20. Восстань, Господь, да не гордится человек, да судятся народы пред Тобою. 21. Поставь, Господь, законодателя над ними, да помнит всякий средь народов, что он человек. 22. Почто, Господи, стоишь далече, скрываешь Себя во время скорбей? 23. Когда возгордится нечестивый, бедный страдает: да уловлены будут грешники в своих собственных ковах. 24. Хвалится грешный похотью души своей, и обидчик ублажает себя. 25. Раздражает Господа грешник: «Не взыщет в гневе Своём. Нет Бога пред ним». 26. Оскверняются пути его во всякое время; далеки суды Твои от лица его; всех врагов своих презирает. 27. Говорит в сердце своём: «не пошатнусь в род и род, не увижу зла». 28. Полны проклятия уста его, и злобы и лжи; под языком его муки и пагуба. 29. Сидит с богатыми в засаде, ища убить неповинного; глаза его за нищим следят. 30. Ловит тайком, как лев в логовище своём; подстерегает, чтобы схватить нищего, схватить нищего, увлекая его в сети свои. 31. Покорить его: наклонится тот и упадёт; и будет он господствовать над убогими. 32. Говорит в сердце своём: «забыл Бог , отвратил лицо Своё, не увидит никогда». 33. Восстань, Господи Боже мой, да вознесётся рука Твоя, не забудь убогих Твоих до конца. 34. Зачем прогневал нечестивый Бога? Сказал в сердце своём: «не взыщет». 35. Ты видишь, ибо Ты взираешь на обиду и притеснения, да предан будет грешник в руки Твои; Тебе предаст себя нищий, сирому будь Ты помощник. 36. Сокруши мышцу грешному и лукавому; будут искать и не найдут греха его. 37. Господь царь во веки, во веки веков; погибнете, язычники, с земли Его. 38. Господи, Ты услышал желание убогих, чаяниям сердца их внимает ухо Твоё. 39. Дай суд Твой сирому и угнетённому, да не величается больше человек на земле. Псалом 10 Начальнику хора. Псалом Давида. 1. На Господа надежда моя; скажете ли душе моей: «летай по горам, как птица»? 2. Вот грешники натянули лук, приготовили стрелы в колчане – подстрелить во мраке правого сердцем. 3. То, что Ты созидал, разрушили они; что же делать праведному? 4. Господь во храме святом Своём. Господь! На небесах престол Его, очи Его зрят на нищего; вежды Его испытуют сынов человеческих.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

Однажды, Иисус Христос обедал в доме одного начальника фарисеев, и говорил там разные нравоучения, применительно к обстоятельствам времени и лиц, с Ним возлежащих. Толпа народа уже ожидала Его, и потому, лишь только вышел Он из дома, обступила Его и пошла с Ним и за Ним ( Лук. 14:25 ). В ней по обыкновению, находились фарисеи и книжники, как всегдашние наблюдатели Его слов и дел, а за тем всякого рода грешники, между коими особенно видны были мытари. Мысль об Иуде, всегда близкая любящему сердцу Богочеловека, теперь, с появлением последних, возбудилась в Нем живее и с особенной силой. Лучшего случая к вразумлению ученика неверного, без обнаружения его неверности, не могло быть. Личностью , хотя и собирательной, присоединившихся мытарей, – приставников тоже неправедных, – вполне прикрывалась личность Иуды. Вследствие сего, Спаситель начинает говорить о признаках, или условиях истинного последования за Ним, несмотря на то, что об этом предмете, не за долго перед сим, уже было говорено 59 . Учение это предложено сначала открыто, а потом в двух небольших иносказаниях, и заключено так: Тако убо всяк от вас, иже не отречется всего своего имения не может быти Мой ученик (гл. 14, ст. 33). Судя по такому выводу, сказанному в конце притчи о царе, идущем на войну (ст. 31, 32) уже можно было предугадывать, что Иисус Христос повторяя учение об отречении от всех и всего, что в мире, намеревался высказать что-то особенное и важное, и именно, что-то вроде урока о непрестрастии к любостяжанию и сребролюбию, тем паче, что такой урок теперь, при виде сборщиков податей, был весьма благовременен и кстати, и что не без назидания могли слышать Его и все сопровождавшие Спасителя, не исключая и Апостолов, хотя, всей силой своей, он должен был пасть на сердце одного из них – Иуды. А что Спаситель, изображая признаки последователей Своих, действительно, имел какое-то особенное намерение, это видно из Его воззвания, которым возбуждалось всеобщее внимание в слушателях и которое употреблялось в случаях, только особенно важных: имеяй уши слышати, да слышит (ст. 35).

