De spect. 30; Orig. Exhort. ad martyr. 14-15; Cypr. Carth. Ep. 6. 2; 10. 2; 15. 3; Idem. Exhort. mart. 12-13; Euseb. Hist. eccl. VI 42. 5). Опираясь на Откр 6. 10, христ. авторы писали о том, что Бог отомстит за кровь М. ( Tertull. De orat. V 2; Hipp. In Dan. IV 22. 3; Cypr. Carth. De lapsis. 18; Idem. De bono patientiae. 21). Некоторые М. угрожали гонителям неизбежной карой (Martyr. Polyc. 11. 2; Passio Perpetuae. 17-18; Martyrium Pionii. 4. 16-24; ср.: Tertull. De spect. 30). Основное «христологическое» объяснение смысла мученичества заключается в представлении о подражании Христу (imitatio Christi), Который заповедал ученикам последовать за Ним с крестом (Мф 10. 38) и предсказал гонения на верующих ( Tertull. Adv. gnost. 9; Orig. Exhort. ad martyr. 12, 34). Мотивы следования за Христом и подражания Ему в свидетельстве об истине как подлинного ученичества содержатся в посланиях Игнатия Антиохийского, хотя в них еще нет понятия «мученик» ( Baumeister. 1980. S. 260-270; см. также: Bommes. 1975). О примере добровольного страдания, к-рый Христос подал Своим ученикам, говорится в Послании Поликарпа ( Polycarp. Ad Phil. 8. 2; 9. 1). Эта тема получает развитие в Мученичестве Поликарпа, где святой последовательно уподобляется Христу как истинный Его ученик, во всем подражающий своему Учителю (Martyr. Polyc. 17. 3). Поликарп претерпевает «мученичество в соответствии с Евангелием» (τ κατ τ εαγγλιον μαρτριον - Ibid. 1. 1, 19. 1; ср.: Мф 10. 23). Мотивы истинного ученичества, верности и подражания Христу содержатся также в Послании о Лугдунских М. ( Euseb. Hist. eccl. V 1. 10, 30; 2. 2; ср.: Clem. Alex. Strom. IV 9. 75; Ps.-Cypr. De laud. mart. 29). Однако М. не только имитируют поведение Христа, но и становятся причастными к Его страстям и победе над смертью (Pass. Perp. 18. 9; ср.: Orig. Exhort. ad martyr. 42). Мученичество св. Бландины. Витраж ц. св. Бландины в Шамбеф, Франция. 1839–1898 гг. Мастер А. Мовернэ Мученичество св. Бландины. Витраж ц. св. Бландины в Шамбеф, Франция.

