Блж. Иероним указывал также на нек-рые установления монтанистов, подтверждавшие их нравственный ригоризм. Вопреки церковной традиции (ср.: 1 Тим 5. 14) они категорически осуждали второй брак и считали недопустимым отпущение грехов. Если для христиан, по блж. Иерониму, обязательным являлся только Великий пост, то монтанисты имели 3 постных периода, приуроченных к дням мученичеств их «спасителей» (salvatores) ( Hieron. Ep. 41. 3; см. также: Hipp. Refut. VIII 12). Согласно эпиграфическим источникам, монтанисты, чтобы отличить себя от последователей Кафолической Церкви, именовались духовными христианами (χριστιανòς πνευματικóς) ( Trevett. 2002. P. 203-204). Тема мученичества в целом занимала важное место в полемике вокруг М. Мученическая смерть мн. монтанистов служила для сторонников этого течения аргументом в пользу истинности «нового пророчества». Мученики также весьма почитались в монтанистской среде ( Euseb. Hist. eccl. V 16. 20; 18. 5-7). Судя по всему, именно в монтанистских кругах было создано знаменитое Мученичество святых Перпетуи и Фелицитаты, пострадавших в Карфагене в нач. III в. ( Butler. 2006). Вызванные М. споры привлекли внимание зап. христ. общин. Уже Лугдунские мученики обратились с посланием по поводу нестроений в малоазийских общинах к христианам Асии и Фригии, а также к свт. Елевферию , еп. Римскому ( Euseb. Hist. eccl. V 3. 4). Тертуллиан возлагает вину за непризнание «нового пророчества» Римской Церковью на еретика-патрипассианина Праксея , прибывшего в Рим из М. Азии. По утверждению Тертуллиана, Римский епископ, имя к-рого он не называет, признал М. и тем самым принес мир церковным общинам Асии и Фригии. Однако Праксей стал распространять о М. ложь и, ссылаясь на авторитет предшественников Римского епископа, убедил его в необходимости отмены своего решения о признании ( Tertull. Adv. Prax. 1). Сложно сказать, о каком именно епископе в данном случае идет речь. Это могли быть свт. Елевферий, св. Виктор I или свт. Зефирин (см.: Maraval. 2000. P. 526; Trevett. 2002. P. 58; Tabbernee. 2007. P. 37). Сам Тертуллиан принял «новое пророчество» и способствовал его распространению в Африке, основав там общину т. н. тертуллианитов ( Aug. De haer. 86), к-рая, по-видимому, не поддерживала связи с вост. монтанистами ( Powell. 1975).

http://pravenc.ru/text/2564136.html

По мнению большинства исследователей, значение «мученик» закрепилось за словом μρτυς не ранее сер. II в. (напр.: Delehaye. Sanctus. P. 79-80; Pietri. L " évolution. 1997. P. 1315). Самым ранним христ. текстом, в котором слово μρτυς означает человека, отдавшего жизнь за веру, а μαρτριον и μαρτυρα - мученический подвиг, считается Мученичество Поликарпа, еп. Смирнского, написанное в форме послания Смирнской Церкви к братьям из Церкви в Филомелии (Martyr. Polyc.; изд.: Atti e passioni dei martiri/Ed. A. A. R. Bastiaensen et al. Mil., 1987. P. 3-31; Polycarp " s Epistle to the Philippians and the Martyrdom of Polycarp/Ed. P. Hartog. Oxf., 2013. P. 240-271). Возможно, Мученичество было составлено вскоре после гибели Поликарпа, казненного, вероятнее всего, между 155 и 161 гг. В этом тексте слово μρτυς и его дериваты многократно употребляются применительно к М. (см.: Polycarp " s Epistle.../Ed. P. Hartog. Oxf., 2013. P. 215-221). Однако, как указывали мн. исследователи, термины, образы и мотивы, к-рые содержатся в тексте, были уже укоренены в раннехрист. традиции, поэтому Мученичество Поликарпа нельзя рассматривать как «новаторское» сочинение ( Dehandschutter B. Martyrium Polycarpi: Een literair-kritische studie. Leuven, 1979. P. 249-289; Saxer. 1986. P. 31-32). Слово μρτυς в значении «мученик» и производные термины неоднократно встречаются в Послании о Лугдунских М., пострадавших ок. 177 г. ( Euseb. Hist. eccl. V 1-4). В Актах Иустина, погибшего в 60-х гг. II в., говорится, что казненные христиане «завершили мученичество» (τελεωσαν τ μαρτριον) в исповедании Спасителя (Atti e passioni dei martiri/Ed. A. A. R. Bastiaensen et al. Mil., 1987. P. 56). Мелитон Сардский использовал глагол μαρτυρω применительно к мученической кончине еп. Сагариса ( Euseb. Hist. eccl. IV 26. 3), а Дионисий Коринфский - применительно к гибели апостолов Петра и Павла (Ibid. II 25. 8). Во фрагментах сочинения Гегесиппа (3-я четв. II в.), приведенных в «Церковной истории» Евсевия Кесарийского, этим глаголом обозначены страдания и гибель Иакова Праведного, убитого иудеями, и Симеона, брата Клеопы, казненного рим. властями (Ibid. II 23. 18; III 32. 3, 6; см.: Delehaye. Sanctus. 1927. P. 80-81). В языках раннехристианской письменности