http://azbyka.ru/otechnik/Sofoniya_Sokol...

И так как самое соседство может вредить низшему, не могущему переносить высокомерия со стороны высшего и сильнейшего; то чрез Исаию говорится: горе совокупляющим дом к дому и село к селу приближающим до самой границы места (Исаии 5. 8). Сказанным нами мы ограничимся по отношению к народу того времени. Но это повеление может быть применимо и к нашим князьям, которые, подобно Фараону и египтянам, силою угнетают сынов Израилевых и не памятуют написанного: старейшину ли тя поставиша, не возносися, но буди в них, яко един от них (Сир. 32:1), и того, что Господь говорит в Евангелии от Луки (κατα’ Λουκν): аще речет раб той в сердцы своем: коснит господин мой приити, и начнет бити рабы и рабыни, ясти же и пити и упиватися. Приидет господин раба того в день, в он же не чает, и в час, в онже не вест, и растешет его и часть его с неверными положит (Лук. 12:45-46). Также в Евангелии от (secundum) Матфея Он в следующих наставлениях учит Своих учеников: весте, яко князи язык господствуют ими и велицы обладают ими. Не тако же будет в вас: но иже аще хощет в вас первый быти, да будет всем слуга. Сын человеческий не прииде, да послужат Ему, но послужити и дати душу Свою избавление за многих (Матф. 20:25-28). Если бы я захотел, то многое мог бы привести из Священных Писаний, где обуздывается высокомерие высших и где все призываются к смирению Господа, говорящего: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем (Матф 11:29).    То есть: если сложить числа 1†2†3†4.    Толк. гл. XL, ст. 33—43, стр. 199.    Вероятно, следует читать не выше (supra), а ниже то есть в ст.17 этой же главы.    Вместо выйдет (egrediemur), вероятно, должно читать войдет как следует заключать из последующего изложения этого места.     Virgil. Aen. lib. III v. 405.    Письмо 60 к Фабиоле. Твор. бл. Иеронима в русск. перев. ч. 2, стр. 171—192. Книга четырнадцатая    Что я должен был бы сказать в начале [объяснения] храма Иезевиилева, это, изменив порядок, скажу в конце, памятуя следующий стих:    Это тот дом, что полон труда, с бесконечным блужданьем,    о котором и в другом месте тот же поэт говорит:    Точно как лабиринт, на высоком острове Крите,    Множеством темных путей, говорят, был чудно запутан;    Тысячи разных дорог представлали обманчивый выход,    Тысячи признаков тех же вводили в обман беспрерывно.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Так молвив, в боренье Арджуна поник на дно колесницы, выронив лук и стрелы; его ум потрясен был горем» (Бхагавадгита. 1, 29–47). Человек испытывает боль и сострадание. А божественный Кришна? В эту минуту он находит для человека такие слова: «Покинув ничтожную слабость сердца, восстань, подвижник! Ты сожалеешь о тех, кому сожаленья не надо: познавшие не скорбят ни о живых, ни об ушедших. Эти тела преходящи, именуется вечным носитель тела. Итак, сражайся, Бхарата! Рожденный неизбежно умрет, умерший неизбежно родится; о неотвратимом ты сокрушаться не должен» (Там же. 1, 3, 18, 26). Все это Кришна говорит «как бы с улыбкой» (Там же. 2, 10). «И без тебя погибнут все воины, стоящие друг против друга. Поэтому – воспрянь, победи врагов, достигни славы, насладись цветущим царством, ибо Я раньше их поразил, ты будь лишь орудием, как воин, стоящий слева. Всех богатырей, убитых мною в сраженье, рази не колеблясь» (Там же. 11, 32–34). Не буду вступать в спор с философией, которая стоит за этими словами. Скажу лишь, что такая улыбка невозможна на лике Того, Кто плакал на пути к гробнице Своего друга Лазаря (см.: Ин. 11, 35). Такой совет невозможен в устах Того, Кто сказал о каждом человеке: Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф. 