Ириней). В Послании подчеркивается, что некоторые мученики говорили на латыни; родным языком большинства христиан скорее всего был греческий. Однако в списке Л. м., сохранившемся в более поздних источниках, большинство имен латинские, хотя их могли носить греки ( Keresztes. 1967. P. 78). Лугдунских христиан возглавлял еп. Потин, к-рому помогал пресв. Ириней, не пострадавший во время гонения (впосл. он стал преемником Потина - Euseb. Hist. eccl. V 5. 8). Спорным является вопрос о статусе Вьеннской Церкви, упомянутой в заголовке Послания. Вьенна находилась примерно в 16,5 милях к югу от Лугдуна. Высказывалось мнение, что в местной христ. общине не было епископа: ее возглавлял диак. Санкт (единственный названный по имени христианин из Вьенны), к-рый подчинялся епископу Лугдунскому. Во время посещения Лугдуна диакон был схвачен, возможно, вместе с др. христианами из Вьенны ( Griffe. 1947. P. 14-15; Frend. 1965. P. 2). На основании данных, приведенных в Послании, можно сделать вывод, что христ. община в Лугдуне была основана грекоязычными выходцами из М. Азии, хотя значительную часть христиан могли составлять уроженцы Галлии. Мн. исследователи указывали на то, что в I-II вв. Лугдун был крупным экономическим и адм. центром, поэтому среди горожан было много переселенцев с Востока (напр.: Frend. 1965. P. 2-5; Keresztes. 1967. P. 78-80). Важное свидетельство о культурных связях между Лугдуном и вост. регионами Римской империи - эпитафия Юлиана Эвтекния, выходца из Лаодикии, к-рая датируется 2-й пол. II в. или нач. III в. Юлиан мог быть странствующим философом, адептом одного из вост. культов или даже христианином; в эпитафии говорится, что он путешествовал по Галлии и учил людей добродетели, делясь духовными дарами, полученными от божества ( Audin A., Pouilloux J., Reynaud J.-F. Une nouvelle inscription grecque à Lyon//J. des Savants. P., 1975. N 1. P. 47-75). Однако Ш. Пьетри поставил под сомнение гипотезу о вост. происхождении Лугдунской Церкви. По его мнению, христ. проповедники скорее всего приезжали в Галлию из Рима. |
Письма Л. м., как и Послание об их подвиге, были адресованы не только христианам М. Азии, но и епископу Рима; впосл. Ириней Лионский поддерживал тесные отношения с Римской Церковью ( Pietri Ch. Les origines de la mission lyonnaise: Remarques critiques//Les martyrs. 1978. P. 211-231; ср.: Le diocèse de Lyon. 1983. P. 14-15). По свидетельству Евсевия, Ириней отправился в Рим, чтобы передать еп. Елевферию письмо Л. м. о примирении христиан; подобное письмо было адресовано христианам М. Азии. Евсевий утверждает, что Л. м. дали верную оценку учению Монтана , к-рое получило распространение во Фригии и соседних регионах при императорах Антонине Пии (138-161) или Марке Аврелии (161-180). Из контекста следует, что галльские христиане осудили монтанизм, хотя Евсевий прямо об этом не писал. Однако в Послании Лугдунской Церкви заметно влияние идей, близких учению монтанистов (среди них - важность харизматического служения, присутствие Св. Духа (Параклета, Утешителя) в праведных христианах; в тексте говорится о постоянном общении мучеников с Богом, о присущем им пророческом даре, о власти исповедников «вязать и решить»). В Послании упоминается об откровениях, к-рые получали Л. м., о суровой аскезе Алкивиада и о том, что Бландина, привязанная к столбу, стала образом распятого Христа. Однако галльские христиане, по-видимому, не разделяли стремление монтанистов к добровольному мученичеству ( Tabbernee W. Early Montanism and Voluntary Martyrdom//Colloquium. Adelaide etc., 1985. Vol. 17. P. 33-44). Мн. исследователи полагают, что Л. м. находились под влиянием идей, заимствованных из М. Азии, к-рые были положены в основу учения Монтана, однако галльские христиане выступали против ригоризма и не были готовы порвать с Церковью, подобно монтанистам (см.: Labriolle P., de. La crise montaniste. P., 1913. P. 207-244; Frend. 