http://pravenc.ru/text/2564422.html

12) Бароний, лето 198. ч. 1–2: «Воста не малое разнствие в церкви Божией о дни празднства пасхи. К сему вина бяху неции еретицы, иже и сим церковь Божию терзаху и разделяху. Того ради собрашася епископи в разных странах на соборы местныя и согласишася на сие вся церкви и восточныя, да бы в неделю по полноте перваго месяца, сиесть марта, праздновали Пасху, а не Иудейски четвертагонадесять дне, по зачатии сего месяца, в кий либо день случится. Едини епископи Асии меншия; ихже глава бе Пиликрат, сопротивишася, глаголюше: яко от древле еще от апостолов, со иудеи купно сей день праздноваша и празднуют, и сего предания оставити не могут... Виктор видя иных всех церквей великое согласие, а единых Асийских епископов упорных, клятве предаде их и от соединения и общения церкве святыя отсече. Сей клятве мнози противу сташа, якоже Ириней святый Лугдунский епископ, и зело поношаху Виктору о сем, яко толь многих епископов дерзнул от церкве отлучити, ихже, прежде его бывшии папы, не отлучаху ради онаго стерпимаго разнствия, мира и любве общия не разрываху». 13) Там же, лето 258, ч. 3, 4 и 8: «Велие искушение и буря на церковь Божию воста имже, аки некиим трясением земли, зело поколебася во многих и великих церковных лицах. Вина сего бяху еретики катафриги или монтанисты, иже отторгшихся от церкви паки крещаху, ни во чтоже вменяюще оное крещение, еже у православных прияша (сиеже и новатиане творяху). Мнози такожде епископи еретическое крещение уничтожаху, и тех, иже у них крестишася, новым крещением очищати начаша... Во Африце Киприан крепко при том стояше, имея образец о том Агриппина бывшаго прежде его, и собор его, якоже выше сказася, и соизволение всех своих епископов во Африце... Един Стефан с церковию римскою всем сим церквам восточным и африканским противу стал, держась некоего предания апостольскаго, предаяше клятве иже тако творяху... Обаче Киприан и прочии его епископи, не тако при своем мнении стояху, дабы сих иже им не согласуют, проклинали... To известно, яко со Стефаном и его наследником Сикстом мир сохрани и соединение, и в нем мученический венец прия».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

