Прилепляйся убо и ты, взыскующий Господа, таковым же образом, каковым и св. Павел ко Христу: ибо, как он говорит: прилепляяйся Господеви, един дух естъ с Господем 70 , и распинанием плоти твоея со страстьми и похотьми сораспинайся Ему, и шествуй таким путем, который бы наконец ввел тебя в живот и в вечное царство. Рассуждение восьмое о молитве, и сколь оная в злосраданиях полезна Злостраждет ли кто в вас: да молитву делает Иак. 5:13 Хотящим всех самих себя крестоношению предати, вещает Христос тако: полезная взыскуются наказания, для совершенного ученика креста сохраняемая. И, во-первых, сие: да из креста лук себе соделают, и стрелянием из оного неба и Господа небеси взыскуют. Непостижимо иным являетсп таковое гадание, но оное решит Христос так: молитися, говорит, надлежит в крестоношении и скорби: что бо суть молитвы сокрушенного и смиренного сердца, точию избранные стрелы, от лука сердечного даже до неба испущенные? He Писание ли глаголет: молитва смиренного пройде облаки, и дóндеже приближится, не утешится, и не отступит, дóндеже посетит Вышний 71 . Сия стреляния достигают до Господа, и к нему приятное себе пришествие уготовляют. И здесь непокровенное стреляния такового упоминается подобие: обыкоша бо стреляющии, да в намерении своем погрешат, от очес едино затворяти: да неприлаганием обоих на различные предметы, очес зрение и устремление оных восхитится. Сие и мы на молитве да творим. Затворим единое око, да не земнородных вещей зрением ум развлеченный, семо и овамо преходя, предложенного себе конца лишится. Молитва превелие есть креста облегчение, и благовременная помощь в скорби. Призови мя, говорит Господь устами св. Давида, в день скорби твоея, и изму тя (избавлю), и прославиши мя 72 . И паки: воззовет ко мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его 73 . Получал таковое от молитвы заступление и избавление от бед и св. Давид, когда сказал: ко Господу внегда скорбети ми, воззвах, и услыша мя 74 . B денъ скорби моея Бога взысках рукама моима, нощию пред ним, и не прелъщен бых 75 . Той же и o прочих глаголет воззваша ко Господу, внегда скорбети им; и от нужд их спасе я 76 . Да и многие обретаются в Св. Писании подобия и примеры людей, в скорби молитвы своя ко Господу Богу возсылавших. Тако сотвори Сампсон, посмеянный и поруганный от Филистимлян. Тако сотвори Сусанна, в беде, смертной бывшая. Тако сотвориша три отрока в пламени, Даниил во рве львовском, Иона во чреве китове, Петр в море, Апостолы в корабле, Павел и Сила во узах. Да и сам Христос не точию в вертограде, но и на кресте моления и молитвы с воплем крепким и слезами Богу Отцу приносил.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Tobolski...

