Есть и другое предание, которое гласит, что икона эта принесена в Россию в конце XII века дочерью полоцкого князя Георгия Предиславой, в монашестве Евфросинией. Княжна эта отличалась высокой подвижнической жизнью. В Полоцке она основала женскую обитель и в ней построила каменную церковь во имя Всемилостивого Спаса. Когда обитель возросла, Евфросиния соорудила новую церковь в честь Пресвятой Богородицы и пожелал украсить ее древнейшим образом Богоматери, происхождение которого рассказы путешественников и предание возводили к евангелисту Луке. Икону эту княжна решилась приобрести через посредство родственного полоцким князьям греческого царствовавшего тогда дома Комнинов. Евфросиния послала к императору Мануилу Комнину (1143—1169 гг.) и патриарху Луке Хрисовергу (1156—1169 гг.) своего слугу Михаила с богатыми дарами. Император и патриарх исполнили благочестивое желание Евфросинии и вручили Михаилу икону Богородицы, бывшую тогда в Ефесе. Евфросиния с радостью приняла дар. Украсив образ золотом, серебром и драгоценными каменьями, она в 1173 году поставила его в храме Богоматери. Здесь икона находилась более 60 лет, источая исцеления всем с верою притекавшим к молитвенному предстательству Божией Матери. В 1239 году князь Александр Невский вступил в брак с дочерью полоцкого князя Брячислава в городе Тороцце. Княжна эта взяла с собой из Полоцка Ефесскую икону Богоматери и поставила ее в соборной Торопецкой церкви. Под именем Корсунской эта икона находится здесь и доныне и почитается чудотворной. Помещается она в иконостасе Воскресенского собора, в резном киоте. Длина образа 1 аршин и 2 вершка, а ширина 14 вершков. Хотя живопись от времени потемнела, но цвета красок различаются легко. Цвет верхней одежды Богоматери — красный, а нижней — темно-синий. У Предвечного Младенца одежда темно-зеленая. На обороте иконы находится изображение св. Николая Чудотворца. Корсунская в Изборске Этот образ Богоматери находится в Николаевском соборе пригорода Изборска Псковской губернии и помещается в иконостасе главного придела, по левую сторону царских врат. В рукописном сказании о бывшем от этой иконы чуде сама икона названа «пядничной», потому что изображение ее по ширине равно старинной русской мере — «пяди», или 4 вершкам.

http://sedmitza.ru/lib/text/440308/

1900 . Впрочем, иногда монахи вынуждались оставлять свое уединение по воле высшей власти, поручавшей им выполнение разных дел гражданских, государственных, а по временам даже и военных. Император Лев Философ одной из своих новелл предоставил монахам право быть опекунами, на обязанности которых лежало воспитывать и иметь надзор за детьми умиравших и распоряжаться их имениями. 1901 Он же посылал против сарацин, в качестве военачальника византийских войск, монаха Студийского монастыря Евстафия, который до пострижения был друнгарием флота и заключен в монастырь по подозрению в измене. 1902 При Василии Болгаробойце мятежника Варду Склира усмирил (979) афонский монах Торникий. 1903 Деятельным помощником Алексею 1 Комнину в борьбе с Во- таниатом был монах Иоанн Дука Кесарь, дядя императора Михаила VII Парапинака. В его сообществе Алексей осматривал Константинополь с целью разведать, как можно взять город, и ему же принадлежал план взятия столицы. 1904 Монахи нередко исполняли обязанности послов. Роман Лакапин посылал в Болгарию к царю Петру для заключения союза монаха Феодосия Абуки. 1905 Монах Иоанн, бывший до пострижения ректором, путешествовал по поручению того же царя в Болгарию за царевичем Иоанном, союзником Романа, возмутившимся против своего брата Петра, и привез его в Византию. 