25, 40). И в божестве, которое благословляет на массовые убийства ради исполнения «кармически» сословного долга, нельзя признать Бога любви [ 7 ]… Итак, высшая богословская формула гласит: «Бог есть любовь». Мы уже много говорим о любви, но еще не дали ее определения. Что ж, самую глубокую формулу любви можно почерпнуть из Евангелия: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15, 13). Подлинная любовь стремится отождествить себя с любимым человеком. Здесь поистине двое в одну плоть да будут (см.: Быт. 2, 24) [ 8 ]. В любви нервная периферия любящего расширяется и вбирает в себя боли и радости любимого человека. И потому путь любви – это вынесение своего жизненного центра из себя в другого. Это – дарение, отдача, жертва.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

«Дщери иерусалимския, не плачитеся о Мне, обаче себе плачите и чад ваших...» «Дщери иерусалимския» – любвеобильное обращение, указывающее на благорасположение Господа к этим женщинам, выражавшим Ему такое трогательное сочувствие. Господь как бы забывает о предстоящих Ему страданиях и духовный взор Его обращается к будущему избранного народа, к тому страшному наказанию, которое постигнет его за отвержение Мессии. «Плачьте о себе и о детях ваших» – в этих словах Господь предупреждает их о бедствиях, имеющих постигнуть их и детей их. Тут Он как будто имеет в виду ту страшную клятву, которую так легкомысленно навлекли на себя иудеи, кричавшие: «Кровь Его на нас и на детях наших» ( Мф. 27:25 ). «Се, дние грядут...» – приходят, приближаются дни страшных бедствий, когда высшее благословение чадородия превратится в проклятие и будут считаться блаженными те, которые считались ранее находящимися под гневом Божиим, как неплодные, нерождающие. «Тогда начнут глаголати горам: падите на ны...» – столь велики будут бедствия. Речь здесь идет несомненно о разрушении Иерусалима Титом в 70-м году по Р. Хр. «Аще в сурове древе сия творят» – ибо если с зеленеющим деревом это делают, – «в сусе что будет?» – то с сухим, что будет? Это, видимо, народное присловие. Под «зеленеющим деревом», полным жизни, Господь разумеет Себя; под «сухим деревом» – народ иудейский. Если Ему, Невинному, не дали пощады, то что будет с виновным народом? «Огнь идет на Иудею (ср. Иез. 20:47 ); если зеленое дерево сгорело, то с какою же силою он будет истреблять сухое?» (Еп. Михаил). 28. РАСПЯТИЕ ( Матф. 27:33–44 ; Марк. 15:22–32 ; Лук. 23:33–38 ; Иоан. 19:18–24 ) Согласно повествованию всех четырех Евангелистов, Господа привели на место, называемое Голгофа, что значит: «лобное место» и там распяли Его посреди двух разбойников, о которых св. Лука сообщает, что их тоже вели на смерть вместе с Ним. «Голгофа», или «лобное место» – это был небольшой холм, находившийся в то время вне городских стен Иерусалима к северо-западу.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

120. Скрытный злодей злобнее явно обижающих; потому он зле и наказывается. 121. Сплетающий козни и скрытно делающий зло есть змий, по Писанию, седяй на пути и угрызаяй пяту конску (Быт. 49, 17). 122. Кто в одно и тоже время за одно похваляет, а за другое укоряет ближняго, тот одержим тщеславием и завистию: похвалами покушается он прикрыть зависть, а укорами выставляет себя лучшим его. 123. Как нельзя пасти вместе овец и волков, так невозможно получить милость тому, кто коварно действует в отношении к ближнему своему. 124. Кто к заповеди тайно примешивает свою волю, тот прелюбодей есть, как показано в Премудрости, и за скудость ума болезни и безчестие понесет (Притч. 6, 32. 33). 125. Как вода и огонь не сходятся по противоположности, так противны друг другу самооправдание и смирение. 