(25) И воздал мне Г-сподь по праведности моей, по чистоте рук моих пред глазами Его. (26) С милостивым поступаешь Ты милостиво, с мужем беспорочным – по беспорочности (его). (27) С чистым поступаешь Ты по чистоте его, со строптивым – по строптивости (его), (28) Ибо людей смиренных спасаешь Ты, и глаза надменные унижаешь; (29) Ибо Ты возжигаешь светильник мой, Г-сподь Б-г мой озаряет тьму мою; (30) Ибо с Тобой сокрушаю я отряд и с Б-гом моим перепрыгиваю через крепостную стену. (31) Б-г – непорочен путь Его, слово Г-спода верно, щит Он для всех полагающихся на Него. (32) Ибо кто Б-г, кроме Г-спода, и кто твердыня, кроме Б-га нашего? (33) Б-г препоясывает меня силой и дает мне путь прямой, (34) Делает ноги мои подобными ланям и на высоты мои ставит меня, (35) Обучает руки мои битве, и разбит лук медный руками моими. (36) И одарил Ты меня щитом спасения Твоего, и десница Твоя поддерживает меня, и милость Твоя возвеличивает меня. (37) Расширяешь Ты шаг мой подо мной, и не споткнулись ноги мои. (38) Преследую я врагов моих, и настигаю их, и не возвращусь, пока не уничтожу их. (39) Поражаю их, и не смогут они встать – пали они под ноги мои. (40) Ты препоясал меня силой для войны, подчинил мне восставших на меня. (41) И врагов моих обратил Ты ко мне тылом, а ненавистников моих – их уничтожил я. (42) Вопят они – но нет спасающего; (воззвали) к Г-споду – но Он не ответил им. (43) И разотру их, как прах, по ветру, как грязь уличную, рассею их. (44) Ты избавил меня от мятежников (из) народа моего, поставил меня во главе племен; народ, которого не знал я, служит мне. (45) Лишь заслышав (обо мне), покоряются мне, чужеземцы заискивают предо мной. (46) Чужеземцы засохнут и охромеют (от оков) в местах заточения их. (47) Жив Г-сподь, и благословен оплот мой, и да будет превознесен Б-г спасения моего, (48) Б-г, мстящий за меня и покоряющий предо мной народы. (49) Избавляющий меня от врагов моих! И над встающими против меня Ты возносишь меня, от злодея спасаешь меня. (50) За то славить буду Тебя, Г-споди, среди народов и имя Твое воспевать буду.

http://azbyka.ru/fiction/psaltir-v-perev...

Наконец если ветхозаветная церковь приносила жертву за умерших, да разрешатся от грехов (2 Макк. 12, 43. 44.) 739 , и если по духу учения новозаветного св. евхаристия есть воспоминание жертвы, закланной за грехи мира, всегда действенной ( Евр. 7. 25 . 2G), и сильной столько, что ею же сильны были жертвы в. завета: то в церкви Христовой ни может не быть более надежд на силу пособий ее для отошедших с верою и менее опасений за неспособность их к принятию помощи, тем более, что по словам тайнозрителя, Господь Иисус имать ныне ключи смерти и ада ( Апок. 1, 18 ), может и ныне отворять двери ада и освобождать оттуда узников. Таким образом по наставлениям слова Божия, должны мы верить как тому, что некоторые грешники хотя и не приносили плодов достойных покаяния, но умирают с семенами спасительной веры в Господа Иисуса, так и тому, что состояние таких грешников за гробом хотя и не свободно от томлений душевных, не лишено надежд на улучшение их участи; только это улучшение может быть подаваемо не иначе, как теми, у которых остаются во власти средства спасающей благодати. Соображая же все, что говорит св. писание о состоянии грешных душ за гробом до всеобщего суда, получаем следующие мысли о их состоянии. а) Состояние грешных душ по разлучении с телом не одинаково, но различается по различию нравственного состояния их (Мат. 5, 22. 23). б) Души не раскаянных грешников в след за разлучением с телом подвергаются страданиям ( Лук. 12, 4. 5. 