(с. 76) Агапа в III в     Агапа в начале III в. продолжает занимать главное место среди церковных служб после евхаристии, хотя начинает уже терять свое значение в пользу утрени, и к концу III в. становится второстепенной и редкой службой. Едва не у каждого их писателей III в. и в каждом их описанных канонических памятников этого века есть речь об агапе. Вот свидетельства о ней в приблизительно-хронологическом порядке. Каждое из них указывает новую черту в ритуале агапы, и все вместе дают очень полную картину этой своеобразной службы в век наибольшего расцвета ее. Агапа по Клименту Александрийскому    Климент Александрийский, восставая в своем «Педагоге» против неумеренности на агапах, прежде всего выясняет их глубокий внутренний смысл и значение. Это – «прекрасное спасительное учреждение Логоса... Агапы по истине небесная пища, пиршество Слова (στασις λογικ)... И если ты любишь Господа Бога твоего и ближнего твоего, то это праздничное и блаженное торжество, имея свойства небесного, происходит уже как бы на небесах... Агапы — дело чистое и достойное Бога, и их цель вспомоществование. Радости вечерей любви, вследствие участия в них многих, действуют на любовь оживляющим образом, они – предчувствие радости вечной... Что так именно должно участвовать на агапах открывается из того, что при этом мы принимаем пищу (βρω σις) Христову». Эти места, по-видимому, говорят за то, что евхаристия продолжала соединяться с агапой.    Вместе с тем ученый александриец оставил нам важные сведения и о внешней стороне агап. Он дает чуть ли не полный список кушаний, принятых на агапах. «Осмеливаются некоторые», говорит Климент, «дерзким языком давать имя агап каким-то пирушкам (δειπναρια), пахнущим жареным жиром (κνσσης) и супами (ζωμω ν), сводя их к вину, горшкам и супам». «Тягчайшее из всех падений есть то, когда непреходящая любовь (γαπη), эта жительница и дитя неба, низвергается с неба на землю в супы». В противоположность такому составу трапезы на агапе Климент требует для нее самых простых блюд: «лук (βολβο, – м.б., и общее: огородные растения с головками), маслины (λααι), разную зелень (λαχανων νια), молоко, сыр, а также фрукты (τ τε ραι α), разные морсы (ψμαδα), – без супов; (с.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

жилище Ти осквернише, в пепел повергоша. В сердцех своих мыслиша с ужики своими, отставим вся праздники в Иерусалиме. Псалом 74 Тебе ся, Боже вечный, исповемы, чудеса Твоя миру проповемы. Имя святое будем призывати и прославляти. Егда кончины время имать быти, Господь глаголет: сниду мир судити. Тогда же воздам преблаго благому, зло люте злому. Смутится земля вся имать таяти, и иже на ней будут обитати. Но столпи ея, Мною утвержени, будут храненни. Рех беззаконным злаго не творите, грешницы рога не превозносите. Ни глаголите неправды на Бога, смирите рога. Ни бо от восток леть есть убежати, ниже от запад судища гонзати. Ни юг, ни север может утаити, суда избыти. Бог судил есть, миром обладает, сего возносит, онаго смиряет. Пленники силне златом увенчати, скиптры вручати. В Его руце есть чаша исполненна, вина чистаго люте растворенна. Сих овех поит, дрождие остает, да грешным дает. Аз же в радости имам воспевати, Господу славу, а всех сокрушати. Грешников роги вознесен же будет, кто прав пребудет. Псалом 75 Иудеа Бога жива знает, имя его Израиль лобзает. И бысть в мире Его виталище, ни Сионе избранном жилище. Тамо крепость всяку Он сломил есть, оружие, лук, щит, брань сокрушил есть. От гор вечных Ты просвещаеши, безумных же сердца смущаеши. Иже богатств множество стяжаша, невозбудно сон мертвенный спаша. В руках своих ничто обретоша, елма в страну вечности идоша. Прещением Твоим, Боже, спаша, иже на конь прежде возседаша. Страшен еси Ты сый, Боже, в небе, никто станет сопротивно Тебе. Оттоле гнев Твой миру явленный и суд, с небес данный, есть внушенный. Земля за страх велий умолчаше, яко Бога, на суд вставша, зряше. Хотевшаго спасение дати, кротость в мире любящим держати. Псалом 76 Гласом моим ко Богу воззвах умиленно, и бысть ухо святое ко мне приклоненно. В день печали моея и во скорбей нощи воздевах руце к Нему, желая помощи. Ин прелщен бых душа моя, не хотяше, приимати что-либо, во утеху бяше. Помянух Бога и бых тем возвеселенный, размышлях славу, и быв дух мой ослабленный.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

