Базилика, в к-рой был похоронен Н. (впосл. ц. Сен-Низье), находилась в вост. пригороде Лугдуна, между реками Соной и Роной (совр. р-н Прескиль). Этот храм отождествляют с базиликой Апостолов, основание к-рой в позднейшем перечне епископов и архиепископов Лионских приписывается св. Евхерию (V в.) (Obituaire de l " église primatiale de Lyon. Lyon; P., 1902. P. 111). По преданию, базилика была возведена на месте погребения праха Лугдунских мучеников (см.: Coville. 1928. P. 462-464; Reynaud. 1997). В храме находились гробницы нек-рых епископов начиная с Рустика († 501) (тексты эпитафий см.: Le Blant. 1856. P. 48-61; CIL. T. 13. Fasc. 1. N 2394-2401). В Житии св. Австрегизила упоминается «базилика блж. Ницетия, епископа и исповедника» (MGH. Scr. Mer. T. 4. P. 195); в отчете еп. Лейдрада (797/8-816) - «церковь св. Ницетия» ( Coville. 1928. P. 285). По распоряжению Лейдрада церковь была восстановлена; вероятно, тогда же при ней был основан капитул каноников. Список каноников во главе с аббатом приведен в некрологе аббатства Райхенау (Libri confraternitatum S. Galli, Augiensis, Fabariensis/Ed. P. Piper. B., 1884. P. 259. (MGH. Necr.; Suppl.)). Об истории капитула почти не сохранилось сведений. В документе 1-й пол. XI в. упоминается Адалард, «аббат св. Ницетия» (Cartulaire de l " abbaye de Savigny suivi du Petit cartulaire de l " abbaye d " Ainay/Éd. A. Bernard. P., 1853. Pt. 2. P. 563-564). Самое раннее упоминание о приходе ц. Сен-Низье относится к 1173 г. (parrochia Sancti Nicetii - Cartulaire lyonnais/Éd. M.-C. Guigue. Lyon, 1885. T. 1. P. 69). К XIII в. капитул перестал существовать. Начиная с этого времени ц. Сен-Низье, расположенная в торгово-ремесленном квартале Лиона, стала основным приходским храмом для горожан. В условиях борьбы за городскую автономию ц. Сен-Низье рассматривалась как «городской храм» в противовес кафедральному собору и ц. Сен-Жю (капитулы этих храмов были крупными церковными сеньорами и выступали как противники горожан). В ц. Сен-Низье и в соседней капелле св. Иакова (Сен-Жака) хранились коммунальные архивы, проводились собрания лионских консулов, поэтому жители Лиона считали церковь «палладиумом городских свобод» ( Steyert A. Nouvelle histoire de Lyon. Lyon, 1897. T. 2. P. 509-512, 617-619; ср.: Powell. 1997). Во 2-й пол. XII в. среди прихожан церкви был богатый торговец Вальдес, основатель еретического течения вальденсов , к-рые требовали, чтобы католич. Церковь отказалась от власти и богатства и вернулась к идеалу «апостольской жизни». В 1253 г. вальденсы подожгли ц. Сен-Низье. Впосл. при храме, обладавшем самым крупным приходом в Лионе (ко времени Французской революции его прихожанами были ок. 1/3 горожан), существовало несколько религ. братств. Старейшим и самым многочисленным было братство Св. Троицы (основано в 1300; см.: Meynis D. Les anciennes confréries lyonnaises. Lyon, 1868. P. 10-33; Le Livre des confrères de la Trinité de Lyon, 1306-1792/Éd. G. Guigue. Lyon, 1898).

