На пригородных кладбищах Рима указывали места погребения (τ τρπαια) апостолов Петра и Павла ( Euseb. Hist. eccl. II 25. 5-7), в Иераполе, Эфесе, Смирне и др. городах М. Азии - могилы др. апостолов и епископов-М. (Ibid. V 24. 2-5). В Мученичестве Поликарпа, в Послании о Лугдунских мучениках и во мн. более поздних агиографических текстах говорится, что христиане стремились взять останки М. и достойно их похоронить. Неоднократно упоминается о желании христиан получить реликвии: кольцо, омоченное в крови мученика (Pass. Perp. 21. 5), или его влажную от пота одежду ( Pontius. Vita Cypriani. 16. 6). На месте, где Киприану должны были отрубить голову, верующие разостлали платки и полотенца, чтобы они пропитались кровью мученика (Acta proconsularia S. Cypriani. 4. 2). В качестве реликвий могли использовать и останки М. Так, христиане собирали частицы праха еп. Фруктуоза и 2 его диаконов, сожженных в Тарраконе, пока мученик не явился им во сне и не велел вернуть останки для погребения (Passio Fructuosi. 6-7). На рубеже III и IV вв. у карфагенской христианки Луциллы хранилась кость некоего мученика, к-рую та имела обыкновение целовать перед причастием ( Optat. Contr. Parmen. I 16; см.: Saxer. 1980. P. 233-235). О торжественном праздновании дней памяти М., к-рое сопровождалось Евхаристией, гимнами и псалмами, а также благотворительной трапезой для бедных и обездоленных, говорится в «Послании к собранию святых» имп. Константина Великого (Oratio ad sanctorum coetum. 12. 5// Eusebius Werke. Lpz., 1902. Bd. 1/Hrsg. I. A. Heikel. S. 171). Однако и ранее христиане нередко устраивали молитвенные собрания на кладбищах. Так, среди репрессивных мер, принятых в 257 г. имп. Валерианом, был запрет христ. собраний, в т. ч. на кладбищах (Acta proconsularia S. Cypriani. 1. 7; Euseb. Hist. eccl. VII 11. 10-11). О богослужениях, которые христиане проводили на кладбищах, упоминается в «Апостольской дидаскалии» (Didasc. Apost. VI 22); в более поздней редакции текста, вошедшей в состав «Апостольских постановлений», сообщается, что Евхаристия совершалась в честь М., святых и всех усопших христиан (Const.

http://pravenc.ru/text/2564422.html

«О славе мучеников» Григорий перечислил имена Л. м. и изложил предание об обретении их праха. Христиане горевали об утраченных останках мучеников. Явившись неким благочестивым людям, святые поведали, что Христос даровал им вечный покой, и велели собрать пепел, оставшийся на месте сожжения. Христиане построили большую базилику во имя мучеников и положили их прах под алтарем, где, по словам Григория, совершались чудеса. Место, где пострадали Л. м., называлось Атанак (Athanaco uocatur), поэтому их также именовали Атанакскими мучениками ( Idem. Glor. martyr. 48-49). Эти сведения повторяются в мартирологе Лионского анонима (нач. IX в.- Quentin. 1908. P. 149-150), а также в мартирологе Адона Вьеннского, где добавлено, что прах Л. м. покоился в ц. Апостолов (in Apostolorum ecclesia). В средние века важнейшими центрами почитания мучеников в Лионе были бенедиктинское аббатство Эне и приходская ц. св. Ницетия (Сен-Низье). На основании свидетельства Григория Турского сложилось мнение, что Л. м. погибли там, где впосл. было построено аббатство Эне, именовавшееся Атанакским мон-рем (Athanacense monasterium). Однако самые ранние упоминания о мон-ре относятся к IX в., а предание о гибели мучеников в Эне сложилось не ранее XIII-XIV вв. ( Rubellin. 2003. P. 282-288). Тем не менее лионские историки XVII в. настаивали на достоверности этой легенды. По мнению иезуита Теофиля Рено, Л. м. пострадали в Эне и были похоронены в ц. Сен-Низье, которую он считал древней базиликой Апостолов ( Raynaud. 1665. P. 16-18). Ж. М. де Ла Мюр полагал, что монастырь Эне находился на месте, где были казнены Л. м. и уничтожены их останки. Ораторий, в к-ром собирались первые христиане Лугдуна, историк отождествлял с криптой под ц. Сен-Низье; по его мнению, в этой крипте хранился прах мучеников ( La Mure. 1671. P. 6-8; Idem. 1885. P. 22-55). Отождествление Эне с местом казни Л. м. отстаивали также нек-рые лионские авторы XIX в. (напр.: Boissieu. 1864; Dumas. 1886). В буллах папы Римского Иннокентия IV от 1251 г.