14) За истинным и прилежным памятованием о Боге следует любовь и радость. Помянух, говорит Пророк Давид, Бога, и возвеселихся (Пс. 76, 4). А за чистою молитвою следует показанное уведение Бога и умиление. В он же аще день призову Тя, говорит тот же Пророк, се познах, яко Бог мой еси Ты (Пс. 55, 10); и еще: жертва Богу дух сокрушен (Пс. 50, 19). Когда ум и мысль предстоят Богу напряженным устремлением к Нему ока и теплым молением, тогда последует и умиление сердечное. Когда ум, слово и дух (сердце), припадают к Богу, первый — вниманием, второе — призыванием, третий — умилением, тогда весь внутренний человек службу совершает Богу, как заповедует и Господь: возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего и проч. (Лук. 10, 27). 15) Хочу впрочем дать тебе знать и о нижеследующем, чтоб иначе, думая о себе, что молишься, не быть тебе далеку от молитвы, не трудиться безплодно, и не вотще тещи (Гал. 2, 2).Как во время устной молитвы, иногда псалмопение совершается, а ум где–либо инуды носится, блуждая в страстных помышлениях по предметам мирским, так что от этого теряется самое понимание поемаго: так бывает и в мысленной молитве. Часто мысль повторяет слова молитвы, а ум (внимание) не сопутствует ей, не устремляет ока своего к Богу, к Коему и обращается беседа в молитве, но незаметно уклоняется в другия какия либо помышления. И хотя мысль обычно говорит слова, но ум ускользает от ведения Бога (памятование о Нем и разумнаго о нем предстояния). Тогда душа является неустроенною и как–бы безсознательною; ибо ум ея блуждает в каких либо мечтаниях и кружится или в том, к чему невольно увлекаем и чем украдаем бывает, или в том, к чему сам произвольно отходит. Когда же в душе нет молитвеннаго строя, когда молящийся не сознает даже, пред Кем молится, и о чем молится. как усладится ему молитва его? Как обвеселится молитвою сердце того, кто вид только имеет молящагося, а не истинную в себе учреждает молитву? Возвеселится сердце ищущих Господа (Пс. 104, 3). Ищет же Господа тот, кто всею мыслию и с теплым расположением припадает к Богу, отревая всякое мирское помышление ради уведения Бога и любви, источаемых частою чистою молитвою.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Разделение индийцев принимало чудовищный характер и, по выражению Вебера, грозило «совершенно пресечь кровообращение и остановить бытие жизни 76 . Размножение низших и нечистых каст естественно вело к возвышению высших и чистых и ложилось новым гнетем самого убийственного свойства на первых...». Но краеугольным камнем всей браминской системы была религиозная мораль – казуистическое учение об осквернении и его очищении, и об аскетизме. Вся жизнь индийца, до самых естественных отправлений его организма, была опутана сетью предписаний, которые держали в своих мощных и убийственных оковах всякое движение духа и тела человека в течение всей его жизни до последнего предсмертного вздоха. И до такой степени необычайно сложны были эти предписания, что всякому человеку, а тем более мирянину, несмотря ни на какую бдительность и осторожность, совершенно было невозможно сохранять себя свободным от нарушения этих неисчислимых предписаний «от осквернения». «Самое малейшее опущение в исполнении этих неисчислимых обязанностей, – говорит Дункер, – которые невозможно обозреть и еще невозможнее иметь в виду каждое мгновение, при самой напряженной внимательности, могло вести к столетним наказаниям и бесконечным возрождениям, если оно не было заглажено покаянием» 77 . Осквернение происходило не только от прикосновения к трупам и чандалам, но и от наступления на такое место, где находились останки человека или животного, как то: кости, волосы, ногти, помет и т. п. Далее, осквернение происходило от употребления сосуда нечистого или употребленного кем-нибудь прежде, от дыхания человека, пившего вино, евшего чеснок, лук и т. п. Наконец, оскверняли все непроизвольные и естественные отправления собственного тела. Для заглаждения всех этих и других, более тяжелых, преступлений существовали наказания и искупления вины, указанные в кодексе браминских законов – в «законах Ману». Для заглаждения наиболее легких преступлений, как, например, осквернение тела его собственными выделениями или прикосновением к нечистому человеку, предписывались посты, молитвы, втирание коровьего помета, питье коровьей урины и т. п. 78 Более тяжелые преступления требовали искупления путем самых мучительных наказаний, нередко доводивших до смерти, как, например, питье растопленного масла или горячей коровьей урины и т. п., пока не наступит смерть. Подобное наказание влекло за собой употребление спиртных напитков, которое было нетерпимо потому, что оно возбуждает страсти и выводит человека из того покойного состояния и тихого покорного бытия, которые служили идеалом для индийцев. «Кто умышленно нарушил эту заповедь, тот должен для искупления греха, до тех пор пить кипящий арак, пока не умрет, потому что чрез это только может упраздниться грех . Кто неумышленно умертвит корову, тот должен был в течение трех месяцев сопровождать другую корову на каждом ее шагу и прислуживать ей в качестве покорного и исполнительного раба 79 . Кто намеренно умертвил брамина, тот сам должен броситься в огонь и т. д.» 80 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Guse...