126. Ищущий оставления грехов, любит смиренномудрие; а осуждающий другаго запечатытает (закрепляет за собою) свои злыя дела. 127. Не оставляй не изглажденным греха, хотя бы он был самый маленький; чтоб в последствии он не повел тебя к грехам большим. 128. Если хочешь спастися, возлюби истинное слово (слово правды о себе), и никогда неразсудно не отвергай обличения. 129. Слово истины переменило порождения эхиднины, и указало им, как избежать будущаго гнева (Матф. 3, 7). 130. Приемлющий слова истины, приемлет Бога–Слова; ибо говорит, приемляй вас Мене приемлет (Матф. 10, 40). 131. Разслабленный, свешенный сквозь кровлю, есть грешник, по Богу обличаемый верными и ради веры их получающий оставление (грехов) (Лук. 5, 19). 132. Лучше с благоговением (благожелательно) молиться о ближнем, нежели обличать его во всяком согрешении. 133. Истинно кающийся подвергается поруганию от неразумных. Но это есть для него признак благоугодности (Богу его покаяния). 134. Подвизаяйся от всех воздержится (1 Кор. 9, 25); и не перестает (от подвига), пока Господь не истребит семени Вавилонскаго. 135. Представь, что есть двенадцать страстей безчестия. Если ты волею возлюбишь хоть одну из них, то она восполнит место и остальных одиннадцати.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

19) Каких благ благодати делается кто причастным по Божиему благоволению, те и другим независтно долженствует он передавать, по слову Господню: туне приясте, туне дадите (Мф. 10, 8). Скрывающий под землею дар оклеветывает даровавшаго, будто он жесток (Мф, 25, 24), и отрицается от добродетели, ради щадения плоти. Кто же врагам продает истину, тот потом будучи осужден и как славолюбивый, не перенося безславия, удавление приемлет 29]. 20) Тем, которые еще боятся брани против страстей и страшатся нападения невидимых врагов надлежит молчать, т. е. в борьбе за добродетель не следует употреблять способ противоречия, но обращаться к молитве, предав Богупопечение о себе и защиту свою: каковым говорится в книге Исхода: Господь поборет по вас, вы же умолкните (Исх. 14, 14). Тем же, кои по поражении гонящих их врагов, взыщут, в чувствах благодарения, уразуметь какой бы им начать образ добродетели, следует иметь только открытым сердечное ухо и внимать что речет Господь, как повелено было Израилю: слыши Израилю (Втор. 6, 4)! А кто по очищении сердца неудержно вожделевает Божественнаго ведения, тому благоприлично благоговейное дерзновение, в следствие коего ему речется: что вопиеши ко Мне (Исх. 14, 15)? Итак кому, ради страха, положено молчание, тому прилично только прибегание к Богу; кому же повелевается слушать, тому приличествует готовность к услышанию и исполнению заповедей Божественных; а достигшему духовнаго разумения, пригодно непрестанное в молитве вопияние, как с испрашиванием отвращения зол, так с изъявлением благодарения за полученныя 30]. 21) Душа никогда не может простертися к познанию Бога, если Сам Бог, по благоснисхождению к ней, не коснется ея и не возведет ее к Себе. И ум человеческий никогда не мог бы настолько востечь горе, чтобы приять некое Божественное озарение, если бы Сам Бог не восторгал его, сколько возможно уму человеческому восторжену быть, и не просвещал Божественными осияниями 31]. 22) Верующий только, по Евангелию, сдвигает гору (Мф. 17, 19) греха деятельною в добре жизнию, исторгая из себя прежнее пристрастие к чувственным вещам, непостоянным и изменчивым. Кто же возмог сделаться учеником, тот приемля от Слова руками преломления (ломти) хлебов духовнаго ведения, насыщет ижи тысячи, делами показывая размножающую силуСлова (Мф. 15, 32 и д.). А возмогший быть и Апостолом, врачует всяк недуг и всяку болезнь и бисов изгоняет (Мф. 10, 1): изгоняет бесов т. е. прогоняет действо страстей; болезни исцеляет, т. е. упованием возводит к благочестивому настроению лишившихся онаго; недуги врачует, т. е. разслабевших от лености возбуждает и укрепляет словом о суде. Но получивший власть наступать на змию и скорпию (Лук. 10, 19) истребляет начало и конец греха 33].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

