда святому Апостолу Павлу нужно в нескольких словах напомнить Благую весть, которую он проповедует, он говорит о том, что “Христос умер за грехи наши, по Писанию, Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию” (1Кор.15:3,4) Сам Господь Иисус относит к Себе (Лук.22:37) пророчество 53-ей главы Пророка Исайи, где речь идет о Праведнике, который страдает и умирает за грехи других: “Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас” (Ис.53:5,6) Там, на Голгофе, Христос совершил искупление человеческого рода; каждый из нас, своим личным произволением, принимает Его дар прощения и вечной жизни через покаяние и веру — или отвергает через неверие и противление. Верить — значит осознавать, что и я тоже грешник, заслуживающий осуждения перед лицом Правды Божией, и Христос умер и за мои грехи тоже. Вся моя надежда на вечное спасение основана на этом факте — Христос умер за мои грехи.

http://pravmir.ru/sergey-hudiev-o-nashem...

Для чего умер Христос 20.04.2022 12:48:12 Сергей Львович Худиев В эти дни мы вспоминаем события Страстной Седмицы, и, особенно, спасительную смерть Господа нашего Иисуса Христа на Голгофе. Слово Божие — и все учение Церкви — говорит о этой смерти нечто поразительное. Люди внешние по отношению к Церкви склонны видеть в Иисусе мученика, умершего за свои идеалы, или просто хорошего человека, ставшего жертвой людей плохих — что, конечно, уже происходило и еще произойдет со многими людьми. Но Церковь настаивает на том, что эта смерть была (и остается) чем-то уникальным и невыразимо большим. Она прямо и непосредственно касается каждого из нас. Она охватывает и ныне живущих, и тех, кто жил раньше, и тех, кто придет после нас. Все поколения от начала и до конца этого мира. У нее есть огромный и таинственный смысл — который приоткрывается нам в Писании. Христос говорит, что Он пришел именно для того, чтобы умереть: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мар.10:45) «На сей час Я и пришел» (Иоан.12:27) Он говорит о часе Своей смерти. В чем Сам Христос видел ее смысл? Мы можем вспомнить слова, которые слышим за каждой Литургией: «ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Матф.26:28) Его кровь излита ради прощения наших грехов. Христос говорит о Себе: «ибо сказываю вам, что должно исполниться на Мне и сему написанному: и к злодеям причтен» (Лук.22:37) Это цитата из пророчества Исаий о таинственном страдающем Рабе, который несет на себе грехи других людей: «Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь» (Ис.53:5-8)

http://radonezh.ru/2022/04/20/dlya-chego...

Концепция Русской Православной Церкви по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма 25 июля 2014 г. 21:21 Документ принят на заседании Священного Синода от 25 июля 2014 года ( журнал 80 ). Одной из главных угроз здоровью и самой жизни народов государств, составляющих каноническую территорию Русской Православной Церкви, является злоупотребление алкогольными напитками. В связи с этим долг Церкви — возрождать в общественном сознании отношение к трезвости как нравственной ценности. Христиане при этом призываются быть примером трезвой жизни. I. Отношение Церкви к трезвости и пьянству Православная Церковь рассматривает алкоголизм как тяжкое душевное заболевание, сопровождающееся глубокими повреждениями психосоматического характера, излечение которого невозможно без осознания болящим духовной природы своего недуга, полного и искреннего покаяния, обращения к полноте благодати Христовой. В Ветхом Завете содержатся положительные высказывания об употреблении вина (Втор. 7:13; 11:14; Еккл. 10:19), строгие предупреждения злоупотребления им (Ис. 5:22), а также примеры абсолютной трезвости (Суд. 13:6-7; 1 Цар. 1:11; Лук. 1:14-15; Иер. 35). Обет назорейства предполагал абсолютную трезвость и принимался добровольно (Чис. 6:1-21), священникам предписывалось сохранение трезвости на время исполнения служения (Лев. 10:8-11). В Новом Завете с вином связано первое чудо, явленное Господом в Кане Галилейской. Вино являлось частью последней трапезы Спасителя с учениками и стало веществом Таинства Евхаристии. В посланиях апостолов упоминаются лечебные свойства вина (1 Тим. 5:23), указывается на пагубность злоупотребления им (Еф. 5:18; 1 Кор. 6:10), а также содержатся призывы к трезвости (1 Пет. 5:8; Рим. 14:21; 1 Тим. 3:2). Библейская традиция отношения к вину сохранялась Церковью и в дальнейшем. Не запрещая употребления вина, она всегда говорила о пользе воздержания, а Святые Отцы часто являли пример абсолютной трезвости в своей жизни и призывали к ней. Законодательная традиция Церкви, осуждая гнушение винопитием (см. правила святых апостолов 51 и 53), запрещает пьянство (см. правила святых апостолов 42 и 43). Эта позиция получила дальнейшее развитие в постановлениях Соборов Русской Православной Церкви (Стоглавый собор 1551 г., гл. 49 и 52; и Московский Собор 1681 г., определения 3 и 12).