1965. P. 16-17; Kraft. 1980; Trevett C. Montanism: Gender, Authority and the New Prophecy. Camb.; N. Y., 1996. P. 53, 58-59, 118). Позицию галльских христиан можно сопоставить с мнением Иринея, к-рый, по-видимому, был недостаточно знаком с монтанизмом и воздерживался от осуждения его сторонников, тем более что разделял некоторые идеи монтанистов (напр., о важности пророческой харизмы как дара Св. Духа; см.: Vall é e G. A Study in Anti-Gnostic Polemics: Irenaeus, Hippolytus and Epiphanius. Waterloo (Ont.), 1981. P. 34-40). Возможно, Евсевий тенденциозно истолковал письма Л. м., к-рые в действительности не содержали критики монтанизма ( Dehandschutter. 2005. P. 12-13). У. Френд считал, что в Послании Лугдунской Церкви есть следы влияния иудеохристианства (заявление мц. Библиды о том, что христиане не вкушали кровь животных; сопоставление мучеников с Маккавеями; ср. слова Иринея о Церкви как об «истинной синагоге» - Iren. Adv. haer. III 6. 1; см.: Frend. 1965. P. 18-22, 29). Обстоятельства гибели мучеников |
Хронологические указания в источниках противоречивы. Согласно Евхерию, мученики погибли во время всеобщего гонения на христиан, инициированного Максимианом, т. е. не ранее 303 г. (преследования христиан в армии начались уже в 299, когда Диоклетиан и его соправитель Галерий находились в Антиохии). В анонимном Мученичестве гибель мучеников связывается с подавлением мятежа багаудов. Поход цезаря Максимиана против багаудов состоялся в 285-286 гг.; войско скорее всего перешло Альпы по перевалу Сен-Бернар и достигло Октодура, после чего направилось в Сев. Галлию, где находились мятежники ( S á nchez Le ó n J. C. Les sources de l " histoire des Bagaudes: Trad. et comment. P., 1996. P. 71-73). В источниках указано также разное количество мучеников, погибших с М.: согласно Мученичествам, в Фиванском легионе было 6600 воинов, однако в некоторых рукописях анонимного Мученичества, в Иеронимовом мартирологе (V-VI вв.) и в более поздних текстах говорится о 6666 воинах. При имп. Диоклетиане численность воинов в легионах рим. армии была существенно уменьшена: в I-II вв. легион состоял примерно из 6 тыс. пехотинцев, тогда как в IV в. подразделение могло насчитывать всего ок. 1 тыс. воинов ( Jones A. H. M. The Later Roman Empire, 284-602. Oxf., 1964. Vol. 2. P. 680-683). Почитание М. и его спутников Мч. Маврикий. Фрагмент скульптуры в соборе мч. Маврикия и вмц. Екатерины в Марбурге. Ок. сер. XIII в. Мч. Маврикий. Фрагмент скульптуры в соборе мч. Маврикия и вмц. Екатерины в Марбурге. Ок. сер. XIII в. Почитание М. и его спутников впервые засвидетельствовано в Агауне (епископство Октодур) в кон. IV в. Евхерий Лугдунский и составитель анонимного Мученичества приписывали установление культа М. Феодору, 1-му известному епископу Октодура, современнику св. Амвросия Медиоланского, принимавшему участие в Соборе в Аквилее 381 г. и в Медиоланском Соборе 393 г. ( Duchesne. Fastes. T. 1. P. 245). Возможно, при обретении мощей М. и других воинов Феодор действовал по примеру св. Амвросия, который в 386 г. |