VIII. Макариевская Ч.-Минея: «Кто есть обезчествуяй священного Августина, и Амвросия и Иеронима? Не иже ли, иже тех вопреки поставляет общему Владыце и учителю вопреки глаголющих. Или иже ничто же убо сице творите, общего же всех владыки повелению последовати мня. Но глаголют, или добре они проповедаша, и подобает и учение их соблюдати, отцев их написующе. Аще ли злочестиве реша, и подобает с еретическим их учением, и их вкупе изврещи. Сице бо глаголют, не праведнейшие, нечестию и учеников себе известнейших Хаму согласныя показующе, иже отча безобразия не покры, но бесстудным лицем поругася. От церкве же воспитаннии, священных учений незабытливии, якоже Сим и Афет иже отеческое безобразие покрывати ведят, и подражателей хамовых осуждающе, отвращаются, колика же о блаженнейших онех отцах, глаголати может кто? Вся бо обстояния вещей того времени многа их понуждаху, ова убо смотрительне глаголати, ова же и неведением, яко же обыкоша человеческая поползатися. Ов бо нечто на ересь боря, ов же немощи слышателей сходя, ин же ино что действуя. И время и место понуждающее его, многа от известия препущати к концу лучшему, яже ни глаголати нам, ни действовати лепо есть. И да прочих оставлю: помысли ми пречуднейшего Павла учителя вселенныя, очищение еже остругати, еже млеком питати новонаставленнных в учении, а небрашном. Мы же понеже и иных неких блаженных отец и учителей наших, во многих многажды от известия правых догмат отведенных обретающе: отведения убо их не приемлем, мужей же облобызаем. Такожде и аще нецыи отведошася рещи, Духа от Сына исходит: учительство убо их, еже кроме Господского гласа не приемлем, тех же от стада отеческого не разлучаем, ибо и Дионисия Александрийского архиепископа, в лике святых отец соучиняюще, глаголанных же от него арианских словес, на Ливийского Савеллия, никакоже приемлем, но и отнюдь отбегаем, такожде и великого в мученицех Мефодия Патрского, такожде и Иринея Лугдунского епископа, мужей апостольских бывших, и житии и нравы удивления блистающих. Но обаче, зане от истины некако уклонишася, и отведошася глаголати кроме общего и церковного учительства, в сих убо им не последуем, от отеческия же и славы и чести их ничтоже отсекаем» (Месяц Август, 31 день).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

Среди христиан были и другие римские граждане, и наместник обратился к императору за распоряжениями о том, как поступить с такими людьми. Дальнейшие расправы были отсрочены до получения имп. рескрипта. В это время многие отступники раскаялись и решили исповедать Христа. Император велел казнить упорствовавших христиан и вернуть свободу отступникам. Когда наступило время ежегодного празднования, на которое собирались представители «всех народов», т. е. галльских провинций и общин (ciuitates), легат велел казнить Л. м. в ходе торжественного представления. Всех христиан повторно допросили; исповедникам, обладавшим правами рим. гражданства, отрубили головы, остальных приговорили к растерзанию животными. Прежние отступники исповедали Христа, а исповедники приняли их в Церковь. При этом присутствовал ревностный христианин Александр, врач из Фригии, к-рый долго жил в Галлии и, по-видимому, пришел в Лугдун на праздник. Стоя рядом с трибуналом судьи, он подавал одобрительные знаки исповедникам и тем самым привлек к себе внимание. Выяснив, что Александр христианин, легат приговорил его к смерти. На следующий день Александра и Аттала подвергли пыткам на арене амфитеатра (в Послании вновь упом. о раскаленном железном кресле, на к-ром поджаривали мучеников), а затем закололи. В последний день празднеств были казнены Бландина и ее 15-летний брат Понтик. Их заставляли смотреть, как умирали др. христиане, и убеждали их «поклясться [языческими] идолами», т. е. произнести молитву богам (uotum). Стойкость мучеников разозлила толпу, к-рая потребовала подвергнуть их самым жестоким мучениям. Бландина укрепляла брата в вере, пока тот не умер под пыткой; ее бичевали, травили дикими зверями, поджаривали на «сковороде» и в конце концов посадили в корзину и бросили быку, к-рый долго подбрасывал ее на рогах, после чего палачи закололи Бландину. Ненависть жителей города к христианам была настолько велика, что толпа потребовала лишить мучеников «надежды на воскресение» и уничтожить их останки. Наместник велел охранять изуродованные тела, чтобы их не похитили др.