http://patriarchia.ru/db/text/3696047.ht...

Разделы портала «Азбука веры» прот. Иоанн Толмачев Практическая Гомилетика. Том 1. Недели Триоди Великопостной " loading=" lazy " decoding=" async " title=" Практическая Гомилетика. Том 1. Недели Триоди Великопостной "/> 5я Неделя Великого поста I. Евангельское чтение. Зачало (35) от Марка: 10:32–45 32 Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе. Подозвав двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что будет с Ним: 33 вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, 34 и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет. 35 Тогда подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим. 36 Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам? 37 Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей. 38 Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь? 39 Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; 40 а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня зависит, но кому уготовано. 41 И, услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна. 42 Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. 43 Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою; 44 и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. 45 Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих. Общий характер недели. Практический очерк содержания рядового чтения Евангельское чтение пятой недели великого поста состоит из двух частей. В первой части (32–34) Иисус Христос, как всеведующий Бог, предсказывает своим двенадцати ученикам о своих добровольных страданиях, смерти и воскресении, в том же порядке, в каком они во всей точности исполнились на самом деле. « Вот, мы восходим » — говорит Он — «в Иерусалим», где должны совершиться Мои страдания, « и сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам » иудейским (Мат. 26:57; Мар. 14:53 ) « и осудят Его на смерть » (Мат. 26:66; Лук. 22:6, 4 ), « и предадут Его язычникам », язычнику Пилату, римскому игемону (Мат. 27:2; Мар. 15:1; Лук. 23:1 ), « и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его » во дворе архиерейском (Мат. 26:67; Мар. 14:65; Лук. 22:63–64 ), пред Иродом (Лук. 23:11 ) и Пилатом (Мат. 27:27–32; Мар, 15:16–19; Иоан. 19:1–5 ), « и убьют Его » распятием на кресте (Мат. 27:21–50; Марк. 15:20–37; Иоан. 19:16–30), « и в третий день воскреснет » из гроба (Мат. 28:1–7; Мар. 16:1–8. 10; Лук. 24:1–11; Иоан. 19:1–18).

