От мужей Апостольских первого века сохранилось лишь несколько, и то кратких, посланий; к счастью, и в этих немногих, но драгоценных памятниках, находится немало свидетельств о нашем четвероевангелии. Св. Игнатий Богоносец , епископ Антиохийский († 107 г.), лично знавший многих Апостолов, и большую часть жизни проведший при св. Иоанне Богослове,– а) упоминает о разделении св. Писания на Евангелие (которое, значит, существовало), Апостолов и Пророков 412 ; б) убеждает держаться учения Христова тех верующих, которые говорили: «если не найду в архивах, то не поверю Евангелию» 413 ; в) выражает мысль, что Евангелие содержит в себе истории о пришествии, страдании и воскресении Спасителя 414 ; г) и, наконец, приводит места из Евангелий от Матфея и от Луки 415 , хотя не упоминает, откуда их заимствует. В послании св. Варнавы, написанном около 76 года, находятся два точных места из Евангелия от Матфея, а именно; не приидох призвати праведники, но грешники на покаяние 416 (Epist. cap. 5 – Матф. 9, 13 ); мнози суть звани, мало же избранных (ibid. с. 4 – Матф. 22, 14 ), и – одно место из Евангелия от Луки; всякому, просящему у тебе, дай 417 (ibid. с. 19 – Лук. 6, 30 ). Но всего замечательней то, что приводя слова; мнози суть звани..., муж Апостольский присовокупил: как написано 418 , и таким образом засвидетельствовал, что он заимствовал эти слова не из какого-либо устного предания, а из письменного. Наконец, св. Климент Римский , живший и обращавшийся со многими Апостолами, особенно с Петром и Павлом,– а) в первом своём послании к Коринфянам приводит, хоть и не буквально, многие изречения Спасителя, находящиеся в трёх первых наших Евангелиях, и приводя приглашает Христиан, только вспомнить эти изречения,– чем, очевидно, предполагается, что они, а, следовательно, и Евангелия, были уже известны верующим 419 ; б) во втором же своём послании к Коринфянам, кроме того, что приводит места из Евангелий от Матвея и от Луки 420 , в одном случае употребляет при этом выражение: говорит Писание 421 , а в другом: говорит Господь в Евангелии 422 , хотя и не везде буква в букву предлагает самые тексты.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

В оней соборней и великими клятвами утвержденей книзе, в литургии святого Златоуста, на листах 123-м и 124 написано о благословении рукой дискоса и чаши и о поклонении на Христова словеса – сице: благословляти же рукою и чашу единому токмо патриарху. Посем же тамо напечатано: глаголет патриарх: приимите, ядите сие есть 149 тело мое, еже за вы ложимое во оставление грехов. Лик творит поклон, поя: аминь. Патриарх же тайно глаголет: подобны и чашу по вечери, глаголя: – и показуя патриарх ко святому потиру, глаголет: пейте от нея вси, сие есть кровь моя нового завета, яже за вы и за многия излеваемая во оставление грехов. Лик поклоняется поет: Аминь. – А в службе святого Великого Василия о благословении рукою дискона и чаши при изречении Христовых словес на л. 200 и 2001 напечатано сице: патриарх приклоняет главу, воздвиг десницу свою со благословением, благословляет святый хлеб, возглашает глаголя: даде святым своим учеником и проч... Подобне патриарх благословляет рукою при наречении словес Христовых и чашу. – Се зрите, православные восточныя святые церкве истинные ада, како о поклонении на Христова словеса светло напечатано, и же тако не имут творити 150 и тии вси страшными клятвами прокляты. – Обаче сами тии духовнии, иже ону книгу архиерейский служебник исповедоша быти свидетельствован со всякими испытанным прилежным тщанием со древних греческих рукописьменных и словенских книг, тоя своея клятвы не страшащиеся и оную клятву преступающе, Христовых словес не почитают и поклонения нискаго и