VI, 2, 3). Равным образом и сам Господь сказал разбойнику: днесь со Мною будеши в раи (Лук. XXIII, 43). Применяясь к тем слушателям, которые более предаются чувственному и прежде ищут настоящего, нежели будущего, Христос не поощряет их будущими только благами, но и настоящими. Потому-то и далее в Своей беседе, сказав: буди увещаваяся с соперником твоим, за такое благоразумное дело определяет награду, говоря: да не предаст тебе соперник судии, и судия слузе (Матф. V, 25). Видишь, откуда Он заимствовал угрозы! От предметов чувственных, от самых обычных явлений. И еще: иже аще речет брату своему: рака, повинен есть сонмищу (ст. 22). Также и Павел весьма часто указывает на чувственные награды, и заимствует побуждения от предметов настоящих, например, когда рассуждает о девстве: тут он совсем не упоминает о небесах, а побуждает настоящими благами, говоря: за настоящую нужду, и: аз же вы щажду, и: хощу же вас безпечальных быти (1 Коринф. VII, 36, 28, 32). Так и Христос с духовными наградами соединил чувственные. Так как кроткий человек может подумать, что он теряет все свое имущество, то Христос обещает противное, говоря, что он-то безопасно и владеет своим имуществом: он ни дерзок, ни тщеславен; кто же напротив будет таковым, тот может лишиться и наследственного имения, и даже погубит самую душу. Впрочем, так как и в ветхом уже завете часто пророк говорил: кротцыи наследят землю (Пс. XXXVI, 11), то Христос выражает, следовательно, Свою мысль словами уже им известными, чтобы не везде употреблять новые выражения. Однако в Своих словах Он не ограничивает наград настоящими благами, но вместе предлагает и будущие. Когда Он говорит о чем-нибудь духовном, то не отвергает и выгод настоящей жизни; равным образом, когда обещает что-нибудь в здешней жизни, то этим еще не ограничивает Своего обещания. Ищите, говорит Он, царствия Божия, и сия вся приложатся вам (Матф. VI, 33). И еще: всяк, иже оставит дом, или братию, сторицею приимет в веке сем, и в грядущий живот вечный наследит (XIX, 29).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Приидите, пастыри кроткие, и облобызайте Агнца и Пастыря, – Агнца, пасущего пастырей, и Пастыря, имеющего собрать во едино мирное стадо с агнцами волков, и юнцов со львами. Приидите волхвы мудрые, и поклонитесь тайнам древнего младенца; научитесь от слова немотствующего, вкусите от ангельского хлеба на трапезе, бессловесных, и видите, яко благ Господь. Сонмы небесных сил, „восхвалившие» Господа, „егда сотворены быша звезды»!, удвойте и утройте ваши славословия пред вашим Солнцем и для нас восходящим. Христос рождается» 25 ). Но самым любимыми предметом религиозно-поэтического и богословского созерцания Филарета была тайна Благовещения Богоматери. От первых лет проповеднического служения и до конца жизни с особою любовью останавливается религиозно-поэтический дух Филарета, любителя антитез мысли и исторических противоположений тени и света, на этой таинственно-великой грани между ветхим и новым заветом. Лирика Филарета получает здесь своеобразный чарующий характер какой-то особенной мягкости, задушевности, грустно-величавой задумчивости, элегичности. Восемнадцать раз религиозно-поэтический вдохновенный взор Филарета-проповедника обращается к этому священному событию и каждый раз воспринимает его в новом освещении, с новой стороны. В слове 1810 года Филарет изображает событие Благовещения в священно-исторической перспективе; слово на текст: „и даст ему Господь Бог престол Давида отца его, и воцарится в дому Иаковли во веки“ ( Лук. 1:32:33 ). „Прииди, воцарися, Царь блаженства и славы! без Тебя – мир во зле лежит ( 1Иоан. 5:19 ); мрак Египетский распространяется и угрожает всей земле; Твои враги рыкают, яко скимны, или беспечно засыпают на трупах добыч своих; остальные капли елея догорают, кажется, в лампадах бдящих рабов Твоих и своим мерцанием освещают повсемественную полночь. Поспешай, Жених чистых душ! взыди, Солнце правды! воцарися, Царь блаженства и славы! Давно уже бедствия человечества призывали таким образом Избавителя. Наконец, ожиданный веками день приближается.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