9-11). Пребывая на небесах, перед Богом, М. могли заступаться за людей и передавать Богу их молитвы. Один из ранних примеров - молитвы Лугдунских М. о прощении отступников от Христа ( Euseb. Hist. eccl. V 2. 6-7). Тертуллиан отвергал идею заступничества М. ( Tertull. De pudic. 21-22), но она получила развитие в трудах Оригена. По его мнению, М. просят у Бога оставления прегрешений для тех, кто призывают их на помощь ( Orig. Exhort. ad martyr. 30, 37-38; Idem. In Num. 24. 1), поэтому Ориген считал допустимым и даже желательным для христиан искать заступничества погибших М. ( Idem. De orat. 14. 6; Idem. Exhort. ad mart. 37; Idem. Contr. Cels. 8. 17, 26, 64; ср.: Hipp. In Dan. II 30). Ориген был обеспокоен прекращением гонений и отсутствием М., лишавшими мн. христиан возможности получить отпущение грехов: «Мученики не приносятся за нас в жертву, поэтому наши грехи остаются с нами» ( Orig. In Num. 10. 2) (подробнее см.: Pellegrino. 1959; Rordorf. La «diaconie». 1986; Pietri. L " évolution. 1997. P. 1327-1328). Согласно Киприану, М. будут заступаться за грешников в Судный день ( Cypr. Carth. De lapsis. 17); он обращался к исповедникам, к-рым грозила смерть, с просьбой вспоминать о нем в молитвах перед Богом ( Idem. Ep. 37. 4; 60. 5; 76. 7. 2-3) (см.: Delehaye. Origines. P. 11-21). В прологе к «Страстям Перпетуи и Фелицитаты» говорится о мистическом общении верующих с М., а тех - со Христом (Pass. Perp. 1. 5). Идея небесного заступничества М. была связана с представлением о единстве всех христиан как на небесах, так и на земле (communio sanctorum). В трактате «Пастырь» Церковь аллегорически описывается как здание из живых камней, среди к-рых есть как святые, в т. ч. М., так и грешники ( Herm. Pastor. III 3. 5; Simil. 9. 15-16, 25, 28). Мн. раннехрист. авторы упоминали о том, что М. присоединялись к сонму святых и становились членами Церкви, пребывающей на небесах (напр.: Martyr. Polyc. 19. 2; Cypr. Carth. Ep. 37; подробнее см.: Kirsch. 1910). М. и исповедники Начиная с послания о Лугдунских М. |
Матура, Санкта, Бландину и Аттала бросили в амфитеатр зверям. Звери не прикоснулись к подвешенной на столб Бландине. Ее вновь подвергли пыткам, затем, посадив в ивовую корзину, бросили быку. Тот долго подбрасывал ее, но она оставалась жива, и наконец ее закололи. Когда легат узнал, что Аттал римский гражданин, он обратился с письмом к принцепсу. От императора философа пришел классический ответ: «Исповедников мучить; кто отречется, тех отпустить» (Евсевий, цит. изд., с. 165). Но большая часть отрекшихся ранее от Христа вновь исповедали Его. «Их допрашивали каждого особо, обещая освобождение, но они исповедали свою веру и были причислены к мученикам» (Евсевий, цит. изд., с. 165), иными совами, – преданы смерти. Когда Аттала, оставшегося живым после травли его в амфитеатре, «посадили на железное раскаленное кресло и от его тела пошел запах жареного», он «сказал, обращаясь к толпе, по-латыни: «Это вот и есть поедание людей – то, что вы делаете, а мы не едим людей и вообще не делаем ничего дурного». Когда его спросили об имени Бога, он ответил: «Бог не имеет имени, подобно человеку». Останки мучеников на шесть дней оставили под открытым небом, потом сожгли и пепел бросили в реку Родан. Преемником священномученика Пофина на Лугдунской кафедре стал Ириней, который «в юности слушал Поликарпа» (Евсевий, цит. изд., с. 172). Святитель Ириней Лионский – самая яркая звезда в сонме христианских епископов Галлии и всего Запада эпохи гонений на Церковь . Его грекоязычие и малоазийское происхождение – характерная черта церковной жизни Галлии, по меньшей мере, до середины III века от Р. Х. На состоявшемся в Риме в год издания Миланского эдикта Соборе, помимо италийских епископов, участвовали также епископы из галльских городов Аугустодуна и Арелата, а на Соборе, созванном год спустя в Арелате, представлены были 15 общин из четырех галльских провинций. 6. Германия Германскую провинцию учредил Август, определив ее территорию междуречьем Рейна и Эльбы, но хотя в глубину Германии были введены римские легионы, ее племена не покорились Риму, и после катастрофического поражения Вара в Тевтобургском лесу, Август эвакуировал оставшиеся в Германии войска на левый берег Рейна, включенный в состав Белгики и Лугдунской провинции; однако командование легионами, стоявшими на Рейне, не подчинялось легатам этих провинций. |