http://pravenc.ru/text/2564422.html

H. Musurillo. Oxf., 1972. P. XX-XXII, 62-85; Atti e passioni dei martiri/Ed. A. A. R. Bastiaensen. Mil., 1987. P. 59-95; Actas de los Mártires/Ed. D. Ruiz Bueno. Madrid, 20035. P. 317-348; Euseb. Gall. Hom. P. 128-134; Greg. Turon. Glor. martyr. 48-49; idem. Hist. Franc. I 28-29; MartHieron. P. 71-73; MartHieron. Comment. P. 292-298; Der karolingische Reichskalender und seine Überlieferung bis ins 12. Jh./Hrsg. A. Borst. Hannover, 2001. Tl. 2. S. 952-954; Dubois J., Renaud G. Édition pratique des martyrologes de Bède, de l " Anonyme lyonnais et de Florus. P., 1976. P. 100-101; Le martyrologe d " Adon: Ses deux familles, ses trois recensions/Éd. J. Dubois, G. Renaud. P., 1984. P. 177-182; MartUsuard. P. 239-240; MartRom. Comment. P. 220; ActaSS. Iun. T. 1. P. 160-168; BHL, N 6839-6844d. Лит.: Raynaud Th. Hagiologium Lugdunense. Lugduni, 1665. (Opera omnia; 8); La Mure J.-M., de. Histoire ecclesiastique du diocese de Lyon. Lyon, 1671. P. 3-8; idem. Chronique de l " abbaye d " Ainay/Éd. G. Guigue. Lyon, 1885; Boissieu A., de. Ainay: Son autel, son amphithéatre, ses martyrs. Lyon, 1864; Gouilloud A. Saint Pothin et ses compagnons martyrs. Lyon; P., 1868; Montet É . La légende d " Irénée et l " introduction du christianisme à Lyon. Gen., 1880; Dumas F. Les traditions d " Ainay. P.; Lyon, 1886; Guigue M.-C. La fête des Merveilles// Idem. Bibliothèque historique du Lyonnais. Lyon, 1886. T. 1. P. 153-208; Hirschfeld O. Zur Geschichte des Christentums in Lugdunum vor Constantin//SPAW. 1895. [Bd. 19.] S. 381-409; Ренан Э. Марк Аврелий и конец античного мира/Пер.: В. А. Обручев. СПб., М., 1991. С. 168-189; Quentin H. Les martyrologes historiques du Moyen Âge. P., 1908. P. 98, 149-150, 314-315, 384, 609, 672; idem. La liste des martyrs de Lyon de l " an 177//AnBoll. 1921. T. 39. P. 113-138; Jullian C. Quelques remarques sur la lettre des chrétiens de Lyon//REA. 1911. T. 13. N 3. P. 317-330; Thompson J. W. The Alleged Persecution of the Christians at Lyons in 177//AJTh. 1912. Vol.

http://pravenc.ru/text/2110761.html

Palatins et eunuques dans quelques documents hagiographiques//Ibid. 1957. T. 75. P. 17-47; Kenney L. The Saints of the Canon of the Mass. Vat., 19632. P. 139-145; De Sanctis G. Giovanni e Paolo//BiblSS. Vol. 6. Col. 1046-1049; Halkin F. La Passion grecque des SS. Gallican, Jean et Paul//AnBoll. 1974. Vol. 92. P. 265-286; Jounel P. Le Culte des saints dans les basiliques du Latran et du Vatican au douzième siècle. R., 1977. P. 249; Trinci Cecchelli M. Osservazioni sul complesso della «Domus» Celimontana dei SS. Giovanni e Paolo//Atti del IX Congresso intern. di archeologia cristiana. Vat., 1978. P. 551-562; Champlin E. Saint Gallicanus (Consul 317)//Phoenix. 1982. Vol. 36. N 1. P. 71-76; Bundy D. D. The Acts of St. Gallicanus: A Study of the Structural Relations//Byz. 1987. Vol. 57. P. 12-31; Aubert R. Jean et Paul//DHGE. T. 26. Col. 1152-1154; Brenk B. Microstoria sotto la chiesa dei SS. Giovanni e Paolo: La cristianizzazione di una casa privata//Riv. dell " Istituto Nazionale di Archeologia e Storia dell " Arte, 1995. Ser. 3. 1996. Vol. 18. P. 169-205; Cecchelli M. Il complesso dei SS. Giovanni e Paolo. R., 1997; Crook J. The Architectural Setting of the Cult of Saints in the Early Christian West, c. 300-1200. Oxf., 2000. P. 44-47; Lampe P. From Paul to Valentinus: Christians at Rome in the First Two Centuries/Transl. M. Steinhauser. Minneapolis, 2003. P. 366-367; Snyder G. F. Ante pacem: Archaeological Evidence of Church Life before Constantine. Macon (GA), 20032. P. 144-150; Walter Ch. The Warrior Saints in Byzantine Art and Tradition. Aldershot, 2003. P. 224-225, 252-253; Leyser C. «A Church in the House of the Saints»: Property and Power in the «Passion of John and Paul»//Religion, Dynasty, and Patronage in Early Christian Rome, 300-900/Ed. K. Cooper, J. Hillner. Camb.; N. Y., 2007. P. 140-162. А. А. Королёв Рубрики: Ключевые слова: ЛЕОДЕГАРИЙ (ок. 616 - 2. 10. 677/9, еп. г. Августодун (ныне Отён, Франция) (ок. 663 - не ранее 675), мч. (пам. зап. 2 окт.) ЛУГДУНСКИЕ МУЧЕНИКИ (Лионские) († 177) (пам. зап. 2 июня), галльские христиане, пострадавшие в г. Лугдун (ныне Лион, Франция) во время правления рим. имп. Марка Аврелия