http://pravenc.ru/text/2110761.html

Особняком стоят 2 версии Актов сщмч. Киприана, еп. Карфагенского, составленные на основе 2 протоколов допросов и 2 приговоров (257 г. об изгнании и 258 г. о смертной казни). После кончины сщмч. Киприана его ученик диак. Понтий составил Житие святого - 1-й пространный панегирик в лит-ре о мучениках. Проповеди (sermones) о святых и мучениках в большом количестве начали появляться в IV-V вв., они часто встречаются в гомилетическом наследии мн. авторов - свт. Амвросия Медиоланского , блж. Августина , свт. Льва I Великого. Древнейшей проповедью в честь мученика считается Беседа о св. Аркадии, пострадавшем в г. Цезарея Мавританская (сохр. в составе корпуса проповедей свт. Зинона Веронского - CPL, N 2059). Отличие проповеди от сочинений, написанных в жанре похвального слова, состоит в относительной краткости изложения, наличии общих мест и нравственных наставлений, не всегда связанных с темой жизни святого, тогда как в похвальном слове главный герой, к-рому посвящено сочинение, практически всегда находится в центре внимания. В рамках проповеди также создавались агиографические произведения о мучениках (см., напр., т. н. гомилиарий Евсевия Галликана ). Почти все лат. агиографические сочинения о мучениках эпохи гонений происходят из рим. пров. Африка (CPL, N 2049-2055), за исключением испан. Мученичества св. Фруктуоза, еп. Тарраконского (CPL, N 2056), к-рое было создано под африкан. влиянием. Особняком стоит и небольшое число Мученичеств иллирийско-фракийского происхождения: мучеников Серена Сирмийского, Иринея Сирмийского, Иулия Доростольского (CPL, N 2057-2058). Вероятно, мученичества пострадавших во время гонений нач. IV в. были созданы уже после признания христианства при имп. Константине I Великом. Стремление сохранить живую память о мучениках, чтобы она со временем не исчезла и не смешалась с вымыслом, было причиной появления большого количества мученичеств в IV-V вв. Именно в этом видели свою задачу анонимный составитель Мученичества Генесия Арелатского и свт. Евхерий Лугдунский, автор Мученичества Маврикия Агаунского.

