На сей раз, из сокровищницы творений святителя учительного, заимствуется краткое и весьма спасительное заветное его слово пастырям церковным. Господь Иисус Христос сказал: благовестити Ми подобает царствие Божие, яко на се послан есмь ( Лк.4:43 ). Это – яко на се послан есмь – священству нашему надобно принять себе в непреложный закон. И апостол заповедал им, в лице св. Тимофея: проповедуй слово, настой благоременне и безвремете, обличи, запрети, умоли со всяким долготерпением и учением ( 2Тим.4:2 ). Истину на землю принес Господь и Дух Святый, исполнивший апостолов в день Пятидесятницы, и ходит она по земле. Проводники ее – уста иереев Божиих. Кто из них затворяет уста свои (забывая о долге благовествования и ожидающем горе за неблаговестие ( 1Кор.9:16 ), тот преграждает путь истине, просящейся в души верующих ( Лк.11:52 ). От того и души верующих томятся, не получая истины, и сами иереи должны ощущать томление от истины, которая не получая исхода, тяготит их. Облегчись же, иерей Божий, от сей тяготы, испусти потоки божеских словес ( Ин.7:38 ) в отраду себе и в оживление вверенных тебе душ. Когда же увидишь, что и у тебя самого нет истины, возьми ее: она в святых писаниях ( Ин.5:39 ) и, исполняясь ею, препровождай ее к детям твоим духовным: только не молчи. Проповедуй, ибо на это ты призван (См. Мысли на кажд. день года по церков. чтен. из Слова Божия, понедел. 18-й недел. по пятд. стр. 318:319). Господи Иисусе, Свете мира ( Ин.8:12 ), истина (14:6) небесная, воссияй свет Твоего Богоразумия в умах и сердцах учеников Твоих, делателей на жатве Твоей ( Лк.10:1:3 ), да будут они умным светом мира, творцами и учителями словес Твоих, учащими пасомых ими блюсти вся, елика заповедал Ты им ( Мф.5:14:19, 28:20 ). Отверзи умы разумети писания ( Лк.24:45 ) благовестникам, пастырям и учителям Церковным ( Еф.4:11 ); сотвори их всех пресвитерами, добре прилежащими своему званию и делу, тружениками в слове и учении ( 1Тим.5:17 ), добрыми служителями Твоими, питаемыми словесы веры и добрыми учением (4:6), обучающими себе и пасомых по благочестию (7), всяким писанием богодухновенным и полезным к учению, ко обличению, ко исправлению, к наказанию, еже в правде, да совершени будут Божии человеки, на всяко дело благое уготовани ( 2Тим.3:17 ), могущие научить спасению и пасомых. Слово Твое Божие, Господи, живое и действенное, острейшее паче всякаго меча обоюдуостра и проходящее до разделения души же и духа, членов же и мозгов, и судительное помышлениям и мыслям сердечным, пред которым вся нага и объявлена ( Евр.4:12:13 ), да будет им зерцалом духовным, светильником ногам их и светом стезям их ( Пс.118:105 ), поучаясь в коем день и нощь ( Пс.1:2 ) и творя повеления Господни, да спасутся сами и послушающии их ( 1Тим.4:16 ). Письмо 248. Ответ на вопрос о лучшем месте для воспитания дочерей

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

В целях более полного описания подхода Победоносцева к отбору лексических средств для языка перевода в исследовании выявлены и представлены те церковнославянские слова, которые не были сохранены в ПКП. Указанные слова условно разделены на две группы: а) лексические архаизмы 42 и б) семантические архаизмы 43 . В обоих случаях отход от церковнославянского текста объясняется тем, что употребленные в нем слова непонятны читателям. Лишь на материале Мф.1 – 16 было выявлено более 80 таких лексем. Приведем несколько примеров: а) аще, дивїй, дондеще, зан, идже, излиха, мній, мрєи, пржїе, тай, точїю, звины, оуды, оуне, оусменъ. б) извстн (точно, как следует), требовати (нуждаться), смиритис (примириться), искреннїй (близкий), оутренїй (завтрашний), квасъ (закваска), село (поле), зима (плохая погода), измна (замена). Представленный материал показывает, что Победоносцев руководствовался не просто личными предпочтениями, а следовал традиции, заложенной еще М.