Богопосланным Мессиею и Искупителем мира Иисус Христос сознавал Себя и так учил о Себе с самого начала Своего служения, помимо всяких народных представлений о Нем, как Мессии, и вообще сторонних влияний и обстоятельств. Прикровенно о Своем мессианском достоинстве Он свидетельствовал еще в годы отрочества, в 12-л. возрасте, когда сказал искавшим Его и нашедшим Его беседующим с иудейскими учителями в храме: что яко искасте Мене (зачем было вам искать Меня)? Не весте ли, яко в тех, яже Отца Моего, достоит быти Ми ( Лук. 2:49 ) 24 ). Посему ложными должны быть признаны утверждения новейшего рационализма, будто Иисус Христос к сознанию Своего мессианского достоинства пришел в позднейшее время Своей жизни по влиянию разных внешних причин, когда Его учительская деятельность имела уже успех. Равно ложно утверждение, будто и самое мессианское служение Он понимал в смысле только научения людей новой, совершеннейшей религии и нравственности, но не учил о Себе, как Искупителе грешных людей, – что будто бы апостолы и вообще ближайшие Его последователи перенесли на Него ветхозаветные представления о Мессии, как невинном страдальце, жертвующем Своею жизнью за грехи рода человеческого. 5 . Многие и из современников И. Христа признавали Его истинным обетованным Мессиею и Искупителем мира. Иоанн Предтеча, которого все, даже сами фарисеи, почитали пророком, многократно указывал на Иисуса Христа, что Он именно есть Агнец Божий, вземляй грехи мира ( Иоан. 1:29 ). Елисавета признала Пресвятую Деву Материю Господа ( Лук. 1:43 ); Захария назвал Его Господом, Востоком свыше, пришедшим просветити во тме и сени смертней седящия ( Лук. 1:76–79 ); Симеон наименовал Его Светом во откровение языков и Славою Израиля ( Лук. 2:32 ); и много других истинных израильтян признали Его истинным Мессией. Апостолы исповедовали Его Христом Господом и Сыном Божиим ( Мф. 16:16 ), пришедшим в мир грешные спасти ( 1Тим. 1:15 ), единым ходатаем Бога и человека (2:5), кроме которого несть ни о едином же ином спасения ( Деян. 4:11–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

11-го дек.). Но если в Неделю праотец случится день памяти пророка Даниила и св. трех отроков: Анании, Азарии и Мисаила, то читаются Апостол и Евангелие святому (Тип., послед. 17-го дек.). Рядовые зачала апостолов и Евангелий, при чтении особых зачал, в упомянутые Недели читаются иногда «под зачало». Выражение «под зачало», встречаемое в богослужебных книгах, означает то, что два апостола или два Евангелия читаются так, как будто составляют одно зачало, т. е. между чтением двух зачал не бывает большой остановки. Таким образом читаются Апостол и Евангелие в те дни, в которые полагается чтение трех Апостолов или трех Евангелий, и три зачала читаются как два 636 . К выражению «под зачало» иногда присоединяется слово «утренний». Оно указывает на Апостол и Евангелие следующего, завтрашнего дня 637 , на Апостол и Евангелие рядовые. О чтении особых зачал Апостола и Евангелия в некоторые из указанных дней должно сказать несколько слов. Касательно Недели праотец в Типиконе есть особое замечание: «Блюди Неделю праотец, в кое число прилучится, аще и прежде Недели 28-я, или послежде. И на литургии Евангелие чти Недели 28-й от Луки, зачало 76: «Человек некий сотвори вечерю велию», непременно едино. А в 28-ю Неделю чти рядовое, кое прилучится иныя Недели» (Тип., послед. 11-го декабри). Смысл этого замечания такой: в Неделю праотец непременно читается Евангелие о вечери – Луки, зачало 76, как имеющее отношение к празднику Рождества Христова и при том лишь одно это Евангелие, а рядовое не читается. Это Евангелие то самое, которое и Недели праотец (Лук., зач. 76), 28 Недели. Но в 28-ю Неделю оно лишь в том случае читается, если Неделя 28-я случится в самую Неделю праотец. В те же годи, в кои Неделя праотец случится в 27, 29, 30 и 31-ю Недели, в те годы читается в 28-ю Неделю Евангелие не Луки, зачало 76, а Евангелие 27, или 29, 30 и 31-й Недели, т. е. той Недели, в которую случится Неделя праотец. Г. Петров, руководствуясь этим замечанием Типикона о Евангелии Недели праотец, говорит, что так как и апостол 29-й Недели есть один и тот же, что и Недели праотец, то, если Неделя праотец случится сряду после 29-й Недели, – не должно читать его в обе Недели, а следует читать только в Неделю праотец.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