http://pravenc.ru/text/182317.html

Подобным образом и Божественный Иероним текст сей толкует: «нуждаемся, глаголет, вся духовно «принимати, яко елича, кипарис, певг и кедр, высокие овогда Ливановы древа, прославиша храм Божий, и «место ног его, и преславна сотвориша. И да не «долготой слов разум протяжу: святой муж, и красноглаголивый мученик Киприан, и нашего времени исповедник Иларий, не мнятся ли тебе, яко возвышенные некогда древа, воздвигшие церковь Божию» 173 . Сочинения других святых отцов, (кои и в нашей небольшой библиотеке имеются) «Варнавы, Климента, Ермы, Игнатия и Поликарпа» (сии отцы Апостольскими называются) « Дионисия Ареопагита , Иринея Лугдунского, Иустина философа и мученика, Киприана Карфагенского , Ипполита, Афанасия, Евстафия Антиохийского , Василия Кесарийского , Василия Селевкийского , Григориев: Неокесарийского, Назианзина, Нисского и Двоеслова, Кирилла Александрийского и Кирилла Иерусалимского , Иоанна Златоустог о, Дамаскина, Амвросия, Епифания, Максима, Астерия Амасийского , Исидора, Ефрема, Нила, Макария, Исаака Сирина , Анастасия Синаита , Феодорита, Иеронима, Августина, также и сочинения Тертуллиана , Климента Александрийского , Евсевия Кесарийского » сколько могли мы, прочли с прилежанием, исправные оных оглавления рассматривая; но ни текста предложенного, приспособленного ко Кресту, ни же что-либо о составленном из двух древ Кресте сыскать могли. Из чего видно, что из древних, то есть, самых избранных, так сказать, отцов никто о трёх оных древах Креста ничего не сказал. Такожде святый Иоанн Дамаскин о нём хвалится и вопиет: О треблаженное древо, на нём же распятся Христос Царь и Господь! Сии слова, взятые из ирмоса пятой песни канона, кои в церкви на воздвижение Креста в 14 день Сентября поётся, не святого Иоанна Дамаскина , но кир Космы, реченного канона сочинителя. Сие же известно из самой надписи канона, которая в подлинной Греческой Минее есть следующая: κανν, ς τνδε τν κροστιχδα φρει· σταυρ πεπσιϑς, μνσν ξερυγσμαι. Ποημα τ κυρ Κσμ. Таковая же находится и в Российской Минее: «Канон Креста, егоже краегранесие: Кресту надеявся, пение отрыгаю». Творение Кир Космы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Посланиями своими Церкви фригийской против Монтана мученики доказали, что благоразумие их равнялось чистоте веры. В то же время писали они Елевферию, епископу римскому. «Святые мученики, говорит Евсевий, были также примирителями». «Мы просили, говорили они Елевферию, брата нашего Иринея доставить тебе это послание, рекомендуем его как великого ревнителя Завета Христова; а если нужно для тебя еще другое достоинство, то рекомендуем его как пресвитера, ибо он удостоен сей почести». Но, кроме этих двух посланий, мученики писали еще другие для утешения тех, кто к ним обращался, и не допускали, чтобы в письмах называли их мучениками. «Те только истинные мученики, говорили они, кто положил жизнь свою за веру, а мы только смиренные исповедники». Они заклинали верующих молиться за них и сами молились за своих мучителей; а тех, кто прибегал к любви их, разрешали от канонических наказаний. 1012 Так истинные христиане эти употребляли то малое время, которым могли располагать еще среди своих мучений. Первых лионских мучеников было числом сорок восемь. Великое множество других замучено было в Церкви лугдунской и в окрестностях, равно как в остальных частях Церкви вселенской. Не хотящие веровать в сверхестественное влияние Духа Божия в Церкви Его, усиливались объяснить мужество христианских мучеников естественным образом. Им хотелось видеть в нем только фанатический энтузиазм и они искали в истории доказательств для подтверждения своей теории. Допустим, что гордость, фанатизм и страсти могут увеличить раздражение в некоторых исключительных личностях до того, что решаться идти навстречу жесточайших мучений и даже смерти. Понимаем также, что фанатическое увлечение преувеличивает раздражение масс и увлекает их в такие поступки, после которых смерть почти неизбежна. Но невозможно понять, чтобы люди, которым дается на выбор жесточайшие мучения и смерть самая ужасная или выполнение нескольких внешних формальностей, могущих спасти жизнь их, чтобы люди эти хладнокровно избирали мучение и смерть. Если же станут утверждать, что есть исключительные личности, на то способные, то нельзя сказать того же о великом множестве людей различных свойств, людей простых, слабых женщин, детей. У мучеников невозможно заметить ни тени фанатизма или какого-либо преувеличенного раздражения. На смерть идут они с простотою, взирают на нее как на путь к иной, лучшей жизни и являются превыше всех рассуждений человеческих, равно как превыше всех естественных влечений. Вот почему видим в том особенное, сверх естественное влияние Духа Божия. Бог, сохранивший человеку его свободу даже в то время, когда он ей злоупотребляет, допустил же, что язычество защищалось всеми способами, какие только могли ему внушить страсти и ненависть; но в то же время благоугодно было Богу поддержать верующих, которые бы, конечно, погибли, если бы благодать не поддержала их и не возвысила выше природы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