богоподобного не творят и творити не хощут. Людям закон прописуют и не творящих того клятвами страшными связуют, а сами тии оного творити не хощут. Людям что деяти повелевают, то сами явно и без всякого страха преступают. Увы такову от них народному соблазнительному преступлению! Но сии есь от них народному соблазнительному преступлению! Но сии есть от них народу вящий соблазн, яко еже сами себе и народу установляются и поведают то древнее, а не новое, быти, – темже без всякого изменения во веки хранити то заповедают; 151 а потом сами же творити того не хощут и людям то деяти запрещают, и что прежде утверждали себе и людям поведают быти во вечную душевную погибель. – А иже им правду о сем их непостоянстве, яко они тем народ возмущают, глаголет, – и оных без всякого рассуждения проклинают, утверждающеся сими Христовыми словесы: слушай вас мене слушает, а отметаяйся вас мене отметается, отметаяйжеся мене отметается пославшего мя. ( Лук. 8 . зач. 51) И оными – елика, аще свяжете на земли, будут связана на небеси и елика разрешите, а земли будут разрешени на небеси ( Мф. 16 зач. 67; Мр. 18 , зач. 76).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Дальнейшее обозрение памятников начнем с лицевых Евангелий. В Евангелии публ. библ. 21 (л. 9 об.): стол-сигма; за ним возлежат Иисус Христос и двенадцать апостолов; на столе чаша с рыбой. Иисус Христос держит в левой руке хлеб (?), а правой делает жест, выражающий собеседование; апостолы отвечают также жестами, обнаруживающими патетический момент беседы о предателе 1779 . Предатель сидит на отдаленном конце стола и простирает руку к сосуду. В Евангелии 74 (л. 53) 1780 : стол-сигма, на нем три сосуда, в среднем – рыба; перед каждым из участников вечери лежит кусок хлеба. Иисус Христос в голубой тунике и золотом иматии – на обычном месте; сидящий рядом с Ним молодой Иоанн опускает на Его грудь свою голову. Ап. Петр на другом конце стола; Иуда, близко к середине (8-й от Иисуса Христа) стола, простирает руку к рыбе. Апостолы в смятении, смотрят на Иуду; все они, кроме Иуды, в нимбах. Та же миниатюра с некоторыми вариантами повторена еще несколько раз в этом кодексе: л. 95 (Иуда с рыжеватыми волосами простирает руку к рыбе и дерзко смотрит на Иисуса Христа), 156 (слуга подает к столу золотой сосуд; другой сосуд стоит на огне), 157 (Иоанн, седой старец, склоняет голову на грудь Иисуса Христа; Иуда в нимбе, но лицо его стерто), 195 (в руке Иисуса Христа хлеб с крестообразным орнаментом, у апостолов куски, по сторонам стола шаблонные палаты, Иуда без нимба) и 196. Елисаветградское Евангелие, зач. Матф. 108 , Марк. 64 , Лук. 108 , Иоанн. 44–45 (Иуда – брюнет). Лаврентиевское Евангелие, л. 53 об., 91 об. (Иоанн сидит рядом с Иисусом Христом; лицо Иуды запачкано киноварью, означающей, может быть, кровавый умысел предателя). Гелатское Евангелие 1781 , л. 78, 131, 210 и 259 об.: изображения имеют незначительные отличия, уже описанные нами в особой статье о гелатском Евангелии (рис. 123) 1782 . 123. Миниатюра гелатского Евангелия. Евангелие нац. библ. 115, л. 128 (возле стола светильник; возле Иисуса Христа сидит ап. Петр, а не Иоанн; Иуда не простирает руку к сосуду), еще л. 428 (изображение стерто). Евангелие университетской библ. в Афинах, л. 270 (на столе стоит чаша вроде церковного потира, хлебы, нож; в потире красная рыбка). Евангелие нац. библ. 54, л. 96 об. (ап. Петр, со свитком и жестом, занимая свое обычное место, беседует с Иисусом Христом 1783 ); то же в афоноиверском Евангелии 5, л. 117. Евангелие публ. библ. 105, л. 60 1784 118, л. 384 (стол овальный; Иоанн спит возле Иисуса Христа; апостолы ведут между собой оживленную беседу). В коптском Евангелии нац. библ. (л. 76 об.) соблюдена византийская схема, но рельефно оттенена личность Иуды: нимб его – черный ободок 1785 , между тем как все апостолы в золотых нимбах; он простирает к сосуду свою черную руку (=знак злодейского настроения предателя); на ухо ему шепчет черный демон, подстрекая к предательству. Иуда занимает место ап. Петра, как в псалтири Лобкова.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