Catalogus codicum hagiographicorum latinorum bibliothecarum Romanarum praeter quam Vaticanae. Brux., 1909. P. 152-153). По свидетельству Ф. Корнера, мощи хранились в серебряном визант. реликварии; в разное время их частицы были переданы в др. церкви и мон-ри Венеции, в т. ч. в жен. бенедиктинский мон-рь во имя К. и Д. на о-ве Ла-Джудекка и в ц. Сан-Джованни-Нуово ( Corner F. Notizie storiche delle chiese e monasteri di Venezia e di Torcello. Padova, 1758. P. 474, 484; ActaSS. Sept. T. 7. P. 443-445). В наст. время мощи К. и Д. хранятся в бывш. монастырской ц. Сан-Джорджо-Маджоре (1566-1591, архит. А. Палладио), в алтаре, освященном во имя мучеников; над алтарем помещена картина «Распятие Космы, Дамиана и их братьев», выполненная в мастерской Тинторетто. Частицы мощей К. и Д. находились в церквах Болоньи, Вероны, Имолы, Падуи и др. городов. До 1400 г. в Италии было ок. 90 церквей, освященных во имя мучеников ( Harrold. 2007. P. 285-302). В XV в. особое почитание К. и Д. сложилось во Флоренции, где мучеников рассматривали как покровителей правящего семейства Медичи ( Fanfani. 1998). В наст. время К. и Д. считаются покровителями ряда городов и селений в Юж. Италии, напр. Битонто в пров. Бари (базилика св. врачей, 1960-1973) и Равелло в пров. Салерно, где ц. во имя К. и Д. является местом паломничества (новый храм освящен в 1965). V. Почитание во Франции. Григорий Турский упоминал о том, что он поместил реликвии мучеников в оратории при базилике св. Мартина в Туронах (ныне Тур) ( Greg. Turon. Hist. Franc. X 31. 19). Возможно, это были частицы мощей, доставленные с Востока (ср. рассказ Григория о частице мощей мч. Сергия - Ibid. VII 31). Согласно «Деяниям Осерских епископов» (IX в.), мон-рь, основанный в Автиссиодуре (ныне Осер) св. Германом , первоначально был посвящен К. и Д. (к кон. VI в. мон-рь св. Мариана; см.: Bibliothèque historique de l " Yonne/Éd. L.-M. Duru. Auxerre, 1850. T. 1. P. 318, 329-330). Однако Констанций Лугдунский в Житии Германа не указал название этого мон-ря ( Const. |
Brux., 1877. P. 7; Duchesne. 1885. P. 121-122); календарь Римской Церкви в годы понтификата Сикста III (432-440) (расширенная и дополненная версия календаря «Depositio episcoporum» и «Depositio martyrum»; см.: Duchesne. 1885. P. 137-144); африкан. календарь, созданный в Карфагене предположительно в 70-х гг. V в. (Ibid. P. 144-149). Текст италийской редакции не сохранился, однако, по мнению Дюшена, свидетельства о М. содержатся в сочинениях Кассиодора , к-рый упоминал о письме блж. Иеронима епископам Хромацию и Гелиодору ( Cassiod. De inst. div. lit. 32), и свт. Григория I Великого , к-рый в ответ на просьбу Евлогия I , патриарха Александрийского, прислать ему Акты мучеников, составленные Евсевием Кесарийским, заявил, что не знает о существовании такого произведения, хотя в Римской Церкви был перечень мучеников с указанием даты и места гибели каждого из них ( Greg. Magn. Reg. epist. VIII 28). Ок. 600 г. в Бургундии, скорее всего в Автиссиодуре, была составлена галльская редакция Иеронимова М. В нее включили имена местных святых, почитавшихся в меровингской Галлии, гл. обр. в Лугдунской (Лионской) и Сенонской (Сансской) церковных провинциях. К еп-ству Автиссиодур относится 30 записей, к еп-ству Лугдун - 26, к еп-ству Августодун (ныне Отён) - 24. По мнению Дюшена, создание галльской редакции Иеронимова М. было связано с деятельностью Автиссиодурского еп. Авнахария, чье рукоположение указано во всех 3 полных версиях М. под 31 июля. Последний по времени жизни церковный деятель, упомянутый в основном тексте М.,- Авит I, еп. Арверна (ныне Клермон-Ферран) († ок. 594) (запись под 21 янв.: «В Арверне погребение блаженного епископа Авита»). Согласно Дюшену, все сохранившиеся рукописи М. восходят к галльской редакции, которая впоследствии неоднократно дополнялась ( Duchesne. 1885. P. 120; MartHieron. P. LXXIII-LXXV; Dubois. 1978. P. 33-37; Aigrain. 2000. P. 38-39). По мнению Б. Круша, существование италийской редакции Иеронимова М. не доказано. Исследователь считал, что первоначальная версия М. |