http://pravenc.ru/text/471229.html

P. 149-150). Эта запись почти без изменений воспроизведена в мартирологе Флора Лионского; Адон Вьеннский существенно расширил сказание и добавил к нему сведения о праздновании памяти Л. м. в Лионе. В большинстве календарей и мартирологов упоминаются 48 мучеников, но Вандальберт Прюмский и Адон ошибочно писали о св. Бландине и 48 др. мучениках, а в нек-рых календарях число мучеников достигает 50. Узуард сократил пространное сказание Адона и пропустил имена Л. м.; в таком виде поминовение еп. Потина, Бландины и 46 др. мучеников было включено в Римский мартиролог. В средние века в Лионе использовались дополненные версии каролингских «исторических» мартирологов, прежде всего мартиролога Флора. В печатных изданиях Лионского миссала поминовение Потина и др. мучеников указывалось под 2 июня (издания 1556, 1620 и 1688 гг.). Однако в миссале 1737 г. кроме памяти Потина и 47 Л. м. («двойной» праздник 2-го класса с октавой) указана также память Бландины (8 авг., «duplex minus»). В миссале 1771 г., перепечатанном в 1825 г., поминовение Потина и 46 др. мучеников помещено под 1-м воскресеньем июня. В приложении к этому изданию (1844) и в миссале 1846 г. указано, что память Потина и 47 мучеников совершалась в 4-е воскресенье после Пасхи («solemne-minus» с октавой), а память Бландины - 8 авг. («semiduplex maius»). Статус праздников изменен в Римско-Лионском миссале 1866 г.: память Потина и других мучеников - «двойной» праздник 2-го класса с октавой, память Бландины (перенесена на 9 авг.) - «двойное поминовение». Согласно календарю Лионского архиеп-ства 1982 г., память св. Потина, 1-го епископа и покровителя Лиона, и др. мучеников совершалась 2 июня, память св. Бландины - 9 авг. В наст. время поминовение святых Потина, Бландины и др. Л. м. совершается 2 июня в Лионском архиеп-стве (в календаре Римско-католической Церкви для Франции - факультативная память). Ист.: Euseb. Hist. eccl. V 1-4; Ausgewählte Märtyrerakten/Hrsg. G. Krüger, G. Ruhbach. Tüb., 19654. S. 18-28; The Acts of the Christian Martyrs/Ed.

http://pravenc.ru/text/2110761.html

P., 2000. P. 56, 132-133, 245-246, 295-296, 463, 527; Bailey L. Building Urban Christian Communities: Sermons on Local Saints in the Eusebius Gallicanus Collection//Early Medieval Europe. L. etc., 2003. Vol. 12. N 1. P. 1-24; Carriker A. J. The Library of Eusebius of Caesarea. Leiden; Boston, 2003; Rubellin M. Église et société chrétienne d " Agobard à Valdès. Lyon, 2003; Dehandschutter B. A Community of Martyrs: Religious Identity and the Case of the Martyrs of Lyons and Vienne//More than a Memory: The Discourse of Martyrdom and the Construction of Christian Identity in the History of Christianity/Ed. J. Leemans. Leuven, 2005. P. 3-22; L " abbaye d " Ainay des origines au XIIe siècle/Éd. J.-F. Reynaud, F. Richard. Lyon, 2008; Reynaud J.-F. Lyon: Saint-Pierre de Vaise et la basilique des Martyrs//Bull. monumental. P., 2012. T. 170. N 2. P. 159-160; idem. À la recherche des martyrs de Lyon et de Vienne//L " empreinte chrétienne en Gaule du IVe au IXe siècle/Éd. M. Gaillard. Turnhout, 2014. P. 235-255. Д. В. Зайцев, А. А. Королёв Почитание на Востоке В Византии единственным источником сведений о Л. м. было Послание Лугдунской Церкви, сохранившееся в составе «Церковной истории» Евсевия Кесарийского (BHG, N 1573). Краткое сказание о мучениках включено в Синаксарь К-польской ц. (архетип кон. X в.) и нек-рые др. визант. синаксари под 26 июля (SynCP. Col. 844-845), реже под 25 июля (напр., Paris. Coisl. 223, 1301 г.). В ряде деталей сказание отличается от сведений, изложенных в «Церковной истории». Л. м. пострадали в Лугдуне и Вьенне при императорах Марке Аврелии и «Левкии Вере», т. е. Луции Вере (161-169). Во время суда вместо ответов на вопросы они повторяли, что являются христианами. Их подвергли пыткам; Санкта обжигали раскаленными медными пластинами, а затем вместе с Матуром бросили на растерзание зверям. Аттала посадили на раскаленное железное кресло, Бландину избивали целый день, после чего привязали к столбу и отдали зверям, но те не тронули мученицу. Тогда ее заключили в темницу, а затем привязали к коням и волокли по земле, пока она не скончалась.