1906 Михаил Пселл уже в монашеском звании был послом от Михаила Стратиотика к Исааку Комнину. Алексей I Комнин, по желанию своей матери, во всех походах имел при себе одного из почетнейших монахов, который исправлял обязанности доместика. Когда он по поручению императора Вотаниата вел войну с претендентом на византийский престол Василаки, доместиком при нем был монах Иоанникий. Этого Иоанникия Алексей, по свидетельству Анны, посылал и послом к Василаки, когда последний заключился в Фессалонике. 1907 По словам же Вриенния, послом от Алексея к Василаки был Симеон, настоятель Ксенофонтовой обители на Афоне. 1908 Монахи исправляли службу по центральному и областному управлению. От патриарха Фотия сохранилось письмо, в котором он утешал монаха логофета Леонтия по случаю болезни одного из его друзей. 1909 Один из современных Пселлу монахов кир Иоанн был протонотарием дрома. 1910 При Константине Мономахе сатрапом Болгарии был евнух и монах Василий; он погиб в 1053 г. в войне с печенегами. 1911 При патриархе Луке Хрисоверге и с его позволения монах Макарий Иерусалимлянин исправлял обязанности секретаря у логофета дрома Михаила Агиофеодорита. 1912

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

1, р 326–331; t. II, р. 199–234), иногда – на один (А.Р.С. t. 1, р. 462:472), два года (А.Р.С. t. 1, р. 325:501), иногда – на 15 (А.Р.С. t. 1, р. 50, 335:558), на 30 лет (А.Р.С., t. 1. р. 143, 379:539). 892 Курганов. Отношение между церковн. и гражд. вл. в визант. импер., стр. 231, 558 и др.; Хониат., 1, р, 102–103; A.P.C., t. I, 262, 475–476; Пахимер т. 1, 240; Syntagma t. V, р. 307, 311; Курганов. Устройство управл. в ц. корол. греч., стр. 51. 899 Вот например, один из многолюднейших синодов – синод от 997 г. при патриархе Сисинии – присутствовало, кроме патриарха-председателя, 30 архиереев (Synt. t. V, p. 19). И, затем, самый многолюдный из всех – синод при патриархе Алексие – присутствовало без патриарха, 33 митрополита и архиепископа (Syntagma, t. V, p. 32). Сравнивая числа присутствовавших здесь архиереев с количеством митрополичьих и архиепископских кафедр, входивших в ту пору в состав константинопольского патриархата (см. Wilzsch. Handbuch der kirchlichen Geographien und Statistik, В. 1, S. 406–438), мы далеко не видим, чтобы на указанных синодах присутствовали все митрополиты и архиепископы. 900 Правила св. апост., всел. и поместн. соб. Издание Московск. общества любителей духовного просвещения т. 2, стр. 1207. 907 См синод νδημοσα от 518 года при патриархе Иоанне каппадокиянин: Hefele, В. II, S. 689; см. синод от 1156 г. при патриархе Луке Хрисоверге: Migne. Patrol, curs, compl., t. CXL p 177–201 см. синод от 1401 г. при патриархе Матфии: Acta patr. Const., t. II, P. 529. Исследователи русских церковных соборов XVI и XVII столетий не вполне согласны между собой в классификации их. Так, г. Виноградский делил соборы: на соборы 1) «освященные» и 2) повременные, причём первые, по нему, носили характер постоянного учреждения наподобие нынешнего Святейшего Синода (Церковный собор в Москве 1682 г. Смоленск. 1899. Стр. 19). Проф. Каптерев, находит нужным разделять русские соборы натри группы: на соборы 1) избирательные, 2) соборы неполные с их подразделением на меньшие и большие и 3) соборы в собственном смысле или истинные (Царь и церковные московские соборы XVI и XVII столетий.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobor-...