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Скачать epub pdf 20 Слав. множ. число соние имеет соотв. лишь в евр. т., в греч. и лат. ед. ч. νπνιον, somnium, а потому уклоняемся от слав. к греческому, тем более, что в дальнейшем повествовании (2. 3. 4. 5. 6. 7 и др. стт.) слово сон и по слав. в ед. ч. употребляется. 21 Т. е. он забыл его содержание. Слав. отступи соотв. πεγνετο – в лук. спп., а в алекс. γνετο. 23 Слав. ед. ч. сон соотв. τ νπνιον – в XII, 33, 34, 36, 48, 49, 57, 87, 90, 91, 106, 130, 228, 231, 232, 233, альд., у Феод., а в алекс., ват., text. recept. мн. число: τ νπνια. 30 Оскобл. слав. точию нет в гр. и лат. соотв., в симеоновском изводе было уже, а в мефод. не было еще. 39 Слав. я нет соотв. в гр., лат., евр., в симеоновских спп. есть уже, а оттуда и в печатные издания перешло. 44 ναιδς – слав. бесстудное; сл. ναιδς значит: бесстыдный, наглый, безпощадный. В рус. синод. грозное; этим значением и мы пользуемся, уклоняясь от славянского, но не от греческого. 49 Слав. ему нет соотв. в гр., лат. и евр т., везде чит. царю – Βασιλε, regi и в древне-слав. спп. стояло царю (сим.) или: цареви (мефод.). Следовало бы и ныне изменить в слав. царю. 52 Оскобл. слав. сила соотв. δναμις – 22. 36, Злат., Феод., а в. алекс., ват., text. recept. и др. нет. 53 Слав. газаринов соотв. γαζαρηνν­евр. от – обрезывать, отделять; так назывались волхвы, определявшие судьбу людей при рождении их. Genesius. Lex. 822 s. 54 В алекс. в начале стиха доб. σ βασιλε θερεις – (у Свита), в ват. в лук., и исих. βασιλε, у Ф. σ βασιλευ и в евр. есть. а в слав. сл. царю перенесено на конец предыдущ. стиха . 69 Слав. сокрушена соотв. в вульг. contritum, а по гр. συντριβμενον – древне-слав. сокрушаема, т. е. хрупкая, как читается в рус. синод. переводе. 70 В виденных Навуходоносором и разъясненных Даниилом, частях тела толковники, вслед за Ефремом Сир., I. Златоустом, Феодоритом и Иеронимом, разумели историческия царства всемирные: Вавилонское, Мидо-Персидское, Греко-Римское, а в сокрушившем тело камне – Христово новозаветное царство. 71 Σπεσαι – слав. возлияти. Пользуемся перифразом бл. Феодорита. По мнению Иеронима, Навуходоносор принес Даниилу жертву, как представителю единого истинного Бога, а по мнению Златоуста, признал за бога языческого ( Деян. 14, 11 ). Читать далее Источник: Книга пророка Даниила в русском переводе с греческого текста : С введ. и примеч./[Пер.] П. Юнгеров. - Казань : Центр. тип., 1912. - 62 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Увы, въ камень Ты полагаешься какъ мертвый, чада Аврааму изъ камней (Матф. 3, 9; Лук. 3, 8). Потому что если бы этого не было, то тогда когда, по причине Твоей спасительной Страсти, камни разсеклись 27, 51), не уверовали бы имени Твоему. Ты въ жизни не имелъ где главу приклонить, какъ Ты Самъ сказалъ которыхъ прикровенно ты уподобилъ лисицамъ (Матф. 8, 20; Лук. 9, 58), по причине ихъ хитростныхъ замысловъ, — но склонилъ ее, умерши на кресте, какъ постланный одръ обретши благоразумную веру разбойника. Солнце обидело Меня — пусть скажетъ начинатель ей (Песн. 1, 5); зайде бо солнце еще среди полудне — пусть возвеститъ 16, 9). Да, чувственное солнце облеклось во мракъ, когда духовное Солнце Правды затмилось. И камни раскололись, вместе съ которыми, мне представляется, и Мое сердце имеетъ разорваться. О, святая Плоть, которая чудеснымъ образомъ изъ Моихъ кровей составилась, потому что и долгъ имелъ быть возмещенъ. По этой причине Мне Ты склонилъ небеса, Владыко, и какъ дождь сошелъ на руно (Суд. 6, 37–40; Пс. 71, 6), чтобы пойти на смерть, телеса усопшихъ святыхъ воскрешающую (Матф. 27, 52–53), а Меня, родившую Тебя, умерщвляющую. Что же это такое, о, возлюбленнейшее Мое Чадо? He нанося другъ другу ущерба, взаимно смешенными оказались элементы, искони не быть смешенными, и невещественный огнь Божества не опалилъ Мою утробу; а ныне иной огонь снедаетъ всю Меня внутри и тяжко опаляетъ самое Мое сердце. Чрезъ Ангела Я приняла залоги радости, и отъяла всякую слезу съ лица земли (Откр. 21, 4); и, вотъ, теперь въ Моихъ слезахъ они получаютъ Я знаю, что Ты снисходишь въ адъ, имея освободить заключенныя тамъ души (1 Петр. 3, 19), но и Мою душу возьми туда съ Собою, на Своемъ пути проходя мимо Меня, заживо умершей, о, обнаженный и бездыханный Мертвецъ, и живаго Бога Слово, добровольно осужденный быть возвышеннымъ на крестъ, чтобы всехъ привлечь къ Себе 12, 32)! Какой изъ членовъ Твоего тела не потерпелъ Божественная для Меня Глава Твоя получила (Матф. 27, 29), и они вонзились въ Мое сердце. О, прекрасная и священная Глава, которую некогда Ты не имелъ где приклонить и отдохнуть, ныне только для гроба склонилась для того, чтобы почить и, какъ сказалъ какъ левъ уснуть (Быт. 49, 9)! О, желанная и любимая Моя Глава, удары тростниковой палкой (Матф. 27, 30; Марк. 15, 19), дабы исправить того, кто подобно гнилому тростнику былъ сломанъ со стороны лукаваго и далекимъ отъ рая! О, Ланиты, (Матф. 26, 67–68; Лук. 22, 64–65; 18, 22; 19, 3)! О, Уста, иныя медоточивыя соты, хотя вы и вкусили горчайшую желчь и были напоены острейшимъ уксусомъ (Матф. 27, 34)! О, Уста, въ которыхъ не обретеся ложь (Исх. 53, 9), хотя и лживое предало Тебя на смерть (Матф. 26, 49)! О, Руки, которыя человека создали, а ныне были пригвождены ко кресту, и въ аду и рукъ, некогда коснувшихся запретнаго древа (Быт. 3, 1–6), и отъ всего Адама; о, Ребро, пронзенное созданной изъ ребра (Адама) Праматери! О, Стопы, по водамъ, и жидкую природу явно