16, 22–25 , Иоан. 8, 21–32 ), хотя такое состояние их не есть решительное состояние ( Апок. 20, 13. 14 . 1Кор. 15, 54, 65 Кор. 5, 10). в) Души грешников, которые не принесли плодов достойных покаяния, но умерли с семенами веры и благочестия не терпят страданий, какие терпят нераскаянные грешники и остаются с возможностью получить помощь от церкви ( 1Иоан. 5, 16 . Мат. 22, 31. Еф. 4, 9. 10 . 2Мак. 12, 43. 44 ). г) В чем состоят мучения грешных душ до суда всеобщего? Об этом писание говорит не так ясно, как говорит о действительности мучений. Оно говорит только, что грешные удалены от лица Божия (Мат. 7, 21. 8, 12), заключены в темницу духов ( 1Петр. 3, 18 ), или в ад ( Апок. 20, 13. 14 . Лук. 16, 22 ), но сознают и чувствуют потерю блаженства, которым наслаждаются святые ( Лук. 16, 23. 24 ); чувствуют угрызения совести за грехи свои и тщетно ищут облегчения своему положению ( Лук. 16, 24. 25 ). § 316 Учение церкви о состоянии душ по смерти до всеобщего суда.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Евангелисты повествуют о разных явлениях ангелов, как о событиях исторических. Так ангелы возвещают благодатной Марии ( Лук. 1:32–34 ), Иосифу (Мат. 1:20, 24), пастырям вифлеемским ( Лук. 2:9, 10 ) о рождении Мессии Иисуса. Ангел возвещает Захарии о рождении предтечи Иоанна (Лу κ. 2:13), ангел успокаивает Иосифа, глаголя: востав ноими отроча и иди в землю израилеву: изомроша бо ищущии души отрочате (Мат, 2:20). Ангелы служат Иисусу Христу после искушения: тогда остави его диавол и се ангелы приступиша и служаху ему (Мат. 4:11). Ангел укрепляет Иисуса в саду гефсиманском ( Лук. 22:43 ). Ангелы возвещают женам о воскресении Христовом ( Мф. 28:2–8 , Мар. 15 :5–8, Лук. 24:4–8 , Иоан. 20:12 ). Ангел выводит апостолов из темницы ( Деян. 5, 10 ). Ангел является Корнилию и преподает ему наставление ( Деян. 12:7–12, 10:3 ). Ангел является Петру в темнице и выводит его из нее свободным от оков ( Деян. 7:7–11 ). Ангел возвещает Павлу о предстоящем ему морском путешествии ( Деян. 27:23 ). В посланиях своих апостолы нередко говорили об ангелах и говорили там, гди или доказывали, напр. превосходство Мессии Иисуса пред всеми избранными Божиими и показывали, что Он выше ангелов ( Евр. 1:4–9 ) и ангелы покорны Ему ( 1Петр. 3:22 ), или говоря о высоком достоинстве христианского откровения присовокупляли, что ангелы желают проникать в тайны христианства ( 1Петр. 1:12 ), со тьмами ангелов вступают в общение вступающие в христианское общество ( Евр. 12:22–25 ). Позор быхом мира и ангелов, говорить апостол Павел о земной жизни апостолов, и тем поставляет ангелов в круге действительных предметов, отличая их от людей. Засвидетельствую пред Богом и Господом Иисус Христом и избранными ангелы, говорит он же Тимофею ( 1Тим. 3:21 ). Таким образом самая недоверчивая логика должна признаться, что в н. завете признается бытие ангелов не по мнению народному, а по признаниям учителей св. истины и по несомненным явлениям ангелов 383 . § 101. Сотворение ангелов Мир духов чистых ангелов есть создание Творца всяческих.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

По отрешениии от плоти, дух человека находится в таком состоянии, которое можно назвать переходным. Оно не есть состояние усыпления или мертвой бездеятельности, не есть также состояние безразличное, то есть, ни мучительное, ни блаженное, но не есть и состояние совершенно определенное и решительное. О душах праведников говорится, что они входят в покой и не чувствуют более никаких скорбей и страданий, вместе с Ангелами славословят Господа, наслаждаясь Его лицезрением, вообще, вкушают блаженство ( Евр. 4:9–10 ; Откр. 7:17 , Лук. 16:25 и мног. друг.), но, тем