Из сказанного можно сделать вывод, что воззрения архиепископа Илариона (Троицкого) на различные чины присоединения к Церкви инославных вполне укладываются в русло церковного учения о таинствах. Мысли священномученика о восполнении в Церкви Господом нашим Иисусом Христом действий человеческих также вполне соответствуют церковной, святоотеческой традиции, воспринятой и многими современными православными богословами. Так, например, греческий старец и богослов архимандрит Епифаний (Феодоропулос) пишет: «Ты говоришь о “перерукоположении” старостильных клириков Элладской Церковью. Но, дорогой мой, открыв любую книгу по православной догматике или же каноническому праву, ты увидишь, что Церковь в принципе не признает действительным все, что совершается вне ее границ, иными словами, у еретиков, раскольников и в нелегальных церковных формированиях. Исходя из этого, можно, в случае возвращения кого-либо в лоно Церкви, поступить либо по икономии и признать совершенное вне ее (Церкви) границ (например, хиротонию), дав таинству, таким образом, недостающую силу, либо по акривии – не признать совершенного и потребовать его повторения» . Из сказанного выше видно, что взгляды священномученика Илариона (Троицкого) на границы Церкви вполне согласуются со Священным Преданием Церкви. Рейтинг: 9 Голосов: 8 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Иван 25 марта 2024, 00:02 В Пидалион прп. Никодим Святогорец так комментирует решение принятое во время патриарха Луки Хрисоверга (1156-1169): «При патриархе господине Луке соборно было решено, что детей агарян, которых крестят нашим крещением не с благочестивой целью, а для того, чтобы они не были болезненными или от них не исходило зловоние, должно крестить второй раз, если они захотят перейти в нашу веру, поскольку вера их нечестивых родителей не соответствовала их крещению.» (Пидалион. Т.1 Ап.пр.47) Андрей Горбачев 18 июня 2013, 04:00 Александр, благодарю Вас за поправки. Совершенно согласен с тем, что получение благодати крещения без обряда явление исключительное, не фиксируемое правилом. Основное положение статьи заключается в другом, а именно в том, что форма и благодатное содержание таинства Крещения могут быть разделены во времени. Другой возможности богословски обосновать различные чины приема в Церковь из еретических сообществ я не вижу. С уважением А.Горбачев

http://pravoslavie.ru/33288.html

Инициатором изгнания Нестора явился некий приближенный князю клирик Федор по прозвищу «Федорец», который отстаивал необходимость отмены поста в среду и пяток во все двунадесятные праздники в праздники нарочитых святых. Князь Андрей Юрьевич намеревался добиться поставления Федорца не только во епископы, но и возведения его в сан митрополита новой, отдельной от Киевской, митрополии, кафедру, которой он хотел основать во Владимире на Клязьме. Митрополит Константин I не стал вдаваться в суть конфликта между епископом и князем и поставил на Ростовскую кафедру нового епископа – Леонтия. Однако, спор о посте в среду и пяток при этом епископе в Ростово-Суздальской земле не утих, а продолжился с еще большей силой. Епископ Леонтий не только отверг требование великого князя Андрея отменить пост в означенные дни ради Господских и Богородичных праздников, но стал требовать соблюдения поста даже в праздники Рождества и Богоявления. За это он был обвинен в ереси, осужден собранным князем епархиальным съездом духовенства и мирян и изгнан из Суздальской земли. Митрополиту Феодору довелось разбирать дела обоих Ростовских епископов. Дело Нестора митрополит направил на рассмотрение патриарху Луке Хрисовергу. Дело епископа Леонтия, прибывшего в Киев жаловаться на суздальского князя, митрополит Феодор рассмотрел и признал учение Леонтия о посте в среду и пяток ошибочным. Леонтий не был удовлетворен и отправился с апелляцией к патриарху. На пути он встретил шедшего походом на Венгрию императора Мануила I Комнина, при котором находились послы русских княжеств – Киевского, Суздальского, Переяславского, Черниговского и Смоленского, а также болгарский епископ Адриан. С последним Леонтий вступил в публичный диспут по не дававшему ему покоя вопросу о постах. Диспут завершился обличением ошибочности мнения Ростовского епископа, которого император Мануил хотел было за учинение новой ереси и дерзкие речи утопить в реке, 79 но все же помиловал. Между тем Андрей Боголюбский в 1162г. завершил возведение во Владимире на Клязьме величественного Св.Успенского кафедрального Собора и отправил в Константинополь послов с прошением учредить в этом городе митрополию и поставить митрополитом Феодора-Федорца.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Исаак Католикос и по следам его Никон Черногорец с особенным акцентом указывает на то, что пост Богородицы, соблюдаемый православными, есть особое церковное учреждение в честь Божией Матери, а не какой-нибудь подобно тем постам Марии сомнительного достоинства, которые держались у сектантов. Оттеняя с этой стороны дело, они, очевидно, хотели выделить православный обычай от аналогичного ему у сектантов. Вот о таком-то совпадении, может быть, и идет здесь речь у названных нами писателей, но когда, по какому случаю и в какой форме высказалась церковная власть против совпадения и как это повлияло на судьбу Успенского поста, пока не имеем положительных сведений и должны ограничиться принятием на веру отзывов Николая Грамматика и Псевдо-Анастасия. Из дальнейших источников для истории Успенского поста следует упомянуть патриарший Собор, бывший при Луке Хрисоверге (†1169), и отзывы Вальсамона и Симеона Солунского . На Соборе разделились: одна сторона, исходя из известного нам правила Николая Грамматика, утверждала, что поститься в августе не следует, потому что пост был перенесен и, следовательно, найден неудобным; другая – выводила отсюда противоположное заключение, что поститься следует, так как неизвестно, на какой срок был перенесен этот отмененный августовский пост. Новых доводов Собор не представил, а ограничился решением положительным. Вальсамон, хотя и посвятил рассуждению о постах особый трактат περι νηστειν, но ничего нового не прибавил к прежним историческим доводам и занимался более дисциплинарною стороною дела: сколько времени нужно держать этот пост и какова должна быть его нормальная продолжительность. Ему принадлежит только новая попытка выведения пятеричного числа годовых постов из такой же цифры ежегодных постов или, лучше, праздников еврейских. Таким образом, система трех главных постов перешла к четырем и остановилась на пяти. Симеон Солунский в доказательство Успенского поста ссылается, кроме Собора единения, на Иерусалимский Типик и таким образом завершает аргументацию своих предшественников доводом литургическим. (d)