204-я – по 3-й гл. буквы «β» и ст. 205 – по гл. 2-й бук. «α» 182 . Все извлечения из Синтагмы излагаются в Номоканоне наравне с заимствованиями из других знаменитых сборников, – Синтагмы патриарха Фотия с толкованиями Зонары, его же Номоканона с толкованиями Вальсамона. – Номоканона патр. И. Постника и др., – даже наравне с общепризнанными, имеющими значение законодательства вселенской Церкви, каноническими правилами; – ясное доказательство, что книга, по обширности своего употребления, которая предполагается Номоканоном, уже достаточно была известна, успела приобрести авторитет и пользовалась особым уважением. Кроме того, в «Требнике», получившем свое происхождение во всяком случае ранее «Номоканона», так как некоторые статьи этого последнего (напр. ст. 200-я) существование Требника уже предполагают, – встречаются извлечения из Синтагмы Властаревой: одно из них помещается (и в Большом и в Малом требниках) в конце «чина исповедания», с указанием источника заимствования: «от Матфея, М. состава глава 7-я» и содержать в себе «соборное уложение», при. патриархе Луке Хрисоверге, о наказании епископу за неправильное назначение епитимьи и за разрешение, данное им воину, соделавшему вольное убийство 183 , а второе (в одном только Большом Требнике), – без обозначения источника – в гл. 5-й Требника, под заглавием: «правила святых Апостолов и божественных Отцов о св. крещении». Здесь, по тексту Синтагмы Властаревой, именно, по гл. 1-й буквы «β» изложены следующие церковные правила: Апост. 50, Карф. 59, Лаодик. 48-е, Тимофея Александрийского: 1, 6, 2, 4 184 . Новое доказательство обширности употребления, авторитета и уважения, какими пользовалась Синтагма Властарева в пределах Церкви греческой. а) в ΧVΙ-м веке. Из рукописных греческих экземпляров Синтагмы, уцелевших от XVI-ro века, можно указать следующие рукописи а) монастырей: α) Иверского, на Афоне – по каталогу рукописей – 10 (1570 года); β) Святой Лавры (Афанасия) – 13; γ) Всесвятского монастыря на о. Халки – 7; δ) Трапезундской Митрополии – 2 (1570 г.); б) Перешедшие на Запад и хранящиеся в библиотеках:

http://azbyka.ru/otechnik/Matfej_Vlastar...

—8— Алексие Студите, в первой половине XI века. Это определение вошло в состав и славянской Кормчей (см. в печ. Кор. гл. 51). Но в XII веке, именно в 1166 г., на константинопольском соборе при патриархе Луке Хрисоверге в первый раз высказано решительное запрещение брака в 7-й степени родства и все такие браки объявлены ничтожными и недействительными. Это соборное постановление, подтвержденное императором Мануилом Комнином, действует в греческой церкви до настоящего времени; но у нас до XVII в. (до печатного издания Кормчей с 50-ю гл.) оно было неизвестно. § 8. Свойство, как препятствие к браку. Из понятия о браке, как союзе, соединяющем мужа и жену в одну плоть, естественно вытекает понятие о свойстве (affinitas), т.е. таком отношении, аналогическом родству, в какое вступают разные по своему происхождению фамилии вследствие браков между их членами. Это отношение настолько естественно, что понятие о свойстве существует у всех культурных народов, которым не чуждо воззрение на брак, как на союз, соединяющий мужчину и женщину в одну нравственную личность. Но объем свойства, или круг лиц, вступающих в это отношение, в положительном брачном праве определяется неодинаково. По Моисееву и римскому законодательству, свойство установляется только между одним супругом и родственниками другого, но не простирается на родственников с той и другой стороны. В таком же объеме признаётся свойство и в брачном праве католической и лютеранской церкви. Но православная церковь ставит в отношение свойства не только одного супруга и родственников другого, но и родственников с обеих сторон. И это – вполне рационально. Если отношение каждого супруга к кровным родственникам другого совершенно одинаково, то таковы же должны быть и отношения между родственниками с той и другой стороны, тем более, что