Ст. 8–10. Идем во Иудею, сказал Господь ученикам. Ныне искаху камением побити Тебе иудее и паки ли идеши тамо? говорили ученики. Ныне на языке греческом имеет значение времени недавнего ( Деян.7:52 ). «Ныне – прежде немногого времени», говорится у Платона (Timaens). Не прошло 3 месяцев, как в Иерусалиме хотели убить Иисуса. После того идти в Иерусалим значило идти на явную опасность жизни. Ученики любили Господа своего и, видя опасность для Его жизни в Иерусалиме, выражали скорбь о Нем. По положению дел опасность для Учителя была и опасностью для учеников: враги Иисуса не были друзьями для искренних последователей Его. По словам Фомы (ст. 16) видно, что при кровожадности синедриона ученики опасались и за свою жизнь. Христос Иисус говорит им: «Не двенадцать ли часов во дне?.. Кто ходит ночью, спотыкается». Кто ходит днем, не боится споткнуться, светит день: так Сын человеческий знает волю Отца небесного и действует свободно при сиянии небесном. – Как при таком свете не делать дел пославшего? ( Ин.9:4 ). Пусть покойны остаются ученики; с Ним они безопасны. Другое дело – те, которые выходят на труд, не призванные свыше. Они бродят ночью, во мраке. Враги Иисуса не понимают, что делают. Хотя бы и хотели, не могут они ни ускорить, ни продлить времени смерти Сына человеческого. Они жалки, потому что во мраке готовят себе самим несчастия. Ст. 11–16. Когда Иисус сказал, что Лазарь спит, надобно разбудить его, ученики подумали, что говорится о сне обыкновенном, хотя у иудеев и смерть называлась сном ( Сир.46:22, 48:14 ; Иер.51:39 ; 1Фес.4:13 ; Деян.7:60, 13:36 ). «Если уснул (Лазарь), то выздоровеет», сказали ученики. Евреи говорили: «сон больного – признак выздоровления» (Misnaiot ap. Grotium). Лазарь умер, сказал прямо Спаситель и прибавил, что радуется Он, не быв при одре болезни его. Почему? Иначе любовь заставила бы Его по просьбе любимых возвратить больному здоровье, а это то же ли было бы, что возвратить жизнь умершему? Так как Христос Иисус выразил теперь непременное желание идти в Вифанию, которая была в Иудее, то Фома при уверенности в опасностях, готовых в Иудее для Господа, воспламенный любовью к Учителю говорит другим ученикам: «пойдем и мы, умрем с Ним». Где учитель, там должны быть и ученики; Он идет на опасность смертную и мы не должны бежать от нее. Точно так же говорил и Петр ( Лк.22:33 ). Прекрасные чувства! Но это еще не дела! Дидим (близнец) греческое объяснение имени Фомы, подобно как Петр греческое имя Кифы.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Учитель мой – Христос, сказавший своему святому Петру: «возврати меч твой в его место; пот. что всякий, убивший мечом, от меча умрет» ( Мф. 26:52 ); Предавший жертву бескровную, Заповедавший: «не наказывайте себе учителем иного на земле» ( Мф. 23:8. 9 ).Мое оружие – не длинное копье, а крест, знамя Христово. Еще хвалишься тем, что пожрал украшение плоти нашей и солому; но зерно веры, достойное вышних обителей ( Лк. 12:33 ; Мф. 10:32 ), соблюдается у меня неприкосновенным. Нанесла ли какой урон Иосифу накидка, легкое для Египтянки прикрытие, если он чрез то избегает гибели и спасается ( Быт. 39 )? Послушайте и что Христос заповедует: «будьте мудры, как змии» ( Мф. 10:16 ), спасая голову, которая есть вера; так заботьтесь о скоропреходящем веществе. Итак, кому стыд? Мне