не менее, не получают еще полного воздаяния за свои подвиги и потому ожндают только полноты блаженства после окончательного суда Христова ( 2Тим. 4:8 ; Кол. 3:4 и друг.). Души нераскаянных грешников находятся в удалениии от лица Божия, чувствуют угрызения совести, утрату блаженства и напрасно ищут облегчения своему положению ( Лук. 16:22–25 ), но и это только начало и предвкушение будущих вечных мук ( Откр. 20:13–14 ; 2Кор. 7:10 ). Для грешников, которые не принесли в настоящей жизни достойных плодов покаяния, но умерли с семенами веры и благочестия, остается возможность получить помощь от Церкви ( 1Ин. 5:16 ; Мф. 12:31–32 ). «Не напрасно, – говорит св. Златоуст, узаконено Апостолами поминать умерших при страшных тайнах: они знали, что великая польза бывает от того для усопших» (на посл, к Фил., бес. 3). Но начало самоисправления невозможно для человека по смерти ( Пс. 6:6 ) Земная жизнь есть время сеяния для жизни вечной, что посеяно здесь, то созреет для жатвы там: еже аще сеет человек, тожде и пожнет: яко сеяй в плоть свою, от плоти пожнет истление, а сеяй в дух, от духа пожнет живот вечный ( Гал. 6:7–8 ). III. Сколько времени продолжится благодатное царство Христово, имеющее целью своей воспитание верующих для вечной жизни, об этом не говорится с точностью в слове Божием. Однако в нем указаны некоторые признаки исполнения времен благодати и приближения царства славы Христовой, именно: распространение евангельской проповеди но всему миру, без сомнения – в самом точном значении этих слов, крайнее оскудение веры и любви на земле, особенные неустройства и брани в политическом мире и необыкновенные явления в мире физическом ( Мф. 24: 12 ; Лук. 18:8; 21:25–26 ). Дух неверия откроет в последние времена жестокую брань против Церкви Христовой, для верующих настанет пора тяжких испытаний, во главе врагов веры явится, наконец, могучая сила и власть на земле, человек беззакония, действующий силой диавола, противник Христов, который сядет в храме Божием, как Бог, выдавая себя за Бога, и сколько насилиями, столько же обаянием ложной славы и могущества своего увлечет под власть свою многих ( 2Сол. 2:3–12 ). Эта борьба антихристианского направления века с благочестием христианским будет последним событием истории земного мир человеческого: потому что прекращение ее приписывается явлению пришествия Христа ( 2Сол. 2:8 )

http://azbyka.ru/otechnik/Nazarij_Favoro...

По Евангелисту Луке эта строгая речь Иоанна была обращена к народу. В этом нельзя видеть противоречия, ибо народ в значительной своей части был заражен лжеучениями фарисейства. Смущенный строгостью речи пророка народ спрашивает: «что же нам делать?» ( Лук. 3:10 ). В ответ Иоанн указывает на необходимость творить дела любви и милосердия и воздерживаться от всякого зла. Это и есть «плоды, достойные покаяния». Тогда было время всеобщего ожидания Мессии, причем иудеи верили, что Мессия, когда придет, будет крестить ( Ин. 1:25 ). Неудивительно, что многие стали задаваться вопросом, не Христос ли Иоанн. На эти мысли Иоанн отвечал, что он крестит водою в покаяние ( Мф. 3:11 ), т.е. в знак покаяния, но за ним идет Сильнейший его, Которому он недостоин развязать ( Лук. 3:16 , Мк. 1:7 ) или понести ( Мф. 3:11 ) обуви, как делают это рабы своему господину. «Той вы крестит Духом Святым и огнем» – в крещении Его будет действовать благодать Св. Духа, попаляющая как огонь, всякую греховную скверну. «Ему же лопата в руку Его...» – Христос очистит народ Свой, как хозяин очищает свое гумно от плевел и сора, пшеницу же, т.е. уверовавших в Него, соберет в Свою Церковь , как бы в житницу, а всех отвергающих Его предаст вечным мучениям. 2. КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА ( Матф. 3:13–17 ; Марк. 1:9–11 ; Лук. 3:21–22 ; Иоан. 1:32–34 ) О крещении Господа Иисуса Христа повествуют все четыре Евангелиста. Подробнее всех изображает это событие св. Матфей. «Тогда приходит Иисус от Галилеи» – св. Марк дополняет, что именно из Назарета Галилейского. Это было, по-видимому, в тот же 15-й год правления Тиверия Кесаря, когда по Св. Луке Иисусу исполнилось 30 лет – возраст, требуемый от учителя веры. По св. Матфею, Иоанн отказывался крестить Иисуса, говоря: «Аз требую Тобою креститися», а по Евангелию от Иоанна, Креститель не знал Иисуса до крещения ( Иоан.1:33 ), пока не увидел Духа Божия, сходящего на Него в виде голубя. Противоречия здесь видеть нельзя. Иоанн не знал Иисуса до крещения, как Мессию, но, когда Иисус пришел к нему просить крещения, он, как пророк, проникавший в сердца людей, сразу почувствовал Его святость и безгрешность и Его бесконечное превосходство над собою, почему не мог не воскликнуть: «Аз требую Тобою креститися, и Ты ли грядеши ко мне?» Когда же он увидел Духа Божия, сходящего на Иисуса, тогда уже окончательно удостоверился, что перед ним Мессия-Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Ст. 23. И пришедшу ему в церковь , приступиша к нему учащу архиереи и старцы людстии глаголюще: коею властию сия твориши и кто ти даде власть сию? Это – вопрос не людей, желающих знать истину и сознающих, что они ее не знают, но людей, у которых уже все решено и которые требуют, чтобы все подчинялись их решениям. «Как Ты здесь распоряжаешься, не имея на то законной власти, как изгоняешь торжников из храма, когда никто Тебе не давал на это права? Ты не Мессия, который придет и все будет устроять» ( Иоан. 4, 25 ). Ст. 24–25. Отвещав же Иисус рече им: крещение Иоанново откуду бе: с небесе ли, или от человек? Вопрос о крещении был в то же время вопросом о пророческом достоинстве Иоанна и о божественном его посланничестве: крещение здесь указано, как часть вместо всего, что было у Предтечи Иоанна, как у пророка и посланника Божия. Таким образом, ответ Господа на вопрос первосвященников и старцев можно изложить следующими словами: «Вы отрицаете Мою власть, как Мессии, отвергаете Мое право распоряжаться в тех, яже суть Отца Моего ( Лук. 2, 49 ). Что же вы думаете об Иоанне, который ясно свидетельствовал о Мне, как Сыне Божием. Или он не был послан от Бога и его крещение измышлено им самим, простым человеком (от человек, множественное число вместо единственного, ср. Матф. 9, 8 ). Ст. 25–26. Аще речем: с небесе, речет нам почто убо не веровасте ему? В чем не веровали? Прежде всего в том, что он говорил об Иисусе из Назарета, свидетельствуя о Нем, что сей есть Сын Божий ( Иоан. 1, 31, 41; 5, 33, 36 ). Притча о двух сынах и о злых виноградарях Матф. 21:28–46 ; Марк. 12, 1–12 ; Лук. 20, 9–18 Ст. 28–32. Притчу о том, как один из сыновей на словах обещался отцу своему идти в виноградник на работу, а на деле не пошел, а другой отказывался на словах, а в действительности пошел, Сам Господь в ст. 32 изъясняет о первосвященниках и старейшинах народа, с которыми и была беседа, которые выходили из сословия книжников, из партии фарисеев, так что к ним вполне относилось сказанное ниже о книжниках и фарисеях, что они глаголют и не творят (23, 3). В частности здесь речь идет о том, как они не поверили проповеднику покаяния и предтече Христову Иоанну (82), между тем как поверили ему, покаялись и последовали Христу люди, бывшие прежде мытарями, жены, бывшие дотоле блудницами.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kohomsk...