В. Ломоносовым, который предостерегал от использования в русском литературном языке «неупотребительных и весьма обветшалых «славенских речений», таких как овогда, рясны, обаваю, свене» 44 . Относительно употребления местоименно-служебной лексики можно назвать следующие особенности: Победоносцев избегает употребления союзного слова который 45 , сохраняет некоторые характерные для церковнославянского языка черты употребления простых предлогов (например, на в значении против ( Мф.27:13 ; Лк.12:52 ); ради в причинном значении ( Мф.27:18 ; Мк.3:9 ) и др.) и в некоторых контекстах ( Мф.16:17 ; Мк.11:25 ) использует относительное местоимение иже (в составе цельного словосочетания Отец, Иже на небеси (небесех)). Среди фонетических особенностей исследуемого текста можно указать следующие: 1) употребление слов с неполногласными сочетаниями (злато, древо, град, влачить, вран, власы, врата, чреда); 2) использование согласных -жд- на месте русского -ж- при формообразовании ( Ин.5:30 сужду, Ин.8:14 прихожду, Мф.16:18 созижду); 3) употребление звука -щ- на месте русского -ч- в корне слова ( Мк.6:48 нощной, Ин.15:7 восхощете); 4) сохранение некоторых чередований в корне слова, характерных для церковнославянского языка ( Ин.6:37 изжену, Мк.8:34 да отвержется); 5) употребление 1-epenteticum ( Лк.22:44 каплющий, Лк.9:56 погублять).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

I. в зачатии или восприятии (in conceptione), II. в рождении (in nativitate), в наименовании (in nomine), IV. в жизни (in V. и в самой смерти (in morte). I. В зачатии или восприятии Как Иисус Христос восприял естество человеческое (вочеловечился) непорочным зачатием во утробе матерней чрез наитие Святого Духа, без всякого повреждения (corrupmione) родившей Его приснодевственной Богоматери; так и пастыри и пастыреначальники должны быть избираемы и поставляемы над народом без всяких противузаконных просьб (sine corruptione precis), илн подкупов (prelii), или же каких-либо плотских побуждений (affectionis carnalis), но единственно по внушению Духа Святаго. Иначе последует то, что сказал Христос Никодиму: рожденное от плоти, плоть есть; и рожденное от духа, дух есть ( Ин.3:6 ). Притом Отроча растяше, и крепляшеся Духом, и Иисус преспеваше премудростью и возрастом, и блигодатью (в любви) у Бога и человек ( Лк.2:40 и 52). Так и пастыри, а тем более пастыреначальники должны быть сведующие умом и без недостатков нравственных; в противном случае и к ним можно отнесть сказанные Спасителем слова: вожди суть слепи слепцем; слепец же, слепца аще водит, оба в яму впадут ( Мф.15:14 ). Сверх того Христос достиг возраста мужа совершенна, лет яко тридесять, начиная великое служение свое роду человеческому ( Лк.3:23 ); а не так как теперь молодых людей (pueros) поставляют пастырями на паствы и даже возводят на высшие иерархические места (praelatos). II. В рождении Христос родился в убожестве. Не шелками и тому подобными дорогими материями, а скромными и даже скудными детскими пеленами (pannis) повит Младенца Мати Его, и положи Его в яслех; зане не бе им места во обители. Так повествует о сем св. евангелист Лука (2:7, 12, 16:33). И во все время земной жизни своей Сын человеческий, пришедши на землю не для того, да послужат Ему, но послужити ( Мф.20:28 ), каких не испытал лишений, не имея где главы подклонити ( Мф.8:20 ; Лк.9:58 )? Какое же противоречие встречаем мы ныне, не скажу, у вас, скромные пастыри и учители Церкви Божией, а у многих из ваших собратий, занимающих