Св. Евангелист Лука по свидетельству Евсевия 72 и блаженного Иеронима , 73 был уроженец Антиохии Сирской, главного города восточных владений Римской Империи. Антиохия славилась в то время цветущим состоянии наук и искусств. И св. Лука не был лишен, образования. Апостол Павел называет его врачом ( Колос. 4:14 ; сн. Евсевия Hist. Lib. III. сар. 4); блаженный Иероним замечает, что, по мнению древних, sermo ejus tam in Evangelio quam in Actibus Apostolorum camitior est et secularem redolet eloquentiam; 74 а древнее предание говорит, что он был вместе живописец, написавший изображения Апостолов Петра и Павла и три иконы Божией Матери. 75 Ориген замечает (в толковании на Рим. 16:21 ), что в его время некоторые считали св. Луку сродником Апостола Павла, упоминаемым в Послании к Римлянам (16:21) под именем Лукия или Люция. Древнее предание (у св. Епифания Haeres. LI.) ставит св. Луку в лик семидесяти учеников; это предание подтверждается тем, что из евангелистов один Лука упоминает об избрании семидесяти учеников ( Лук. 10:1–25 ). Таковое же предание (у Феофилакта), и на подобном же основании считает Луку спутником Клеопы из Иерусалима в Еммаус, когда воскресший Спаситель объяснял им находящиеся в писании предсказания о Мессии ( Лук. 24:13–35 ). 76 В книге Деяний Апостольских св. Лука о себе, как спутника Апостола Павла, начинает говорить с десятого стиха шестнадцатой главы, именно с того времени, как Апостол из Троады отправился в Македонию. Отсюда очевидно, что Лука вступил в общество спутников Павловых если не в Антиохии, откуда Апостол предпринял второе свое путешествие и откуда был родом сам Лука, то в Троаде. С сего времени т. е, с 51 или 52 по Р. X., Лука сделался неотлучным спутником Апостола Павла, именно из Троады через Македонию до Иерусалима, из Иерусалима в Рим на суд Кесаря ( Деян.16:10–28, 31 ). Св. Лука находился при Апостоле во время первых его уз в Рим, как видно из посланий, писанных в это время ( Кол. 4:14 , Филим, 24). И во время вторых уз Павла. Лука находился при нем, как ревностнейший и преданнейший ученик ( 2Тим. 4:10 ). Но с окончанием сказаний книги Деяний Апостольских жизнь и подвиги Луки становятся почти совершенно неизвестны, по причине разногласия свидетельств древних церковных писателей. Св. Епифаний (Haeres LI) думает, что Лука проповедовал Евангелие в Далмации, Галлии, Италии и Македонии. Священномученик Ипполит (у Миллия в предисловии на Евангелие Луки говорит, что Лука распят в Пелопоннезе; другие говорят, что он пострадал в Риме вместе с Апостолом Павлом; 77 иные говорят, что Лука умер в глубокой старости около 70 года по Р. Хр., на 84 году своей жизни, в Ахаии; с таким мнением согласен и блаженный Иероним, 78 когда о Евангелисте Луке засвидетельствовал, что он погребен в Константинополе, а в сей город кости его вместе с останками Апостола Андрея перенесены из Ахаии на двенадцатом году Констанция. § 34. Время написания Евангелия от Луки