Псалом 73    Госпоже, не отрини нас до конца в день печали, да исправится молитва наша пред Тобою и гласы воздыхающих не презри; напряже лук свой противу нас душевный врагь, но Ты, всемощная Царице, воздвигни руце Твой на гордыню его в конец и прожени его на место вечнаго осуждения. Песнь вместо славы    Радуйся, Преблагословенная Приснодево Марие, прибежище кающихся грешников, питательнице убогих, спасение немощных, утешение озлобленных, даждь мне благодать сию, да душа моя любовию внутреннею возлюбит Тя и язык мой днем и нощию возглаголет хвалы Твоея. Псалом 74    Исповемся Тебе, Госпоже, всем сердцем моим и о хвале Твоей веселюся: пойте Ей живущии на земли и хвалу Ея в людех возвещайте, покланяйтеся Ей в небесной красоте Ея, славите Ю в неисповедимой доброте Ея, помяните во веки веков милости Ея, содержите во уме силы и чудеса Ея. Псалом 75    Ведом бысть во Иудеи Богь и в новоблагодатном Израиле велие имя Его; преславно и усладительно паче меда и сота и имя Преблагословенныя Приснодевы Марии; щедроты Ея паче аромат; спасение и живот, мир и слава девственным Плодом Ея нам туне даруются: прославите Ю небеса и земля, дадите Ей вся тварь хвалу и милость Ея вознесите благодарно. Псалом 76    Гласом моим к Госпоже Марии воззвах и внят ми милостию Своею, отят от сердца моего уныние и скорбь, кротостию Своею дух оживотвори, слабость воли моея премени в надежду благую и Своим смиренным голубиным воззрением вся внутренняя моя играти сотвори, помощию Своею изведе мя от беды смертныя и от руки врага и местника злаго избави. Благодарю Тя, Бога и Спасителя моего, и возлюбленную Матерь Твою, мою скорую помощницу. Песнь вместо славы    Радуйся, ходатаице к Богу и человеком, Мати милости, неистощимо бо изливаеши на нас, грешных, дары благодати Твоея; Твоими молитвами, всемилостивая Владычице, Твоею помощию, Твоим предстательством к возлюбленному Сыну Твоему и Богу нашему язвы наши греховныя врачуются. Колико грешников, из самой бездны падения к Тебе со слезами воззвавших, Ты, помощнице, премилосердно исхитила еси и в радость вечно блаженную внити сподобила. Слава Тебе, Премилосердная Мати!