высшие иерархические места (apud Praelatos), в пышной и роскошной обстановке житейской! А слезы и душевное соболезнование о немощах и недугах человеческих и телесных и душевных и та беспредельная любовь Его, с какою Он везде спешил немощная врачевать и оскудевающая восполнять, да будут вам, пастыри и пастыреначальники, животворным примером подражания, памятуя всегда слова Премудрого, какой вы подвергаетесь опасности за неисполнение прямых обязанностей своих: яко суд жесточайший преимущим (qui praesunt – начальствующим) бывает ( Прем.6:5 ), и слова самого. Спасителя, давшего вам могущественную власть вязать и решать ( Мф.18:18 ; Ин.20:23 ), с равносильною тому ответственностью: всякому, ему же дано будет много, много взыщется от него ( Лк.12:48 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

Мы иногда говорим о «чуде» рождения или жизни. Именно Бог даёт и то, и другое. Но всё же неправильно было бы называть «чудом» естественные, постепенные, повторяющиеся процессы. Это просто способ, которым Бог действует в обычных обстоятельствах. Это изумляющие нас события, но не чудеса (см. чудеса). Истинное чудо – это не естественное событие, а прямой сверхъестественный акт Бога (см. чудеса в Библии). Недаром одно из библейских выражений для обозначения чудес – «дивные дела». Они нас удивляют и поражают. Горящий куст не есть что-то необычное, но когда он горит и не сгорает, и из него раздаётся голос Бога, это никак нельзя назвать естественным событием ( Исх. 3:1–14 ). Подходя с точки зрения апологетики, как нам провести различие между нормальными исцелениями и чудесами? Сумеем ли мы отличить психотерапевтическое исцеление от сверхъестественного? Ведь апологетическую ценность имеет только последнее (см. чудеса: значение для апологетики). Вера является самой существенной составляющей в психосоматических исцелениях, но не в сверхъестественных, хотя тоже может в них присутствовать. Иногда чудом исцеляются даже те, кто не верит в возможность своего исцеления. В общей сложности в Евангелиях встречаются тридцать пять чудес Иисуса. Но о вере восприемников чуда сказано только в десяти случаях, это: 1) человек, который не мог ходить ( Ин. 5:1–9 ); 2) прокажённый ( Мф. 8:2–4 ); 3) двое слепых ( Мф. 9:28–29 ); 4) слепорождённый ( Ин. 9:1–7 ); 5) слепой Вартимей ( Мк. 10:46–52 ); 6) женщина, страдавшая кровотечением ( Мф. 9:20–22 ; Мк. 5:24–34 ; Лк. 8:43–48 ); 7) десять прокажённых ( Лк. 17:11–19 ); 8) Пётр, ходящий по воде ( Мф. 14:24–33 ); 9) первый чудесный лов рыбы ( Лк. 5:1–11 ); 10) второй чудесный лов рыбы ( Ин. 21:1–11 ). В большинстве таких случаев не было явного требования веры в качестве предусловия чуда. В тех же немногих случаях, когда заходила речь о вере, важна была, по всей видимости, вера в Иисуса как Мессию, а не вера в возможность исцеления. Так что даже в этих случаях, вероятно, не требовалась, как таковая, вера в исцеление.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

3 Поскольку новая эра Сиона начнется с рождения Мессии в Вифлееме, то Михей делает вывод, что Он оставит Израиль, пока не родит имеющая родить (см.: 4:9–10) Мессию. Это пророчество исполнилось примерно через 700 лет через праведных Захария и Елисавету, Симеона и Анну, Иосифа и, прежде всего, Марию ( Лк. 1:52:40 ; ср.: Ис. 7:14 ). Ядро нового царства Сиона, сосредоточенное на Мессии, состоит из оставшихся братьев, связанных с Ним не только кровно и исторически, но и духовно. Они возвратятся (слово, обозначающее обращение) из порабощенности греху и примкнут к сынам Израиля (понятие, имеющее религиозный смысл). Христос собрал избранный остаток и начал царствовать с небесного Сиона: Он ниспослал Святого Духа на братьев, собравшихся в горнице, и они перевернули мир ( Лк. 3:16 ; Деян. 2 ). 