http://pravenc.ru/text/2110761.html

Возвращаясь к дальнейшему рассмотрению Климентова послания, мы в заключение нашего обзора попытаемся вывести из него те недоуменные вопросы, которые возбуждаются некоторыми местами и выражениями этого послания —281— и которые могут получить разрешение при дальнейшем изучении других сочинений древнехристианской литературы. Так в главе I Климентова послания говорится о том, что прежде коринфяне повиновались предводителям своим (praepositis vestris=γουμενοις) и воздавали должную честь старшим (seniores, πρεσβυτεροις), а в главе 21-й предлагается коринфской общине почитать своих представителей (prepositos=προηγουμενους) и уважать пресвитеров (seniores, πρεσβυτερους) и даже дается уже частный совет людям, положившим начало возмущения, покориться пресвитерам (presbyteris, πρεσβυτεροις). В главе же 61 упоминается об архонтах и игумнах исключительно в смысле светских правителей (римских). Если допустить, что слово старший (senior) обозначает тех же пресвитеров и предстоятелей (председателей), упоминаемых в гл. 1-й, 21, которым нужно воздавать, честь т. е. уважение и почитание, то в отношении предводителей (проигуменов) категорично требуется повиновение им 280 ...Теперь спрашивается; кто же были эти предводители в общине, были-ли они людьми светскими или духовными, какова была их роль в общине и каковы были их обязанности? Оставляя этот вопрос пока открытым, мы, тем не менее, считаем уместным указать здесь на одно место из приведенного Евсевием в его Церковной Истории (кн. V, гл. 1) послания двух Галликанских церквей: Лугдуна (Лиона) и Виенны (Вьенн) церквам азийским и фригийским об испытанных мучениях, воздвигнутых во второй половине второго века. В этом трогательном послании Лугдунские и Вьенские братья («рабы Христовы, жители Виенны и Лугдуны в Галлии – братьям в Азии и Фригии, имеющим одинаковую веру и надежду искупления») между прочим пишут: «Мы не боялись угрожавших нам мучений, но взирая на конец, опасались, чтобы кто-либо не отпал. Достойных восполнить число прежних —282—