Левиты должны быть Мои. Так. обр. ни в Вульгате, ни в русской (еврейской) библиях нет слов: выкупом за них будут эти, хотя эти слова есть у LXX.    Собственно «скрывать» от непосвященных.    Если св. Амвросий имеет в виду Cic. De off. 1, 43,153: Placet igitur aptiora esse natura ea officia, quae ex communitate, quam ea, quae ex cognitione ducuntur, то он, пожалуй, неправ, так как Цицерон не мудрость поставлял ниже справедливости, а благоразумие, — prudentiam, quam Graeci φρνησ dicant, — которое ведает, к чему должно стремиться и чего избегать. Под мудростию же, — Princepsque omnium virtutum illa sapientia, quam σοφαν Graeci vocant, разумел знание всех божеских и человеческих вещей, что он считал первейшею добродетелию. Если же он имеет в виду — I, 44, 157: Itaque nisi ea virtus, quae constat etc., затем I, 44, 158: Ergo omne officium, quod ad conjunctionem hominum etc. и, наконец, III, 6, 28: Haec enim una virtus omnium est domina et regina virtutum, — то, он, конечно, прав.    Такого текста в законе нет. Очевидно, он составлен из двух отдельных изречений закона, — Втор. VI, 5 и затем Левит XIX, 18: «не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближняго твоего, как самого себя». Ср. также Мф. XXII:35—40 и Лук. X:27.    Cic. De off. L 45, 160: In ipsa autem communitate sunt gradus officiorum, ex quibus quid cuique praestet intellegi possit, ut prima dis immortalibus etc.    Cic. De off. I, 1Q, 31: Sed incidunt saepe tempora, cum ea, quae maxime videntur digna esse justo homine eoque, quem virum bonum dicimus commutantur fiuntque contraria etc.    Ibidem, III, 25, 95.    Ibidem, 32: Potest enim accidere promissum aliquod et conventum etc.    Sacramentum custodire, — sacrarii, это особая должность, которая сохранилась в рим. церкви и доселе. На востоке ей соответствовала должность диаконов, скевофилаксов, паромонарей. — Под sacramentum здесь разумеются или катакомбы, где погребались тела мучеников (оттуда custos martyrum), или церкви, которыя тоже строились на гробах мучеников, или, наконец, самый алтарь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

10 И еще немного, и не будет грешника, и поищешь места его, и не найдешь. 11 А кроткие наследуют землю и насладятся преизбытком мира. 12 Будет наблюдать грешник за праведником и скрежещет на него зубами своими. 13 Господь же посмеется над ним, ибо провидит, что придет день его. 14 Меч извлекли грешники, натянули лук свой, чтобы низложить убогого и нищего, заколоть правых сердцем. 15 Меч их да войдет в сердце их, и луки их да сокрушатся. 16 Лучше малое у праведника, чем великое богатство грешников. 17 Ибо мышцы грешников сокрушатся, а праведников подкрепляет Господь. 18 Знает Господь пути непорочных, и наследие их в век пребудет. 19 Не постыдятся они во время лютое и во дни голода будут насыщены, напротив, грешники погибнут. 20 Враги же Господни, во время прославления и превозношения их, исчезли, как дым исчезли. 21 Занимает грешник и не возвращает, а праведный щедро дает. 22 И благословляющие его наследуют землю, проклинающие же его истребятся. 23 Господом стопы человека направляются, и Он весьма благоволит к пути его: 24 когда он упадет, не разобьется, ибо Господь подкрепляет руку его. 25 Я был молод, и вот, состарился, но не видел праведника оставленным и семени его просящим хлеба. 26 Всякий день милует и взаймы дает праведный, и семя его благословенно будет. 27 Уклоняйся от зла и делай добро, и поживешь в век века. 28 Ибо Господь любит суд и не оставит благочестивых своих, во век сохранятся они, беззаконники же будут изгнаны, и семя нечестивых истребится. 29 А праведники наследуют землю и поселятся на ней во век века. 30 Уста праведного будут поучаться премудрости, и язык его произнесет суд. 31 Закон Бога его в сердце у него и не запнутся стопы его. 32 Грешник подсматривает за праведником и ищет умертвить его, 33 но Господь не оставит его в руках его и не осудит его, когда будет судить его. 34 Надейся на Господа и храни путь Его, и Он возвысит тебя, чтобы наследовать землю, и ты увидишь, когда будут истребляемы грешники. 35 Видел я нечестивца, превозносящегося и высящегося, как кедры ливанские:

http://azbyka.ru/fiction/psaltir-v-perev...