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Лев, ректор и сингелл............................ †10 ... 1069г. Иоанн Влахернец протосингелл........... †? ноября 1087г. †28 апреля 1103г. †19 февраля 1112г. Георгий в 1156г., когда осужден был Сотирих Пандевген, заседал в синоде патриарха Луки Хрисоверга 220 . Николай Агиофеодорит........................ †? мая 1175г. Он в 1166г., при патриархе Луке Хрисоверге, подписал повторительное определение синода, воспрещавшее брачиться в седьмой степени родства. Atque Nicolaus Atheniensis ille eodem anno aut sequente inchoato sedit in altera synodo, quae Alamannorum de his Domini verbis: Pater major me est. interpetationem approbavit 221 . Idem Allatius 222 laudat officium sancti olei, quod canunt sacerdotes septem apud Graecos, a Nicolao Athenarum metropolita compositum, ac typis Veneticis excusum apud Christophorum Zannetum anno 1559 223 . Георгий Ксирос...................................... †18 января 1182г. Георгий Вурци........................................ †6 мая 1190г. Доселе Антонин. Отселе Леквиен, я и другие. Михаил Акоминат, известный многими сочинениями, оставил Афины в 1205г., когда латины овладели сим городом надолго, и удалился на ближний остров Кео, где и жил до смерти своей, постигшей его в 1220г. Житие его напечатано мною 224 . Во все время господства латинян в Афинах с 1204 по 1456г., в который овладел сим городом турецкий султан Магомет II, и даже до 1520 годов находились там епископы римско-католические, поименованные в христианском Востоке Ле-Квиена. Но в то же время православные христиане афинские имели и своих митрополитов, которые, однако, проживали в Константинополе. Из числа этих пока известны только четыре. Мелетий, заседавший в синоде Вселенского патриарха Иоанна Векка (1274–1283гг.) по делу референдария, который сознался, что он изменил изречение св. Григория Нисского об исхождении Св.Духа 225 . Анфим Исповедник, восхваленный святейшим патриархом Вселенским Нилом (1378–1388гг.) в беседе о нем за твердое исповедание Православия пред латинами, содержавшими его за то в темнице 226 .