На Украине перевернулся автобус с паломниками, 14 россиян погибли, 29 пострадали 7 июля, 2012. Новостная служба Автобус с паломниками следовал из Великих Лук (Псковская область) в город Почаев, где находится монастырь Почаевская лавра. 7 июля. ПРАВМИР. Жертвами автокатастрофы на Украине стали 14 россиян, 29 получили ранения, сообщил в ходе совещания начальник национального центра управления в кризисных ситуациях МЧС РФ Владимир Степанов, слова которого приводят РИА-Новости . По данным МЧС РФ, ДТП произошло в 5.30 мск на 119-м километре трассы Киев-Чернигов. Автобус с паломниками следовал из Великих Лук (Псковская область) в город Почаев, где находится монастырь Почаевская лавра. Всего, по последним данным, в салоне было 45 человек. По предварительным данным, водитель не справился с управлением, автобус съехал на обочину и перевернулся. В больницу города Чернигова доставлены 18 из 29 пострадавших россиян , трое из них находятся в тяжелом состоянии. Некоторых пострадавших в настоящее время оперируют. В черниговскую областную больницу доставлен один пострадавший в ДТП.В областном МЧС сообщили, что этот пострадавший получил черепно-мозговую травму. Начальник национального центра управления в кризисных ситуациях МЧС РФ сообщил, что МЧС России направляет на Украину два самолета для эвакуации пострадавших. «Для эвакуации и оказания психологической помощи на 12.00 мск запланирован вылет самолета Як-42 МЧС РФ, на 11.00 — самолета Ил-76 с медицинскими модулями для эвакуации раненых», — сказал Степанов. Степанов добавил, что МЧС РФ планирует эвакуировать с Украины 20 из 29 пострадавших. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 7 мая, 2024 Поделитесь, это важно

http://pravmir.ru/na-ukraine-perevernuls...

Духа, как говорит Господь чрез Пророка: на ком почиет Дух, как не на смиренном, и тихом, и благоговеющем пред Моими словами?» ( Ис.66:2 ). 75 11. Беседа на Воздвижение честнаго и животворящего Креста Господня: О славе и силе животворящего Креста Господня (На Еванг. Чтения Лук.7:11–10). " Мне же да не будет хвалитися, токмо о кресте Господа нашего Иисуса Христа» ( Гал.6:14 ). «Крест прежде был именем осуждения и наказания, а теперь стал предметом почтенным и вожделенным; прежде крест был орудием позора и казни, а теперь стал источником славы и чести. А что крест действительно есть слава, послушай Христа, Который говорит: Отче, прослави Мя славою, юже имех у тебе прежде мир не бысть ( Ин.17:5 ), называя славою крест. Крест – глава нашего спасения, крест – причина бесчисленных благ. Чрез него мы, бывшие прежде бесславными и отверженными, теперь приняты в число сынов; чрез него мы уже не остаемся в заблуждении, но познали истину, чрез него мы, прежде поклонявшиеся деревам и камням, теперь познали Создателя всех; чрез него мы, бывшие рабами греха, приведены в свободу праведности; чрез него земля, наконец, сделалась небом. Он освободил нас от заблуждения, он привел нас к истине, он устроил примирение между Богом и людьми; он, извлекши нас из глубины порока, возвел на самую вершину добродетели; он истребил бесовское заблуждение, уничтожил обольщение. Чрез него бесы обращены в бегство, чрез него диавол изгнан, чрез него человеческое естество стало соревновать жизни ангельской, чрез него девство водворилось на земле, потому что с того времени, как пришел Родившийся от Девы, естество человеческое узнало этот путь к добродетели. Он просветил нас, сидевших во тьме, он примирил нас, враждовавших с Богом, он сделал своими нас, бывших чужими; он сделал гражданами неба нас, бывших странниками, он сделался у нас прекращением войн, стал для нас опорою мира». 76 «Благодаря кресту мы уже не блуждаем в пустынях, потому что познали истинный путь; уже не обитаем вне царства, потому что нашли дверь, не боимся огненных стрел диавола, потому что увидели источник».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/besedy...