2.65. Монаху Галлу. Что тебе пользы от страннической жизни, от труда подвижнического и великого самоизнурения, когда снова обращаешься сердцем к Египту, каждый почти день собеседуешь со своими домашними посредством писем, и пламенная любовь к родству запинает тебя на пути к совершенству? Разве не слыхал ты, что Господь возразил Марии, искавшей Его между сродниками (Лук. 2, 49), и как того, кто отца или мать любит более Его, признал недостойным Его (Матф. 10, 37), а сими словами твердо постановил снимать с себя родственные узы? Если оставил ты Харран, что переводится «нора», а сие означает «чувство», и вышел «из юдоли Хеврона», то есть от унизительных дел греха и из пустыни, в которой можно заблудиться, то спеши, подобно патриархам, переселиться в Дофаим (Быт 37, 14), то есть в достаточное оставление плотского пристрастия. Ибо Дофаим означает «достаточное оставление», достигнуть которого подвизаются все стремящииеся к блаженнейшему бесстрастию. 2.72. Комазию, монаху из риторов. Этот сор, эту пыль, эту грязную кучу эллинских книг — к чему по отречении от мира так тщательно ты собираешь в монастырь без пользы, а более того — со вредом? Отвечай нам, славный собиратель суемудрия и окаянства. 2.76. Неадию, Олимпию, Андромаху, Юлию, Химазию: монахам — любителям тяжб. Кому–нибудь из благомыслящих, увидевшему ваше нерадение о Божественном и ревность о Богочестии одного с вами рода воинов, прилично теперь сказать что благоговейные воины псалмопениями, молитвами отправлением своих обязанностей и неусыпным пребыванием в церкви препобедили рассвирепевших гневливых, богоненавистных монахов, которые отреклись от приличного им безмолвия и служения молитвами и псалмами, забыли священный обет и принятый на себя образ, оставили место своего подвижничества и бесстыдно хлопочут о чужих делах, непрестанно проводят время в мирских судилищах и вносят туда несказанный шум и мятеж. Так что сами народные начальники смеются за это над вами и крайне осуждают вас. 2.84. Монаху Фавсту. Власяная одежда требует, конечно, смиренного образа мыслей. Потому что праведным, которые подражают своему Владыке, всего вожделеннее смиренномудрие. А если надмеваешься, каждый день ссоришься, иных биешь и подражаешь умоисступленным, то для чего носишь власяницу? Твоя одежда не соответствует расположению души. Монашеская жизнь обязывает любить истину и правду, а не лицемерие, не притворство, не одну личину истины и правды.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Потом, оставившись в Георгиевском монастыре в 1852 году 76 , дабы не упускать из вида предположенной внутренней цели и видеть удобство и запинание упражнений духовных, указывающие путь к смиренному сознанию собственного небрежения, в начале генваря составлен последовательный «Перечень» по сему предмету, за сим следующий 77 , который и есть продолжение изложенному доселе, с 53 номера. 