http://pravenc.ru/text/2110761.html

Вскоре Л. вступил в конфликт с австразийскими советниками Хильдерика II, к-рые пытались лишить автономии Нейстрию и Бургундию. Поводом для столкновения, которое произошло на Пасху 675 г. в Августодуне, был спор между Гектором, патрицием Массилии (ныне Марсель), и св. Прейектом, еп. Арверна (ныне Клермон-Ферран) (об этом сообщается также в Мученичестве Прейекта - MGH. Scr. Mer. T. 5. P. 212-248). Л. выступил на стороне Гектора, а король (и, вероятно, Вульфоальд) поддержал Прейекта. Во время празднования Пасхи противники Л. и Гектора убедили короля в существовании заговора. Осознав опасное положение, в к-ром они оказались, епископ и патриций перед рассветом бежали из города. Настигнувшие их воины убили Гектора на месте, а Л. привели к королю, к-рый по совету прелатов и знати сослал его в Луксовий. На Августодунскую кафедру был возведен Герменарий, аббат монастыря св. Симфориана (в древнейшем Мученичестве (версия А) говорится, что Герменарий убедил короля пощадить Л., хотя его ложно причисляли к врагам святого). В том же году Хильдерик был убит, а майордом Вульфоальд бежал в Австразию. По-видимому, тогда же в Луксовии Л. и Эброин заключили соглашение, благодаря которому епископу удалось вернуться в Августодун, а Эброину - собрать отряд сторонников. Согласно Мученичеству, Эброин намеревался расправиться с Л., но ему помешал еп. Генесий Лугдунский со своими воинами. Мученичество св. Леодегария. Миниатюра из Библии. Ок. 1200–1230 г. (Brit. Lib. Add 15452) Мученичество св. Леодегария. Миниатюра из Библии. Ок. 1200–1230 г. (Brit. Lib. Add 15452) Теодорих III, вновь ставший королем Нейстрии и Бургундии (675), назначил майордомом Леудезия, которого поддержали Л. и Гаэрин. Однако вернувшийся из ссылки Эброин провозгласил королем малолетнего Хлодвига III. Захватив Теодориха в плен, Эброин убил Леудезия и занял должность майордома при поддержке св. Авдуина, еп. Ротомагского (Руанского). Чтобы укрепить свое положение, он объявил законным правителем Теодориха III, а не Хлодвига. Эброин стал преследовать политических противников, многие из них бежали в Юж.

http://pravenc.ru/text/2463387.html

христиане; через 6 дней их сожгли и выбросили прах в р. Родан (Рона). На этом завершается повествование о Л. м., сохраненное Евсевием. Далее приведены еще неск. цитат из Послания с похвалой мученикам за их ревностное подражание Христу, смирение, мужество, стойкость, милосердие к отступникам, стремление к миру и согласию. В одном из фрагментов, содержание к-рого Евсевий пересказывает своими словами, говорится о мч. Алкивиаде, строгом аскете, питавшемся только хлебом и водой. Аттал, ссылаясь на откровение свыше, посоветовал ему отказаться от сурового воздержания, к-рое могло стать поводом для соблазна. Алкивиад последовал совету и стал есть и др. пищу, благодаря Бога за Его дары. По свидетельству Евсевия, Л. м. направили послания христианам в Асии и Фригии, а также еп. Елевферию, осуждая распри среди христиан и призывая к примирению. Евсевий связывал эти разногласия с возникновением монтанизма ( Euseb. Hist. eccl. V 4. 4). Лугдунские христиане Послание Лугдунской Церкви - одно из самых ранних христ. сочинений, посвященных мученикам. В нем содержатся ценные сведения о распространении христианства, напр. 1-е датированное упоминание о христ. общинах в зап. части Римской империи (за пределами Италии). По-видимому, лугдунская община была основана в сер. II в. ( Griffe. 1947. P. 13-14; Le diocèse de Lyon. 1983. P. 11) или даже раньше, в 1-й пол. II в. ( Zeiller. 1926). Христ. общины могли существовать и в др. городах Галлии, прежде всего в Массилии (ныне Марсель), Арелате (ныне Арль) и Бурдигале (ныне Бордо) ( Gilliard. 1975. P. 31; подробнее см.: Early Christianity in Contexts: An Exploration across Cultures and Continents/Ed. W. Tabbernee. Grand Rapids (Mich.), 2014. Р. 444-448). Среди галльских христиан были представители разных слоев общества: видные состоятельные горожане (Веттий Эпагат; хозяйка Бландины), люди с невысоким социальным статусом (борец Матур, врач Александр), а также рабы. По-видимому, важное место в общине занимали выходцы с Востока, гл. обр. из М. Азии (Аттал из Пергама, пресв.