ли, прошедшему сквозь огонь и воду, то есть испытание и очищение, без которых трудно спастись, и снова вышедшему на свободу ( Пс. 65:12 ), или тебе, прошедшему сквозь разбой и нечестие против Бога, которые закончились худою смертью ? Что же, если я изгнан из Константинополя? Разве лишился и священства, которого слава в апостольской бедности во Христе ( 2Кор. 6:10 )? Или совершение им священнодействие возможно только в Константинополе, а не вне его, подобно тому как и у Иудеев священство не вне Иерусалима? Поистине всюду наши жертвенники и на всяком месте владычества Его. Еще подсмеиваешься надо мною, говоря: где мои священные вклады? Что ж, не посвящены ли они Богу? А посвящать не принадлежит ли благочестивым, как похищать священное –нечестивым? Не из древности ли умилостивительные жертвы, и не угодна ли Богу, принимающему Свое из даров Своих ( 1Пар. 29:14 )? Свидетельствуют о том жертва Авелева ( Быт. 4:4 ), и приношение даже шерсти червленой ( Исх. 25:4. 26:1 ), и приснопамятные две лепты вдовицы ( Мк. 12:24 ) и миро блудницы, ценою во сто динариев, что одобрил Христос, хотя осудил Иуда сребролюбец, по-видимому из любви к бедным, но не на самом деле ( Ин. 12 ). Херувимы не из золота ли были сделаны ( Исх. 25:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/tri-...

26:33,56:69-74 ), а и не всегда способны были даже усвоить Его учение о спасении и поверить Ему (см., например: Ин. 14:5,8:22,16:12,17-18 ; Мф. 20:21 ; Мк. 6:52 ; Лк. 24:11 и 21; Деян. 1:6 и др.). Когда же Дух Святый сошел на них в виде огненных языков ( Деян. 2:3-6 ), они не только в тот же час вспомнили и усвоили, чему учил их Иисус Христос, а и тогда же смело шли за Него на суд и в темницу и потом пронесли это учение по всему міру, преподав его в оставленных ими писаниях в необъятной для мудрецов мира сего глубине и высоте, и, возрожденные и обновленные духовно, с радостию шли на страдания и смерть, иногда самую по суду міра позорную и по немощи плоти мучительную, как на желанную, ибо смерти уже нет и видимая смерть есть лишь дверь ко Христу и вечной жизни. Особенно драгоценно в этом отношении для нас то, что мы знаем о более всех потрудившемся в апостольстве и, может быть, более всех страдавшем внешне святом апостоле Павле, который из гонителя христиан, дышавшего на них гневом, стал апостолом и, трудясь непомерными трудами, говорил: Все могу в укрепляющем меня Иисусе ( Флп. 4:13 ), ибо уже не я живу, живет во мне Христос ( Гал. 2:20 ); для меня жизнь — Христос, а смерть — приобретение ( Флп. 1:21 ). В своем Послании к Римлянам, не напрасно именуемом некоторыми пятым Евангелием, выясняя сущность принесенного Иисусом Христом спасения, которого не имели язычники и не давал закон и которое должно обнять собою не только род человеческий, а обновить и возродить и весь видимый мір, он говорит именно о посланном Христом в мір Духе Святом, который упраздняет немощное закона, спослушествует нам в самих молитвах наших, оживления которым чает вся тварь, повинувшаяся тлению за повинувшего ее, и к стяжанию которого Он и зовет всех как к цели христианской жизни. В этом отношении преимущественное значение в самом Послании к Римлянам имеют 5, 7, 8 и следующие главы, кончая 11. О, глубина богатства и премудрости и разума Божия! Яко неиспытани судове Его, и неизследовани путие Его ( Рим.