при Марке Аврелии, приблизительно такое же, как и при др. Антонинах. В начале правления Марка Аврелия (ок. 162) в Риме пострадали мц. Фелицита и 7 др. мучеников, к-рых традиционно считают ее сыновьями (см.: Allard P. Histoire des persécutions pendant les deux premiers siècles. P., 19083. P. 378, n. 2). Через неск. лет (обычная датировка - ок. 165) по доносу философа-киника Кресцента префектом Рима Юнием Рустиком был осужден мч. Иустин Философ, организовавший в Риме христ. огласительную школу. Вместе с ним пострадали 6 учеников, среди них была женщина по имени Харито (Acta Justini. 1-6). Факт доноса Кресцента (нек-рые исследователи оспаривают его существование - см., напр.: Лебедев. С. 97-99) основан на сообщениях Татиана и использовавшего его Евсевия Кесарийского ( Tat. Contr. graec. 19; Euseb. Hist. eccl. IV 16. 8-9). Мч. Иустин во 2-й апологии (Гл. 3) рассматривал Кресцента как возможного виновника своей грядущей смерти. Сохранились достоверные акты мученичества Иустина и его учеников в 3 редакциях (см.: СДХА. С. 341 сл., перевод всех редакций на рус. язык: С. 362-370). Г. происходили на фоне усиления враждебности черни. Свт. Феофил Антиохийский отмечал, что христиан язычники «преследовали и преследуют ежедневно, иных побивали камнями, иных умерщвляли…» ( Theoph. Antioch. Ad Autol. 3. 30). На Западе империи в 2 городах Галлии, Вьенне (совр. Вьен) и Лугдуне (совр. Лион), летом 177 г. произошло одно из самых свирепых Г. (см. Лугдунские мученики ; пам. зап. 25 июля, 2 июня). Об этих событиях повествуется в послании Вьеннской и Лугдунской Церквей к Церквам Асии и Фригии (сохр. в «Церковной истории» Евсевия - Euseb. Hist. eccl. V 1). В обоих городах по неясным причинам христианам было запрещено появляться в общественных местах - в банях, на рынках и т. д., а также в домах граждан. Чернь нападала на них «скопом и толпами». Муниципальные власти до прибытия наместника пров. Лугдунская Галлия произвели среди христиан аресты без различия их возраста, пола и социального положения, заключая их в тюрьму после предварительного допроса под пыткой.

http://pravenc.ru/text/166129.html

религии в возможности принадлежать к интеллектуальной элите греко-рим. общества ( Orig. Contr. Cels. III 52). При имп. Марке Аврелии (161-180) правовое положение Церкви не изменилось. По-прежнему действовали нормы антихрист. законодательства, введенного при первых Антонинах; кровавые Г. происходили спорадически во мн. местах империи. Свт. Мелитон Сардский в апологии, обращенной к этому императору, сообщает, что в Асии происходит неслыханное: «...по новым эдиктам гонят и преследуют людей благочестивых; бесстыдные доносчики и любители чужого, исходя из этих распоряжений, открыто разбойничают, ночью и днем грабя людей, ни в чем не повинных». Апологет призывает императора поступить по справедливости и даже выражает сомнение, по его ли распоряжению появился «новый эдикт, издать который не пристало бы даже против врагов - варваров» (ap. Euseb. Hist. eccl. IV 26). На основании этого известия нек-рые историки делают вывод, что «гонение Марка Аврелия производилось по именному императорскому приказанию, утвердившему гонение на христиан» и внесшему изменения в ранее изданные против них нормативные акты ( Лебедев. С. 77-78). Источники действительно подтверждают в этот период активизацию антихрист. выступлений народа, отмечают факты упрощения судебного разбирательства, розыска и принятия анонимных доносов, но сохранение прежнего характера наказаний. Однако из слов свт. Мелитона трудно понять, что он имел в виду: общеимперские законы (эдикты, δϒματα) или ответы на частные запросы провинциальных властей (распоряжения, διατϒματα) - оба термина используются им при описании событий. В адресованном Марку Аврелию «Прошении о христианах» (Гл. 3) Афинагора, а также и в нек-рых сообщениях о мученичествах того времени (мч. Иустин Философ, Лугдунские мученики - Acta Justini; Euseb. Hist. eccl. V 1) не подтверждаются факты существенной перемены в рим. законодательстве в отношении христиан. Этот император считал христианство опасным суеверием, борьба с к-рым должна была быть последовательной, но находиться в рамках строгой законности. В философском труде Марк Аврелий отвергал фанатизм идущих на смерть христиан, видя в этом проявление «слепого упорства» ( Aurel. Anton. Ad se ipsum. XI 3). «Новые эдикты» и изменение характера Г., приписываемые Мелитоном Марку Аврелию, вполне могли явиться результатом требований язычников и ответных действий провинциальных правителей, с одной стороны хорошо знавших о настроениях императора, а с другой - стремившихся хоть как-то успокоить антихристиански настроенную часть общества и вынужденных каждый раз обращаться за советом к императору ( Ramsay. P. 339; Zeiller. Vol. 1. P. 312).