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

22–23 ст. Евангелист замечает, что в рассказанном чудесном зачатии Иисуса Христа исполнилось ветхозаветное пророчество об этом пр. Исаии (7:14). Об этом пророчестве см. выше в отделе книг пророческих: – Ис. Гл. 7-ая. 24–25 ст. Пророк опять продолжает прерванный замечанием об исполнении пророчества рассказ. Послушный гласу Божию, Иосиф по пробуждении совершил вместо выдачи Марии разводного письма, с ней обряд брачного союза по обычаю своего народа, – и не знаяше ея дóндеже роди сына своего первенца. Частица дóндеже не означает вообще в Св. Писании, того предела, после которого наступает то, чего до этого не было. Она употребляется часто в смысле чистого отрицания. Первенцем у евреев назывался всякий, кто родился первым, хотя бы после него и не было еще детей у его родителей. Рождество и обрезание Иоанна Предтечи (Лук.1:57–80) 57–64 ст. Вскоре, по удалении Богоматери, у Елисаветы родился сын, и все родственники, видя в этом особенное благоволение Божие, радовались с престарелыми его родителями. В восьмой день, когда, согласно с законом, нужно было дать новорожденному имя, родственники хотели назвать его по имени его отца Захарией, но Елизавета выразила желание назвать его Иоанном. Когда спросили Захарию, то он написал на поданной ему дощечке имя – Иоанн, и все удивились нарушению издревле существующего обычая называть детей именем какого-либо родственника. В это время, согласно предсказанию Ангела, вдруг отверзлись доселе остававшиеся немыми уста Захарии, и он начал прославлять Бога за все великие дела Божии с ним и с народом израильским. 65–66 ст. Размышляя о значении событий в семействе Захарии, все, до кого доходил об этом слух, согласно предполагали особенное назначение новорожденного, и, действительно, – евангелист замечает, – «рука Господня бе с ним», т. е. его развитие было необычайно, здесь заметно было особенное содействие Божие. С 67 ст. до 79 ст. содержится пророчественная речь Захарии. В первой части ее (68–76 ст.) он благословляет Бога за ниспослание Мессии, во второй (76–78 ст.) раскрывает назначение новорожденного своего сына. Но недолго останавливаясь на Иоанне, он, не перерывая своей речи, снова возвращается пророческим взором к Мессии. Это составляет в его речи третью часть (78–79 ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

Вот они стоят и разговаривают. В это время идет монах из высоких дворян и так далее, послушание у него было – выносить нечистоты. Он идет с ведром нечистот, а они знали, какого он смирения достиг, что выносит нечистоты. Они и кричат ему: «Отче, отче, подожди! у нас к тебе вопрос…». «Чего вы меня, дурака, спрашиваете?». «Подожди, мы не знаем, как ответить на вопрос…». «А что я, дурак, понимаю?.. Знай сам себя и хватит с тебя!»». (сообщение О. А. Кавелиной). Строки 1–2 списка А в машинописи Б читаются (курсивные замечания принадлежат публикатору): приснопамятного Батюшки схиигумена; 3: с вами так до конца текста; 4: нет конца абзаца; 10: с ним. На пользу мне; 16: Ведь люди все разные; 20: ко всем одинаково. конец абзаца; 21–22: несправедливым; 22–23: с душами человеческими, а они; 25: так разнообразно; 3 Ср. «Затем стал советовать: … матерью будь, говорил, а не отцом к братии». Летопись Серафимо-Дивеевскаго монастыря Нижегородской губернии Ардатовскаго уезда с жизнеописанием основателей ея: преподобнаго Серафима и схимонахини Александры, урожденной А. С. Мельгуновой . Составил Архимандрит Серафим (Чичагов) . СПб., 1903. – С. 380. Ср. Там же. – С. 335. 35: довольно с тебя». конец абзаца; 39: является точнее, вернее не отцом; 44–45: (в притче о «блудном сыне» Лук. 15.29–30 ). конец абзаца; 51–52: Батюшку Преподобного Серафима удивительно разнообразно; 56–57: добродушного отношения ко всем. Так. Но пусть; 58–62: иногда сердился, а когда гневался (помните, с гневом), Преподобный – смирять; 65: ждать приема, как со старцем отцом Тимоном. Последний; 67: пришел и жаждал его видеть; 68: до самого вечера, а его же нет – заставил ждать. Конец абзаца; не допускали? конец абзаца И получил такой ответ: Нет, не тако отче Тимоне; 72–73: испытал Тебя; 73–74: в пустыни – не пустой-ли ты из нея вышел?; 75–76: должен ты иметь терпение дореформенные написания текста А в списке Б не воспроизводятся; 76–78: терпение (летопись Серафимо-Дивеевского монастыря, составлена Серафимом Чичаговым , соб.=СПб.