В этом смысле встречаем употребление слова: ιν и в Новом Завете. 1Кор. 8:13 : Аще брашно соблазняет брата моего, не имам ясти мяса во веки, ις τν ινα, т.е. во всю мою жизнь. Иоан. 9:32 : от века (κ το ινος) несть слышано, яко кто отверзе очи слепу рожденну, т. е. от древних времен неслышно. Некоторые ограничивали век известным протяжением времени, именно: Иероним на основании Иерем. 25:10,11 (в поношение вечное – поработают 70 лет) считал век в 70 лет. Дамаскин (Lib. 2, cap. 1.), неизвестно на каком основании, полагал его в 1000 лет: αν λγεται τν χιλων τν χρνος. Более принято равнять век столетию. Но главное, не употреблявшееся у классиков, значение слова αν то, что под этим понятием священные писатели разумели мир и все еже в мире. Такое значение перенесено на слово αν с Еврейского olam; Псал. 72:12 : а вот сии нечестивые счастливцы мира (гобзующии в веке, ες ανα) умножают богатство; Евр. 1:2 . Имже и веки сотвори, δι’ ο κα τος ανας ποησεν; 11:3: Верою разумеваем совершитися веком, κατηρτσϑαι τος ινας, глаголом Божиим, во еже от неявляемых видимым быти – Апостол здесь говорит о сотворении мира и всех вещей в мире из ничего. 1Тим. 1:17 : Царю же веков нетленному Богу... честь и слава. Здесь Бог называется царем веков не в смысле царь времен, но в смысле царь и владыка всего существующего во времени. Это соединенное со словом: αν понятие о мире и предметах, существующих в мире, раздробляется у писателей новозаветных на два понятия – о мире видимом, настоящем, греховном, плотском и о мире будущем, чистом и святом. Худое значение слова: век изобразил Тацит (Germ. 19.) в следующих словах: corrumpere et corrumpi seculum vocatur – повреждать и быть поврежденным – вот что называется веком. Алостол слово: ιν заменяет иногда словом: κσμος, понимаемым также в смысле испорченного общества людей, следующих в жизни не внушениям духа, а плоти. 1Кор. 2: 61 Глаголем премудрость не века сего; а в 1 гл. ст. 20 вместо века поставляет: мира; не обуи ли Бог премудрость мира сего? Спаситель противополагает дух века свету, и говорит, что сынове века сего мудрейши паче сынов света ( Лук. 16:8 .), т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Зане буее Божие премудрее человек есть» (1Кор. 1:21—25). Иудеям служит это соблазном потому, что они, слыша священ­ное Писанье, говорящее о Мессии, которого они ждут: «Господь рече ко Мне: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя: проси от Мене, и дам Ти языки достояние Твое и одержание Твое концы земли», и далее, что следует за этим (Пс. 2:7. 8), и понимая Писанье по плотскому, а не духовно, ожидают, что Он будет всемирным царем в смысле человеческих понятий о сем, и придет к ним на помощь, обилующий богатством и сла­вою и окруженный бесчисленным вооруженным воин­ством; видя же и слыша случившееся все противное их понятиям и питаемым ими надеждам, — сильно соблазняются, и никак не хотят признать Мессиею почитаемого и покланяемого нами Иисуса Христа, Господа и Бога нашего. Для еллинов же кажется безумьем покланяемая нами непорочная вера, которую Павел проповедовал им на ареопаге (Деян. 17:22—32), утверждая, что Распятый есть истинный Бог, и что чрез сего Распятого Бог будет судить вселенную по правде, «воскресив Его из мертвых»; они же, слышавше воскресение