http://pravenc.ru/text/2577737.html

В книге V, главе X, тот же Евсевий приводить сведения о знаменитом Александрийском ученом Пантене (бывший наставником в Александрийском училище священного писания и учителем Оригена ) что он показал столь пламенную ревность к слову Божию, что принял на себя проповедование Евангелия Христова восточным народом и доходил даже до Индии; ибо и в то время (замечает Евсевий) было много благовестников слова, которые, воодушевляясь примером апостолов, с живою ревностью содействовали возрастанию и утверждению Слова Божия. Уместно здесь также привести рассказ о мученике Александре, помещенный в знаменитом послании Лионских (Лугдунских) и Виеннских братий азийским и фригийским церквам об испытанном гонении в 178 году. В этом послании (помещенном в Цер. Ист. Евсевия, кн. V, гл. 1) между прочим говорится: «При допросах присутствовал некто Александр, по происхождению фригиянин, по науке врач. Он уже много лет жил в Галлии и был почти всем известен своею любовью к Богу и дерзновением в слове, ибо не непричастен был дара апостольского». – См. также Евсевия Ц. И. кн. III, 36 – о Кодрате (и вообще об евангелистах и пророках). – При обсуждены важного вопроса о положении так назыв. мирян в первоначальных церковных общинах мы в будущих статьях остановим также внимание на рассказе Лукиана (писателя II века) о Перегринусе – Протее, из которого можно усмотреть, как высоко ставили древние христиане людей, одаренных харизматическими дарами (Bernays, Lucian und die Kyniker, гл. 11). – В послании Климента останавливает на себя внимание рассказ его (в главе XII) о ветхозаветной пророчице Раав, обладавшей пророческим даром несмотря на постыдное ремесло, которым она занималась. – Из дальнейшего изложения мы увидим, какой успех гностическое и энкратическое направление получило во II веке в школе Маркиона и как остро был поставлен вопрос о харизмах в практике христианской жизни и в литературе, как напр. в сочинении «Пастырь» Ермы и в сочин. Ипполита о харизмах и хиротонии. 278 См. Климентово послание главы 14, 15, 16, 21, 30, 38 и 48; причем обращают на себя внимание выражения: дарование и высшее ведение, встречающиеся в главах: 38 и 48. Также см. гл. 62 где Климент называет сведующими в слове Божием.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Возможно, грот был частью богатой усадьбы эпохи Римской империи; в XVI в. он использовался как погреб в доме гуманиста Пьера Сала, при строительстве к-рого были обнаружены рим. руины (от этого произошло название усадьбы - Антикай), принятые за остатки дворца наместника, где якобы содержали мучеников. В 1630 г. здесь была основана обитель визитанок, капеллу к-рой освятили во имя Пресв. Девы Марии и Л. м. (1639). Самое раннее упоминание о почитании подземелья в Антикае как места, связанного с подвигом Л. м., относится к 1666 г. Мон. Анна Мари де Тели из Тулузы, особо почитавшая св. Потина, убеждала лионских монахинь в достоверности этого «предания». В ночь на 4 нояб. 1689 г. Сюзанне Мари де Риан де Вильре, настоятельнице антикайской обители, явился св. Потин и пообещал защищать тех, кто почитали его «темницу». После этого подземелье стало местом паломничества, там была устроена капелла, записывались чудеса, совершавшиеся по молитвам к св. Потину (самая ранняя запись была сделана 4 янв. 1691). После Французской революции в зданиях мон-ря разместился госпиталь, но в 1804 г. капелла св. Потина была вновь открыта. Посещение «темницы» папой Римским Пием VII (19 апр. 1805) способствовало возрождению паломничества. Во 2-й пол. XIX в. «темница св. Потина» была расширена и перестроена (см.: Comte C. La prison de l " Antiquaille: Saint-Pothin et ses compagnons. Lyon, 1877; Martin J.-B. Histoire des églises et chapelles de Lyon. Lyon, 1908. T. 1. P. 219-230). В XIX в. в Лионе были возведены приходские церкви во имя св. Потина (1841-1843) и св. Бландины (1863-1869). Во время посещения Лиона 4-7 окт. 1986 г. папа Римский Иоанн Павел II возглавил экуменическую молитву в амфитеатре Трех Галлий на месте гибели мучеников. Литургическое поминовение Память Л. м., заимствованная из Иеронимова мартиролога, была указана под 2 июня в мартирологе Беды Достопочтенного (см.: Quentin. 1908. P. 98). В мартирологе Лионского анонима перечислены имена 48 мучеников и добавлено упоминание о чудесном обретении их праха (Ibid.