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

74 Против того, что Иисус Христос родился от племени Давидова, выставляют происхождение Иисуса не от Иосифа, а от Марии ( Лук. 2, 18 ) которой происхождение будто бы неизвестно, Но а) если св. Матфей в своей родословии выставляет Иосифа потомком Давида 1, 16. то так как по иудейскому обычаю Иосиф мог выбирать себе невесту не иначе как в своем Давидовом племени: Мария матерь Иисуса, обрученная Иосифу, была, как и Иосиф, из племени Давидова, а не происхождения неизвестного, б) Родословие Иисуса, выставляемое св. .Лукою, есть собственно родословие св. Марии, также как родословие св. Матфея представляет предков Иосифа, аа) Иосиф происходит по св. Матфею от Давида через Соломона 1, 16. 6; а у св. Луки родословие предков Иисуса идет от Давида через Нафана 3, 36; след. это-другое родословие, родословие Марии; бб) у свят. Матфея отец Иосифа Иаков 1. 16 , а св. Лука говорит о Иисусе: «был как думали, сын иосифов, Илиев » и пр. 3, 23. Илий или Елий-сокращенное произношение Елиакима; Елиаким и Иоаким – имена однозначащие: Господь помощник, и употреблялись одно вместо другого. А по повествованию Иаковлеву 2 века родитель св. Марии был точно Иоаким .-Почему св. Лука назвал Елия-Иоакима отцем Иосифа? По иудейскому обычаю, дочь, при несуществовании брата, наследница родительскаго достояния, и тот, кто берет ее, вступает в права сына ее родителей. Так Иосиф, обручившись с Мариею, стал сыном Иоакима-Елия. См. Maldonati сотт. in s. Mathsei сар. 1, 16. Hottingeri de genealogia Iesu in sylloge disser tat. Lngduz batav. 1732. Kuinoel prolegom. comra. § 4 75 Эккерман (Thelog. Beitrage st. 1) и некоторые другие, в опровержение Коллинса писали, что ветхоз. учение о Иисусе, как о Мессии, не есть существенное в христианстве, а принадлежит иудейству. Это – крайность, против которой восстает и история человечества. 76 Если иудеи не признали в Иисусе Христе Мессию пророка и предали Его на смерть.· то это столь же мало говорит против веры в Мессию Иисуса, сколько мало говорит против веры в Моисея и пророков, как посланников Божиих то, что иудейский народ столько раз возмущался против Моисея и не допустил пророков умереть смертию своею; даже надобно сказать более: порча иудейского народа во время Иисуса Христа так была велика, по свидетельству истории, как не была она во время Моисея и пророков. Чего ожидать от первосвященников, покупщиков сана своего, от фарисеев и книжников, искавших только славы, от народа испорченного и предрассудками и примером высших? !.Взгляд на нынешних иудеев» в христ. чт. 1834 г. III, 280. Там же 1837 г. IV, 333. как могли иудеи не узнать Мессии в лице I. Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

(но) мы должны попытаться изъяснить Мал. 3:1 , не выходя из рамок чисто ветхозаветного экзегезиса... оставаясь только на почве ветхозаветных данных, надо понимать в смысле пророка и, в частности, пророка в духе и силе Илии. Но что прор. Илия, которому должно придти, есть именно предтеча Мессии (св. Иоанн Креститель, это в точности открылось уже только в Новом завете ( Лук. 1:17 ; Мф. 17:10, Мр. 9:11 ). Пр. Малахия, стр. 419. 431. 50 Таковы выгоды гипотезы Эвальда и Селлина. Принятие ее для православного богослова особых неудобств не представляет. Во 1-х, что евреи воздвигали не редко лжемессий – это факт общественный (Февда, Иуда Г.). Правда, это было значительно позже; но могло быть и ранее. Во 2-х, упреждать Промысл Божий, так сказать, помогать ему в осуществлении известных планов совершенно в характере евреев. Вспомним об отношении Авраама к Агари и об Иакове, хитростью добывшем себе права первородства, которые ему следовали, по обетованию Божию Кроме того, гипотеза Селлина уже появилась в упомянутой ранее книге русского издания Москов. синодал. конторы „История Израильского народа“. М. 1902 г., стр. 133–134. 51 Стесненное положение народа иудейского во время греко-персидских войн, когда Иудее пришлось служить, между прочим, этапом для персидских войск, изображено проф. Тихомировым в речи „Иудейство в V веке до Р. Хр.“ Богослов. Вестник. 1904. IX, стр. 63–76 и в книге „Пр. Малахия“, стр. 47–67. Однако из одних внешних тяжелых обстоятельств нельзя объяснить всего брожения и неустройств жизни за это время. 53 Cp. Graetz, Geschichte, II, s. 117. Ср. проф. Тихомиров, Пр. Малахия, стр. 326–406 и стр. 95. Мы думаем, что эти браки нельзя объяснять из религиозного упадка, как это было во времена судей, ибо Ездра, который вел энергичную борьбу с браками с иноплеменницами, нигде не укоряет виновных лиц в идолослужении. 58 Пир царя Артаксеркса, во время которого он рассердился на свою супругу Астинь, относится к 3-му году его царствования ( Есф. 1:3 ). Между тем вступил на престол Артаксеркс в 465 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