27. Человек упивающийся и раздражительный возмущает души братий, и посрамление его постоянно при нем. 28. Человек, выпивающий вечером, делает и говорит, что не должно, и по утру раскаявается; но если опять сыщет вино снова поступает также. 29. Не пей вина до упоения, хотя упрашивают тебя находящиеся с тобою друзья: ибо если одолеет тебя вино, то упрашивавшие тебя прежде всех соблазнятся тобой. 30. Чревоугодник трудится и крушится о том, как наполнить чрево свое яствами, а когда поел, мучится во время пищеварения; воздержание же сопровождается здравием и трезвостию. 31. Монах чревоугодник заботится о многом, а воздержный подобен серне в поле. 32. Не заботься, монах, о чреве, и будешь иметь покой. 33. Всех дров в лесу не достаточно для насыщения огня; так ненасытима плоть, как ее ни довольствуй. 34. Упивающийся пастырь не упасет вверенных ему овец, а сонливый и сам сделается добычею зверей. Ибо терния прозябают в руце пианицы (Прит. 26, 9), а душа воздержнаго припадает к Богу. 35. Воздержание есть нрав терпения. 36. Не пей вина до упоения в угождение людям; ибо тогда будет тебе великий стыд, когда найдут тебя упившимся. 37. Вкусил ты хлеба и насытился! Воздай славу Богу, напитавшему тебя. А если хочешь довольствовать тело свое малым, воздай славу укрепившему тебя Богу, и не говори перед всеми: «не съел я и такой–то доли хлеба». — Что придаешь этим себе? — Не осуждаешь ли только ядущих и благодарящих? 38. Монах чревоугодник называет пост временем печали, а воздержный и в посте не смотрит угрюмо. 39. Воздерживаться сверх меры, как думаю, не похвально: и пренебрегать должным воздержанием не полезно. Как долговременное уклонение от установленных снедей производит разслабление и недостаток сил к служению, так пресыщение яствами подвергает осуждению. Сказано: горе вам, насыщенным ныне, яко взалчете (Лук. 6, 25). Сверх того невоздержный от неумеренности впадает в плотския страсти. Посему благочестно и надлежащим образом надобно управлять телом. 40. Встав по приятии утешения (за трапезою), не ходи по келлиям, но безмолвствуй в своей келлии; потому что диавол многих обольстил вином. Посему, по принятии утешения, быть в чужой келлии служит призраком безстрашия и развращения. В подобных собраниях совершается падение душ, особенно когда в бездействии бывает жезл настоятеля. Ибо кто не хочет обуздывать ум свой страхом Божиим, тому нужен человеческий страх, чтоб им удерживался он от безполезного, подобно тому, как раб бывает целомудренным при строгости господина.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Слова же: «Сын так и творит, как видит творящим Отца», по мнению Богослова, не значат того, что Сын творит все в подражание Отцу, рабски следуя тому, что сотворено Им, а то, что «Он творит все по одинаковой власти и единосущен с Отцом, с полным сознанием и свободой» 699 . В таком же точно смысле, по учению св. Назианзина, нужно понимать и слова Спасителя: снидох с небесе, не да творю волю Мою, но волю пославшего Мя Отца ( Иоан. 6:38 ), – слова, понимаемые еретиками превратно и вопреки православному учению о равенстве Сына Отцу. «Это сказано», говорит он, «не потому, что собственная воля Сына действительно отлична от воли Отца, но потому, что такой воли нет, а смысл этих слов таков: «не да творю волю Мою, потому что у Меня нет воли, отдельной от Твоей воли, а есть только воля общая и Мне и Тебе» 700 . Относительно мест св. Писания: да знают Тебе единого истинного Бога ( Иоан. 17:3 ) и никтоже благ, токмо един Бог ( Лук. 18:19 ), приводимых арианами и евномианами в доказательство принадлежности божества исключительно одному Богу Отцу, св. Григорий замечает, что первые слова выражают отличие истинного Бога от богов ложных, иначе, если бы они противополагались Христу, не было бы прибавлено далее: и его же послал