http://pravenc.ru/text/166129.html

упоминается, что в ц. Сен-Низье находился алтарь Пресв. Девы Марии, освященный еп. Потином; там же хранились мощи 1-го епископа Лугдуна ( Martin J.-B. Conciles et bullaire du diocèse de Lyon. Lyon, 1905. N 1284, 1312). Впосл. считалось, что еп. Потин поместил там статую Девы Марии, привезенную им с Востока; в IV или V в. на месте подземного раннехрист. оратория была возведена базилика Апостолов, в дальнейшем названная в честь св. Ницетия ( Martin-Daussigny E. C. La crypte de Saint-Pothin à Lyon//Rev. du Lyonnais. N. S. 1853. T. 7. P. 431-441). Многие исследователи пытались отождествить аббатство Эне и ц. Сен-Низье с позднеантичными и раннесредневек. храмами, известными по упоминаниям в источниках. Романская церковь аббатства Эне была освящена папой Пасхалием II 29 янв. 1107 г. и реконструирована в 1829-1855 гг.; примыкающая к ней капелла св. Бландины с небольшой криптой датируется ок. 1000 г. (впосл. перестроена), но следов более ранних церковных построек там не обнаружено. Готическая ц. Сен-Низье была возведена в XV-XVI вв. на месте древней базилики, где был похоронен св. Ницетий († 573) и др. епископы Лугдуна, жившие в VI в. Крипта, в к-рой находились гробницы епископов, была радикально перестроена в 1883-1884 гг. Т. о., нет убедительных доказательств в пользу отождествления базилики, упомянутой Григорием Турским, с ц. Сен-Низье или с аббатством Эне (Lyon. 1983. P. 37). Одни исследователи высказывались в пользу Эне (напр.: Vieillard-Tro ï ekouroff. 1976), другие - в пользу Сен-Низье (напр.: Decourt, Lucas. 1993. P. 128). Однако Б. Божар предположила, что базилика, в к-рой хранился прах Л. м., могла находиться не в Атанаке, а в другом месте; ее не следует отождествлять с храмом, где был похоронен св. Ницетий. По мнению исследовательницы, остатки базилики Л. м. еще не обнаружены ( Beaujard B. Grégoire de Tours et Lyon//L " abbaye. 2008. P. 53-60). Опираясь на эту гипотезу, Ж. Ф. Рено предложил локализовать базилику мучеников на месте совр. ц. Сен-Пьер-де-Вез, расположенной в сев.