Вам же должно было знать, что Бог всяческих есть источник правды. А как источник правды, гнушается он любящими порок. Но закон домостроительства Его неизречен. Впрочем объявляю вам, что наступит время праведного воздаяния. И желая привести сие в ясность, предвозвещает Бог сперва первое пришествие Владыки Христа, и указует великого Иоанна Крестителя, Предтечу сего пришествия. Ибо говорит: Глава 3 Мал.3:1. Се Аз посылаю Ангела Моего, и призрит на путь пред лицем Моим; и внезапу приидет в церковь Свою Господь, Егоже вы ищете, и Ангел завета, Егоже вы хощете. Сие пророческое свидетельство находим приведенным в священном евангелии. Да и блаженный Захария, отец божественнаго Иоанна, взяв его на руки, сказал ему: «и ты отроча, Пророк Вышняго наречешися: предыдеши бо пред лицем Господним уготовати пути Его» (Лук. 1:76.). И здесь устами Малахии изрек Бог: «Се Аз посылаю Ангела Моего, и призрит на путь пред лицем Моим и внезапу приидет в церковь Свою Господь, Его же вы ищете.» Ибо спасительное рождение совершилось так, что все о нем незнали. Но, кроме первого пришествия Христова, Пророк предвозвещает и второе Его явление. «Се грядет, глаголет Господь Вседержитель. И кто стерпит день пришествия Его? Или кто постоит в видении Его?» Так и Захария о втором пришествии сказал: «возрят нань, Егоже прободоша. И восплачется земля по племенам племенам » (Зах. 12:10.12.). Потом Пророк извещает, что % соделано Им. «Зане Той входит, яко огнь горнила, и яко мыло перущих. » Мал.3:9. И сядет разваряя и очищая яко сребро, и яко злато. Так и блаженный Павел говорит: «зане огнем открывается: и когождо дело, яково же есть, огнь искусит. И егоже аще дело пребудет, еже назда, мзду приимет.» «А его же дело сгорит, отщетится» (1 Кор. 3:13—15.). Думаю же, что не сие только означает Пророк сказанным, но и очищение Духом Святым. Ибо Им таинственно разваряет Господь приходящих к Нему, и обновляет огнем Духа. Ибо так говорит и великий Иоанн: «Той вы крестит Духом Святым и огнем » (Матф. 3:11.) А также и божественною благодатию, как некою травою, очищает греховную скверну. И как Иерусалиму говорит блаженный Иеремия: «аще умыешися нитром, и умножиши себе травы, порочен еси в беззакониих твоих, глаголет Господь» (Иерем. 2:22.); потому что Иерусалим имел у себя травы только закона, а не благодати; так здесь пророческое слово показывает нам, что Владыка, подобно некоему художнику, как травою какою, смывает греховную скверну, и как огнем некиим, избавляет души наши от этого яда. Сие же сотворит и с уверовавшими в Него левитами. А из числа их был и блаженный Варнава, как извещает история Деяний; да и многие другие, уверовав вместе с нем, улучили тоже спасение. Ибо сказано:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2894...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