С радостною вестью о чудном благовестии Архангела Пресвятая Дева поспешила к родственнице своей, праведной Елисавете. Как скоро услышала приветственный голос Богоотроковицы, Елисавета исполнилась Духа Святого; младенец ее, будущий Предтеча, радостно взыграл во утробе матери. Благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, воскликнула мать Предтечи, исполненная радостью и благоговением от присутствия Матери Господа. И откуда мне сие, за что удостоилась я этой великой благодати и счастья, – да прииде Мати Господа моего ко мне? говорила Елисавета. Мария в ответ ей только славила Господа, призревшего на ее смирение. Се бо отныне, пророчески вещала Она, ублажат мя все роды. Исполнилось пророчество! Кто Тебе не ублажит, Пресвятая Дева? – Пробыв в доме Захарии около трех месяцев, Пресвятая Мария возвратилась в дом свой, в Назарет; а праведная Елисавета вскоре после того родила сына и пожелала назвать его Иоанном. Когда родственники советовали дать младенцу другое имя, то праведный Захария, еще немотствующий, написал на дщице: Иоанн будет имя ему. Тотчас после этого, иерей Захария получил разрешение от немоты, исполнился Духа Святого, воспел благодарственную песнь Богу и пророчествовал о будущем служении своего благодатного сына: и ты, отроча, пророк Вышнего наречешься; предъидеши бо пред лицем Господним, уготовати пути Его ( Лук. 1:76 ). Наступило наконец время, когда должны были исполниться слова Архангела, сказанные в Назарете, городе галилейском. Но не в Назарете надлежало, по пророчеству, родиться Спасителю мира, а в городе Давида Вифлееме. Для исполнения этого пророчества Промысл употребил орудием Августа, обладавшего в это время Римом и народами почти всей вселенной. Римский император издал, около этого времени, повеление сделать перепись всем народам, находившимся под его властью. Тогда, между прочим, было доведено, чтобы все иудеи, как подданные Рима, явились каждый в свой город, откуда кто происходил, для записания имен их в книги. Праведный Иосиф, как потомок Давида, был гражданин города Вифлеема, где была родина его царственного предка. И потому он отправился в Вифлеем вместе с Пресвятою Мариею, сущею непраздною. Здесь-то, в Вифлееме, родился, как предсказано пророками, Господь наш Иисус Христос. Не великолепные палаты были местом рождения Спасителя, а уединенный вертеп или пещера, куда жители Вифлеема загоняли во время непогоды домашних животных. Предвечный Младенец был положен в яслях; потому что потомок Давида не нашел себе другого пристанища в отечественном городе. Так, для нашего спасения и славы, смирил себя Сын Божий, Царь земли и неба!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yahontov...

Боже мой! Какие мы грешники, грешники упорные, слепые, вовсе не думающие о вечном своем спасении! Святый Предтеча и Крестителю Господень Иоанне, моли Бога о нас грешных. Аминь. 93. В тот же день Ты Отроча наречешися пророк Вышняго: предидеши бо пред лицем Господним уготовати пути Его, дати разум спасения людем Его во оставление грехов их. Лук. 1:76. 77 . Пред восходом солнца является утренняя заря; пред пришествием Бога на землю, пред Рождеством Иисуса Христа – Солнца правды – родился, исполненный благодати от чрева матери, Иоанн. Для чего родился? Дабы идти пред лицом Господа, дабы приготовить путь Господу в душах и сердцах человеков, дабы они уразумели свое спасение в прощении грехов их. Действительно, Иоанн Креститель шел впереди Господа: прежде Его родился, прежде Его и умер. Действительно приготовил путь к принятию Господа; ибо, по повелению Божию, дал человекам два величайшие таинства –  крещение и покаяние, без которых никто не может спастись, войти в рай; – и действительно человеки уразумели, что чрез первое таинство прощается грех Адамов – грех прародительский, чрез второе – все грехи произвольные прощаются. Сам Господь освятил первое таинство Своим крещением, и второе –  Своею смертью, омыв Своею кровью грехи всего мipa. Никто не может спастись без крещения. Почему? Потому, что – по причине первородного греха и мертвенности каждого человека – истинная, вечная жизнь не могла бы возжечься в душе мертвеца человека – не оживленного, не возрожденного, не вновь сотворенного силою и действием пресвятой Троицы. –  Которая одна творила и творит человека по своему образу и по подобию; сотворим человека по образу нашему и по подобию, 114    говорила пресвятая Троица при сотворении человека; то же говорит устами крещающего священника и при возрождении его в крещении; Крещается (такой-то) во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. 