4 И станет Он (т. е. Мессия вступит в управление Своим народом и Его царствование будет продолжаться вечно; ср.: Пс. 32:11 ; Ис. 14:24 ) и будет пасти, оберегая Свою паству и удовлетворяя все ее потребности, включая потребность в духовной пище ( Ин. 10 ; Евр. 13:20 ; 1Пет. 5:4 ). Он будет править в силе Господней посредством веры, а не посредством человеческих интриг и лжи (ср.: 5:10–15). Его подданные будут жить безопасно, ибо, сокрушив сатану ( Мф. 12:22–29 ; Рим. 16:20 ), Он раздвинет Свое царство до краев земли (4:3–4; Мф. 28:18–20 ; Ин. 17:2 ). Христос дарует Своим избранным жизнь вечную, и никто не может исторгнуть их из Его руки ( Ин. 10:28 ). 5 Михей полагает, что будущие нападения на царство Мессии будут осуществляться ассирийцами (Ассуром), которые были разбиты в 612 г. до н. э., за несколько столетий до прихода Христа. Пророки не обращали внимания на столетия, отделяющие их от исполнения предсказаний, и видели будущие события как живые сцены, которые разыгрывались у них перед глазами. Кроме того, они описывали будущее в категориях, почерпнутых из своего собственного опыта (см.: 4:1; Ис. 25:10 ; Ам. 9:12 ). Под водительством Мессии сообщество праведников выставит семь (совершенное число) пастырей (защитников) и восемь (т. е. более чем достаточно) князей (в оригинале использовано редкое слово, встречающееся в хрониках Саргона для обозначения военачальников). 6 Они, сопастыри Мессии (ср.: 1Пет. 5:1–4 ), мечем будут пасти землю Ассура, которая символизирует всех врагов Божьего царства, все силы зла, которые выступают против Него под руководством Его главного врага – сатаны ( Еф. 4:7–12; 6:10–18 ). Земля Немврода – это Вавилон ( Быт. 10:8–12 ), Рим и Мекка современного Михею языческого мира. Упоминание Вавилона после Ассирии подтверждает сведения, указанные в надписании книги (1:1). Во времена Михея Вавилон подчинялся Ассирии. Позже, в 612 г. до н. э., Нововавилонская империя уничтожила Ассирию, а в 539 г. до н. э. была уничтожена сама. В свете новозаветного учения меч символизирует Божье слово, явленное Святым Духом. 5:7–9 Остаток будет править народами

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

–- «Динариев на двести»: динарий около 20 коп. серебр., двести динарьев около 40 руб. серебр. Такая небольшая сумма, собираемая через пожертвования и хранившаяся в общем ящике (ср. Ин.12:6 . Мф.26:8–9 . Лк.8:3 ), вероятно, в то время была налицо в малом и бедном обществе учеников Господа, и Филипп с некоторыми как будто беспокойством говорит, нужно ли ее употребить на покупку хлеба народу, да если и употребить ее всю, то все же не достанет ее, будет мало (ср. Ин.6:7 ); лучше же, по его мнению, пусть сам народ разойдется по окрестным деревням и селам и купит себе хлеба. – «На зеленой траве»: это было перед пасхой ( Ин.6:2 ), весной. – «Рядами, по сто и по пятидесяти»: для удобства в раздавании чудесно-умноженных хлебов. Мк.6:45–52 . Укрощение бури (см. прим. к Мф.14:22–33 ). «На другую сторону к Вифсаиде», т. е. к прибрежной Вифсаиде, отечеству Апостолов Андрея и Петра: ибо пустыня, в которой совершилось это чудесное насыщение народа, была около другой Вифсаиды (Юлии), так что к Вифсаиде прибрежной от нее нужно было переплывать часть моря или озера Геннисаретского. – «Посреди моря»: усиленное выражение, означающее только то, что лодка была далеко от берега, впрочем, так, что Господу она была видна с берега. – «Чрезвычайно изумлялись и дивились»: новому чуду – хождению по водам Господа вместе с ап. Петром ( Мф.14:28, 31 ) и чудесному укрощению бури. – «Ибо не вразумились» и пр.: причина, почему ученики пришли в