дети супругов для родственников своего отца и матери – уже не свойственники, а родственники, например: мой сын есть одинаково родной внук как моему отцу, так и отцу моей жены. Следовательно, через посредство моего брака и рожденных от него детей между моими род-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В Ипотипосисе и Диатипосисе (IX b.) дается уже подробное наставление о пище в Четыредесятницу св. Филиппа. Константинопольский собор при патр. Луке Хрисоверге и имп. Мануиле Комнене (1143–1180 г.) требует зачинать этот пост с 14 ноября; Вальсамон (XII b.) в толковании на правила этого Собора считает пост во всем объеме обязательным для иноков, для мирян же считает позволительным сокращение его до 7 дней [ 200 ]. По свидетельству Кодина (XIV b.) при Константинопольском дворе Рождественский пост соблюдался 40 дней, и в день Рождества Христова по случаю разрешения поста протопапа (первый протоиерей) приходил во дворец благословлять трапезу императора [ 201 ]. Успенский пост В IX b. находим первые упоминания и о посте Успенском. Ипотипосис и Диатипосис не говорят еще о нем и это в рукописях даже XIV века. Только в рукописи второго из этих уставов от XVI века на полях против главы о постах есть приписка: «замечательно (σημεωσαι), что ничего не говорится о посте Успения» [ 202 ]. Нет о нем упоминания и в уставах Евергетидском (XI b.), Константинопольского Пантократорского монастыря 1136 г. Из типиконов впервые указание на Успенский пост встречаем в Типиконе Николо-Касулянского монастыря (XII b.). Здесь под 1-м августа есть такое замечание: «Николая святейшего патриарха Константинополя, нового Рима (Николай I 895–925 с перерывом, II 983–996 г.) о четыредесятнице Успения Пресвятой Богородицы. Есть у нас другой пост, называемый Пресвятые Богородицы, начинающийся с 1 дня августа месяца, который упоминается святым собором о соединении (νσεως, — в другой рукописи: «и седьмым Собором в Никее»). Но первый день августа не постимся из-за праздника святых Маккавеев, а от 2-го дня августа (начинаем) учиненный пост, и последование Преображения, т. е. 8 дней, все полне поем» (т. е. несмотря на пост, служба Преображения в церкви поется с предпразднеством 8 дней). Сомнительно более раннее упоминание об Успенском посте в письме папы Hukoлaя I (859–867 г.) болгарам: «следующие посты св. Римская Церковь приняла от древности и содержит: по 40 дней пред Пасхой после Пятидесятницы, пред Успением Марии Богородицы, а также пред праздником Рождества Господня».

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

Владимиром в Киев и называемая также «Ефесской», была написана св. ап. и ев. Лукой; впоследствии она была перенесена из Киева во Владимир, а затем в Москву, в Успенский собор. Имеется также сказание, что пр. Евфросиния, княжна Полоцкая (см. 23 мая), пожелав украсить созданную ею обитель одною из икон, написанных самим св. Лукою, обратилась с просьбой об этом к греческому имп. Мануилу Комнену (состоявшему в родстве с князьями Полоцкими) и патр. Луке Хрисовергу, которые и прислали ей св. икону Богоматери, находившуюся в Ефесе и написанную св. ап. и ев. Лукою. Эта св. икона, украшенная золотом и драгоценными камнями, была поставлена в 1173 г. в основанной св. княжной обители, в храме Пресвятой Богородицы; впоследствии св. икона взята была в г. Торопец дочерью Полоцкого князя Брячислава, при ее вступлении в 1239 г. в брак с кн. Александром Невским, и поставлена в городской соборной церкви. B том же г. Торопце (Псковской губ.) св. икона находится и в настоящее время, в иконостасе Воскресенского городского собора, в особом киоте, и почитается, как чудотворная. Название этой св. иконы Корсунскою предание приписывает тому, что на пути в Россию св. икона оставалась в г. Корсуни для поклонения около года. С именем Корсунской чудотворные иконы Богоматери находятся: в Николаевском соборе пригорода Изборска, Псковской губ. (Богоматерь на этой св. иконе изображена склонившею