6–8 ст.). Говорил это Вечный, а Вечный, без сомнения, есть лицо божеское и имеет вечную славу. Если же Он молился о прославлении, то не иначе, как по воспринятому Им человечеству. Но и это испрашивается тем же лицом вечного Сына Божия и относится к одному и тому же лицу. Следствие прямое: с божеским естеством нераздельно пребывает человеческое естество в одном лице Христа Богочеловека. То же заключение следует из свидетельства Его о Себе пред иудеями: прежде даже Авраам не бысть, Аз есмь ( Иоан. 8:58 ; сн. 12–59 ст.; 10:11–18). Этими словами Иисус Христос усвояет Себе, как единому лицу, и вечное божественное бытие и человеческое бытие в мире. Равным образом, как об одном и том же едином лице говорит Он о Себе, что Он есть истина ( Иоан. 14:6 ), источник жизни (6:35. 48. 51), что Он имеет власть живота и смерти (11:25), будет пригвожден ко кресту и предан смерти ( Мф. 16:21 ; Лук. 18:32 ), но в смерти победит смерть ( Иоан. 2:19; 12:32 : Лук. 24:26 ) и мн. др. Ясно выражали истину соединения естеств в едином лице Сына Божия и апостолы. Апостол Петр еще во время земной жизни И. Христа исповедал Его: Ты еси Христос, Сын Бога Живаго ( Мф. 16:16 ). Апостол не говорит: в Тебе Сын Бога Живаго, но: Ты еси Сын Бога Живаго. Это показывает, что он богопросвещенными очами веры видел в Иисусе Христе лицо божественное, лицо вочеловечившегося Сына Божия, хотя телесными очами был видим ему в то время только Сын человеческий, беседовавший с учениками Своими. Иисус Христос одобрил исповедание Петрово, а, следовательно, утвердил и то, что в лице Его (Иисуса Христа) человеческое естество соединено с божеским ипостасно, не составляя особой от него личности. Ап. Иоанн учит: Слово плоть бысть и вселися в ны ( Иоан. 1:14 ), т. е. Сын Божий чрез воплощение стал Сыном человеческим (σρξ – плоть, в данном случае обозначает весь состав человеческой природы) и жил на земле между человеками (σχνωσετ ν μν – обитал между нами, жил среди нас, как Сын человеческий, видимо, в течение многих лет, а не явился мгновенно), называясь Христом Иисусом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Бе ему обещанно Духом Святым, не видети смерти, прежде даже не видит Христа Господня ( Лук. 2:25, 26 ). Был старец Симеон, и он ожидал исполнения благовествования: он оставался в храме, говоря с самим собою так: „где бы Он ни родился, во всяком случае сюда придет“. Этот старец прииде духом в церковь , в тот час, когда родители введоста Отроча. Часто он приходил, но по своим делам; тогда же, руководимый Духом Святым, благовременно приходит, чтобы исполнилось обещанное ему. Он принял Иисуса на руку своею, и благослови Бога, и рече: ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром. Откуда отпущаеши? – Из рва этой жизни, потому что печальны обстоятельства ее: жизнь эта – темница. Итак, он желал быть отпущенным: если же кто считает удаление отсюда наказанием, тот еще не совершен в вере. И вот, он говорит: ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром, потому что явился имеющий принести мир миру: пришел Миротворец, соединяющий небо с землею, и явился делающий землю небом чрез посредство Евангельского учения. Симеон восклицает: ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром: яко видесте очи мои спасение Твое, говорит. Что значит сказанное им? (Это значит:) прежде я веровал мыслью и знал помышлением, – теперь же увидели и глаза мои; и то, чего я ожидал сердцем, вот увидели мои глаза уже совершившимся. Что же? Видесте (очи мои) спасение Твое. Какое? еже еси уготовал пред лицем всех людей, не одного народа и не Израиля только, но пред лицем всех людей, потому что родившийся – Учитель всей вселенной. Свет во откровение языком, и славу людей Твоих Израиля ( Лук. 2:27–32 ). Почему свет? потому что народы пребывали во тьме, и потому что Он просветил погруженные во тьме племена. Свет во откровение языком и славу людей Твоих Израиля. Здесь – слава и там – откровение; там – начало научения, а здесь – последующее учение. Славу людей Твоих Израиля. Но, конечно, кто-либо скажет: а где – израильтяне? Ты имеешь Петра, имеешь Павла, имеешь Иоанна, имеешь три тысячи человек, имеешь пять тысяч человек ( Деян. 2:41; 4:4 ), имеешь иерусалимскую церковь , имеешь уверовавших из иудеев, так как в числе уверовавших был и этот народ.