такое изумление. Они не вразумились, что Тот, Кто чудесно напитал пятью хлебами такое множество народа, имеет власть и силу творить и такие чудеса, как хождение по водам и укрощение бури. – «Сердце их было окаменено»: причина, почему они не вразумились чудом над хлебами и сейчас сотворенными чудесами. Выражение не значит, что ученики не веровали этим чудесам Господа, или отвергали их чудесный характер, а просто, что они были в том состоянии духа, когда человек не понимает важности и значений совершающихся пред его глазами событий. Впрочем, это окаменение, как видно, недолго продолжалось: ученики поняли скоро величие лица, производящего такие чудеса, и исповедали Его Сыном Божьим ( Мф.14:33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Христе Спасе, славимый на небеси Ангелами и блаженными духами святых человеков! И нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити! Аминь. Слово в Великий пяток Чего теперь ожидаете вы, слушатели, от служителей слова? Нет более слова. Слово, собезначальное Отцу и Духу, рожденное для нашего спасения, начало всякого слова живаго и действеннаго, умолкло, скончалось погребено и запечатано. Дабы вразумительнее и убедительнее сказать человекам пути живота ( Пс.15:11 ), Слово сие преклонило небеса, и облеклось плотию; но человеки не восхотели внимать Слову, растерзали плоть Его; и се взят от земли живот Его ( Ис.53:8 ). Кто же теперь даст нам Слово жизни и спасения? Поспешим исповедать тайну Слова, которая долженствует обезоружить гонителей Его, и которая возвращает Его душам, готовым принять оное. Слово Божие не связуется смертью. Как устное слово человеческое не совсем умирает в ту минуту, когда престает звук его, но паче восприемлет тогда новую силу и, прошед чрез чувство, вселяется в умах и сердцах слышавших, так Ипостасное Слово Божие, Сын Божий, в Своем спасительном вочеловечении, умирая плотию, в то же время исполняет всяческая ( Еф.4:10 ) Своим духом и силою. Посему-то, когда Иисус Христос изнемогает и умолкает на кресте, тогда и небо и земля дают Ему глас свой и умершие проповедуют воскресение Распятого и самое камение вопиет о Нем. И померче солнце, и завеса церковная раздрася, и земля потрясеся, и камение распадеся, и многа телеса усопших святых восташа ( Лк.23:45 ; Мф.27:51,52 ). Христиане! Воплощенное Слово умолкает токмо для того, чтобы сильнее и действеннее глаголать к нам; скрывается для того, чтобы внутреннее вселиться в нас ( Ин.1:14 ); умирает, чтобы даровать нам Свое наследие. Будучи собраны церковью беседовать с умершим Иисусом, слышите живое слово ( Евр.4:12 ) умершего; слышите данное от Него вам завещание! Аз завещаваю вам, якоже завеща Мне Отец Мой царство ( Лк.22:29 ). Но дабы неблаговременные мечтания о величии сего наследия не уклонили взоров наших от преднаписанного пред нами в сии великие дни распятого Иисуса, приметим тщательнее, христиане, что первые наследники Его не обрели по Его кончине иного сокровища, кроме Древа Креста, на котором Он пострадал и умер, и сей токмо крест, в подражательных образах, преподали всем желающим участвовать в наследии царствия. Что сие значит? – То, что как Христу подобаше пострадати, дабы потом внити в славу ( Лк.24:26 ), которую имел Он у Отца, так христианину многими скорбьми подобает внити в царствие ( Деян.14:22 ), которое завещал ему Христос; что как Крест Христов есть дверь царствия для всех, так крест христиан есть ключ царствия для каждого сына царствия. Вот сокращение великого слова крестнаго ( 1Кор.1:18 ), толь необъятного уму, толь удобоприятного вере, толь сильного Богом. Принесем оное, как каплю мира, ко гробу Слова Животворящего.

http://azbyka.ru/propovedi/sbornik-propo...