http://pravenc.ru/text/2110761.html

426-427 427-428 ЛОНГИН, ГЕРМАН И БОГОЛЕП КОЖЕЕЗЕРСКИЕ (XVII в.), преподобные, Кожеезерские (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) 428-429 429-442 ЛОНГОВАРДАС мон-рь в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», действующий, муж., общежительный, принадлежит Паронаксийской митрополии Элладской Православной Церкви 442-443 ЛОНДОНСКОЕ ИСПОВЕДАНИЕ первое исповедание веры англ. частных (партикулярных) баптистов составленное в 1644 г. и подписанное представителями 7 общин 443-445 ЛОНЕРГАН Бернард Джозеф Фрэнсис (1904 - 1984), канад. католич. философ, богослов, математик, экономист 445-451 451-452 452-453 453-458 458-462 462-463 ЛОРАН Витальен (1896 - 1973), франц. историк Церкви, византинист, мон. католич. ордена августинцев-ассумпционистов 463-464 464-465 ЛОРЕТО город в восточной части Центр. Италии, в пров. Анкона, в обл. Марке, место почитания Дома Божией Матери 465-468 468-486 486-507 507-516 516-521 ЛОТ (V в.?), егип. подвижник, прп. (пам. в субботу сырную - в Соборе всех преподобных отцов; пам. греч. 22 окт., 26 нояб.) ЛУАРСАБ II царь Картли, мч. (пам. 21 июня; ранее в Грузинской Православной Церкви - 1 марта, 20 марта, 20 и 21 июня) 521-523 523-524 524-530 530-541 ЛУГДУНСКИЕ МУЧЕНИКИ (Лионские) († 177) (пам. зап. 2 июня), галльские христиане, пострадавшие в г. Лугдун (ныне Лион, Франция) во время правления рим. имп. Марка Аврелия 542-550 550-551 ЛУЖСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Петроградской (с 1924 Ленинградской) епархии, существовало с перерывами в 1917-1963 гг.; Среднеевропейского Экзархата РПЦ - в 1962 г. 551-552 ЛУКА апостол от 70 (пам. 22 апр., 18 окт. и 4 янв. - в Соборе апостолов от 70), автор Евангелия от Луки и Деяний святых апостолов 552-585 585-586 ЛУКА (1035 или между 1035 и 1040 - 1114), еп. Изола-ди-Капо-Риццуто, свт. (пам. южноитал. 10 дек.) 586-587 ЛУКА (Жидята, Жирята; † 15.10. 1059), свт. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), 2-й еп. Новгородский (1035/36 - 15 окт. 1059) 587-592 ЛУКА († 984), прп. (пам. зап. 13 окт.), из Демены, аббат мон-ря в Арменто в Лукании (ныне Базиликата, Италия)

http://pravenc.ru/vol/xli.html

– После 177 года было множество других гонений в разных местах Римской империи, положение христиан совершенно изменилось только в начале IV века. Гонения прекратились, но христианская религия была признана римским государством только при императоре Константине в 313 году, а государственной религией она стала в 380 году при императоре Феодосии. К 430 году по инициативе святого Евхерия Лионского была построена церковь на месте часовни святого Пофина, где нашли приют мощи святых мучеников. Речь идет о базилике святых апостолов – несомненно, одной из старейших церквей Лиона. В 573 году она становится церковью святого Низье. Эта церковь в полной мере познала все тяготы бурной последующей истории. Она не раз подвергалась разграблению и разрушению; в частности, в 736 году – сарацинами, в 1253 году – еретиками вальденсами , в 1562 году – гугенотами во время религиозных войн и, наконец, еще раз в 1793 году – во время Великой Французской революции. К несчастью, во время этих различных грабежей святые мощи лионских мучеников бесследно исчезли. – Как вы думаете, почему это событие 177 года, уже довольно далекое от нас, так значимо для православных до сих пор? – Мне сложно ответить на этот вопрос. Но я знаю из лекций, которые читаются на Богословском факультете Лиона, что святой Ириней Лионский особенно почитается нашими православными братьями потому, что в свое время он был упорным защитником православной веры против ересей той эпохи, например против гностиков. В заключении я хочу сказать, что был очень рад встретить группу православных паломников в Лионе, чья горячая вера произвела сильное впечатление на меня, так что я, в свою очередь, остро прочувствовал эти события II века, случившиеся в Лионе и оставившие глубокий след в памяти нашей Церкви. Житие святого Низье (Никиты) см.: Избранные жития святых, в Европейских землях просиявших//Сост. и пер. А.А. Бурова. Кн. Л–Н. М., 2010. Lugdnum (часто встречающееся название галльских городов, означающее, как полагают, «воронов холм») – город на холме при слиянии Арара (Соны) с Роданом (Роной), весьма процветавший торговый город, сделавшийся поэтому главным городом лугдунской Галлии, хотя он и лежал на краю этой провинции. С 43 г. до Р.Х. был римской колонией и получил еще другое название – Copia Claudia Augusta.