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Книга Исхода раскрывает, что грех не только приносит страдание и влечет наказание, но и нарушает закон Господа, святого избавителя и Царя Израилева. У Синая Израиль узнает, что грех – это преступление против Божьего закона; это поступки, уводящие человека на запретную территорию ( Рим. 4:15 ). Закон также клеймит грех и срывает с него маску. Человек может грешить, не ведая об этом, но благодаря Закону подобное невежество становится редкостью. В Моисеевом законе подчеркивается внешний характер греха, однако установления, призывающие Израиль возлюбить Бога и запрещающие поклоняться идолам и желать чужого, свидетельствуют, что грех идет также изнутри. Парадоксальным образом, сам Закон может посредствовать греху, как на то указывает Павел ( Рим. 7:7–13 ). При восприятии чего-либо в качестве запретного возникает желание сделать это. Такая извращенность человеческой реакции еще раз показывает, что источником греха является греховность человека и его восстание против Бога ( Рим. 7:7–25 ). Жертвоприношения и ритуалы очищения, описанные в Пятикнижии, напоминают нам о серьезности греха. Нарушения Закона – это не просто ошибки. В Библии грех никогда не считается малозначительным просто потому, что он совершен по молодости или по невежеству, или после него прошло достаточно много времени. Грех оскверняет грешника, и Закон требует, чтобы эта нечистота была очищена. Один из главных мотивов в установлениях о наказании – истребление зла с земли ( Втор. 13:5 )» (129.Статья Дэниела Дориани «Грех»). Приложение 9. Почему Иисус Христос назван первенцем из умерших (первенцем из мертвых) Святые апостолы Павел и Иоанн называют Иисуса Христа первенцем из умерших ( 1Кор. 15:20 ), первенцем из мертвых ( Кол. 1: 18 ; Откр. 1: 5 ). Вместе с тем, в Библии приведены шесть поименованных случаев воскрешения из мертвых, произошедших до Воскресения Иисуса Христа. Из них три – из Ветхого Завета: воскрешение сына вдовы из Сарепты Сидонской ( 3Цар. 7:17–23 ); сына Сонамитянки ( 4Цар. 4:32–36 ); человека, тело которого коснулось костей пророка Елисея – ученика и преемника пророка Илии ( 4Цар. 13:21 ). И три случая воскрешения – из Нового Завета: сына вдовы Наинской ( Лук. 7:12–15 ); дочери начальника синагоги Иаира ( Лук. 8:49–55 ); четырехдневного Лазаря ( Ин. 11: 14, 38–44 ). Кроме того, в Мф. 27: 50–53 говорится о воскрешении в момент смерти Иисуса Христа непоименованных усопших святых, которые затем, выйдя из гробов по Воскресении Его, вошли во святый град и явились многим.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Христос Воскресе! Утешай смиренныя Господь, да утешит и вас утешением духовным в светлый праздник Воскресения Своего! По немощи и недосугу, в нынешнем году не собирался я вам писать поздравление с сим всерадостным праздником. Но мне пришли на мысль утешительныя слова св. Златоуста, читаемыя на Пасхальной утрени: «постившиися и не постившиися возвеселитеся днесь; воздержницы и ленивии день почтите». И как я принадлежу к числу последних, то и пришло мне желание побеседовать с подобными мне, как и почему мы, слабые и невоздержные, вместе с постниками и воздержниками можем разделять общую радость и веселия светлаго сего христианского торжества. Во-первых, потому, что Сын Божий сходил с небес для спасения грешных и многаго от нас не требует, а только искренняго покаяния, как Сам глаголет во Святом Евангелии: «не приидох призвать праведники, но грешники на покаяние» (Матф. 9, 13). И паки: «радость бывает на небеси о едином грешнице кающемся, нежели о девятидесятих девяти праведник, иже не требуют покаяния» (Лук. 15, 7). Во-вторых, потому, что никакая добродетель так не приятна Богу, как смирение. А смиряться удобнее неисправному подвижнику, нежели строгому и исправному, чему ясный пример мытарь и фарисей. Правда, что не все строгие подвижники подражают фарисею. Благоразумные из них и смиренные занимают у Бога первое место; а уже сзади их стоят слабые, кающиеся и смиряющиеся. Но обносится мудрое слово: хоть сзади да в том стаде, о котором Пастыреначальник и Спас душ наших глаголет: «не бойся, малое стадо, яко благоиволи Отец ваш небесный дать вам царство» (Лук. 12, 32). Как слабые, так и строгие подвижники всегда должны испытывать себя тщательно, если у нас залог истиннаго смирения. Св. Иоанн Лествичник пишет: иное есть возноситься, иное не возноситься, а иное смиряться. Первый судит весь день; второй хотя не судит, но и себя не осуждает; третий, будучи не осужден, всегда сам себя осуждает (Степ. 25, отд. 19). Слова Лествичника ясно показывают, что если мы дозволяем себе судить других, то настоящего смирения в нас нет. Залог истиннаго смирения обозначается самоуничижением и самоукорением, без которого, по слову Св. Аввы Дорофея, трудно устоять человеку на пути благочестия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010