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

76. До известной ли меры попускается сатане, или сколько хочет нападать на нас? Стремление его не только на христиан, но и на идолослужителей и на целый мир. Поэтому если бы дозволено ему было нападать сколько хочет, то истребил бы всех. Почему же? Потому что его это дело и такова его воля. Но как гончар, когда кладет сосуды в огонь, в меру разжигает печь и не слишком много, чтобы обжигаемые долее надлежащего времени сосуды не дали трещин, и не слишком мало, чтобы, оставшись непрожженными, они не пропали даром, а также делающий серебряные и золотые вещи подкладывает огонь в меру, а если усилит огонь, то золото и серебро расплавляются, делаются жидкими и пропадают, и ум человеческий умеет соразмерять тяжести с видами вьючного скота, или верблюда, или другого какого животного, какую именно тяжесть понести может, то тем паче Бог, Который знает крепость сосудов человеческих, в разных мерах попускает действовать сопротивной силе (26, 3). i) Выдерживая все это терпеливо и не уступая ни в чем врагу, душа все больше очищается и дает простор сильнейшим воздействиям благодати Святого Духа, которая и проявляется наконец в озарениях ума, в особых отрадных состояниях нравственных, в видениях, руководствах. Видно становится, что душа подходит к совершенству. 77. Если кто любит Бога, то и Бог сообщает ему любовь Свою, кто однажды уверовал в Бога, тому прилагает небесную веру, и человек делается сугубым. Поэтому как ты от членов своих принесешь Ему дар, так и Он, подобно сему, от собственных Своих членов уделит душе твоей, чтобы все тебе делать, и любить и молиться чисто (15, 20). 78. Мария оставила все, села при ногах Господних, и весь день благословляет Бога. Видишь ли сидение при ногу, превосходящее любовь? Но чтобы яснее воссияло Божье слово, слушай еще. Если кто любит Иисуса и внемлет Ему, как должно, и не просто внемлет, но пребывает в любви, то и Бог хочет уже воздать чем-либо душе той за любовь эту, хотя человек не знает, что он примет, или в какой мере Бог одарит душу. Ибо и Марии, возлюбившей Его и сидевшей при ногах Его, не просто дана награда, но от сущности Своей даровал Он некую сокровенную силу. Сами слова, какие Бог с миром сказал Марии, были дух и некая сила. Слова эти вошли в сердце, стали душою в душе, духом в духе, и Божественная сила наполнила сердце ее, потому что где привитает оная сила, по необходимости делается она там пребывающею, как неотъемлемое стяжание. Поэтому и Господь, зная что даровал ей, сказал: «Мария благую часть избра» ( Лук. 10, 42 ). Но со временем и то, что делала Марфа из усердия услужить, привело ее к тому же дарованию, потому что и она приняла Божественную силу в душу свою (12, 16).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Госпоже, не отрини нас до конца в день печали, да исправится молитва наша пред Тобою и гласы воздыхающих не презри; напряже лук свой противу нас душевный враг, но Ты, всемощная Царице, воздвигни руце Твои на гордыню его в конец и прожени его на место вечнаго осуждения. Песнь вместо славы Радуйся, Преблагословенная Приснодево Марие, прибежище кающихся грешников, питательнице убогих, спасение немощных, утешение озлобленных, даждь мне благодать сию, да душа моя любовию внутреннею возлюбит Тя и язык мой днем и нощию возглаголет хвалы Твоея. Псалом 74 Исповемся Тебе, Госпоже, всем сердцем моим и о хвале Твоей веселюся: пойте Ей живущии на земли и хвалу Ея в людех возвещайте, поклоняйтеся Ей в небесной красоте Ея, славите Ю в неисповедимой доброте Ея, помяните во веки веков милости Ея, содержите во уме силы и чудеса Ея. Псалом 75 Ведом бысть во Иудеи Бог и в новоблагодатном Израиле велие имя Его; преславно и усладительно паче меда и сота и имя Преблагословенныя Приснодевы Марии; щедроты Ея паче аромат; спасение и живот, мир и слава девственным Плодом Ея нам туне даруются: прославите Ю небеса и земля, дадите Ей вся тварь хвалу и милость Ея вознесите благодарно. Псалом 76 Гласом моим к Госпоже Марии воззвах и внят ми милостию Своею, отят от сердца моего уныние и скорбь, кротостию Своею дух оживотвори, слабость воли моея премени в надежду благую и Своим смиренным голубиным воззрением вся внутренняя моя играти сотвори, помощию Своею изведе мя от беды смертныя и от руки врага и местника злаго избави. Благодарю Тя, Бога и Спасителя моего, и возлюбленную Матерь Твою, мою скорую Помощницу. Песнь вместо славы Радуйся, ходатаице к Богу и человеком, Мати милости, неистощимо бо изливаеши на нас, грешных, дары благодати Твоея; Твоими молитвами, всемилостивая Владычице, Твоею помощию, Твоим предстательством к возлюбленному Сыну Твоему и Богу нашему язвы наши греховныя врачуются. Колико грешников, из самой бездны падения к Тебе со слезами воззвавших, Ты, Помощнице, премилосердно исхитила еси и в радость вечно блаженную внити сподобила. Слава Тебе, Премилосердная Мати! По 10-й кафисме тропари, гл. 2