ecu Иисуса Христа; а вторые – сказаны в опровержение ошибки вопрошавшего законника, который признавал благость во Христе, как человеке 701 . Таким образом, ни в том ни в другом месте не отрицается божеское достоинство Сына Божия. Признанию в Нем божества – замечает тут же Богослов – нисколько не противоречит и то, что Он представляется в Писании ходатаем за людей перед Богом ( Евр. 7:25 ). Его ходатайство или посредничество за нас перед Богом есть действие Его, как Богочеловека; притом ходатайство это нужно понимать «не в том смысле, что Сын рабски унижается за нас перед Отцом, но в том, что Он, пострадав за нас, как человек, побуждает этим нас к терпению, как Слово и Советник» 702 . Наконец, в доказательство против православного догмата о равенстве и единосущии Сына Божия с Отцом ариане и евномиане указывали на незнание Его о наступлении дня всеобщего суда ( Марк. 13:32 ). Но на это св. Григорий отвечает, что «Сын, как Бог, без сомнения, знает об этом дне, но Он приписывает незнание Себе, как человеку». Мысль эту св. Богослов доказывает, между прочим, тем, что в рассматриваемом месте слово Сын употреблено безотносительно т. е. без указания чей именно Он Сын, в силу чего здесь можно разуметь Его, именно как человека. Не ограничиваясь одним этим объяснением, св. отец предлагает еще другое. «Как все прочее, так и знание важнейших тайн», говорит он, «нужно относить к Причине из почтения к Родителю». Не отвергает он и объяснения тех, которые читают это место так: «и Сын не почему-либо другому знает день или час, как только потому, что знает Отец», так как отсюда с необходимостью следует заключение, что день судный никому неизвестен и непостижим, кроме первой Причины» 703 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

11 А кроткие наследуют землю и насладятся миром великим. 12 Следит грешник за праведником и скрежещет зубами своими. 13 Но Господь посмеется над ним, ибо ведает, что близок день гибели его. 14 Меч извлекли грешники, напрягли лук свой, чтоб низринуть убогого и нищего, умертвить тех, кто праведен сердцем. 15 Меч их да пронзит сердца их, и луки их да сокрушатся. 16 Лучше малый достаток праведника, чем великое богатство грешников. 17 Ибо сила грешников сокрушится, а праведников укрепляет Господь. 18 Ведомы Господу пути непорочных, и достояние их навеки сохранится. 19 Не посрамятся они во время лютое и в дни голода насытятся, а грешники погибнут. 20 Враги же Господни, когда будут прославлять их и превозносить, исчезнут, как дым, исчезнут. 21 Берет взаймы грешник и не возвращает, а праведный щедро дает. 22 Кто благословляет Его, наследует землю, а кто клянет Его – истребится. 23 Господь направляет стопы человека и благоволит к пути праведника. 24 Когда праведный упадет – не разобьется, ибо Господь укрепляет руку его. 25 Юным был я, и вот состарился, но еще не видел праведника оставленным и потомство его просящим хлеба. 26 Всегда милостив и взаймы дает праведник, и потомство его благословенно будет. 27 Уклонись от зла и сотвори благо, и жить будешь вовеки. 28 Ибо Господь любит правду и не оставит праведников Своих; вовеки невредимы будут; а беззаконников изгонит Он, и потомство нечестивых истребится. 29 А праведники наследуют землю и водворятся навеки на ней. 30 Уста праведного поучаться будут премудрости, и язык его возвестит правду. 31 Закон Бога его в сердце у него, и не споткнутся стопы его. 32 Следит взором грешник за праведным и стремится умертвить его. 33 Но Господь не оставит его в руках грешника и оправдает его, творя суд ему. 34 Надейся на Господа, храни путь Его, и возвысит Он тебя, да наследуешь землю; и погибель грешников узришь. 35 Видел я нечестивца, что превозносился над людьми и высился, будто кедры ливанские. 36 Прошел мимо – и нет его; искал я его, и не нашел места, где был он.