Если скептически настроенный мир презрительно относится к христианству из-за подобных феноменов, то в данном случае не ради соблазна и юродства креста, а потому, что христиане такими формами выражения сами выставили христианство в смешном виде. «Смех в Духе» Во многих местах Библии говорится о радости. Радость является плодом Духа ( Гал.5:22 ), характерным признаком Царства Божьего ( Рим.14:17 ) и должна быть отличительной чертой всякого последователя Иисуса ( Фил.4:4 ; 1Фес.5:16 ). Радость перед Господом является нашим подкреплением ( Неем.8:10 ); эта радость не зависит от места и внешних обстоятельств ( Ин.16:22 ) и служит признаком исполнения Святым Духом ( Деян.13:52 ). Когда в Библии говорится о «ликовании» или о «веселии», кажется, имеется в виду более высокая степень радости ( Лк.10:21 ; Деян.16:34 ; Откр.19:7 и т.д.). Эта радость возможна и во времена скорби, искушений и гонений ( 1Петр.1:6 ), то есть она не связана с внешним благополучием. «...Которого, не видев, любите и Которого доселе не видя, но веруя в Него, радуетесь радостью неизреченною и преславною» ( 1Петр.1:8 ). Каждый христианин, любящий Господа Иисуса и Его Слово, помнит моменты в своей жизни, когда радость о Господе была такой сильной, что ее невозможно сравнить ни с каким другим чувством. Эта радость может выражаться в смехе, хотя о смехе в Новом Завете говорится лишь в трех местах, причем в двух из них в негативном смысле: «Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете» ( Лк.6:25 ). «Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость – в печаль» ( Иак.4:9 ). Интересно единственное позитивное место: «Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь» ( Лк.6:21 ). Таким образом, при всей радости в Господе кажется, что жизнь последователей Христа более связана со слезами, чем со смехом. Следовательно, основанием нашей радости как состояния сердца является Сам Господь, Его Слово и Его обетования, а также уверенность в прощении грехов. Когда же на харизматических собраниях люди переживают «смех в Духе», создается впечатление, что здесь царит бездуховный, беспричинный, судорожный и порою болезненный смех.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ostorozh...

Но что было предметом одних чаяний для Ветхозаветных праведников, то на самом деле сталось, с пришествием на землю Сына Божия; так как, по слову Апостола, Он через Свое (после смерти) нисшествие в преисподние места земли (ад) и восшествие на высоту (на небо) пленил плен ( Еф.4:8–9 ), под чем, конечно, разуметь следует не что иное, как души уверовавших в Него после Его проповеди во аде ( 1Пет. 3:18–19 ) Ветхозаветных праведников. Он же, кроме того, во время Своей земной жизни, дал в Своем учении твердое и несомненное уверение не только в том, что души не могут быть убиваемы ( Мф.10:28 ) или умирать ( Лк.20:36 ), так как они предназначены для вечной жизни ( Мф.25:46 ), и Бог есть Бог живых, а не мертвых ( Мф.22:32 ), но и в том, что они даже до воскресения своих тел и всеобщего Суда, смотря по своим заслугам, непосредственно после смерти или сподобляются блаженной и, конечно, с полным сознанием соединенной жизни с Богом, или же ведут плачевную и мучительную жизнь, при тяжком сознании и чувстве своего отчуждения от Бога. Последнее ясно подтверждается обещанием Спасителя Своим ученикам идти к Отцу и приготовить им у Него место, чтобы они были там, где Он Сам будет ( Ин.14:2, 3 ), обещанием Его разбойнику, висящему вместе с Ним на кресте: днесь со Мною будеши в рай ( Лк.23:43 ), а также Его притчей о богатом и Лазаре, из коих последний тотчас после смерти был ангелами отнесен радостно на лоно Авраамово, а первый вслед за смертью подвергся во аде томительным мукам, понапрасну ища откуда-либо получить для себя