1 октября 1633 г. Патриарх Филарет скоропостижно скончался. Это был единственный в истории Патриарх, которого народ именовал по отчеству: Филарет Никитич, как бы выражая тем самым особое, отеческое к нему почтение. Незадолго до кончины Патриарх Филарет благословил назначить себе преемником архиепископа Псковского Иоасафа (1634—1640), отличавшегося строгим исполнением иноческих обетов, глубоким благочестием, кротостью и смирением. Один из их современников свидетельствует: «В лето 7142 (1634) поставлен бысть на великий престол Московского государства в Патриархи — Пскова и Великих Лук Иоасаф архиепископ, по изволению царя Михаила Феодоровича всея Руси и по благословению Филарета Патриарха: понеже был дворовой сын боярский, во нравах же и житии добродетелен был, а ко царю не дерзновен» (109, с. 76). Хотя Преосвященный Иоасаф был избран на Патриаршую кафедру по благословению Патриарха, но установленная форма патриаршего избрания была соблюдена и в отношении него: его кандидатура была представлена вместе с именами двух других кандидатов на усмотрение и решение Собора и царя. Главной заботой четвертого Патриарха было поднятие уровня церковного благочиния и просвещения. Патриарх Иоасаф издал «Память» (в ней устанавливались правила поведения клира и мирян в церквах, запрещалось многогласие за богослужением) и «Лествицу властем» (в которой определялось сравнительное достоинство Преосвященных архиереев и настоятелей монастырей). Патриарх Иоасаф продолжал дело своих предшественников по исправлению и печатанию книг. Всего при нем вышло в свет 23 наименования. По кончине Патриарха Иоасафа (28 ноября 1640) на первосвятительскую кафедру был избран Патриарх Иосиф (1642—1652), из архимандритов Московского Симонова монастыря. 21 марта 1642 г. Собор иерархов совершил его наречение, а 27 марта возвел на престол Патриархов Московских и всея Руси. При своем поставлении Патриарх Иосиф обратился с характерным для него поучением к «архиереям, и священноинокам, и мирским иереям, и всему священному чину», в котором напомнил об обязанностях пастырей и высоте пастырского служения: «Все мы, по благодати, данной нам от Бога, называемая земными ангелами и небесными человеками, и светом и солию земли... Мы с Ангелами предстоим у Престола Господня, сводим Духа Святаго с Небеси и претворяем хлеб в Плоть Христову и вино в Кровь Его, невидимо для людей, что, впрочем, многие святые видели и ныне достойные видят» (110).

http://sedmitza.ru/lib/text/436360/

Но для чего мы об этом распространяемся? Чтобы никому не показалось невероятным, что святой ангел Бога присутствует в водах, изменяя их во благо человеку, в то время как злой ангел умножает нечистое применение той же стихии на погибель человеку. Если ангел, входящий в воды, кажется чем–то странным, то вот пример, имеющий значение на будущее. Бассейн Вифезды возмущал, входя в него, ангел. Это наблюдали те, кто жаловался на свое здоровье. Ибо если кто–либо успевал спуститься туда, то после омовения переставал жаловаться  . Этот образ телесного исцеления свидетельствует и об исцелении духовном, — согласно правилу, по которому образ телесного всегда предшествует духовному. Таким образом, с умножением в людях Божьей благодати более целительны становятся и воды и ангел. То, что прежде исцеляло болезни тела, ныне врачует дух. Что приводило к преходящему спасению, ныне преображает для вечного. Что освобождало раз в году одного, ныне ежедневно спасает народы, уничтожая смерть смыванием грехов. С устранением вины устраняется и наказание. Так, человек восстанавливается для Бога по подобию (similitudo) того, который прежде был сотворен по образу Божьему  . Образ заключается в облике (effigies), подобие — в вечности  . Ибо человек вновь обретает того Духа Божьего, которого получил в начале мира от дуновения Его, но затем утратил из–за греха. 6.  Нельзя сказать, что в водах мы обретаем Духа Святого, но, очистившись в воде благодаря ангелу, мы приуготовляемся для Духа Святого. И для этого существует прообраз. Ведь так и Иоанн был предтечей Господа, приуготовляя пути Его (Лук. 1:76). Так и ангел, посредник крещения, смывая грехи, направляет пути (ср. Матф. 3:3) для Духа Святого, имеющего снизойти на нас. Это очищение проникнуто верой, скрепленной печатью во имя Отца и Сына и Святого Духа (ср. 28:19). Ведь если при трех свидетелях подтвердится всякое слово (18:16), разве нам тем более не будет довольно (как залога нашей надежды) такого же числа Божественных Имен, — если при благословении они для нас и свидетели веры, и поручители спасения? А если свидетельство веры и обетование спасения утверждаются в присутствии троих, то необходимо присоединить еще и Церковь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010