http://pravenc.ru/text/2110761.html

Жил некий благочестивый и добродетельный муж, именем Максим 56 . Как гласит его написанное стихами житие, которое я прочел, он был учеником святого Мартина. Он, сильно желая скрыть, кем был, ушел в иноземные владения Лугдунского монастыря, именуемые «Варварский остров» 57 ; когда же стало известно о нем и там, он возвратился на родину. Наконец, желая уйти за реку Арар, он пересек на переполненном корабле этот стремительный поток, укрепив на шее лишь Евангелие и богослужебные сосуды – небольшой дискос и чашу. И Божия благодать не допускает гибели принадлежащего ей. Он Господним произволением достиг берега как без всякой опасности для себя, так и не скорбя об утрате необходимого. Об этом поет исполненный Святым Духом Псалмопевец: «Когда будет падать праведник, не упадет, ибо Господь поддерживает его за руку». ( Пс. 36, 24 ) И снова: «Не погубит Господь душу праведного» ( Притч. 10, 3 ). Максим же, дойдя до некоего городка Кайнон 58 в Турской области, основал там монастырь. И вот, когда Эдигий 59 осадил этот городок, и жители его отказывались сдаться, неприятель захватил потайной ход к источнику, бьющему в горе напротив города. Бывшие в осаде стали испытывать жажду. Когда же вышеупомянутый Божий служитель, скрывавшийся тогда с мощами святых под городскими укреплениями, увидел такие мучения жаждущих, то молился целую ночь, прося о том, чтобы ополчившийся народ обратил в бегство страшных врагов и не погиб от жара жажды. После же, по откровению Святого Духа, возгласил народу: «У кого есть сосуды – выставьте их из домов на улицу и помолитесь Богу. Сегодня Он даст вам воду в изобилии, чтобы не погибли вы и дети ваши». И только он это вымолвил – внезапно тяжелые тучи затянули небо, и пошел над городом ужасный ливень с громом и блистанием молний, оказывая жителям двойную услугу: дождь утолил жажду, а гром разогнал врагов. Все сосуды, конечно, наполнились, и все напились вдоволь. Сей святой, спасши людей, прогнав неприятеля, тайно удалился из города. И, окончив дни свои, он отошел ко Господу в том же монастыре, где и погребен 60 . Многие больные получают исцеление на его гробнице.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

И это мы говорим, не ограничивая Божество лишь Отцом, ни силу – только Сыном, или бессмертие – Духом, но к каждой из ипостасей просто и единообразно применяя все богоименования и подражая божественному апостолу, сказавшему: Но у нас один Бог Отец, из Которого все мы и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все и мы Им ( 1Кор. 8:6 ), . (87) Поистине смешно и забавно, чтобы Трисвятая песнь, прежде и впоследствии таинственно сообщенная ангелами, удостоверенная прекращением напасти и подтвержденная свидетельством святых отцов, как показующая единое триипостасное Божество, была попираема несмысленным суждением валяльщика – ибо тот, желая очистить сие восхваление, как священную ризу, и украсить его более, чем нужно, как будто он выше серафимов, приставил к Трисвятому добавление, словно законодательствуя вопреки Святому Духу. Но что за самонадеянность, чтобы не сказать безумие! А мы говорим так, и пусть бесы хоть разорвутся: «Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный, помилуй нас». (88) Для удостоверения же сказанного мы приложили и речения святых отцов, чьи уста были устами Божиими – почтительно устыдитесь их и вместе с нами и истиной православно проповедуйте единого Бога и одну природу в трех ипостасях и одного из Святой Троицы единородного Сына Божия, одного Христа и по воплощении одного Сына, одного Господа и одну ипостась в двух природах, неслитно и нераздельно. (89) Изречения святых отцов, показывающие, что один Христос из двух природ, и две природы, и в двух природах даже после спасительного и преблагого Его воплощения. Св. Иринея, епископа Лугдунского, из слова против Валентиниана: Ибо как ковчег был вызолочен изнутри и извне чистым золотом, так и тело Христа было чисто и лучезарно, изнутри украшаемое Словом, извне же охраняемое Духом, дабы их обоих с очевидностью показаны были природы 109 . (90) Св. Иустина философа и мученика из третьей главы третьей книги о Святой Троице: И войдя во утробу Ее, Божественное как бы семя вылепляет Себе храм – совершенного человека, и взяв некую часть Ее природы, и восуществив ее в построение храма, и облекшись в него, Он через теснейшее соединение вышел и тем, и другим как Сын Божий 110 . (91) Его же из главы семнадцатой того же сочинения: Как человек един, а природы в себе имеет две различные, и одним помышляет, а другим исполняет помысел (ибо разумной душею замыслив, скажем, постройку судна, он руками приводит замысел в исполнение), – так и Сын, будучи един и две природы, одной творит Божественные знамения, а другой принимает унижения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