http://azbyka.ru/molitvoslov/psaltir-po-...

Наставление о самоотвержении, необходимом истинному христианину, Господь подкрепляет притчами о желающем строить башню, о войне между двумя царями и о соли (34–35). Смысл притчи о башне таков: решившийся со всем самоотвержением стать последователем Христовым должен заранее рассчитать свои силы и подготовить себя, как следует, к предстоящему подвигу, чтобы не стать потом посмешищем для людей. Тот же смысл и во второй притче – желающий стать последователем Христовым должен приобрести духовные средства для этого, из которых первое – самоотвержение; иначе он не сможет исполнить своего доброго намерения и даже может подвергнуться опасности поражения со стороны духовных врагов. «Просить о мире» – это, конечно, употреблено только для наглядности притчи, но не означает того, чтобы нужно было заключать мир с духовными врагами. В притчах не все черты подлежат истолкованию в духовном смысле: некоторые употребляются, без всякого внутреннего смысла, лишь для большей живости повествования. Последователи Христовы сравниваются с солью, предохраняющей от разложения все, с чем она смешана. Но ученики Христовы, не имеющие силы нравственного самоотвержения, уже ни на что не пригодны, как соль, потерявшая свою силу. 43. ПРИТЧА О БЛУДНОМ СЫНЕ ( Лук. 15:11–32 ) Этой притче св. Евангелист Лука, который один только и приводит ее в своем Евангелии, предпосылает две кратких притчи о заблудшей овце ( Лк.15:1–7 ) и о потерянной драхме ( Лк.15:8–10 ). Фарисеи и книжники осуждали Господа Иисуса Христа за то, что Он принимает грешников и ест с ними. На это Господь и рассказал им эти притчи, в которых изображается, сколь великая бывает радость на небесах, когда грешники, казавшиеся уже погибшими, потерянными для Царствия Небесного, каются. Под 99 праведниками, не имеющими нужды в покаянии, толкователи Евангелия понимают обычно Ангелов Божиих, или праведников, уже отошедших в вечность и сподобившихся блаженства. Драхма – небольшая серебряная монета, стоимость которой почти 25 коп. В этих притчах Господь использует естественное свойство сердца человеческого, которое радуется потерянному и вновь найденному предмету больше, чем тому, что не было потеряно, хотя бы это стоило несравненно дороже.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

(14) Меч обнажают злодеи, натягивают лук свой, чтобы бедного и нищего низложить, пронзить идущих по честному пути. (15) Их меч войдет в их же сердце, а луки их сломаются. (16) Немногое для праведника лучше богатства многих нечестивых, (17) ибо мышцы злодеев сокрушатся, а праведников поддерживает Бог. (18) Знает Бог дни непорочных, наследие их пребудет вовек. (19) Не будут они устыжены во время лютое, в дни голода будут сыты. (20) Но злодеи погибнут, враги Бога, как тучные агнцы, исчезнут – в дыму пропадут . (21) Берет взаймы грешник и не отдает, а праведник милует и дает. (22) Поэтому благословенные Им унаследуют землю, а проклятые Им – истребятся. (23) От Бога – стопы богатыря утверждаются, и Он благоволит к пути его : (24) когда он будет падать, не упадет, ибо Бог поддерживает его за руку. (25) Я был молод и состарился, но не видал праведника оставленного и детей его, просящих хлеба. (26) Каждый день он милует и взаймы дает, потомство его в благословении [пребудет]. (27) Уклоняйся от зла, и делай добро, и живи