Писание Ветхого Завета (в котором говорится об изображениях) и упоминает о Нерукотворенном образе Спасителя; б) указывает на то, что в св. Писании не говорится прямо о других некоторых догматах христианских, напр., о единосущии Сына Божия с Отцем, об одном Лице Иисуса Христа, и в) утверждает, что об иконах ясно говорится в св. предании, которое должно принимать христианину наравне с св. Писанием (141 а –142 а ). 2 . На возражение протестантов, что в первенствующей церкви христианской не было св. икон в течение целых пятисот лет, «Камень веры» а) отвечает, что «первенствующая Церковь , не может во всем быти равна возмужавшей» ( 1Кор.3:1–3 ; Евр.5:11–14 ; 1Пет.2:2 ): воздвигавшиеся в юной церкви Христовой гонения не мало препятствовали христианам иметь св. изображения (142 а –143 а ); б) указывает на многих христианских писателей, которые свидетельствуют о некоторых иконах, хранившихся в церкви с самых начальных времен ее существования: о Нерукотворенном образе Иисуса Христа, иконе Божией Матери, написанной Ев. Лукою, иконах Спасителя, устроенных женою кровоточивою и Никодимом, и иконе Апостолов Петра и Павла (143 а –144 а ). 4 . Поклонение иконам, по мнению протестантов, не согласно с характером истинного служения Богу, которое должно быть духовным ( Ин.4:24, 8:18, 20:30 ). На это возражение «Камень веры» отвечает, что св. Писание вместе с поклонением Богу духом не исключает поклонения и телом, которое требуется двояким составом человеческой природы – из души и тела. Поэтому и Иисус Христос во время Своей земной жизни не отвергал телесного Ему поклонения ( Мф.2:11 ; Лк.7:28 ; Мф.8:2, 9:18, 14:33, 15:25 ; Ин.11:32 ; Мф.28:17 ; Лк.24:52 ; Апок.4:10 ). Поклонение духом по своему значению не противоречит поклонению телесному, так как кланяться Богу духом значит служить Ему «не телесными иудейскими и самарянскими жертвами, а духовными жертвами христианскими», или добрыми делами (144 б –148 а ). 5 . Протестанты думают, что иконопочитание может быть причиною идолопоклонства для людей невежественных и не опытных в деле веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

Из Евангелий мы действительно знаем, что Христос Своим рождением, образом жизни и положением не отличался от самых простых людей: место рождения Его был не царский дворец, а вертеп для скота, первой колыбелью Ему послужили ясли ( Лк.2:7 ); Он считался современниками-иудеями галилеянином из Назарета – местности ничем не замечательной, откуда, по мнению книжников, Мессия и вообще пророки не приходят ( Ин.1:46; 7:41,52 ). Всю Свою жизнь Он не имел, где главы приклонить ( Мф.8:20 ). Своим любвеобильным обращением с простым народом, даже с мытарями и грешниками, Христос постоянно подавал повод книжникам и фарисеям и вообще «знатным представителям» народа, названным у пророка «сынами человеческими», с презрением и враждой отзываться о Нём ( Мф.15:2,12 ; Мк.2:16; 12:13 ; Лк.11:53–54; 19:7 ). Во второй половине ст.3 описываются страдания Раба Господня, которые, также как и Его внешний вид, были причиной Его отвержения, неверия в Него современников, и презрительного отношения к Нему. Ст.3в. LXX. «Человек в язве сый, и вéдый терпети болезнь, яко отвратися лице Его, безчестно бысть и не вменися». Р.Б. «Муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице своё; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его». Раб Господень изображается здесь испытавшим высшую степень страданий (язвы=раны) и крайнее унижение от современников – презрительное отвращение. – Исполнение этой части пророчества наглядно описано в Евангелиях. Естественно, что и апостольская проповедь о Христе распятом не соответствовала грубым понятиям о Мессии современников – иудеев и язычников, производила во многих соблазн и в большинстве была отвергнута ( 1Кор.1:23 ; Ин.12:37–38 ; Рим.10:8–16 ; Мф.20:16; 22:14 ). Стт.4–6. Продолжая описание страданий Раба Господня, пророк раскрывает в этом отрывке их истинную причину и значение, а именно, искупительный характер Его мучений за грехи людей. Взирая на Его мучения, люди думали, что Он наказан Богом, в действительности же Он страдал за грехи людей. Ст.4. Выражение первой половины стиха: «Сей грехи наша носит и о нас болезнует» (рус.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Мужу мы приписываем твердость, степенность, непоколебимость, опытность; и духовному мужу Слово Божие усвояет такия же совершенства: ему свойственна твердая пища (Евр. 5:14), чувствия обучена в рассуждение добра же и зла; познание безначального, исконного (1 Ин. 2: 13, 14); то есть им открываются сокровеннейшие Божественные свойства и тайны, тогда как у юноши и младенца более свойства являемые, как благость и могущество. Из побуждений им свойственнее любовь: ибо, пришедши в меру возраста исполнения Христова, они истинствующе в любви возвращают в Того всяческая, иже есть глава Христос (Еф. 4: 13, 15). Господь для них живот, их оживляющий и исполняющий (Tsui. 2:20). Почему, живя уже не себе, но умершему за них и воскресшему (2 Кор. 5:15), они вся уметы вменяют за превосходящее разумение Христово. Св. Иоанн Лествичник усвояет им преимущественно жизнь в духе и пребывание неподвижное в Боге: непорабощенное сердце, совершенную любовь, умом из мира выступление и во Христа внедрение, небесного света в душе и мыслей во время молитвы нерасхищение, обилие Божия просвещения, желание смерти, ненавидение жизни, небесных тайн вмещение, власть над бесами, неисповедимых Божиих судеб хранение и проч. (там же). Касательно возрастания в духовной жизни вообще должно заметить: что ему пределов назначить нельзя. Христианам поставлено целию быть совершенными, якоже Отец Небесный совершен есть (Мф. 5:48). Стремление же к воображению в себе бесконечного образца должно проводить человека через бесконечные степени; что совершенство не части какой касается, а обнимает всего человека и по духу, и по душе, и по телу, во всех частях и силах его существа, и в премудрости (Лк. 2:52), и в вере (Лк. 18:8), и в надежде (Рим. 15:13), и в самоотвержении и самоуничижении (Флп. 2: 7, 8), и в умерщвлении и освящении тела (1 Кор. 9:27; Рим. 8:7). Вообще, совершенному свойственно все то, что в Слове Божием усвояется об–лагодатствованному; что все возможные на земле степени совершенства суть высшие только, относительно; они не означают чистоту и зрелость окончательную, а тем более не исключают возможности падения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=861...