л.- у Сульпиция Севера, свт. Илария Арелатского (Житие свт. Гонората Арелатского) и особенно в анонимном Житии свт. Иуста Лугдунского. В сочинениях 2-й пол. V в. тема аскетических подвигов святых уже не является главной. Так, Констанций Лугдунский и Гонорат Массилийский сосредоточились на подробном описании епископской и общественной деятельности свт. Германа , еп. Автиссиодурского, и свт. Илария Арелатского. Памятники галльской агиографии находились под сильным влиянием произведений ранней латинской Ж. л., созданной за пределами Галлии, прежде всего Жития свт. Амвросия Медиоланского, написанного диак. Павлином, и Жития блж. Августина, составленного еп. Поссидием. Первое было написано в Италии, 2-е - в Африке. В этих Житиях подробно рассказывалось о строгом монашеском образе жизни святых, стремившихся ввести обет целомудрия для клириков, однако акцент в повествовании был смещен на церковно-политическую деятельность свт. Амвросия и блж. Августина. В первую очередь они представлены как пастыри, проповедники, активно боровшиеся с ересями. Еп. Поссидий особо отметил писательскую деятельность блж. Августина, приложив к его Житию список основных сочинений (Indiculum) (этот элемент впосл. был использован Гоноратом Массилийским). Житие блж. Августина отличается от традиций «экзальтированной» мученической африкан. агиографии и в нек-ром отношении может быть сопоставлено с Житием свт. Фульгенция Руспийского. В нач. VI в. в Галлии появился новый жанр Ж. л.- жития (деяния) настоятелей мон-рей. Первым памятником этого типа стало Житие Юрских отцов Романа, Лупикина, Евгенда (20-е гг. VI в.), к-рое представляло собой последовательное описание жизни 3 первых настоятелей мон-рей в горах Юра. В VII в. эта традиция была продолжена в монастыре Хабенд (ныне Ремирмон, Франция) (Жития Хабендских аббатов Амата, Ромарика и Адельфия) и в мон-ре Агаун (ныне Сен-Морис, Швейцария). В кон. V - 1-й пол. VI в., когда Галлия подверглась варварским нашествиям и была территориально поделена между варварскими и рим. правителями провинций, епископ стал изображаться не только как молитвенник и пастырь, но и как прозорливец, защитник своего города (напр., Житие св. Аниана, еп. Аврелианского). Эта тенденция отразилась и в Житии св. Геновефы (это первое в лат. агиографии житие св. подвижницы, если не считать эпитафии блж. Иеронима в честь прп. Павлы ). В Житии св. Геновефы подробно описаны общественная и церковная деятельность св. девы, ее труды по строительству базилики сщмч. Дионисия Ареопагита , заботы по спасению города от голода и т. п., особо отмечены прозорливость святой и совершенные ею чудеса. Большинство житий этого периода анонимны (напр., Жития Аниана и Авита Аврелианских, Лупа Трикасского), некоторые написаны учениками и преемниками святых (Жития святителей Евтропия Аравсионского, Маурилия Андекавского).

http://pravenc.ru/text/182317.html

м.: Barnes. Pre-Decian. 1968. P. 518-519). Большинство исследователей полагают, что галльские власти «цинично использовали» закон о гладиаторах для расправы с христианами ( Birley. 1987. P. 202; Kyle. 1998. P. 250-251). Высказывалось даже предположение, что постановление сената было настоящей причиной жестокой казни Л. м. ( Oliver J. H., Palmer R. E. A. Minutes of an Act of the Roman Senate//Hesperia. Princeton, 1955. Vol. 24. N 4. P. 324-327; ср.: Keresztes. 1968. P. 335-339). Попытки христиан забрать останки Л. м. были безуспешными, легат распорядился оставить их без погребения. Отказ выдать тела и уничтожение останков является исключительным случаем: как правило, не запрещалось хоронить даже тех, кто совершили самые тяжкие преступления ( Frend. 1965. P. 9-10). Во фрагментах Послания, сохраненных Евсевием, говорится только о Л. м., к-рые умерли во время следствия или были казнены. Однако среди христиан были также исповедники (μολογητν), возможно, осужденные на каторжные работы ( Churruca. 1984). После расправы над мучениками положение христ. общины в Лугдуне стабилизировалось. В 80-х и, вероятно, в 90-х гг. II в. Лугдунскую Церковь возглавлял Ириней, к-рый, по-видимому, руководил и др. христ. общинами Галлии ( Euseb. Hist. eccl. V 24. 3); в его сочинениях нет упоминаний о новых преследованиях христиан (ср.: Frend. 1965. P. 12-13). В XX в. благодаря археологическим раскопкам стало возможным идентифицировать некоторые места, упомянутые в Послании (мн. гипотезы, выдвигавшиеся в XVI-XIX вв., были признаны ошибочными). В эпоху Римской империи центральная часть города находилась на холме Фурвьер, на левом берегу Соны. В юж. части холма (ул. Фарж) найдены остатки публичных терм, построенных в сер. I в. и расширенных в нач. II в.; очевидно, эти термы были в перечне общественных мест, которые запретили посещать христианам. Главный городской форум, рядом с к-рым могла находиться резиденция наместника, обычно локализуют в р-не совр. базилики Пресв. Девы Марии (Нотр-Дам-де-Фурвьер), однако твердых доказательств в пользу этой гипотезы нет (напр.: Pelletier.