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

Иисус Христос возрастает, находясь в повиновении Своих родителей, преуспевая «в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков» ( Лк.2:51–52 ); Он развивается физически и нравственно-духовно вполне по закону человеческого естества: как Сын, Он имел Свое нежное чувство к Своей Матери, попечение о которой составляло Его заботу даже во время ужасных крестных мучений ( Ин.19:26–27 ); Он радовался радостью об укреплении в вере Своих учеников ( Ин.11:15 ; Лк.10:21 ); питал личную, вполне человеческую симпатию к девственному душою и телом Апостолу Иоанну ( Ин.13:23, 19:26 ); находил сердечно-душевное удовлетворение Себе в дружественном расположении к Нему благочестивой семьи Лазаря, которого и Сам называл Своим другом; «Друг наш уснул», говорил Он ученикам Своим об умершем Лазаре ( Ин.11:11–13 ), евангелист же Иоанн замечает от себя, что «Иисус же любил Марфу и сестру ее и Лазаря» ( Ин.11:5 ), сами сестры – Марфа и Мария посылали вестника от себя Иисусу Христу, уведомляя Его, что «вот, кого Ты любишь, болен» ( Ин.11:3 ) – следовательно, дружественное расположение Иисуса Христа к семейству Лазаря было положительным фактом для самого семейства; Он в Своей человеческой воле искал укрепления и получал его в молитве к Отцу Небесному ( Мф 14:23, 26:36–42 ; Мк.6:46 ; Лк.6:12, 9:28–29 , Ин.17:4–26 ); как истинный человек Он скорбел скорбью друга и плакал слезами этой скорби ( Ин.11:33–35 ); возмущался «духом» от наглости извращенных и преступных душ ( Ин.13:21 ); взирал «со гневом» на бесстыдство, бездушие и бессердечие людей, «скорбя», как замечает евангелист, «об ожесточении сердец их» ( Мк.3:5 ), сострадал людям, проникаясь «жалостию» к горю человеческому ( Лк.7:13 ), сожалея о них в их несчастиях ( Мф.14:14 ) и соболезнуя им в их лишениях ( Мк.8:2 ); как Сын Своего народа, как высоко-любящая душа, как идеально-чистое, светлое и доброе сердце, Он скорбел и плакал о непреоборимом заблуждении Своего народа, об отвержении его Богом, о предстоящем разрушении Иерусалима и храма, о бедствиях, которые ожидали народ иудейский за отвержение Его – Царя и Мессии ( Лк.19:41–44 ); скорбя об этих народных бедствиях, Он призывал самый народ молиться, чтобы Господь смягчил скорби «дней тех» ( Мк.13:18 ); Он чувствовал обиду наглого и бесстыдного обращения с Собой слуги первосвященника Анны: «Если Я сказал худо, – ответил Он презренному рабу, ударившему Его в ланиту за якобы непочтительный ответ первосвященнику, – покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?» ( Ин.18:23 ); наконец, как человек, Он страдал на кресте и умер со словами Богочеловека – Сына Божия и Сына Человеческого, Искупителя и Спасителя рода человеческого: «Совершилось!» ( Ин.19:30 ) – «Отче! В руки Твои предаю дух Мой» ( Лк.23:46 )

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