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=680...

Кроме того, самый способ, как они являются и исчезают, показывает, что они имеют природу свыше-человеческую. Но природа ангелов чисто ли духовная? не имеют ли ангелы телесности? Теперь это истина, которая определяется с несомненностью; но, как мы сказали выше, некоторые отцы сомневались в этом. Св. Писание выражается по этому предмету довольно ясно. Хотя оно рассказывает о их явлении людям в человеческом виде, однако не говорит, что им свойственно иметь тело. Говоря о душе или духе человеческом, замечая также, что мы состоим из двух начал, оно никогда не говорит о духе ангелов; оно просто называет их духами ( Евр.1:14 ; Апок.1:4 ; ср. Матф.8:16 ; Лук.10:20 ). Иов говорит, что они не имеют, подобно нам, тел, составленных из земли ( Иов.4:18, 19 ). По другим текстам, они невидимы ( Кол.1:16 ); только по видимости они принимают пищу, которую предлагают им люди ( Тов.12:19 ); они не имеют никакого плотского сношения ( Матф.22:30 ). Сыны Божии, о которых говорится в Быт.6:2 , и которые входили в связь с дочерьми человеческими, это не ангелы, а потомки благочестивого Сифа. Библия передает о различных чинах, на которые поделяются ангелы, и на этом основана книга «Небесная иерархия», приписываемая св. Дионисию Ареопагиту . Она разделяет ангелов на три иерархии, которые сами в свою очередь разделяются на три чина. Первая иерархия состоит из серафимов, херувимов и престолов; вторая – из господств, сил и властей; наконец третья – из начальств, архангелов и ангелов. Ангелы составляют бесчисленное множество. Иаков ( Быт.28:12 ) видел, как они во множестве восходили на небо и сходили с него, и позже также встретил их целое воинство ( Быт.32:2 ). Пророк Даниил ( Дан.7:10 ) говорит, что миллионы («тысячи тысяч») ангелов служили Ветхому деньми, и миллиарды («тьмы тем») находились в Его присутствии. Спаситель говорил Своим апостолам ( Матф.26:53 ), что Он мог бы получить от Своего Отца более двенадцати легионов ангелов. В посл. к Евреям, Евр.12:22 , и в Апокалипсисе Апок.5:11 , даются цифры, показывающие, что число этих блаженных духов неисчислимо.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010