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Мощи свв. братьев Маккавеев находятся ныне в Риме. В службе воспеваются все сии свв. мученики, но по именам называются только Соломония и Елеазар. Кондак, гл. 2. Премудрости Божия столпи седмочисленнии, и Божественнаго света светильницы седмосвещнии, Маккавеи всемудрии прежде мучеников превелии мученицы: с нимиже всех Богу молитеся, спастися почитающим вас. Св. девяти мучеников: Алекандра, Миннена, Катна и Еклеа, пастрадавших при Диоклетиане в Пергии памфлийской. За разрушение жертвенника богини Артемиды и дерзновенное исповедание Христа все они были усечены мечом. С 1 августа начинается Успенский пост 134 , продолжающийся до 15 августа. Церковь всегда рассматривала этот пост, как древнее установление, сохраняющееся в ней по неписанному преданию. Древнейшее упоминание о нем под именем поста осеннего, положенного в 7-м месяце, находится у Льва Великого . Однако в древней Церкви были разногласия касательно продолжительности этого поста. Поводом к ним служил праздник Преображения, так как в этот день некоторые разрешали себе употребление мясной пищи, при там иные продолжали разрешение от поста на 4, иные на 8 дней. Наконец, древнее предание относительно этого поста в виду сомнений о количестве дней его, было заключено в соборное определение в 1166 г. при Константинопольском патриархе Луке Хрисоверге. С этого времени установился однообразный порядок этого поста в церквах восточных. Установлением Успенского поста Церковь , с одной стороны, руководствует нас к духовному преображению, рассматривая пост как средство к благодатному внутреннему озарению, с другой – побуждает нас подражать Богоматери, Которая всю жизнь Свою провела в подвигах поста и молитвы. По строгости пощения этот пост приближается к посту Четыредесятницы; он ослабляется по субботним и по воскресным дням, а также в праздник Преображения. Во весь этот пост, кроме дня Преображения (см. 6 авг.), Уставом не дозволяется вкушение рыбы; в субботу и неделю позволяется варена с елеем и вино; во вторник и четверток – варение без елея; в понедельник, среду и пяток предписывается сухоядение (Уст. гл. 33). В некоторые дни Успенского поста, как и в Петров пост (см. 17 мая), на утрени полагается Аллилуиа или тропарь, «творим и коленопреклонение, даже до причащения» (см. Уст. 33 гл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

н. домашний Собор, участниками к-рого становились архиереи, случайно оказавшиеся в К-поле. Среди важнейших постановлений К-польских Синодов - «Томос единения» (920), изданный при патриархе Николае I Мистике , которым канонически запрещался 4-й брак. При патриархе Луке Хрисоверге (1157-1170) было вынесено неск. постановлений церковно-правового характера (о запрещении священникам заниматься делами, унижающими их достоинство; о том, что для низложения епископа требуется созыв Собора не менее 12 архиереев; об обязанности епископа, принявшего постриг, ждать решение Синода относительно того, может ли он дальше совершать епископское служение, о воспрещении клиру присваивать церковные вещи). При патриархе Михаиле III (1170-1178) были изданы постановления о запрещении заниматься мирскими делами не только священникам и диаконам, но и церковнослужителям, а также о том, что без ведома Синода ни один епископ не вправе решать важные дела. При патриархе Феодосии I (1179-1183) появилось постановление, согласно которому настоятелем монастыря не может быть назначено лицо, не имеющее пресвитерского сана. В 1186 г. при К-польском патриархе Василии II в присутствии патриархов Антиохийского и Иерусалимского и 40 митрополитов Синод постановил, что жена готовящегося к епископской хиротонии безусловно обязана поступить в монастырь и принять постриг. К-польские патриархи и Синоды часто давали ответы на вопросы, с которыми к ним обращались. Ответы эти не были законодательными постановлениями, тем не менее мн. из них со временем получали общецерковное признание как правовые нормы. Так, к патриарху Николаю III Грамматику (1084-1111) с различными вопросами обращались монахи горы Афон , и данные им 11 ответов получили общецерковный авторитет, будучи впосл. вместе с вопросами включены в различные правовые сборники. Такой же авторитет приобрели «Ответы» Ираклийского митр. Никиты Серрона (XI-XII в.) и 16 канонических ответов еп. Иоанна Китриота (1-я пол. XIII в.) на вопросы Охридского архиеп. Константина II Кавасилы ; канонические ответы еп.