Перечисли же и ты в противоположность этим словам те, которые отыскивает твоя неблагодарность! Таковы суть: Бог мой и Бог ваш ( Ин.20:17 ), [Отец] более [Меня] ( Ин.14:28 ), создал ( Притч.8:22 ), сотворил ( Деян.2:36 ), освятил ( Ин.10:36 ). А если угодно, и следующие: раб ( Ис.49:3 ), послушен ( Флп.2:8 ), отдал ( Ин.5:22, 10:29 ), навык ( Евр.5:8 ), заповедал ( Ин.14:31 ), послал ( Ин.10:36, 17:3 ), не может от Себя ничего творить ( Ин.5:30 ), или говорить ( Ин.12:49 ), или судить ( Ин.12:47 ), или даровать ( Мф.20:23 ), или хотеть ( Мф.26:39 ). А еще и те, в которых приписывается Сыну неведение ( Мк.13:32 ), покорность ( 1Кор.15:28 ), молитва ( Лк.6:12 ), вопрошение ( Ин.11:34 ), преуспевание ( Лк.2:52 ), совершенствование ( Евр.5:9 ). Присовокупи, если хочешь, и больше этих унизительные выражения, например, спит ( Мф.8:24 ), алчет ( Мф.4:2 ), утруждается ( Ин.4:6 ), плачет ( Ин.11:35 ), находится в борении ( Лк.22:44 ), укрывается ( Ин.8:59 ). А может быть, обратишь ты в укоризну даже смерть и крест. Ибо не коснешься, как думаю, воскресения и вознесения, потому что в них найдется нечто и в нашу пользу. Но и кроме этого можешь собрать многое, если захочешь ты себе составить соименного и сопричтенного Бога, когда у нас есть Бог, истинный и равночестный Отцу. Если и каждое из этих выражений разбирать в отдельности, то нетрудно будет объяснить тебе их в смысле благочестном, устранив все, что в Писаниях служит для тебя преткновением, ежели только действительно ты претыкаешься, а не с намерением толкуешь криво. Вообще же выражения более возвышенные относи к Божеству и к природе, которая выше страданий и тела, а выражения более унизительные – к Тому, Кто Сложен, за тебя истощил Себя и воплотился, а не хуже сказать, и очеловечился, потом же превознесен, чтоб ты, истребив в догматах своих все плотское и пресмыкающееся по земле, научился быть возвышеннее и восходить умом к Божеству, а не останавливаться на видимом, возносился к мысленному и знал, где речь о естестве Божием и где – о Его домостроительстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

5:8), заповедал (Ин. 14:31), послал (Ин. 10:36; 17:3), не может от себя ничего творить (Ин. 5:30), или говорить (Ин. 12:49), или судить (Ин. 12:47), или даровать (Мф. 20:23), или хотеть (Мф. 26:39). А еще и те, в которых приписывается Сыну неведение (Мк. 13:32), покорность (1 Кор. 15:28), молитва (Лк. 6:2), вопрошение (Ин. 11:34), преуспевание (Лк. 2:52), совершение (Евр. 5:9). Присовокупи, если хочешь, и больше этих унизительные выражения, например: спит (Мф. 8:24), алчет (Мф. 4:7), утруждается (Ин. 4:6), плачет (Ин. 11:35), находится в борении (Лк. 22:44), укрывается (Ин. 8:59). А может быть, обратишь ты в укоризну даже смерть и крест. Ибо не коснешься, как думаю, воскресения и вознесения; потому что в них найдется нечто и в нашу пользу. Но и кроме этого можешь собрать многое, если захочешь ты себе составить соименного и сопричтенного Бога, когда у нас есть Бог, истинный и равночестный Отцу. Если и каждое из этих выражений разбирать в отдельности, то не трудно будет объяснить тебе их в смысле благочестном, устранив все, что в Писаниях служит для тебя преткновением; ежели только действительно ты претыкаешься, а не с намерением толкуешь криво. Вообще же выражения более возвышенные относи к Божеству и к природе, которая выше страданий и тела, а выражения более унизительные — к Тому, Кто Сложен, за тебя истощил Себя и воплотился, а не хуже