115    Сколь велико и сколь важно сие таинство для нашего спасения! Но после духовного рождения – являются в человеке, по причине искушений того же диявола – грехи произвольные.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

75.  Никто же хотяй создати столп и келлию безмолвия, приступает к сему, аще не первее сед разчтет и испытает молитвою, аще иметь еже есть к совершению необходимое, дабы, положив основание, и не могий совершити, не был посмешищем для врагов своих, и преткновением для других духовных делателей (Лук. 14, 28–29). 76. Рассматривай приходящую сладость: не отравлена ли она от горьких врачей, паче же коварных убийц душ человеческих. 77. В продолжение ночи большую часть времени посвящай молитве, а меньшую назначай для псалмопения. Днем же опять уготовляйся по твоим силам. 78. Чтение Св. Писаний немало может просвещать и собирать ум; ибо они суть глаголы Духа Святого и всячески вразумляют читающих. Будучи делателем, прочитывай деятельные книги отцов; ибо исполнением сего на деле, чтение прочего делается излишним. Старайся научаться разуму и делу спасения более от трудов, а не из одних книг. Прежде приятия силы духовной не читай книг чуждых правоверия, потому что они исполнены тьмы, и помрачают умы немощных. 79. Часто одна чаша вина показывает его вкус: и одно слово безмолвника обнаруживает все его внутреннее делание и устроение перед теми, которые могут познавать это. 80. Неусыпно наблюдай душевным твоим оком за возношением; ибо между обольщениями нет ничего губительнее сей страсти. 81. Когда выходишь из своего уединения, храни язык твой; ибо он может в малое время расточить плоды многих трудов. 82. Старайся быть нелюбопытным; ибо ничто так не оскверняет безмолвия, как любопытство. 83. Предлагай приходящим, что для них нужно по душе и по телу. Если они превосходят нас премудростию, то покажем наше любомудрие молчанием; если же они по духовному возрасту братия, равные с нами, то можем умеренно отверзать дверь нашего слова. Однако лучше думать, что все превосходнее нас. 85. Как догмату веры о святой и несозданной и покланяемой Троице противоположно учение о воплощении Единого той же всепетой Троицы; ибо что в Троице должно разуметь в числе множественном, то во Христе разумеется в числе единственном, а что в Той единственно, то в Сем разумеется множественно [ 16 ]: так и иные обучительные подвиги приличны безмолвию, а другие общежительному послушанию.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=714...

Второй Вселенский Собор явился настоящим торжеством новоникейского учения. Отцы Собора утвердили православный Символ веры (известный как Никео-Цареградский), в котором ясно изложена триадология, и окончательно осудили арианство. Ценность Каппадокийской школы была вполне выяснена этим актом: как замечает современный исследователь, «381-й год принес большинству христиан не только согласие относительно общей веры, но и объяснение этой веры посредством терминов сущность и ипостась " 76 . Однако сам св. Григорий Богослов подвергся нападкам в связи со своей позицией (на сей раз действительно компромиссной) по поводу канонического прецедента в Антиохии, не имевшего отношения к богословию. Он произнес такие слова: «Я не радовался, когда восходил на престол, и теперь охотно схожу с него», – и попросил освободить его от обязанностей столичного архиерея. В 381 г., когда Собор еще продолжался, Святитель покинул Константинополь. Последние годы жизни, часто болея, св. Григорий Богослов проводил в Арианзе, своем родовом поместье, живя крайне скудно. Свою жизнь он описывал в стихах, скорбные ноты которых иногда прячут за собой улыбку