http://pravoslavie.ru/47722.html

В 597 г. в королевство Кент прибыли направленные папой Римским св. Григорием I Великим (590-604) христ. миссионеры во главе со св. Августином († 604 или 609). С разрешения кор. Этельберта миссионеры поселились в Дуроверне, главном городе королевства (quae imperii sui totius erat metropolis - Ibidem). По свидетельству Беды Достопочтенного, св. Августин и его сподвижники совершали богослужения в старой ц. св. Мартина, построенной еще в римскую эпоху. Церковь находилась в пригороде Дуроверна, основой для храмового здания мог послужить рим. мавзолей или жилое строение ( Thomas. 1981. P. 170-172; Russo. 1998. P. 107; Karkov C. E. The Art of Anglo-Saxon England. Woodbridge, 2011. P. 15-16). Нек-рые исследователи полагают, что это могла быть ц. св. Панкратия, возведенная в IV в., а ц. св. Мартина, вероятно, была перестроена из римского здания по указанию либо кор. Берты, либо св. Августина. Беда Достопочтенный отмечал, что миссионеры получили от кор. Этельберта разрешение «строить или восстанавливать» христ. церкви ( Beda. Hist. eccl. I 26). После того как кор. Этельберт принял крещение, св. Августин совершил поездку в г. Арелат (ныне Арль, Франция), где архиеп. Этерий рукоположил его во епископа. Исследователи указывали, что Беда Достопочтенный по ошибке принял Этерия, еп. Лугдунского (Лионского), за Виргилия , еп. Арелатского, в то время как Августин скорее всего стал епископом перед путешествием в Британию ( Markus. 1963). Св. Августин отправил в Рим пресв. Лаврентия и мон. Петра. Они сообщили о крещении кор. Этельберта папе Григорию Великому, от к-рого получили подробные инструкции ( Beda. Hist. eccl. I 27). В июле 598 г. св. Григорий Великий писал Александрийскому патриарху Евлогию I о 10 тыс. англов, якобы принявших крещение от св. Августина ( Greg. Magn. Reg. epist. VIII 29// S. Gregorii Magni Registrum epistularum/Ed. D. Norberg. Turnhout, 1982. T. 2. P. 551. (CCSL; 140A)). Летом 601 г. папа Римский отправил в Британию 2-ю группу миссионеров во главе с аббатом Меллитом, вручив им послания св. Августину, кор. Этельберту и кор. Берте, франк. правителям и церковным иерархам Галлии (от 22 июня 601 - Ibid. XI 34-40, 42, 47-48, 50-51//Ibid. P. 922-940, 945-947, 949-951; Beda. Hist. eccl. I 28-32). Миссионеры привезли в Кент церковную утварь, облачения и богослужебные книги, а также реликвии св. апостолов и мучеников. Передав с миссионерами св. Августину архиепископский паллий, св. Григорий Великий велел основать митрополии с центрами в Лондинии и Эбораке (ныне Йорк) - крупнейших городах в рим. Британии, при каждой должны были состоять 12 епископов-суффраганов. Однако положение дел в англосакс. Британии не благоприятствовало этому намерению, поэтому Августину пришлось утвердить архиепископскую кафедру в г. Дуроверн. Архиеп-ство Йорк было основано значительно позже (в 735 архиеп. Эгберт получил паллий от папы Римского Григория III ).

http://pravenc.ru/text/1684195.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010