http://pravenc.ru/text/2110761.html

м. еще не укрепился, в городе не было посвященного им храма ( Beaujard. 2000. P. 132-133, 295-296). Сведения о мучениках включены в Текст из Фарфы, или Мученичество святых Иринея, Андохия, Бенигна, Тирса и Феликса (1-я пол. VI в.; изд.: Straeten. 1961. P. 455-468). В этом источнике упоминается о казни Л. м. во главе с еп. Потином по приказу имп. Антонина и о миссионерах во главе с Иринеем, посланных в Лугдун сщмч. Поликарпом Смирнским. Описание массовой резни лугдунских христиан по приказу имп. Септимия Севера, по-видимому, вдохновлено сведениями о Л. м., к-рые агиографы совместили с данными о разграблении Лугдуна войском Септимия Севера в 197 г. ( Montet. 1880. P. 107-112; Decourt. 1999. P. 53-55; подробнее см. в ст. Ириней, еп. Лионский). Поминовение Л. м. включено в Иеронимов мартиролог. По мнению Л. Дюшена , запись присутствовала в первоначальной, италийской редакции мартиролога, составленной в 1-й пол. V в. (MartHieron. P. LXVIII). Однако Кантен пришел к выводу, что список мучеников был включен в текст позднее, вероятно, при составлении галльской редакции в кон. VI в. ( Quentin. 1921. P. 129-131). Согласно Делеэ, поминовение Л. м. могло содержаться в первоначальной редакции, хотя список, возможно, был добавлен уже в Галлии (MartHieron. Comment. P. 297). Григорий Турский считал, что среди его предков был мч. Веттий (Векций) Эпагат, принадлежавший к провинциальной сенаторской аристократии. Из рода мученика происходили Левкадий, сенатор из г. Битуриги (ныне Бурж), и Левкадия, бабка Григория, к-рая вышла замуж за арвернского сенатора Георгия ( Greg. Turon. Vit. Patr. VI 1; cp.: Idem. Hist. Franc. I 31). Повествуя о Л. м., Григорий Турский использовал не только «Церковную историю» в переводе Руфина, но и Текст из Фарфы, поэтому он считал этих мучеников лугдунскими христианами, по преданию казненными вместе с Иринеем. Первым из Л. м. он называл Веттия Эпагата; по его словам, «повествование об их страстях бережно хранится у нас доныне» ( Idem. Hist. Franc. I 28-29). В соч.