http://pravenc.ru/text/2110761.html

христиане были огорчены тем, что не смогли их достойно похоронить ( Aug. De cura pro mortuis gerenda ad Paulinum// S. Aurelii Augustini Opera/Ed. J. Zycha. Vindobonae, 1900. T. 5/3. P. 633-638. (CSEL; 41); см.: Rose P. J. A Commentary on Augustine " s «De cura pro mortuis gerenda»: Rhetoric in Practice. Leiden; Boston, 2013. P. 64, 221, 227-235). Греч. текст «Церковной истории» был использован в визант. комментарии на 1-е Послание Петра, к-рый приписывается Икумению; автором Послания Лугдунской Церкви там назван Ириней Лионский (PG. 119. Col. 535-538). В латинские агиографические сборники повествование о Л. м. из «Церковной истории» включено как самостоятельное произведение, озаглавленное «Мученичество 48 мучеников, пострадавших в Лугдуне» (иногда оно именовалось Мученичеством Бландины или Потина; см.: Quentin. 1908. P. 149-150). Самая ранняя рукопись, в к-рой содержится Мученичество,- Кодекс Вельзера, созданный в сер. VIII в. в Сев. Франции (Monac. Clm. 3514. Fol. 215-232). В «Церковной истории» названы имена лишь 10 мучеников (Александр, Алкивиад, Аттал, Библида, Бландина, Веттий Эпагат, Матур, Понтик, Потин и Санкт). По свидетельству Евсевия, в Послании был приведен полный список имен Л. м. с указанием обстоятельств их кончины. Этот список, скорее всего восходящий к агиографическому своду Евсевия, сохранился в ряде лат. источников: в Иеронимовом мартирологе, в сочинении Григория Турского «О славе мучеников»; в легендариях он приложен к Мученичеству Л. м. Согласно А. Кантену, самым близким к первоначальной версии является перечень имен в легендарии Brux. 207-208 (XIII в.). Исследователь так реконструировал список мучеников: Веттий, Захария, Макарий, Алкивиад, Сильвий, Прим, Ульпий, Виталий, Комминий, Октобер, Филомин, Геминас, Юлия, Альбина, Грата, Эмилия, Потомена, Помпея, Родана, Библис, Кварта, Матерна, Эльпис (она же Аммас); отданные на растерзание зверям: Санкт, Матур, Аттал, Александр, Понтик, Бландина; умершие в темнице: Арестий, Потин, Корнелий, Зосим, Тит, Зотик, Юлий, Аполлоний, Геминиан, Юлия, Авсона, Эмилия, Гамника, Помпея, Домна, Мамилия, Юста, Трофима и Антония (всего 48 имен).

http://pravenc.ru/text/2110761.html

части города, на правом берегу Соны. Средневек. здание было разрушено при строительстве неороманского храма (40-е гг. XIX в.), но есть основания считать, что в V-VI вв. там существовала базилика. В средние века ц. Сен-Пьер-де-Вез была отправным пунктом ежегодной процессии в честь Л. м. (см. ниже). По мнению Рено, в VIII в. из-за нападений провансальских сарацинов прах мучеников перенесли в ц. Сен-Низье, расположенную ближе к центру города. После этого ц. Сен-Пьер-де-Вез утратила связь с почитанием Л. м. ( Reynaud. 2012; Idem. 2014. P. 252-254). Однако в сер. IX в. Адон Вьеннский утверждал, что прах Л. м. покоился в ц. Апостолов, тогда как ц. Сен-Низье по крайней мере с нач. IX в. именовалась в честь св. Ницетия. Сохранились данные о др. храме, освященном во имя апостолов: согласно интерполированной версии письма архиеп. Лейдрада (797/8-816), расположенный к северу от города монастырь Иль-Барб был «издавна освящен в честь святого апостола Андрея и всех апостолов», но впосл. его назвали в честь св. Мартина (MGH. Epp. T. 4. P. 543; PL. 104. Col. 1026-1027; см.: Rubellin. 2003. P. 267). В мартирологе Адона Вьеннского впервые упоминается о торжественном праздновании памяти Л. м. 2 июня, которое называли «день чудес» (ex antiquorum traditione ipsam diem miraculorum appellant), впосл.- «праздник чудес» (лат. festum Miraculorum; франц. fête des Merveilles). По словам Адона, в этот день горожане устраивали процессию «вниз по реке» в ц. Апостолов, где совершалась праздничная месса. Неизвестно, когда возник этот обычай (возможно, в IX в.- Rubellin. 2003. P. 163-164). Согласно более поздним описаниям, в «праздник чудес» совершалось шествие по местам, связанным с почитанием Л. м. Каноники кафедрального собора, коллегиальных церквей св. Павла и св. Иуста, а также монахи из аббатств Иль-Барб и Эне собирались в ц. Сен-Пьер-де-Вез. Там они садились в подготовленные речные суда и с песнопениями отправлялись вниз по течению Соны в мон-рь Эне, где лобзали камень св. Потина (согласно авторам XVII в., в тюрьме епископ использовал этот камень вместо подушки; см.: Dumas.

http://pravenc.ru/text/2110761.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010