облегчение ( Лк.16:22–26 ) Потому-то и Апостолы, хотя учили, что окончательное воздаяние получат люди после Воскресения и последнего Суда ( 1Кор. 15:51–52, 5:10 ), но к этому присоединяли свое ясное учение и о том, что смерть не только не прекращает душевной жизни человеческой, но, напротив, служит переходом к жизни другой, притом к жизни для душ верующих и праведных несравненно высшей и совершеннейшей, чем жизнь земная, так как она, чего нет при жизни в теле, будет состоять в самом близком единении с Богом. Мне – еже умрети, – пишет ап. Павел, – приобретение есть... желание имый (желаю) разрешитися и со Христом быти ( Флп. 1:21–23 ), вемы бо, аще земная наша храмина тела разорится, создание от Бога имамы храмину нерукотворенну, вечну на небесех. Ибо о сем воздыхаем, в жилище наше небесное облещися желающе ( 2Кор. 5:1–2 ), живуще в теле, отходим от Господа... дерзаем же и благоволим паче отойти от тела и внити ко Господу ( 2Кор. 5:6–8 ). §38. Учение древнеотеческое

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

В картине утомления в ст. 10 и страстной влюбленности и приближающегося разочарования в ст. 11–13 присутствует оттенок любовной снисходительности. В целом отрывок хорошо сочетается с Ос. 1 – 3 и Лк. 13:34–35 . 57:14–21 Бесконечная милость. Повторение таких фраз, как Поднимайте, поднимайте и далее Мир, мир (19) очень характерны для гл. 40 – 66 (ср., напр.: 40:1; 52:1; 65:1); это касается и темы Бога как Спасителя, живо представленной здесь. В ст. 14 Он великий Освободитель. В ст. 15 сочетание смиренных и сокрушенных готовит нас к Мф. 11:28–30 ; Ин. 1:14 . Ст. 16 вторит Быт. 6:3 о снисходительности Господа, а в ст. 17–18 говорится о Его твердом решении даровать незаслуженное и необещанное исправление, выраженное в памятной первой строке ст. 18. 19 Здесь сформулировано обещание милостей, которое вновь появится в Еф. 2:17 как зачаток благовествования язычникам апостола Павла. 20–21 Положение нечестивых здесь видится яснее, чем в 48:22, как результат их собственного отказа от спасения. Только их выбор отделяет Мир, мир ст. 19 от Нет мира в ст. 21 58:1–14 Лицемерие и действительность. Трубный зов Господа (1), обращенный к формалистам, имеет такое же отношение к предыдущему обвинительному акту, какое Рим. 2 имеет к Рим. 1 , а основная тема шире, чем в Евангелиях и в трудах Иакова. В отрицательном плане (1–5) отметим сочетание скрупулезности религиозных изысканий (2, 5) и социальной несправедливости (3б–4), которая казалась естественной для лицемеров любого поколения (ср.: Мф. 23 ; Иак. 4:1–3 ), но отвратительна для Бога (ср.: 1:15). В положительном плане (6–14) обновление практики поста как социальной реформы (6), любовная забота (7) и отказ от пагубной привычки «поднимания перста» (9) предваряют творческий подход к закону нашего Господа. 9 Обещание Тогда ты воззовешь… напоминает об оставшихся без ответа молитвах ст. 3 (ср.: Иак. 4:3,8–10 ). А его богатое развитие в ст. 9б–12 – это выражение принципа, упомянутого в Мф. 7:2 : «…какою мерою мерите, такою и вам будут мерить». 11 Удивительно поэтичный образ напоенного водою сада повторяется в Иер. 31:12 . Целая череда метафор в ст. 10–12 отдает должное поучению. 13–14 Здесь говорится о точном и радостном исполнении субботы, которого и ждет Господь. Если пост предоставлял возможность проявить любовь к ближнему, то хранение субботы прежде всего выражало нашу любовь к Богу (хотя и предшествующий отрывок, и отношение к субботе Иисуса настоятельно подчеркивают, что человек важней субботы). Это была аскеза (13а) и упражнение в самодисциплинировании, помогающие стать выше обыденности (13б). Таким высоко духовным людям Бог может ниспослать великие дары (14).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010