Галльские исповедники называют в своем послании имена мучеников, выдержавших особенно лютые пытки: диакона из Виенны Санкта, новокрещенного Матура, пергамца Аттала, пятнадцатилетнего мальчика Понтика, фригийца родом врача Александра, а также рабыни Бландины, которая «исполнилась такой силы, что палачи, которые, сменяя друг друга, всячески ее мучили с утра до вечера, утомились и оставили ее. Они признавались, что побеждены, и не знали, что еще делать; они удивлялись, как Бландина еще живет, хотя все тело у нее истерзано и представляет собой сплошную зияющую рану. По их утверждению, пытки одного вида достаточно, чтобы человек испустил дух... Но блаженная ...черпала новые силы в исповедании: она восстанвливала их... повторяя: «Я христианка, у нас не делается ничего плохого» (Евсевий, цит. изд., с. 160). Санкт на допросе, сопровождавшемся пытками, «не назвал ни своего имени, ни национальности, ни родного города, не сказал, раб он или свободный; на все вопросы он отвечал по-латыни «Я христианин»... Другого слова язычники от него не услышали. И легат, и палачи были крайне раздражены, и не зная, что делать, стали, наконец, прикладывать раскаленные медные пластинки к самым чувствительным местам на теле. И плоть горела, но Санкт оставался незыблемо тверд в своем исповедании; вода живая, исходящая из чрева Христова, орошала его и давала ему силу» (Евсевий, цит. изд., с. 161). Когда допрашивали 90-летнего епископа Лугдуна Пофина, он «на вопрос легата, что это за Бог у христиан, ответил: «Будешь достоин – узнаешь». Тогда его безжалостно поволокли, всячески осыпая ударами. Стоявшие рядом били его руками и пинали ногами; находившиеся подальше швыряли всем, что попадало под руку: все считали преступным нечестием отстать в этом грубом издевательстве; думали, что таким образом они мстят за своих богов. Пофина, едва дышавшего, бросили в тюрьму, и через два дня он испустил дух» (Евсевий, цит. изд., с. 162–163). Необычная черта в преследовании лугдунских христиан заключалась в том, что, как пишут исповедники своим братьям в Азии, «схваченные первоначально и отрекшиеся все равно содержались в заключении и были пытаемы», их «держали как убийц и развратников... когда мучеников выводили, то их сразу можно было отличить по виду. Исповедники шли веселые; на их лицах была печать благодати и славы; отрекшиеся шли понурые, приниженные; ...к тому же язычники оскорбляли их как низких трусов, обвиняли в человекоубийстве... Видя это, и остальные укреплялись» (Евсевий, цит. изд., с. 163). |
Галльские исповедники называют в своем послании имена мучеников, выдержавших особенно лютые пытки: диакона из Виенны Санкта, новокрещенного Матура, пергамца Аттала, 15-летнего мальчика Понтика, фригийца родом врача Александра, а также рабыни Бландины, которая «исполнилась такой силы, что палачи, которые, сменяя друг друга, всячески ее мучили с утра до вечера, утомились и оставили ее. Они признавались, что побеждены, и не знали, что еще делать; они удивлялись, как Бландина еще живет, хотя все тело у нее истерзано и представляет собой сплошную зияющую рану. По их утверждению, пытки одного вида достаточно, чтобы человек испустил дух… Но блаженная… черпала новые силы в