вовек, (28) ибо Бог любит правосудие и не оставит праведников Своих – вовек сохранятся они. Потомство же злодеев истребится. (29) Праведники унаследуют землю и будут обитать на ней вовек. (30) Уста праведника изрекают мудрость, язык его говорит о справедливости. (31) Закон Всесильного его в сердце у него; не поколеблются стопы его. (32) Злодей за праведником следит, ищет, как умертвить его. (33) Бог не оставит его в руке его, не даст обвинить его, когда он будет судим. (34) Уповай на Бога и держись пути Его, и Он вознесет тебя, чтобы ты унаследовал землю, и увидишь ты, когда будут истреблены злодеи. (35) Видел я злодея грозного, укоренившегося, подобно цветущему ветвистому дереву. (36) Но он прошел, и вот его нет, ищу я его и не нахожу. (37) Наблюдай за непорочным и смотри на честного, ибо будущность такого человека есть мир, (38) а преступники истребятся [все] вместе, будущность злодеев погибнет. (39) Спасение же праведникам от Бога, Он – крепость их во время беды.

http://azbyka.ru/fiction/psaltir-v-perev...

124. Кто тайно примешивает к заповедям свою волю, тот прелюбодей, как сказано в Премудрости, и за скудость ума болезни и безчестие понесет (Притч. 6,32,33). 125. Как вода и огонь противятся друг другу при совокуплении; так словооправдание и смирение сопротивляются одно другому. 126. Ищущий прощения грехов, любит смиренномудрие. Осуждающий же другого, налагает печать на свои злые дела. 127. Не оставляй неизглаженным греха даже и самого малого, чтобы впоследствии он не повлек тебя к большему злу. 128. Если хочешь спастись, возлюби истинное слово, и никогда безрасудно не отвращайся обличений. 129. Слово истины переменило порождения ехиднины, и указало им бежать будущего гнева. 130. Приемлющий слово истины, приемлет Бога-Слова: ибо Христос говорит: иже вас приемлет, Мене приемлет (Матф. 10,40). 131. Разслабленный, свешенный сквозь кровлю, есть грешник, от верных по Богу обличаемый, и ради веры их получающий прощение грехов (Лук. 5,19). 132. Лучше с благоговением молиться о ближнем, нежели обличать его во всяком согрешении. 133. Истинно кающийся подвергается осмеянию безумных. И это есть для него знак угождения Богу. 134. Подвизайся от всех воздержится (1Кор. 9,25), и не перестанет делать сего, доколе Господь не истребит семени Вавилонского. 135. Представь, что есть двенадцать безчестных страстей. Если ты одну из них произвольно возлюбишь, то она одна займет место одиннадцати. 136. Грех есть горящий огонь. По мере уменьшения вещества, он угасает, и по мере прибавления разгорается. 137. Превознесшись похвалами, ожидай безчестия. Ибо сказано: возносяйся смирится (Матф. 23,12). 138. Когда всякий произвольный порок отвергнем от мысли, тогда опять вступим в брань с давно укоренивщимися в нас страстями. 139. Преднапечатление есть невольное воспоминание прежних зол, которому подвижник не дает дойти до страсти, а победитель низлагает даже и самое приражение оного. 140. Приражение есть безвидное движение сердца, которым искусные овладевают предварительно на подобие замка. 141. Где образы помысла, там уже было согласие; ибо невиновное приражение есть безвидное движение сердца. Иной от них исторгается, как головня от огня; а иной не отвращается, пока не возжет пламени.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/621/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010