мертвых, ругахуся». И это то безумное ругание неверных елли­нов божественный апостол Павел называет буйством, а не евангельскую и апостольскую проповедь и возве­щаемую ею тайну. Ибо он говорит далее: «самем же званным иудеем же и еллином», то есть, которые призваны были божественною благодатью и святыми апостолами, и всей душой уверовали во Христа Бога нашего, — этим, говорит, проповедуем не соблазн и не буйство, но «Христа Божию силу и Божию премудрость». «Силу»: так как чрез Него и Им, Спасителем, сокрушена окончательно вся крепость бесов, и идольская прелесть совершенно исчезла с лица земли, как и пророческое слово пред­возвестило, говоря: «врагу оскудеиа оружия в конец и грады разрушил еси» (Пс. 9:7). И Господь сказал Своим ученикам: «се, даю вам власть наступати на змию и на скорпию и на всю силу вражию» (Лук. 10:19), как и Давидово пророчество предвозвещает, говоря: «глас Господа, сокрушающего кедры, и стрыет Господь кедры Ливанския» (Пс.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3607...

Их убивать не желаю. После убийства что за радость нам будет? Ведь погубив свой род, как можем счастливыми быть? Горе, увы, тяжкий грех мы совершить замышляем: ради желания царских услад погубить своих кровных. Так молвив, в боренье Арджуна поник на дно колесницы, выронив лук и стрелы; его ум потрясен был горем» (Бхагавадгита. 1, 29–47). Человек испытывает боль и сострадание. А божественный Кришна? В эту минуту он находит для человека такие слова: «Покинув ничтожную слабость сердца, восстань, подвижник! Ты сожалеешь о тех, кому сожаленья не надо: познавшие не скорбят ни о живых, ни об ушедших. Эти тела преходящи, именуется вечным носитель тела. Итак, сражайся, Бхарата! Рожденный неизбежно умрет, умерший неизбежно родится; о неотвратимом ты сокрушаться не должен» (Там же. 1, 3, 18, 26). Все это Кришна говорит «как бы с улыбкой» (Там же. 2, 10). «И без тебя погибнут все воины, стоящие друг против друга. Поэтому – воспрянь, победи врагов, достигни славы, насладись цветущим царством, ибо Я раньше их поразил, ты будь лишь орудием, как воин, стоящий слева. Всех богатырей, убитых мною в сраженье, рази не колеблясь» (Там же. 11, 32–34). Не буду вступать в спор с философией, которая стоит за этими словами. Скажу лишь, что такая улыбка невозможна на лике Того, Кто плакал на пути к гробнице Своего друга Лазаря (см.: Ин.11:35 ). Такой совет невозможен в устах Того, Кто сказал о каждом человеке: Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне ( Мф.25:40 ). И в божестве, которое благословляет на массовые убийства ради исполнения «кармически» сословного долга, нельзя признать Бога любви 125 … Греческие боги и герои – и те проявляли в подобных ситуациях больше человечности: Антигона сказала своему брату Полинику, пробуя отговорить его от мести другому брату, те слова, которых не смог сказать Кришна: «Зачем же гневу поддаваться вновь? Какая польза родину разрушить» (Софокл. Эдип в Колоне. 1469-1470) И все-таки Евангелие… Итак, высшая богословская формула гласит: «Бог есть любовь». Мы уже много говорим о любви, но еще не дали ее определения. Что ж, самую глубокую формулу любви можно почерпнуть из Евангелия: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих ( Ин.15:13 ). Подлинная любовь стремится отождествить себя с любимым человеком. Здесь поистине двое в одну плоть да будут (см.: Быт.2:24 ) 126 . В любви нервная периферия любящего расширяется и вбирает в себя боли и радости любимого человека. И потому путь любви – это вынесение своего жизненного центра из себя в другого. Это – дарение, отдача, жертва.

http://azbyka.ru/dary-i-anafemy-chto-xri...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010