сказать, и очеловечился, потом же превознесен, чтоб ты, истребив в догматах своих все плотское и пресмыкающееся по земле, научился быть возвышеннее и восходить умом к Божеству, а не останавливаться на видимом, возносился к мысленному и знал, где речь об естестве Божием и где об Его домостроительстве. Ибо было, когда этот, тобой ныне презираемый, был выше тебя. Ныне он человек, а был и несложен. Хотя пребыл и тем, чем был Он, однако же восприял и то, чем не был. Вначале был Он без причины; ибо что может быть причиной Бога? Но впоследствии начал бытие по причине, и причиной было — спасти тебя — ругателя, который презирает Божество за то, что Оно приняло на Себя твою грубость и посредством ума вступило в общение с плотью; и дольний человек стал Богом, после того как соединился с Богом и стал с Ним единым; потому что победило лучшее, дабы и мне быть Богом, поскольку Он стал человеком.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

12 . Говоря о власти, мы имеем в виду exousia, как она описана в Новом Завете. Власть Церкви происходит от Господа и Главы Церкви, Иисуса Христа. Получив Свою власть от Бога Отца, Христос по воскресении поделился ею, через Святого Духа, с апостолами (ср. Ин.20:22 ). Через апостолов она была передана епископам, их преемникам, а через них – всей Церкви. Господь наш Иисус Христос осуществляет эту власть разнообразными способами, посредством которых Царство Божие, вплоть до его эсхатологического исполнения (ср. 1Кор.15:24–28 ), являет себя миру: Иисус учит (ср. Мф.5:2 ; Лк.5:3 ), творит чудеса (ср. Мк.1:30–34 ; Мф.14:35–36 ), изгоняет нечистых духов (ср. Мк.1:27 ; Лк.4:35–36 ), прощает грехи (ср. Мк.2:10 ; Лк.5:24 ), ведет Своих учеников путями спасения (ср. Мф.16:24 ). Согласно поручению, полученному от Христа (ср. Мф.8:18–20 ), осуществление власти, присущей апостолам, а затем епископам, включает возвещение и преподавание Евангелия, освящение через таинства, особенно через евхаристию, и пастырское руководство верующими (ср. Лк.10:16 ). 13 . Власть в Церкви принадлежит Самому Иисусу Христу, единственному Главе Церкви (ср. Еф.1:22, 5:23 ). Через Его Святого Духа Церковь как Его Тело приобщается к Его власти (ср. Ин.20:22–23 ). Власть в Церкви имеет целью собирание всего человечества в Иисусе Христе (ср. Еф.1:10 ; Ин.11:52 ). Власть, сопряженная с благодатью, полученной при рукоположении, – не частная собственность получающих ее и не полномочие, делегированное общиной, а дар Святого Духа, предназначенный для служения (diakonia) общины и никогда не выходящий за ее пределы. Реализация этой власти подразумевает участие всей общины: епископ пребывает в Церкви, а Церковь в епископе (ср. Св. Киприан, Ер. 66, 8). 14 . Осуществление власти в Церкви, во имя Христа и силой Святого Духа, должно, во всех своих проявлениях и на всех уровнях, быть служением (диаконией) любви, подобно служению Христа (ср. Мк.10:45 ; Ин.13:1–16 ). Власть, о которой мы говорим, представляет собой выражение божественной власти и потому может иметь место в Церкви только как проявление любви между тем, кто наделен властью, и его подчиненными.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kato...