15, 10), пребывать в ней; а не соблюдая сего, изобличаем себя в противном расположении. Ибо не любяй Мя, — говорит Господь, — словес Моих не соблюдает и еще: Имеяй заповеди Моя и соблюдаяй их, той есть любяй Мя (Ин. 14, 24, 21). Всего более дивлюсь, что хотя Сам Господь наш Иисус Христос говорит: не радуйтеся, яко дуси вам повинуются, радуйтеся же, яко имена ваша написана суть на небесех (Лк. 10, 20) и еще: О сем разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою (Ин 13, 35), почему Апостол, доказывая, что во всем необходима любовь, свидетельствует, говоря: Аще языки человеческими глаголю и ангельскими, любве же не имам, бых яко медь звенящи, или кимвал звяцаяй. И аще имам пророчество, и вем тайны вся и весь разум, и аще имам всю веру, яко и горы преставляти, любве же не имам, ничтоже есмь и несколько ниже: Аще пророчествия упразднятся, аще ли языцы умолкнут, аще разум испразднится и прочее, к сему присовокупляет: Ныне же пребывают вера, надежда, любы, три сия; болши же сих любы (1 Кор. 13, 1–2, 8, 13); хотя сие и подобное сему так определенно сказано Господом и Апостолом, дивлюсь, говорю, почему люди имеют столько попечения и знания об упраздняемом и прекращающемся, а о пребывающем и наипаче о любви, которая больше всего и составляет отличительное свойство христианина, не только сами не имеют никакой заботы, но и старательным противятся и сим противлением исполняют сказанное: сами не входят и входящим возбраняют входить (Мф. 23, 13; Лк. 11, 52). Потому молю и прошу, прекратив пытливое совопросничество и неприличные словопрения, довольствоваться тем, что сказано святыми и Самим Господом, иметь мысли, достойные небесного звания, жить достойно Христова Евангелия в надежде вечной жизни и Небесного Царствия, уготованного всем тем, которые сохраняют заповеди Бога и Отца, данные нам по Евангелию блаженного Бога Иисуса Христа Господа нашего в Духе Святом и истине. Сие по требованию вашего благоговения сказать вам напоследок и мнение свое обнаружить вам, а через вас и братьям во Христе в удостоверение вас и их о имени Господа нашего Иисуса Христа, почел я необходимым и должным для меня, чтобы ум некоторых нимало не смущался разностью изложенного у меня иногда так, а иногда иначе, потому что всегда вынуждаем я был рассуждать о том, к чему подавали повод противники истины, и чтобы не поколебались иные возражениями тех, которые хотят приписывать мне чужое или для увлечения простодушных нередко и собственные свои заблуждения ложно выдают за мое мнение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