http://pravenc.ru/text/2110761.html

Матура, Санкта, Бландину и Аттала бросили в амфитеатр зверям. Звери не прикоснулись к подвешенной на столб Бландине. Ее вновь подвергли пыткам, затем, посадив в ивовую корзину, бросили быку. Тот долго подбрасывал ее, но она оставалась жива, и наконец ее закололи. Когда легат узнал, что Аттал – римский гражданин, он обратился с письмом к принцепсу Марку Аврелию. От императора-философа пришел классический ответ: «Исповедников мучить; кто отречется, тех отпустить». Но большая часть отрекшихся ранее от Христа вновь исповедали Его. «Их допрашивали каждого особо, обещая освобождение, но они исповедали свою веру и были причислены к мученикам», иными совами – преданы смерти. Когда Аттала, оставшегося живым после травли его в амфитеатре, «посадили на железное раскаленное кресло, и от его тела пошел запах жареного», он «сказал, обращаясь к толпе, по-латыни: “Это вот и есть поедание людей – то, что вы делаете, а мы не едим людей и вообще не делаем ничего дурного”. Когда его спросили об имени Бога, он ответил: “Бог не имеет имени, подобно человеку”». Останки мучеников на шесть дней оставили под открытым небом, потом сожгли и пепел бросили в реку Родан. Преемником священномученика Пофина на Лугдунской кафедре стал Ириней, который «в юности… слушал Поликарпа» . Святитель Ириней Лионский – самая яркая звезда в сонме христианских епископов Галлии и всего Запада эпохи гонений на Церковь. Его грекоязычие и малоазийское происхождение – характерная черта церковной жизни Галлии по меньшей мере до середины III века от Р.Х. В состоявшемся в Риме в год издания Миланского эдикта Соборе, помимо италийских епископов, участвовали также епископы из галльских городов Аугустодуна и Арелата, а на Соборе, созванном год спустя в Арелате, представлены были 15 общин из четырех галльских провинций. Случаи обращения германцев к вере во Христа, учитывая их весьма заметное присутствие в легионах, в военных лагерях и гарнизонах, разбросанных по всей империи, в том числе и в тех провинциях, где сложились многочисленные христианские общины, по логике вещей должны были иметь место уже в первом столетии от Р.Х., но положительных данных на сей счет не имеется. Христианские общины, однако, бесспорно существовали в Германии уже в III столетии. Под актами Арелатского Собора 314 года поставил свою подпись епископ Колонии Агриппины (Кельна).

http://pravoslavie.ru/43460.html

Мн. христиане умерли в тюрьме от удушья. Тела Л. м. гонители бросили псам, но те не тронули их; тогда останки сожгли, а пепел бросили в р. Родан. О др. мучениках в синаксарном сказании не упоминается. В Минологии имп. Василия II (1-я четв. XI в.) под 26 июля содержится сказание, в заглавии к-рого упоминается Санкт; в тексте кратко описаны страдания Л. м., хотя их имена не указаны. В этом источнике ошибочно сообщается, что мученики происходили из Равенны (PG. 117. Col. 560-561). Прп. Никодим Святогорец приводит под 25 июля двустишия, посвященные Санкту, Маттуру (Ματτορος), Атталу и Бландине, в которых говорится, что 3 мученика были удушены одной веревкой, словно связанные «тройной гирляндой». Бландина получила от Бога блистательный венец в «победном конном состязании». Под этой же датой сказание о Л. м. включено в «Новый Синаксарист», составленный иером. Макарием Симонопетритом ( Μακαρος Σιμωνοπετρτης, ερομν. Νος Συναξαριστς τς Ορθοδξου Εκκλησας. Αθναι, 2008. Τ. 11: Ιολιος. Σ. 287-291). Память Л. м. и посвященные им двустишия вошли в славянские стишные Прологи под 25 июля. В них упоминаются только Санкт, Матур (Сатур), Аттал (Атал) и Бландина (Вландина) (см.: Петков, Спасова. Стиш. Пролог. 2013. Т. 11: Юли. С. 54). В XVI в. память святых с кратким сказанием о Санкте (Санекте), Матуре (Сатуре), Аттале (Атале) и Бландине (Валинидине) была внесена под 25 июля в ВМЧ свт. Макария , митр. Московского ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 329 (2-я паг.)). Свт. Димитрий , митр. Ростовский, не включил рассказ о святых в состав Житий святых. В месяцеслове РПЦ память святых не указана. В РПЦЗ почитание сщмч. Пофина, еп. Лионского, установлено в 1952 г. по докладу архиеп. Иоанна (Максимовича) «О почитании святых, просиявших на Западе». Ист.: BHG, N 1573; Послание Венских и Лионских Христиан к церквам в Азии и Фригии, о гонении бывшем в Галии, в царствование М. Аврелия//ХЧ. 1822. Ч. 55. С. 290-316; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 6. Σ. 107; Синаксарь: Жития святых Православной Церкви/Авт.-сост.: иером. Макарий Симонопетрский. М., 2011. Т. 6: Июль-Авг. С. 340-345. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 224; Amore A. Lione, martiri di//BiblSS. Vol. 8. P. 61-65; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 82-83. А. Н. Крюкова Рубрики: Ключевые слова: ЛЕОДЕГАРИЙ (ок. 616 - 2. 10. 677/9, еп. г. Августодун (ныне Отён, Франция) (ок. 663 - не ранее 675), мч. (пам. зап. 2 окт.)

http://pravenc.ru/text/2110761.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010