http://pravenc.ru/text/1470253.html

Наличие близкого кровного родства рассматривается как препятствие к Б. у всех цивилизованных народов. Так, закон Моисея запрещает Б. до 3-й степени кровного бокового родства (Лев 18. 7-17, 20, 17). У римлян Б. между лицами, связанными кровным родством по восходящей и нисходящей линиям, исключались безусловно. Запрещались и Б. между родственниками по боковым линиям, к-рые удалены от общего родоначальника на разное число степеней родства (напр., дядя и племянница, двоюродная тетя и двоюродный племянник). В отдельные времена этот запрет распространялся на двоюродных брата и сестру. В христ. Церкви Б. между лицами, связанными кровным родством по прямой линии, запрещаются в любых степенях, не допускаются и Б. между лицами, связанными близким боковым родством. 19-е Апостольское прав. гласит: «Имевший в супружестве двух сестер или племянницу не может быть в клире». Значит, Б. между лицами, находящимися в 3-й степени бокового родства, рассматривался в древней Церкви как недозволительный. Отцы Трулльского Собора постановили расторгать Б. между двоюродным братом и сестрой (Трул. 54). В «Эклоге» императоров Льва Исавра и Константина Копронима содержится запрещение Б. между троюродными братом и сестрой, т. е. находящимися в 6-й степени бокового родства. К-польский Собор 1166 г., состоявшийся при Патриархе Луке Хрисоверге , повелел безусловно расторгать Б. между лицами, состоявшими в 7-й степени бокового кровного родства. В России эти позднейшие греч. нормы хотя и признавались законными, но не соблюдались буквально. 19 янв. 1810 г. Святейший Синод издал указ, согласно к-рому безусловно запрещались и подлежали расторжению Б., заключенные между лицами, состоящими в 4-й степени прямого и бокового кровного родства. Б. между боковыми родственниками в 5-й и 7-й степенях не только не расторгались, но даже могли быть заключены по разрешению епархиального архиерея. Подобная практика сохраняется в Церкви до наст. времени. Б. между кровными родственниками до 4-й степени включительно безусловно недопустимы и никаким образом не могут быть санкционированы Церковью. Б. между лицами, связанными 5, 6 или 7-й степенями кровного родства, может быть дозволен епископом, а заключенный без епископского благословения, хотя и признается предосудительным и навлекающим прещения на вступивших в него и на священника, повенчавшего этих лиц, однако не подлежит расторжению и т. о. признается действительным.

http://pravenc.ru/text/153321.html

Наличие близкого кровного родства рассматривается как препятствие к браку у всех цивилизованных народов. Так, закон Моисея запрещает браки до 3-й степени кровного бокового родства (см.: Лев. 18:7–17; 20:17 ). У римлян браки между лицами, связанными кровным родством по восходящей и нисходящей линиям, запрещались безусловно. Запрещались и браки между родственниками по боковым линиям, которые удалены от общего родоначальника на разное число степеней родства (например, дядя и племянница, двоюродная тетя и двоюродный племянник). В отдельные времена этот запрет распространялся на двоюродных брата и сестру. В христианской Церкви браки между лицами, связанными кровным родством по прямой линии, запрещаются в любых степенях, не допускаются и браки между лицами, связанными близким боковым родством. 19-е апостольское правило гласит: «Имевший в супружестве двух сестер или племянницу не может быть в клире». Значит, брак между лицами, находящимися в 3-й степени бокового родства, рассматривался в Древней Церкви как недозволительный. Отцы Трулльского Собора постановили расторгать браки между двоюродными братом и сестрой (прав. 54). В Эклоге императоров Льва Исаврянина и Константина Копронима содержится также запрещение браков между троюродными братом и сестрой, то есть находящимися в 6-й степени бокового родства. Константинопольский Собор 1168 г., состоявшийся при патриархе Луке Хрисоверге, повелел безусловно расторгать браки между лицами, состоявшими в 7-й степени бокового кровного родства. В России эти позднейшие греческие нормы хотя и признавались законными, но не соблюдались буквально. 19 января 1810 г. Святейший Синод издает указ, согласно которому безусловно запрещались и подлежали расторжению браки, заключенные между лицами, состоящими в 4-й степени прямого и бокового кровного родства. Браки между боковыми родственниками в 5-й и 7-й степенях не только не расторгались, но даже могли быть заключены по разрешению епархиального архиерея. Подобная практика сохраняется в Церкви и ныне. Браки между кровными родственниками до 4-й степени включительно безусловно недопустимы и никаким образом не могут быть санкционированы Церковью. Брак между лицами, связанными 5-й, 6-й или 7-й степенями кровного родства, может быть дозволен епископом, а заключенный без епископского благословения, он хотя и признается предосудительным и навлекающим прещения на вступивших в него и на священника, повенчавшего этих лиц, однако не подлежит расторжению и, таким образом, признается действительным.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Патриарх Лука Хрисоверг (1156–1169) развил широкую церковно-законодательную деятельность, свидетельствующую, с одной стороны, о стремлении его устроить церковную жизнь согласно с канонами и устранить проникшие в неё те или иные злоупотребления, а с другой – о больших его познаниях в области права и ясном понимании современных церковных потребностей. С именем патриарха Луки сохранилось свыше двадцати канонических определений (о браке, против клириков, занимающихся мирскими делами, о епитимиях за различные нарушения правил, и т. д.), в которых на основании Св. Писания, творений св. отцов и церковных правил определяются руководящие нормы церковной жизни и строя. И практическая деятельность Луки Хрисоверга показывает, что он был просвещённым иерархом. Он, между прочим, принимал участие в возникшем в его время богословском споре по поводу слов Спасителя: «Отец Мой более Мене есть», и содействовал правильному их изъяснению, путём соборного рассмотрения и решения этого спора. В патриаршество Луки был решён и другой церковный спор – по поводу слов в литургиях Василия Великого и Иоанна Златоуста : «Ты еси приносяй, и Приносимый, и Приемляй», возникший раньше – в патриаршество Константина IV Хлиарина (1154–1156), причём патриарх Лука и в этом случае обнаружил совершенные познания в богословии. А в столкновении Луки с императором Мануилом Комнином, который желал допустить к участию в одной церковно-религиозной процессии находившегося в Византии иконийского султана Кылыч-Арслана, проявилось архипастырское дерзновение патриарха, в духе предписания Эпанагоги. Вообще, на основании данных о деятельности Луки Хрисоверга, сообщённых историками Иоанном Киннамом и Никитой Хониатом , можно заключать, что этот патриарх выделялся из ряда других и своим образованием. Наконец, известно, что Лука во время своего патриаршества составил, по просьбе одной благочестивой женщины, дидактическое стихотворение « Περ διατης», в котором речь идёт о жизни и поведении во время постов. Произведение начинается словами: « Δερο, ψυχ βασλισσα, ψυχ φιλοσοφοσα». Кроме известных строгих правил Греческой церкви о посте Четыредесятницы и других, автор в этом поэтическом труде раскрывает правила Армянской и Яковитской церквей о постах. Сохранились и другие стихотворения религиозного содержания, принадлежащие патриарху Луке. Но все они находятся ещё в рукописях, преимущественно Венской Придворной библиотеки. 106