Новый восторг исполняет сердце Преблагословенной Девы, когда Она провидит духом, что Церковь Христова, — это «малое стадо» под управлением Главы своей будет господствовать по всей вселенной, и что только смиренные, алчущие и жаждущие правды, обогатятся сокровищами благодатного Царства Сына Ее, а гордящиеся своим умом, добродетелями, и полагающиеся на тленные богатства не получат ничего и сами узнают суетность того, чем превозносятся: «Низложи сильныя со престол, и вознесе смиренныя; алчущия исполни благ и богатящияся отпусти тщи» ( Лк.1:52–53 ). Венцом чувств Пресвятой Девы служит та радостная уверенность, что Господь Бог Израилев вскоре исполнит милосердные обещания, данные отцам, и особенно Аврааму, которому сказано было, что «благословятся о семени его вси языцы земнии» ( Быт.22:18 ): «Восприят Израиля отрока Своего, помянути милости, якоже глагола ко отцем нашим Аврааму и семени его до века» ( Лк.1:54–55 ). Чем менее слов дошло до нас от любящей безмолвие Марии, тем драгоценнее для нас Богодухновенная песнь Ее, — свидетельство и выражение неземных чувств, объявших душу Ее после тайны Благовестия. Мария любила соблюдать глаголы, слагая их в сердце Своем ( Лк.2:19, 51 ). Пастыри являются в вертепе с вестью о чудном явлении Ангелов, славивших Бога и возвещавших мир на земле, потому что родился Спас мира ( Лк.2:8-17 ); волхвы приносят дары и поклоняются Богомладенцу ( Мф.2:1-12 ); Симеон пророчествует о славе Родившегося и о скорби Матери; Анна пророчица славит Бога ( Лк.2:25-38 ); — Мария все это безмолвно наблюдала, уразумевая пути Божии. Только когда Она, после трехдневного искания, нашла двенадцатилетнего Иисуса в храме, — то с нежностью Матери сказала Ему: «Чадо, что сотвори нама тако? се отец Твой и Аз боляще искахом Тебе!» ( Лк.2:48 ). На браке в Кане Галилейской по состраданию к бедности, Она также обратилась к Своему Сыну с краткою речью: «Вина не имут», — и к слугам: «Еже аще глаголет вам, сотворите» ( Ин.2:3, 5 ). О стоянии Ее при Кресте Господа на Голгофе Евангелист передает нам такими словами: «Стояху при Кресте Иисусове Мати Его» ( Ин.19:25 ). Среди тяжкой скорби, когда оружие, предсказанное Симеоном, пронзало сердце Ее ( Лк.2:35 ), Благодатная утешалась чаянием славного Воскресения Сына Своего. В последний раз Св. Писание упоминает о Ней, повествуя о единодушном пребывании верующих в Сионской горнице, в ожидании Сошествия Св. Духа ( Деян.1:14 ). Таковы немногие события земной жизни Пресвятой Девы, в которых сохранился для нас Ее Пречистый образ.

http://azbyka.ru/bogorodice-devo

Женщине же первой Он открыл и тайну Своего Божественного посланничества ( Ин.4:7 дал.). Его первое чудо было совершено по вере и просьбе Его Пречистой Матери ( Ин.2:4 дал.). Женщина, из чувства благоговения ко Христу возлиявшая на Него драгоценное миро, есть единственная личность в Евангелии, которой обещано бессмертие в истории ( Мк.14:9 ). Многие из женщин оставляли все для Христа, постоянно следуя за Ним и служа Ему своими имениями ( Лк.8:2–4 ). Евангелие сохранило для нас те дышащие любовью и вниманием слова Спасителя, которыми Он под тяжестью несомого Им креста утешал Своих верных последовательниц и ревностных учениц, «плакавших и рыдавших о Нем» и не оставлявших Его даже на пути к вольным страданиям ( Лк.23:27–31 ). Последние Его слова со Креста относились к Матери Его Марии, которую Он поручил попечению Своего любимейшего ученика ( Ин.19:26–27 ) 49 . Женщина первая явилась к Его гробу ( Мф.28:1 ; Мк.16:1 ; Ин.20:1 ), первая удостоилась видеть Его воскресшим ( Мф.28:9 ; Ин.20:11 ), первая (в противоположность сомневавшимся ученикам) поверила в воскресение Христово, и первая принесла радостную весть об Его восстании из гроба ( Ин.20:18 ). Подобно