Свою главу в левую сторону к Богомладенцу, Который Своим немного приподнятым ликом приник к лику Богоматери, охватив Ее шею правою рукою и простерши Свою левую руку к Ее правому плечу), в г. Полоцке, Витебской губ., в с. Глинкове (близ Троице-Сергиевой лавры), Владимирской губ., в с. Горбаневке, отстоящим в 5 в. от г. Полтавы (эта св. икона, по изображению сходная с находящеюся в г. Изборске, явившаяся в XVIII в. казаку Горбаню и называемая также Горбаневской, с 1850 г. ежегодно 30 июня, в каковой день положено в честь ее празднество, с торжественным крестным ходом переносится в Успенский собор г. Полтавы, где и пребывает до 10 авг.), в г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Во имя этой высокой цели оказалось возможным многое: подавление родового боярства – «старой чади», умаление прежних общественных институтов (веча), кардинальный пересмотр прежней общественной структуры и общественных отношений, 562 установление «самовластья» князя, казни без суда, перенос столицы из Суздаля во Владимир, введение новых собственно владимирских праздников и культов, притязание на полное подчинение Церкви власти князя. Очень скоро Андрей перестал ограничиваться пределами «своей» земли. Его претензии простираются на всю Русь, и, кажется, во многих начинаниях его времени сквозит скрытое желание заменить древние сакральные русские столицы (Киев, Новгород) новой, основателем и устроителем которой, подобно ветхозаветным царям, но еще более – императору Константину, выступает владимирский самовластец. Введение новых праздников: Покрова Богоматери. Положения пояса и риз Богоматери – сакрально уподобляло Владимир месту свершения молитвенного заступничества Богородицы и месту хранения её священного покрова – Константинополю. Самая ранняя среди других русских княжеств актуализация культа местных святых (Леонтия Ростовского, погибшего от рук язычников), общерусское летописание при Успенском соборе, открытая война с Новгородом и Киевом свидетельствуют о притязаниях заместить древние славянские сакральные столицы. Наконец, самое главное – устроение независимой от митрополии кафедры во Владимире, стремление к самостоятельному назначению церковных владык, варварский захват и разграбление «матери городов русских» Киева 563 и его церквей в 1169 г. Послание Андрея константинопольскому патриарху Луке Хрисовергу 564 содержит претензии на устроение во Владимире автокефальной митрополии. Позиция Андрея – не исключение для зрелого Средневековья, таким же пафосом самовластья отмечена и гораздо более скромная деятельность его отца – Юрия Долгорукого, поссорившегося со всеми русскими княжескими домами, и борьба его немецкого родственника Фридриха Барбароссы 565 с римским престолом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Воля князя или народа могла быть причиною и изгнания епископов, даже без церковного суда. В 1157 году Андрей Боголюбский выгнал из Ростова епископа Нестора за то, что он не разрешал постов в господские праздники. В 1159 г. ростовцы выгнали епископа Леона за то, что он «грабил (отягощал поборами) попов». В 1168 году Святослав черниговский изгнал епископа Антония грека. В Новгороде владык изгоняло вече. Особенно не прочно было здесь положение владык, выбранных по влиянию только одного князя, без согласия веча. В 1211 году новгородцы свергнули владыку Митрофана, избранного князем Всеволодом владимирским и его партией, а на его место, с согласия князя Мстислава Удалого, выбрали хутынского монаха Антония. Но по уходе Мстислава опять усилилась владимирская партия и провозгласила владыкой опять Митрофана. Антоний не уступал своего места, и новгородцы теперь только вспомнили о суде митрополита, которому и предоставили сделать выбор между двоими владыками. Митрополит оставил в Новгороде первого по времени Митрофана, а Антонию дал другую епархию. В 1228 году во время святительства владыки Арсения, по случаю долгой дождливой осени, вече решило: «Это из-за Арсения стоит