78 Приложение IV. Трактат о влиянии призывания Имени Божия на жизнь (Муз-9265. Л. 344–359 об.) О силе Имени Иисуса Христа Имя или название, правильно данное какому-нибудь предмету или вещи, непременно должно заключать в себе или свойство, или силу, или отношение его 99 к другим предметам. Все имена вещей чувственных, содержа внутреннюю силу их и свойства в самих себе, не имеют ни на что влияния сами по себе, без участия внутренней силы духа человеческого. Предметы мира духовного несравненно тоньше, имена их неуподобимо выше, отношения их теснее, союз крепче, влияния сильнее, сферы обширнее, а посему и сила, сосредоточенная в их наименованиях, выражает себя иначе, возвышеннее, непосредственнее, как и Божественное Имя Иисуса Христа, изреченное Отцем светов, сосредотачивающее в себе высочайшие черты характера Бога Сына – черты всемогущества и любви, Царства и спасения, – действует самосущно, беспосредственно… Сильно и свято Имя Божие ( Лук. 1:49 ) как силен и свят Сам Бог . Им очищаемся мы от прирожденного греха, Им возрождаемся в крещении, Им омываемся в покаянии, Им хлеб и вино пресуществляется в Тело и Кровь Христову, пред Ним благоговеют Ангелы, Его трепещут духи тьмы. Силе Его покаряется всякая премудрость, даже самая чувственная природа ради Его изменяет непременные свои законы (Иис. Нав. 100 ). Как могущественно, как велико и сильно Имя Иисуса Христа!.. Однако ж сии благотворные влияния Имени Божия на нас требуют известных условий со стороны человека, дабы обнаружить внутреннюю силу свою пред очами каждого, требуют живой веры и совершенной преданности в волю Божию. Так заключается вообще… Но таково токмо заключение 101 о силе и влиянии Святейшего Имени Иисуса недостаточно 102 . Любомудрое око христолюбца 103 должно прозирать далее, должно еще раскрыть самостоятельную, самодвижную 104 , непосредственную, магическую 105 силу в Божественном Имени Иисуса Христа, проявляющуюся в призывании Оного.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/is...

Подтверждением служит между прочим вышеупомянутая нами карикатура на распятие. Ноги карикатурного изображения с ослиной головой поставлены на suppedaneum (подножие, или подножная скамейка): явно, что карикатуристу был известен этот способ укрепления тел на кресте. Но чаще всего употреблялось для этой цели сиденье, помещавшееся на средине креста. На это сиденье могли опираться, или садиться верхом распятые. Отсюда выражения in cruce sedere (сидеть на кресте), cruce vehi, cruce inequitare (сидеть верхом на кресте) in cruce requiescere (покоиться, отдыхать на кресте). Это сиденье (πγμα sedile) имело форму выдававшегося вперед рога. Существование его подтверждается самыми ясными свидетельствами отцев и писателей древности, и, между прочим, свидетельствами св. Иустина мученика (†163) 72 и св. Иринея (†202) 73 . Спаситель признал Себя царем – хотя и не от мира сего; и вот воины издеваются над его царским достоинством. Они сплетают венок из терния и возлагают на главу Его вместо короны. Цари земные носят венцы золотые, а царь небесный носил венец терновый. Многие новейшие археологи думают, что терновый венец Спасителя сделан был из Lyceums spin sum – шиповника, растущего и теперь около Иерусалима в большом количестве. Трудно решить, с терновым ли венцом, или без него, распят был Спаситель. Тертуллиан 74 и Ориген 75 отвечают утвердительно. И если Калмет 76 их мнение признает неосновательным, то противное мнение, им принимаемое, может похвалиться еще меньшей основательностью. По римскому обычаю преступление распятого писалось в кратких словах на доске, и доска прикреплялась ко кресту. Сообразно с этим обычаем Пилат приказал написать на доске, что Распятый есть Иисус Назарянин, царь (мнимый) Иудейский. Эта доска была прикреплена ко кресту. По сказанию евангелистов надпись была сделана на трех языках – латинском, греческом и еврейском ( Лук. 23. 38 ), для того чтобы все мимоходящие могли читать ее. Некоторые компетентные богословы 77 высказывают догадку, что у Евангелиста Марка записана латинская надпись, у Луки греческая, у Иоанна еврейская.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickij/...