Святого, а видимая веселость – глубокую печаль. Хочешь ты есть? Бери себе хлеб, даже и житный. А для варенья без меры дадим тебе соль и дикий лук – не купленный овощ; другою лучшею приправой пусть будет голод. Хочешь ли ты пить? Пред тобой струится вода – всегда через край льющаяся чаша, питье, не производящее опьянения, наслаждение, заимствуемое не у виноградной лозы. А если хочешь и пороскошничать, то не пожалеем уксуса (Ямбы к душе своей, 120–125). До конца Святитель не оставлял только своего любимого занятия – слова. Он сетовал на то, что слишком активное пользование этим даром в конце концов принудило его к молчанию, но продолжал писать – если не для своего времени, то для будущего. (Заметим, что в этих надеждах он оказался прав.) Рядом, в Назианзе, было большое увлечение Аполлинарием, влиятельным богословом своего времени. Аполлинарий включил Ипостась Логоса в состав человеческой природы Христа вместо ума; он учил, что Логос Божий облекся в одушевленное человеческое тело, в то время как разум – причину греха – отверг. Сочиняя гимн за гимном, св. Григорий Богослов был ревнителем того, чтобы аполлинаристы не имели преимущества в слове перед православными. Но его труды, посвященные выяснению церковного учения о главном предмете веры, превзошли потребности его эпохи. Как замечает современный исследователь, св. Григорий Богослов «сумел обнаружить опасные уклонения от православной христологии задолго до того, как они стали предметом напряженных споров ... создал собственную сбалансированную и гармоничную христологическую систему» 77 . Это позволило впоследствии ссылаться на его авторитет при решении как несторианских, так и монофизитских вопросов.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/kap...

Потом из того же Великого Катехизиса из той же 72-й главы, л. 358 об. и 359: «Вопрос: Кто устави и предаде сия тайны? Ответ: Крещение сам Господь наш Иисус Христос, внегда крестися и апостолом своим повеле крестити (Матф. зач. 116; Марк зач. 6). Святое миро такожде сам Господь предаст, внегда помазася елеом радости паче причастник своих, сиречь Духом Святым в видении голубине. Апостоли же святии по повелению Господню возложением рук видимым помазанием мира невидимую благодать Духа Святаго подаяху (Деян. зач. 18 и 42. и ко Евр. зач. 312). Едина и таяжде есть тайна миропомазание и возложение рук. Священничество же и божественную литургию, или божественное причащение сам Господь устави на тайней вечери, сый священник во веки по чину Мелхиседекову (Лук. зач. 108; Евр. зач. 318). Святии же апостоли и епископи поставляху священники по местам (к Титу, зач. 300). Брак от Бога поставлен бысть (Матф. зач. 78). От Христа же утвержден (Матф. зач. 31) и почтен (Иоан., зач. 6). Есть тайна велия (Ефес. зач. 231). Покаяние Сам Господь уставил есть, внегда повелевает покаятися (Матф. зач. 8). И тайну покаяния, глаголяй: имже отпустите грехи, отпустятся им, и проч. (Иоан. зач. 65; Матф. зач. 76). Исповедание грехов преже (читай: пред) апостолы (Деян. зач. 42). Исповедание пред священниками (Посл. Иаков. зач. 57; первое Иоан. зач. 69). Последнее елеосвященне помазание, егоже Сам Господь устави, святый апостол Иаков брат Господень повелевает употребляти, еже бы не дерзал кроме Господня завещания» (Посл. Иак. зач. 57). Там же. ниже, л. 360 об.: «Веждь убо без всякаго сумнения, яко в Церкви Божией не две точию суть тайне, но всесовершенно седмь». В той же главе, л. 356: «ихже (седмь Таин) Святая Соборная и Апостольская Восточная Церковь всегда употребляет, имиже особне освящаемся и оправдаемся, и всыновление божественное приемлем». В главе 80 той же книги, л. 394 об.: «Вопрос: Чесо ради Господь Бог сия святыя тайны Церкви своей святей предал есть? Ответ: Удобнейшаго ради спасения нашего, получения же ради и восприятия онаго крайняго блаженства, в иеже созданн быхом. (Ниже:) Сих же Таин аще кто по чину Святыя Соборныя и Апостольския Церкви Восточныя не употребляет, но пренебрегает я, той без них, яко без известных посредств, онаго крайняго блаженства сподобитися не может».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010