Спасителю, апостолы и св. отцы не только сами не пренебрегали усердием и услугами благочестивых жен, но и мужей учили любви, чести и уважению к их жёнам ( Еф.5:25,28 ; Кол.3:19 ; 1Петр.3:7 ). А ап. Иоанн так проникся уважением к одной благочестивой женщине, что даже пишет послание ей и называет её «избранной (по-слав. – «возлюбленной») госпожей» ( 2Ин.1:1 ). «Хочешь ли, – наставляет мужа св. Иоанн Златоуст , – чтобы жена повиновалась тебе? Заботься о ней, как Христос о Церкви. Хотя бы нужно было пожертвовать за неё жизнью, хотя бы нужно было тысячекратно быть рассечённым или потерпеть что бы то ни было, не отказывайся» 50 . В древней Церкви важность женщин едва ли может быть оспариваема; их ценили как силу миссионерскую, и охотно заботились об их нуждах 51 . Итак, христианство придало женщинам новое высокое достоинство, вывело их из праха уничижения и поставило рядом с мужчинами, и, во всяком случае, слишком далеко от того, что хотят навязать ему Бебель, Геккель и др., будто бы оно учит презирать женщину, ставить её в один разряд с прислугой и домашними животными 52 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Хотя в большинстве Иудеев Иисус Христос встретил неверие, вражду и гонения, однако были среди постоянных слушателей Его и такие, которые не только говорили о Нем, «яко благ есть ( Ин.7:12 ), но и: «сей есть воистинну пророк» ( Ин.7:40 ); мало того, «мнози вероваша в Него» ( Ин.8:30 ) и именно – как во Христа ( Ин.7:31 ), «Сына Бога живаго» ( Ин.6:69 ; Мф.16:16 ; Мк.8:29 ; Лк.9:20 ). И касательно этого обстоятельства свв. Отцы Церкви находят у ветхозаветных пророков несколько предуказаний. Так св. Иустин Мученик говорит, что о тех немногих из Иудеев, которые. узнали Христа, когда Он пришел, «пророческий святый Дух пред­сказал чрез Исаию, (говорящего) как бы от лица их са­мих: «Если бы Господь не оставил нам семени, мы стали бы как Содом и Гоморра» ( Ис.1:9 )» 1054 . Эти-то немногие, «по­знавшие Его явление и мысленными очами возмогшие созерцать величие свойственной Ему божественной власти, (и,) поражаются изумлением пред домостроительством Иисуса Христа», о чем, по объяснению св. Кирилла Александрийского , и говорит тот же пророк, восклицая: «якоже ужаснутся о Тебе мнози» ( Ис.52:14 ). Как бы от лица таковых уверовавших во Христа, по мне­нию сего св. Отца, и пророк Аввакум говорил: «Господи, услышах слух Твой и убояхся; разумех дела Твоя и ужасохся» ( Ис.3:1, 2 ) 1055 . По словам св. Ефрема Сирина , как «Исаия и Даниил предсказывали о том, что немногие взыскали Христа», так и пророк Осия говорит о том же в словах: «взыщут Господа Бога своего и Давида царя своего» ( Ос.3:5 ), ибо, замечает св. Отец, – «как и другие пророки, (Осия) именует Христа Давидом, заимствуя от образа имя прообразуемому» 1056 . 2.7. Иисус Христос у язычников Хотя Спаситель и говорил о Себе, что Он «послан токмо ко овцам погибшим дому Израилева» ( Мф.15:24 ), и Апосто­лам при отправлении их на проповедь заповедал: «на путь язык не идите... идите же паче ко овцам погибшим дому Из­раилева» ( Мф.10:5–6 ), однако же, так как некоторые из язычников обнаруживали такую веру в Него, какой Иисус Христос, по Его словам, не встречал и во Израили ( Мф.8:10 ), то, Он, восхваляя их «великую веру» ( Мф.15:28 ), удовлетво­рял их просьбы, исцелив слугу Капернаумского сотника ( Мф.8:1–13 ) и бесноватую дочь Хананеянки ( Мф.15:21–28 ), и их-то (язычников) разумел под «иными овцами», которых Ему «по­добает привести», хотя они «не суть от двора сего», ибо они «услышат глас» Его, так что «будет едино стадо и един пастырь» ( Ин.10:16 ); а по воскресении Своем уже прямо заповедует Апостолам: «шедше в мир весь, проповедите Евангелие всей твари» (Μк.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010