61. " Ты что ж, — сказала женщина с упреком, — Горящий взгляд стремишь к живым огням, А что за ними — не окинешь оком? " 64. И я увидел: вслед, как вслед вождям, Чреда людей, вся в белом, выступала, И белизны такой не ведать нам. 67. Вода налево от меня сверкала И возвращала мне мой левый бок, Едва я озирался, — как зерцало. 70. Когда я был настолько недалек, Что мы всего лишь речкой разделялись, Я шаг прервал и лучше видеть мог. 73. А огоньки все ближе надвигались, И, словно кистью проведены, За ними волны, крася воздух, стлались; 76. Все семь полос, отчетливо видны, Напоминали яркими цветами Лук солнца или перевязь луны.  79. Длину, всех этих стягов я глазами Не озирал; меж крайними просвет Измерился бы десятью шагами. 82. Под чудной сенью шло двенадцать чет Маститых старцев  , двигаясь степенно, И каждого венчал лилейный цвет. 85. Все воспевали песнь: " Благословенна Ты в дочерях Адама, и светла Краса твоя и навсегда нетленна! " 88. Когда чреда избранная прошла И свежую траву освободила, Которою та сторона цвела, — 91. Как вслед светилам вставшие светила, Четыре зверя  взор мой различил. Их лбы листва зеленая обвила; 94. У каждого — шесть оперенных крыл; Крыла — полны очей; я лишь означу, Что так смотрел бы Аргус  , если б жил. 97. Чтоб начертать их облик, я не трачу Стихов, читатель; непосильно мне При щедрости исполнить всю задачу. 100. Прочти Езекииля  ; он вполне Их описал, от северного края Идущих в ветре, в туче и в огне. 103. Как на его листах, совсем такая Наружность их; в одной лишь из статей Я с Иоанном — крылья исчисляя. 106. Двуколая, меж четырех зверей Победная повозка  возвышалась, И впряженный Грифон  шел перед ней. 109. Он крылья так держал, что отделялась Срединная от трех и трех полос, И ни одна разъятьем не ломалась. 112. К вершинам крыл я тщетно взгляд вознес; Он был золототел, где он был птицей, А в остальном — как смесь лилей и роз. 115. Не то, чтоб Август равной колесницей Не тешил Рима, или Сципион,  — Сам выезд Солнца  был бедней сторицей, 118.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

Не став необходимым оттого, Как и ладьи вниз по реке движенье- От взгляда, отразившего его. 43. Оттуда  так, как в уши входит пенье Органных труб, все то, что предстоит Тебе во времени, мне входит в зренье. 46. Как покидал Афины Ипполит, Злой мачехой гонимый в гневе яром  , Так и тебе Флоренция велит.  49. Того хотят, о том хлопочут с жаром И нужного достигнут без труда Там, где Христос вседневным стал товаром.  52. Вину молва возложит, как всегда, На тех, кто пострадал; но злодеянья Изобличатся правдой в час суда. 55. Ты бросишь все, к чему твои желанья Стремились нежно; эту язву нам Всего быстрей наносит лук изгнанья. 48. Ты будешь знать, как горестен устам Чужой ломоть, как трудно на чужбине Сходить и восходить по ступеням. 61. Но худшим гнетом для тебя отныне Общенье будет глупых и дурных, Поверженных с тобою в той долине. 64. Безумство, злость, неблагодарность их Ты сам познаешь  ; но виски при этом Не у тебя зардеют  , а у них. 67. Об их скотстве объявят перед светом Поступки их; и будет честь тебе, Что ты остался сам себе клевретом. 70. Твой первый дом в скитальческой судьбе Тебе создаст Ломбардец знаменитый,  С орлом святым над лестницей в гербе. 73. Тебя укроет сень такой защиты, Что будут просьба и ответ у вас В порядке необычном перевиты. 76. С ним будет тот  , кто принял в первый час Такую мощь от этого светила  , Что блеском дел прославится не раз. 79. Его толпа еще не отличила По юности, и небо вечный свод Вокруг него лишь девять лет кружило; 82. Но раньше, чем Гасконец проведет Высокого Арриго  , безразличье К богатствам и к невзгодам в нем сверкнет. 85. Так громко щедрое его величье Прославится, что даже у врагов Оно развяжет их косноязычье. 88. Отдайся смело под его покров; Через него судьба преобразится Для многих богачей и бедняков. 91. В твоем уме о нем да впечатлится, Но ты молчи... " — и тут он мне открыл Невероятное для очевидца. 94. Затем добавил: " Сын, я пояснил То, что тебе сказали; козни эти Круговорот недальний затаил. 97. Но не завидуй тем, кто ставил сети: Давно отмщенной будет их вина, А ты, как прежде, будешь жить на свете " .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010