исповедании: она восстанавливала их… повторяя: “Я христианка, у нас не делается ничего плохого”». Санкт на допросе, сопровождавшемся пытками, «не назвал ни своего имени, ни национальности, ни родного города, не сказал, раб он или свободный; на все вопросы он отвечал по-латыни: “Я христианин”… Другого слова язычники от него не услышали. И легат, и палачи были крайне раздражены и, не зная, что делать, стали наконец прикладывать раскаленные медные пластинки к самым чувствительным местам на теле. И плоть горела, но Санкт оставался незыблемо тверд в своем исповедании; вода живая, исходящая из чрева Христова, орошала его и давала ему силу». Когда допрашивали 90-летнего епископа Лугдуна Пофина, он «на вопрос легата, что это за Бог у христиан… ответил: “Будешь достоин – узнаешь”. Тогда его безжалостно поволокли, всячески осыпая ударами. Стоявшие рядом били его руками и пинали ногами; находившиеся подальше швыряли всем, что попадало под руку: все считали преступным нечестием отстать в этом грубом издевательстве; думали, что таким образом они мстят за своих богов. Пофина, едва дышавшего, бросили в тюрьму, и через два дня он испустил дух». Необычная черта в преследовании лугдунских христиан заключалась в том, что, как пишут исповедники своим братьям в Азии, «схваченные первоначально и отрекшиеся все равно содержались в заключении и были пытаемы», их «держали как убийц и развратников… когда мучеников выводили, то их сразу можно было отличить по виду. Исповедники шли веселые; на их лицах была печать благодати и славы; отрекшиеся шли понурые, приниженные… к тому же язычники оскорбляли их как низких трусов, обвиняли в человекоубийстве… Видя это, и остальные укреплялись». |
Ирина дева, мученица иллирийская, с Агапиею и Хиониею , 16 апр. Ирина , муч. с Софиею , 18 сент. Иринарх (начальник мира, греч.) и седмь жен мучч. 28 ноября. Ириней (мирный, греч.), еписк. лугдунский, муч., 23 авг. Ириней , муч римский, 13 авг. Ириней , еп. сирмийский, муч. 26 марта. Ириний (по греч. Ирина мученица), муч. египетский 5 июня. Ироида или Ираида (Раиса), муч. 5 марта и 23 сент. сн. 5 сент. Иродиан (геройский, греч.), ап. из 70, ешск. неопатрский, 8 апр. Исаакий (смех, евр.), преп. далматский исповедник, 30 мая, 3 авг. и 22 мар. Исаак (смех, евр.), муч. персидский, 18 мая. Исаак сирин, 12 апр. Исаак преп., из чисда избиенных в Синае и Раифе, 14 янв. Исаак исповедник, 30 мая. Исавр (из Исаврии: от Исава, евр. косматый) диакон, муч. апоннониадский, 6 июля. Исаия (спасение Господне, евр.) пророк, 9 мая. Исаия , муч. падестинский, с Памфидом пресвит., 16 февр. Исакий , (из Исаака) муч. никомидийский, 21 апр. Исакий , еписк., муч. персидский, 20 ноября. Исакий , еписк. кипрский, 21 сент. Исидора (см. Исидор) юродивая, преподобная тавеннисийская, 10 мая. Исидор (дар Изиды, египетск. богини, греч.) воин, муч. хиосский, 14 мая. Исидор , муч. кампанийский, 6 июля. Исидор , 30 дек. Исидор , преп. пелусиотский, 5 февр. Исидор-Твердисиов , юродивый ростовский, 14 мая. Исихий (спокойный, греч.), муч. диррахийский, 7 июля. Исихий , муч. мелитинский, 7 ноября. Исихий , из 40 муч. севастийских, 9 марта. Исихий магистриан, муч. антиохийский, 10 мая. Исихий муч., 19 февр. Исихий , преп. вифинский, 5 марта. Исихий блаж., безмолвник, Хоривит, 3 окт. Иской , из 26 мучч. готфских, 26 марта. Исмаил (слышит Бог , евр.) персиянин, муч. 17 июня. Истукарий , муч. севастийский, 3 ноября. Иа (может быть греч. фиалки), муч. персидская, 11 сент. Иадор муч., 4 февр. Иакинф (яхонт камень, греч.), муч. римский, 3 июля. Иакинф , муч. римский, 24 дек. Иакинф , муч. александрийский, 18 июля. Иакисхол (ученик Вакха, греч.), муч. керкирский, 28 апр. Иаков (запинатель, евр.) Алфеев, из 12 апп., 9 окт. |
| |