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Показав далее всю строгость суда Божия над оставшимися без развития духовными дарованиями, раскрывает потом всю обманчивую, призрачную красоту земных наслаждений и высокое достоинство истинно-христианской жизни. «Что в мире представляется тебе всего блаженнее и вожделеннее? Конечно, ты скажешь, власть и богатство и слава от людей? Но что жалче этого, если сравнить с свободою христиан? Властитель подлежит ярости народной и безсмысленным прихотям толпы, так же страху со стороны сильнейших властителей и заботам о подчиненных... И разве драгоценна слава, которая упадает как травный цвет? Разве вожделенно богатство, владеющие коим называются жалкими? Ибо горе, сказано богатым ( Лук. 6, 24 ); и еще: горе! надеющиеся на силу свою, и о множестве богатства своего хвалящиеся ( Пс. 48, 7 ). Христианин никогда не делается ни из начальника простолюдином, ни из богатого бедным, ни из славного безславным: напротив, он богат, когда беден, а высок, когда старается смиряться; и власти, которую имеет он, не над людьми, но над князьями, подвластными миродержителю тьмы, никто похитить у него не может» 76 . Отвечая на желание Феодора оправдать свой поступок законностию брака, св. Иоанн говорит: законное дело брак, согласен на это и я; ибо сказано: честна женитва, и ложе нескверно: блудником же и прелюбодеем судит Бог ( Евр. 13, 5 ). Но тебе уже невозможно соблюсти законность брака; потому что кто, сочетавшись небесному Жениху, оставляет Его и сочетавается с женою, тот совершает прелюбодеяние, а вернее сказать, что преступнее и прелюбодеяния во столько крат, во сколько Бог превосходнее людей... 77 . Притом нечистыя удовольствия сей жизни ни чем не отличаются от теней и снов: прежде, чем окончится грех , потухает удовольствие, а наказания-то за него и конца не имеют. Сладость кратковременна, а горесть вечна. Иметь много разнообразных желаний, обращенных на земные предметы, и желать им всем удовлетворить, значит, быть рабом многих властителей. Но тот истинно свободен, кто живет для Христа: он стоит выше всех бедствий. Если он сам не захочет сделать себе зла, то другой никогда не будет в состоянии сделать ему это. Нет, он непобедим; не терзается от потери имения, ибо знает, что ничто же внесохом в мир сей, ниже изнести что можем ( 1Тим. 6, 7 ); не уловляется честолюбием или славолюбием, ибо знает, что наше житие на небесах ( Филип. 3, 20 ); ругатель не причиняет ему скорби, бийца не приводит в раздражение. Одно у христианина несчастие оскорбить Бога, а прочее, как то: потерю имения, лишение отечества, самую крайнюю опасность он и не считает за беду; даже то самое, чего все ужасаются, переход отсюда туда, для него приятнее жизни 78 ... Тень, даже тени ничтожнее житейския дела, сопряженныя со многими страхами, со многими опасностями, с крайним рабством. Не погуби же и того и этого века, когда тебе возможно, если захочешь, воспользоваться обоими» 79 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

74. Посмотрим, чему еще учит нас Писание. Не следует легкомысленно (facile) клясться, потому что очень часто бывают случаи, когда мы не можем выполнить того, в чем поклялись. А кто не клянется, тот, конечно, не совершает и клятвопреступления; наоборот, кто употребляет клятву, тот по необходимости иногда впадает в клятвопреступление, ибо всякий человек лжив ( Псал. 115:2 ). Итак, не клянись, чтобы тебе не впасть в клятвопреступление. 75. Даже и самая веселость у девственниц не должна проявляться слишком свободно. Если им не о чем плакать, то пусть оне оплакивают этот мир, пусть плачут о падении согрешающих. Ведь та, которая оплакивает падения других, будет опасаться своих (падений). Пусть плачут оне, наконец, хотя бы в силу того соображения, что плачущие здесь получат утешение там. Ведь если не будешь плакать, то подобно богачу, который роскошествовал здесь, а там, по свидетельству Господняго изречения, подвергся тяжким мукам, ты можешь услышать (слова Господа): «восприял еси благая в животе твоем» ( Лук. 16:25 ). Насколько же счастливее Лазарь, который здесь плакал, а там ликует; здесь терпел голод, а там наслаждается? Следовательно, если ты хочешь достичь благого веселия, то книга Екклезиаст тебе дает указание, как тебе должно стремиться к такому (веселию); в ней говорится: «прииди, яждь в веселии хлеб твой;... яко уже угодна Богу творения твоя» ( Еккл. 9:7 ). 