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/l...

Первое. Отсутствие близкого кровного родства между женихом и невестой - необходимое условие при вступлении в брак. Это относится не только к лицам, рожденным в законном браке, но и к внебрачным детям. Близость кровного родства измеряется степенями, а степени устанавливаются по числу рождений: между отцом и сыном, между матерью и сыном - одна степень кровного родства, между дедом и внуком - две степени, между дядей и племянником - три. Ряд степеней, следующих одна за другой, составляют родственную линию. Родственные линии бывают прямыми и боковыми. Прямая линия считается восходящей, когда идет от данного лица к его предкам, и нисходящей, когда идет от предков к потомкам. Две прямые линии, происходящие от одного родоначальника, связаны боковыми линиями (например, племянник и дядя; двоюродные и троюродные братья). Для определения степени кровного родства следует установить число рождений, связывающих двух лиц: троюродных братьев и сестер связывает родство в 6-й степени, троюродного дядю с племянницей - родство в 7-й степени. Наличие близкого кровного родства рассматривается как препятствие к браку у всех цивилизованных народов. Так, закон Моисея запрещает браки до 3-й степени кровного бокового родства (Лев. 18:7-17, 20, 17). У римлян браки между лицами, связанными кровным родством по восходящей и нисходящей линиям, запрещались безусловно. Запрещались и браки между родственниками по боковым линиям, которые удалены от общего родоначальника на разное число степеней родства (например, дядя и племянница, двоюродная тетя и двоюродный племянник). В отдельные времена этот запрет распространялся на двоюродных брата и сестру. В Христианской Церкви браки между лицами, связанными кровным родством по прямой линии, строго запрещались. 19-е Апостольское правило гласит: «Имевший в супружестве двух сестер или племянницу не может быть в клире.» Значит, брак между лицами, находящимися в 3-й степени бокового родства, рассматривался в Древней Церкви как недозволительный. Отцы Трулльского Собора постановили расторгать браки между двоюродным братом и сестрой (прав. 54). В «Эклоге» императоров Льва Исаврянина и Константина Копронима содержится также запрещение браков между троюродным братом и сестрой, т.е. находящимися в 6-й степени бокового родства. Константинопольский Собор 1168 г., состоявшийся при Патриархе Луке Хрисоверге, повелел безусловно расторгать браки между лицами, состоявшими в 7-й степени бокового кровного родства.

http://sedmitza.ru/lib/text/432455/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010