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

граждан, к-рые были среди христиан. Неизвестно, сколько времени заняло получение инструкции (это зависит от датировки гибели Л. м.; в дек. 176 Марк Аврелий находился в Риме, а в авг. 178 он возглавил войну с маркоманнами и квадами на Дунае). Тем временем условия содержания христиан улучшились: они могли общаться с единоверцами, оставшимися на свободе, и передавать им письма. Распоряжение императора соответствовало принципам, которые сформулировал Траян: виновных следовало пытать и казнить, отступивших от веры - отпустить ( Euseb. Hist. eccl. V 1. 47). Во время повторного допроса отступники получили возможность подтвердить свой выбор; обвинения в инцесте и людоедстве более не выдвигались. Вопреки общепринятой норме, согласно к-рой рим. граждан не следовало предавать позорной смерти, Аттал был приговорен к мучительной казни во время представления (др. рим. гражданам отсекли головы; см.: Churruca. 1984. P. 263-264; Birley. 1987. P. 203). Казнь оставшихся Л. м. была приурочена к празднику (πανγυρις), под к-рым скорее всего подразумевается ежегодное собрание представителей 3 галльских провинций в Лугдуне. Праздник, посвященный Риму и Августу, открывался 1 авг. в святилище Трех Галлий (см.: Keresztes. 1967. P. 84-85; Barnes. Pre-Decian. 1968. P. 518). Торжества сопровождались «зрелищами» с участием гладиаторов, к-рых легат решил заменить христианами. Высказывалось мнение, что казнь Л. м. была связана с сенатусконсультом о сокращении расходов на гладиаторские представления (De sumptibus ludorum gladiatoriorum minuendis). Закон был издан предположительно в 177 г. по ходатайству галльских аристократов. Среди прочего разрешалось заменять дорогостоящих гладиаторов преступниками, приговоренными к смерти и купленными по низкой цене у гос. казны. В Галлии «исстари по священному обычаю» использовали также неких trinqui, возможно, добровольцев, согласившихся принести себя в жертву богам (см.: Frend. 1965. P. 5; Lanata. 1973. P. 132; Birley. 1987. P. 200-201; ср. мнение Т. Д. Барнса, к-рый считал маловероятной связь между этим законом и гибелью Л.

http://pravenc.ru/text/2110761.html

мучеников брали под стражу каждый день; так что из двух церквей собрали всех лучших мужей, которые преимущественно и управляли тамошними делами». Из этого отрывка несомненно явствует, что в Лугдунской и Виеннской церковных общинах (наиболее всех прославившихся во время воздвигнутых на них гонений своей стойкостью в вере и примерным православием ) в половине II века «лучшие уважаемые люди» (σπουδαους) управляли тамошними церковными делами (δι ν συνεστκει τ νθδε), но к сожалению и этот драгоценный источник, разрешая в положительном смысле об управлении церковными делами «лучшими людьми из мирян», не дает более подробных указаний об этих людях и о том, в чем и как состояло и выражалось это управление 281 . Из целого ряда мест в Климентовом послании, где упоминается о пресвитерах, а именно из глав 21, 40, 44, 47, 54, 57, вполне явствует, что в коринфской церковной общине существовало несколько пресвитеров, причем только некоторые из них были лишены своих должностей. Таким образом остается открытым вопрос: была-ли в Коринфе коллегия пресвитеров, кто стоял во главе этой коллегии (предстоятель, председатель) и какова была её организация и наконец, в чем выражалось её управление? Наш источник, указывая на необходимость согласия церковной общины при поставлении епископов и дьяконов, точно также не сообщает нам подробностей о том; какой именно порядок существовал для избрания этих должностных лиц 282 . Наконец, следует обратить внимание на некоторые цитаты и сведения в послания Климента, которые не находятся ни в книгах священного писания Ветхого и Нового Завета, ни в других сочинениях древности, и которые —283— заимствованы им или из устного предания, или же из других каких-либо книг и сочинений, пользовавшихся в его время авторитетом священного писания и затем утративших этот авторитет. Цитаты и сведения эти находятся в следующих местах послания: I) «Павел (апостол), по причине зависти, получил награду за терпение: он был в узах семь раз, был изгоняем, побиваем камнями» (гл.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