у нас так долго тепло», и изгнало владыку из города. До чего могло дойти влияние удельной розни на иерархию, показывает знаменательная попытка северной Руси отделиться от церковного влияния южной. Это было в половине XII века при великом князе Андрее Боголюбском, когда северо-восточная Русь усилилась, приобрела влияние на Киев и стала заводить у себя новые самодержавные порядки. Владимирский князь был сильнее киевского, но в Киеве был митрополит, а во Владимирском княжестве только ростовский епископ. И вот великий князь Андрей отправил посла к патриарху Луке Хрисовергу с просьбой поставить ему во Владимир особого митрополита; у него был уже готов и кандидат на новую митрополию, его любимец Феодор. Патриарх отказал, ссылаясь на то, что разрывать единство русской митрополии будет противно канонам, и посвятил Феодора только в епископа. Великий князь отказался от своего желания, но гордый Феодор, разочаровавшись в надежде сделаться митрополитом, хотел по крайней мере освободиться от подчинения киевскому митрополиту (Константину), – ссылаясь на то, что получил посвящение от самого патриарха, он не поехал в Киев за благословением митрополита. Митрополит послал во Владимир грамоту с увещанием не признавать Феодора епископом. Многие послушались этой грамоты; тогда Феодор пришел в такое раздражение, что совершенно обезумел, затворил во Владимире все церкви и принялся обирать, мучить и казнить своих противников. Князь Андрей за его жестокость наконец выдал его митрополиту, а митрополит Константин «обвинил его всеми винами и велел отвезти на Песий остров, где ему урезали язык, руку правую отсекли и глаза выкололи».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

Для определения степени родства следует установить число рождений, связывающих двух лиц: троюродных братьев и сестёр связывает родство в шестой степени, троюродного дядю с племянницей – родство в седьмой степени. Кровное родство братьев и сестёр и, соответственно, их потомков между собой при происхождении от общей матери, но разных отцов (единоутробные братья и сёстры) или общего отца, но разных матерей (единокровные) исчисляется точно так же, как и родство между братьями и сёстрами, имеющими одних и тех же мать и отца. Следовательно, единоутробные брат и сестра состоят во второй степени кровного родства, а их дети между собой – в четвёртой степени родства, как если бы их родители были полными братом и сестрой. Наличие близкого кровного родства рассматривается как препятствие к браку у всех цивилизованных народов. Так, у римлян браки между лицами, связанными кровным родством по восходящей и нисходящей линиям, запрещались безусловно. Запрещались и браки между родственниками по боковым линиям, которые удалены от общего родоначальника на разное число степеней родства (например, дядя и племянница, двоюродная тётя и двоюродный племянник). В отдельные времена этот запрет распространялся на двоюродных брата и сестру. Закон Моисея запрещает браки до третьей степени кровного бокового родства ( Лев. 18, 7 – 17; 20, 17 ). В христианской Церкви браки между лицами, связанными кровным родством по прямой линии либо близким боковым родством, строго запрещаются. Апостольское правило 19-е гласит: «Имевший в супружестве двух сестёр или племянницу не может быть в клире». Значит, брак между лицами, находящимися в третьей степени бокового родства, рассматривался в Древней Церкви как недозволительный. Отцы Трулльского Собора постановили расторгать браки между двоюродным братом и сестрой (правило 54-е). В «Эклоге» императоров Льва Исаврянина и Константина Копронима содержится также запрещение браков между троюродным братом и сестрой, то есть находящимися в шестой степени бокового родства. Константинопольский Собор 1168 года, состоявшийся при Патриархе Луке Хрисоверге, повелел безусловно расторгать браки между лицами, состоявшими в седьмой степени бокового кровного родства.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010