76. Посмотрим также, как всех нас тот же Екклезиаст изобличает в неумеренном смехе. «Якоже глас терния под котлом, говорит он, тако смех безумных» ( Еккл. 7:7 ). А ведь терние, когда оно пылает, издает треск и быстро прогорает, не производя никакого тепла. В виду этого и сказано об иудеях: «разгорешася яко огнь в тернии» ( Псал. 117:12 ). Действительно, распаленные своим смехом, они сгорели во время страданий Господа, когда, смеясь над пожаром души своей, говорили: «упова на Господа, да избавит его, да спасет его, яко хощет его» ( Псал. 21:9 ). И, надсмехаясь, они били Его по голове тростию, сплели Ему венец из терния и предлагали для питья уксус. Посмеяние это возжигает синагогу навеки. Таков смех глупых; он издает звуки, лишенные милости и сожигает сосуд их собственнаго тела. Следовательно, Сарра не без основания отрицала то, что она смеялась ( Быт. 18:15 ); она в данном случае боялась обнаружить смехом свое сомнение в исполнении небесных обетований; но ведь этот смех все же был полон разумности (gravitatis) и целомудрия; и никакой посторонний свидетель, кроме одного только Бога, ведущаго сокровенныя тайны, о нем не знал.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Не во время браней только трубили они в трубы, но в Законе была установлена и труба праздничная. Слушай опять, что он говорит, присовокупляя: «и во днех веселия вашего, и в праздницех ваших, и в новомесячиих ваших вострубите трубами» ( Числ. 10, 10 ). Но да не подумает кто-либо, что это слово простое и малозначительное, когда услышит Закон, дающий повеление касательно труб; велико и страшно слово это! А как эта труба более всякаго другого звука и всякаго орудия может возбудить и исполнить страхом, то Израиль, который был тогда еще отроком, был приводим ею к познанию посредством прообраза. Но дабы это не было почитаемо вообще за нечто человеческое, а за некоторое превосходнейшее и сверхчеловеческое знамение; звук сей был подобен тому, которому они внимали при горе, чтобы памятовать о Законе, данном им тогда, и соблюдать его. 4) А как я прежде сказал, различныя существуют знаменования, то выслушай Пророка, возглашающаго трубою, так сказать, прообразно; и затем, обращаясь к истине, уготовляй себя к знамению трубному. Ибо тот говорит: «вострубите трубою в Сионе, освятите пост» ( Иоил. 2, 15 )! Попечительна эта труба и всеусердно заповедует она, чтобы мы, когда постимся, святили пост, по реченному: не все из призывающих Бога святят имя Божие 76 ; но некоторые из таковых безчествуют Его. Не Его, впрочем, – да не будет! – но свои собственныя помышления касательно Его; ибо Он свят, и благоволение Его на святых. Посему блаженный Павел презрителям Бога вменяет это в грех: «преступлением закона Бога безчествуеши» ( Рим. 2, 23 ). Итак, в противоположность тем, которые оскверняют пост, говорит он здесь: святите пост! А ведь многие, будучи ревностны по отношению к посту, оскверняют самих себя помышлениями сердец их, то совершая безчестныя деяния против своих братьев, то замышляя гибель их. Таким образом, он говорит не что другое, как то, что много есть превозносящихся над ближним и разсеевающих еще большее зло. Равно как и тому фарисею ( Лук. 18, 12 ), хотя он постился двукратно в течении недели, не послужило на пользу похваление постом единственно потому, что он превозносился над мытарем. Точно также и Логос, порицая сынов Израиля за таковой пост, хотел чрез Пророка Исаию вразумить их, говоря: «не сицеваго поста Аз избрах, и дне, еже смирити человеку душу свою: нижé аще слячеши яко серп выю твою, и вретище и пепел постелеши, нижé тако наречете пост приятен» ( Ис. 58, 5 ). Как же мы можем показать пример таковаго поста? Как мы должны вести себя, когда постимся? и каков должен быть самый пост? – Опять внимай Богу, дающему Моисею повеление и говорящему, как написано в книге Левит: «и рече Господь к Моисею, глаголя: и в десятый день седмаго месяца сего день очищения, наречен свят да будет вам: и смирите души ваша, и принесите всесожжение Господу» ( Лев. 23, 26–27 ). Затем, для того, чтобы и о сем Закон заключал постановления, Он говорит далее: «всяка душа, яже не покорится в день той, потребится от людей своих» ( Лев. 23, 29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010