На фоне общего обострения обстановки в империи, эпидемии и затяжных войн политика гос-ва по отношению к христианам при М. А. заметно ужесточилась (см. также ст. Гонения на христиан в Римской империи ). Существенного пересмотра законодательства в отношении христиан не проводилось, но гос-во теперь было в большей степени склонно поощрять ненависть к христианам среди подданных. Известно сообщение еп. Мелитона Сардского, к-рое сохранилось в «Церковной истории» Евсевия Памфила, о том, что при М. А. «вышли новые указы, которыми преследуется род людей богобоязненных». Эти указы Мелитон назвал столь жестокими, что их «не заслуживали бы и презренные варвары» ( Euseb. Hist. eccl. IV 26). Тексты актов М. А. не сохранились, а свидетельство Мелитона слишком кратко и не позволяет уточнить достоверно, в чем заключались объявленные М. А. меры. Вероятно, речь шла о поощрении императором широкого применения ранее изданных антихристианских законов. М. А. несомненно крайне отрицательно относился к христианам, считал их религ. фанатиками, о чем писал в «Размышлениях» ( Aurel. Antonin. Ad se ipsum. XI 3). Среди наиболее известных судебных дел против христиан при М. А. было расследование в отношении мч. Иустина Философа ок. 165 г. Судом над Иустином руководил префект претория Квинт Юний Рустик, прежде бывший учителем М. А. и действовавший с одобрения императора. Мч. Иустин Философ был хорошо известен в Риме, в 50-х гг. II в. подал апологию христиан имп. Антонину Пию, а в 161 г. с новой апологией обратился к М. А. и Луцию Веру. Его выступления принимались властями благосклонно. Вероятно, суд над мч. Иустином и его казнь служили своего рода показательным процессом, который обозначил отход правительства М. А. от относительно лояльной политики прежних лет. В деле Лугдунских мучеников М. А. также остался безразличен к погромам и пыткам христиан, явно считая действия населения и местных властей законными. Большинство мучеников эпохи М. А. стали жертвами местных властей либо погибли от язычников, подстрекаемых властями. Значительное число христиан пострадали в М. Азии в кон. 60-х гг. II в. (среди них - свт. Поликарп Смирнский, а также Лугдунские мученики (177)).

http://pravenc.ru/text/2562244.html

Начало гонения описывается как христ. погром с попытками линчевания. В отсутствие легата инициативу проявили местные власти, военные (трибун 13-й городской когорты) и гражданские (дуумвиры); они провели предварительный допрос обвиняемых и заключили их под стражу. На этом этапе единственным обвинением была принадлежность к христианству ( Euseb. Hist. eccl. V 1. 8). После прибытия в город легат открыл формальный судебный процесс (cognitio). В Послании неоднократно говорится, что наместник нарушал законность, уступая требованиям фанатичной толпы, и жестоко обращался с подсудимыми (см.: Lanata. 1973. P. 131). Веттий Эпагат выступил с протестом, вероятно, намереваясь стать адвокатом христиан, но был немедленно арестован. Пытки рабов с целью получить показания против их хозяев допускались только в особо важных делах, гл. обр. связанных с гос. изменой (crimen maiestatis). Обвинения в кровосмешении и каннибализме, предъявленные Л. м., упоминаются в христ. апологиях II в. как распространенные в народе заблуждения (см.: Frend. 1965. P. 7, 25). Эти обвинения стали поводом для того, чтобы подвергнуть христиан пыткам, хотя необходимости в этом не было. В Послании подчеркивается, что гонители жестоко пытали мучеников и содержали их в нечеловеческих условиях. Возможно, легат стремился избежать завершения процесса и рассчитывал, что обвиняемые умрут до вынесения приговора (Ibid. P. 7). Пытки могли применяться не только для получения информации (так было с Санктом, к-рый отказался отвечать на вопросы), но и в качестве наказания. Из Послания непонятно, почему легат сначала приговорил к смерти только 4 христиан, при этом казнь Бландины была отложена. Вызывает вопросы и наличие среди Л. м. христиан из Вьенны ( Euseb. Hist. eccl. V 1 13, 17), т. к. этот город находился в сенатской Нарбонской пров., его жители не подлежали юрисдикции лугдунского легата. Возможно, были арестованы только те вьеннские христиане, к-рые по к.-л. причинам находились в Лугдуне ( Frend. 1965. P. 6). После казни Матура и Санкта легат попросил у императора указаний относительно рим.

http://pravenc.ru/text/2110761.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010