—387— Иерусалим и Иерусалимляне. Жители Иерусалима оказываются склонными верить во Христа, вопреки Иудеям, каковым именем евангелист называет начальников иудейских, считая их недостойными называться начальниками, – Иерусалимляне уже жаждали веры во Христа и потому в погибели их повинны ихние пастыри и начальники 7, 25, –7, 26. а, –7, 26. б. Запрещение выходить за ворота Иерусалима указует на то, что святые будут непрестанно населять небесный Иерусалим и всегда будут в нём пребывать 7, 24. 151. Иерусалим небесный, вышний град 8, 24, б, – свободный, прекрасный город святых 14, 4. Иисус Христос, сказано у ев. Лк.2:52 , преуспевал в премудрости и благодати, в виду чего духоносный евангелист Иоанн сказал, что Сын имеет славу, исполнь благодати ( Ин.1:14 ). Поэтому не как о Слове-Боге говорится о преуспеянии Его, но потому, что, вызывая всё больше и больше удивление к Себе, Оно чрез Свои дела являлось благодатнейшим у взиравших, причем преуспевало, как можно бы вернее сказать, состояние удивлявшихся, а не Само Совершенство (Бог-Слово) в отношении к благодати, как Бог 1, 14. в. См. Христос. Иисус Навин – прообраз Христа Спасителя 5, 16–17, – упоминается 7, 24. б. 166, –20, 22–23. 267. Иоанн Богослов евангелист – божественный и духоносный 1, 9. 98, –1, 10. б, –14, 11. б, – скрыл своё имя как писателя евангелия, чтобы не показаться тщеславным 13, 23–26 (в пропусках к 2 т. 135 стр.), –18, 45, –19, 32–37, – называется «сыном грома» как высказавший нечто великое и необычное, назвав Сына Словом 10, 34–37. 23, – был возлюблен Господом за свою превеликую святость 13, 23–26 (в пропусках к 2 т. стр. 135), по причине величайшей ясности мыслей, чистоты ума, остроты очей сердца и способности весьма быстрого разумения – предвосхитив у других апостолов восприятие знамения, он узнал присутствующего Христа, и указал прочим апостолам, нимало не усомнившись, но возгласив со всею решительностью: «это Господь» 21, 7–14, – Господь не возлюбил бы Иоанна, если бы он не отличался наивысшею доблестью и не был бы достоин и способен ко всякого рода добру 21, 24. Евангелие Иоанн написал для опровержения еретиков, утверждающих, что Слово начало быть только тогда, когда стало человеком, рожденное от Святой Девы, – по просьбе мудрейших из у веровавших, кои, собравшись, приступили к ученику Спасителя, открыли ему пустословие

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

5. Опыт краткого изъяснения (на основании отцов и учителей Церкви) молитвы Господней (Лк.11:1–3). Однажды Господь в одном уединенном месте молился. По окончании молитвы один из учеников сказал Ему: «Господи, научи ны молитися, якоже Иоанн научи ученики своя». Удовлетворяя этому желанию, Господь преподал Своим ученикам образец молитвы, заключающей в себе главнейшие прошения, с какими последователь Евангелия обращается к Богу. Эта молитва, данная Господом, и называется по этой причине Господнею. «Егда молитеся, – сказал Господь, – глаголите: Отче наш , Иже на небесех!» – «Человек новый, возрожденный и примирившийся с Богом по Его благодати, прежде всего говорит: Отче! Потому что уже начал быть сыном» (замечание св. Киприана в «Хр. чт.» 1839 г. 1. стр. 140). И это великое право – называть Бога Отцом христианин получает по особенному благодатному усыновлению во Христе Спасителе, как замечает св. евангелист: «елицы... прияша Его, даде им область чадом Божиим быти, верующим во имя Его» ( Ин.1:12 , ср. Рим.8:14 ; Гал.4:6 ). Господь научает возносить молитву от лица всех верующих: «Отче наш!» А словом: «на небесех», по выражению св. Иоанна Златоустог о, «не заключает Бога на небе, но отвлекает молящегося от земли и поставляет его в превыспренних странах и горних жилищах, располагая к стремлению на небеса». (Бесед. на Ев. Матф. ч. 1. стр. 401. Бесед. на разные места Св. Писания, Спб. 1862 г. т. 2. стр. 71). Хотя Бог вездесущ, но в Св. Писании небеса представляются местом особенного явления Его присутствия ( Пс.2:4, 102:19 ); там Ангелы Божии ( Ин.1:51 ) и все святые созерцают Его славу; туда и молящийся, «взяв крылья веры» (Выражение св. И. Злат. Бесед. на разн. места Св. Писания, т. 2, стр. 71), возносит свой ум и сердце. «Да святится имя Твое». Бог Сам в Себе, по выражению одного св. отца Церкви, «Свят и Всесвят, и святее всех святых. Он имеет собственную славу, исполненную всего величия и никогда неизменяемую». Но среди верующих имя Божие может прославляться добрыми делами, совершаемыми во славу Отца Небесного ( Мф.6:6 ), может и хулиться нечестивой жизнью, возбуждающей соблазн и осуждение со стороны неверных или маловерных ( Ис.52:5 ). Посему Спаситель внушает молящемуся просить, чтобы Бог славился и нашей жизнью: «Сподоби нас так чисто жить, чтобы через нас все Тебя славили, перед всеми являть жизнь столь неукоризненную, чтобы каждый из видящих оную возносил хвалу Владыке». (Св. И. Златоуст. Бесед. на Ев. Матф., ч. 1. стр. 402. Бес. на разн. места Св. Писания, т. 2. стр. 71).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010